Реферат по предмету "Культура и искусство"


Организация культурно-досуговой деятельности

Введение
Слухи о неизбежнойгибели культуры, а вместе с ней важной ее области — культурно-досуговойдеятельности под «асфальтовым катком» рыночной экономики оказались сильнопреувеличенными.
Вопреки мрачнымпрогнозам некоторых культурологов, социологов и журналистов культура живет,развивается и, как свидетельствует практика многих российских регионов,прирастает новыми театрами, государственными и общественными музеями,культурно-досуговыми центрами, домами национального фольклора и ремесел,детскими школами искусств — словом, разнообразными способами удовлетворениянепрерывно изменяющихся духовных потребностей населения.
Но, к сожалению, неудалось избежать и досадных потерь. Так, например, утратили свою прежнюю рольдома и дворцы культуры, еще вчера слывшие флагманами культурно-просветительнойработы; они либо отданы в а преобразованы в культурно-досуговые центры, сегодняони ведут культурно-досуговую деятельность, близкую по форме и содержаниютрадиционной клубной деятельности.
Казавшийся вечным инезыблемым «Культпросвет» не только изменил свое название, но и утратил прежнююроль в общественной жизни городских и сельских жителей. Сегодня он обогащаетсяблагодаря поиску новых путей и способов удовлетворения все возрастающихдуховных потребностей населения, здесь все настойчивее отыскиваются иосваиваются инновационные подходы и новые технологии деятельности и управлений.Но раньше, чем мы коснемся современных технологий культурно-досуговойдеятельности, их состояния, проблем и перспектив развития, необходимо хотя бы вобщих чертах проследить основные этапы становления системы социальнойорганизации досуга в стране, начиная с дореволюционной поры и до наших дней.
В дореволюционную порудоминирующим направлением в содержании культурного досуга правомерно считатьпросвещение. В деятельности бытовавших в конце XIX в. благотворительных обществи правительственных ведомств четко прослеживается стремление к распространениюзнаний среди населения, не охваченного традиционными формами обучения вуниверситетах, институтах, общеобразовательных школах и т.п. Яркий пример тому- народный университет Шанявского, благополучно просуществовавший в Москве с1908 по 1918 годы. Созданный на средства столичной профессуры, он успешноконкурировал с государственным университетом, хотя в деятельности его четкопросматриваются не академические, но культурно-просветительские традиции.
Спектакли любительскихтеатров, благотворительные концерты, самодеятельные кружки, объединения,наконец, массовые праздники, посвященные знаменательным датам (1000-летиеРоссии, 100-летие Бородинской битвы, 300-летие дома Романовых и др.), — все этоготовилось и проводилось с участием не только государственных ведомств, но ипри широком участии интеллигенции. Многие формы культурной деятельности,родившиеся до 1917 г., дошли до наших дней: массовые праздники, торжественныеприемы, балы и карнавалы, народные гуляния, лекции, кинопросмотры, концерты и спектакли.Так что эре внешкольного образования, а длилась она вплоть до 1920 г., нашисовременники обязаны многим.
В советское времядоминантой социально организованного досуга становится политика. Пришедшие квласти большевики открыто декларировали завоеванные ими права, в том числе и наорганизацию мероприятий в сфере свободного времени. Связь просвещения сполитикой (об отдыхе и развлечениях много рассуждать, как видно, не полагалось)надолго осталась ведущим принципом политико-просветительной работы. Традиционныйтеатр заменяется массовыми действиями, лекции маститых университетскихпрофессоров — политическими агитками, подлинно народные праздники — искусственно сконструированной системой замысловатыхорганизационно-методических форм: инсценированный доклад, политбой, агитсуд, апозднее — живая газета, синяя блуза и т.п. Нет нужды доказывать, чьим интересамслужила эта чуждая досугу нормальных людей система, от начала до концапронизанная духом классовой борьбы.
Но иполитико-просветительная работа оставила в истории социализированного досугасвой позитивный след. Именно в 1920-1940 гг. в арсенале работников «культурногофронта» появились бытующие и поныне диспуты и дискуссии, научно-просветительныевечера, олимпиады, разнообразные кружки, курсы, другие интересные формыдосуговой деятельности городских и сельских жителей.
Третий этап — самыйпродолжительный. В отечественной истории он рассматривается как эпохастроительства коммунистического общества. Понятно, что работникам культурыничего другого не оставалось, как всей своей деятельностью пропагандироватькоммунистическую идею, нести в массы коммунистические лозунги, звать к новымпобедам коммунистического строительства. Доминантой социализированного досугастановится идеология, а работники идеологического фронта гордо именуют себя неиначе как «идеологические бойцы», верные помощники КПСС в делекоммунистического строительства. В безобидном с виду названии«культурно-просветительная работа», определявшем миссию работников культурывплоть до начала 90-х годов, скрывался повсеместно декларируемый принципкоммунистической идейности и партийности. А поскольку партийность эту надлежалоиметь в виду всякий раз, когда в учреждении культуры устраивались какие-либомероприятия, а идейность должна была буквально пронизывать едва ли не каждоепроизнесенное с клубной сцены слово, по всем направлениям культурнойдеятельности распространились и закрепились на многие десятилетияидеологические штампы, трафаретные методические приемы, сопровождаемыеполитической трескотней и барабанным боем.
Для рассматриваемогоэтапа характерно одно ощутимое противоречие, суть которого вот в чем. Запрошедшие послевоенные десятилетия культработниками найден и введен впрактическое употребление значительный спектр разнообразных организационно-методическихформ досуговой деятельности: народные театры и образцовые детские коллективы,возродившиеся народные университеты и появившиеся школы культуры, пережившиесвое второе рождение агитационно-художественные бригады и разнообразные«недели», «декады», «месячники», разнообразные любительские объединения и клубыпо интересам, любопытные по замыслу праздники и обряды и т.п.
Однако все эти и другиеинтересные пути и способы организации свободного времени людей напрочькомпрометировались назойливой и вездесущей агитацией и пропагандой, инымисловами — все той же коммунистической идейностью. Это существенно вредило делу,отталкивало людей от учреждений культуры, пагубно сказывалось на посещаемостимероприятий. Работники культуры стали все чаще работать «на холостыхоборотах», получая заработную плату за сам факт своего существования.Разумеется, вечно так продолжаться не могло.
Политические потрясенияконца 1980 — начала 1990-х гг., последовавшие затем экономическиепреобразования привели к существенным переменам и в социально-культурной сфере.С идеологическим воспитанием и культурным обслуживанием было покончено быстрее,чем предполагалось. Российская интеллигенция с болью и озабоченностьюзаговорила о необходимости духовного возрождения нации. Начавшиеся в сферекультуры преобразования коснулись, прежде всего, сложившейся практикиуправления отраслью. Принятие Закона о культуре (1992 г.), КонституцииРоссийской Федерации (1993 г.), других законодательных актов и нормативныхдокументов, перевод учреждений культуры на новые условия функционирования,внедрение хозяйственного расчета, расширение прав культурно-досуговыхучреждений в области финансово-экономической деятельности в корне изменилипредставления и о культурном досуге, и о способах его организации. Доминантойначавшихся преобразований становится собственно культура с присущими ейфункциями, целями и задачами, созидательным характером деятельности ееинститутов. Сегодня все мы являемся свидетелями нового этапа в развитиикультуры и досуга. На смену «культурно-просветительной работе» пришла та самаякультурно-досуговая деятельность, о проблемах и перспективах развития которойсегодня много говорят и пишут. Само слово «деятельность» как бы характеризуетразвивающиеся в сфере свободного времени процессы: демократичность путей испособов организации досуговых акций, альтернативность в принятииуправленческих решений, плюрализм в обсуждении назревающих проблем, живое инепосредственное участие населения в реализации культурных проектов и программ.Во всяком случае с прежними трафаретно-шаблонными подходами и, казалось,застывшими на вечные времена методиками в организации досуговых занятий людейприходится расставаться решительно и бесповоротно.
Высокие идеалы, во имякоторых и велась вся культурно-просветительная работа в массах, и которымируководствовались культработники, оказались нежизнеспособными, а вместо нихобнаружился широкий спектр негативных явлений: преступность, наркомания,алкоголизм, половая распущенность и т.п. язвы на теле общества, только почистой случайности не достигшего сияющих вершин светлого будущего.Потенциальная аудитория воспитательных культурно-досуговых мероприятийзначительно расширилась, а ее реальные (не предполагаемые, как это было прежде)потребности резко изменились. Это обстоятельство поначалу поставилокультработников в тупик: работать прежними методами они уже не могли, а новымиеще не овладели. В этой ситуации полпреды культуры, как это не раз случалось ираньше, пошли путем механического подражания западным образцам и стандартам,без должных к тому оснований перенося на российскую почву чуждый менталитетуроссиян заморский опыт. Появились игорные дома, казино, ночные бары и клубы, вкоторых можно услышать и увидеть многое из того, что еще недавно считалосьзапретным плодом. Прежние методы воспитания — осуждение и порицание, пресечениеи наказание — и раньше-то были не особенно действенными, в условиях же полнойвседозволенности, порожденной безграничной демократией (можно все, что незапрещено), они попросту не работают. Ни партийные догмы, ни профсоюзныедотации, ни комсомольский оптимизм, ни даже усилия общественности теперь неработают, надеяться стало не на кого, все экономические, управленческие ипедагогические решения культработникам теперь приходится принимать самостоятельно.Словом, настало время основательно пересмотреть свой профессиональный багаж,искать инновационные подходы, овладевать новыми технологиями деятельности иуправления. По сути дела, настает новый этап в развитии культуры и досуга.
Современная культурологиярассматривает культурно-досуговую деятельность как процесс создания условий длямотивационного выбора личностью предметной деятельности. Причем процесс этотопределяется потребностями личности, ее интересами. Пришло время не простоснисходительно учитывать запросы потенциальной или реальной аудитории, ноположить их в основу всей сегодняшней деятельности учреждений культуры. Сразвитием рыночных отношений культурно-досуговая деятельность вплотнуюприблизилась к маркетинговым технологиям, в основании которых как раз и лежитпроблема поиска и удовлетворения потребностей отдельных граждан или социальныхгрупп. Сама же культурно-досуговая деятельность постепенно трансформируется виндустрию досуга.
Но, все же, культура иважная ее составная часть — культурно-досуговая деятельность — переживают внаши дни существенные трудности. В деятельности очагов культуры есть не толькотупики, заставляющие напрочь отказаться от вчерашней практики хозяйствования иосуществления привычных культурно-досуговых акций, но и проблемы, ждущие своегобезотлагательного решения. Оптимизация деятельности культурно-досуговыхучреждений лежит на пересечении нескольких направлений: критический анализопыта наших предшественников и необходимость взять из него все, что еще может работатьв современных условиях и способствовать решению сегодняшних задач; творческоеиспользование зарубежного опыта (в равной мере годится опыт и ближнего, идальнего зарубежья) организации досуга населения и, наконец, собственныенеустанные поиски каждого культурно-досугового учреждения, каждого творческогоколлектива и каждого творчески мыслящего работника культуры.
Целью данной работыявляется изучение на основе различных источников сервиса по организации досугаи развлечений.
В ходе работы ставилисьследующие задачи:
1.      изучить понятиеи сущность эксклюзивных культурно-досуговых программ;
2.      рассмотретьзначение индивидуальных атрибутов в культурно-досуговых программах.

Содержание
Введение
1. Понятие и сущность эксклюзивныхкультурно-досуговых программ
2. Значение индивидуальных атрибутов вкультурно-досуговых программах
Список используемых источников илитературы

1. Понятие и сущностьэксклюзивных культурно-досуговых программ
Проблема исследованиясодержания и структуры досуга приобретает за последние годы новые качественныеочертания. Во многом это диктуется масштабом тех изменений, которымихарактеризуется эта область жизнедеятельности. В этой ситуации появляетсявозможность и необходимость говорить об эксклюзивных культурно-досуговых программахв сфере досуга. Эксклюзивные культурно-досуговые программы – это всегдаинновации, так как в досуговой сфере программа не может долго оставатьсяэксклюзивной в связи с развитием этой сферы, и мгновенными действиямиконкурентов.
В связи с рассмотрениемэксклюзивных культурно-досуговых программ (которые определенное время являютсяинновациями) в сфере досуга, видно, что есть необходимость уточнения понятия«инновация» или «нововведение».
Обратившись кРоссийской энциклопедии, можно найти следующее определение инновации(нововведения): (от позднелат. innovatio) – изменение, развитие способов ирезультатов деятельности людей. Сущность нововведения составляет инновационнаядеятельность, а содержание – комплексный процесс создания, распространения ииспользования нового практического средства (новшества) для удовлетворениячеловеческих потребностей, меняющихся под воздействием развития общества.
Инновационныеизменения, прежде всего, относят к экономической сфере развития общества, где вшироком смысле под инновациями понимается прибыльное использование новшеств –от технологий до управления. Однако экономической сферой нововведения неограничиваются и в единстве всех общественных подсистем касаются самыхразнообразных сторон жизни, в результате чего формируется новая модельразвития. На основании этого говорят об инновациях не только как новшествах –достижениях научно- технического, но и социального прогресса.
В рамках изучениядосуговой деятельности под инновацией (нововведением) понимаются такиеизменения в современном досуговом пространстве людей, которые характеризуютсякак его новыми, нетрадиционными видами практик, так и изменениями сущностного,смыслового характера, наполняющими новым содержанием существующие формыдосугового времяпрепровождения.
Однако происходящиеизменения необходимо рассматривать не только в отношении форм или содержаниявидов досуговой деятельности молодежи, но и тех условий, которые влияют на ихтрансформацию. В этой связи можно говорить об инновациях всей социокультурнойситуации в сфере досуга людей.
Естественно, что укаждого человека вырабатывается индивидуальный стиль досуга и отдыха,привязанность к тем или иным занятиям, у каждого свой принцип организациипроведения свободного времени – творческий или нетворческий. Разумеется, каждыйотдыхает по-своему, исходя из собственных возможностей и условий. Однако естьряд общих требований, которым должен отвечать досуг, чтобы быть полноценным.Эти требования вытекают из той социальной роли, которую призван играть досуг.
В сегодняшней социально-культурнойситуации молодежный досуг предстает как общественно осознанная необходимость.Общество кровно заинтересовано в эффективном использовании свободного временилюдей – в целом социально-экологического развития и духовного обновления всей нашейжизни. Сегодня досуг становится все более широкой сферой культурного досуга,где происходит самореализация творческого и духовного потенциала молодежи иобщества в целом.
Культурно-досуговаяпрограмма несет в себе целью коллективный отдых населения, в названии ее частоприсутствует указание на возраст аудитории (конкурсная семейная программа,детский утренник, молодежная шоу-программа). Эта форма мероприятия отличаетсяразнообразием и непринужденностью форм общения – познавательных,развлекательных, самодеятельных, предоставлением участникам возможностипереключаться с одного вида деятельности на другой. Такие программы требуют оторганизаторов творчества, фантазии и изобретательства, а также четкогопостроения сценария с учетом возраста аудитории.
Структура досугасостоит из нескольких уровней, которые отмечаются друг от друга своейпсихологической и культурной значимостью, эмоциональной весомостью, степеньюдуховной активности.
Самый простой виддосуга – отдых. Он предназначен для восстановления затраченных во время работысил и подразделяется на активный и пассивный. Пассивный отдых характеризуетсясостоянием покоя, которое снимает утомление и восстанавливает силы. Чем тызанят – не имеет значения, лишь бы можно было отвлечься, освободиться от напряжения,получить эмоциональную разрядку. Привычная простая деятельность дома вызываетнастроение покоя. Это может быть простое соединение или летание, просмотргазет, настольная игра, непринужденная беседа, обмен мнениями, прогулка. Отдыхтакого рода не ставит перед собой далеко идущих целей он пассивен, индивидуалени содержит лишь зачатки позитивного досуга. И, тем не менее, такой отдых –неотъемлемый элемент жизни человека. Он служит подготовительной степенью кболее сложной и творческой деятельности.
Активный отдых,напротив воспроизводит силы человека с превышением исходного уровня. Он даетработу мышцам и психическим функциям, которые не нашли применения в труде.Человек наслаждается движением, быстрой сменой эмоциональных воздействий,общением с друзьями. Активный отдых в отличие от пассивного, требует некоторогоминимума свежих сил, волевых усилий и подготовки. К нему относят физкультуру,спорт, физические и психические упражнения, туризм, игры, просмотр кинофильмов,посещение выставок, театров, музеев, прослушивание музыки, чтение, приятельскоеобщение.
Исследователи выделяюттри основные функции активного отдыха:
— восстановительную;
— развития;
— гармонизации.
Первая обеспечиваетчеловеку физиологическую норму здоровья и высокую работоспособность, вторая –развитие его духовных и физических сил, третья – гармонию души и тела. В общем,многие стороны личности могут быть развиты и усовершенствованы активнымотдыхом, если инвалид обладает хорошо развитым умением отдыхать. Оно естьсвоего рода искусство, которое состоит в способности знать возможности своегоорганизма и сделать выбор наиболее подходящих в данное время занятий.
Между работой и отдыхомсоциологи, психологи, экономисты установили прямую взаимосвязь. Вкультурно-досуговой деятельности также был проведен ряд исследований в этойобласти. Наиболее точными и плодотворными являются исследования Ю.А.Стрельцова, который считает «что любой вид свободной деятельности несет в себекак функцию восстановления сил, так и функцию развития знаний и способностейчеловека. Однако одна из этих функций является преобладающей, доминирующей: каквид деятельности, имеет свойство развивать человека либо преимущественновосстанавливать его силы» конечно отдых и развлечения теснопереплетаются друг с другом, но есть и свои различия.
Традиционно«развлечениями» именуют такие виды деятельности в свободное время, которые даютвозможность повеселиться, отвлекают от забот, доставляют удовольствие, т.е.развлечения всегда требуют активности в отличие от отдыха, как говорилось выше,который может быть пассивным или полупассивным. Еще уточним, в процессе отдыхачеловек восстанавливает свое физиологическое состояние, а развлечениянеобходимы для снятия психологических стрессов, перегрузок, переутомления.Следовательно, развлечения требуют особой эмоциональной нагрузки.
С активным отдыхомсвязана активизация духовных интересов, которые побуждают молодого человека кактивным поискам в сфере культуры. Эти поиски стимулируют познавательнуюдеятельность личности, состоящую в систематическом чтении серьезной литературы,посещения музеев, выставок. Если развлечение служит главным образомэмоциональной разрядке, то познание способствует расширению культурногокругозора, воспитанию чувств, и проявлению интеллектуальной активности. Этот виддосуга носит целенаправленный, систематический характер, это овладение миромкультурных ценностей, которое раздвигает границы духовного мира молодойличности.
Познавательнаядеятельность приносит непосредственное удовлетворение и имеет самостоятельнуюценность для человека. Здесь набирает силу самый серьезный способ проведениясвободного времени, рассчитанный непосредственно не на потребление, а насозидание культурных ценностей – творчество. Потребность в творчестве глубокосвойственна каждому человеку, и тем более молодому. Творчество приносит высшееудовлетворение и одновременно является средством духовного совершенствования.Элемент творчества заключают в себе многие формы досуга, причем возможностьтворить открывается всем без исключения.
Ведь каждый человекспособен к творчеству. Творческой может быть любая деятельность, если онаувлекает, вбирает в себя лучшие душевные силы и способности человека. Ктворчеству относятся декоративно-прикладное, художественное и технические видыдосугового творчества. К первому относят рукоделие, выпиливание, выжигание,чеканку, разведение домашних цветов, кулинарное творчество. Художественный видтворчества заключает в себе занятия литературной деятельностью, фольклором,живописью, сочинением музыки, песен, участие в художественной самодеятельности(сценическое творчество). Техническое творчество предполагает изобретательство,конструирование, рационализаторство.
Конечно, досуговоетворчество, которое является по преимуществу любительским, не всегда достигаетвысшего, профессионального уровня, тем не менее, оно, выступая в качественадежного средства, раскрытия таланта каждого человека, имеет большойобщественный эффект.
В настоящее время вструктуре современной культуры все большее место занимают увеселительныепрограммы, различные шоу, которым отводится значительная роль в деле идейного,нравственного и художественного воспитания людей, организации их быта и досуга.
Популярными видамикомплексных досуговых программ являются шоу-программы, пышное костюмированноесценическое действие с участием «звезд» (в небольших городах – местногозначения), динамически яркое, насыщенное спецэффектами, зрелищное, несущее всебе сквозной сюжет с завязкой, кульминацией и развязкой.
Но существуют и другиеэксклюзивные культурно-досуговые программы. В настоящее время они начинаютпользоваться большой популярностью, и распространяется в следующих сферах:
— туризм и путешествия(занимает первое место по эксклюзивным культурно-досуговым программам);
— развлечения (второеместо по эксклюзивным культурно-досуговым программам);
— также эксклюзивныекультурно-досуговые программы существуют в сфере общения с природой.
Что касается туризма,путешествий и развлечений, в сотрудничестве с экскурсионными организациямимногие туристические фирмы или частные предприниматели организуют различныевиды мероприятий развлекательного и познавательного характера, как дляиндивидуальных туристов, так и группам. Также предлагаем эксклюзивные досуговыепрограммы. Например:
-        чартер наяхтах;
-        джиппинг;
-        обзорные полетына самолетах-амфибиях;
-        и многоедругое.
Что касается сферыобщения с природой, то здесь также существуют эксклюзивные культурно-досуговыепрограммы, о которые десять лет назад человек мог только мечтать.
Таким образом, можносделать следующие выводы:
В настоящее время ониначинают пользоваться большой популярностью, и распространяется в следующихсферах:
— туризм и путешествия;
— развлечения;
— общение с природой.
Эксклюзивныекультурно-досуговые программы – это всегда инновации, так как в досуговой сферепрограмма не может долго оставаться эксклюзивной в связи с развитием этойсферы, и мгновенными действиями конкурентов.
Система организациидосуга определяется интересами и потребностями молодых людей в свободное время.Потребности в сфере досуга имеют определенную последовательность проявления.Удовлетворения одной потребности порождает обычно новую. Это позволяет менятьвид деятельности и обогащать досуг. В сфере досуга должен осуществлятьсяпереход от простых форм деятельности, но все более сложным, от пассивногоотдыха – к активному, от удовлетворения более глубоких социальных и культурныхстремлений, от физических форм рекреации – к духовным наслаждениям, отпассивного усвоения культурных ценностей – к творчеству и т.п.
Когда меняетсясоциальное положение человека, уровень его культуры, то сразу же происходитизменения и в структуре досуга. Досуг обогащается по мере увеличения свободноговремени и роста культурного уровня. Если молодой человек не ставит перед собойзадачу самосовершенствоваться, если его свободное время ничем не заполнено, топроисходит деградация досуга, обеднение его структуры.
В эксклюзивныхкультурно-досуговых программах особое значение имеет творческая деятельностьорганизаторов. Многое зависит именно от них, от их умения предложить интересныеформы отдыха, развлечений, услуг и увлечь людей. Вместе с тем культурапроведения свободного времени является результатом стараний самой личности, еежелания превратить досуг в средство приобретения не только новых впечатлений,но и знаний, умений, способностей.
2. Значениеиндивидуальных атрибутов в культурно-досуговых программах
Значение индивидуальныхатрибутов в культурно-досуговых программах очень велико.
К конкретным видамдосуговой деятельности можно отнести:
1) занятия, связанные спотреблением культурных ценностей, индивидуального, коллективно-зрелищногохарактера; занятия, связанные с отдыхом и развлечением (физически активный (втом числе занятия физкультурой и спортом, не связанные с профессиональнойдеятельностью) и пассивный отдых, общение, развлечение в компании, пустоевремяпрепровождение, прогулки, занятия антикультурного характера – пьянство,азартные игры и др.);
2) занятия творческогохарактера – несвязанные с профессиональной деятельностью – любительский труд поразличным ремеслам и прочее.
Таким образом, прихарактеристике досуга, исследователи выделяют его типы, которые отличаются другот друга объемом (продолжительностью); содержанием (типичным набором досуговыхзанятий); активным, деятельным или пассивным характером; планируемостью илистихийностью, импровизированностью; пространственной локализацией;особенностями круга общения; индивидуальным, групповым или массовым характеромзанятий; соотношением рекреативной, развивающей и деструктивной функций.
Типология отражаетхарактер влияния основных видов деятельности на формирование всестороннегармонично развитой личности. В связи с этим все занятия в свободное времяисследователи дифференцируют на три основных типа:
1) культурно-творческийтип (общий признак – создание или воспроизводство материальных и духовныхценностей);
2)культурно-потребительский тип (общий признак – потребление духовных ценностей);
3) рекреативный тип(объединяет различные виды отдыха и развлечений).
Приведенная типология восновном соответствует дифференциации свободного времени на досуговую и болеевозвышенную деятельность. Нетрудно заметить, что культурно-творческий икультурно-потребительский типы характеризуют более возвышенную деятельность всвободное время, а рекреативный тип выражает досуговую деятельность досуга –это, прежде всего, внутренняя культура человека, предполагающая наличие у негоопределенных личностных свойств, позволяющих содержательно и с пользойпроводить свободное время. Склад ума, характер, организованность, потребности иинтересы, умения, вкусы, жизненные цели, желания – все это составляетличностный, индивидуально-субъективный аспект культуры досуга. Иными словами –это набор ценностных ориентаций и форм поведения, способствующих самореализациивнутренних творческих потенций личности в свободное время. Разнообразные виды иформы досуговой деятельности отличаются по своим функциям. К ним обращаются,определяя место и роль досуга в структуре всего времени. Эти функции довольномногообразны, и в самом общем плане можно выделить:
— во-первых,рекреационную (отдых, восстановление физической и психической энергии);
— во-вторых,развивающую (физическое, интеллектуальное, художественное, нравственноеразвитие личности).
Объем, структура,содержание или способ проведения, а также другие параметры, характеризующиепространство свободного времени и досуга, обусловливаются рядом факторов,которые выявлены учеными в результате многочисленных исследований этой сферыжизнедеятельности человека.
Прежде всего, подобныефакторы принято подразделять на общие (неспецифические) и специфические(индивидуальные). К общим (неспецифическим) факторам относятся такие, каксостав населения по полу и возрасту, размер семьи, уровень доходов на одногочлена семьи, размеры жилой площади, объем и качество коммунальных услуг,оказываемых населению, образование и т.д. Другая группа – специфические(индивидуальные) факторы – в решающей степени влияет на фонд, макро- имикроструктуру внерабочего и свободного времени. Это влияние испытывают дажебюджеты времени социально и демографически однородных групп населения. К такимфакторам, в первую очередь, относятся природно-климатические условия,проживание в городе или сельской местности, некоторые национальные особенностиуклада жизни населения. Культурная среда, в которой вращается человек,предопределяет его контакты. Чем шире представлена социальная исоциально-профессиональная структура в поселении, тем более разнообразна егокультурная среда. Жизненные идеалы находятся в прямой или косвенной зависимостиот культурной и социальной атмосферы, сложившейся в данном поселении. Учетобщих и специфических факторов очень важен, прежде всего, для построениярегиональной модели системы материальных, организационных и личностныхфакторов, способствующих или препятствующих оптимальному использованиюсвободного времени, выбору видов социальной деятельности человека,нравственному формированию индивида. Эта работа должна строиться по-своему вкаждом регионе исходя из структуры бюджета времени. Помимо общих испецифических факторов структура свободного времени, потребности и ориентации всфере досуга обусловлены и рядом факторов, которые принято условно подразделятьна объективные (внешние, не зависящие от отдельно взятого человека) исубъективные (внутренние, личностные). В большей или меньшей степени анализафакторов касаются все исследования, направленные на изучение пространствасвободного времени или досуга, в связи с чем накопился богатый фактическийматериал, позволяющий на примерах рассмотреть характер их влияния. Так, одниисследователи подчеркивают важность проблемы распределения внерабочего временигородского населения и различия в продолжительности досуга различныхсоциально-демографических групп. На основании полученных в ходе исследованиярезультатов авторы делают вывод о том, что объем досуга, например, несемейноймолодежи больше, чем у семейных и более старших горожан.
Наиболее неблагоприятнов сфере свободного времени положение семейных женщин: по данным исследованийбюджетов времени, они тратят на бытовой труд в 1,5 раза больше времени, чеммужчины, что сокращает их досуг. Также исследователи отмечают, что существенновлияет на свободные часы человека его семейное положение: количество членовсемьи, число и возраст детей. В первую очередь это касается женщин. Семья идети меняют не только величину свободного времени, но и его состав. В немпоявляется новый элемент – воспитание детей. Свободное время семейных людей вгораздо большей мере проводится дома.
Влияние на структурудосуга оказывает и пол. Такие выводы можно делать на основании результатовспециального исследования, а также данных, полученных Л.Ф. Боженко.Ученый в качестве цели исследования выдвинул необходимость выявить условия,влияющие на специфику досуга. На основании полученных данных Л.Ф. Боженко приходитк выводу, что фактором, определяющим изменение структуры свободного времени,наряду с возрастом, является пол. Кроме того, подчеркивает исследователь,содержательность досуга во многом определяется уровнем развитиясоциально-культурной инфраструктуры города, системы внешкольных детскихучреждений. Большое влияние на формирование досуговых ориентаций оказываетмнение друзей и родителей, которые передают свой образ жизни, «досуговуюквалификацию», отношение к спорту, художественному творчеству и т.д.
На распределениевнерабочего времени значительное влияние оказывает и уровень доходов. Правда,зависимость содержания досуга от материального дохода семьи 20-30 лет назаддемонстрировали исключительно на примере западного образа жизни.
Такую зависимость обнаруживаюти исследования, проводимые в нашей стране, например, в 1980-е гг. Так, средилиц, у которых доход на одного члена семьи не превышал 75 руб., отдых и занятияпо интересам назвали в числе основных элементов внерабочего времени 32,9%; придоходе 76-100 руб. – уже 42,6%; 100-125 руб. – 53,7% и, наконец, свыше 125 руб.– 60,6%, т.е. низкие доходы ограничивают возможности досуга.
Современныеисследования также свидетельствуют о влиянии экономического фактора наструктуру свободного времени, причем регистрируют рост его влияния.
Таким образом, есть всеоснования говорить о том, что на характер проведения и структуру досуга самымнепосредственным образом оказывает влияние уровень доходов семьи.
В качестве следующегофактора, определяющего специфику и особенности досугового времяпрепровождения,предлагается рассмотреть особенности места поселения.
Во-первых, место и типпоселения обусловливают наличие на разных территориях неравных условийпроведения свободных часов (так называемая инфраструктура досуга): наличиеДомов культуры, клубов, театров, кинотеатров, спортивных сооружений, парковыхзон и пр.
Во-вторых, от местажительства зависит материальное положение, и, как следствие, возможность вудовлетворении разнообразных потребностей (в том числе досуговых). Так,например, Г.С. Широкалова, исследуя изменения в жизнеустройстве горожан и селянв результате реформ 90-х годов, на примере Нижегородской области формулируетвыводы о том, что материальные возможности горожан и селян в период с 1985 по1999 гг. претерпели существенные изменения. Вместе с тем, по ряду показателей,сохраняется диспропорция уровня материального положения между типами поселенияс тенденцией его ухудшения в поселениях сельского типа.
В-третьих, уровеньобразования и культуры населения, во многом обусловленные местом проживания,являются важной составляющей формирования потребностей и притязаний в отношениихарактера проведения досуга. В этой связи показательны, например, результатыисследования Л.В. Раковой. На основании полученных данных автор выявляетзависимость культурно-досуговой деятельности людей от уровня образования,принадлежности к той или иной социально-профессиональной группе.
В-четвертых, типпоселения (городской или сельский) воспроизводит соответствующий образ жизни,зависящий от характера труда и занятости.
Факторами, оказывающимивлияние на выбор деятельности, которой люди посвящают свое свободное время,выступают религиозные верования, расовые различия, национальность и состояниездоровья.
Таким образом,характерные черты досуга, свободного времени определяются содержанием трудачеловека, его семейно-бытовыми условиями, уровнем образования, индивидуальнымиособенностями и пр.
Именно в зависимости отэтого должны выстраиваться индивидуальные атрибуты в культурно-досуговыхпрограммах.
В наше время идетразвитие положительных тенденций по созданию культурно-досуговой среды,адекватной современными социально-культурным потребностям общества. Созданиеновых типов учреждений культуры таких, как социально-культурных центров и центровдосуга, связано с качественными изменениями потребностей населения. В такихучреждениях культуры гарантируется:
1.      высокоекачество предоставляемых населению культурных услуг;
2.      постоянноеобновление и расширение форм досуговой деятельности;
3.      демократичностьусловий включения личности в активную культурную деятельность.
Самая хорошаякультурно-досуговая программа должна начинаться, как уже отмечалось, с изученияаудитории, ее интересов и потребностей. Уместно напомнить: запросы личности испрос на услугу — это далеко не одно и то же. Запрос — это возможный уровеньудовлетворения возникшей потребности, который отражается в сознании потребителяуслуги в идеальной, воображаемой фирме. Спрос же — то, за что потребитель готовреально заплатить или, по крайней мере, воспользоваться возможностью получитьжелаемое на самом деле, а не в мечтах и предположениях.
Профессиональноемастерство культработника проявляется при отборе им содержания будущейкультурно-досуговой акции, под которым принято понимать определенный объемвоспитательного, информационного материала: исторические факты, современныепроблемы, актуальные задачи, художественные образы и аналогии, документы, идеи,законодательные акты и прочее. Вот здесь-то и должны приниматься во вниманиедуховные интересы и потребности потенциальных участников акции, планируемогомероприятия. Отказавшись от партийной пропаганды и агитации, культработникипочему-то ушли от пропаганды знаний экономических, эстетических, правовых,педагогических… Между тем потребность в них сегодня как никогда велика.

Список используемыхисточников и литературы
1. Демченко А. Возможности российскогодосуга.// Клуб. — 1996,№ 7.- 20с.
2. Демченко А. Некоторые проблемысовременного развития культурно-досуговой деятельности и народноготворчества.// Культурно-досуговая деятельность и народное творчество. – М.:ГИВЦ МК РФ, 1996. — 49с.
3. Ерошенков И.Н. Культурно-досуговаядеятельность в современных условиях. — М.: НГИК, 1994.- 32с.
4. Индустрия развлечений.// Гостиничныйи туристический бизнес./ Под ред. Чудновского А.Д. – М.: ЭКМОС, 1998
5. Кисилева Т.Г., Красильников Ю.Д.Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. – М.: ИздательствоМГУК, 1995. — 136с.
6. Культурно-досуговая деятельность./Под ред. А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова. Учебник. — М.: МГУК, 1998
7. Мосалев Б.Г. Досуг. – М.: Изд-воМГУК, 1995. — 85с.
8. Новаторов Э.В. Культурно-досуговаядеятельность: Словарь-справочник. – Омск: Алтайский ГИК. Омский филиал, 1992.-180с.
9. Новаторов В.Е. Современные технологиикультурно-досуговой деятельности: состояние, проблемы, перспективы развития.//Вестник Омского Государственного Университета. – 2000, №3. – 120с.
10. Соколов Э.В. Свободное время икультура досуга. 2-е изд., перераб. и доп. – Л.: Просвещение, 1993.- 118с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :