Содержание
Введение
1. Значение сельского хозяйства в экономике страны
2. Особенности сельского хозяйства как отрасли народного хозяйства
3. Основные направления развития отрасли в рыночных условиях
Заключение
Список литературы
Введение
Производство продуктов питания является самым первым условием жизни людей всякого производства вообще. Этим характеризуется жизненно важная роль, которую выполняет сельское хозяйство в любом обществе. Обострение продовольственной проблемы обуславливает чрезвычайную актуальность развития сельского хозяйства, смежных с ним отраслей, развития аграрных отношений и аграрной политики. Все эти процессы должны проходить на государственном уровне и иметь не только экономическую, но также политическую направленность. Государство не должно отстраняться от проблем регионов пуская, тем самым, все дела на самотек.
Как и другие страны с переходным типом экономики, Россия столкнулась с проблемой приспособления аграрного сектора к новым условиям. В 80-ые годы государственная политика состояла в массированной поддержке сельского хозяйства, причем субсидировались как производители, так и потребители. Государство поддерживало низкие цены на продукцию сельского хозяйства для потребителей и высокие цены – для производителей. В результате такой политики расходы государства на аграрный сектор были очень велики, что вело к истощению бюджетных ресурсов.
По обеспечению населения продуктами питания Россия переместилась с 7-го места в ряду развитых стран мира на 40-е. Данные события привили к плачевным последствиям. Россия не только потеряло лидерство в данном сегменте мирового рынка, но также поставило своё население в плачевное положение.
1. Значение сельского хозяйства в экономике страны
Сельское хозяйство – одна из основных отраслей агропромышленного комплекса, производящая продукты питания для населения страны и сырье для перерабатывающей промышленности. Его основная задача – удовлетворение потребностей населения страны в продуктах питания. Эта задача ока еще не решена. Согласно рекомендациям питания Академии медицинских наук России оптимальной нормой среднегодового потребления считается 14,6 тыс. Дж в сутки, а фактическое потребление продуктов питания в стране составляет около 10,5 тыс. Дж.
В 2003г. Фактическое годовое потребление на душу населения мяса и мясо продуктов составило 52 кг при научно обоснованной норме 81 кг, молока и молочных продуктов – соответственно 231 и 360 кг, яиц – 245 и 292 шт., рыбы и рыбопродуктов – 11, 3 и 18 кг, сахара – 36 и 41, масла растительного – 11,0 и 13, овощей – 94 и 140, фруктов – 41 и 75, картофеля – 125 и 105, хлеба и хлебопродуктов – 120 и 110 кг. Данные о произведенной сельскохозяйственной продукции в денежном выражении представлены в таблице 1.
Таблица 1
Продукция сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в фактически действовавших ценах)
2002
2003
2004
2005
2006
Миллиардов рублей
Продукция сельского хозяйства
1028,3
1154,9
1345,2
1495,4
1617,1
в том числе:
растениеводства
542,5
637,8
745,7
789,4
857,4
животноводства
485,8
517,1
599,5
706,0
759,7
В процентах к итогу
Продукция сельского хозяйства
100
100
100
100
100
в том числе:
растениеводства
52,8
55,2
55,4
52,8
53,0
животноводства
47,2
44,8
44,6
47,2
47,0
Структура основных видов продукции по категориям хозяйств, произведенных в сельском хозяйстве представлена в таблице 2.
Таблица 2
Структура производства основных видов сельскохозяйственной продукции по категориям хозяйств (в процентах от объема производства в хозяйствах всех категорий)
2001
2002
2003
2004
2005
2006
Сельскохозяйственные организации
Зерно (в весе после доработки)
88,2
86,9
84,1
81,2
80,2
78,5
Сахарная свекла (фабричная)
93,6
91,9
88,8
88,6
87,8
86,8
Семена подсолнечника
81,9
78,5
76,9
74,4
72,5
70,0
Картофель
6,3
5,7
5,6
6,2
6,3
7,0
Овощи
17,8
15,9
16,6
14,9
14,0
14,6
Скот и птица на убой (в живом весе)
40,6
42,4
43,7
43,9
45,6
47,3
Молоко
47,2
47,6
46,1
44,7
44,9
45,0
Яйца
71,4
72,6
73,0
72,8
74,1
75,2
Хозяйства населения
Зерно (в весе после доработки)
0,8
0,9
1,5
1,4
1,5
1,5
Сахарная свекла (фабричная)
0,7
1,0
1,1
1,1
1,8
1,4
Семена подсолнечника
1,9
1,6
1,3
1,1
0,9
0,9
Картофель
92,5
93,0
92,8
91,8
91,6
90,1
Овощи
79,9
81,5
80,1
80,2
80,3
78,3
Скот и птица на убой (в живом весе)
57,4
55,6
54,1
53,8
51,9
50,0
Молоко
50,9
50,3
51,4
52,5
51,9
51,5
Яйца
28,1
26,8
26,5
26,7
25,2
24,1
Крестьянские (фермерские) хозяйства1)
Зерно (в весе после доработки)
11,0
12,2
14,4
17,4
18,3
20,0
Сахарная свекла (фабричная)
5,7
7,1
10,1
10,3
10,4
11,8
Семена подсолнечника
16,2
19,9
21,8
24,5
26,6
29,1
Картофель
1,2
1,3
1,6
2,0
2,1
2,9
Овощи
2,3
2,6
3,3
4,9
5,7
7,1
Скот и птица на убой (в живом весе)
2,0
2,0
2,2
2,3
2,5
2,7
Молоко
1,9
2,1
2,5
2,8
3,2
3,5
Яйца
0,5
0,6
0,5
0,5
0,7
0,7
1) Включая индивидуальных предпринимателей.
Стоимость основных фондов сельского хозяйства составляла 1181 млрд. руб., или 3,7% общей их стоимости; в отрасли занято 7,2 млн. человек, их доля в общей численности работающих составляет 11,0%. На сельское хозяйство приходится 5,4% в структуре валового внутреннего продукта и примерно 5% в стоимости национального дохода.
Спрос на товары народного потребления почти на три четверти удовлетворяется за счет сельского хозяйства. Оно – один из основных поставщиков сырья для промышленности. В качестве сырья используют более 50: производимой сельскохозяйственной продукции. Сельское хозяйство поставляет сыре для легкой, пищевой, комбикормовая и других отраслей промышленности. Данные по реализованной продукции сельского хозяйства представлены в таблице 3.
Таблица 3
Реализация основных продуктов сельского хозяйства (в хозяйствах всех категорий, миллионов тонн)
Вид продукции
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2006 в %
к 2005
Зерно
43,6
51,0
41,8
42,0
47,4
47,6
100,4
Картофель
4,4
4,1
4,6
4,8
4,9
5,4
109,3
Овощи
2,8
2,8
3,0
3,3
3,4
3,6
106,6
Скот и птица (в живом весе)
4,4
4,9
5,2
5,3
5,2
5,5
104,3
Молоко
16,5
17,1
17,1
16,7
16,3
16,8
102,8
Яйца, млрд. шт.
23,9
24,5
25,6
24,8
26,1
27,0
103,6
В свою очередь, сельское хозяйство – крупный потребитель промышленных товаров. Промышленность поставляет селу тракторы, автомобили, машины, оборудование, топливо и смазочные материалы, минеральные удобрения, комбикорма и т.д. В структуре затрат на производство сельскохозяйственной продукции на долю промышленных товаров приходится до 40%. Следовательно, развитие некоторых отраслей промышленности в значительной мере зависит от сельского хозяйства, в то же время успешное функционирование сельскохозяйственных товаропроизводителей определяется уровнем развития промышленности. Каждая отрасль народного хозяйства характеризуется специфическими средствами производства, видом изготавливаемой продукции, определенными производственными отношениями, требует соответствующих навыков от работников. Сельскому хозяйству также присущи некоторые особенности, которые необходимо учитывать при осуществлении предпринимательской деятельности.
2. Особенности сельского хозяйства как отрасли народного хозяйства
1. В отрасли в качестве главного, незаменимого средства производства выступает земля. По сравнению с другими средствами производства земля при правильном использовании не изнашивается, а сохраняет свои качества. Земельные ресурсы, используемые в сельском хозяйстве, резко отличаются по плодородию и местоположению, что обусловливает существование дифференциальной ренты 1: товаропроизводители, имеющие лучшие почвы и расположение ближе к рынкам сбыта продукции, получают дополнительный доход (прибыль).
2. Специфическими средствами производства в сельском хозяйстве выступают живые организмы – растения и животные, которые развиваются на основе биологических законов. Экономический процесс воспроизводства переплетается с естественным, природным.
3. Сельскохозяйственное производство пространственно рассредоточено и ведется в различных почвенно-климатических условиях, что необходимо учитывать при механизации производственных процессов, химизации и мелиорации отрасли, подборе сортов сельскохозяйственных культур и пород животных.
4. Результаты сельскохозяйственного производства зависят от почвенно-климатических условий, тогда как на промышленное производство тот фактор влияния не оказывает. Например, урожайность зерновых культур в Центральном экономическом районе составляет 12-15 ц/га, а в Северо-Кавказском – 22-25ц, себестоимость продукции во втором районе на 40-45% ниже, чем в первом. Кроме того, природно-климатические условия оказывают существенное влияние на размещение и специализацию сельского хозяйства. Отдельные сельскохозяйственные культуры могут произрастать и созревать только в определенных климатических условиях.
Велико влияние на результаты сельскохозяйственного производства погодных условий, что в значительной степени определяет конъюнктуру рынка. Так, в 2002г., когда сложились благоприятные погодные условия для возделывания зерновых культур, объем производства зерна составил 86,6 млн. т, или 1,3 раза больше, чем в 2003г.
5. В сельском хозяйстве рабочий период не совпадает с периодом производства. Это обусловливает сезонность сельскохозяйственного производства. Наиболее отчетливо разница между временем производства и рабочим периодом проявляется при выращивание озимых зерновых культур. Период их производства начинается в июле-августе, с момента подготовки и посева, а заканчивается в июле следующего года уборкой урожая. За это время рабочий период прерывается и возобновляется несколько раз: подготовка поля, посев, уход за растениями, уборка урожая и др., а период производства, который определяется в основном естественными условиями роста и развития растений, продолжается непрерывно. Сезонность оказывает существенное влияние на организацию производства, использование техники и трудовых ресурсов.
Сезонный характер производства также наблюдается и в перерабатывающей промышленности, так как сельскохозяйственное сырье поступает неравномерно в течение года. Например, сахарные заводы в наибольшей степени загружены в сентябре – ноябре, то есть в период уборки корнеплодов и их поставки на завод; молокозаводы – в весенне-летний период, когда увеличиваются объемы производства молока.
6. Созданная в сельском хозяйстве продукция используется в дальнейшем процессе производства в качеств его средства (семена, корма, молодняк скота, органические удобрения и др.), тогда как промышленность основное сырье получает от предприятий других отраслей. С этой особенностью связана технология производства. В сельском хозяйстве технологический процесс базируется на использовании биологических факторов, живых организмов, а в промышленности – на химических, физических и механических процессах.
7. Для отрасли свойственны высокая фондоемкость, низкая скорость оборота капитала, что делает ее менее привлекательной для инвесторов по сравнению с другими отраслями и усиливает роль государства в ее развитии.
8. В сельском хозяйстве, как правило, перемещаются орудия производства (трактора, машины, комбайны и другая сельскохозяйственная техника), а предметы труда (растения) находятся на одном месте. В промышленности перемещается предметы труда (сырье), а оборудование, машины, станки установлены стационарно.
Сельскохозяйственная техника специфична, она в основном используется для производства отдельных видом продукции и неприменима в других отраслях сельского хозяйства. Для производства каждого вида продукции существует свой комплекс машин, поэтому общая потребность в технике значительно выше, чем в промышленности.
9. Общественное разделение труда в сельском хозяйстве проявляется по-иному, чем в промышленности. Отрасль специализируется на производстве определенных, как правило, законченных видов товарной продукции в соответствии с природными и экономическими условиями региона, что учитывают при ее размещении.
Большинство сельскохозяйственных предприятий производит несколько видов товарной продукции. Растительные и животных продукты производятся в одном и том же хозяйстве, так как растениеводство обеспечивает кормами животных, а животноводство дает навоз, который служит органическим удобрением, а также позволяет рационально использовать земельные ресурсы, непригодные для возделывания полевых культур.
10. Отрасль характеризуется ценовой неэластичностью спроса на сельскохозяйственные ресурсы, то есть коэффициент эластичности спроса – результат деления процента изменения величины спроса на процент изменения цены товара - меньше единицы. В большинстве развитых стран для сельскохозяйственной продукции коэффициент эластичности спроса составляет 0,2—0,25. Эти цифры говорят о том, что цены сельскохозяйственных продуктов должны были бы понизиться на 40-50% для ТОО, чтобы потребители увеличили свои закупки всего лишь на 10%. Таким образом, спрос на продукты питания почти не реагирует на изменение цен.
11. Большое число сельскохозяйственных товаропроизводителей создает условия для высокой конкуренции на рынке продуктов. Это делает невозможным влияние на рыночную цену отдельного товаропроизводителя, то есть отсутствуют условия для монополизации.
Перечисленные и другие особенности сельского хозяйства обусловливают характер действия в нем общих экономических законов, что необходимо учитывать при функционировании предприятий аграрного сектора.
3. Основные направления развития отрасли в рыночных условиях
В конце 80-х годов до 1-2% сократилась темпы роста сельскохозяйственной продукции. Экономическая ситуация, сложившаяся в этот период, не позволяла решить продовольственную проблему, которая становилась все более острой. Появилась необходимость преобразований в сельском хозяйстве.
Аграрная реформа в Российской Федерации была начата в 1991г. Основополагающими документами для нее явились Земельный кодекс, законы «О земельной реформе» и «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Однако скоро стало ясно, что земельная реформа не охватывает всего комплекса вопросов социально-экономических преобразований в деревне. Необходимость аграрная реформа. Были приняты еще ряд постановлений Правительства и указов Президента: «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» (1993г.), «О реформировании сельскохозяйственных предприятий» (1994г.), «О реализации конституционных прав граждан на землю» (1996г.), «О государственном регулировании агропромышленного производства» (1997г.) и другие, в которых определены порядок, принципы и методы аграрных преобразований, а также законы: «О сельскохозяйственных кооперации» (1995г.), «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (2002г.).
В настоящее время на территории Российской Федерации функционирует проект «Развитие АПК». Его основные направления и проводимые мероприятия представлены в таблице 4.
Таблица 4
Основные мероприятия и параметры приоритетного национального проекта «Развитие АПК»
I. Направления реализации приоритетного национального проекта
«Развитие агропромышленного комплекса» на 2006-2007 годы
Направления
Задачи
Объем финансирования (млрд.руб.)
2007 год
Всего за 2006-2007 годы
Ускоренное развитие
животноводства
Увеличение относительно уровня 2005 года производства и реализации в хозяйствах всех категорий мяса скота и птицы на убой (в живом весе) на 7%, молока на 4,5% (при стабилизации поголовья крупного рогатого скота на уровне не ниже 2005 года) и товарной рыбы на 4,0%
21,293
(+0,600)1
(+1,000)2
29,276
Стимулирование развития
малых форм хозяйствования
в агропромышленном
комплексе
Увеличение объема реализации продукции личными подсобными хозяйствами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами на 6% относительно уровня 2005 года (в ценах реализации 2005 года)
5,043
(-0,600)1
(-1,000)2
13,75
Обеспечение доступным
жильем молодых
специалистов на селе
Строительство (приобретение) 1392,9 тыс. кв. м. жилья для улучшения жилищных условий 31,64 тыс. молодых специалистов, проживающих и работающих на селе
2,0
(+0,5)
4,5
Расходы - всего по проекту,
28,486
(+0,5)3
47,826
в том числе расходы на
организационное, методическое, информационное
обеспечение и мониторинг реализации проекта
0,15
0,3
Основные мероприятия по направлению «Ускоренное развитие животноводства»
2007 год
Всего за 2006-2007 годы
количество
объем
количество
объем
финансирования, млрд.руб.
финансирования, млрд.руб.
Субсидирование расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на срок до 8 лет на строительство, реконструкцию и модернизацию
животноводческих комплексов (ферм)
60
8,684
119,1
8,02
млрд. руб.
(-2,100)4
млрд. руб.
кредитов
(+0,053)5
кредитов
380 тыс.
565 тыс.
скотомест
скотомест
предприятий промышленного рыбоводства
1
0,08
1
0,027
млрд. руб.
(-0,053)2
млрд. руб.
кредитов
кредитов
Субсидирование расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на срок до 5 лет в российских кредитных организациях на приобретение
племенного скота, техники и оборудования для животноводческих комплексов (ферм)
30
2,436
49
4,1716
млрд. руб.
(+0,7)6
млрд. руб.
кредитов
(+0,0356)7
кредитов
племенного материала, техники и оборудования для предприятий промышленного рыбоводства
0,5
0,04
0,5
0,0044
млрд. руб.
(-0,0356)2
млрд. руб.
кредитов
кредитов
Субсидирование расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на срок до 1 года в российских кредитных организациях
122
4,178
122
7,178
млрд. руб.
(+2,0)1
млрд. руб.
кредитов
(+1,0)8
кредитов
Закупка и передача в лизинг техники и оборудования для животноводства, создание и модернизация скотомест
65 тыс. скотомест
1
130 тыс. скотомест
2
Закупка и передача в лизинг высокопродуктивного племенного скота
передача в лизинг 50 тыс. голов
3
передача в лизинг 100 тыс. голов
6
Субсидирование расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на поддержку племенного животноводства, рост продажи количества голов племенного молодняка к уровню 2006г., %
15,00%
1,325
15,00%
1,3495
(+0,0245)9
Субсидирование расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на поддержку
северного оленеводства и табунного коневодства,
3,20%
0,25
3,20%
0,2163
рост поголовья к уровню 2005г., %
северных оленей
(-0,0337)1
северных оленей
2,80%
2,80%
табунных лошадей
табунных лошадей
овцеводства, рост поголовья к уровню 2005г., %
3,00%
0,3
3,00%
0,3092
(+0,0092)1
Цели аграрной реформы – обеспечение устойчивого роста сельскохозяйственной продукции, повышение экономической эффективности производства, удовлетворение потребностей общества в продуктах питания и улучшения социальных условий в сельской местности. Для достижения этих целей необходимо было повысить социальную активность крестьян, развить у них инициативу и предприимчивость на основе расширения хозяйственной самостоятельности, предоставления прав самим распоряжаться землей, другими средствами производства, произведенной продукцией и вырученными денежными средствами.
Основные принципы аграрной реформы следующие.
1. Свобода форм собственности и хозяйствования. Каждый человек может выбрать именно ту форму собственности и хозяйствования, которая в наибольшей степени соответствует его интересам и возможностям.
2. Добровольность в проведении преобразований. Аграрная реформа осуществляется не под давлением сверху, а добровольно на основе материальной заинтересованности трудовых коллективов в проводимых преобразованиях.
3. Последовательность проводимых преобразований. Реорганизация предприятий АПК предполагает не только смену организационно-правовых форм хозяйствования, но и изменение их структуры управления, внутрихозяйственных производственно-экономических отношений и т.д. Преобразования должны осуществляться последовательно с учетом особенностей каждого предприятия.
4. Превращение крестьянина в реального собственника при любой форме хозяйствования через наделение его землей и выделение имущественного пая. Использование собственником земельной доли имущественного пая должно быть направлено на создание наиболее приемлемых форм хозяйствования с учетом сложившихся экономических условий и особенностей развития сельского хозяйства в нашей стране.
5. Открытость аграрных преобразований, предполагающая широкую пропаганду проводимых мероприятий.
Важное направление аграрной реформы – реформирование земельных отношений. Основной задачей земельной реформы является перераспределение земли в целях создания равных возможностей для развития различных форм хозяйствования на земле и рационального ее использования.
Земля может находиться в государственной, коллективной и частной собственности. Земельная реформа в России, во-первых, устраняет государственный монополизм на землю: у каждого земельного участка появляется конкретный собственник, им становится как физическое, так и юридическое лицо; во-вторых, вводится платное землепользование, формируется рынок земли.
Были использованы два варианта изменения земельных отношений. По первому централизовано изымалось до 10% колхозных и совхозных земель для наделения крестьянских (фермерских) хозяйств без ограничения в размерах. При этом столкнулись с большими трудностями: земли под крестьянские хозяйства были выделены главным образом руководителям и специалистам хозяйств, а также городским жителям в ущерб сельскому населению. Возникла конфликтная ситуация. По этому пути дальше не пошли.
Был предложен вариант перераспределения земель, согласно которому определялась среднерайонная норма бесплатной передачи ее в собственность всем работникам сельского хозяйства, сельским пенсионерам и работникам сельской социальной сферы. Площади, превышающие среднерайонную норму, изымались в районный фонд перераспределения земель. Кроме наделения землей работники сельского хозяйства и пенсионеры получили в собственность также долю имущества общественного хозяйства.
В результате земельной реформы в собственность сельских товаропроизводителей было передано 76,1% площади сельскохозяйственных угодий, за крестьянскими (фермерскими) хозяйствами закреплено около 17,8 млн. га земли, или 9,2% всех сельскохозяйственных угодий. Расширены площади приусадебных земель сельских жителей. Миллионы граждан получили земельные участки под сады и огороды.
Одно их основных направлений аграрной реформы – переход к многоукладной экономике, под которой следует понимать экономику, основанную на рациональном сочетании различных форм собственности и хозяйствования. Формы собственности и хозяйствования – понятия разнопорядковые, но не взаимоисключающие. В различных формах хозяйствования может быть одна и та же форма собственности. Так, в хозяйственных товариществах и обществах различного вида частная форма собственности.
Формально сельское хозяйство у нас всегда было многоукладным: формы хозяйствования на селе были представлены колхозами, совхозами, личными подсобными хозяйствами и другими формированиями. Но все они находились под жесткой монополией государства. Ориентация была на крупное производство, кооперативно-колхозный сектор был практически сведен до уровня государственной собственности. Господствовала концепция перехода к государственной собственности. Таким образом, в сельском хозяйстве фактически был лишь государственный уклад.
Теперь положение изменилось. В сельском хозяйстве функционируют 22,2 тыс. предприятий различных форм собственности и хозяйствования, среди них преобладают сельскохозяйственные кооперативы – на них приходится 49,5% предприятий. Закрытые акционерные общества составляют 12%, акционерные общества открытого типа – 6, общества с ограниченной ответственностью – 12,9, государственные и муниципальные предприятия – 9,3, другие предприятия (товарищества на вере, совхозы, колхозы, семеноводческие станции и т.д.) – 10,3% общего их числа. Кроме того, в аграрном секторе функционирует 264 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств – 8, личных подсобных хозяйствах – 6%. За годы аграрной реформы доля сельскохозяйственных предприятий в общем объеме производства сельскохозяйственной продукции сократилась с 75 до 39,7%, а доля хозяйств населения возросла с 25 до 55,8%. На долю фермерских хозяйств приходится 4,5% валовой продукции сельского хозяйства.
Составная часть аграрной реформы – приватизация Ⅲ сферы АПК. Преобразование предприятий перерабатывающей промышленности заготовок хранения, материально-технического снабжения должно проводиться при непосредственном и активном участии сельских товаропроизводителей, чтобы они имели контрольном пакет акций (51%) приватизируемых предприятий и могли влиять на прохождение сельскохозяйственной продукции по всей цепочке – от производителя до потребителя, участвовать в формировании и распределении прибыли. Однако приватизация перерабатывающих предприятий и других предприятий Ⅲ сферы шла по второму варианту, при котором контрольный пакет акций оставался у трудового коллектива. В результате в большинстве случаев сельские товаропроизводители были фактически отстранены от этого процесса. Сегодня примерно 70% всех перерабатывающих предприятий приватизировано, в том числе более 75% - по второму варианту.
Не менее важное направление аграрной реформы – развитие рыночной инфраструктуры агропромышленного комплекса, формирование экономических условий функционирования АПК. Эти направления вовремя не были оценены должным образом. Предполагалось, что рынок будет регулировать спрос и предложение, взаимоотношения продавцов и покупателей. Централизованную систему закупок сельскохозяйственной продукции разрушили, а необходимые рыночные структуры созданы не были: мало продовольственных и зерновых бирж, рынков, маркетинговых центров, нет необходимой системы информации и т.д.
Еще одно решающее направление аграрной реформы – создание устойчивого экономического механизма, регулирующего взаимоотношения сельских товаропроизводителей с государством через инвестиционную, ценовую, кредитную и налоговую политику.
К сожалению, аграрная реформа осуществляется без достаточного теоретического обоснования, детально разработанной программы, под давлением сверху. В реформировании форм собственности ставка была сделана на частный сектор – фермерские хозяйства, при этом игнорировали мировой опыт, свидетельствующий о том, что во многих странах существуют различные формы собственности и ведения производства, все они при определенных условиях могут быть высокоэффективными.
Реформирование аграрного сектора экономики связано с принципиальными изменениями производственных отношений, заключающимися в переходе от административных к преимущественно экономическим методам хозяйствования, повышении самостоятельности сельских товаропроизводителей. Кроме того, происходит коренная трансформация экономического базиса агропромышленного комплекса – собственности на средства производства, определяющей экономические отношения. Поскольку эти отношения находятся в постоянном развития, то и формы собственности претерпевают изменения. Существование различных организационно-правовых форм хозяйствования, как показала мировая практика, важнейшая предпосылка для эффективного функционирования рыночной экономики. Классификация предприятий по организационно-правовым формам представлена на следующей схеме (см. рис.1).
Рис.1. Классификация предприятий по организационно-правовым формам
В настоящее время в России применяются следующие основные способы регулирования аграрного сектора:
- Поддержка цен и доходов производителей. Сюда относятся прямые ценовые субсидии производителям, установление минимальных гарантированных цен, государственные закупки продовольствия для нужд армии, районов Крайнего Севера, крупных городов;
- Внешнеторговое регулирование;
- Меры, направленные на снижение затрат производителей, такие как различные способы компенсации затрат на средства производства (прямые компенсации производителям, система лизинга, предоставление средств производства по сниженным ценам); льготный кредит сельхозпроизводителям (сниженная ставка процента, льготные сроки, товарный кредит, реструктуризация и списание долга); налоговые льготы;
- Структурная политика: различные меры поддержки, не связанные с доходом производителей.
Перечисленные меры применяются на федеральном уровне. Региональные власти могут вводить и другие способы регулирования.
Под кооперациейпонимается совокупность особых общественно-хозяйственных объединений. Иначе говоря, в данном случае собирательное понятие "кооперация" включает прежде всего кооперативы (кооперативные общества). Это понятие охватывает также кооперативные союзы, другие кооперативные объединения, организации, предприятия и учреждения. Такая кооперация появилась лишь на определенной ступени развития кооперации как формы труда, когда лишь полтора-два столетия тому назад в английских городах начали возникать самые ранние кооперативы.
С тех пор кооперация как "сумма кооперативов" получила практически во всех странах значительное развитие. Одним из ее старейших и наиболее распространенных видов является потребительская кооперация.
Сегодня в Российской Федерации существуют три разновидности потребительских кооперативных обществ:
во-первых, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, занимающиеся переработкой и сбытом продукции растениеводства и животноводства, снабжением сельскохозяйственных товаропроизводителей средствами производства, и т.д.;
во-вторых, специализированные потребительские кооперативы, которые для своих участников строят дома и гаражи, предоставляют им кредиты, оказывают медицинские, консультационные и прочие услуги;
в-третьих, потребительские общества, осуществляющие торговлю и общественное питание, производственную и другую деятельность в интересах своих членов.
Потребительские кооперативы- это любые кооперативы, которые непосредственно удовлетворяют в основном личные потребности своих членов-потребителей в продуктах питания, одежде, обуви, предметах домашнего обихода, а также в условиях социального, культурного, бытового и иного характера.
Ядро потребительской кооперации составляют потребительские общества, которые занимаются преимущественно продажей товаров народного потребления своим членам и отчасти остальному населению. Эти общества приобретают товары крупными партиями (оптом) и продают их в розницу через свои магазины. Членами потребительских обществ могут быть рабочие и крестьяне, учителя и врачи, ремесленники и кустари, домохозяйки, пенсионеры, учащиеся - практически представители любых слоев.
Сельскохозяйственные кооперативы образуют целое семейство различных кооперативов в жизненно важной для человека сфере, где производятся продукты питания и сырье для пищевой и легкой промышленности. Эти кооперативы имеют значительный потенциал увеличения сельскохозяйственного производства. Внутри сельскохозяйственной кооперации выделяются две основные подгруппы.
Во-первых, сельскохозяйственные производственные кооперативы, которые относительно немногочисленны и объединяют крестьян, фермеров в обоих подотраслях сельского хозяйства - растениеводстве и животноводстве. В большинстве стран члены сельскохозяйственных производственных кооперативов даже при совместной обработке объединенных земельных массивов сохраняют за собой частную собственность на землю и другие средства производства, свое индивидуально ведущееся хозяйство наряду с общим хозяйством кооператива.
Во-вторых, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, которые количественно доминируют и объединяют сельских товаропроизводителей для совместного (на кооперативных началах) снабжения сельскохозяйственными машинами, горюче-смазочными материалами, средствами химической защиты растений, оказания ветеринарных услуг, орошения земель, электроснабжения фермерских хозяйств, кредитования их, сбыта продукции, ремонта тракторов и комбайнов. Кооперативы совместно владеют зернохранилищами, животноводческими комплексами, пунктами проката машин, объединениями по улучшению породистости скота и т. д.
Заключение
Государство существенно снизило поддержку аграрного сектора. Сельское хозяйство стало испытывать значительные трудности, поэтому назрела настоятельная необходимость в разработке новой концепции государственного регулирования сектора в рыночных условиях.
Ни для кого не секрет, что Россия стоит на новом пороге своего развития. особенно радостно, то, что среди национальных проектов существует и проект «Развитие сельского хозяйства». Если в Российской Федерации будет мощный АКП, то можно будет не бояться, что население страны будет нуждаться в качественных продуктах питания. Российский потребитель сможет питаться натурально произведенными продуктами и не зависеть от политики диктуемой иностранным рынком. Отечественный средний бизнес сможет, в этой сфере, составить конкуренцию иностранному. Ведь на Западе, да и в Европе, производители уже давно выпускают продукты, которые включают в себя синтетические заменители натуральных веществ, а в некоторых случаях, даже ГМИ. Плюс ко всему, часто добавляются консерванты для увеличения срока реализации. Такие продукты не воздействуют натуральным образом на организм, а в отдельных случаях могут быть вредны для здоровья. Если у нашей лёгкой промышленности будет доступное, качественное, а главное полезное сырьё, то она, несомненно, составит большую конкуренцию иностранной. У мелкого бизнеса тоже появится выбор в работе. При таком ходе дела можно будет смело смотреть в завтрашний день с уверенностью.
Список литературы
1. Коваленко Н.Я. Экономика сельского хозяйства. Курс лекций. – М.: Экмос, 1998. 2. Попов Н.А. Экономика отраслей АПК. Курс лекций. М.:Экмос, 2002.3. Серова Е.В. Аграрная экономика. – М.: 1999.
4. Экономика предприятий и отраслей АПК / под ред. Лещиловского П.В., Догиля Л.Ф., Тонковича В.С. – Минск: БГЭУ, 2001.
5. Экономика сельского хозяйства / под редакцией Минакова И.А. М.: Экмос, 1998.