Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Телемания — это диагноз

Михали Шиксентмихали, Роберт Кьюби
Живыесущества, стремясь удовлетворить свои насущные потребности, зачастую подвергаютсвою жизнь смертельной опасности. В этом и состоит парадокс борьбы завыживание. Рыба заглатывает наживку ив следующее мгновение болтается на крючке.Мышь, влекомая запахом сыра, попадает в мышеловку. Но это обусловленофизиологической необходимостью. И только поведению человека нет разумногооправдания. Вовсе не для борьбы за выживание человек готов предаватьсяразрушительным соблазнам и порокам. Его не останавливает даже прямая угрозаздоровью и жизни. К примеру, спиртное— в едь никто не заставляет его пить!Искушение, порой, сильнее доводов разума. Понять это и вовремя остановиться—вот одна из важнейших проблем существования вида homo sapiens.
 Чрезмерноестремление к чему-либо не всегда физиологически оправдано. Азартные игры могутпревратить человека в заядлого игрока, секс— стать навязчивой идеей… Но средиразных аспектов человеческой деятельности самое популярное времяпрепровождение—сидение у телевизора. Многие люди определяют свое отношение к ТВ как «любовь—ненависть», асам телевизор зовут «ящиком для болванов». Но при этом удобнееустраиваются всвоих креслах ина диванах ине выпускают из рук пультдистанционного управления. Родители раздраженно ворчат на детей, которых неоторвать от экрана, но сами умалчивают освоих телепристрастиях. Дажеисследователи ТВ зачастую смотрят все программы без разбору.
ПерсиТанненбаум (Percy Tannenbaum) из Калифорнийского университета вБеркли пишет:«Меня неизменно смущает тот факт, что даже во время интересной оживленнойбеседы, если рядом работает телевизор, янепременно поглядываю на экран. Этопроисходит помимо моей воли».
Десятилетиямиученые исследуют воздействие телевидения на человека. Особенно внимательноизучают связь между демонстрацией сцен жестокости на экране снасилием вреальнойжизни. Пытаются понять, почему потребители информации предпочитают телевидениегазетам ижурналам.
Термин«телезависимость» не очень точен ине дотягивает до смыслового, но всеже онотражает суть реального феномена. Психологи ипсихиатры формально определяютпатологическую зависимость от чего-либо или кого-либо как расстройство, отклонениеот нормы, которому соответствуют характерные признаки неадекватной реакции нараздражитель: огромное количество времени, уделяемого объекту зависимости;использование его чаще, чем обычно принято; стремление (либо многократныеибезуспешные попытки) сократить общение сним; отказ ради него от исполнениясоциальных, семейных ипрофессиональных обязанностей; жалобы на замкнутостьиуход всебя при отказе от контактов сданным объектом зависимости. Ивсе этикритерии можно применить клюбителям подолгу сидеть утелеэкрана.
Этоне значит, что смотреть телевизор плохо или вредно. Телевидение обучает,расширяет кругозор, развлекает, расслабляет, уводит от гнетущейдействительности, позволяет наслаждаться прекрасным. Однако человек,понимающий, что надобы поменьше времени проводить уэкрана, зачастую ничего неможет ссобой поделать. Адля того, чтобы иметь шансы на победу всхваткестелеманией, надо понять, как воздействует на нас телевидение.
Ложная релаксация
Количествовремени, которое мы проводим утелеэкрана, ужасает. Всреднем жители развитыхпромышленных городов каждый день тратят на это по три часа. Аэто— ровнополовина всего свободного времени, если не считать сна имелких домашних дел.Следовательно, к75годам 9лет человек уже отдал телевидению. Кто-то объясняетэто огромной любовью кТВ. Но почему тогда множество зрителей обеспокоеноподобной страстью? Опросы Института Гэллапа 1992и 1999годов показали: пособственной оценке, слишком много сидят утелеэкрана двое из пяти взрослыхисемеро из десяти подростков. Идругие исследования подтверждают, что телеманамисчитает себя приблизительно 10% взрослого населения.
Неудивительно,что реакции организма на ТВ истали предметом сугубо научного изучения. Спомощьюэлектроэнцефалографа был проведен мониторинг волн головного мозга.Исследователи зафиксировали перемены электрической сопротивляемости кожи,изменение частоты сердцебиения во время, до ипосле просмотра телепередач. Опытыставили не только встенах лабораторий, но ив естественной среде обитания,применив метод экспериментального моделирования. Телеман не только лежал домана любимом диване перед телевизором, но иел, пил, спал, работал. Апри немпостоянно был бипер (устройство, принимающее звуковые сигналы), на которыйвтечение недели 6–8раз всутки, поступали сигналы. Тут подопытный телезрительидолжен был на специальной карточке записать, что он вданный момент делает икаксебя при этом чувствует.
Тот,кто смотрел телевизор, когда поступал сигнал, чувствовал себя расслабленноипассивно. Энцефалограмма также демонстрировала ослабление ментальнойстимуляции во время просмотра телепередач (чего никогда не наблюдалось причтении!). Но самое удивительное: когда телевизор выключали, чувство релаксациипропадало, аощущение пассивности оставалось. Исследуемые зрители подтверждали,что ТВ каким-то образом поглощает их энергию, оставляя их опустошенными(опять-таки, вотличие от обычного чтения). Анастроение после просмотра остаетсяпрежним или незначительно ухудшается.
Зрителиговорят, что, едва загорается телеэкран, они моментально расслабляются. Поэтомулюди исвязывают ТВ сотдыхом иснятием напряжения. Причем, ощущение релаксациисохраняется на протяжении всего просмотра. Но стоит выключить «ящик»— итутжепроисходит «принудительное» возвращение вреальность со всеми ее проблемами.
Схожимобразом действуют наркотики. Транквилизатор, покидающий организм слишкомбыстро, вызывает больше зависимости, чем тот, который выводится медленно. Точнотакже зритель не выключает идущую программу— подсознательно он понимает, чтоощущение релаксации ослабнет, если экран погаснет. Чем чаще идольше смотришь,тем больше хочется смотреть.
Парадокстелевидения втом, что люди смотрят телевизор гораздо больше, чем планируют,хотя длительный просмотр менее продуктивен. Результаты телеопытов сприменениемметода экспериментального моделирования вестественной среде обитанияпоказывают: чем дольше люди сидят уэкрана, тем меньше радости они от этогополучают. Телезависимые участники исследования— те, кто смотрит передачи болеечетырех часов всутки,— получают от этого меньше удовлетворения, чем те, ктоуделяет просмотру телепрограмм менее двух часов. Вряде случаев удовольствие отпередач телеманам портят приступы беспокойства ивины из-за непродуктивнопотраченного времени. Ученые Японии, Великобритании иСоединенных Штатовобнаружили, что такое чувство вины гораздо чаще одолевает представителейсреднего класса, чем более высокие слои населения.
Как привлечь внимание зрителя
Почемужетелевидение так привлекает нас? Частично это происходит из-за нашейбиологической ориентировочной реакции. Впервые это понятие было описанофизиологом Иваном Петровичем Павловым в1927году. Ориентировочная реакция— этонаша инстинктивная визуальная или слуховая реакция на внезапный илиженеизвестный ранее раздражитель. Это врожденная восприимчивость кпотенциальнойугрозе. Типичные проявления такой реакции— поворот глаз всторону источникараздражения, расширение кровеносных сосудов мозга, замедление сердечнойдеятельности исокращение кровеносных сосудов восновных группах мышц. Альфа-волнына несколько секунд блокируются, затем снова возвращаются кнормальному ритму,что определяется общим уровнем ментального раздражения. Мозг фокусируется навосприятии большей информации, атело находится всостоянии покоя.
В1986году Байрон Ривз (Byron Reeves) из Стэнфордского университета, Эстер Торсон(Esther Thorson) из Миссурийского университета иих коллеги начали изучатьвлияние обычных телевизионных приемов на активацию ориентировочной реакции.Повышаютли зрительский интерес быстрая смена кадров, оригинальный монтаж,внезапные шумы? Наблюдая за деятельностью мозга зрителей, исследователивыяснили, что эти приемы могут подстегивать непроизвольные реакции иповышатьзрительский интерес. Уникально не содержание, аформа подачи материала.
Отчастиориентировочная реакция объясняет следующие замечания зрителей: «если телевизорработает, яне могу оторвать глаз от экрана», «мне не хотелосьбы смотретьтелепрограммы по столько часов кряду, но яничего не могу ссобой поделать»,«телевизор меня просто гипнотизирует». После того как Ривз иТорсон опубликовалирезультаты своих изысканий, ученые пошли еще дальше. Исследовательская группаЭнни Лэнг (Annie Lang) из Индианского университета показала, что послевоздействия внезапного раздражителя сердечная деятельность замедляется на4–6секунд. Перегруженность рекламных имузыкальных роликов стилистическимиприемами оказывает сильное ипостоянное действие на ориентировочную реакцию.Номинальная частота подачи этих приемов равна одной единице всекунду.
Влияютлиаудиовизуальные образы на память? То есть, помнятли люди, что они смотрели? Этупроблему также исследовала группа Энни Лэнг. Участники одного из экспериментовсмотрели программу, апотом заполняли анкету. Особенности съемки (одновременнонесколькими камерами сразных точек) имонтажа положительно влияли наинформационную память, приковывая внимание кэкрану. Вопределенном смысле схожийэффект производит частая смена кадров. Но если показатель частоты выше 10единицв2минуты, эффект узнавания резко ослабевает.
Режиссерыобразовательных программ для детей обнаружили, что телевизионные приемыпомогают при обучении. Однако слишком быстрая смена кадров перегружает мозг.Основная цель музыкальных клипов ирекламных роликов, вкоторых используетсярезкая смена не связанных между собой сцен,— удержание внимания зрителя. Людимогут запомнить название продукции или музыкальной группы, адетали рекламы кактаковой пропустить мимо ушей. Ориентировочная реакция ослабевает. Зрителипо-прежнему прикованы кэкрану, но ощущают усталость, не получая взамен никакогопсихологического удовлетворения. Применение экспериментального моделированиявисследованиях дает теже результаты.
Иногдаиназвание продукции трудноуловимо. Сегодня многие ролики упоминаютрекламируемый продукт косвенно, какбы вскользь. Часто за интересным сюжетомтрудно уловить суть. Впоследствии невозможно вспомнить, окакой продукции шларечь. Ивсеже рекламодатели уверены— если им удалось завладеть вниманиемзрителя, то, придя вмагазин, он непременно выберет их товар. Это, говоряобразно, подсознание напомнит оглохшему от информационного шума телезрителю,что где-то он уже слышал это название, отчего-то он его знает.
Симптом абстиненции
Исследователине говорят отом, что телевизор вообще смотреть нельзя. Но предостерегают отвозможных проблем телеманьяков, не способных оторваться от экрана.
Методэкспериментального моделирования позволяет исследовать практически все сферыдеятельности повседневной жизни человека— работу, еду, чтение, общение, занятияспортом ит. д.Нам было интересно, относятсяли телеманы кжизни также, какиобычные люди. Не возникаютли уних затруднения при общении сокружающими? Нечувствуютли они безразличие ксвоей работе? Результаты оказались поразительными.Заядлые телеманы, вне зависимости от возраста, ощущали беспокойство, тревогу,чувствовали себя более несчастными, чем обычные зрители, когда им нечего былоделать иуж тем более, когда приходилось оставаться один на один ссобой.
ВпоследствииРоберт Д. Макилрет (Robert D. McIlwraith) из университета вМанитобе занималсяуглубленным изучением телевизионных наркоманов. Он обнаружил, что они чащедругих впадают втоску, бывают рассеянны, раздражены, им труднее концентрироватьвнимание. Пристрастие кТВ они объясняют желанием отвлечься от неприятных мыслейичем-то заполнить свободное время. Другие исследования показали, чтотеленаркоманы реже участвуют вобщественных мероприятиях или вспортивныхсоревнованиях, зато чаще страдают ожирением, чем те, кто смотрит телевизорумеренно.
Возникаетвопрос— какова взаимосвязь между двумя явлениями? Обращаютсяли люди кТВ оттоски иодиночества илиже длительный просмотр телепередач приводит их кэтому?Мы, как ибольшинство исследователей, считаем, что второе утверждение ближекистине. Джером Л. иДороти Сингер (Jerome L. and Dorothy Singer) из Йельскогоуниверситета предположили, что чрезмерное увлечение телепередачами мешаетчеловеку концентрироваться, атакже снижает самоконтроль иповышает нетерпимостькобычным жизненным проволочкам. Более 25лет назад вуниверситете БританскойКолумбии психолог Теннис М. Макбет Уильямс (Tannis M. MacBeth Williams)проводил исследования среди членов горной общины, вкоторой сначала не былотелевидения, апотом появилось кабельное. Со временем увзрослых идетей сталпонижаться творческий подход крешению житейских проблем, ослабевало стремлениедостичь намеченную цель.
Некоторыеученые видят четкую параллель между ТВ инаркотиками: заядлые телеманы,оторванные от любимого экрана, также испытывают нечто вроде симптомовабстиненции. Около сорока лет назад Гари Ф. Стейнеру (Gary F. Steiner) изЧикагского университета удалось собрать интересные воспоминания людей, укоторыхсломался телевизор: «Вся семья ходила потерянная, как обезглавленные курицы».—«Это было ужасно. Мы ничего не делали— ни я, ни мой муж. Только разговаривали».—«Я все время плакала. Дети меня раздражали, мои нервы были на пределе.Япыталась заинтересовать их играми, но не смогла».
Проводилисьэксперименты ссемьями, которым предлагали на время (неделю, месяц) отказатьсяот телевизора. Многие согласившиеся витоге не выдерживали положенный срокивыходили из эксперимента. Кое-кто даже бунтовал— на словах или на деле. Это незначит, что все требовали вернуть свои «телеящики», хотя были, конечно, итакие.Естественно, что вернуть людей, которые привыкли проводить большую часть своегосвободного времени утелеэкрана, кнормальной жизни довольно сложно. Вконцеисследования Чарльз Виник (Charles Winick) из Нью-Йоркского городскогоуниверситета пришел ктакому заключению: «Самыми трудными для большинстваиспытуемых были первые три-четыре дня, даже для тех семей, где телевизорсмотрели минимально игде люди занимались идругими делами. Более чем вполовинеслучаев вэти дни привычный семейный уклад нарушался, удомочадцев возникалитрудности со свободным временем, наблюдались проявления беспокойстваиагрессивности… Несемейные люди ощущали раздражение. Как правило, кначалувторой недели убольшинства проявлялась тенденция кадаптации».
Систематическойстатистики подобных случаев нет. Даже несмотря на то, что умногих зрителей ТВдействительно наблюдается зависимость от длительного просмотра передач, не всеученые готовы идти так далеко, чтобы называть эту привычку пагубной. В1998годуРоберт Д. Макилрет сказал, что «вытеснение других видов деятельности просмотромтелепередач может считаться социально значимым явлением, однако не являетсясерьезным клиническим отклонением». Он добавил, что нельзяговоритьо«телезависимости», если семена телемании находят плодородную почву, тоесть, если человек ранее страдал от депрессий исоциальных фобий. Однакосуществуетли формально диагноз «телезависимость» или нет, миллионы людей вовсем мире не перестают чувствовать, что не могут без труда контролироватьколичество времени, проведенное ими утелеэкрана.
Рабы компьютерного экрана
Ккомпьютерным ивидеоиграм можно применить теже принципы, хотя исследований вэтойобласти проводилось значительно меньше. Игры развлекают иотвлекают отнеприятной действительности. Игроки быстро усваивают, что, проводя времяукомпьютера, они начинают лучше себя чувствовать (таким образом, они ипопадаютвзависимость). Существенным отличием компьютерного изображения оттелевизионного видеоряда вданном случае является интерактивность.
Многиевидео- икомпьютерные игры рассчитаны на постепенное повышение сложности—соответственно, растет иуровень игрока. Теннисисту или шахматисту иногдаприходится месяцами подыскивать равного себе партнера, тогда как программныеигры могут мгновенно предоставить достойного виртуального противника дляоттачивания мастерства. Они доставляют психическое удовольствие— то, что мыназываем «приливом». Этот «прилив» сопутствует совершенствованию мастерствавлюбой сфере деятельности. Сдругой стороны, длительная активацияориентировочной реакции может сильно истощить нервную систему. Дети начинаютжаловаться на усталость, головокружение итошноту, если играли слишком долго.
В1997году был зарегистрирован самый экстремальный случай— вЯпонии былигоспитализированы семьсот ребятишек. Почти всем им поставили диагноз «оптическистимулированный эпилептический удар». Стимулирован он был показом по японскомуТВ видеоигры о«покемонах». Подобные ударынастолько серьезны для здоровья, чтосегодня компании-производители видео- икомпьютерной продукции обязаны всвоихинструкциях предостерегать потребителей овозможной опасности. Опрошенные намиродители отмечают, что быстрое мелькание на экране вызывает удетей затрудненияпри движении, даже если они поиграли не более пятнадцати минут. Однако многиеребята, не имеющие достаточного опыта ине обладающие самоконтролем (а частоипросто оставленные без присмотра), продолжают играть, даже несмотря на этисимптомы.
ЛэнгиШиам Сундар (Lang & Shyam Sundar) из университета штата Пенсильванияизучают проблему влияния интернета на человека. Участники их экспериментаотмечают, что когда перед ними появляются разные версии одного веб-сайтасразличным количеством ссылок, уних усиливается чувство контроля ивыбора. Но наопределенном этапе информации становится так много, что от этого можно устать.Как ив случае свидеоиграми, способность интернет-сайтов удерживать вниманиепользователя зависит от интерактивности, ане от стилистических приемов подачиматериала.
Теперьмногие придают виртуальному общению исключительно важное значение, считая егоболее интенсивным инасыщенным, чем традиционное личное. Проблема контролявремени, проведенного за компьютером или утелевизора, становится все болееиболее актуальной. Телевизоры икомпьютеры теперь доступны каждому. Толькоинтернет иТВ не должны отрывать учеловека значительную часть его свободноговремени. Вмалых дозах телевидение помогает расслабиться иотвлечься отнеприятностей. Но если увлечение им мешает человеку познавать новое ивестиактивный образ жизни— значит, наступает телезависимость. Ибудет очень непростовырываться из ее мягких лап.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта psychology.net.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.