Содержание
Введение
Глава 1. Жизненный путь У. Морриса
Глава 2. Теория синтеза искусств У. Морриса
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В конце 19 века сформировался в архитектуре, во внутреннем оформлении и прикладном искусстве своеобразный стиль, черты которого наблюдаются и в изобразительном искусстве. У нас этот стиль известен под названием югенд (название совершенно случайное — пришло оно к нам из Германии, где в 1896 году в Мюнхене начал выходить журнал «Jugend» («Молодость»), который первым начал пропагандировать новый стиль). На французском языке он называется «Le style modern» (отсюда и первоначальное значение «модернизм»), и странно, что в Англии и Америке знают этот же стиль под названием французского происхождения «art nouveau» («новое искусство»). Несмотря на множество названий, речь идет, в сущности, об одном стиле. В первой половине XX века югендстиль считали странным, манерным и безвкусным, пока ищущая перемены мода в последние десятилетия не сделала возможным его возрождение на некоторое время. Кажется, что сейчас уже дистанция времени позволяет дать наиболее глубокую оценку югендстилю и поместить его как равноправного рядом с другими историческими стилями.
Югендстиль возник задолго до 1896 года и не в Германии. В настоящей статье постараемся прежде всего рассмотреть путь развития югендстиля, некоторые его основные устремления, противоречия и поговорим о первых мастерах этого стиля на его родине, в Англии. Чтобы понять югендстиль, надо коротко охарактеризовать социальную и художественную обстановку, в которой он зародился. Здесь мы должны остановиться на идеях и деятельности Уильяма Морриса, хотя его и не считают основателем югендстиля, но имя которого стало по-своему символом в обновлении английских пространственных искусств последней четверти прошлого века.
Англия в середине XIX века была единственным в мире государством, где уже осуществилась промышленная революция. В то время, когда в других странах Европы (не говоря о других частях света) большинство предметов потребления изготовлялось еще вручную, в Англии ремесло стало уступать более дешевой фабричной продукции. В придании формы предметам, изготовляемым на фабрике, проявлялось удивительно мало фантазии; часто механически имитировали те формы, которые придавали ремесленники своей продукции, несмотря на то, что возможности использования фабричной продукции и технология ее изготовления этого совсем не требовали. Вспомним еще и то, что в середине XIX века ремесленники стали в целях приманки покупателя чрезмерно использовать различный декор, без разбора заимствованный из стилей прошлого. И если теперь на фабриках старались брать в пример эту эклектическую смесь, то результаты были, как правило, жалкие, так как машинное производство в свою очередь еще опошляло и упрощало эклектику ремесла. Для практически мыслящего фабриканта наиболее важной была разница между себестоимостью и оптовой ценой товара; себестоимость можно было снизить использованием новой прогрессивной техники, оптовую цену старались повышать «красотой», заимствованной у предметов ремесленного производства, прежде всего декором. Однако эта «красота» использовалась до тех пор, пока она не стала мешать новой технологии. Видим, что у первой фабричной продукции техника и стремление к красоте противоречат друг другу, и этот внутренний конфликт делает эти вещи гротескными, комичными или просто некрасивыми.
Аналогичное положение наблюдалось и в архитектуре. Во всем развитии архитектуры нового времени видим определенное противоречие между распределением помещений и оформлением фасада. Последнее исходило из определенных, частично заимствованных из античности канонов (например, размещение окон и дверей подчинялось строгим схемам). К середине XIX века бывшая стильность фасада в большинстве заменялась эклектикой. Богач, построив в большом городе доходный наемный дом, хотел свой дом видеть красивым и роскошным, и для него это выражалось в сходстве с дворянским замком XVII—XVIII вв.
Деятельность Уильяма Морриса началась тоже с эстетического протеста. Моррису, родившемуся в 1834 году на окраине Лондона и выросшему в атмосфере старой доброй Англии, новое время, разрушившее мир его детства, представлялось жутким сном. В страстных, часто даже яростных статьях и выступлениях нападал он на эстетическую культуру своей эпохи, считая источником всех зол развитие техники. Будучи студентом Оксфорда и изучая рукописи срдневековья, познакомился он с культурой и укладом жизни всего средневековья.» Он декларировал, что в средневековье была « . красивой каждая вещь рукоделия, а все, что изготовлено человеком цивилизации, претенциозно некрасиво»[1] или что «90 процентов вещей, нагроможденных в домах богачей, можно без сожаления сжечь». Эстетическая критика Морриса была с самого начала переплетена с попыткой социального анализа.
Уильям Моррис в своей книге «Искусство и краса земли» он писал: «Было время, когда каждый человек, занимавшийся ручным трудом, создавал одновременно с полезным предметом произведение искусства и вкушал наслаждение от своей работы . И вот теперь если в деле моей жизни есть что-нибудь стоящее, то это . надежда, что я хоть как-то приблизил тот день, когда мы сможем сказать: так было когда-то, так стало снова»[2].
В этих словах, где явно слышится отголосок идей Раскина, заключена вся сущность доктрины Морриса. На протяжении трех десятков лет он непримиримо протестовал против современного ему предметного окружения, отвратительных машинных изделий и надуманного украшательства викторианской эпохи. С первых шагов своей деятельности Моррис буквально в каждой витрине замечал фальшь современного ему искусства. Постигнув дух культуры средневековья, он пришел к выводу, что возрождение средневекового творчества с его свободой, уважением к материалам и инструментам, его честностью неминуемо приведет к новому Возрождению. Более того, это восстановит достоинство человека, создающего своими руками добротные изделия. К несчастью, Моррис не сумел увидеть в матине существеннейшего явления своего времени. И его попытки сочетать ремесла эпохи готики с машинной цивилизацией были обречены на провал. Говоря словами Гилберта Кита Честертона, произнесенными им в 1912 году, «неудача Морриса заключалась в том, что он не был подлинным сыном своего века, не мог понять его устремлений и поэтому не мог содействовать их развитию». Вместе с тем влияние Морриса было огромно.
Глава 1. Жизненный путь У. Морриса
У. Моррис родился в 1834 году в семье состоятельных родителей, которые делали все, чтобы удовлетворить его тягу к знаниям. Юноша отправился в Оксфорд с намерением стать художником, однако к искусству он приобщился через архитектуру, став учеником Джорджа Эдмунда Стрита. Любовь к готике привела Морриса к увлечению ремеслами, и когда в 1857 году он не смог найти подходящей мебели для своей первой мастерской, он решил сделать ее собственноручно. В 1861 году он основал фирму «Моррис, Маршалл энд Фолкнер», которая в 1865 году стала называться «Моррис Кампани». В этой фирме работали некоторые из самых известных английских художников. Среди них были Филип Уэбб, вместе с которым Моррис занимался архитектурой, Берн-Джоне, его друг детства, а также Форд Мэддокс Браун, Данте Габриэль Россетти и Уолтер Крейн. Кроме того, там трудились ставшие к этому времени уже редкими мастера-ремесленники, специалисты по стеклу, печатники, резчики по дереву.
Создание своего совершенного мира удовлетворило Морриса только на мгновение. С невероятным рвением участвовал он в создании десятков мастерских, собирал данные об исчезавших приемах ремесла и обучался сам многим техникам. Моррис был мастером живописи, мебели, резьбы по дереву, художественной обработки металла, керамики, витража, текстиля, художественного печатания и переплетения книг. Описывают, как он у себя в спальне установил ткацкий станок и несколько месяцев учился ткацкому делу. Освоив его, Моррис посвятил себя на некоторое время изучению и опытному производству природных красителей. Наряду с прикладным искусством, находил Моррис время для литературной деятельности и организаторской работы. Моррис упрямо верил, что для творения искусства не нужен особый талант, и принимал в свои мастерские всех желающих. Однако вскоре выяснилась недостаточная фантазия многих мастеров, и часто идеи им приходилось давать самому Моррису. Это был серьезный удар по утопии о свободных, самостоятельных мастерах, равноправно работающих в одном цеху. Моррис стал поневоле дизайнером, идеи которого исполняли и тиражировали ремесленники. Себестоимость продукции мастерских Морриса оставалась, несмотря на все старания, выше фабричной, и о вытеснении фабричной продукции не могло быть и речи.
Направляемые Моррисом, ремесленники изменяли облик захламленного, затопленного красивостью английского жилища. Простота, непосредственность и логика творчества сделались характернейшими чертами их художественной деятельности. Основой декора стали стилизованные изображения плодов, птиц, животных, упрощенные фигуры людей в плавно ниспадающих одеждах. Часто встречалось изображение павлина, излюбленными цветами его оперения были синий, зеленый и золотой. В некоторых произведениях Морриса чувствовалось влияние мотивов германской и скандинавской мифологии, а во многих рисунках ковров было заметно влияние орнаментов Востока.
Под воздействием Морриса всякая мишура, отделочный мрамор и прочие безделушки средневикторианского периода были сметены в корзину для мусора. Уолтер Крейн, рассказывая об изменениях в убранстве лондонских домов, писал:
«Простые стулья с плетеными сиденьями вытеснили мягкую мебель с гнутыми спинками; обшитые каймой восточные или бахромчатые эксминстерские ковры на простом или крашеном полу и индийские циновки заняли место чрезмерно пышных ковров с богатым узором; простой или сложный плоскостной рисунок лучше выражал пропорции помещения, чем какие бы то ни было попытки скрыть их за изображениями букетов роз или полосами . Стройная мебель черного дерева и легкие латунные карнизы для занавесей, да и сами занавеси, сочетающиеся с окраской стен или дополняющие их по цвету, вытеснили тяжелые, выполненные из красного дерева и отделанные бронзой «стенобитные орудия», украшенные бахромой и гирляндами . Чистые белый и зеленый цвета деревянной мебели сделали достоянием пивных имитацию дорогого дерева и отделку под мрамор; синяя и белая посуда под китайский и дельфтский фарфор вытеснила из буфетов саксонские и севрские сервизы; простые дубовые столы стали предпочитать тяжелым, бесконечно длинным английским обеденным столам красного дерева, характерным для середины XIX века .»[3].
Влияние Морриса этим не ограничилось. С точки зрения целесообразности начали подходить и к архитектуре, освобождая ее от влияния классицизма. С появлением в витринах магазинов на Бонд-стрит шелка и фуляров с цветочным рисунком женские туалеты становились более красочными. Те, кто не понимал этических принципов моррисовского Возрождения, видели в простоте лишь причуду, низводя это движение до одного из «эстетических направлений» или проповеди «простой жизни».
Моррис мог говорить с полным основанием, что он живет, чтобы работать, а не работает, чтобы жить. Его физическая и умственная энергия казалась неисчерпаемой. Ему не было еще и двадцати двух лет, а он уже выставлял резьбу по камню и дереву, лепные изделия из глины и эскизы оформления книг. Заинтересовавшись крашением тканей, он приступил к экспериментам по изучению цветовых оттенков и сравнительной стойкости растительных и анилиновых красителей. Он научился ткать ковры, дорожки, изготовлять ткани и возродил производство аррасских шпалер. Находясь под впечатлением прекрасных готических витражей, Моррис основал мастерскую художественного стекла и пригласил туда Бёрн-Джонса, создававшего скупые изображения фигур, в то время как сам Моррис занимался фоном и рисовал цветочные орнаменты, что ему особенно хорошо удавалось. Естествен был интерес Морриса к художественному оформлению рукописей и каллиграфии. Так, он переписал «Рубаят» Омара Хайяма. Особенно же увлекался Моррис книгопечатанием. Вначале он изучил процесс изготовления бумаги. Затем в Келмскоттской книгопечатне он вручную изготовил бумагу из чистых льняных волокон, достигнув редкого в Европе качества. Для своей книгопечатни Моррис создал три шрифта: золотой, тройский и чосерский, с украшениями и начальными буквами работы Бёрн-Джонса и Уолтера Крейна.
Кроме всего этого Моррис писал блестящие стихи и прозу. Он переводил «Одиссею», «Илиаду», древнескандинавские саги. Много времени Моррис уделял распространению социалистических идей, хотя после шума, вызванного одним из его выступлений в Лондоне, он вновь вернулся в свою студию и продолжал заниматься искусством. В редкие часы отдыха Моррис читал Россетти, Теннисона и Марка Твена. Уильям Моррис умер в 1896 году, сократив, по всей вероятности, свою жизнь безрассудным расходованием энергии. Оповещая о его смерти, лондонский журнал «Graphic» писал, что «он с колоссальным успехом сражался против тирании уродства». Это была прекрасная эпитафия.
Одним из важнейших результатов деятельности Морриса было учреждение ремесленных обществ и школ по всей Англии. Наиболее известным из них было Общество выставок искусств и ремесел. Его первым президентом был сам У. Моррис, а первая выставка Общества была открыта в 1888 году. Выставки Общества оказали огромное влияние на страны континентальной Европы. Кроме этой организации были созданы: «Гильдия века», интересы которой лежали в области книгопечатания; Ассоциация искусств и кустарных промыслов, приобщавшая к ремеслам деревенское население Англии; Королевская школа художественного шитья; Школа художественной резьбы по дереву и т. д. К сожалению, ни одна из попыток вызвать интерес к ремеслам со стороны рабочих не принесла успеха: машина обеспечивала им работу, не требующую почти никакой подготовки.
Глава 2. Теория синтеза искусств У. Морриса
Обосновывая свою знаменитую теория синтеза искусств, У Моррис источником ценности средневековья считал то, что все вещи были изготовлены свободными ремесленниками, которые знали, что и кому они делают, чья работа была воплощением личных идеалов, самовыражением, творчеством. Полной противоположностью такому творческому труду, по мнению Морриса, был труд современного рабочего на фабрике, где, благодаря специализации, распределению труда и применению машин, изготовление целого предмета было заменено выполнением какой-то одной операции. Средневековый мастер сам осуществлял свои замысли, на фабрике же все задания распределены между различными людьми, и всем чего-то недостает. Конструктор дает только идею, но не осуществляет ее; рабочий же вводит идею в материал, но это не его идея. Рабочий может и не понять значения выполняемой им трудовой операции. Таким образом, исчезла настоящая творческая радость, что, по мнению Морриса, должна давать смысл и содержание человеческой жизни. Такой же жертвой специализации считает он и искусство. Средневековье не знает противопоставления ремесла искусству, каждый ремесленник был и художником, а общества художников не существовало; то, что теперь считают средневековым искусством, было творчеством тогдашних ремесленников. Новое время лишило рабочего человека творческой радости, и возникла узкая клика художников, которая превратила творчество в свою специальность и для которых «ремесленник» — одно из худших ругательств. Такое отчужденное от работы и противоположное ей творчество, по мнению Морриса, в конечном итоге не нужно обществу, оно даже вредно.
Моррис создавал свои теории не на пустом месте, а опирался на труде многих английских идеологов романтизма. С особым уважением относился Моррис к Джону Рескину. Рескин писал, что только свободный творческий труд может создавать прекрасные вещи и что отсутствие красоты может свидетельствовать об аморальности и неспособности общества предложить своим членам достойную человека жизнь. Рескин настолько ненавидел индустриализацию, что отказывался пользоваться услугами железной дороги и другими достижениями техники. Точно в таком же духе Моррис писал: «Наряду с желанием создавать красивые вещи самой большой страстью моей жизни была и есть ненависть к современной цивилизации»[4]. Моррис выступил с программой восстановления ремесла как творчества. А именно, он верил, что радость труда и жизнелюбие сконцентрированных в цеха ремесленников окажутся заразительными, и надеялся, что в новых цехах будут достигнуты равноправие членов и хорошие, гуманные отношения.
В 1855 году он встретился с романтично настроенными прерафаэлитами, восхищавшимся, как и он, монахами, то, естественно, они стали сотрудничать. Под влиянием Морриса возрос интерес к ремеслу у Россетти, Бёрн-Джонса и др., которые до сих пор занимались только живописью. Идеалом Морриса было уничтожение станковой живописи, как самостоятельного вида искусства, слияние ее с архитектурой и прикладным искусством, создание синтеза пространственных искусств, как это было в средневековье. Практический подход Морриса к живописи довольно отличался от понятий романтического мечтателя Россетти, для которого искусство было рафинированным сновидением.
Так как состояние родителей было достаточно большим, то Моррис не очень думал о расходах своих мероприятия. У Морриса слово никогда не расходилось с делом. Как только он осознал уродство обычных в его время изделий машинного производства, жить и работать среди них он уже не мог. Поэтому, когда в 1857 году Моррис обставлял свою первую мастерскую, мебель для нее он сделал сам. Так совершенно органически, из глубокой личной потребности пришел Моррис к декоративному искусству.
В 1857 году, обставляя с Берн-Джонсом свою квартиру, они заказали у столяра мебель, которая должна была быть без эклектического декора, простая, солидная и монументальная, как в средневековье. Для истории искусства большое значение имеет жилой дом Морриса, куда он вселился в 1860 году после женитьбы. Соавтором этого дома мечтаний был соученик Морриса, с молодой архитектор Ф. Уэбб (1831—1915). «Красный дом» получил, вероятно, своё название по строительному материалу — красному кирпичу, который Моррис и Уэбб не покрыли штукатуркой, как было принято в то время, а использовали смело «в чистом виде». Отказ от всякой имитации, требование подлинности материала становятся руководящей мыслью Морриса и в дальнейшем. «Красный дом» привлекаетвнимание и во многих других отношениях. В его планировке они решительно отказываются от похожей на декорацию фасада и не скрывают распределения объемов, идущего от функций внутренних помещений. Внутреннее оформление дома, начиная с обоев и мебели и кончая посудой, выдержано в едином стиле. Особенно революционно повлиял в эклектический век из чистого красного кирпича простой камин, спроектированный Уэббом.
Обстановка дома, все его художественное убранство были сделаны руками Морриса и его друзей. Уже одно то обстоятельство, что фасад не имел никаких украшений и эстетический эффект вызывался самой фактурой красного кирпича, было для того времени засилия ампира настоящим откровением.
Простота декоративной формы стала с тех пор предметом напряженных поисков Морриса. «Искусство начинается с простоты, — говорил он несколько позже, — и высочайшее искусство поднимается до величайшей простоты». «Не имейте в своем доме ничего, что бы вы не знали как использовать или в красоте чего не были бы уверены»[5], — таков один из основных принципов Морриса, который он противопоставлял безвкусной роскоши буржуазии XIX века.
Моррис не был утонченным эстетом, заботящимся лишь о красоте личной обстановки. Мечтой его было утверждение красоты во всей жизни народа, привлечение к ней сердец всех людей. Поэтому создание «рэд Хауза» было для него первым этапом в организации больших промышленных мастерских, призванных производить самые различные декоративные изделия.
Мебель, керамика, металл, обои, ковры, витражи, цветные изразцы, набойка, декоративные ткани, вышивка, полиграфия— все это изготовлялось мастерскими Морриса, всем этим овладел он сам как художник, стремясь каждое изделие выполнить в материале своими руками. Он даже сам красил пряжу для своих ковров. Ткацкий станок много лет стоял в его спальне.
Моррис с самого начала стад художником декоративного искусства в современном смысле этого слова. Он принес с собой в это заброшенное и пренебрегаемое тогда искусство свою широкую эстетическую культуру, свое универсальное знание истории, свои передовые взгляды. Именно в этом заключается прежде всего его роль новатора, и в этом он резко отличается от своего учителя.
В отличие от Рескина, Моррис никогда не помышлял о простом возрождении средневекового ремесла. Уже в самой первой своей лекции по декоративному искусству он прямо заявил, что древнее искусство — «искусство инстинктивного умения», как он его метко называл, — мертво. «Весьма малая часть его, — говорил Моррис, — влачит еще жалкое существование среди полуцивилизованных народов и год от года становится грубее, слабее .». Древнее искусство должно уступить место новому, «искусству сознательного умения», которое связано с рождением «более мудрых, более простых, более свободных путей жизни, чем те, по которым ведет жизнь теперь, по которым она вела прежде».
Позиция Морриса в этом вопросе с наибольшей наглядностью проявилась в той борьбе, которую он вел против столь модных во второй половине XIX века попыток «обновления» старинной архитектуры. Моррис высмеивал «реставраторов», которым кажется, что «если вещи, скажем, тринадцатого века дошли до нас в измененном виде, то искусство не изменилось и что наш рабочий может создать изделие, тождественное с изделием тринадцатого века».
Эти идеи Морриса настолько далеки от проповеди Рескина, настолько чужды всякому безрассудному благоговению перед стариной, что вполне могут быть брошены на весы и наших сегодняшних споров с «реставраторами», занятыми бесплодным делом копирования искусства прошлых эпох.
Правда, в творческой практике Морриса очень заметны готические, арабские и другие средневековые орнаментальные мотивы. Но тут, в сущности, нет никакого противоречия.
Стоя в самом начале новой традиции, будучи одним из первых больших художников XIX века, посвятивших себя декоративному искусству после многих лет, когда оно считалось искусством второго или даже третьего сорта, видя вокруг себя целое море безвкусицы, грубых, бездарных вещей, Моррис, естественно, должен был стремиться глубоко и творчески освоить то, что было уже достигнуто человечеством в художественной культуре бытовой вещи.
Моррис подчеркивал, что художник декоративного искусства должен учиться у истории: «я не думаю, что любой человек, хотя бы и величайший гений, мог бы что-либо сделать в наши дни без большого изучения древнего искусства . Если вам кажется, что это противоречит сказанному мной о смерти этого древнего искусства . я могу только возразить, что времена изобильного знания и художественного выполнения никогда не наступят, если мы не будем изучать древние произведения и понимать их . Следовательно, давайте мудро изучать древнее искусство, учиться у него, руководствоваться им; но не следует подражать ему; либо у нас не будет никакого искусства вообще, либо — искусство, созданное нами самими»[6].
Без огромной подготовительной работы Морриса невозможно было бы продвижение последующих поколений к созданию оригинальных декоративных форм современности.
С конца 70-х годов Моррис постоянно выступал с лекциями и статьями по вопросам декоративного искусства. Результатом деятельности Морриса явилось создание художественно-декоративных школ и обществ по всей Англии. Наиболее известно среди них — «Выставочное общество искусств и ремесел», первым президентом которого был Моррис и которое своими выставками оказало влияние на весь европейский континент.
Творческие усилия Морриса, начавшись с оформления его личной мастерской и дома, приобрели международное, мировое значение.
«Подлинное искусство — это выражение человеком его наслаждения трудом», — таков основной принцип эстетических воззрений Морриса. Он помог ему понять, что искусство может быть не только в живописи и скульптуре, не только в «интеллектуальных искусствах», как он их называл, но и во всех формах человеческого труда, в которых удовлетворяется потребность в творчестве, посредством которых достигается единственное настоящее наслаждение и счастье.
Свободный творческий труд, труд как наслаждение является необходимым условием расцвета художественной культуры. Декоративное искусство, порождаемое таким трудом, составляет широкую основу для всего мира красоты. Превращение труда в тяжкую обязанность, в безрадостное, механическое ежедневное и ежечасное повторение одних и тех же действий гибельно для декоративного искусства, для всей художественной культуры.
« . Отсутствие искусства, или, вернее, убийство искусства, которое, как проклятие, выплескивается на наши улицы из убожества обстановки низших классов, имеет полного двойника в тупости и вульгарности обстановки средних классов — вдвойне рафинированной тупости и едва ли меньшей вульгарности, чем у классов низших .».
На одном полюсе — невежество масс, на другом пустоцвет «чистого искусства»: таков, по мнению Морриса, неизбежны результат упадка декоративного искусства, который, в свою очередь, вытекает из всей совокупности условий буржуазно цивилизации.
Отсюда — колоссальное значение, которое придавал Моррис декоративному искусству: « . предоставьте только искусствам, которых мы говорим, сделать наш труд прекрасным, дайте им широко развернуться, стать хорошо понятными как их творцу так и потребителю, дайте, одним словом, дорасти ему до народности, и тогда будет много сделано для уничтожения тупой работы и изнуряющего рабства». Вот одно из самых характерных в этом отношении мест из лекции Морриса «Красота жизни» (1880): « .теперь уже стало общим местом, что воспитание не заканчивается, когда люди покидают школу; а как тогда вы реально будете воспитывать людей, которые ведут жизнь машин, которые думают лишь в течение нескольких часов, когда они не работают, которые, иначе говоря, проводят большую часть жизни, совершая работу, неподходящую для развития их тела и сознания? Вы не можете воспитывать, цивилизовывать этих людей, даже если вы можете дать им какую-то долю искусства.
Да и действительно трудно дать большинству людей эту долю; ибо они не тоскуют по ней и не требуют ее, и совершенно невероятно, чтобы они тосковали и требовали. Тем не менее все имеет начало и многие вещи начинались с малого; а поскольку, как я уже говорил, эти идеи уже широко распространены, мы не должны быть особенно обескуражены той по видимости безграничной тяжестью, которую должны поднять».
«Следовательно,—заключал Моррис,—давайте работать и не терять мужества .».
«Необходимость украсить их повседневный труд даст выход артистическому вдохновению большинства лххдей; прекрасная внешне, наша фабрика и внутри не будет напо-чинатъ опрятную тюрьму или работный дом; архитектура воспользуется той формой орнамента, которая может соответствовать этой особой обстановке. Я не вижу также, почему высочайшее и самое интеллектуальное искусство, картины, скульптуры и так далее, не смогут украсить этот подлинный дворец индустрии».
Во времена Морриса машинная техника еще не доросла до того, чтобы открыть каждому человеку простор для творческого труда. Поэтому Моррис и видел главную функцию машинного производства в высвобождении человеческой энергии для ручной художественной работы. Моррис не эстетизировал машину, не искал истоков нового прогресса декоративного искусства в применении машинной техники как таковой. Расцвета художественной культуры он ждал от свободного развития человеческой личности, от свободного творческого труда людей. Моррис хочет лишь того, чтобы творческим силам человека было предоставлено их подлинное место, чтобы, усвоив лучшие традиции прошлого, он создал такую красоту, какой еще не видел мир.
Заключение
Творчество Морриса, при более точном рассмотрении, еще не относится к югендстилю, а является своеобразной частью историзма. Искусство Морриса явно отличается от эклектики его современников, так как будучи знатоком и любителем средневековья он отрицал пассивное копирование искусства прошлого, требовал брать в пример не столь внешнюю форму, сколь функциональность средневекового искусства, подлинность материала и свежесть формы. В его работах довольно заметно влияние готики, искусства эпохи Меровингов и изредка даже влияние японского искусства, но его принципы и идеалы были смелее, чем у других. Обновлению прикладного искусства в Англии он, во всяком случае, положил основу.
В 70—80 гг. под влиянием Морриса возникли и другие мастерские и ремесленные фирмы, которые романтично называли себя цехами и гильдиями. В 1881 году под руководством А. X. Макмурдо была создана «Гильдия века», в 1884 году «Гильдия творителей искусства»» (У. Крейн), в 1888 году «Гильдия ремесла» (К. К. Эшби). Всех их объединяло желание создать новый стиль, объединяющий все виды пространственного искусства, возродить ремесло как искусство и уничтожить различие между прикладным и изобразительным искусством Например. известный особенно вкнижном искусстве У. Крейн декларировал: «Художники должны стать ремесленниками и ремесленники — художниками». Главным путем достижения единства считали поначалу все-таки декор особенно унификацию орнамента. Значение орнамента в исторических стилях ставилось в пример, но ни одного стиля орнамента прошлого не хотели в точности копировать. Создатели специфического орнамента югендстиля надо считать Макмурдо, на изготовленных которым в 1882 году предметах мебели и обоях, а особенно на вышедшем в свет книге о творчестве архитектора XVII века К. Врена видим волнообразные, вьющиеся, стилизованные растительные мотивы. Макмурдо находил функциональность, которой восхищался Моррис на предметах средневековья, и в органической природе. «Хотя бы одна характерная черта должна быть у каждого произведения, а именно, прямая связь с органическими структурами», — писал он. Использование плоскостных растительных мотивов, подчеркивающих линеарность, стало характерным для югендстиля.
Список использованной литературы
1. Адамс Г. Движение искусств и ремесел. М, 2000
2. Аронов В. Р. Предметная среда в теории У. Морриса. //Художник, 1970, №9, с. 34-35
3. Гольдзамт Э. Уильям Моррис и социальные истоки современной архитектуры. М, 1973
4. Горюнов В. С. Архитектура эпохи модерна. СПб, 1992
5. Кангиласки Я. Уильям Моррис и его эпоха. //Искусство и быт, 1974, №2
6. Розенталь Р. Ратцка Х. История прикладного искусства нового времени. М.: Искусство, 1971
7. Сарабьянов Д. В. Стиль модерн. М, 1989.
8. Уильям Моррис. Искусство и жизнь, М, 1973.
9. Шрагин Б. Наследие У. Морриса. //Декоративное искусство. 1979, №2,
[1] Кангиласки Я. Уильям Моррис и его эпоха. //Искусство и быт, 1974, №2, с. 18
[2] Розенталь Р. Ратцка Х. История прикладного искусства нового времени. М.: Искусство, 1971, с. 25
[3] Розенталь Р. Ратцка Х. История прикладного искусства нового времени. М.: Искусство, 1971, с. 26-27
[4] Кангиласки Я. Уильям Моррис и его эпоха. //Искусство и быт, 1974, №2, с. 19
[5] Шрагин Б. Наследие У. Морриса. //Декоративное искусство. 1979, №2, с. 21
[6] Шрагин Б. Наследие У. Морриса. //Декоративное искусство. 1979, №2, с. 22