ПЛАН 1. Введение. 2. Основная часть Причины зарождения фашистской идеологии. Психологические аспекты привлечения масс и влияния на них фашистской идеологии. Неофашизм. Борьба с ним. 3. Заключение. 4. Список использованной литературы. 5. Приложение. 1.Введение. ХХ век – это век новых политических идей, течений, идеологий, и как следствие, новых или обновленных политических режимов. Одним из таких режимов является фашизм.
В своей работе я хочу рассмотреть причины возникновения и распространения фашистской идеологии. Поэтому целью моего исследования будет изучение причин возникновения и распространения фашистской идеологии, фашизма и неофашизма в Европе и как следствие в России. Хронологические рамки – с 1918 года по сегодняшний день. Для себя я определила следующие задачи: 1. Изучить причины возникновения фашистской идеологии в
Италии и Германии. 2. Понять психологические аспекты привлечение и влияния на массы фашистской идеологии. 3. Изучить причины возрождения фашизма в современном обществе. Большое значение для написания моей работы имели такие источники, как «Психология масс и фашизм» В. Райха. Эта книга представляет собой классическое исследование взаимосвязи масс и фашизма. Она была написана в период экономического кризиса в
Германии (1930 – 1933) и впоследствии была запрещена нацистами. А.А. Галкина «Германский фашизм». В данной работе автор рассматривает широкий круг проблем, связанных с генезисом, социологией, экономикой, политикой и идеологией фашизма. Анализируется государственно-политическая практика и созданный фашизмом специфический механизм власти. Особое внимание уделяется социальной базе фашизма.
Не менее ценными стали работы А.С. Бланка «Из истории раннего фашизма» и «Старый и новый фашизм». Так же значительную роль представляет анализ произведений Лопухова Б.Р. «История фашистского режима» и «Фашизм и рабочее движение». Тема фашизма и сейчас не теряет актуальности, так как до сих пор в отдельных кругах молодежи продолжают вынашиваться реваншистские идеи, немало есть сторонников неофашизма.
Мне кажется, что данную тему можно использовать на уроках истории и психологии в качестве дополнения к основным темам уроков. Так же по теме фашизма и неофашизма можно устроить ряд конференций или круглых столов с целью формирования у молодежи отрицательного отношения к самому факту существования такой идеологии. 2.Основная часть. 1. Причины зарождения фашистской идеологии. Фашистская организация была создана Муссолини 23 марта 1919 года.
Само слово «фашизм» происходит от итальянского слова fascio (пучок, связка, союз). Организация, созданная Муссолини, называлась «Фашо ди Комбатименто» (Союз борьбы). Вначале она насчитывала всего несколько десятков человек. Постепенно она стала расширяться, главным образом за счет бывших фронтовиков: сочетание яростного национализма с социальной демагогией было характерно для всей деятельности фашистской организации.
Настроения довольно большой части бывших фронтовиков имели общую специфику и особенности. В их сознании тесно сочетались националистические и революционные лозунги той эпохи: «Нас предали» Союзники надругались над кровью, пролитой итальянцами в войне!» такого рода настроения, питаемые шовинистической пропагандой, переплетались со стремлением к социальным переменам, выливались в смутные лозунги «спасения нации», «укрепления ее достоинства», «обеспечения героям окопов возможности воспользоваться революционными
плодами войны». Все это предопределяет переход части бывших фронтовиков, в основном выходцев из мелкобуржуазных слоев населения, на позиции фашизма с его националистическими и социальными лозунгами. Мелкобуржуазность фашистов отмечалась А. Грамши: «Родившиеся сразу же после войны «боевые фаши» имели такой же мелкобуржуазный характер, как и различные организации бывших фронтовиков, возникшие в это время». После войны многие фронтовики, разочаровавшиеся в войне, особенно политически малограмотные и склонные
во всех бедах винить парламент и демократию, а также стремившиеся военизировать гражданскую жизнь, организуют отряды «ардити» (смельчаков). Бенито Муссолини подыгрывал им, утверждая: «Я всегда был уверен в том, что для спасения Италии надо расстрелять несколько десятков депутатов. Я верю, что парламент – бубонная чума, отравляющая кровь нации. Ее нужно истребить». Одним из пунктов Учредительной декларации фашистов было требование об аннексии
Фиуме и Далмации. Впоследствии это требование уже не сходило со страниц центрального печатного органа фашистов газеты «Пополо д’Италиа». Одновременно фашисты выступили с демагогическими лозунгами по вопросам внутренней, в первую очередь социально-экономической, политики. Они объявили себя сторонниками всеобщих выборов, восьмичасового рабочего дня, участия рабочих в техническом руководстве предприятиями, единовременного прогрессивного налога на капитал и секвестра 85% военных
прибылей, национализации всех военных предприятий и т. д. Несомненно, что выдвижение подобного рода требований было обусловлено острой революционной обстановкой, которая сложилась в Италии. Любая партия, любая политическая группировка, желавшая обеспечить себе массовую базу, вынуждена была выдвигать требования социального характера. В этом отношении фашисты не отличались от подобных им организаций, в том числе и от движения, возглавляемого
Д’Аннуцио, который с отрядом добровольцев занял Фиуме, поставив правительство перед свершившимся фактом. И все же фашисты с самого начала показали себя наиболее беспринципными и ловкими политиками в борьбе за привлечение к своей организации самых различных социальных элементов. Фашистская «Пополо д’Италиа» писала: «Мы позволяем себе роскошь быть аристократами и демократами, консерваторами и прогрессистами, реакционерами и революционерами, легалистами и иллегалистами в соответствии с обстоятельствами
времени и средой, в которой мы вынуждены действовать». Об этом же говорил дуче в своем выступлении в Беккарийском университете в Милане 19 июля 1919 г. Он заявил, что фашисты в зависимости от обстоятельств прибегают «к сотрудничеству классов, борьбе классов и экспроприации классов». Иными словами, фашисты против каких бы то ни было точных определений и концепций. Поэтому они, вначале выступали и против создания партии, как таковой,
«ибо сама идея партии содержит в себе доктрину и программу». Все это дало фашистам возможность наряду с открытой террористической борьбой против революционного движения трудящихся вести разлагающую работу в массах и добиться уже в первый период существования своей организации некоторых успехов в этом направлении. Так было, например, во время волнений на почве голода летом 1919 г. Газета «Пополо д’Италиа» писала в это время: «Мы объявляем полную солидарность с населением
различных провинций, восставших против тех, кто морит его голодом… Нужны конкретные и решительные действия. В борьбе за осуществление своих священных прав толпа обрушит гнев не только на имущество преступников, но и на них самих». Это типичный образец фашистской демагогии, с помощью которой фашистам в ряде случаев удавалось увлечь массы за собой. Фашисты старались превратить эти эпизодические контакты в более прочные.
С этой целью они создали целую сеть политических организаций. В октябре 1919 г. на съезде фашистов было представлено 22 местных «фаши», насчитывающих около 17 тыс. членов. Сочетание военной и политической организации давало фашистам определенной преимущество по сравнению с другими контрреволюционными и националистическими военными союзами. Характерно, что даже первые ультрадемагогические лозунги и требования фашистов не могли обмануть наиболее
внимательных буржуазных политических деятелей. Орландо, который занимал в момент зарождения фашизма пост премьер-министра, свидетельствовал, что начиная с июня 1919 г. он рассматривал Муссолини как представителя крайне правого национализма. А либерал М. Миссироли писал, что даже вначале в политических кругах буржуазии никто не считал фашизм левым движением и его лозунги рассматривались как маневр для того, чтобы обмануть массы.
Неудивительно поэтому, что, несмотря на все угрозы со стороны фашистов, многие промышленники с самого начала относились благожелательно к фашистской организации и даже оказывали ей финансовую поддержку. А. Грамши также отмечал этот момент: «Поскольку они [фашисты] находились в резкой оппозиции социалистическому движению… «фаши» получили поддержку со стороны капиталистов и властей».
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |