Характерные особенности казачей и великорусской ментальности Доклад студентки 1-го курса СГПИ Е. Хохловой на Всероссийской научной студенческой конференции «Молодежь и наука: творчество, поиск, открытия». г. Славянск-на-Кубани. 04 декабря 2009 г. Изучение ментальности довольно прочно вошло в дискурс современной отечественной исторической науки, несмотря на то, что активная разработка данного направления началась в нашей стране
лишь с начала 1990-х гг. Интерес к истории ментальностей тесно связан с поворотом в сторону антропологически ориентированной истории, который произошел в западной науке еще в 1960-е гг. и был обусловлен потребностью "вернуть" человека в историю, прислушаться к голосам ушедших поколений, понять их способы мышления и поведения. Менталитет народа составная часть национальной культуры. Изучение народного менталитета необходимо для понимания взаимосвязи природы, истории, культуры и социума
на определенной территории. Сравнивая особенности национального характера Кубанского казачества и народов Западной Сибири, можно найти выход из существующих на данный момент внутригосударственных проблем России, связанных с большим процентом осёдлости коренного населения какой - либо географической общности и увеличить "прирост" иногородних, с целью улучшения демографического положения страны на генетическом уровне. На менталитете западносибирского народа сильно отразилась суровость
климата. Проживая на территории, где зима длится более полугода, сибиряки выработали в себе огромную силу воли, упорство в борьбе за выживание в условиях холодного климата. Низкая температура в течение большой части года повлияла и на их темперамент. Народы Сибири более меланхоличны, медлительны, чем жители Кубани. Важным же элементом казачьей нравственности было отношение к труду.
Известно, что труд пользуется у кубанцев уважением, презирается леность, столь свойственная сибирякам. А жителям Сибири долгое время приходилось сохранять и аккумулировать свою энергию, необходимую для борьбы с холодом, что не требовалось кубанцам в силу их природных условий. Суровые сибирские зимы оказали сильное влияние на традиции русского гостеприимства. Гостеприимство воспринимается не иначе как сама собою разумеющаяся обязанность.
В кубанском казачестве гостеприимство также имеет место, но всё же мощным фактором поддержки и культивации сословной ментальности казачества было своеобразное противостояние с иногородним населением. Сословное самосознание и самовыражение основывалось на гордости за принадлежность к военному сословию и пренебрежительном отношении к неказакам. Сибирякам же был чужд дух враждебности и соперничества. Среди нравственных ценностей казаков важнейшее место отводилось воинским ценностям.
Сила, храбрость, непокорность, полководческий талант были возведены в ранг моральных добродетелей. А в силу суровости и скупости природы северянин научился быть терпеливым и послушным. Осмотрительность, наблюдательность, вдумчивость, сосредоточенность и созерцательность это те качества, которые были воспитаны в русской душе российскими ландшафтами. Но национализм, расчетливый и прагматичный подход к жизни не всегда помогал великороссу, так как своенравие
климата порой обманывает самые скромные ожидания. И, привыкнув к этим обманам, человек предпочитает порой выбрать самое, что ни на есть безнадежное решение, противопоставляя капризу природы каприз собственной отваги. Эту наклонность "дразнить счастье", "играть в удачу" В.О. Ключевский назвал "великорусским авосем", что так не свойственно расчётливости действий кубанских казаков, привыкших действовать лишь "по плану".
В формировании сословной ментальности значительную роль играли семья, воспитание и образование. Отличительной особенностью воспитательного процесса в казачьей среде являлись общественный контроль и общественные соционормативы. В казачьих войсках воспитание подрастающего поколения было под строгим контролем всего общества. Данная особенность - общественный контроль и большое значение общественных соционормативов играли важную роль в казачьем обществе.
Молодой казак должен был быть способным нести службу, обеспечивать семью и участвовать в жизни общины "не хуже других". Казачка - достойно исполнять женские обязанности в семье. И казак, и казачка не должны были нарушать правила общинной жизни. Дети рано начинали работать. Воспитание в казачьих семьях по обычаю было строгим. Детей ограничивали, принуждали, наказывали. Такое воспитание должно было внушить детям дисциплину и
чувство иерархии, оно было одним их способов внушить уважение к ценностям. Одновременно строгость должна было подготовить их к перенесению жизненных тягот. В Сибири наблюдается противоположный процесс - в воспитании отсутствует грубость и строгая мера наказания, в процессе воспитания учитывается в основном пример матери отца. При обращении к ним используются ласковые прозвища.
За хорошо выполненную работу дети всегда поощряются устной похвалой или одобрительным взглядом. В качестве поощрения детям дают пользоваться орудиями взрослых и всячески подчеркивают отношение к ним как ко взрослым. С самых малых лет в ребенке воспитывают самостоятельность, контроль за ним ненавязчив и незаметен. В воспитательном процессе отсутствуют грубые принудительные методы, физические наказания не приняты, за исключением, конечно, каких-то очень серьезных проступков.
В формировании менталитета казака особое место занимали идеи служения Родине, воинское начало, почитание старших. В Западной Сибири же это в первую очередь повышенное внимание к домашнему уюту, теплу, в общем, создание благополучного "домашнего очага". Не менее важной особенностью кубанского казачества являлась гласность, под влиянием которой развивалась система судопроизводства.
Ярким показателем ментальности была форма наказаний, в которых принимало участие все казачество. У народов же Западной Сибири личная погрешность оставалась делом совести. Главными казачьими добродетелями в гражданской жизни была лояльность к обществу и умение поддерживать с его важнейшими членами нормальные отношения. Крайне важным считалось сохранение репутации. Ведь если она испорчена, то станичник терял возможность для активной социальной жизни.
Ему, например, трудно было бы добиться избрания на какую либо должность. Ведь для этого нужно было пользоваться доверием схода. В суровых просторах Сибири не прослеживалось столь строго отношения к авторитету, и общественное слово отходило на второй план, выпуская вперёд личностное самосознание. Жить в таких непредсказуемых условиях Сибири, когда результат труда зависит от капризов природы, можно
только с неисчерпаемым оптимизмом. В рейтинге национальных черт характера, составленном на основе опроса журнала Reader's Digest, проведенного в 18 европейских странах в феврале 2001 г это качество у северных россиян оказалось на первом месте. Оптимистами объявили себя 51% российских респондентов (пессимистами только 3%). В остальных частях России и Европе, в том числе и Кубани, среди качеств победило постоянство, предпочтение стабильности.
Что касается исторической памяти, то здесь можно встретить разные свидетельства. С одной стороны, сибиряки довольно равнодушно относились к историческому прошлому России, да и современные события их особенно не интересовали. Причина заключалась в том, что сибирское население редко принимало участие в общей судьбе государства, сами события сюда доносились смутно и нередко вели к недоразумениям.
Что касается же кубанского казачества, то на протяжении веков оно вело активную военную политику, несло службу Российскому государству и часто находилось в центре исторических событий, в связи со своим географическим положением. В ментальности кубанского казачества превалировали общероссийские интересы, что подтверждалось высоким патриотизмом казаков. Казачество рассматривало защиту России как основную, святую обязанность. Но не только различия имеются у этих двух, не первый взгляд,
совсем разных территорий - солнечной Кубани и морозной Сибири. Существует и ряд общих закономерностей. Так, на менталитет сибиряков и кубанского казачества большое влияние оказало православие. Природное спокойствие, добродушие и великодушие удивительным образом совпали с догмами православной христианской морали. Христианская мораль, веками державшая всю российскую государственность, сильно повлияла на народный
характер. Православие воспитало в россиянах духовность, всепрощающую любовь, отзывчивость, жертвенность, душевную доброту. А.И. Герцен писал: "Каждый россиянин сознает себя частью всей державы, сознает родство свое со всем народонаселением". На фоне общностей кубанских казаков и сибиряков выделяется Западносибирский г. Сургут, жители которого - бывшие казаки, после 1881 г. приписанные к мещанам вели свою родословную непосредственно от казаков, пришедших в
Сибирь и завоевавших ее вместе с Ермаком. Вообще Сургут выделялся из сибирских городов тем, что в среде бывших казаков была сильна "корпоративная" память. Например, когда в 1878 г. в Березовский и Сургутский округа был командирован чиновник для выяснения, к какому сословию хотели бы быть причислены казаки после упразднения казачьих команд в этих городах, Березовские казаки ответили, что, несмотря на то, что хотели бы навсегда остаться казаками, они покорятся
воле правительства. Сургутяне же ответили, что "они своего казачества ни на какое другое звание не променяют, что они родились казаками, казаками и умрут". И уже после перевода их в разряд мещан они еще некоторое время подписывались казаками. К сожалению, в данное время сибирское казачество утратило своё прежнее положение. Подводя итог всему вышесказанному, можно ещё раз подчеркнуть характерные особенности ментальности этих
регионов. Для кубанского казачества это: патриотизм; любовь к воинской службе; отвага и удаль; верность вере и престолу; почитание старших; решительность; осознание своей отличности от других категорий населения империи; стремление к сохранению традиций; гордость и непоколебимость духа; серьёзность и непреклонность. Для народов Западной Сибири характерно: упорство; меланхоличность; социальное равенство; медлительность; терпеливость и послушание; практическая направленность ума, ловкость и рациональность; действия "
на удачу"; оптимизм; спокойствие; добродушие и великодушие. Общие черты: почтительность к старшим; справедливость; духовность; любовь; отзывчивость; жертвенность; душевная доброта и великая сила воли. В наших силах, сохраняя народные традиции, не дать культуре и экономическим связям внутри государства "застояться". Прислушаться и исправить отрицательные особенности дело не нации в целом это дело каждой отдельной
личности, в силах каждого упрочнить эти многообещающие связи. Необходимо культивировать национальную культуру, обмениваясь историческим опытом разных народностей, в целях не только сохранения, но и преумножения ценностей. В дальнейшем я хочу связать свои исследования с влиянием менталитета на качество и продуктивность педагогического труда определьной социальной общности.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |