Реферат по предмету "История"


Археологические исследования на территории Дагестана

Содержание
1.    Введение.
2.    Общие сведения о различныхисторических памятниках на территории Дагестана.
3.    Археологические гипотезы иисследование города Дербента.
4.    Схожесть и различия вархитектуре у дагестанских и соседних народов.
5.    Бронза и медь в IV– IIтыс.до н. э. на территории нынешнего Дагестана.
6.    Ремесленные производства натерритории Дагестана в эпоху Средневековья.
7.    Зороастризм в Дагестане.
8.    Заключение.
Дагестан в переводе означает“Страна гор”. В Дагестане бытует сказка о всаднике, который вез народам мира языки.В мешке их было множество. Пересекая горы, споткнулся усталый конь, а мешокзацепился за случайную скалу. Вниз по каменным уступам покатились языки,которые достались местным жителям, каждому селению — свой. Эта легенда дала,вероятно, Дагестану второе название, кроме страны гор — страна языков. Средисамых крупных народностей Дагестана, имеющих свой язык, можно назвать аварцев,даргинцев, лезгинов, лакцев, андийцев, цезов, годоберинов, тиндалов, чамалов,бежтинцев, агулов, табасаранов. 72 языковых наречия насчитывают народности Дагестана.  30 вершин Дагестана превышают 4000 м, авысшая точка его — гора Базардюзю достигает высоты 4466 м. Горы занимают площадь25, 5 тыс. квадратных километров, а средняя высота всей территории Дагестана равна960 м. Породы, слагающие горы Дагестана, резко разграничены. Главные из них — черные и глинистые сланцы, крепкие доломитизированные и слабые щелочные известняки,а также песчаники. Дагестан имеет огромное число рек — 6255, но большинство изних — водотоки до 10 км. Все реки относятся к бассейну Каспийского моря, хотянепосредственно впадают в него только 20. К другим крупным рекам горного Дагестанаможно отнести Уллучай (111 км), Чирагчай (93 км). 92 % рек Дагестана относитсяк типу горных, с величиной среднего удельного падения 50 м/км. Две основныереки вырываются из гор — Сулак на севере (протяженность его 144 км) и Самур(213 км) на юге. Река Сулак несет в себе воды четырех Койсу (рек) Аварского, Андийского,Казикумухского и Кара — Койсу. Вследствие значительной сухости климата, а такжесвоеобразного выпадения осадков с максимумом в летний период, площадьоледенения в Дагестане значительно меньше, чем в более увлажненных районахЦентрального и Западного Кавказа.
Велик интерес путешествующих поДагестану к его истории. В республике имеется 346 исторических памятников,охраняемых государством и не менее 300, охраняемых обычаями. Все их можно разделитьна археологические (15 — 20 и более веков назад), исторические (от 6 и доначала 20 в.), революционные, военные (начиная с 1917 г.). Наиболее впечатляютв Дагестане мощные оборонительные сооружения и среди них многокилометроваястена Дагбара, протянувшаяся по горам от Дербента до аула Ягдык. Мировой известностьюпользуется крепость Нарын — Кала в Дербенте, самая древняя постройка, которойдатирована VIв. Близселения Хучни высится на отроге горы над рекой Рубас легендарная крепость семибратьев. На Гунибском плато сохранились развалины крепости X — XIIIвеков.Старинную крепость можно увидеть у аула Аракс. Бесконечные набеги и войнывынуждали жителей Дагестана строить башни — боевые, сигнальные, жилые. Ониразбросаны по всему Нагорному Дагестану. Самые древние сохранившиеся башни — боевая (XVIIвека) вауле Изари и сторожевая (XVIII века) в ауле Корода. Сигнальные башни высятсянад перевалом в скалистом отроге Богоса близ аулов Хуштада и Тиндинага над Килой.Башни на территории республики — молчаливые свидетели бурных событий историиДагестана, память народа.
Множество крепостных сооруженийвозникло в XIXвеке впериод Кавказской войны. В Верхнем Гунибе хорошо сохранилась Гунибскаякрепость, где сейчас находится турбаза. На Хунзахском плато стоит Аранинскаякрепость, сооруженная в 1867 году. Отреставрирована преображенская крепость имостовое укрепление из трех круглых башен, сооруженных в 1859 году на АндийскомКойсу близ Ботлиха. В Дагестане целые аулы могут считаться историческимипамятниками. Можно назвать всемирно известный аул Кубачи, возникший в VIвеке, известный своимимастерами — ювелирами, граверами, чеканщиками, оружейниками. Немало в аулах иселениях Дагестана культовых сооружений ислама, который принесли сюда арабы, завоевавшиеэтот край в 6 — м веке. Среди них самые известные — мечеть XI — XIIвеков в Уркарахе, Джума — Мечеть (XII — XVвеков) с Караван — сараем в старинной частиДербента, минарет в Нижнем Дженгутае (1845 г.). Есть в Дагестане и следыхристианства в укромном местечке Датуна расположен храм IX — XIвеков.
При исследовании Верхнечирюртовского городища вДагестане, в хазарском слое археологами обнаружены две христианские церкви изкамня, а также многочисленные предметы христианского культа. Менее распространены такие исторические памятникикак мавзолеи, гробницы, надгробья, со вкусом оформленные родники. Известнымавзолей в селе Хучни (XVIII век), мавзолей XXвека в селении Ахты.Интереснытакже надгробья древних кладбищ Дербента. Как прекрасные творения старыхмастеров смотрятся каменные мосты XIX века в Ахты и Ташкошуре, железобетонныймост через Ахтынчай, построенный итальянцами. Из обилия архитектурно оформленныхродников можно отметить купольные родники начала XIXвека в Тарках.
На основании достоверныхисточников и исследований, сохранившихся до наших дней древних укрепленийДербента, было сделано заключение, что город основан в VI веке н. э.персидскими царями Сасанидской династии, и «отцом города» считалсязнаменитый царь Хосров IАнуширван, впервые отгородившийся в этом месте мощными стенами от набегов хазарс севера. Таким образом, предполагалось, что возраст города составляет вполнесолидное число — почти 1500 лет.
Но сравнительно недавно, в 1971г., начавшиеся в Дербенте археологические раскопки дали поистине сенсационныерезультаты, свидетельствующие о том, что эти места видели времена гораздо болеедревние. Раскопки выявили древнее поселение, возникшее на рубеже IV — III тысячелетийдо нашей эры, то есть пять тысяч лет тому назад! На территории нынесуществующей цитадели были найдены остатки построек, многочисленных предметовтруда и быта, сельскохозяйственных орудий и зернохранилищ, говорящих осуществовании здесь одного из древнейших земледельческих хозяйств, характерныхдля тогдашнего Ближнего и Среднего Востока и Юго-Восточной Европы. Найденные врезультате археологических раскопок древние укрепления со следами пожаров и разрушений,а также бронзовые наконечники скифских стрел, подтверждают, что, когда скифы вVIII — VII вв. до н. э. совершали свой поход на Ближний Восток, им уже приходилосьштурмовать хорошо укрепленную крепость Дербента. Раскопки обнаружили появившуюсяздесь на рубеже VIII — VII вв. до н. э. мощную крепость со стенами из крупногобутового камня, просуществовавшую с перестройками и ремонтами до прихода сюдаСасанидов. Цитадель Нарын — кала VI века н. э. возводилась на остатках древнейкладки. В III — I веках до н. э. на территории нынешних Азербайджана и ЮжногоДагестана возникло государство Кавказская Албания, в состав которого входилтогда Дербент. I — III века нашей эры были периодом расцвета Дербента, о чемсвидетельствует большое количество привозных изделий и украшений из Сирии,Индии и Египта, найденных в могильниках этого времени. При строительстве сталиприменяться хорошо обработанный камень с резьбой, глиняный раствор, алебастр.Появление квадратных крепостных башен свидетельствовало о дальнейшем развитии искусствафортификации. В середине III в. н. э. Дербент был захвачен персидским царем ШапуромI, который «разрушения и пожарища учинил». Однако окончательно подвласть персов город попал только в IV в. н. э., а новый, важнейший этап строительствамощнейших крепостных сооружений начался при Хосрове I Ануширване (531 — 579гг). «Строительство Дербентского комплекса велось по этапам: сначалацитадель и северная стена города, потом южная стена, а позднее — Горная стена(Даг — Бары). В VI веке была возведена и первая поперечная стена, отделявшаяобживаемую часть Дербента у цитадели от незаселенной приморской (две другие поперечныестены появились в X — XVIII веках)». Усиленное строительство укрепленийДербента происходило в обстановке постоянной нестабильности, вызваннойпоявлением в конце IV в. н. э. «царства гуннов», а затем и Хазарскогокаганата. В VI — VII веках Дербент превращается в развитый средневековый город,обладающий, помимо военно-оборонительного значения, достаточно высоким уровнем социально- экономического развития. Интереснейший памятник, выразительное свидетельстводревности города, расположен в Северо-западной части цитадели Нарын — кала. Этоподземное сооружение, крестообразное в плане и перекрытое крестовыми сводами,долгое время считалось вырубленным в скале водохранилищем. Однако внимательноеархеологическое изучение позволило исследователям установить, что перед ними -крестово — купольный христианский храм,построенный на земле в V в., а затем погребенный мощными тысячелетнимикультурными напластованиями. По свидетельству историков, Дербент до середины VIв. был христианским центром Кавказа.
На юге Дагестан граничит сАзербайджаном; здесь архитектура лезгин, живущих по соседству в разныхреспубликах, в общем, сходна, но архитектура азербайджанцев от дагестанскойотличается.
На юго-западе Дагестана, по тусторону Главного хребта, находится входящая в состав Азербайджана Закатальскаяобласть. Когда-то она принадлежала Кахетинскому царству. 300 лет тому назад персидскийшах Аббас истребил здешнее грузинское население. На освободившуюся такимобразом территорию переселились из Дагестана аварцы и цахуры, а также жители изкоренного Азербайджана. Здесь переселенцы строили уже не в традициях зодчестватех земель, откуда вышли, а сообразно с тем, что застали на месте и подвлиянием архитектуры соседней Кахетии. Архитектура аварцев, живущих вЗакатальском районе Азербайджана, не имеет ничего общего с архитектурой аварцевв Дагестане.
На западе Дагестан граничит сГрузией: с Кахетией на юге этого участка, а севернее — с Тушетией. Архитектуратушин от дагестанской весьма отлична: дома стоят не вплотную, а разреженно,крыши у них скатные, шиферные. В высокогорной, безлесной зоне Тушетии жилища впрошлом были каменными, башенными. Башни эти, как и нынешние тушинские постройки,стояли разреженно и имели скатные крыши. На севере Дагестан граничит сселениями терских казаков и с ногайскими землями. Казаки строили в традицияхюжнорусских, а ногайцы, перейдя к оседлости, — по кабардинскому типу и вкакой-то мере под влиянием кумыков. На северо-западе Дагестан граничит сЧечней. И здесь мы сталкиваемся с удивительным фактом: зодчество дагестанцеввезде отличается от зодчества их соседей, тогда как при переходе из Дагестана вЧечню не заметно особых различий в характере построек. Архитектура этой частиЧечни, будучи подобна дагестанской, в то же время отличается от архитектурыкоренной Чечни. В Дагестане кладка велась не на извести, а на глине, поэтому  местные сооружения были подвержены разрушениюв гораздо большей мере, а при надобности и разбирались на камень.
Раскопкиархеологов в равнинной прикаспийской полосе, в Чиркейском, Верхнегунибском идругих поселениях подтверждают, что еще в IV—II тыс. до н. э. на территориинынешнего Дагестана была развита культура обработки бронзы. Кинжалы,наконечники копий, топоры и женские украшения из бронзы отличались сложнойформой и орнаментом. Бронзовые культовые статуэтки людей и животных, найденныев большом количестве во многих районах Дагестана,   говорят о наличии крупных очагов бронзового литья в самых высокогорных селениях уже в I тыс. до н. э.Высокий художественный уровень антропоморфных бронзовых фигурок, сложныетехнические приемы литья свидетельствуют о незаурядном мастерстве их создателей.Основная масса бронзовых фигурок обнаружена в культовых высокогорных святилищахнедалеко от селений Согратль, Арго, Ратлуб, Кахиб и других.
В. И. Марковин,тщательно изучив древнюю пластику Северного Кавказа, достаточно убедительнодоказывает, что эти статуэтки связаны с культом плодородия и использовались во время особых языческих обрядови ритуальных церемоний, которые совершались на вершинах гор, холмов или врощах, где находились святилища.
Большой интересвызывает бронзовая литая подвеска, так называемая Мадонна, изВерх-нечирьюртовского могильника. Характерной особенностью подвески являетсяусловность изображения на ней матери с ребенком. Подвеска выполнена довольносхематично, обобщенно, однако мастер сумел простыми, но достаточно выразительнымисредствами передать в металлопластике образ не просто женщины, но Богоматери.Видимо, с принятием христианства среди населения северо-восточного Дагестананачал распространяться культ Богородицы.
Средиметаллических изделий, найденных в Верхне-чирьюртовском могильнике, встречаютсянаконечники ремней, бляшки с характерной для искусства кочевников растительнойорнаментацией.
Своеобразие илокальные особенности декоративно-прикладного искусства горного Дагестана вэпоху раннего средневековья особенно наглядно прослеживаются на материалахраскопок Бежтинского могильника (VIII — Х вв.).
Так, ажурные пряжки с зооморфными(животными) изображениями отличаются единством стиля и высоким мастерствомисполнения. Почти все пряжки этого типа полуовальные, различаются лишь размерамии количеством сюжетных композиций. Одна из пряжек Бежтинского могильникаэкспонируется в музее в разделе археологии. Пряжка обрамлена рамкой из“елочки”, а также тремя многолепестковыми розетками, помещенными под каждойпетлей. Внутреннее пространство пряжки разделено на две части горизонтальнымстержнем, также украшенным “елочкой”. В нижней части — композиция, образованнаядвумя вздыбленными конскими фигурами в профиль, симметрично расположенными пообе стороны витого стержня. В верхней части композиции — стилизованные головымедведей, обращенные вверх в сторону, противоположную фигурам коней.
Зооморфная тематика нашла воплощение в различных изделиях ремесленниковгорного Дагестана. Среди них: браслеты в виде змей, шейные гривны, подвески,фибулы. Голова барана, змея, петух — эти литые бронзовые фигурки (с небольшимипетельками для пришивания к одежде), олицетворяющие доброе начало, должны были ограждать их владельцев от“темных”, злых сил.
Во II в. до н. э.в период включения Дагестана в Кавказскую Албанию (древний союз двадцати шестигорских племен) наступает расцвет оружейного и ювелирного искусства. Местныеювелиры делают височные украшения, бронзовые браслеты, золотые серьги, чтоподтверждают находки в Урцекинском, Таркинском и Хабадинском могильниках.
Расцвет ремесла иторговли способствовал зарождению центров ремесленного производства,предшествовавших такому крупному центру металлообработки, как Зирехгеран(страна кольчужников) — древнее название аула Кубачи, распространенное наВостоке. В средневековье кубачинские мастера были известны далеко за пределамиДагестана как изготовители мечей, кольчуг, удил, стремян. В XII—XIII вв.высокого совершенства достигло искусство кубачинцев и в изготовлении бронзовыхкотлов. На туловах так называемых албанских котлов изображались крылатыегрифоны, животные (часто барсы), птицы...
Скульптурныеэлементы подтверждают преемственность бронзовой культовой пластики горного исеверного Дагестана. Ранние котлы, декорированные рельефными изображениями,имели шаровидную форму. Полоски в центре тулова скрывали швы, скрепляющие отдельноотлитые части котлов. Более поздние котлы украшались изобразительными сюжетами,а форма их стала более приземистой.
Бронзовые котлы в Кубачах и в наше время хранятся в комнатах-музеях, выставляютсяна самом почетном месте, высоко чтятся и передаются из поколения в поколениекак часть приданого дочери. И по сей день, котлы используются во время большихобщественных ритуальных трапез (свадьба, похороны, поминки и т. д.).
Самым древним изделием из литой бронзы считается светильник “чирах”.Такие светильники сохраняли свои функции до начала XX в. По форме и пропорциямчирах близок античным светильникам. В длинное горлышко светильника закладывалсявойлочный или тряпичный фитиль, смоченный маслом или нефтью. К средней частисветильника прикреплялась цепочка с металлической палочкой на конце длярегулирования пламени.
Иногдаконец цепочки венчала фигурка птички — изображение, восходящее к домусульманскомупочитанию птицы как символа неба, света. Порой тулово светильника украшалосьрельефным или гравированным растительным орнаментом.                                                              
Особая группа изделий из металла — медночеканная посуда. Известнымицентрами медно-чеканного производства в XII в. стали селения, расположенныеблиз крупных разработок залежей меди: даргинское селение Кубачи, лакские —Кумух и Кунди, позднее — аварское селение Гоцатль. Чеканная утварь, бытовавшаяв каждом дагестанском доме, была очень практична: легко правилась, хорошолудилась, а при необходимости медночеканные изделия переплавлялись и делалисьзаново. До середины XIX в. посуду ковали из куска меди, лишь после установленияторговых связей с Россией утварь стали чеканить из листовой меди и латуни.
В ассортиментмедных изделий входили кувшины-водолеи, большие водоносные сосуды, кружки для питья,подойники, мерки веса, большие настенные блюда с крупным орнаментом, служившиедля украшения стен сакли. Узор кубачинского подноса XVIII в. во многом следуетпринципам чеканки Кавказкой Албании: в центре изображения — солярный знак, фриздекорирован выступающими элементами, широкие края блюда равномерно заполненыдеталями орнамента.

Большие кубачинские водоносные сосуды“мучалы” имеют оригинальную форму, настолько странную, что легко поверить влегенду о том, будто в древности они спасли Кубачи: враги повернули вспять,приняв мучалы, блестевшие на солнце, за пушки.
Как почти всепредметы народного прикладного искусства Дагестана, этот сосуд сохраняетнекоторые особенности архаичного искусства, в частности его тяготение кантропоморфным формам. В мучале явно угадываются черты человеческого лица.
Кубачинский сосуд “нукнус”, напоминающий ведерко, такжеоригинален по форме. В прошлом нукнус, являясь частью приданого, имел обрядовоеназначение: в нем невеста приносила в день свадьбы муку, сахар или мед сложками, воткнутыми черенками вниз. Через сорок дней содержимое ведеркараздавалось жителям селения. Ведерки обычно занимают верхнюю полку вкомнате-музее и служат доказательством богатства хозяина. Их количество в домахколеблется от четырех до десяти. Кубачинки чистят эти ведерки древесным углем стаким усердием, что часто протирают их до дыр: существует поверье, чтонечищеная посуда привлекает злых духов, которые боятся блеска. Основной мотиворнамента на нукнусе — “копытца”, соединенные между собой точечным узором,который образует звездочки, полукружия…
Вторым крупным центром удожественном обработки металла в Дагестане послеКубачей является лакское селение Кумух со всеми прилегающими к нему населеннымипунктами — Хури, Цовкра, Чара, Унчукатль, Кунди и другими.
Самым крупнымпромыслом у лакцев было производство медной посуды. Из меди изготовлялиразнообразную дешевую утварь, отличавшуюся изяществом форм, простотой декора,наносимого штихелем по луженой поверхности.
Наибольшее распространение среди произведений лакских мастеров получиливодоносные сосуды “вараки” и водолейные кувшины “гунгуми”.
Большинствоизделий лакских медников предназначалось для внутреннего рынка. Но малоземелье,трудные экономические условия жизни в горах вынуждали мастеров отходничать —искать кусок хлеба вдали от родины — в городах Закавказья, Северного Кавказа.России и за рубежом.
Выполняязаказы, мастера использовали и традиции тех мест, где им приходилось работатьили сбывать свои изделия. Поэтому среди медной утвари лакских мастеров можнонайти образцы, выполненные в традициях не только Дагестана, но и Азербайджана(особенно работы медников из селения Лагич), Грузии, Армении, Ирана, государствСредней Азии.
Почти в каждом аварском селении были свои мастера медночеканного дела.Наиболее известными центрами этого ремесла считались аулы Гоцатль и Ичичали.
Аварскиеводоносные кувшины из Гоцатля обычно выполнялись из красной меди и покрывалисьполудой. Это строгие монументальные сосуды с шаровидным туловом, высоким узкимгорлом и откидной крышкой. Скульптурность форм подчеркнута чеканными полосками,расположенными поперек горловины и на поддоне, выпуклыми медальонами на “плечиках”с элементами гравированного растительного орнамента, который оттеняет красныйцвет меди на фоне серебристой полуды. На более старых изделиях, покрывавшихся полудоймного раз, гравированный орнамент почти не виден, а основную декоративную рольиграют чеканные элементы.
 Большое место среди медно-чеканных изделий всех народностейДагестана занимают круглые подносы различной величины. В чеканном орнаментеподносов преобладают копьевидные элементы, “крутящиеся” свастические выкружки —солярные мотивы, всевозможные розетки из лепестков и точек.
С художественной традицией бронзового литья было тесносвязано и искусство ювелирной обработки серебра, возникшее в Дагестане в эпохусредневековья. Формы и размеры витых браслетов в виде обручей, височныхукрашений и мужских наборных поясов VI — XII вв. повторяются в аналогичныхизделиях XVII — XIX вв. Почти в каждом селении Дагестана были мастерасеребряного дела, изготовлявшие всевозможные женские украшения: пояса,застежки, кольца, игольницы, а также мужские пояса и газыри. Выполнялись они назаказ. Эта статья дохода служила подспорьем к занятию сельским хозяйством.Искусство ювелирной обработки серебра передавалось из поколения в поколение ибыло профессиональным. Наиболее древние из сохранившихся вещей отличаютсяскульптурностью формы и изобразительностью. Представленные в музее браслеты исерьги, обильно украшенные крупной зернью, чеканкой, покоряют высоким уровнеммастерства, культурой обработки металла.   
Средневековье после некоторого спада горного дела,имевшего место в VI—VIII веках, продолжило традицию технологического малахита.Поделочные сорта камня, будучи очень редкими, перешли в разряд престижных.Меняется социальная сфера распространения малахита. Он включается в формы иокружение, ранее для него незнакомые. Один из таких примеров — недавняянаходка археологов Дагестана. В погребении V—VI веков (раннее средневековье) —предполагается, что это захоронение вождя одного из племен гуннов-савиров,господствовавших тогда в прикаспийском Дагестане, — среди принадлежностейпоясного набора найден поясной наконечник византийской работы, украшенныйзернью и перегородчатой инкрустацией со вставками из граната и малахита. Массовыйхарактер носили такие производства, как ковровое, суконное, войлочное,бурочное, ювелирное и другие. Вряд ли в горах Дагестана можно найти хоть односеление, где жители не занимались бы тем или иным ремеслом дополнительно ксвоим основным занятиям — скотоводству и земледелию. Уже в эпоху средневековьяотдельные ремесленные производства горцев превращаются в мощные кустарныецентры, где все население занималось одним ремеслом и вся экономика аула, аиногда и группы соседних селений были подчинены этому занятию. Таких селений вДагестане известно немало: Кубачи, Харбук, Кази-Кумух, Амузги, — центры изготовленияоружия; Балхар, Сулевкент, Испик — центры гончарства; Гоцатль, Хури, Кунди — центры медно-чеканного дела; Куппа — «шапочный» аул; Сиух — «бурочный» аул; Микрах, Ахты и десяток других аулов южного Дагестанаявляются крупнейшими центрами ковроделия и т.д.
Однако и в пределах Дагестана производствохудожественных изделий получило неодинаковое развитие. В одних случаях это былодомашнее изготовление различных изделий и утвари для нужд семьи, в других — ужеразвитое ремесленное производство художественных изделий на заказ или на обмен,в третьих — развитый кустарный промысел, занятый выделкой предметовдекоративно-прикладного искусства на внутренний или внешний рынок. Творческимтрудом многих десятков поколений дагестанских мастеров в различных видах декоративногоискусства создана глубоко самобытная и необычайно высокая культураорнаментального искусства. Однако наиболее древние памятники, сохранившиеся отэпохи средневековья, свидетельствуют о том, что декоративное искусство горцевбыло изобразительным, так же как и всех других народов Кавказа.
Религиозная мысль предков современных народов Дагестанаразвивалась в условиях постоянных контактов с культурами стран БлижнегоВостока, которые уходят корнями в глубокую древность. Свидетельством тому важнейшеедуховное явление доисламского периода — зороастризм, древнеиранская религиознаясистема, оставившая отчетливые следы в мировоззрении народов Дагестана. Зороастризмпредставляет собой сложную совокупность вероучения, идеологии, морали, а такжезачатков философского мышления. Это универсальный язык особой самобытнойкультуры, складывавшийся примерно с VI в. до н. э. (когда появились наиболеедревние тексты Авесты) и по X в. н. э. включительно (когда уже в условиях господстваислама и формирования мусульманской культуры создавались пехлевийскиесочинения). Исследования Усишинского, Калкнинского, Таркинского, Урцекского иДербентских могильников албанского периода в плане их социальной стратификацииместного общества показало значительные сдвиги в социально-экономическомразвитии местного населения. Результатом такого процесса стала прогрессирующаяурбанизация. Средневековые авторы говорят о появлении городов Цри, Чога,Бердака, Дербента и др. Формирование устойчивого населения, возникновение новых,более крупных политических образований естественно влекли за собой и измененияв духовной жизни общества. Многочисленные культы, существовавшие ранее, уже несоответствовали новым формам государственных образований дагестанских племен,каковыми выступали раннефеодальные княжества и военные союзы, включенные всложную структуру сасанидской империи. Существенным моментом принятия зороастризмабыло то, что он легко вписывался в древние местные верования, в основу которыхбыло положено поклонение силам природы — солнцу, огню, воде и земле, безкоторых не мыслил себя человек-земледелец и скотовод. О распространениизороастризма в древнем Дагестане говорится и в арабской рукописи«Карнамаги — Аноширван». В ней Аноширван Хосров I рассказывает о том,как ему добровольно покорилась часть хазар, и он приказал построить там храмыогня для обучения молодых людей своим верованиям и зороастрийским обрядам.Известно, что сасанидские правители предпринимают в Прикаспии грандиозныеусилия по укреплению северных границ империи от вторжения кочевников. Кувад I иособенно его сын Хосров Ануширван (531-579) строят многочисленные укрепления увыходов из ущелий, образуемых горами Кавказа. Ибн ал Факих называет 360крепостей, якобы построенных Ануширваном в Предкавказье. Ал Истахрий пишет, чтоХосрои прилагали большую заботу к этой приграничной области… Наряду состроительством фортификационных строений в Дербенте, сасаниды укрепляют игорода Семендер и Беленджер, являющиеся важными узлами в общей системе укреплениярегиона. Одновременно сасаниды строят здесь и храмы огня. Храмы огня(атурашаны) представляли собой святилища с каменными изображениями (уздесами)символов перевоплощений божеств. Агафангел (автор древней «ИсторииАрмении») сообщает об изображениях в храмах огня и статуэтках людей, сделанныхиз золота, серебра, бронзы и камня. Скептики, полагают, что зороастризм вДагестане не имел влияния, а в указываемый период дагестанцы были язычниками.Однако, несмотря на определенные трудности и скептицизм, археологические иэтнографические материалы свидетельствуют о том, что «волшебный»огонь зороастризма горел на вершинах дагестанских гор. Широкое распространениеобрядов и культов Солнца и Огня подтверждается археологическими исследованиямив Приморском Дагестане. Первое описание зороастрийских могильников в Дагестанепринадлежит Е. И. Козубскому. В книге «История города Дербента»,изданной в 1906 году, он описывает несколько зороастрийских погребений,обнаруженных недалеко от гор. Дербента. Зороастрийскими можно считать ипогребения в каменных ящиках, найденных на возвышенности Мискинбулат, вблизиселения Параул; там же обнаружено культовое место в виде кострища — атуран(место горящего огня). Около атурана найдена и средневековая ритуальная посуда.Шестнадцать каменных гробниц, высеченных в скале, найдены недалеко от селенияКарамахи в урочище Бега Барг. Такие же скальные склепы обнаружены недалеко отселения Усища. В урочище Бонда-Кала, недалеко от селения Гапшима, расположенмогильник с каменными склепами. В одном из них найдены 19 захоронений, вкоторых находилось также разнообразное оружие, украшения, датируемые III-VI ввн.э. Недалеко от селения Верхний Каранай, на возвышенности Чапчах, найден склепVI в., предназначенный для коллективных захоронений. Астаданы обнаружены и вдругих населенных пунктах Дагестана. Несомненно, древние обычаи коллективных захороненийвстречаются и у последователей других древних религий. Однако зороастрийцы с ихстрогими обрядами почитания чистоты огня, воды и земли заменили погребальныеямы каменными ящиками. Материалы  археологических раскопок в Дагестане позволяют проследить непрерывность существования и эволюцию каменных ящиков вовсех их разновидностях. В V-VII вв. н. э. каменные ящики являются наиболеераспространенным типом погребальных сооружений во всем Дагестане. Дляисследованных поселений этого периода характерны зольные отложения, которыевстречаются во всех их слоях. И даже на Урцекском городище, жилищно-бытовыесооружения которого возведены исключительно из камня, сохранились массивныезольники. Подобная специфика, по мнению исследователя М. Г. Гаджиева, являетсясвидетельством культа и всеобщего почитания огня их обитателями, хотя надо признать,что и солнечные культы характерны для многих древних верований. Но, ритуальноепочитание огня, солнца в космогонии Зороастра повлекли за собой изготовлениемногочисленных предметов маздеитского культа, ставших в наше времяпроизведениями средневекового декоративно-прикладного искусства. Свидетельствомтому стали найденные в раннесредневековых могильниках бронзовые зеркала,пряжки, бляшки и геммы с изображением солнца и других персонажей Авесты. Так, впроцессе раскопок 1980 г, в одном из исследованных в Агачкале склепов,предназначенном для коллективных захоронений, обнаружено 10 бляшек. На некоторыхиз них изображена сцена, характерная для маздеитского культа, состоящая из трехфигур в момент ритуального обряда. В центре выделяется фигура язата — божестваперед алтарем. Справа и слева показаны сидящие фигуры людей, одна из которыхдержит в руке курильницу и чашу с огнем — адурог, у другого в руках пучокпрутьев, по видимому, барсом — ритуальная плеть зороастрийцев. Несомненно,оригинальные изделия раннего средневековья запечатлели ритуал, связанный смировоззрением древнего населения. В верхнечирюртовском могильнике обнаруженагемма, на продольном щитке которой нанесено изображение птицы Пародарш. Двапарящих крыла рассматриваются как символ зороастризма. Оно является египетскимпо происхождению (символ бога солнца Гора) и представляет круг с крыльями сдвух сторон. Зороастрийцы изображают еще и птичий хвост. Внутри кругапомещается фигура мужчины, одетого и увенчанного короной. Известный востоковедЛ. И. Лавров, описывая надмогильные стелы на кладбищах шамхалов в Кази-Кумухе,обратил внимание на то, что на всех стелах высечены геральдические изображения,напоминающие зороастрийский символ развернутых крыльев. Исследования Г.Курухава, позволили предположить, что символы со стел шамхалов имеют отношениек культу солнца, огня и их генетическое родство с маздеитской символикой. ВДагестане, как отмечает В. М. Котович, «изображения птиц на расписнойкерамике, да и в нескольких изображениях, част


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Внутренний таможенный транзит. Меры по обеспечению соблюдения таможенного законодательства РФ пр
Реферат Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности 2
Реферат Богослужение и таинства Литургическая реформа Дебаты
Реферат Святой Дух как третье Лицо Святой Троицы
Реферат Success Essay Research Paper SuccessThe definition of
Реферат Социально-педагогическая работа с несовершеннолетними правонарушителями в условиях воспитательно
Реферат Правоохранительная деятельность в области охраны окружающей среды
Реферат Яблонная тля
Реферат Объединенное специализированное автотранспортное предприятие Мособлбытспецтранс
Реферат Общедолевое присвоение сущность организационно правовые формы и значение в развитии хозяйства
Реферат Антикризисное управление и диагностика финансового состояния предприятия
Реферат Логический анализ E-структур с помощью графов
Реферат Честь достоинство и деловая репутация как объекты гражданского права
Реферат Крымская война 1853-1856 гг цели и результаты
Реферат Генерал де Голль последний великий француз