Оглавление.
Оглавление.
Введение
Глава 1. Инновации в российском бизнесе
Глава 2. Инновации за рубежом
Глава 3. Государственная политика Российской Федерации в сфере науки и инновационного бизнеса
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение
Российская практика убеждает, что инновационный менеджмент — дело сравнительно новое для предпринимательских кругов России.
Причина данной особенности российского бизнеса связана с тем, что введение всего нового, в том числе инноваций в сфере менеджмента продолжительное время осуществлялось при активной роли государства.
Решающую роль в кризисных условиях имеет использование всего потенциала фирмы, рациональной организации и управления предприятием. В новой обстановке многие российские предприниматели осознали, что необходимы инновационные, принципиально новые методы управления людьми и управления деятельностью организации в целом, что непосредственно зависит от профессионального уровня менеджеров, используемых ими приемов и методов управления.
Россия в данный момент находится в сложных экономических, социальных и технических условиях. Во многих сферах народного хозяйства положение можно без преувеличения назвать кризисным. Причин этому множество – и долгое развитие в условиях административно-командной системы, и попытка организовать резкий плохо подготовленный переход к рыночным условиям, и сложности развития малого предпринимательства в стране, а также многое другое. После распада Советского Союза в России начались кардинальные преобразования, затрагивающие все сферы деятельности, не исключая, разумеется, и такую важную, как научно-техническая политика. Проблема эффективного использования инноваций не только не исчезает в ходе реформ, но напротив – становится всё острее с течением времени и увеличением отставания России от передовых стран мира. В жёстких условиях кризиса, технической и технологической отсталости необходима чёткая и эффективная работа государства в сфере инновационных преобразований. Для успешного выхода из сложной ситуации и преодоления (сокращения) лага, образовавшегося в развитии нашей страны и передовых государств, государственная политика в сфере инноваций играет главнейшую роль. Кризис в развитии науки, техники, технологий не только тормозит развитие отраслей, связанных с научно-техническим прогрессом, но и не создаёт базы для развития иных отраслей хозяйства, что приводит к совокупному отставанию страны от развитых стран. Для преодоления этого кризиса государство должно работать в двух основных направлениях:
1. Развитие и усиление научно-технического потенциала в общегосударственном масштабе.
2. Поддержка частного сектора инновационного предпринимательства.
Целью данной работы является изучение деятельности государства, направленной на преодоление кризиса инновационной сферы, рассмотрение государственной научно-технической политики и программ содействия инновационному предпринимательству, которое самостоятельно не может решить всех проблем, стоящих перед ним, во многих вопросах требуется поддержка государства. Для этого сначала рассмотрим место инноваций в российском бизнесе, затем их роль за рубежом. И, наконец, проанализируем деятельность государства в сфере научно-технической политики и поддержки частного инновационного бизнеса.
Инновационный менеджмент сделал возможным внедрение новшеств, ранее остававшихся вне сферы рассмотрения руководителями российских организаций. Ранее стремление к нововведениям оставалось часто на уровне сотрудников организаций и не приветствовалось руководством, а иногда и резко им отвергалось. Именно нежелание идти на конфликт с руководством диктовало то, что идеи, возникающие в процессе работы сотрудников, высказывались ими в коллективе, но не воплощались в жизнь. Критическая ситуация, сложившаяся в российском бизнесе в настоящее время, сделала возможным то, что руководство теперь все чаще не просто прислушивается к мнению сотрудников, которых оно считает достаточно компетентными, но и поощряет введение инноваций в деятельность организации. Крупные же организации нередко создают успешно функционирующие отделы развития и разработки новых проектов. Основным товаром на рынке новшеств является продукт научной и интеллектуальной деятельности, на который в соответствии с законодательством распространяются авторские и иные права. Инновационная деятельность нацелена на практическое использование этого научно-технического и интеллектуального потенциала для получения нового или улучшения существующего продукта, рационализации способа его производства и удовлетворения потребностей общества в конкурентоспособных товарах и услугах, а также совершенствования обслуживания.
Руководители российских организации сегодня, как правило, осознали, что процесс реализации новшеств, внедрения новых изобретений требует затрат различных ресурсов, среди которых основными являются инвестиции и время. Все инновации в конечном итоге имеют целью повышение эффективности, снижение затрат и получение прибыли. Поэтому к новым проектам следует подходить со всей серьезностью, осторожностью и в первую очередь максимально точно рассчитать, насколько оправдают себя инновационные расходы, приживется ли данное нововведение и способно ли оно стать конкурентоспособным. Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо правильно оценить собственные внутренние ресурсы, все возможности и провести детальный маркетинг, изучить рынок потребителей и конкурентов. Так, вводя на рынок новый товар или услугу, очень важно заранее продумать и представить себе весь жизненный цикл продукта: исследование, разработка, изготовление, реализация; эксплуатация и потребление. Перед тем, как, скажем, выпускать новый печатный продукт, следует разработать структуру будущего издания, способы и возможности изготовления, пути и способы реализации, предполагаемый спрос, необходимые затраты и тщательно проанализировать все, что связано с выпуском нового издания.
Глава 1. Инновации в российском бизнесе
В чем же заключается сам инновационный процесс в российском бизнесе? Дело в том, что наряду с изменениями в сфере управления компаниями проходят инновационные изменения в функционировании российского бизнеса благодаря процессу, состоящему в получении и коммерциализации изобретений, новых технологий, видов продукции и услуг, оригинальных решений производственного, финансового и административного характера, а также других результатов интеллектуальной деятельности. Обычный инновационный процесс можно подразделить на несколько стадий. На первом этапе используются фундаментальные исследования, которые проводятся в высших учебных заведениях, отраслевых специализированных институтах, лабораториях и в основном финансируются из государственного бюджета на безвозвратной основе. Сейчас с этим туго. На втором этапе проводятся исследования прикладного характера, здесь инвестором может выступать заказчик, именно с этого этапа возникает возможность риска потери вложенных средств, так как результат прикладных исследований может быть нулевым или даже отрицательным. На третьем этапе осуществляются опытно-конструкторские и экспериментальные разработки. Далее осуществляется процесс коммерциализации от запуска в производство и выхода на рынок и затем по основным этапам жизненного цикла товара. На этапе вывода товара на рынок требуются особенно большие затраты и в связи с необходимостью создания или расширения производственных мощностей, подготовки персонала, расширения рекламной деятельности и т.д. На этом этапе инновационного процесса реакция рынка на нововведения еще не определена и риски отторжения весьма вероятны, поэтому инвестиции продолжают носить рисковый характер. Для осуществления роста объемов производства, расширения рынка сбыта, повышения конкурентоспособности и обеспечения условий возврата или окупаемости рискоинвестиций на данном этапе инвестиционного процесса обычно проводится эмиссия ценных бумаг, которая позволяет привлечь дополнительные средства, обеспечить их прибыльное использование при условии поддержания конкурентоспособности продукции, услуги и организации в целом.
Можно назвать реактивные инновации, то есть инновации, обеспечивающие выживание фирмы, как реакцию на новые преобразования, осуществляемые конкурентом, чтобы было возможным продолжать борьбу на рынке. Есть и стратегические инновации, представляющие собой нововведения, внедрение которых носит упреждающий характер с целью получения решающих конкурентных преимуществ в перспективе. По предмету и сфере приложения инноваций они подразделяются на продуктовые, то есть новые продукты и услуги; рыночные — инновации, открывающие новые сферы применений продукта и позволяющие реализовать услугу на новых рынках; инновации-процессы, то есть технологии, а также организация производства и управленческие процессы. По характеру удовлетворяемых потребностей инновация могут быть ориентированы на существенные потребности или на формирование новых. Типизация инноваций по указанным признакам позволяет осуществить привязку к типу инноваций того или иного типа стратегии; создавать экономические механизмы и формы управления в зависимости от типа инноваций, то есть организационно-экономический механизм, являющийся подсистемой инновационной стратегии; определять положение, формы реализации и продвижения продукта, которые также будут неодинаковы в зависимости от различных типов инноваций.
В настоящий момент резко обостряется конкуренция и повышаются требования потребителей, поэтому именно постоянные нововведения могут стать одним из факторов преуспевания. Следует поэтому непрерывно улучшать и преобразовывать свои возможности, а также совершенствовать сами управленческие процессы. Поиск эффективных организационных форм управления нововведениями связан с выделением и обособлением подразделений, занимающихся нововведениями и долгосрочными проблемами развития компании, а также с необходимостью создания механизма интеграции и координации деятельности, взаимодействия в ходе разработки и внедрения нововведений.
Исходя из российской практики можно отметить внимание, которое уделяется руководителями предприятий исследованию инвестиционных возможностей компаний. Управление инвестиционными рисками и изучение инвестиционной сферы является необходимым условием окупаемости и прибыльности инвестиций.
Если ранее инвестиции оставались прерогативой государства, то на сегодняшний день инвестиции являются важной частью функционирования и развития российского бизнеса. В настоящий момент источниками инвестиций могут быть как собственные финансовые средства, так и ассигнования из федерального или местных бюджетов, иностранные инвестиции, а также различные формы заемных средств, в том числе кредиты.
Глава 2. Инновации за рубежом
Инновационный потенциал организации складывается из факторов, дающих оценку состояния ее внутренней среды, характеризующих ее конкурентоспособность и конкурентные преимущества, и из факторов внешней среды, которые как бы определяют привлекательность инновационного рынка для организации. И здесь инновационные возможности, предоставляемые организации ее внешней средой, во многом зависят от инновационной политики государства. Огромные затраты на НИОКР, риск при их проведении, необходимость определения приоритетных направлений развития, формирование инфраструктуры для инновационной деятельности, координация деятельности государственного и частного сектора, разработка новых и пересмотр действующих законодательных актов; способствующих активизации инновационного процесса, — все это требует государственных гарантий, финансирования, организационной и информационной помощи. государство является одним из важнейших внешних факторов, от которого во многом зависят инновационные возможности организации.
Ситуация, сложившаяся сейчас в российской инновационной сфере, однозначно определяется как кризисная. С одной стороны, она характеризуется наличием проблем инфраструктурного обеспечения инновационных процессов с учетом новой экономической ситуации, а с другой — отсутствием механизма стимулирования высокой активности участников инновационных процессов, инновационной восприимчивости товаропроизводителей, прежде всего ведущих отраслей промышленности, формирования рынка инновационных продуктов, государственных гарантий стабильности в сфере интеллектуального труда и производства;
Инновационный кризис протекает в условиях общего кризиса, т.е. в условиях принципиальных изменений характера производственных отношений, изменений мотивации к труду, все это усугубляется социально-экономической и политической нестабильностью в обществе. Единственный выход из сложившейся ситуации – структурная перестройка промышленного производства, основанная на передовых технологиях и смешанных формах собственности.
В настоящее время отраслевую структуру экономики России западные специалисты характеризуют как типичную для развивающейся (а не экономически зрелой страны). Основным признаком отсталости считается высокий удельный вес тяжёлой промышленности и низкий вес сферы услуг, современных отраслей машиностроения, приборостроения и др.
Устаревшие производственные мощности, огромные монополизированные государственные предприятия — все это порождает трудности для структурной перестройки. Она должна быть направлена на внедрение передовой технологии в области использования: новых материалов, предназначенных для замены традиционных (синтезированные металлопластики, керамика и т. д.); передовой биотехнологии, основанной на широком использовании микроорганизмов; агрономии и биоагрокультуры; оптической технология (оптроники); телематики (электронная почта при сохранении конфиденциальности); микроэлектроники и создания искусственного интеллекта. Успехов в этом направлении в России можно достичь только на уровне государственной антикризисной инновационной политики, поскольку предприятия не способны добиться таких изменений самостоятельно.
Изучение опыта экономически развитых стран по созданию механизма государственного регулирования научно-технического развития является позитивным фактором в преодолении инновационного кризиса в нашей стране.
Осуществление научно-технической политики США базируется на хорошо развитой институциональной структуре. Основными рычагами федерального правительства в стимулировании НИОКР являются два крупных межведомственных органа — Американский научный фонд, координирующий направления фундаментальных исследований, и Американский научный совет, представляющий интересы промышленности и университетов в научно-технической политике. Важнейшую роль в осуществлении государственных исследовательских программ играют Министерство обороны и Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА). Другие министерства и государственные организации (Министерство энергетики, Национальный институт здравоохранения, Национальное бюро стандартов и др.) также оказывают содействие в стимулировании НИОКР, но только в пределах отраслевых программ.
Особенностью американской структуры управления научно-техническим прогрессом является тесное взаимодействие государства и частного бизнеса. Значителен удельный вес смешанных, финансируемых за счет государственных и частных источников, организаций. Среди них Национальный центр промышленных исследований, Национальная академия и Американская ассоциация содействия развитию науки, основная задача которых заключается в поисках путей повышения научно-технического и экономического потенциала страны. Одно из направлений реализации этой задачи — эффективное использование уже накопленного арсенала достижений, изобретений и нововведений, В ходе выполнения федеральных программ и контрактов, и передача их для внедрения в частный сектор.
Особое внимание в США с конца 80-х и начала 90-х годов уделяется передаче федеральных технологий — технологическому трансферту. Заинтересованность федерального правительства и частного сектора в трансферте огромна, так как проведенные в США исследования показали, что один доллар, потраченный на фундаментальные исследования, дает отдачу в размере двух долларов через шесть-семь лет, а от передачи технологии можно получить экономический эффект в соотношении 20:1 и выше и результаты могут быть достигнуты иногда уже в течение нескольких дней.
Технологический трансферт способствует расширению объема продаж и рынков сбыта; созданию новой, более совершенной техники и технологии; сокращению стоимости производства; стимулированию теоретических и прикладных исследований, которые ранее считались практически не выполнимыми; сокращению сроков проведения НИОКР и внедрения новой техники; повышению производительности труда; сокращению издержек производства; повышению качества и расширению границ применения полученной ранее техники и технологий; улучшению организации производства; повышению квалификации кадров.
В США действует Закон о передаче федеральной технологии, принятый в 1986 г., который в 90-е годы был подкреплен рядом законодательных актов по стимулированию такой передачи, где были пересмотрены положения по охране авторских прав на федеральную технологию, расширены масштабы лицензирования, разработаны мероприятия, направленные на повышение материальной заинтересованности ученых и инженеров от внедрения технологии.
В Японии вопросами инновационной политики государства занимаются высшие государственные органы власти. Премьер-министр Японии возглавляет Совет по делам науки. В его состав входят руководители ряда министерств, а также представители крупнейших частных промышленных корпораций. Совет по делам науки формулирует стратегическую линию научно-технического развития страны и определяет размеры расходов на НИОКР из государственного бюджета, Управление по науке и технике осуществляет разработку и реализацию наиболее крупных национальных программ (космические исследования, разработка аппаратуры для ядерных реакторов и др.). В его рамках функционирует Японская корпорация развития исследований, занимающаяся поддержкой новых наукоемких фирм.
Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП) играет ключевую роль в разработке промышленных НИОКР и их внедрении. Контроль за выполнением конкретных направлений работ осуществляется Управлением по науке и технике. Под эгидой МВТП находится и Японская ассоциация промышленной технологии, которая занимается экспортом и импортом лицензий. Управление национальной обороны стимулирует некоторые исследования в ракето- и авиастроении, а также электронной промышленности, имеющие как военное, так и гражданское применение.
Механизм, с помощью которого японское государство реализует свою инновационную политику, достаточно прост. После определения приоритетного направления исследований МВТП предлагает всем крупным корпорациям с соответствующим производственным профилем принять участие в реализации программы. Министерство предоставляет корпорациям свои научные лаборатории, «подключает» к исследованиям ведущих ученых и специалистов из университетов, однако не оказывает сколько-нибудь существенной финансовой поддержки. Основные же затраты, связанные с проведением НИОКР, коллективно осуществляют корпорации-участницы. Результаты исследований и разработок, а также ноу-хау сообщаются всем заинтересованным компаниям. Японское правительство не выделяет значительных средств на финансирование промышленных НИОКР, равно как и не гарантирует компаниям рынков сбыта для новой продукции, но оно принимает протекционистские меры для защиты национального рынка и тем самым помогает корпорациям «встать на ноги» на передовых направлениях НТП. Поэтому японские производители наукоемкой продукции на внутреннем рынке практически не испытывают давления со стороны иностранных конкурентов.
Самым серьезным изменением, происшедшим в концепции государственного регулирования НТП Японии в 80-е годы, было намерение правительства этой страны уже в ближайшее десятилетие вывести ее в мировые лидеры в новейших, еще окончательно не сформированных отраслях и производствах (новые материалы, микроэлектроника, биотехнология, оптроника).
Инновационная политика западноевропейских стран базируется на стимулировании «национальных чемпионов» - небольшого числа крупных корпораций, способных конкурировать с ведущими фирмами США и Японии. Им достается основная часть государственных средств на промышленные НИОКР. Так, в Великобритании более 80% государственных дотаций на проведение исследований и разработок в микроэлектронике приходилось на пять фирм [3]. Однако концентрация финансовых ресурсов на проведение НИОКР и «банка идей» в руках небольшой группы крупнейших корпораций, по мнению С. Вудса, привела к ослаблению конкурентной борьбы внутри отраслей и затормозила распространение передовых технологий и разработок в другие отрасли экономики. Результатом такой политики явилось явное отставание западноевропейских производителей от передовых корпораций США и Японии.
Одной из главных особенностей западноевропейской научно-технической политики начиная с 80-х годов стало государственное регулирование крупномасштабных программ на международном (преимущественно межевропейском) уровне. Совет ЕС стал играть все более заметную роль в координации научно-технического развития стран, входящих в ЕС, особенно в новейших отраслях.
Здесь выделяются три основные причины переноса западноевропейской инновационной политики на общеевропейский уровень [3]. Во-первых, к началу 80-х годов национальный научный и финансовый потенциал в значительной степени оказался исчерпанным. Для мобилизации дополнительных ресурсов и получения ноу-хау необходимо было развивать международную кооперацию. Во-вторых, принятые программы на национальном уровне оказались неэффективными из-за небольших размеров рынка. В-третьих, конкурентные позиции европейской промышленности (особенно в микроэлектронике) еще более ухудшились.
Глава 3. Государственная политика Российской Федерации в сфере науки и инновационного бизнеса
Работа государства в сфере поддержки и развития научного потенциала страны ведётся в двух направлениях:
1. Государственная научно-техническая политика.
2. Поддержка инновационных фирм.
Рассмотрим оба эти направления на примере Российской Федерации.
Основные цели и принципы государственной научно-технической политики:
Основными целями государственной научно-технической
политики являются развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно - технического потенциала, увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства, реализацию важнейших социальных задач, обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции, улучшение экологической обстановки и защиты информационных ресурсов государства, укрепление обороноспособности государства и безопасности личности, общества и государства, упрочение взаимосвязи науки и образования.
Государственная научно-техническая политика осуществляется исходя из следующих основных принципов:
-признание науки социально значимой отраслью, определяющей уровень развития производительных сил государства;
-гласность и использование различных форм общественных обсуждений при выборе приоритетных направлений развития науки и техники и экспертизе научных и научно-технических программ и проектов, реализация которых осуществляется на основе конкурсов;
-гарантия приоритетного развития фундаментальных научных исследований;
-интеграция научной, научно-технической и образовательной деятельности на основе различных форм участия работников,
-аспирантов и студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования в научных исследованиях и экспериментальных разработках посредством создания учебно-научных комплексов на базе образовательных учреждений высшего профессионального образования, научных организаций академий наук, имеющих государственный статус, а также научных организаций министерств и иных федеральных органов исполнительной власти;
-поддержка конкуренции и предпринимательской деятельности в области науки и техники;
-концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники;
-стимулирование научной, научно - технической и инновационной деятельности через систему экономических и иных льгот;
-развитие научной, научно - технической и инновационной деятельности посредством создания системы государственных научных центров и других структур;
-стимулирование научной, научно - технической и инновационной деятельности субъектов Российской Федерации и интеграция их научно - технического потенциала;
-развитие международного научного и научно-технического сотрудничества Российской Федерации.
Направления государственной научно - технической политики на среднесрочный и долгосрочный периоды определяются Президентом Российской Федерации на основе специального доклада Правительства Российской Федерации, формируемого с учетом предложений субъектов Российской Федерации.
Законодательный орган государственной власти Российской Федерации ежегодно в соответствии с посланием Президента Российской Федерации о положении в Российской Федерации и предложениями Правительства Российской Федерации определяет при утверждении федерального бюджета годовые объемы средств, выделяемых для выполнения федеральных научно-технических программ и проектов, объем финансирования научных организаций и размер средств, направляемых в федеральные фонды поддержки научной и (или) научно-технической деятельности, а также систему
экономических льгот, стимулирующих эту деятельность.
Определение основных направлений государственной научно- технической политики, научно-техническое прогнозирование, выбор приоритетных направлений развития науки и техники, разработка рекомендаций и предложений о реализации научных и научно- технических программ и проектов, об использовании достижений науки и техники осуществляются в условиях гласности, с использованием различных форм общественных обсуждений, экспертиз и конкурсов.
Государственная научно-техническая политика в отношении отраслей разрабатывается и реализуется соответствующими органами исполнительной власти с привлечением хозяйствующих субъектов и их объединений с учетом единой государственной научно-технической политики.
Государственная научно-техническая политика субъектов Российской Федерации формируется и проводится при взаимодействии органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Государственная научно - техническая политика на региональном уровне разрабатывается и реализуется органами государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом единой государственной научно - технической политики и интересов регионов.
Органы государственной власти содействуют сохранению высокого уровня научно-технического потенциала организаций, выпускающих продукцию оборонного назначения, и других организаций в условиях конверсии, оказывают экономическую, организационную, социальную и иную поддержку их научным коллективам.
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за выполнение работ по федеральной научной и (или) научно- технической программе, осуществляет по отношению к организациям оборонных отраслей, работающим по указанной программе, функции государственного заказчика и обеспечивает необходимые меры по их государственной поддержке.
Для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок было принято постановление об образовании специальных внебюджетных фондов, которые и были созданы:
-Министерство науки и технологий Российской Федерации - российский фонд технологического развития;
-федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти - фонды финансирования научных исследований и экспериментальных разработок соответствующих федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти;
-коммерческие организации - фонды финансирования научных исследований и экспериментальных разработок соответствующих коммерческих организаций.
Теперь перейдём к государственной политике поддержки инновационного предпринимательства.
Государство пытается создать особые условия для привлечения инвестиций в инновационную сферу.
В целях создания условий, способствующих привлечению инвестиций в инновационную сферу, усиления государственного воздействия на процессы реформирования инновационного потенциала Правительство Российской Федерации постановило:
Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации предусматривать на 1999 и последующие годы ассигнования на финансовую поддержку инновационных проектов, реализующих нового вида продукцию и/или технологии, за счет кредитов, предоставляемых Российской Федерации международными финансовыми организациями и правительствами иностранных государств.
Министерству экономики Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации разработать порядок использования предоставляемых Российской Федерации международными организациями и правительствами иностранных государств кредитов для поддержки инновационной деятельности и в 2-месячный срок представить проект в Правительство Российской Федерации.
Министерству науки и технологий Российской Федерации предусмотреть в 1998 году финансирование на конкурсной основе работ по созданию и развитию инновационно-технологических центров в рамках межведомственной программы Министерства науки и технологий Российской Федерации и Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации по активизации инновационной деятельности в научно - технической сфере в пределах предусматриваемых в федеральном бюджете средств на фундаментальные исследования и содействие научно - техническому прогрессу.
Министерству экономики Российской Федерации при формировании федеральных инвестиционных программ предусматривать на 1999 и последующие годы лимиты государственных инвестиций по разделу "Наука" в размере не менее 5 процентов общего объема государственных инвестиций.
Принять предложение Министерства науки и технологий Российской Федерации, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и Федерального фонда производственных инноваций о разработке системы высокорискового финансирования инновационных наукоемких проектов.
Министерству науки и технологий Российской Федерации, Министерству экономики Российской Федерации совместно с Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно - технической сфере и Федеральным фондом производственных инноваций по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации разработать механизм участия государства в системе высокорискового финансирования инновационных наукоемких проектов, включая меры регулирования и контроля.
Было принято также постановление о поддержке инновационной деятельности предприятий малого бизнеса.
В целях дальнейшего развития малого предпринимательства в сфере материального производства, содействия инновационной деятельности и обеспечения устойчивого функционирования малых предприятий как одного из факторов стабилизации экономики страны в целом Правительство Российской Федерации постановило:
Считать государственную поддержку малых предприятий в сфере материального производства и содействие их инновационной деятельности одним из важнейших направлений деятельности федеральных органов исполнительной власти.
Государственная поддержка оказывается в приоритетном порядке малым предприятиям, осуществляющим производственную и инновационную деятельность в следующих отраслях:
-машиностроение и металлообработка;
-микробиологическая, медицинская и биотехнологическая отрасли промышленности;
-электронная промышленность;
-деревообрабатывающая промышленность;
-стройиндустрия (промышленность строительных материалов и строительство);
-пищевая промышленность, переработка, хранение и упаковка сельскохозяйственной и пищевой продукции;
-производство товаров народного потребления.
Министерству Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Министерству экономики Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству Российской Федерации по налогам и сборам, Министерству науки и технологий Российской Федерации совместно с другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечивать в первоочередном порядке выполнение мероприятий, ориентированных на поддержку малых предприятий в сфере материального производства и содействие их инновационной деятельности.
Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональным общественным объединения предпринимателей при осуществлении мер по развитию и государственной поддержке малых предприятий в сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности предусматривать мероприятия по созданию специализированных лизинговых компаний и финансовых институтов венчурного инвестирования малых предприятий.
Комплекс мер по развитию и государственной поддержке малых предприятий в сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности
---T-------------------------------T---------------T-------------¬
¦ ¦ Содержание мероприятий ¦ Исполнитель ¦ Срок ¦
¦ ¦ ¦ ¦ исполнения ¦
+--+-------------------------------+---------------+-------------+
¦ I. Меры по созданию условий, стимулирующих устойчивую ¦
¦ деятельность малых предприятий ¦
+--T-------------------------------T---------------T-------------+
¦ 1¦При подготовке проекта новой¦МАП России ¦I квартал ¦
¦ ¦редакции Федерального закона "О¦Минэкономики ¦2000 г. ¦
¦ ¦государственной поддержке¦России ¦ ¦
¦ ¦малого предпринимательства в¦Минфин России ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации"¦Миннауки России¦ ¦
¦ ¦предусмотреть, в частности: ¦Фонд содействия¦ ¦
¦ ¦ ¦развитию малых¦ ¦
¦ ¦а) уточнение критериев¦форм предприя- ¦ ¦
¦ ¦ отнесения коммерческих¦тий в научно - ¦ ¦
¦ ¦ организаций к субъектам¦технической ¦ ¦
¦ ¦ малого предпринимательства,¦сфере ¦ ¦
¦ ¦ в том числе сохранение на¦ ¦ ¦
¦ ¦ срок до конца финансового¦ ¦ ¦
¦ ¦ года статуса субъекта¦ ¦ ¦
¦ ¦ малого предпринимательства¦ ¦ ¦
¦ ¦ за коммерческими¦ ¦ ¦
¦ ¦ организациями, которые при¦ ¦ ¦
¦ ¦ наращивании производства¦ ¦ ¦
¦ ¦ превысили установленную¦ ¦ ¦
¦ ¦ законом предельную¦ ¦ ¦
¦ ¦ численность работающих, за¦ ¦ ¦
¦ ¦ исключением случаев¦ ¦ ¦
¦ ¦ увеличения численности¦ ¦ ¦
¦ ¦ работающих при наращивании¦ ¦ ¦
¦ ¦ производства, ¦ ¦ ¦
¦ ¦ осуществляемого в результате¦ ¦ ¦
¦ ¦ реорганизации предприятий в¦ ¦ ¦
¦ ¦ форме слияния или¦ ¦ ¦
¦ ¦ присоединения; ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦б) механизм привлечения¦ ¦ ¦
¦ ¦ субъектов малого¦ ¦ ¦
¦ ¦ предпринимательства к¦ ¦ ¦
¦ ¦ размещению заказов на¦ ¦ ¦
¦ ¦ поставки продукции для¦ ¦ ¦
¦ ¦ государственных нужд ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 2¦Подготовить предложения о¦Минфин России ¦I квартал ¦
¦ ¦внесении изменений и дополнений¦МАП России ¦2000 г. ¦
¦ ¦в Закон Российской Федерации "О¦Минэкономики ¦ ¦
¦ ¦налоге на прибыль предприятий и¦России ¦ ¦
¦ ¦организаций" по уточнению¦МНС России ¦ ¦
¦ ¦перечня отраслей сферы¦Миннауки ¦ ¦
¦ ¦материального производства и¦России ¦ ¦
¦ ¦инновационной деятельности, по¦ ¦ ¦
¦ ¦которым предусмотрено льготное¦ ¦ ¦
¦ ¦налогообложение малых¦ ¦ ¦
¦ ¦предприятий ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 3¦Разработать предложения об¦Минфин России ¦I квартал ¦
¦ ¦упрощении порядка¦МАП России ¦2000 г. ¦
¦ ¦предоставления инвестиционного¦Минэкономики ¦ ¦
¦ ¦налогового кредита субъектам¦России ¦ ¦
¦ ¦малого предпринимательства,¦Миннауки России¦ ¦
¦ ¦осуществляющим деятельность в¦МНС России ¦ ¦
¦ ¦сфере материального¦ ¦ ¦
¦ ¦производства, научно -¦ ¦ ¦
¦ ¦технической и инновационной¦ ¦ ¦
¦ ¦сферах ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 4¦Разработать предложения о¦Минторг России ¦I квартал ¦
¦ ¦поддержке малого¦Минсодружество ¦2000 г. ¦
¦ ¦предпринимательства в рамках¦России ¦ ¦
¦ ¦торгово - экономического¦МАП России ¦ ¦
¦ ¦сотрудничества России с¦Минэкономики ¦ ¦
¦ ¦зарубежными странами ¦России ¦ ¦
¦ ¦ ¦Российское ¦ ¦
¦ ¦ ¦агентство под- ¦ ¦
¦ ¦ ¦держки малого и¦ ¦
¦ ¦ ¦среднего бизне-¦ ¦
¦ ¦ ¦са ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 5¦Разработать методические¦Минэкономики ¦II квартал ¦
¦ ¦рекомендации по проведению¦России ¦2000 г. ¦
¦ ¦конкурсов на размещение заказов¦МАП России ¦ ¦
¦ ¦на поставки продукции (услуг)¦ ¦ ¦
¦ ¦для государственных нужд с¦ ¦ ¦
¦ ¦участием субъектов малого¦ ¦ ¦
¦ ¦предпринимательства ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 6¦Разработать методические¦МАП России ¦II квартал ¦
¦ ¦рекомендации по привлечению¦Минэкономики ¦2000 г. ¦
¦ ¦малых предприятий к поставкам¦России ¦ ¦
¦ ¦продукции (услуг) для¦ ¦ ¦
¦ ¦муниципальных нужд ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 7¦Подготовить предложения о¦МАП России ¦II квартал ¦
¦ ¦предоставлении государственными¦Госкомстат ¦2000 г. ¦
¦ ¦заказчиками сведений в составе¦России ¦ ¦
¦ ¦статистической отчетности об¦Минэкономики ¦ ¦
¦ ¦участии субъектов малого¦России ¦ ¦
¦ ¦предпринимательства в¦Миннауки России¦ ¦
¦ ¦использовании средств на¦Минторг России¦ ¦
¦ ¦поставки (закупки) товаров,¦ ¦ ¦
¦ ¦работ и услуг для¦ ¦ ¦
¦ ¦государственных нужд ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 8¦Подготовить порядок¦МАП России ¦II квартал ¦
¦ ¦аккредитации и ведения перечня¦Федеральный ¦2000 г. ¦
¦ ¦малых предприятий, способных по¦фонд поддержки ¦ ¦
¦ ¦своим экономическим и¦малого предпри-¦ ¦
¦ ¦производственным показателям¦нимательства ¦ ¦
¦ ¦участвовать в размещении¦Минэкономики ¦ ¦
¦ ¦заказов на поставки продукции¦России ¦ ¦
¦ ¦(услуг) для государственных¦ ¦ ¦
¦ ¦нужд ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 9¦Оказать методологическое¦Минэкономики ¦IV квартал ¦
¦ ¦содействие в реализации¦России ¦2000 г. ¦
¦ ¦пилотного проекта по¦МАП России ¦ ¦
¦ ¦информационной поддержке малых¦Российское ¦ ¦
¦ ¦предприятий, включая¦агентство под- ¦ ¦
¦ ¦консалтинг, методическое¦держки малого и¦ ¦
¦ ¦обеспечение, банки данных, с¦среднего бизне-¦ ¦
¦ ¦использованием системы¦са ¦ ¦
¦ ¦электронного информационного¦ ¦ ¦
¦ ¦обмена сети региональных¦ ¦ ¦
¦ ¦агентств поддержки малого¦ ¦ ¦
¦ ¦предпринимательства "СИОРА" на¦ ¦ ¦
¦ ¦базе глобальной сети Интернет ¦ ¦ ¦
+--+-------------------------------+---------------+-------------+
¦ II. Меры по активизации использования возможностей малого ¦
¦ предпринимательства в реструктуризации предприятий. Развитие ¦
¦ взаимодействия крупного производства с малыми предприятиями ¦
+--T-------------------------------T---------------T-------------+
¦10¦Разработать методические¦Минэкономики ¦II квартал ¦
¦ ¦рекомендации по взаимодействию¦России ¦2000 г. ¦
¦ ¦крупных предприятий с малыми¦Миннауки России¦ ¦
¦ ¦предприятиями (управление,¦МАП России ¦ ¦
¦ ¦кадровая политика и др.) ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦11¦Разработать предложения о¦Миннауки России¦II квартал ¦
¦ ¦создании базовых региональных и¦Минэкономики ¦2000 г. ¦
¦ ¦межрегиональных инновационно -¦России ¦ ¦
¦ ¦технологических центров¦ ¦ ¦
¦ ¦передачи технологий для¦ ¦ ¦
¦ ¦обеспечения связи малых¦ ¦ ¦
¦ ¦предприятий с крупными¦ ¦ ¦
¦ ¦предприятиями ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦12¦Разработать и внедрить пилотный¦администрация ¦2000 - 2001 ¦
¦ ¦проект "Программа¦Самарской об- ¦годы ¦
¦ ¦взаимодействия малых и крупных¦ласти ¦ ¦
¦ ¦предприятий по организации¦Минэкономики ¦ ¦
¦ ¦современной автопромышленной¦России ¦ ¦
¦ ¦зоны в Самарской области" ¦МАП России ¦ ¦
¦ ¦ ¦Поволжское от- ¦ ¦
¦ ¦ ¦деление Россий-¦ ¦
¦ ¦ ¦ской инженерной¦ ¦
¦ ¦ ¦академии ¦ ¦
¦ ¦ ¦Государственный¦ ¦
¦ ¦ ¦специализиро- ¦ ¦
¦ ¦ ¦ванный фонд ¦ ¦
¦ ¦ ¦поддержки малых¦ ¦
¦ ¦ ¦предприятий - ¦ ¦
¦ ¦ ¦производителей ¦ ¦
¦ ¦ ¦промышленной ¦ ¦
¦ ¦ ¦продукции "Со- ¦ ¦
¦ ¦ ¦действие" ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦13¦Разработка и организация¦администрации ¦2000 - 2001 ¦
¦ ¦проекта по созданию центра¦Красноярского ¦годы ¦
¦ ¦наукоемких технологий и бизнес¦края, ¦ ¦
¦ ¦- инкубатора на¦г. Красноярска,¦ ¦
¦ ¦производственных площадях¦г. Сарова и г. ¦ ¦
¦ ¦открытых акционерных обществ¦Снежинска ¦ ¦
¦ ¦"КРАМЗ" и "Судостроительный¦Миннауки России¦ ¦
¦ ¦завод" (г. Красноярск), а также¦Морозовский ¦ ¦
¦ ¦ВНИИ экспериментальной физики¦бизнес - хол- ¦ ¦
¦ ¦(г. Саров) и ВНИИ теоретической¦динг ¦ ¦
¦ ¦физики (г. Снежинск) ¦Институт "Выс- ¦ ¦
¦ ¦ ¦шая школа биз- ¦ ¦
¦ ¦ ¦неса" ¦ ¦
¦ ¦ ¦МАП России ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦14¦Обеспечить содействие в¦Минобразование ¦2000 - 2001 ¦
¦ ¦организации переподготовки по¦России ¦годы ¦
¦ ¦краткосрочным учебным¦Миннауки России¦ ¦
¦ ¦программам, осуществляемым за¦Российское ¦ ¦
¦ ¦счет средств общественных и¦агентство под- ¦ ¦
¦ ¦международных организаций по¦держки малого и¦ ¦
¦ ¦поддержке малого¦среднего бизне-¦ ¦
¦ ¦предпринимательства, персонала¦са с участием ¦ ¦
¦ ¦малых производственных¦заинтересован- ¦ ¦
¦ ¦предприятий, осваивающих¦ных обществен- ¦ ¦
¦ ¦ресурсосберегающие, наукоемкие,¦ных организаций¦ ¦
¦ ¦экологически чистые,¦ ¦ ¦
¦ ¦природоохранные и другие¦ ¦ ¦
¦ ¦инновационные технологии ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦15¦Разработать предложения о¦Миннауки России¦II квартал ¦
¦ ¦стимулировании венчурного¦Фонд содействия¦2000 г. ¦
¦ ¦инвестирования в малый¦развитию малых ¦ ¦
¦ ¦инновационный бизнес ¦форм предприя- ¦ ¦
¦ ¦ ¦тий в научно - ¦ ¦
¦ ¦ ¦технической ¦ ¦
¦ ¦ ¦сфере ¦ ¦
¦ ¦ ¦Минэкономики ¦ ¦
¦ ¦ ¦России ¦ ¦
¦ ¦ ¦МАП России ¦ ¦
+--+-------------------------------+---------------+-------------+
¦ * * * ¦
+--T-------------------------------T---------------T-------------+
¦16¦Подготовить предложения о¦МАП России ¦I квартал ¦
¦ ¦внесении изменений и признании¦Минэкономики ¦2000 г. ¦
¦ ¦утратившими силу отдельных¦России ¦ ¦
¦ ¦решений Правительства¦Минюст России ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации по¦ ¦ ¦
¦ ¦вопросам развития и¦ ¦ ¦
¦ ¦государственной поддержки¦ ¦ ¦
¦ ¦малого предпринимательства ¦ ¦ ¦
L--+-------------------------------+---------------+--------------
Был также создан фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.
Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно- технической сфере (далее именуется - Фонд) образован для развития малого предпринимательства в научно - технической сфере (создание малых наукоемких фирм инкубаторов бизнеса, инновационных, инжиниринговых центров и др.), а также поощрения конкуренции в научно - технической сфере путем оказания финансовой поддержки высокоэффективным наукоемким проектам, разрабатываемым малыми предприятиями.
Фонд является государственной некоммерческой организацией и осуществляет свою деятельность совместно с Министерством науки и технической политики Российской Федерации и Фондом поддержки предпринимательства и развития конкуренции Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур в рамках федеральной и региональных программ государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации.
В своей деятельности Фонд руководствуется Конституцией Российской Федерации, другими законодательными актами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением.
Основными задачами Фонда являются:
-содействие проведению государственной политики формирования рыночных отношений в научно - технической сфере путем поддержки создания и развития инфраструктуры малого инновационного предпринимательства, поощрения конкуренции через привлечение финансовых ресурсов и их целевое и эффективное использование для реализации программ и проектов по созданию производства наукоемких продуктов;
-участие в разработке, проведении экспертизы, конкурсном отборе и реализации федеральных, отраслевых, региональных программ и проектов, обеспечивающих демонополизацию процесса создания и освоения новых технологий, насыщение рынка произведенными на их основе конкурентоспособными товарами;
-содействие созданию новых рабочих мест для эффективного использования имеющегося в Российской Федерации научно- технического потенциала;
-поддержка освоения и внедрения новых технологий и "ноу - хау" с использованием патентов и лицензий;
-привлечение на конкурентной основе субъектов малого предпринимательства, отечественных и иностранных инвесторов к реализации государственных научно-технических программ и заказов.
Фонд предоставляет финансовую поддержку на возвратной основе с оплатой за использование средств федерального бюджета на финансирование науки. Возвращаемые малыми предприятиями средства также используются для уставной деятельности Фонда.
Объемы финансирования фактически составили: в 1994 г. — 10,8 млрд руб.; 1995 г. - 33,2 млрд руб.; 1996 г. - 71,3 млрд руб., в первом полугодии 1997 г. — 51,5 млрд руб.
Объем возвратных средств составляет 60—70% от объема выданных ресурсов.
Фондом создан механизм конкурсного отбора проектов малых предприятий с поквартальным циклом финансирования. Первая стадия отбора — научно-техническая, финансовая, производственная, маркетинговая экспертиза проектов, осуществляемая привлекаемыми внештатными экспертами-специалистами в течение 60 дней. Вторая стадия — установление рейтинга проектов для последующего финансирования — осуществляется конкурсной комиссией в течение 30 дней.
Всего на сентябрь 1997 г. поступило около 1900 проектов и принято к финансированию около 624.
Заключение
Исходя из всего, что было сказано в работе, можно сделать вывод о том, какой должна быть антикризисная инновационная политика государства (на примере зарубежных стран – Японии и США). Для проведения эффективной политики необходимы:
-активизация деятельности государственных предприятий, различных ведомств, АО и других структур по использованию имеющегося научно-технического потенциала страны в целях эффективного внедрения в экономику государства изобретений и других нововведений и достижений путем разработки и внедрения законодательной базы по стимулированию инновационной деятельности. В Российской Федерации постоянно производятся попытки активизировать деятельность научных и других учреждений, реализующих научно-технический потенциал страны. Для этого была разработана соответствующая нормативно-правовая база, обеспечивающую дальнейшую деятельность в этой сфере. Многие акты сводились к способам финансирования тех или иных проектов. Зачастую эти способы не были обеспечены реальными денежными средствами, что привело к недостатку финансирования программ.
-создание общегосударственного центра, занимающегося проблемами передачи технологии (по аналогии с Национальным институтом стандартов Министерства торговли США). В России такой центр создан не был, хотя общегосударственный координационный центр необходим.
-разработка программ по использованию передовых технологий, которую следует поручить соответствующему ведомству, тесно связанному с проблемами конверсии. Из-за недостатков нормативно-правовой базы и отсутствия необходимых финансовых средств программы по разработке и реализации передовых технологий очень часто так и остаются программами, не претворяясь в жизнь (за исключением особо важных для государства программ – секретные разработки, оборона и т.д.)
-формирование инновационной инфраструктуры, которая может включать акционерные общества, предприятия, университеты, академические институты, научные лаборатории. Для решения определенной научной задачи в эти консорциумы делегируются ученые и инженеры участников сторон, представленных в данном консорциуме;
выпуск специальных изданий, регулярно публикующих информацию об имеющихся изобретениях, нововведениях и достижениях, представляющих интерес для российской экономики.
Во многих странах все больше внимания уделяется созданию комплексных концепций научно-технического развития. Для Российских условий также применимы практически все идеи этих концепций, причём многие из них заложены в нормативно-правовые акты. Но в сложных экономических условиях часто не хватает финансовых средств для реализации программ. Вот комплекс норм, на который ориентируются передовые страны в развитии инновационной сферы.
-ориентирование и поддержка научных исследований;
-регулирование направлений научно-технического развития;
-защита отечественной промышленности, повышение ее конкурентоспособности;
-совершенствование системы стимулирования НТП;
-содействие процессам обращения информации;
-совершенствование системы организации передачи технологий;
-лицензионно-патентное право (патентование, доступность патентной информации);
-косвенное регулирование (правовое, финансовое, техническое и т. п.);
-разработка критериев оценки результатов инновационной деятельности и ее оценка;
-развитие методов управления научно-техническим развитием;
-расширение масштабов международного разделения труда и сотрудничества;
-прямая государственная помощь предприятиям (например, финансовая, информационная и т. п.);
-изучение закономерностей инновационного процесса;
-дальнейшее развитие и совершенствование интенсифицирующих методов.
Список использованной литературы.
1. ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»» от 29/12/2000 №168-ФЗ
2. ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» от 23/08/1996 №127-ФЗ
3. Постановление Правительства РФ «Об утверждении порядка образования и использования внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок» от 13/10/1999 №1156
4. Постановление Правительства РФ «О комплексе мер по развитию и государственной поддержке малых предприятий в сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности» от 31/12/1999 №1460
5. Постановление Правительства РФ «О создании условий для привлечения инвестиций в инновационную сферу» от 31/03/1998 №374 (в редакции 13/10/1999 №1156)
6. Постановление Правительства РФ «О финансировании фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» от 26/10/2000 N 811
7. Постановление Правительства РФ «О фонде содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» от 03/02/1994 №65
8. Коротков Э.М. «Антикризисное управление» -М., 2000
9. Уткин Э.А. «Антикризисное управление» -М., 1997
10. Уткин Э.А. «Справочник кризисного управляющего» –М., 1998