Реферат по предмету "История"


Первые правовые акты Советского государства

План:


I. Введение. - 1


II. Важнейшие правовые акты IIВсероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов:


1) Воззвание «Рабочим, солдатам и крестьянам!», - 2.


2) «Декрет о мире», - 3.


3) «Декрет о земле», - 5


4) «Постановление об образовании временного рабоче-крестьянского правительства», - 7.


III. «Декларация прав народов России». – 8.


IV. Декрет о рабочем контроле. – 9.


V. Заключение. – 11.


VI. Библиогафия. – 11.


I
.
Введение.


Политические противники большевиков называли захват ими власти в октябре политической авантюрой. Но Ленин и его соратники считали, что политическая обстановка в России как нельзя лучше подходит для претворения в жизнь идей коммунизма.


Революция в России мыслилась как часть мировой, которая произойдет одновременно во многих развитых странах, и рабочий класс более передовых государств окажет помощь своим русским собратьям.


Политика большевиков определялась двумя факторами: внешним и внутренним.


Внешним фактором явилось ожидание и подталкивание мировой революции.
Хотя революция будет мировой, первоначально она произойдет в отдельно взятой стране, в той стране, где межклассовые противоречия сильнее и больше взрывной потенциал. Такую страну Ленин называл «слабым звеном в цепи империализма», и Российская империя, по его мнению, была именно таковой. Начавшись в России, революция должна обязательно продолжаться в других странах. Задача взявшего власть в свои руки русского пролетариата – подтолкнуть мировую социальную революцию, передавать опыт борьбы пролетариям других стран.


Внутренний фактор был продиктован всеобъемлющим кризисом, когда все нити управления в государстве были оборваны.
Партия большевиков создавалась как партия борьбы, как боевой кулак, способный разрушить самодержавие. Большевики даже в начале 1917 года не подозревали, что события в России будут развиваться столь стремительно. После Октябрьского переворота, они из партии борьбы и разрушения сумели превратиться в партию государственного управления, которая должна была решать неведомые ей ранее задачи по строительству нового общества.


Эти два принципа нашли свое отражение в первых правовых актах Советского государства.


II
. Важнейшие правовые акты
II
Всероссийского съезда Советов рабочих и крестьянских депутатов


II Всероссийский съезд Советов рабочих и крестьянских депутатов проходил 7 - 8 ноября (25 - 26 октября) в здании Смольного института. В результате победы вооруженного восстания питерского пролетариата и гарнизона к моменту открытия Съезда власть в Петрограде перешла к Военно-Революционному комитету.


1) Обращение «Рабочим, крестьянам, солдатам!»


Первым принятым документом, который в сжатом виде объяснял смысл и цель происходящего было написанное Лениным обращение «Рабочим, крестьянам, солдатам!»


Приведем отрывок из документа.


«Опираясь на волю громадного большинства рабочих, солдат и крестьян, опираясь на совершившееся в Петрограде победоносное восстание рабочих и гарнизона, Съезд берет власть в свои руки. Временное правительство низложено…


Советская власть предложит немедленный демократический мир всем народам и немедленное перемирие на всех фронтах. Она обеспечит безвозмездную передачу помещичьих, удельных и монастырских земель в распоряжение крестьянских комитетов, отстоит права солдата, проведя полную демократизацию армии, установит рабочий контроль над производством, обеспечит своевременный созыв Учредительного Собрания. Озаботится доставкой хлеба в города и предметов первой необходимости в деревню, обеспечит всем нациям, населяющим Россию, подлинное право на самоопределение».
Декреты Советской власти. Т.1. – М., 1957.


И далее следовало: «Съезд постановляет: вся власть на местах переходит к Советам Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов, которые и должны обеспечить подлинный революционный порядок». – там же.


В «обращении» Ленин подтвердил готовность решить ряд наболевших проблем: прекращения войны, земельного вопроса, разрушенной экономики. Обещание решить данные проблемы привлекли на сторону большевиков немало сторонников в период между Февральской революцией и Октябрьским переворотом. Кроме того, документ положил начало строительству новой системы власти. Принятые Съездом декреты были дальнейшей проработкой этих вопросов.


2)
Декрет о Мире. Международная политика.


К моменту Октябрьского переворота война длилась уже четвертый год. Многие слои населения страна устали от тягот войны, не понимали ее целей и ратовали за ее прекращение. Солдаты к тому времени совершали массовые побеги с позиций и братались с немцами. Лозунг большевиков «Долой войну!» пришелся им по душе. Советская власть пожертвовала четырьмя годами войны и предоставила союзникам возможность единолично пользоваться «обильными немецкими плодами».


Кроме того, большевики ожидали всемирной победы пролетариата и были уверены, что империалистическая война скоро превратится в ряд гражданских войн за власть пролетариата в крупных западных странах, в частности, в Германии. Ленин был уверен, что вслед за Россией в одной из крупных стран вот-вот произойдет взрыв, который вызовет цепную реакцию. Традиции пролетарской солидарности существовали со времен Первого Интернационала Маркса, и сознательные пролетарии других стран должны были сказать свое слово, поддержать русских товарищей.


Итак, цели внешней политики большевиков были следующие: прекращение империалистической войны и приближение мировой социальной революции. Они нашли сове отражение в программном документе внешней политики большевиков – Декрете о Мире.


Приведем отрывок из документа:


«Рабочее и крестьянское правительство… предлагает всем воюющим народам и их правительствам начать немедленно переговоры о справедливом демократическом мире.


Справедливым и демократическим миром, которого жаждет подавляющее большинство истощенных, измученных и истерзанных войной рабочих и трудящихся…, - миром, которого самым определенным и настойчивым образом требовали русские рабочие и крестьяне после свержения царской монархии, - таким миром правительство считает немедленный мир без аннексий… и контрибуций.


Такой мир предлагает правительство России заключить всем воюющим народам немедленно, выражая готовность сделать без малейшей оттяжки…


Под аннексией или захватом чужих земель Правительство понимает сообразно правовому сознанию демократии вообще, и трудящихся классов в особенности, всякое присоединение к большому или сильному государству малой или слабой народности без точно, ясно и добровольно выраженного согласия и желания этой народности…


Продолжать эту войну из-за того, как разделить между сильными и богатыми нациями захваченные ими слабые народности, Правительство считает величайшим преступлением против человечества и торжественно заявляет свою решимость немедленно подписать условия мира, прекращающего эту войну…


Тайную дипломатию Правительство отменяет, со своей стороны выражая твердое намерение вести все переговоры совершенно открыто перед всем народом, приступая немедленно к полному опубликованию тайных договоров, подтвержденных или заключенных правительством помещиков и капиталистов с февраля по 25 октября 1917 года.


Все содержание этих тайных договоров, поскольку оно направлено, как это в большинстве случаев бывало, к доставлению выгод и привилегий русским помещикам и капиталистам, к удержанию или увеличению аннексий великороссов, Правительство объявляет безусловно и немедленно отмененным.


…Правительство выражает со своей стороны готовность вести эти переговоры как посредством письменных сношений, по телеграфу, так и путем переговоров между представителями разных стран или на конференции таковых представителей…


Правительство предлагает всем правительствам и народам всех воюющих стран немедленно заключить перемирие, причем со своей стороны считает желательным, чтобы это перемирие было заключено не меньше как на три месяца, то есть на такой срок, в течение которого вполне возможно как завершение переговоров о мире с участием представителей всех без изъятия народностей или наций, втянутых в войну или вынужденных к участию в ней, так равно и созыв полномочных собраний народных представителей всех стран для окончательного утверждения условий мира.


Обращаясь с этим предложением мира к правительствам и народам всех воюющих стран, Временное рабочее и крестьянское правительство России обращается также в особенности к сознательным рабочим трех самых передовых наций человечества и самых крупных участвующих в настоящей войне государств, Англии, Франции и Германии»…
– там же.


Декрет о мире, призванный стимулировать революционные процессы в Европе, произвел сильное впечатление на правящие круги и трудящиеся массы воюющих стран. Предложение заключить мир без территориальных претензий не вызвало поддержку правящих кругов Антанты, поскольку это означало бы отказ от целей, которые были причиной войны. Однако, Германия, истощенная войной на два фронта пошла на переговоры по заключению мира. Мирный договор был заключен 3 марта 1918 года. Ленин назвал этот мир «похабным». Кроме значительных территориальных уступок, большевистское правительство должно было демобилизовать армию и обязывалось выплатить Германии контрибуцию в 6 млрд. марок. Это тем более обидно, потому что всего лишь через год союзники России праздновали победу над Германией и делили между собой ее щедрый «пирог», которым потом и «подавились».


Важную роль в стимулировании революции должна была сыграть публикация тайных договоров, заключенных империалистическими державами. В таких договорах речь шла, как правило, о разделе сфер влияния. Обнародование этих документов разоблачало истинные цели войны и вызвало взрыв недовольства среди рабочих.


В завершение нужно сказать, что Советское правительство через несколько лет вернуло в свой арсенал все традиционные приемы дипломатии и овладело ими в совершенстве.


3) Декрет о Земле. Внутренняя политика.


Советы в первые годы власти поддерживала самая массовая прослойка русского общества – крестьяне. Земельный вопрос, как им казалось, был решен в их пользу. Декрет о Землепровозглашал уничтожение всякой частной собственности, и передачу земли крестьянам без всяких предварительных условий.


Разрабатывая декрет, большевики взяли за основу аграрную программу эсеров. Ленинцев сближало с эсерами отрицание помещичьего землевладения, однако, социализм в деревне они представляли по-разному. Эсеры считали, что земля не может быть чьей-либо собственностью, она должна находится в пользовании тех, кто ее обрабатывает. Большевики полагали, что землю следует национализировать, т. е. передать в руки государства, а потом создать на ней крупные коллективные крестьянские хозяйства. Тем не менее, большевики предложили на Съезде программу эсеров и получили - симпатии крестьянства и раскол в среде эсеров. Декрет рассматривался ими как первый шаг на пути реализации собственной программы. К сожалению, в дальнейшем им это удалось.


Приведем отрывок из документа:


«Вопрос о земле, во всем его объеме, может быть разрешен только всенародным Учредительным собранием. Самое справедливое разрешение земельного вопроса должно быть таково:


1. Право частной собственности на землю отменяется навсегда; земля не может быть ни продаваема, ни покупаема, ни сдаваема в аренду, либо в залог, ни каким-либо другим способом отчуждаема. Вся земля: государственная, удельная, кабинетская, монастырская, церковная, посессионная, майоратная, частновладельческая, общественная и крестьянская и т. д., отчуждается безвозмездно, обращается во всенародное достояние и переходит в пользование всех трудящихся на ней. За пострадавшими от имущественного переворота признается лишь право на общественную поддержку на время, необходимое для приспособления к новым условиям существования.


2. Все недра земли: руда, нефть, уголь, соль и т.д., а также леса и воды, имеющие общегосударственное значение, переходят в исключительное пользование государства. Все мелкие реки, озера, леса и проч. переходят в пользование общин, при условии заведывания ими местными органами самоуправления.


3. Земельные участки с высоко-культурными хозяйствами: сады, плантации, рассадники, питомники, оранжереи и т.п. не подлежат разделу, а превращаются в показательные и передаются в исключительное пользование государства или общин, в зависимости от размера и значения их. Усадебная, городская и сельская земля, с домашними садами и огородами, остается в пользовании настоящих владельцев, причем размер самих участков и высота налога за пользование ими определяется законодательным порядком.


4. Конские заводы, казенные и частные племенные скотоводства и птицеводства и проч. конфискуются, обращаются во всенародное достояние и переходят либо в исключительное пользование государства, либо общины, в зависимости от величины и значения их. Вопрос о выкупе подлежит рассмотрению Учредительного собрания.


5. Весь хозяйственный инвентарь конфискованных земель, живой и мертвый, переходит в исключительное пользование государства или общины, в зависимости от величины и значения их, без выкупа. Конфискация инвентаря не касается малоземельных крестьян.


6. Право пользования землей получают все граждане (без различия пола) Российского государства, желающие обрабатывать ее своим трудом, при помощи своей семьи, или в товариществе, и только до той поры, пока они в силах ее обрабатывать. Наемный труд не допускается. При случайном бессилии какого-либо члена сельского общества в продолжение 2 лет, сельское общество обязуется, до восстановления его трудоспособности, на этот срок прийти к нему на помощь путем общественной обработки земли. Земледельцы, вследствие старости или инвалидности, утратившие навсегда возможность лично обрабатывать землю, теряют право на пользование ею, но взамен того получают от государства пенсионное обеспечение.


7. Землепользование должно быть уравнительным, т.е. земля распределяется между трудящимися, смотря по местным условиям, по трудовой или потребительной норме. Формы пользования землей должны быть совершенно свободны, подворная, хуторская, общинная, артельная, как решено будет в отдельных селениях и поселках.


8. Вся земля, по ее отчуждении, поступает в общенародный земельный фонд. Распределением ее между трудящимися заведуют местные и центральные самоуправления, начиная от демократически организованных бессословных сельских и городских общин и кончая центральными областными учреждениями. Земельный фонд подвергается периодическим переделам в зависимости от прироста населения и поднятия производительности и культуры сельского хозяйства…


Все содержащееся в этом наказе, как выражение безусловной воли огромного большинства сознательных крестьян всей России, объявляется временным законом, который впредь до Учредительного собрания проводится в жизнь по возможности немедленно…» – там же.


4) Постановление об образовании рабочего и крестьянского правительства. Внутренняя политика. Выстраивание системы власти.


Обращение «Рабочим, крестьянам, солдатам! (см. п.1)
положило начало строительству новой системы власти, элементы которой были отражены в других правовых актах Советской власти, в частности, - в постановлении об образовании рабочего и крестьянского правительства.


II Съезд низложил Временное правительство, а себя объявил высшим органом государственной власти. Для руководства страной, в перерывах между съездами, был избран Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). Структура нового, Советского, правительства была закреплена II съездом Советов в постановление об образовании рабочего и крестьянского правительства. Приведем отрывок из документа: «Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов постановляет: Образовать для управления страной, впредь до созыва Учредительного собрания, временное рабочее и крестьянское правительство, которое будет именоваться Советом народных Комиссаров. Заведование отдельными отраслями государственной жизни поручается комиссиям, состав которых должен обеспечить проведение в жизнь провозглашенной Съездом программы, в тесном единении с массовыми организациями рабочих, работниц, матросов, солдат, крестьян и служащих. Правительственная власть принадлежит коллегии этих комиссий, т. е. Совету Народных Комиссаров. Контроль над деятельностью народных комиссаров и право смещения их принадлежит Всероссийскому съезду Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов и его ЦИКу». – там же.

Этим декретом были учреждены следующие комиссии (наркоматы):



1. внутренних дел,


2. земледелия,


3. труда,


4. военных и морских дел,


5. по делам торговли и промышленности,


6. народного просвещения,


7. финансов,


8. иностранных дел,


9. юстиции,


10. по делам продовольствия,


11. почт и телеграфов,


12. по делам национальностей,


13. по делам железнодорожным.


Провозглашенное II Съездом правительство должно было действовать до созыва Учредительного собрания.


Объявив о повсеместном переходе власти в руки Советов, II съезд признал их единственной формой центрального и регионального управления.


Устройство власти на местах продолжилось после съезда и завершилось выстраиванием стройной вертикали власти, в которой городские, волостные, губернские Советы обладали полномочиями решать вопросы местного значения, сообразуясь с директивами центральных органов власти.


III

. «Декларация прав народов России». Национальная политика


«Декларация прав народов России» была принята Совнаркомом 15 ноября (2 ноября) 1917 года.


Приход к власти большевиков значительно усилил центробежные тенденции на национальных окраинах бывшей империи. Доминировавшие там буржуазно-националистические партии стремились отгородиться от хаоса и безвластья в России, переждать его.


Принятая декларация провозгласила равенство и право всех народов России на самоопределение, вплоть до отделения и образования независимого государства.


Приведем отрывок из Декларации:


«
В эпоху царизма народы России систематически натравливались друг на друга.


Результаты такой политики известны: резня и погромы, с одной стороны, рабство народов - с другой. Этой позорной политике натравливания нет и не должно быть возврата…


Отныне она должна быть заменена …открытой и честной политикой, ведущей к полному взаимному доверию народов России. Только в результате такого доверия может сложиться честный и прочный союз народов России. Только в результате такого союза могут быть спаяны рабочие и крестьяне народов России в одну революционную силу, способную устоять против всяких покушений со стороны империалистско-аннексионистской буржуазии.


Исходя из этих положений, первый съезд Советов в июне этого года провозгласил право народов России на свободное самоопределение.


Второй Съезд советов в октябре этого года подтвердил это неотъемлемое право народов России более решительно и определенно.

Исполняя волю этих съездов, Совет Народных Комиссаров решил положить в основу своей деятельности по вопросу о национальностях России следующие начала:


1) Равенство и суверенноcть народов России,


2) Право народов России на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства,


3) Отмена всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений,


4) Свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России…»– там же.


Большевики признали независимость Польши и Финляндии, потеряли контроль над Закавказьем и Средней Азией, сложной была ситуация на Украине. В то время они были заняты утверждением своей власти в центре и до окраин Российской империи у них просто «не доходили руки». Ленин верно рассчитал, что, окрепнув в сердце России, Советская власть вернет себе утраченные территории.


IV

. Декрет о рабочем контроле. Внутренняя политика.


Неспособность навести порядок в экономике была одной из главных причин падения Временного правительства. Решать эту задачу пришлось Советскому правительству. Ленин полагал, что экономическую ситуацию можно исправить, приняв ряд мер по контролю над производством и распределением товаров. Функции контроля должен был принять на себя главный класс Советского общества – пролетариат.


Эти меры были сведены воедино в «Декрете о рабочем контроле», который был принят ВЦИКом 27 (14 ноября).


Приведем отрывок из текста:


«В интересах планомерного регулирования народного хозяйства во всех…предприятиях, имеющих наемных рабочих или же дающих работу на дом, вводится Рабочий Контроль над производством, куплей, продажей продуктов и сырых материалов, хранением их, а также над финансовой стороной предприятии.


Рабочий Контроль осуществляют все рабочие данного предприятия через свои выборные учреждение, как-то: заводские, фабричные комитеты, советы старост и т.п., причем в состав этих учреждений входят представители от служащих и от технического персонала.


Для каждого крупного города, губернии или промышленного района создается местный Совет Рабочего Контроля…


Впредь до Съезда Советов Рабочего Контроля учреждается в Петрограде Всероссийский Совет Рабочего Контроля…


Органы Рабочего Контроля имеют право наблюдения за производством, устанавливать минимум выработки предприятия и принимать меры к выяснению себестоимости производимых продуктов…


Коммерческая тайна отменяется. Владельцы обязаны предъявлять органам Рабочего Контроля все книги и отчеты как за текущий год, так и за прошлые отчетные годы.


Решения органов Рабочего Контроля обязательны для владельцев предприятий и могут быть отменены лишь постановлением высших органов Рабочего Контроля… Виновные, в сокрытии материалов, продуктов, заказов и в неправильном ведении отчетов и т.н. злоупотреблениях подлежат уголовной ответственности…


Всероссийский Совет Рабочего Контроля вырабатывает общие планы Рабочего Контроля, инструкции, издает обязательные постановления, регулирует взаимоотношения районных Советов Рабочего Контроля и служит высшей инстанцией для всех дел, связанных с Рабочим Контролем.
Все законы и циркуляры, стесняющие деятельность фабрично-заводских и других Комитетов и Советов рабочих и служащих, отменяются…»– там же.


Декрет был яркой иллюстрацией идеологии большевиков. Осуществление мер рабочего контроля должно было привести к установлению диктатуры пролетариата в сфере экономики. Первоначально предполагалось создание системы Советов рабочего контроля, которая напоминала бы политическую систему Советов и увенчивалась бы Всероссийским Советом рабочего контроля. В измененном виде эта идея была реализована в форме создания Высшего Совета Народного Хозяйства (ВСНХ).
Этот орган должен был согласовывать и объединять деятельность как местных, так и центральных учреждений, которые занимались хозяйственными делами. В него должны были входить члены Всероссийского совета рабочего контроля. Декрет «О Рабочем Контроле» проводил в жизнь политику национализации промышленности, так же как «Декрет о Земле» - политику национализации земли.


V

. Заключение.


Захватив власть, большевики проявили себя как решительные, последовательные политики. Они проводили в жизнь свою программу, строили государство «диктатуры пролетариата». Национализация земли и промышленных предприятий были заявлены ими как главные опорные пункты нового государства.


Новая власть планомерно укрепляла себя, жестко боролась со своими оппонентами. Первые правовые акты Советского государства отразили эту борьбу. Советская власть носила ярко выраженный классовый характер. Рабочие считались ее опорой, привилегированным классом. Крестьяне вызывали у нее недоверие своим скрытым анархизмом. Высшие слои общества: интеллигенция, аристократия, считались скорее врагами, нежели союзниками, новая власть была к ним нетерпима.


Большевики установили власть в форме Советов, но в своих правовых актах не рискнули отказаться от идеи созыва Учредительного собрания. Они подчеркивали, что новые правовые нормы носят временный характер и действуют до созыва такого собрания. Однако, ленинцы проиграли выборы в Учредительное собрание в ноябре 1917 года. Возникла угроза непризнания Советской власти Учредительным собранием, вновь избранным (легитимным) высшим органом власти. Поэтому оно было разогнано большевиками в январе 1918 года.


Первые правовые акты перестали быть временными и действовали до принятия Конституции РСФСР 1918 года. Они легли в основу этой конституции, и в этом состоит их значение.



Библиогафия.


1) Декреты Советской власти. Т.1. – М., 1957.


2) Исаев И.А. История государства и права России. – М., 1994.


3) История Советской Конституции (сборник документов). – М., 1957.


4) История России XX – начала XXI века, под редакцией Л. В. Милова. – М., Эксмо, 2006



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Болгарский вектор во внешней политике СССР и мероприятия Коминтерна
Реферат Коста-Рика (Доклад)
Реферат Справочно-правовая система
Реферат Геморрагический васкулит
Реферат Дебиторская и кредиторская задолженность на предприятии
Реферат Вильгельм Конрад РЕНТГЕН. Открытие X-лучей
Реферат Сучасні форми і системи заробітної плати
Реферат Финансовая отчетность и анализ финансового состояния предприятия 2
Реферат А. Г. Четверик-Бурчак yaneznau@list ru
Реферат Государственное регулирование экономических процессов, его формы и методы
Реферат 204  Колектив редакції журналу
Реферат Объединенная система ПВО СНГ Ретроспективы и перспективы сотрудничества
Реферат Брак и семья в раннесредневековой Франции
Реферат Счетная палата как орган контроля. Организация, прерогативы, взаимодействие с парламентом
Реферат The Effects Of Setting On Character In