Оглавление:
I
Введение
II
Основная часть:
1).
Жизненный путь Томаса Мора
2).
Казнь Томаса Мора
3).
Спор о Томасе Море и его «Утопии»
III
Заключение
IV
Список литературы
I
Введение
Время, в которое жил Томас Мор, позднее назовут эпохой Возрождения. Природа в безмерной щедрости одаряла мир созвездием имен. Все они – современники: Эразм Роттердамский и Леонардо да Винчи, Никколо Макиавелли и Альбрехт Дюрер, Микеланджело и Рафаэль, Франсуа Рабле и Николай Коперник. «Науки процветают, умы пробуждаются – любо жить в такую эпоху»,1 – писал Ульрих фон Гуттен, нищий рыцарь и поэт. Эпоха географических открытий и необычайных историй, когда невероятные события становятся привычными и ими уже трудно удивить. Однако джентльмену Томасу Мору это удалось. И не только тем, что он открыл остров, которого не существовало и рассказал о нем так, что уже без малого пять столетий это открытие продолжает волновать умы и вызывает споры. Меня лично, Томас Мор поразил не столько своей «Утопией», сколько как человек, поднявшийся благодаря исключительным способностям до высот земной власти и сознательно шагнувший на эшафот ради собственных принципов. Жить бы да жить припеваючи с его-то положением, деньгами, связями в обществе и крепкой семьей. Ан нет! Он, видите ли, пожелал повиноваться сперва Богу, а потом уже королю, что, по меньшей мере, странно для основоположника утопического социализма. Того самого, что впоследствии был заложен марксистами в фундамент т. н. "научного коммунизма" посредством которого они попытались, ниспровергая Бога, превратить утопию из мечты в реальность. Разве нужны еще какие-либо обоснования и объяснения, почему из заданного многообразия тем мой выбор пал на эту?
Если в библиотеке пролистать подборку литературы на тему «Томас Мор», заметна ее односторонняя идеологическая направленность. Все издания советского периода и отражают взгляд на Т. Мора с позиции коммунистической идеологии, которая ставит его имя в логический ряд: Мор, Маркс, Энгельс, Ленин. Прочие взгляды приводятся в виде критики. Из нее, кстати, тоже можно извлечь немало интересного и полезного. Цель данной работы – "открестить" Томаса Мора из данного ряда. Показать его человеком – гуманистом духа и бескорыстным политиком.
План работы или основные вопросы:
1) Жизненный путь Томаса Мора.
2) Казнь Томаса Мора.
3) Спор о Томасе Море и его «Утопии».
1. Ульрих фон Гуттен Утопический роман XVI – XVII веков Москва «Художественная литература» 1971
II
Жизненный путь Томаса Мора
МОР, ТОМАС (1478–1535), именуемый также св. Томасом Мором, родился в Лондоне 6 февраля 1478 (возможна также дата 7 февраля 1477), его отец Джон Мор (ок. 1450–1530) был известным юристом, судьей королевской скамьи, удостоившимся дворянского титула в царствование Эдуарда IV (ум. 1483). Его дед по материнской линии был городским шерифом. Мор учился в лучшей в то время в Лондоне школе св. Антония, в 12-летнем возрасте поступил в качестве пажа (такова была тогда распространенная в Англии практика) в дом кардинала Мортона, архиепископа Кентерберийского и лорд-канцлера. Величайшее уважение, которое испытывал Мор к своему покровителю-кардиналу, впоследствии нашло выражение в его сочинениях «Утопия» и «История Ричарда III». И действительно, трудно переоценить роль Мортона в воспитании и образовании юноши. Мортон в полной мере оценил дарования юного пажа, и, вероятно, именно под его влиянием ок. 1492 Мор поступил в Кентербери-колледж Оксфордского университета. Мор пробыл здесь около двух лет, но был вынужден прервать учебу, поскольку отец настаивал, чтобы сын продолжил его дело.
В Оксфорде Мор познакомился с У. Гроцином, Т. Линакром и Дж. Колетом, игравшими важную роль в возрождении классического образования, которое начало тогда распространяться в Англии. К этому времени относится его первая публикация: два латинских стихотворения, соответственно в начале и конце школьного учебника грамматики Дж. Холта. В 1499 Мор познакомился с Эразмом Роттердамским во время его первого визита в Англию, и они сразу же сделались близкими друзьями. «С тех пор их связывала самая тесная и верная дружба, в основе которой была не только взаимная симпатия, но и убеждение в необходимости реформы общества, единство взглядов на пути ее осуществления, глубокий интерес к древней философии и любовь к античной литературе, вера в неограниченные возможности просвещения как средства нравственного воспитания людей и усовершенствование мира»1. Сочинения отцов церкви, труды Платона и Аристотеля, произведения Лукиана и других древних классиков одинаково увлекали Мора и Эразма. Оба они были горячими поклонниками Джона Колета, который стал духовным наставником Мора.
1. И.Н. Осиновский Томас Мор Москва «Мысль» 1985
Колет проповедовал реформу церкви, неустанно разоблачал пороки духовенства, призывал к нравственному обновлению общества на христианской основе. Возлагая все надежды на просвещение, Колет рассматривал его как главный путь осуществления задуманной реформы. Свою просветительскую программу он пытался воплотить в жизнь путем воспитания и образования молодежи. С этой целью Колет на свои средства учредил при соборе св. Павла в Лондоне, где он был настоятелем, грамматическую школу. В этой школе воспитанники изучали не только тексты святого Писания, но и Платона. Учащимся прививалась любовь к античной литературе. Методы обучения и воспитания здесь отличались от традиционных. Так, Колет запретил в своей школе широко распространенные в то время телесные наказания. Друзья Колета – гуманисты не только преподавали в его школе, но и писали для нее учебники.
В эти плодотворные годы Мор и Эразм много работали вместе, переводили Лукиана (1506) и поддерживали друг друга в своих литературных замыслах. Именно Эразм впервые опубликовал латинские стихи Мора (1518); он постоянно сокрушался, что Мор, этот «единственный гений Англии»1, вынужден посвящать значительную часть времени праву, что оставляет очень мало возможностей для литературных занятий.
Испытывая сильное влияние Колета, Мор какое-то время склонялся к тому, чтобы посвятить себя церковному служению. Однако, проведя около четырех лет в картезианском монастыре в Лондоне, он все же решил остаться в миру. Тем не менее Мор никогда не оставлял привычек, приобретенных в обители: раннее пробуждение, длительные молитвы, посты, ношение власяницы, самобичевание. Около 1502 он становится адвокатом и одновременно преподает право. В 1504 он женился на Джейн Коулт из Незерхолла, и у них родились четверо детей – Маргарет, Элизабет, Сесили и Джон.
Слава Мора как юриста росла. В январе 1510 лондонские горожане посылают его своим депутатом в первый парламент Генриха VIII, а 3 сентября он был избран помощником лондонского шерифа – юридическим советником и судьей по гражданским делам. Он стал известен не только красноречием, которое обнаруживал в ходе слушаний, но и справедливостью и честностью, проявленными при отстаивании интересов клиентов. Будучи помощником шерифа, уже зарекомендовавший себя опытным юристом, Мор принимал участие в дипломатических миссиях.
1. Эразм Роттердамский Разговоры запросто Москва «Наука» 1969
Генрих VIII, вступление которого на престол Мор воспел в цикле изящных латинских стихотворений, вскоре приметил талантливого лондонца и в мае 1515 направил его во Фландрию в составе посольства для переговоров с представителями герцога Бургундии Карла Кастильского (будущего императора Карла V). Посольству предстояло уладить конфликт, возникший у английских купцов с их традиционным партнером по торговле шерстью – Фландрией. Переговоры касались продления действия ранее заключенных выгодных для Англии торговых договоров 1495 – 1456, которые теперь оспаривались Фландрией. История этого посольства, возглавлявшегося Кутбергом Тунсталлом – другом Мора, позднее была описана в «Утопии». Во время поездки Мор встречался в Брюгге с Эразмом; благодаря его рекомендации он познакомился с видными гуманистами Петром Эгидием и Иеронимом Буслидием.
«Согласно Эразму, на континенте Мор написал вторую книгу Утопии, а в ноябре, вернувшись в Англию, присоединил к ней первую. В конце 1516 стараниями Эразма и Эгидия книга Мора уже была издана в Лувене. В эти годы Мор находил время и для других видов литературной деятельности. Еще в 1506 он перевел с латинского языка «Жизнь Пико делла Мирандолы», попробовал силы в сочинении английских стихов, а ок. 1513 занимался написанием блестящей по стилю, хотя, возможно, не слишком объективной «Истории Ричарда III». Если добавить к этому списку латинские стихи, пространные письма, содержащие полемику по схоластическим вопросам, адресованные Мартину Дорпу (1515) и Оксфордскому университету (1518), а также благочестивый трактат «Четыре последние вещи» (1522), перед нами предстает в высшей степени необычный образ молодого юриста, пребывающего в неустанном духовном поиске»1.
Ученость и красноречие автора «Утопии», его юридический опыт и дипломатические способности не могли не обратить на себя внимание молодого Генриха VIII, который слыл образованным человеком и покровителем гуманистов. С августа 1517 Мор становится одним из советников короля. Незадолго до этого, в мае, возможно, не без влияния «Утопии», резко осудившей огораживания, правительство Генриха VIII, обеспокоенное массовым разорением крестьянства в связи с широким развитием овцеводства и превращением пахотных земель в пастбища, создает специальные комиссии по расследованию огораживаний. Для работы в одной из таких комиссий привлекается и Мор.
1. А.П. Шикман Обелиск в Александровском саду Москва «Просвещение» 1990
В том же году он совершает дипломатическую поездку в Кале, а с февраля 1518 он назначается королевским секретарем. В июле последовала отставка Мора с поста помощника шерифа; королевская служба теперь поглощает большую часть его времени. Во многих случаях Мор принимал иностранных посланников, а в 1520 сопровождал Генриха VIII в ходе его знаменитого свидания с Франциском I в т. н. «Лагере Золотой парчи». В июле 1520, во время посещения Карлом V Брюгге, Мор встречается с известными гуманистами из окружения императора, а в частности с Эразмом Роттердамским и Хуаном Вивесом. Помимо выполнения дипломатических поручений и службы в королевском совете Генриха VIII автор «Утопии» занимал также судейские должности: в 1521 он заседал в качестве судьи в «Звездной палате» – высшем судебном учреждении Англии. В мае 1521 Мор стал помощником казначея королевства и был посвящен в рыцарское звание.
Придворная карьера Мора развивалось столь успешно, что в 1522 и 1525 в награду за службу король пожаловал ему земли в графствах Оксфордшир и Кент. Генрих VIII ценил Мора за глубокий ум и обширные познания и часто беседовал с ним не только о государственных делах, но и о математике, астрономии, литературе и богословии. Внимание короля и льстило Мору, и тяготило его. Пребывание при дворе и королевская дружба лишали гуманиста досуга для любимых научных занятий и надолго отрывали его от семьи, к которой он был очень привязан.
Чтобы по настоящему понять Мора, надо знать его в частной жизни, с друзьями и в семье. К счастью в одном из своих писем Эразм оставил нам яркую характеристику своего друга, описав его внешний облик, характер, привязанности, отношение к друзьям и близким. «Он не выше среднего роста, белолиц, с легким румянцем, с темно-золотистой шевелюрой, редкой бородой и с очень выразительными, голубовато-серыми глазами. Лицо его всегда дружески приветливо, добрая улыбка выдает склонность к юмору. Голос у Мора негромкий, но внятный, речь удивительно чистая и неторопливая. Мор очень скромен и прост в своих житейских привычках. Неприхотлив в еде, он всяким лакомствам предпочитает простую пищу. Так же прост и скромен он в одежде, и в поведении. Мор очень любит животных. В его доме настоящий зверинец: обезьяна, лиса, хорек, ласка и попугай. Он увлекательный собеседник, ум у него быстрый и находчивый, память отличная»1. По словам Эразма, Мор был прямо создан для дружбы: «Кто ищет совершенный образец истинной дружбы, не найдет лучшего, чем Мор»2. Английский гуманист глубоко любил людей, не зря Эразм называл его «покровителем всех нуждающихся, всегда готовым поддержать угнетенного, вызволить стесненного и обремененного»3.
1, 2, 3. Эразм Роттердамский Разговоры запросто Москва «Наука» 1969
Под стать Мору была и его семья. Свою Молодую жену он заботливо обучил грамоте и дал ей хорошее музыкальное образование, детям привил любовь к античной литературе и естественным наукам. Мор был горячим сторонником женского образования, он считал, что женщина должна быть столь же образованной, как и мужчина, что «разница пола в смысле учености значения не имеет»1 и мужчины и женщины в равной мере способны овладеть науками. Свои передовые взгляды Мор старался осуществить на практике: три его дочери получили блестящее для своего времени образование, а старшая – Маргарита обладала такими глубокими знаниями древних языков и литературы, что Эразм назвал ее «украшением Британии»2.
В доме Мора всегда царила атмосфера строгой простоты и вместе с тем жизнерадостности, увлеченности научными и литературными занятиями. Его семья была настоящей школой, где все было проникнуто духом гуманизма: увлечение древними языками и литературой сочеталось с занятиями географией, математикой, астрономией, медициной, музыкой. А как свободно чувствуют себя в этом доме гости! В своих детях гуманист видел прежде всего близких друзей и единомышленников. В письмах к ним он часто справлялся об их успехах в науках и иногда обменивался с ними шутливыми посланиями в стихах. В посвященном им стихотворении он писал, что никогда не мог вынести детского плача. «Часто я вам раздавал поцелуи и редко – побои, но и при этом бичом хвост мне павлиний служил»3.
Когда в 1511 молодая жена Мора Джейн умерла, он, не желая, чтобы дети оставались без матери, почти сразу женился на пожилой вдове Алисе Мидлтон, которая была старше его на 7 лет. По словам Эразма, Мор и ко второй жене относился так, словно она была молодой красивой девушкой. Своей сердечностью и добротой он сумел добиться, что эта совсем не кроткая, грубоватая женщина стала заниматься музыкой, ежедневно исполняя задаваемый мужем урок игры на лютне, флейте и гитаре. Эразм, останавливавшийся в доме Мора во время своего приезда в Англию, восхищался тем, с какой мягкостью и сердечностью, а порой и юмором Мор руководит своей семьей, в которой никогда не бывает никаких раздоров.
Также Мор продолжал и литературную деятельность, хотя теперь ей было придано новое направление. В 1520 он помогал Генриху VIII в написании направленного против Лютера трактата «Утверждение семи таинств», благодаря которому тот получил от папы Льва Х титул «защитника веры» (Генрих и последующие английские короли сохранили этот титул, даже перестав быть католиками).
1, 3. И.Н. Осиновский Томас Мор Москва «Мысль» 1985
2. Эразм Роттердамский Разговоры запросто Москва «Наука» 1969
«Когда Лютер ответил Генриху неистовой диатрибой, король поручил Мору выступить с опровержением, и тогда возник не менее ругательный Ответ (1523). Так начался период выступлений Мора в защиту католической веры, что почти полностью поглощало его усилия в литературной области на протяжении последующих 10 лет. Когда епископ Лондонский вознамерился усилить натиск на протестантские публикации, он предложил своему другу Мору выступить с их опровержением по-английски. Мор согласился, и в 1529 появился первый и лучший из целой серии трактатов «Диалог о ересях», направленный против Уильяма Тиндела. Далее последовали: «Моление душ» (1529) против нападок Саймона Фиша на духовенство и отрицания им чистилища, «Опровержение ответа Тиндела» (1532–1533), «Апология» (1533) и «Покорение Сэлема и Бизенса» (1533) против двух работ юриста Кристофера Сен-Жермена. Наконец, появился трактат «Ответ на отравленную книгу «(конец 1533) против анонимной работы «Вечеря Господня», приписывавшейся долгое время Тинделу. Кроме того, Мор написал два важных полемических письма – Иоанну Бугенхагену (ок. 1526) и Джону Фрису (1533)»1.
Между тем служебная карьера Мора шла по восходящей. В 1523 по представлению первого министра Уолси и с одобрения самого короля Мор был избран спикером палаты общин. Как и в молодые годы, в своей парламентской деятельности в качестве спикера он проявил рискованную самостоятельность, отказавшись поддержать чрезмерные требования короля и Уолси об утверждении парламентом новых налогов. Дипломатично апеллируя к законности для оправдания занятой им позиции, Мор на этот раз сумел сохранить дружеское расположение короля и всемогущего министра. Они по-видимому, не могли не считаться с деловыми качествами Мора как государственного деятеля, с его политическим авторитетом и популярностью среди представителей третьего сословия. Впоследствии Генрих VIII даже навещал Мора в его скромном загородном доме в Челси, тогдашнем пригороде Лондона, обедал в его семье, нередко, обняв его прогуливался с ним по саду. Впрочем, Мор никогда не обольщался милостивым отношением своего жестокого и самовластного государя, отлично понимая, что король не задумываясь пожертвует его головой ради самой ничтожной политической выгоды.
В 1524 Мор стал распорядителем Оксфордского университета, а в 1525 – Кембриджского университета, в том же 1525 его назначили канцлером герцогства Ланкастерского. В 1527 Мор сопровождал лорд-канцлера Томаса Уолси в его обставленной с необычайной пышностью миссии во Францию.
1. А.П. Шикман Обелиск в Александровском саду Москва «Просвещение» 1990
Летом 1529 Мор представлял короля на церемонии подписания мирного договора в Камбре, благодаря которому Англия не знала войн на протяжении последующих 13 лет. 25 октября 1529, через два месяца после возвращения в Англию, Мор стал лорд-канцлером (небывалый случай в истории Англии, ведь он не был высшим церковным иерархом и не принадлежал к высшей аристократии), сменив на этом посту Уолси. В традиционной ответной речи по поводу своего назначения Мор говорит: «Я считаю это кресло местом, полным опасностей и трудов и далеко не таким почетным. Чем выше положение, тем глубже падение, как это видно на примере моего предшественника. Если бы не милость короля, я считал бы свое место столь же приятным, сколь Дамоклу был приятен меч, висевший над его головой»1.
Будучи лорд-канцлером, Мор отвечал за наказание еретиков, однако выдвинутые впоследствии против него обвинения в жестокости и нетерпимости следует признать несостоятельными. Он неуклонно противодействовал ересям, будучи убежден в том, что это отвечает высшим общественным интересам, но его никак нельзя обвинить в изуверстве или непомерной жестокости. Более того, биограф Мора Уильям Ропер отмечает, что пока тот был судьей, ни одно из дел не было перенесено слушанием в суд лорд-канцлера – столь скорыми и справедливыми были его приговоры.
Тысяча дней канцлерства Томаса Мора продолжались по май 1532. Одно из главных веяний времени в этот период – наступление Реформации в Англии. Мор и его единомышленники, например епископ Джон Фишер, решительно продолжают обличать ересь идеологов Реформации. Сторонников Реформации преследуют; за время канцлерства Мора были сожжены заживо четыре еретика. Однако никакие репрессии правительства не могли помешать распространению реформационных идей. Весь ход исторического развития толкал Англию на разрыв с папством.
Внешне все выглядело так, словно позиции Мора и его слава были на подъеме. Но к тому времени, когда полемические английские сочинения Мора начали одно за другим выходить из печати, как в Англии, так и на континенте появились признаки перемен. Большая часть властных полномочий Мора как лорд-канцлера была скорее формальной, нежели действительной, поскольку склонявшийся к Реформации парламент проводил свой курс и делалось все более несомненным, что в случае женитьбы на Анне Болейн Генрих должен будет порвать с Римом. В этой связи особого внимания заслуживает ситуация с разводом Генриха VIII, которая привела Мора к возвышению, затем к падению и в конечном итоге – к смерти.
1. И.Н. Осиновский Томас Мор Москва «Мысль» 1985
Казнь Томаса Мора
В 1527 Генрих VIII обратился за советом к Мору, однако после детального изучения этой проблемы тот заявил королю, что не может его поддержать. К несчастью для всех, Генрих VIII не понимал, что за человек был Мор. Глубоко религиозный и прекрасно образованный в области канонического права, Мор твердо стоял на своем: расторгнуть освящённый церковью брак может только Папа. Клемент VII был против этого развода – на него давил Карл V Испанский, племянник королевы Катарины. Тогда Генрих пообещал, что прибегнет к услугам других юристов для разрешения его дела первостепенной важности, как стали тогда называть вопрос о королевском разводе. Король стал все реже и реже обращался к Мору за советом. 15 мая 1532 английское духовенство объявило о полной покорности королю, а на следующий день, сославшись на нездоровье (он и в самом деле был болен), Мор подал прошение об отставке. Истинной причиной его ухода стал разрыв Генриха VIII с Римом и создание Англиканской церкви; Мор был против этого. Более того, Томас Мор был настолько возмущён отходом Англии от "истинной веры", что не появился на коронации новой жены короля. Естественно, Генрих VIII заметил это.
По крайней мере на протяжении года Мор скромно жил в Челси, продолжая работу над полемическими трудами и посвятив себя аскетической практике, к которой всегда испытывал склонность. Уйдя в отставку, Мор не критиковал королевской политики. Он просто молчал. Но его молчание было красноречивее слов. Особенно ожесточена против Мора была Анна Болейн, которая не без основания полагала, что явное неодобрение со стороны человека, пользовавшегося всеобщим уважением, является весомым политическим фактором. Генрих VIII вполне разделял ярость жены, но не рискнул, да это было и не в его манере, расправиться с бывшим канцлером, минуя обычную судебную процедуру. В 1534 году Парламент принял "Акт о престолонаследии", который включал в себя присягу, которую были обязаны принести все представители английского рыцарства. Принесший присягу тем самым: 1) признавал законными всех детей Генриха VIII и Анны Болейн; 2) отказывался признавать любую власть, будь то власть светских владык или князей церкви, кроме власти королей из династии Тюдоров. 12 апреля 1534 ему повелели предстать наутро в Ламбетском дворце перед специальной комиссией, чтобы принести присягу по Акту о наследовании и дать Клятву о верховенстве английского короля над церковью. Мор принес присягу, но не клятву, поскольку последняя означала отказ от признания верховенства папы в религиозных вопросах. Новый министр короля Томас Кромвель попытался обвинить Мора в государственной измене (он якобы поддержал известную монахиню-пророчицу Элизабет Бартон, предрекавшую королю гибель в случае женитьбы на Анне Болейн), но обвинение удалось опровергнуть. 17 апреля Мор был снова вызван на комиссию, и когда он вновь отказался клясться, его заключили в Тауэр.
Против Мора начался процесс, хотя прямые следственные действия были предприняты лишь в апреле 1535. Мор последовательно отрицал, что действовал злонамеренно, отказываясь принести клятву, и утверждал, что причины, по которым он так поступил, всецело относятся к сфере его совести и он никому их не откроет. Снова и снова предпринимались попытки склонить его к покорности или поймать в ловушку, заставив произнести слова, которые можно было бы истолковать как измену. Наконец, 1 июля 1535 на основании лжесвидетельства Ричарда Рича, приспешника Кромвеля, Мор был признан виновным в государственной измене. Суд постановил: «Вернуть его при содействии констебля… в Тауэр. Оттуда влачить по земле через все лондонское Сити в Тайберн, там повесить его так, чтобы замучить до полусмерти, снять с петли, пока он еще не умер, оскопить, вспороть живот, вырвать и сжечь внутренности. Затем четвертовать его и прибить по одной четвери тела над четырьмя воротами Сити, а голову выставить на лондонском мосту»1.
Теперь, когда приговор был оглашен, Мор мог высказаться открыто. Он произнес пространную речь и в ней провозгласил, что решение, к которому его побудила совесть, поддерживают все христианские соборы, а не собор одного-единственного королевства. В день казни 6 июля 1535 Мор узнал, что король заменил мучительную казнь отсечением головы. Вот она – милость тирана. «Избави, Боже, всех моих друзей от такого королевского милосердия!» Он был обезглавлен близ Тауэра. Подходя к плахе, он сказал, что «умирает как добрый слуга короля, но в первую очередь – Бога»2.
Смерть Мора оплакивали по всей Европе, след, оставленный его личностью, был столь глубоким, что появилась целая школа биографов во главе с его зятем Уильямом Ропером, усилиями которой к концу XVI века было создано несколько биографий Мора. Представители этой школы нередко открыто провозглашали святость Мора, с чем неявно соглашались и другие. Даже те, кого эта загадочная и непростая личность ставила в тупик, неизменно в той или иной мере признавали его святость. В 1886 католическая церковь, тщательно взвесив все за и против, провозгласила Мора блаженным мучеником, а в 1935 он был объявлен святым.*
1. А.П. Шикман Обелиск в Александровском саду Москва «Просвещение» 1990
2. И.Н. Осиновский Томас Мор Москва «Мысль» 1985
* P.S. Кстати, вторая супруга Генриха VIII Анна Болейн родила дочь, а не сына, и король, который к тому времени уже увлекся молоденькой Джейн Сеймур, обвинил жену в супружеской измене. Ее обезглавили в Тауэре через 12 часов после развода в день трехлетней годовщины свадьбы.
Спор о Томасе Море и его «Утопии»
Отношение различных историков к «Утопии» так или иначе сказывается на их общем восприятии личности ее автора. Слава Мора как гениального мыслителя эпохи Возрождения неразрывно связывается с судьбой его «Золотой книжечки». Оценка общественно-политической деятельности Томаса Мора, его литературного наследия и его роли в истории в целом и в истории общественной мысли во многом зависит от того или иного понимания «Утопии», ее места в истории идей.
Динамика повествования «Утопии» развертывается через противопоставление господствующих порядков и идеального общественного устройства. Речь в «Утопии» идет не о каком-нибудь абстрактном государстве: перед нами Англия начала XVI века и ее жизненные проблемы. Огораживания, сгон несчастных арендаторов с земли, которую обрабатывали их отцы и деды, бесконечные лишения и нищета. Зверские законы против бродяг, не повинных в своем бродяжничестве, разбои, смертная казнь. С другой стороны, как проявление резкого социального контраста, неуместные излишества в еде и чрезмерная прихотливость в одежде лордов и высшего дворянства, священников, войска и челяди. Множатся притоны, игорные и публичные дома, свидетельствующие о глубоком моральном упадке. Мору кажется, что все можно направить по иному руслу, но не средствами обычной политики, вызывающей отвращение. Нельзя ли стать советником какого-либо великого государя и внушать ему «надлежащие честные мысли»1? Мор приходит к подготовленному всем ходом раздумий решению: преградой на пути к справедливости и счастью стоит частная собственность. В идеальном государстве Мора люди равны во всех отношениях, не исключая ни экономического, ни политического. Образ нового общества предстает как противоположность старого, разъедаемого язвами собственности. Но Мор рисует конкретную картину идеального общества, не утаивая никаких сомнений: «Никогда нельзя жить богато там, где все общее. Каким образом может получиться изобилие продуктов, если каждый будет уклоняться от работы, так как его не вынуждает к ней расчет на личную прибыль, а, с другой стороны, твердая надежда на чужой труд дает возможность лениться?»2. Отмена частной собственности в Утопии, вообще-то говоря, не новость. Самое главное в фантазии Мора, где он пошел дальше требований плебейских масс, это организация производства. Для того чтобы все получили все необходимое, оно должно быть произведено. Мор рисует картину трудового общества, в котором нам не трудно подметить многие наивности и несообразности.
1,2. Т. Мор Утопия Москва «Мысль» 1978
При чтении «Утопии» возникает ощущение того, что идеальное общество есть законченное совершенство и все жизненные трудности разрешены здесь навсегда. Идеал «Утопии» разрушает застойность средневекового мышления и создает предпосылки исторического взгляда на человеческое общество.
Уже в эпоху Реформации она получала резко противоположные оценки. Приверженцы Реформации, например У. Тиндел и первый переводчик «Утопии» на английский язык Р. Робинсон, даже упрекали Мора в непоследовательности, измене здравому смыслу и лицемерии за его последующую прокатолическую позицию. По мнению историков протестантской ориентации у автора «Утопии» черты «изуверства и безжалостного фанатизма»1 уживались с гуманистическими идеалами.
И в XIX, и XX веке историков не переставал занимать вопрос: в какой мере коммунистический идеал «Утопии» выражал собственные убеждения Мора? Следует ли вообще принимать всерьез «Утопию»? Для католических историков гуманистическое свободомыслие Мора долгое время оставалось загадочным феноменом. Для них он только и мог представлять интерес как «святой, а «Утопия» с ее проповедью веротерпимости и идей "коммунистической общности" воспринималась не более как шутка, игра ума»2. Историки же либерально-протестантского направления рассматривали «Золотую книжечку» как «подлинное выражение взглядов Мора»3. В 30-е годы XIX века, начиная с Р. Чемберса в т. н. буржуазной западной историографии четко обозначилась тенденция толковать «Утопию» в консервативном духе, как «произведение, порожденное средневековьем, прославляющее монастырский аскетизм и корпоративный строй феодального общества – монастырская идея в действии»4. Позже Р. Джонсон и Г. Гербрюгген, оспаривая Чемберса, полагали, «что основу идеального устройства «Утопии» составляет этика, рассматривающая добродетель как жизнь в согласии с природой и подчиняющаяся диктату разума»5. Гербрюгген решительно опровергал также концепцию тех историков, которые рассматривали «Утопию» как источник социалистических и коммунистических идей, а самого Мора зачислили в основатели утопического социализма (Ф. Энгельс, В.И. Ленин, К. Каутский, Р. Эмис, В.П. Волгин). Как полагал Гербрюгген, «Мор нарисовал утопийское государство для того, чтобы как в зеркале показать недостатки и злоупотребления, господствующие в действительном мире. Идеальность Утопии лежит в «нигде», и людям, несмотря на все их попытки, этой идеальности не достигнуть»6.
1 – 6. И.Н. Осиновский Томас Мор Москва «Мысль» 1985
«В приписываемой Мору концепции невозможности совершенства в этом мире, где ход истории в конечном счете осуществляется по приговору Божьему, Гербрюгген видел влияние христианской этики. А Дж. Эванс в статье «Царство внутри «Утопии Мора» утверждал, что Мор меньше всего касается идеального политического строя, но более всего – состояния человеческого духа, или того, что Христос определил, как главное в Новом завете, провозгласив: «Царство Божие внутри нас». По его мнению, основная тема «Утопии» не столько радикальное изменение существующей политической системы, сколько изменение человеческого духа и обращение его к идеалам Христа»1.
Из сказанного ясно, что для понимания гуманистической концепции Мора наряду с социально-политическими проблемами «Утопии» важно в большей степени учитывать именно ее этические и религиозные аспекты. Эта задача стала особенно актуальна в современных условиях, т. е. в условиях полного краха попытки переноса утопической идеи из мечты в реальность коммунистическими фанатиками. И, как бы там ни было, этот спор можно завершить цитатой, приписываемой неким обобщенным "буржуазным" исследователям, что: «Утопия» «возможно, и содержит кое-какие собственные мнения Мора, однако нет способа узнать, какие являются его собственными, а какие нет»2.
1, 2. И.Н. Осиновский Томас Мор Москва «Мысль» 1985
Заключение
Да, трудно представить более противоречивую, контрастную судьбу, чем судьба Томаса Мора. Выходец из семьи потомственных юристов, он сделал невиданную политическую карьеру от члена парламента до лорд-канцлера Англии. И это в век мздоимства и злоупотреблений, бескомпромиссно отвергая все предложения о личном обогащении.
Суть своего таланта, своего призвания сам Мор видел именно в писательском труде. И хотя литературное наследие его не столь уж велико, влияние его было огромным. Миниатюрные комедии, сатиры, эпиграммы, стихотворения. Жизнеописание одного из величайших деспотов, обитавших когда-либо в Вестминстерском дворце – «История Ричарда III», – дает ему основание именоваться отцом новой английской прозы и станет одним из источников гениальной драмы Шекспира. Но истинную, не меркнущую славу принесла ему «Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове «Утопии».
Он сторонник монархической власти, и он же дерзко препятствует королям в их противозаконных действиях, защищая права и привилегии граждан – крестьян и ремесленников. Его ласкает и с ним советуется сам Генрих VIII. Он дает Мору ряд важнейших дипломатических поручений. Заключение мира между Англией и Францией, с одной стороны, и с Испанией – с другой (1529) на выгоднейших условиях – это, например, несомненная заслуга Мора. И тот же Генрих VIII обвиняет его в государственной измене, осуждает на мучительную казнь. Почему и за что? Ведь дело тут не в «Утопии» и не во взглядах ученого-гуманиста, как могло бы подуматься неосведомленному человеку. «Утопия» в те времена представляется королевской власти безобидной сказкой. Нет, Мор осмелился противодействовать Реформации, он сохранил верность Папе и отказался принести присягу королю как главе новой англиканской церкви, чего королевская власть ему не простила.
В завершение темы хочется привести слова Роберта Уиттингтона, одного из ученых-современников Томаса Мора. Его характеристика оказалась пророческой: «Мор – человек ангельского ума и редкостной учености. Равных ему я не знаю. Ибо где еще найдется человек такого благородства, скромности и любезности? И если то ко времени, предающийся удивительной веселости и потехе, в иное время – грустной серьезности. Человек для всех времен»1.
1. И.Н. Осиновский Томас Мор Москва «Мысль» 1985
Список литературы
1. Утопический роман XVI – XVII веков Москва «Художественная литература» 1971.
2. Т. Мор Утопия Москва «Мысль» 1978.
3. И.Н. Осиновский Томас Мор Москва «Мысль» 1985.
4. А.П. Шикман Обелиск в Александровском саду Москва «Просвещение» 1990.
5. Эразм Роттердамский Разговоры запросто Москва «Наука» 1969.