Реферат по предмету "История"


Пятая республика во Франции

ПЛАН: Введение. 1. Классовая и политическая сущность Пятой республики во Фран-ции. Конституция 1958 года 2. Внутренняя политика де Голля 3. Распад колониальной империи Франции 4. Внешняя политика де Голля 5. Майско-июньский социально-политический кризис 1968 года, его последствия Список используемой литературы ВВЕДЕНИЕ

Голль Шарль Андре Жозеф Матье де (22.11.1890, Лилль - 9.11.1970), французский военный и государственный деятель, бригадный генерал (25.5.1940). Из дворян, сын преподавателя философии и литературы в париж-ском иезуитском колледже Непорочного зачатия Анри де Голля. Образова-ние получил в колледже иезуитов, Сен-Сирском военном училище (1912) и Высшей военной школе (1924).

Службу начал в пехотном полку (которым командовал А. Петэн). По убеждениям правый, «тоскующий монархист» (по собственным словам). Участник 1-й мировой войны, капитан (февр. 1915). Воевал в составе 33-го пехотного полка, был трижды ранен. 2.3.1916 г. в бою под Верденом был вновь ранен, его сочли убитым и оставили на поле боя, обнаружен

немцами и взят в плен. Совершил 5 неудачных попыток побега. В 1920-21 гг. входил в состав французской военной миссии в Польше (началь-ник - ген. М. Вешан), участвовал в военных действиях во время советско-польской войны (1920), награжден польским орденом «Виртути милитари». С 1921 г. служил в штабе вице-председателя Высшего военного совета мар-шала

Петэна. В конце 1929 г. переведен в штаб французских войск в Сирии и Ливане, затем преподавал военную историю в различных военных училищах. Выпустил книги «На острие шпаги» (1932) и «Армия будущего» (1934), по-священные вопросам военного строительства и перехода французской армии на профессиональный принцип комплектования, одновременно критиковал оборонительную политику Генштаба и строительство «линии Мажино». В 1932-36 гг. генеральный секретарь

Высшего совета обороны. С 1937 г. ко-мандир 507-го бронетанкового полка в Меце. После начала 2-й мировой вой-ны 2.9.1939 г. назначен командующим бронетанковыми войсками действо-вавшей в Эльзасе 5-й армии. После назначения премьер-министром его хо-рошего знакомого П. Рейта, Голль 26.4.1940 г. получил в командование 4-ю кирасирскую (бронетанковую) дивизию. Успешно командовал дивизией в боях при Лаоне 17-20.5.1940 г.

28 мая одержал победу при Камоне, став единственным французским командиром, которому во время Французской кампании удалось принудить германские части к отступлению. 6.6.1940 г. назначен заместителем военного министра (суб-секретарем) по вопросам на-циональной безопасности и командирован в Лондон в качестве офицера свя-зи при британском правительстве. После разгрома англо-французских войск в Европе, когда стало ясно, что новое правительство

Петэна склоняется к ка-питуляции, Голль 17.6.1940 г. вылетел в Лондон. 18 июня выступил по радио с обращением к французам, призвав военных на британской территории ус-тановить с ним связь, за что 24 июня официально уволен с занимаемой должности. 4.7.1940 г. французский военный трибунал в Тулузе приговорил Голля заочно к 4 годам тюремного заключения, на новом заседании 2.8.1940 г.

Голлю был вынесен смертный приговор. 7.8.1940 г. создал Комитет «Сво-бодной (с июля 1942 г Сражающейся) Франции» и стал его президентом. К середине авг. 1940 г. в его движении числилось 140 офицеров и 2100 солдат. 23-25.9.1940 г. участвовал в неудачной попытке захватить французский порт Дакар (однако верные правительству Виши части отказались капитулиро-вать).

Тем не менее о признании Голля своим главой объявила администра-ция ряда французских колоний (Чад, Конго, Убанги-Шари, Габон, Камерун), после чего Голль высадился в Камеруне и принял под свой контроль Фран-цузскую Экваториальную Африку. 24.9.1941 г. объявил о создании Француз-ского национального комитета, который должен был являться правительст-вом Франции в изгнании (комитет не был признан союзниками - прежде все-го

США), входившие в состав комитета комиссары наделялись функциями министров. В 1942 г. представители Голля установили связь с группами Со-противления во Франции, а в дек. 1942 г. Голль заключил соглашение с ком-мунистами о совместных действиях против оккупантов. В мае 1943 г. пред-ставитель Голля - Ж. Мулен - создал во Франции Национальный совет Со-противления (НСС).

После высадки войск союзников в Алжире (куда Голль прибыл 30.5.1943 г.) 3.6.1943 г. был создан Французский комитет националь-ного освобождения (ФКНО), и Голль вместе с геннралом А. Жиро (которого поддерживали США) стал его сопредседателем (с дек. 1943 г. по май 1944 г. был его единоличным председателем). В августе 1943 г. ФКНО был признан союзниками в качестве временного правительства

Франции. Одновременно с 4.4.1944 г. главнокомандующий французской армией. 2.6.1944 г. возглавил временное правительство Французской республики. После высадки союзни-ков во Франции подчиненные Голля войска приняли участие в боях и 24.8.1944 г. вступили в Париж. Сам Голль прибыл во Францию из Алжира 20.8.1944 г. (25 августа прибыл в Париж). В декабре 1944 г. посетил Москву и 10.12.1944 г. подписал советско-французский договор о союзе

и взаимопо-мощи. Провел чистку государственного аппарата от коллаборационистов, национализировал шахты, авиационные заводы и автомобильные заводы Ре-но. 21 10.1945 г. во Франции прошли всеобщие выборы и 21.11.1945г. Голль возглавил новое коалиционное правительство. 20. 1.1946 г. подал в отставку в знак несогласия с планами коммунистов и социалистов по превращению Франции в многопартийную парламентскую республику.

В апреле 1947 г. возглавил созданную им, Ж. Сустелем, М. Дебре и др. своими сторонниками партию Объединение французского народа. В 1953 г. Голль вышел из партии (в 1955 г. она распалась) и на некоторое время отошел от политической дея-тельности. В условиях военного мятежа в Алжире Голль под давлением ар-мии 1.6.1958 г. был назначен премьер-министром.

Провел 28.9.1958 г. рефе-рендум по вопросу изменения Конституции, добившись ограничения роли парламента и резкого усиления власти президента. По новой Конституции установившийся режим стал называться Пятой республикой (которая суще-ствует до сих пор). Победив 21.12.1958 г. на выборах, Голль 8.1.1959 г. стал президентом

Франции. Пользуясь непререкаемым авторитетом среди населе-ния Франции, установил режим личной власти. Его сторонники создали Со-юз за новую республику, получивший значительное количество мест в На-циональном собрании Взяв курс на решение проблемы Алжира в 1962 г. санкционировал подписание Эвианских соглашений, предоставлявших

Ал-жиру независимость, после чего несогласные с его политикой военные обра-зовали подпольную террористическую организацию ОАС и развернули охоту на Голля. В 1962 г. добился пересмотра новой Конституции, что еще больше расширило компетенцию президента. 19.12.1965 г. переизбран на второй срок. В 1968 г. вынес на референдум законопроект о новом административ-ном делении Франции и обновлении Сената, однако не был поддержан (52 % избирателей проголосовали против)

и 28.4.1969 г. вышел в отставку, передав исполнение обязанностей президента А. Поэру. КЛАССОВАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПЯТОЙ РЕСПУБЛИКИ ВО ФРАНЦИИ. КОНСТИТУЦИЯ 1958 ГОДА Установив контроль над армией, де Голль приступил к подготовке но-вой конституции, которая должна была создать режим «сильной власти». Осенью 1958 г. Правительство вынесло на референдум проект конституции, который во многом повторял предложения,

высказанные де Голлем в 1946 г. в речи в Байе. Как и в Конституции 1946 г Франция объявлялась «недели-мой, светской, демократической и социальной республикой», подчеркивалась ее приверженность «правам человека и принципам национального суверени-тета, как они были определены Декларацией 1789 года, подтвержденной и дополненной в преамбуле Конституции 1946 года». Но система организации власти существенно менялась.

Парламентская республика заменялась прези-дентской. Если в Третьей и Четвертой республиках средоточием высшей вла-сти был парламент, то в проекте новой конституции центральное место отво-дилось президенту. Президент Республики, избиравшийся на семь лет двухстепенным го-лосованием коллегией выборщиков с участием членов парламента и органов местного самоуправления (а не только парламентом, как в

Третьей и Четвер-той республиках), наделялся широчайшими полномочиями. Он являлся га-рантом национальной независимости и территориальной целостности Фран-ции, верховным арбитром, обеспечивавшим «нормальное функционирование государственных органов и преемственность государства». Глава государства и вооруженных сил, президент назначал премьер-министра и (по его пред-ставлению) других членов правительства, осуществлял назначения на все высшие военные

и гражданские должности. Президент подписывал и публи-ковал законы. Он пользовался правом вернуть любой закон на повторное рассмотрение или, минная парламент, вынести проект закона на референдум. Президент мог в любой момент распустить Национальное собрание и назна-чить новые выборы. Статья 16 давала ему право объявить чрезвычайное по-ложение и взять в свои руки всю полноту власти, если он сочтет, что «уста-новления

Республики, независимость нации, целостность ее территории или выполнение ею международных обязательств оказываются под серьезной и непосредственной угрозой, а нормальное функционирование органов госу-дарственной власти, созданных в соответствии с Конституцией, нарушено». Парламент по-прежнему состоял из двух палат. Первая палата – На-циональное собрание – избиралась прямым, всеобщим, равным и тайным го-лосованием сроком на пять лет.

Вторая палата, обладавшая правом «задер-живающего вето», вновь стала называться Сенатом. Сенат избирался двух-степенным голосованием, обновляясь каждые три года на одну треть. Особый раздел проекта конституции посвящался взаимоотношениям Франции с ее колониальными владениями. Признавая принцип «свободного самоопределения народов», проект предлагал населению «заморских терри-торий» образовать вместе с

Францией единое сообщество, основанное «на равенстве и солидарности народов, входящих в его состав». Члены Сообще-ства должны были пользоваться автономией во внутренних делах; внешняя политика, оборона, экономическая и финансовая политика, использование стратегического сырья находились в их общей компетенции. Большинство одобривших Конституцию 1958 г. избирателей разочаро-вались в политической системе Четвертой республики. Многие считали, что в случае отклонения проекта конституции и вероятной в таком

случае от-ставки де Голля во Франции вспыхнет гражданская война. 40% сторонников Конституции 1958 г. объясняли свою позицию доверием к личности де Гол-ля, в котором они видели вождя Сопротивления, противника перевооружения Германии, человека, способного защитить национальные интересы Франции и добиться мира в Алжире. Конституцию одобрили и многие ультраколониа-листы, считавшие, что

де Голль сумеет подавить повстанческое движение в Алжире. Таким образом, де Голля поддержала широкая коалиция различных классовых и политических сил, участники которой нередко руководствова-лись противоположными целями. 4 октября 1958 г. новая Конституция вступила в силу. Во Франции ус-тановился политический режим, получивший наименование

Пятой респуб-лики. Режим личной власти. Принятие Конституции повлекло за собой серию выборов, необходи-мых для формирования высших государственных учреждений. В ноябре 1958 г. состоялись выборы в Национальное собрание Пятой республики. Они проводились по новому избирательному закону, который восстановил существовавшую при Третьей республике мажоритарную сис-тему голосования в два тура.

Отличительной чертой выборов 1958 г. стала поддержка правительства де Голля всеми главными партиями, за исключением компартии. Кроме ком-мунистов, против правительства выступали только Автономная социалисти-ческая партия и пужадисты, причем ни те, ни другие не хотели сотрудничать с компартией. Результаты выборов показали, что в стране произошли глубокие изме-нения.

Ведущей политической силой стали голлисты, поддержанные «неза-висимыми». Левые партии отступили, а радикалы вообще превратились во второстепенную силу. Коммунисты сохранили большое влияние среди изби-рателей, но из парламентское представительство свелось к уровню 1928 г. Вследствие свое малочисленности депутаты-коммунисты даже не имели пра-ва образовать собственную парламентскую фракцию и следовательно, пол-ноценно участвовать в парламентской жизни.

В декабре 1958 г. состоялись выборы президента Республики. Победу одержал де Голль, которому только что исполнилось 68 лет. Он назначил премьер-министром одного из руководителей ЮНР, Мишеля Дебре. В пра-вительство вошли «независимые», члены МРП и один радикал, но преобла-дали в нем члены ЮНР.

Теперь в руках голлистов оказались все высшие ор-ганы власти: пост президента, правительство, Национальное собрание. Им не удалось овладеть лишь Сенатом. На выборах, проходивших в апреле 1959 г сенаторами были избраны несколько коммунистов во главе с Ж. Дюклю, Ф. Миттеран, некоторые социалисты и радикалы. Большинство в Сенате соста-вили центристские группировки.

Одной из особенностей правительства де Голля – Дебре было прямое участие в нем представителей крупного капитала. Почти все министры имели деловые или семейные связи с банками или промышленными группами. Премьер-министр Дебре являлся членом правления нескольких крупных фирм и был близок к семье де Ванделей. Министр иностранных дел М. Кув де Мюрвиль состоял в правлении банка «Парижский союз – Мирабо», мини-стром финансов был управляющий Французским банком

В. Баумгартнер, за-тем – В. Жискар д’Эстен, женатый на внучке Шнейдера и через отца связан-ный с Индокитайским банком. Начальником личного секретариата де Голля стал Ж. Помпиду, в прошлом – генеральный директор банка Ротшильда. Произошли изменения в социальной структуре. Быстрый экономиче-ский рост повлек за собой существенные

изменения в численности и струк-туре населения. В течение всех «тридцати славных лет» рождаемость остава-лась высокой, а смертность благодаря успехам медицины постоянно умень-шалась. В результате население Франции с 1958 по 1968 г. увеличилось с 44,5 до 50 млн. человек. При этом численность сельскохозяйственного насе-ления уменьшилась почти в 2 раза. В 1968 г. в сельском хозяйстве было заня-то только12% самодеятельного населения (все еще значительно

больше, чем в США, Англии и ФРГ). Сельскохозяйственных рабочих оставалось менее 600 тыс. (2,9% самодеятельного населения). Более 66% французов проживало в городах. Численность промышленных рабочих в 60-е гг. почти не менялась, ос-таваясь на уровне 7-8 млн. человек (37% самодеятельного населения). Ос-новной прирост городского населения приходился на непроизводственную сферу (торговля, обслуживание, государственный аппарат, наука, образова-ние и т.п.).

К началу 70-х гг. там было занято до трети всего самодеятельного населения. В быстро развивавшейся экономике ощущался недостаток рабо-чей силы, и правительство продолжало привлекать иностранных рабочих – иммигрантов. Сначала среди них преобладали испанцы и португальцы, а за-тем – выходцы из различных стран Африки и Азии. С 1954 по 1968 г. коли-чество иммигрантов увеличилось на 900 тыс. и достигло 2,6 млн. человек. Их труд использовался по преимуществу на тяжелых и низкооплачиваемых ра-

ботах в промышленности и сельском хозяйстве. Несмотря на сокращение роли ремесла и мелкой торговли, удельный вес традиционных средних слоев населения (ремесленников, торговцев, вла-дельцев мелких мастерских) все еще был значительным. В 1968 г. из насчи-тывалось около 5 млн. человек (25% самодеятельного населения). Очень бы-стро росло число служащих. К 1968 г. их количество достигло 2,9 млн. чело-век (14,7% самодеятельного населения). Еще быстрее увеличивались ряды интеллигенции.

С 1954 по 1968 г. число работников умственного труда вы-росло в 3 раза – с 1 до 3 млн. человек (15% самодеятельного населения). Ко-личество инженеров увеличилось на 40%, техников – на 55%. В 60-е гг. расширилось социальное законодательство и улучшилось ма-териальное положение трудящихся. В 1962-1963 гг. почти повсеместно был введен четырехнедельный отпуск за счет предприятия. Кассы социального страхования компенсировали 80% расходов на лечение.

Неоднократно по-вышался минимум заработной платы, размеры пособий по безработице и се-мейных пособий. Реальная заработная плата с 1958 по 1968 г. выросла на 29%, однако 4 млн. трудящихся (большинство которых составляли иммигранты и женщи-ны) получали не более 400 франков в месяц, что едва достигало уровня СМИГ. Хотя установленная законом продолжительность рабочей недели со-ставляла 40 часов, многие работали сверхурочно, и фактически продолжи-тельность рабочей недели в среднем составляла 46 часов.

Повышение уровня жизни основной части населения, увеличение про-должительности оплачиваемого отпуска, улучшение жилищных условий по-родили новые потребности. Стали высоко цениться отдых и развлечения, за-нятия спортом; массовое распространение получил туризм. К концу 60-х гг. около половины французов уезжали в отпуск из городов. Нередко они от-правлялись за границу, чаще всего в страны «Общего рынка», где таможен-ные и пограничные

формальности были сведены к минимуму . ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА ДЕ ГОЛЛЯ Главной целью своей деятельности де Голль считал восстановление ве-личия Франции, ликвидацию ее зависимости от «старших партнеров» по Се-вероатлантическому пакту – США и Англии. В 1959 г. он вывел из подчине-ния НАТО французский флот, базировавшийся на Средиземном море, и за-претил размещать американское ракетно-

ядерное оружие на территории Франции. Считая, что лишь обладание собственным ядерным оружием мо-жет гарантировать «величие нации», правительство де Голля предприняло огромные и дорогостоящие усилия для создания ядерных ударных сил. В феврале 1960 г взорвав на одном из французских военных полигонов в Са-харе свою первую атомную бомбу, Франции вошла в «клуб атомных держав» наряду с США, СССР и Великобританией. Стремясь к усилению военной мощи

Франции, де Голль тем не менее понимал необходимость разрядки международной напряженности. Весной 1960 г. по его инициативе состоялся первый визит главы советского прави-тельства Н.С. Хрущева во Францию, в ходе которого СССР и Франция попи-сали соглашение о готовности решать все неурегулированные вопросы «не путем применения силы, а мирными средствами». Подчеркнув, что развитие отношений между Франции и

СССР будет «содействовать дальнейшему смягчению международной напряженности и укреплению мира в Европе и во всем мире», советское и французское правительства договорились о значи-тельном расширении взаимных торговых и научных связей. В частности, бы-ли заключены соглашения о научном сотрудничестве в области мирного ис-пользования атомной энергии. Важнейшим направлением европейской политики де Голля в первые годы Пятой республики было примирение и сближение с

ФРГ. Де Голль счи-тал, что союз Франции и ФРГ сделает эти страны решающей силой в Запад-ной Европе, причем Франция, располагающая в отличие от ФРГ ядерным оружием, сравнительно крупной армией и традиционными связями с колони-альными странами, будет играть ведущую роль. В сентябре 1958 г. состоя-лась первая встреча де Голля с канцлером ФРГ К. Аденауэром, во время ко-торой оба лидера заявили о своем желании «навсегда

положить конец преж-ней враждебности». В январе 1963 г. в Париже они подписали договор о со-трудничестве в области внешней политики, обороны, просвещения и воспи-тания молодежи, названный по месту его подписания Елисейским договором. Одновременно де Голль стремился расширить связи Франции и с дру-гими странами «Общего рынка». В 1959 г. Франция ввела в действие Рим-ский договор 1957г. об «Общем рынке».

Между странами «Общего рынка» стало развиваться экономическое и политическое сотрудничество. Основными задачами внутренней политики де Голль считал укрепле-ние государственной власти, повышение экономической эффективности французской промышленности и ее модернизацию. Особо важное значение он придавал государственным планам, выполнение которых называл «пла-менным долгом» французов. Целая система государственных кредитов, суб-сидий и других финансово-экономических мер, намеченных

в Третьем (1958-1961) и Четвертом (1962-1965) планах экономического и социального разви-тия, способствовала ускоренному развитию ведущих отраслей промышлен-ности. Закон об ориентации сельского хозяйства 1960 г. предусматривал пре-доставление правительственных субсидий «жизнеспособных» (т.е. рента-бельным) хозяйствам. В 1958 г. была проведена пятнадцатая (с 1926 г.) девальвация франка, которая стимулировала французский экспорт.

С 1 января 1960 г. правитель-ство ввело новую денежную единицу – «тяжелый» франк, стоимость которо-го в 100 раз превышала стоимость старого, «легкого» франка. В соответствии с идеей «ассоциации труда и капитала» в 1959 и 1961 гг. были изданы правительственные ордонансы, рекомендовавшие предпри-нимателям выделять часть прибыли для поощрения особо старательных ра-бочих (в форме дополнительных премий или особых «рабочих акций»).

Очень большое внимание правительство уделило развитию культуры. Бюджет министерства культуры, которое возглавил известный писатель, уча-стник Сопротивления А. Мальро, увеличивался в 3 раза быстрее, чем бюдже-ты других министерств. Всячески поддерживая современное модернистское искусство, Мальро одновременно развернул широкую кампанию по охране и распространению культурного наследия: строительству

музеев, библиотек, домов молодежи и культуры. Началась реставрация исторических памятни-ков; их очищали от вековой копоти. Шедевры французской архитектуры – Лувр, собор Парижской Богоматери, Дворец Правосудия, Пантеон, Триум-фальная арка – вновь обрели свой первозданный белый цвет. Французский кинематограф переживал расцвет. Мировое призвание за-воевали французские режиссеры «новой

волны» – Франсуа Трюффо, Клод Шаброль, Жан-Люк Годар и др. Они обновили тематику и стилистику кино, отказались от пышных, дорогостоящих коммерческих фильмов, обратились к событиям повседневной жизни людей, особенно молодежи, критиковали со-временное общество и традиционные общественные ценности . РАСПАД КОЛОНИАЛЬНОЙ ИМПЕРИИ ФРАНЦИИ Одним из важнейших аспектов истории

Франции в 60-е гг. был распад французской колониальной империи. В 1958 г. в связи с принятием Конституции Пятой республики прави-тельство де Голля провело в «заморских территориях» референдум по вопро-су о том, одобряют ли их жители проект конституции и хотят ли они остаться вместе с Францией в составе Сообщества. Население Гвинеи (бывшей фран-цузской колонии в

Западной Африке) заявило, что оно отвергает проект кон-ституции и желает выйти из Сообщества. С 1 октября 1958 г. Гвинея стала независимой страной, и французское правительство порвало с ней все связи. Остальные французские колониальные владения одобрили Конституцию 1958 г. и получили статус государств – членов Сообщества. В соответствии с Конституцией 1958 г. они пользовались внутренней автономией, но француз-

ское правительство сохраняло контроль над их внешней, оборонной и финан-совой политикой. Такое половинчатое решение не удовлетворило народы ко-лониальных стран, и через несколько лет они добились полной независимо-сти. 1 января 1960 г. получил независимость Камерун, официально считав-шийся подмандатной территорией Франции. Следом за ним – подмандатная территория Того и другие государства, ранее входившие в состав

Француз-ской Экваториальной и Французской Западной Африки. Всего в течение 1960 года, названного «годом Африки», получили независимость 14 бывших французских колоний в Африке. В 1960-1963 гг. почти все они заключили с Францией соглашения о военной, экономической и технической помощи. Окончание войны в Алжире. Только в Алжире все еще шла война.

Французские и алжирские ульт-раколониалисты требовали продолжение военных действий, а многие поли-тики и часть крупой буржуазии (особенно нефтяные компании, заинтересо-ванные в эксплуатации богатых нефтяных месторождений, открытых в Ал-жире в 1956-1958 гг.) склонялись к миру. На из сторону встал президент де Голль. На пресс-конференции 16 сентября 1959 г. он впервые публично зая-вил, что Алжир имеет право на самоопределение, реализовать которое де

Голль намеревался через четыре года после окончания войны. Ультраколо-ниалисты восприняли заявление де Голля как отречение от идее «француз-ского Алжира», как измену. Когда 24 января 1960 г. президент отозвал из Алжира тесно связанного с ультраколониалистами бывшего председателя «Комитета общественного спасения» генерала Массю, они подняли мятеж, известный под названием «недели баррикад».

Пользуясь сочувствием армей-ской верхушки, ультраколониалисты организовали демонстрации в защиту «французского Алжира», построили баррикады и в течение недели удержи-вали в своих руках несколько кварталов алжирской столицы. Действия алжирских ультраколониалистов встретили одобрение их французских единомышленников, в том числе и в правящих кругах. Один из основателей ЮНР, государственный министр Жак Сустель, выступил в под-держку мятежников.

Он был выведен из состава правительства и исключен из ЮНР, после чего бежал из Франции и возглавил деятельность ультраколо-ниалистов. К Сустелю присоединились около двух десятков депутатов БНР, бывший председатель Совета министров, лидер МРП Бидо, Пужад и его группа, ряд генералов и политиков.

Заколебался даже премьер-министр Деб-ре, известный своей личной преданностью де Голлю. Покончив с мятежом ультраколониалистов, французское правительство продолжило переговоры с Временным правительством Алжирской Респуб-лики. Они проходили во французском городе Эвиан и 18 марта 1962 г. за-вершились подписанием Эвианских соглашений. Алжир получил политиче-скую независимость, а Франция временно сохранила военную базу в

Алжире и преимущественное право на добычу нефти в Сахаре. Европейскому населе-нию Алжира были обещаны гарантии безопасности, однако почти все оно (более 700 тыс. человек) предпочло переселиться во Францию. Очередной референдум, проведенный де Голлем в апреле 1962 г пока-зал, что свыше 90% избирателей одобряет Эвианские соглашения. Их подпи-санием закончилась война в

Алжире. Французская армии потеряла в этой войне около 25 тыс. человек убитыми, Алжир – более 1 млн. Независимость Алжира означала конец колониальной империи. Под властью Франции сохранились только остатки ее прежних владений: Фран-цузское Сомали (с 1977 г. – независимая Республика Джибути) в Африке, Французская Гвиана в латинской Америке, несколько островов в

Атлантиче-ском, Индийском и Тихом океанах, Французская колониальная империя рас-палась. После подписания Эвианских соглашений ушел в отставку премьер-министр Дебре, сомневавшийся в правильности алжирской политики де Гол-ля. Его сменил начальник личной канцелярии президента Жорж Помпиду, который играл важную роль во время переговоров с представителями

Алжи-ра. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ДЕ ГОЛЛЯ Избавившись от груза войны в Алжире, правительство де Голля могло проводить более активную внешнюю политику. В мае 1962 г продолжая поддерживать идею объединения стран Западной Европы, оно отвергло пла-ны создания «наднациональной Европы», т.е. федеративного или даже еди-ного западноевропейского государства по образцу

США. Наднациональному объединению западноевропейских стран де Голль противопоставил «Европу государств», или «Европу отечеств», т.е. конфедерацию, в рамках которой все вступившие в нее государства сохраняли бы свой национальный сувере-нитет. При этом де Голль заявил, что «мала Европа», охватывающая лишь страны «Общего рынка», должна будет со временем уступить место объеди-нению всех европейских государств «от

Атлантики до Урала». В мае 1962 г. де Голль публично выступил против «безродной», наднациональной Европы и подчеркнул, что Франция в нее не войдет. Правительство де Голля высказалось против приема в «Общий рынок» Великобритании, которая дважды – в 1961 и 1967 гг. – обращалась с соответ-ствующей просьбой. Де Голль считал, что Великобритания слишком тесно связана с США и может стать их «троянским конем» в

Европе. Желая обеспечить полную самостоятельность Франции на междуна-родной арене, правительство де Голля в 1966г. приняло решение о выходе из военной организации НАТО. Франция осталась членом политической орга-низации Североатлантического пакта, но военные базы, службы НАТО и американские войска, ранее находившиеся на французской территории, должны были эвакуироваться

в Бельгию. Французское военное командование заявило, что, хотя оно намерено сотрудничать с войсками НАТО в случае «неспровоцированной агрессии», Франции тем не менее будет готовиться к обороне «по всем азимутам», а не только против «угрозы с Востока», как бы-ло раньше. Когда в 1964 г. США начали военную интервенцию в Индокитае, де Голль решительно осудил их действия. Оставаясь членом

СЕАТО, Фран-ция с 1965 г. фактически перестала участвовать в ее работе. На Ближнем Востоке Франция, сохраняя связи с Израилем, решила проводить политику «дружбы и сотрудничества» по отношению к арабским странам, где проживала около 100 млн. человек и находилось 70% мировых запасов нефти. В июне 1967 г после начала «шестидневной войны» Израиля против арабских государств, французское правительство присоединилось к резолюции

Совета Безопасности ООН, требовавшей вывода израильских войск с оккупированных территорий. В 60-е гг. значительно активизировались отношения Франции с Совет-ским Союзом и другими социалистическими государствами. В 1964 г. – раньше других крупных капиталистических государств – Франция признала Китайскую Народную Республику. Важным событием в развитии франко-советских отношений

был визит президента де Голля в СССР в 1966 г. и его переговоры с советскими руково-дителями. Переговоры выявили близость или совпадение взглядов прави-тельств Франции и СССР по многим международным вопросам. СССР и Франция высказались за то, «чтобы была установлена атмосфера разрядки между странами Запада и Востока». Они договорились о проведении регу-лярных двусторонних консультаций в целях развитии

франко-советских от-ношений «от согласия к сотрудничеству». Тем не менее Франция оставалась в стороне от процесса ограничения вооружений. Она отказалась участвовать в работе международной конференции по разоружению, не присоединилась к Договору о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космосе и под водой (1963), не подписала договоры о мирном использовании космиче-ского пространства (1967) и о нераспространении ядерного оружия

(открыт для подписания с 1968 г.) . МАЙСКО-ИЮНЬСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИ-ЗИС 1968 ГОДА, ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ Летом 1968 г. во Франции произошли крупные социальные потрясения, начало которым положили волнения студентов. Демократическую часть сту-денчества, особенно все более и более многочисленных выходцев из среды мелкой буржуазии, рабочих и служащих, не удовлетворяла старая система французского высшего образования, сложившаяся

еще при Наполеоне I. Около половины студентов было вынуждено сочетать учебу с работой. От-сутствие необходимых материальных условий и сложная система экзаменов приводили к тому, сто 70-80% студентов, принятых на первый курс, не могли окончить учебу. Но даже те, кто получал диплом о высшем образовании, в отличие от довоенного времени и первых послевоенных лет, не имели гаран-тий трудоустройства и не могли рассчитывать на обеспеченное будущее.

С начала 1968 г. в Париже и в ряде других городов все чаще и чаще происходили студенческие волнения. Студенты отказывались сдавать экза-мены, в которых они видели средство социальной дискриминации, протесто-вали против классового характера системы высшего образования, провоз-глашали: «Нет буржуазному университету!» Вскоре они призвали перейти «от критики университета к критике общества» и объявили своей задачей всеобщее отрицание и «оспаривание». Ведущую роль среди студентов стали играть гошисты, которых возглавлял 23-летний

выходец из Германии Дание-эль Кон-Бендит. Гошисты срывали занятия, устраивали стычки с полицией, предлагали немедленно ликвидировать «классовый университет» и прави-тельство. «Говори «нет» всему», – призывали их вожаки. 3 мая 1968 г. в ответ на угрозу исключения Кон-Бендита и его друзей из университета студенты организовали митинг протеста во дворе старого здания Сорбонны. Университетские власти, вопреки многолетней традиции, обратились к полиции, которая прибегла

к арестам и избиениям студентов. Тогда Национальный союз студентов и Национальный профсоюз работников высшей школы объявил забастовку. В Париже начались массовые студенче-ские демонстрации, сопровождавшиеся стычками с полицией. Студенты строили баррикады, осыпали полицейских градом камней, поджигали стояв-шие на улицах автомашины и направляли их против полицейских. Полицей-ские били студентов дубинками, топтали упавших ногами, волокли

за волосы в полицейские фургоны, применяли слезоточивый газ. За одну ночь 367 че-ловек было ранено и 460 арестовано. Выступления студентов дали толчок массовому движению рабочих. Всеобщая конфедерация труда и другие профсоюзные центры призвали к де-монстрациям и забастовкам солидарности со студентами. Их инициативу поддержала Коммунистическая партия и другие левые группировки.

13 мая 1968 г. на демонстрацию в Париже вышло около 600 тыс. человек, требовав-ших прекращения полицейских репрессий, освобождения арестованных сту-дентов, демократизации высшей школы, отставки министра внутренних дел и начальника полиции. Напоминая, что де Голль находится у власти почти 10 лет, часть демонстрантов несла плакаты «Десяти лет достаточно! Прощай, де Голль!». Одновременно с демонстрацией 13 мая начались забастовки, которые быстро переросли во всеобщую стачку.

По всей стране рабочие прекращали работу и занимали предприятия. Они требовали повысить СМИГ и заработ-ную плату, улучшить социальное обеспечение, принять меры против безра-ботицы, гарантировать соблюдение прав профсоюзов, уважать демократиче-ские свободы. Через несколько дней число бастующих достигло невиданной ранее цифры – 10 млн. человек. Большинство предприятий и банков прекра-тило работу.

Остановился транспорт, прекратили вещание радио и телевиде-ние. В течение многих недель бездействовали учебные заведения, занятые бастующими студентами. Вслед за студентами, рабочими, служащими начали протестовать кре-стьяне. 24 мая они провели национальный день борьбы против сельскохозяй-ственной политики правительства, организовали демонстрации, перегороди-ли дороги. Правительство растерялось и решило пойти на уступки.

27 мая 1968 г. в резиденции Совета министров на улице Гренель представители профсою-зов, предпринимателей и правительства подписали Гренельское соглашение, по которому заработная плата поднималась в среднем на 14%, а минимум за-работной платы – на 35% в промышленности и на 56% в сельском хозяйстве. В результате СМИГ увеличился с 400 до 600 франков, пособия по безработи-це – на 15%, пенсии – на 15-20%,

семейные пособия – на 50%. Часть рабочих сочла эти уступки недостаточными и продолжала бастовать. Все левые партии и профсоюзы участвовали в массовом движении, но их позиции были различными. Компартия требовала отставки де Голля и создания «народного правительства» с участием коммунистов. ФДСЛС вы-ступала за отставку де Голля, но отказывалась поддержать лозунг «народного правительства». 28 мая Миттеран заявил, что «власть вакантна», и выдвинул свою кандидатуру на пост президента

Республики. Он объявил, что в случае успеха поручит Мендес-Франсу сформировать временное правительства, од-нако не предложил коммунистам участвовать в нем. Тем временем правительство перешло в контрнаступление. 30 мая 1968 г. де Голль выступил по радио и заяви, что Франции грозит «тирания» и дик-татура «тоталитарного коммунизма».

Ссылаясь на чрезвычайные обстоятель-ства, он объявил о роспуске Национального собрания и проведении досроч-ных выборов. При этом де Голль угрожал в случае попытки помешать прове-дению выборов использовать «другие пути» для поддержания порядка. К столице были подтянуты воинские части, по кольцевой автодороге Парижа демонстративно двигались танки. После речи де

Голля его сторонники орга-низовали крупную манифестацию в центре Парижа. Сотни тысяч людей шли под трехцветными знаменами с пением «Марсельезы» и плакатами «Де Голль не один!», «Коммунизм не пройдет!». Массы населения, опасавшиеся гражданской войны, напуганные эксцессами гошистов и длительной забас-товкой, сопровождавшейся занятием предприятий, поддержали де Голля. За-бастовочное движение стало ослабевать и к середине июня в основном пре-кратилось.

12 июня правительство распустило гошистские организации и вы-слало из Франции наиболее активных гошистов во главе с Кон-Бендитом. Через несколько дней после окончания забастовок состоялись досроч-ные выборы в парламент, которые печать называла «выборами страха», по-тому что они проходили в атмосфере страха перед возможностью граждан-ской войны. Партия ЮНР, переименованная накануне выборов

ЮДР («Союз в защиту Республики», с 1971 г. – «Союз демократов в защиту Республики»), выступала под руководством де Голля в качестве «партии порядка». За нее проголосовало невиданное ранее количество избирателей – более 10 млн. че-ловек (46%). Партия ЮДР получила 293 мандата и впервые в истории Фран-ции одна, без помощи союзников, завоевала абсолютное большинство в пар-ламенте.

Коммунистическая партия потеряла около 600 тыс. голосов и более половины мандатов, но, собрав 20% голосов избирателей, сохранила поло-жение первой партии оппозиции. ФДСЛС потеряла более 500 тыс. голосов и свыше половины мандатов и вскоре распалась. Все левацкие группы вместе взятые собрали менее 5% голосов и не получили ни одного места в парла-менте. Отставка президента де Голля. Понимая, что движение мая-июня 1968 г. свидетельствует о глубоком недовольстве

существующей общественно-политической системой, де Голль заявил, что он приступает к «великой французской реформе ХХ века», суть которой состоит в «системе участия»: участия рабочих в прибылях предпри-ятий, служащих – в управлении учреждениями, студентов – в руководстве высшими учебными заведениями. По мнению де Голля, «система участия» должна была положить конец недовольству и создать новый общественный

порядок, заменяющий классовую борьбу классовым сотрудничеством. Первым шагом в осуществлении этого плана стал малозначительный на первый взгляд законопроект о новом районировании, реформе Сената и ме-стных органов самоуправления. Вместо прежних 90 департаментов де Голль предложил создать 22 более крупных региона, руководство которыми пред-полагалось сосредоточить в руках региональных префектов, назначаемых правительством.

В каждом регионе должны были существовать региональ-ные советы, частично избираемые населением, а частично назначаемые свер-ху. В их полномочия входило обсуждение местных бюджетов и сотрудниче-ство между представленными в советах «социально-профессиональными группами» (рабочими, крестьянами, ремесленниками, промышленниками, делегатами от лиц свободных профессий, от «семьи» и системы высшего об-разования). Сенат, нередко встававший в оппозицию к де Голлю, лишался за-конодательных функций и превращался в

консультативный орган. Желая подчеркнуть значение законопроекта как начала более глубоких преобразо-ваний, де Голль вынес его на референдум (хотя Конституция этого не требо-вала) и предупредил, что в случае отклонения законопроекта он уйдет с поста президента Республики. Законопроект встретил противодействие со стороны левой и правой оппозиции. Коммунистическая партия и другие левые группировки возража-ли против расширения полномочий префектов

и ограничения прав выборных органов местного самоуправления. Партии правой оппозиции не хотели те-рять свое традиционное влияние в Сенате и органах местного самоуправле-ния. Против законопроекта высказался даже Жискар д’Эстен и следовавшая за ним Национальная федерация «независимых республиканцев», которая обычно блокировалась с ЮДР. Референдум состоялся 27 апреля 1969 г. и впервые в истории

Франции принес поражение подготовившему его правительству: 53,2% избирателей проголосовало за отклонгение правительственного законопроекта. После этого де Голль немедленно сложил с себя полномочия президента и удалился в любимое загородное имение в Коломбе-ле-дез-Эглиз в Шампани. В ноябре 1970 г не дожив 13 дней до своего 80-летия, Шарль де Голль скончался. Проводить его в последний путь приехали представители 84 госу-дарств.

В память о нем состоялось специальное заседание Генеральной Ас-самблеи ООН. В соответствии с волей покойного, не желавшего никаких торжественных церемоний, он был похоронен на скромном сельском клад-бище в Коломбе-ле-дез-Эглиз. С отставкой президента де Голля завершился первый этап истории Пя-той республики. Начался новый этап, известный под названием постголлиз-ма .

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. История Франции. Т.3. – М 1973. 2. Новейшая история стран Европы и Америки: XX в./ Учебник для студентов вузов: В 3 частях// Под ред. А.М. Родригеса и М.В. Пономарева. Ч.2. – М 2004. 3. Смирнов В.П. Франция в XX в.: Пособие для студентов вузов. –

М 2001.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Стародавній Єгипет рабовласницька держава
Реферат Особливості компонентів подружньої сумісності та задоволеності шлюбом
Реферат Эффективность использования оборотных средств в сельскохозяйственном производстве
Реферат Положение городов в феодальную эпоху
Реферат Условия гражданско-правовой отвественности за вред причиненный источниками повышенной опасности
Реферат Детское словотворчество
Реферат Sport Psychology- Self Confidence In Sport Activity
Реферат Madam Curie Essay Research Paper Madam Curie
Реферат Преподавание иностранного языка.
Реферат Анализ кредитоспособности и ликвидности предприятия
Реферат Государство Боливия
Реферат Технології навчання як дослідження
Реферат Технологія формування учнівського колективу
Реферат Создание новой государственности и начало модернизации Китая 1949-1957 гг
Реферат Dangerous Drivers Essay Research Paper IntroductionI In