Реферат по предмету "Кулинария"


История и современное состояние маслоделия

Содержание 1. История развития 2. Новейшее оборудование 3. Ассортимент сливочного масла и спрэдов 4. Направления развития российского маслоделия
1. История развития маслоделия Маслоделие - отрасль мясомолочной промышленности, производящая животные масла. Сливочное масло - единственный жировой продукт животного происхождения, предназначенный для использования преимущественно в натуральном виде. Привлекательные, характерные только для него цвет, запах и вкус, пищевая ценность делают его незаменимым продуктом питания. История термина «животное масло» характеризующего продукт, получаемый из молока домашних животных (коров, буйволиц, самок яка) не известна. Это может быть связано с названием местности, где масло впервые появилось, или так на языке (жаргоне) древних, называли специфику обработки молока, в результате которой из него выделялся жир. Очень возможно, что выделение жира из молока обнаружили случайно, например, в емкости с молоком при перевозке на животных; результат интенсивного перемешивания молока. В домашних условиях масло получали уже за 3000 лет до н. э. Свидетельством выработки масла являются каменные фризы из храма Эль - Обейда, на которых изображена дойка молока, «снимание» сливок, их сбивание. Первые упоминания (в Библии) о применении масла для ритуальных целей относятся к 2000 до н. э. Знали об этом продукте в Древней Греции и Риме, но использовали его в основном для медицинских целей. Употреблять масло как пищевой продукт впервые стали в странах Северной Европы. В 12 веке его уже вывозили из Скандинавии в другие страны. В России маслоделие осуществлялось в помещичьих усадьбах и крестьянских хозяйствах (Сибири и на севере Европейской части). Промышленное производство начало развиваться в конце 19 века. Главными районами маслоделия были: Западная Сибирь, Прибалтика, Вологодская и Архангельская губернии и другие. Это масло уже тогда пользовалось большим спросом за рубежом. В нашей стране маслодельный промысел существовал с древних времен. О масле, как предмете внутренней и внешней торговли, упоминается в «Русской правде» 11 века и в многочисленных летописях. К началу 18 века торговля маслом в России приняла такие размеры, что Петр I обложил ее налогом. В 18 веке выработка масла из коровьего молока сложилась в народный промысел. В 19 веке животное масло вырабатывали исключительно в помещичьих усадьбах и крестьянских дворах. За годы Советской власти маслоделие выросло в высокомеханизированную отрасль. В СССР вырабатывали: 1. Сладкосливочное масло (из свежих пастеризованных сливок). 2. Кислосливочное (в сливки вносится до 5 % бактериальной закваски). 3. Масло с различными наполнителями. 4. Топлёное масло, в котором содержится около 99 % молочного жира. Последнее в СССР известно давно, названо оно так потому, что получается вытапливанием из обычного сливочного масла. За границей оно раньше было известно под названием «русское масло». Сейчас в нашей стране производится широкий ассортимент животного масла, различающийся содержанием компонентов, органолептическими показателями, физико-химическими характеристиками, пищевой и биологической ценностью, назначением. В зависимости от используемого сырья, можно выделить следующие группы масла: 1. Сливочное масло из натуральных сливок. 2. Подсырное масло из сливок, полученных при сепарировании подсырной и творожной сыворотки. 3. Топленое масло, вырабатываемое посредством выделения жира (вытапливанием) из сливочного и подсырного. 4. Восстановленное масло, вырабатываемое из сливочного и топленого масла и молочной плазмы. 2. Новейшее оборудование Холодильное устройство – важнейший элемент продовольственного комплекса страны. Производство холода является энергоёмким процессом. Например, на предприятиях АПК, использующих искусственный холод до 65% от общего потребления электроэнергии затрачивается на выработку холода. Поэтому остро стоит вопрос снижения энергозатрат на производство единицы холода. Создание эффективных энергосберегающих систем маслоотделения аммиачных холодильных установок, основанных на применении новых способов и устройств, является актуальной проблемой. При разработке новых конструкций маслоотделителей объектами исследования являлись технологические процессы маслоотделения на высокой и низкой сторонах аммиачной холодильной установки. Так для улавливания масла на высокой стороне аммиачной холодильной установки разработаны: · Маслоотделители с использованием двухходовой промывки пара в жидкости и автоматическим выпуском уловленного масла; · Конденсаторы-маслоотделители с использованием барботажа газа в жидкости и центробежных сил. Рисунок 1 – Барботажный маслоотделитель с автоматическим выпуском уловленного масла Данный аппарат предназначен для улавливания масла, унесенного из компрессоров высокой ступени, и устанавливается на магистральной линии нагнетания паров перед конденсаторами. 3. Ассортимент сливочного масла и спрэдов Сливочное масло и спрэды с вкусовыми компонентами. В современном ассортименте пищевых продуктов особое место занимают продукты с различными вкусовыми ингредиентами. Они привлекают потребителя оригинальными органолептическими характеристиками, позволяют разнообразить рацион питания, способствуя более эффективной его организации. Анализ рынка продуктов маслодельного производства с вкусовыми компонентами указывает на его динамику и широкие возможности в развитии. Классификационные признаки и ассортимент. Основные классификационные признаки, позволяющие дифференцировать ассортимент жировых продуктов с вкусовыми компонентами по подгруппам: · Используемые вкусовые добавки · Массовая доля жира в продукте и его жирнокислотный состав · Использование молочно-белковых добавок и стабилизаторов структуры · Сферы применения продукта. По виду используемых вкусовых добавок Жировые продукты с вкусовыми компонентами дифференцируют на следующие разновидности: · Десертного назначения – со сладким вкусом · Закусочного назначения – с соленым, острым, пикантным и другими вкусами. Сладкий вкус при этом обеспечивается за счет использования: · Натуральных вкусовых сахаросодержащих добавок (меда, фруктовых и ягодных наполнителей в натуральном и концентрированном виде) · Натуральных сахаров (сахарозы, фруктозы и др.) в сочетании с натуральными вкусовыми сахаросодержащими добавками либо с добавками, не содержащими сахаров (какао, кофе, цикорий и др.) · Заменителей сахарозы (аспартам, сорбит, ксилит и др.) в сочетании с вкусовыми добавками. В настоящее время ассортимент сливочного масла и спредов с вкусовыми компонентами в нашей стране представлен в основном разновидностями десертного назначения (со сладким вкусом) Соленый вкус с острым, пикантным, пряным и другими привкусами обеспечивается использованием поваренной соли в сочетании с различными вкусовыми наполнителями. При этом продукты закусочного назначения могут быть дифференцированы в зависимости от вида используемого вкусового наполнителя и отнесены либо к продуктам массового потребления (например, с зеленью, сыром, овощными добавками и др.), либо к деликатесным (например, с икрой, копченостями и др.). В первом случае они должны быть доступны по стоимости основной массе потребителей, иметь привлекательные внешний вид, вкус и аромат, удобную для использования упаковку. Во втором случае главное – подбор оригинальных вкусовых ингредиентов, хорошо сочетающихся с молочно-жировой основой продукта и придающих ему изысканные вкус, запах и внешний вид, привлекательный для гурманов.
По природе используемых вкусовых добавок можно выделить продукты: · С натуральными вкусовыми наполнителями (в непереработанном либо в консервированном, концентрированном или сухом виде); · С ароматом вкусовых наполнителей (с использованием натуральных, идентичных натуральным либо искусственных ароматизаторов).
По массовой доле жира. Ассортимент жировых продуктов с вкусовыми компонентами и его аналоги можно разделить на четыре группы: 1. более 60% 2. от 50 до 60% 3. от 40 до 49% 4. от 30 до 39% Такое деление обосновано условиями формирования структуры и консистенции готового продукта. По использованию молочно-белковых добавок (МБД) и стабилизаторов структуры. Продукты с вкусовыми компонентами дифференцируются на продукты, изготовляемые с МБД, без них, со стабилизаторами структуры и без них и при совместном использовании МБД и стабилизаторов структуры. Это обусловлено содержанием жира в продукте и типом формирования его структуры. По составу жировой фазы. Продукты с вкусовыми компонентами можно подразделить: · на сливочные (только на основе молочного жира); · сливочно-растительные, содержащие в составе жировой фазы продукта до 50% растительного жира; · растительно-сливочные, в составе жировой фазы которых более 50% растительного жира; · растительно-жировые (только на основе растительных жиров) По основным сферам применения. Жировые продукты с вкусовыми компонентами целесообразно подразделить для использования: · в натуральном виде (приготовления бутербродов, канапе и др.) в домашних условиях и условиях организаций общественного питания; · при приготовлении различных кулинарных блюд в домашних условиях и для организаций общественного питания: продукты десертного назначения при этом могут быть использованы для приготовления кремов для тортов и пирожных, десертов и др., закусочного назначения – для заправки мясных, рыбных, овощных блюд, супов, гарниров, каш и др. Во ВНИИМСе под руководством директора технических наук профессора Ф.А. Вышемирского разработан ассортимент сливочного масла и спредов с вкусовыми компонентами. Таблица - Сливочное масло с вкусовыми компонентами Сливочное масло с вкусовыми компонентами Массовая доля, % жир сухие вещества наполнителя сахар поваренная соль Десертного назначения «Шоколадное» 62 2,5 18 - «Десертное»: с какао 57 2,5 10 - 52 2,5 5,5 - с кофе 57 0,4 10 - 52 0,4 5,5 - с цирконием 57 0,7 10 - 52 0,7 5,5 - С фруктово-ягодным ингредиентом 57 2 10 - 52 2 5,5 - С медом: «Золотой улей» 62 20 - - «Пчелка» 62 15 - - Закусочного назначения «Закусочное» 55 От 0,5 до 5 - 2 4. Направления развития российского маслоделия. сливочное масло спрэд маслоделие Состояние и задачи маслоделия. Абсолютное большинство населения в мире считают сливочное масло одним из самых привлекательных и незаменимых продуктов. Однако изготавливают его далеко не во всех регионах мира и не в достаточном количестве. На 6 млрд. населения мира производят всего лишь ~7 млн. т. Сливочного масла. В нашей стране при потребности – 950 тыс. т. (в соответствии с физиологической нормой ~20 г. в сутки) вырабатывается ~279 тыс. т.; по 1,9 кг. На человека в год при установленной норме 6,4 кг. Соответственно. Основными задачами в сложившихся условиях являются: · увеличение объема производства масла; · улучшение его качества и хранимоспособности; · развитие ассортимента с учетом целевого использования в свете современных тенденций здорового питания. Концепция развития отечественного ассортимента масла (из коровьего молока и комбинированного) с учетом поставленных задач сформирована ВНИИМСом на основе дифференцирования состава, потребительских показателей и функциональных свойств масла с учетом назначения, т. е. целевого использования. Определены требования к его составу в свете нынешних приоритетов науки о питании. При этом выделены три группы использования масла с дифференцированием по массовой доле жира.
Использование Название масла Массовая доля жира, % Для жарения и кулинарии
Топленое масло >99 Молочный жир >98,8 Универсальное Сливочное масло 82,5-72,5 В натуральном виде Сливочное масло с пониженной массовой долей жировой фазы От При этом установлено рациональное соотношение между нежировой составляющей (плазмой) и жировой фазой. Предложены методы и оптимизированы режимы маслообразования. Описаны характер и тип образующейся физической структуры получаемых продуктов, их физико-химические свойства, органолептические показатели. Рекомендованы сферы использования. Предложена принципиальная классификация нового ассортимента. Исследованы целесообразность и эффективность направленного регулирования жирнокислотного состава масла и использования нетрадиционного для маслоделия сырья, включая растительные масла и жиры, ингредиенты – улучшители качества (ароматизаторы, антиокислители, структурообразователи, витамины), биологически активные добавки направленного действия и др. Полученные новые данные стимулируют развитие ассортимента и его научное планирование с учетом современных медико-биологических требований и рационального использования молочного сырья. Принятие предложенной концепции обусловливает развитие ассортимента, повсеместное использование ресурсосберегающих технологий, возможность использования нетрадиционного для маслоделия сырья, повышение эффективности производства. Направления исследований Разработка и широкое освоение производства сливочного масла с пониженной массовой долей жира. Предлагается ввести новые группы сливочного масла: пониженной жирности и низкожирного. Сливочное масло Массовая доля жира, % Классической жирности >80 Пониженной жирности 50 Низкожирное 39 Приведение сливочного масла по пищевой и биологической ценности в соответствие с современной нутриентологией обусловливает изменение его состава. Это входит в противоречие с требованиями к сливочному маслу как к пищевому продукту. Объясняется это тем, что после формирования требований к сливочному маслу очень многое изменилось в жизни людей: значительно снизился уровень физических нагрузок, изменилась концепция здорового питания, другими стали запросы потребителей. С учетом этого некоторые из показателей сливочного масла не соответствуют запросу времени, требуют уточнения и корректировки. Одно из противоречий – высокая калорийность и повышенное содержание холестерина. Снижение массовой доли жира обусловит уменьшение в масле холестерина при одновременном увеличении количества плазмы и соответственно СОМО, скажется на выраженности вкусового букета и сферах использования. В соответствии с Codex Standart такой продукт следует называть сливочным маслом пониженной жирности (жира>50%) или низкожирным (жира 39%. Варианты повышения пищевой и биологической ценности сливочного масла пониженной жирности: 1. Направленное регулирование состава и свойств жировой фазы: · повышением ненасыщенности жировой фазы с целью приближения ее жирнокислотного состава к «гипотетически идеальному жиру»; · снижением в масле содержания холестерина и повышением фосфолипидов; · обогащением витаминами A, D; · регламентируемым содержанием лимитируемых непредельных жирных кислот, трансизомеров. 2. Усиление роли белков в формировании вкуса и запаха масла, его структуры и биологической ценности: · снижением в масле пониженной жирности соотношения жир/белок и увеличением абсолютного количества белка, что будет способствовать суммарному накоплению вкусоароматических соединений, лучшей выраженности вкуса и запаха, повышению биологической ценности; · Обогащением масла в процессе производства различными формами молочного белка и другими белками. 3. Регулирование состава и количества углеводов. С понижением в масле содержания жира доля углеводов увеличивается с 0,8 до 2,5%.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Вирусный маркетинг
Реферат Имидж коммерческого банка
Реферат Западно-Европейская реклама
Реферат Теоретико-методичні засади удосконалення механізму управління працевлаштуванням незайнятих громадян у державній службі зайнятості України
Реферат Общие цели и методы рекламы.
Реферат Методы повышения эффективности рекламы
Реферат Насколько эффективна контекстная реклама в издательском бизнесе
Реферат Менеджмент в рекламе
Реферат Копирайтинг в разработке региональной радиорекламы
Реферат Лучшая защита – нападение. Лучший потребитель – продавец
Реферат Методика модификации поведения потребителей
Реферат Традиционные методы вычислительной томографии
Реферат Мифы интернет-рекламы для новичков и профессионалов
Реферат Особливості організації служби маркетингової політики комунікацій
Реферат Метафизика брэнда