Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Гендерная картина мира (по прозе Л. Петрушевской и М. Веллера)

Министерствообразования и науки российской федерации
Муниципальноеобщеобразовательное учреждение Гимназия № 123
Гендернаякартина мира (по прозе Л. Петрушевской и М. Веллера)
Барнаул- 2010

Содержание
Словарь терминов
Введение
1.Особенности творчества М.Велллера
2.Доминанты внутреннего мира героеврассказа М.Веллера
«Разбиватель сердец»
3.Особенности художественной манерыЛ.Петрушевской
4.Гендерный конфликт в рассказеЛ.Петрушевской «Медея»
5.Внутренний мир героев-Мужчин игероинь-Женщин у М.Веллера и Л.Петрушевской
Заключение
Список использованной литературы
 
 

Словарь терминов
 
Аннигиляция — от позднелатинского ‘annihilatio’ — уничтожение, исчезновение.
Архетип– психологические структуры, образы, составляющие содержание коллективного, бессознательногои лежащие в основе общечеловеческой символики сновидений, мифов и других созданийфантазии
Аспект- точказрения, взгляд на что-нибудь.
Быт- укладповседневной жизни, внепроизводственная сфера. Складывается и изменяется под влияниемматериального производства, общественных отношений, уровня культуры, а также географическихусловий и оказывает огромное влияние на другие стороны жизни людей, на формированиеличности.
Бытие- философскоепонятие, концептуализирующее наличие явлений и предметов (самих по себе или какданности в сознании), а не содержательный их аспект; синоним понятий «существование»и «сущее».
Гендерный– связанный с проблемой роли в обществе лиц мужского и женского пола.
Глобальность,глобальный – полный, всеобъемлющий.
Дихотомия- сопоставленностьили противопоставленность двух частей целого.
Доминанты- главенствующаяидея, основной признак или важнейшая составная часть чего-нибудь.
Духовность- свойстводуши, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересовнад материальными.
Ирония- стилистическаяфигура: выражение насмешки или лукавства посредством иносказания, когда слово иливысказывание обретает в контексте речи смысл, противоположный буквальному значениюили отрицающий его.
Катарсис — очищение духа при помощи «страха и сострадания» как цель трагедии. В психоанализеЗ. Фрейда — один из методов психотерапии.
Конфликт- столкновениесторон, мнений, сил.
Метафизика — Недиалектический способ мышления — рассмотрение явлений вне их взаимной связии развития.
Миниатюра- жанр«малых форм», небольшое по размеру произведение.
Нравственность- особаяформа общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения);один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм.
Пародия— комическое воспроизведение и высмеивание стилистических приемов какого-либо писателя,карикатурное подчеркивание особенностей его творческой манеры, подражание его конкретномупроизведению или группе художественных, публицистических, литературно-критическихи литературоведческих текстов.
Поэтика- разделтеории литературы, изучающий систему средств выражения в литературных произведениях.Общая поэтика систематизирует репертуар этих средств — звуковых (стиховедение),языковых (стилистика), образных (т. н. топика). Частная поэтика изучает взаимодействиеэтих средств (см. Композиция) при создании «образа мира» и «образа автора» в отдельныхпроизведениях или группе произведений
Рационализм- философскоенаправление, признающее разум основой познания и поведения людей.
Сарказм- язвительнаянасмешка, высшая степень иронии, основанная не только на усиленном контрасте подразумеваемогои выражаемого, но и на немедленном намеренном обнажении подразумеваемого.
Сексуальность- совокупностьпсихических и физиологических реакций, переживаний и поступков, связанных с проявлениеми удовлетворением полового влечения.
Семантика– разделязыкознания, изучающий значение единиц языка, прежде всего слов.
Семиотика- наука,исследующая способы передачи информации, свойства знаков и знаковых систем в человеческомобществе (главным образом естественные и искусственные языки, а также некоторыеявления культуры, системы мифа, ритуала), природе (коммуникация в мире животных)или в самом человеке (зрительное и слуховое восприятие и др.).
Символ- знак,который связан с обозначаемой им предметностью так, что смысл знака и его предметпредставлены только самим знаком и раскрываются лишь через его интерпретацию.
Стереотип- Прочносложившийся, постоянный образец чего-нибудь, стандарт.
«Супермен»- образнепобедимого мужчины, защитника.
Типология- научныйметод, основа которого — расчленение систем объектов и их группировка с помощьюобобщенной модели или типа; используется в целях сравнительного изучения существенныхпризнаков, связей, функций, отношений, уровней организации объектов.
Физиология- Грубаячувственность, секс.
 
 

Введение
 
Современную литературу частоназывают литературой «другой», противопоставляют её классической традиции, видятв ней некие черты разрушения, жестокости. Такое противопоставление – «другая» литератураи просто литература – стремится, на наш взгляд, резко противопоставить классикуи современность. Но всё в литературном пространстве взаимосвязано и вытекает одноиз другого. И современная «другая» литература есть продолжение единого литературно-историческогопроцесса, который объединяет всё традиционное и новое.
К этой «другой» литературечасто относят и творчество одного из представителей современной литературы – МихаилаВеллера. Его работы не часто становятся объектом исследования. Но, на наш взгляд,такое исследование может быть интересно широкому кругу читателей. В его произведенияхпоставлены проблемы взаимоотношения Мужчин и Женщин. А ведь каждый из нас хоть разв жизни сталкивался с этим вопросом. Проблемы пола особенно волнуют в период взросления,в отношениях с друзьями, в размышлениях о судьбе и удачи. Пол – это судьба, предопределенияанатомией, природа или что-то другое?
В произведениях художественнойлитературы последних десятилетий широко представлены проблемы взаимоотношений полов,исследуются особенности статуса Мужчины и Женщины в современном мире. Проблему половисследуют в своих произведениях, как авторы-Мужчины, так и авторы-Женщины.
Актуальность и научная новизнанашего исследования обусловлена тем, что мы будем рассматривать данную тему в сравнениив подходах её осмысления, как авторами-Мужчинами, так и авторами-Женщинами. Такойанализ позволит нам более глубоко изучить тему гендера и понять, чем отличаютсявосприятия мира Мужчинами и Женщинами.
Таким образом объектомнашего исследования мы выбрали рассказы М.Веллера и Л.Петрушевской.
Предмет нашего исследования–особенности изображения гендерных отношении в рассказах М.Веллера и Л.Петрушевской.
Цель нашего исследования:выявитьсвоеобразие произведений М.Веллера и Л.Петрушевской, охарактеризовать дихотомию«Мужчина» и «Женщина» с точки зрения автора-Мужчины и автора-Женщины.
Нашу цель мы реализуем впроцессе решения следующих задач:
1. Выявитьособенности творческой индивидуальности М.Веллера, раскрыть внутренний мир героев,их психологию и поведение.
2. Рассмотретьсвоеобразие прозы Л.Петрушевской, раскрыть характер художественного воплощенияобразов в рассказах писательницы.
3. Рассмотретьи сравнить образы главных героев в произведения М.Веллера и Л.Петрушеавской.
Для сравнительного анализанами выбраны рассказы М.Веллера «Разбиватель сердец» и Л.Петрушевской «Медея».

1.Особенности творчестваМ.Веллера
велллер петрушевская образгерой
Произведения М.Веллера внашей стране – явление новое и оригинальное. Сюжеты свежи, стилистика необычна,поступки и помыслы героев неожиданны и внешне алогичны, но психологически достоверны.Читая его рассказы, можно соглашаться или спорить с автором, испытывать признательностьили раздражение, но равнодушными они не оставляют. Краткость, многозначность, выборточного слова, охват всех сторон и явлений жизни – основные принципы М.Веллера.В современной литературе роль взаимовлияний постоянно растёт, происходит взаимообогащение,на старой основе закладываются новые традиции. Что было смелым и неожиданным вчера,становится традиционным сегодня. Ориентируясь на лучшие литературные образцы (Лермонтов,Гоголь, Бунин), Михаил Веллер их переосмысливает наполняет новым содержанием, поройнеобычным. Скажем, для нашей прозы пока непривычен коллаж. На приёме коллажа у М.Веллерапостроен ряд рассказов. Временные линии героев автор строит вперемежку, или этихвременных вех вообще нет. И это создаёт высокую смысловую насыщенность текста. Героирассказов даны в разных ситуациях и поведение в каждой из них бросает дополнительныйотсвет на все остальные. Рассказы М.Веллера можно назвать микророманами. Наш векнасыщенный информации сам толкает писателя на создание таких форм, где максимумсодержания заключается в минимуме объёма. Белый стих – это поэзия, тяготеющая ксвободе прозы. В коротких рассказах М.Веллера мы сталкиваемся с родственным явлением:его проза тяготеет к поэзии с её поэтической ассоциативностью изложения, намеренноймногозначностью слова. Его рассказы могут занимать 1,5–2 страницы, но они о любвии одиночестве, о дружбе и привязанности, о выборе судьбы, о нашем времен и обо всехвременах. Соотношение «автор-читатель» в этих рассказах-микророманах нарушено впользу читателя: его доля соучастия в творчестве значительно повышена. В рассказахмного подробностей, красок, мыслей, чувств. Это концентрат, который разводится читательскимразмышлением, предоставляет читателю свободу толкований.
М.Веллер – автор множествакниг, которыми зачитываются «от Москвы до самых окраин». О судьбе, любви, дружбе,ненависти М.Веллер пишет со своей мужской точки зрения. И главный героем у негопрактически всегда является Он – Мужчина. А Женщин-героинь автор изображает увиденнымиглазами героев-Мужчин.
Рассмотрим подробнее внутренниймир героев М.Веллера в Рассказе «Разбиватель сердец».
 
2.Доминанты внутреннегомира героев рассказа М.Веллера «Разбиватель сердец»
В рассказе М.Веллера «Разбивательсердец» основу сюжета составляет давно и хорошо известная ситуация: поездка на юг,к Чёрному морю. Мы встречаем героев в движущемся поезде. У них нет высоких идеалови целей. Их цель одна – хорошо отдохнуть и развлечься.
«О, юг!.. О, Черное море!..Достаточно сказать это, чтоб остальное возникло перед взором само — полный курортныйнабор: солнце, тепло, лазурный прибой, пальмы, загорелые тела, отчаянно смелые купальники,и
звездные вечера в стрекоте цикад, и гуляниепо набережным, и музыка танцплощадок… все это так известно, что говорить решительноизлишне, сплошные штампы и общие места — но все равно приятно отдохнуть на море.
И прохаживаются пары, иотношения их как правило несложны и весьма сходны, и не льются слезы при расставаниинавсегда, хотя всяко бывает, всяко бывает, верно?..
Пролетел месяц, пролетел.Пожалуйте возвращаться в обычную колею, к дому и работе. Да и надоел уже этот юг,скучно тут.
А подробности — подробностиу каждого свои. Не в них дело.»
Структура «Разбивателя сердец»фрагментарна, рассказ представляет собой систему разрозненных эпизодов. Такая композицияявляется глубоко содержательной: она отражает разорванность жизни главных героев.Герои рассказа и Мужчины и Женщины – не имеют собственных имён, что подчёркиваетобобщённость изображаемого, делает оправданным гендерный аспект анализа своеобразияхарактеров, обусловленных полоролевыми функциями, отличающими Мужчин и Женщин.
В рассказе «Разбивательсердец» молодой человек, явно неуверенный в себе, но желающий быть «разбивателемсердец» женщин, просит помощи у своего опытного старшего товарища. И этот старшийтоварищ даёт ему «Пожелтевшую страницу из общей тетради в клеточку- юношеского Дневника с программой «Как добиться женщины»Этот список действий, советов по покорению женщин весь наполнен цинизмом; женщиназдесь рассматривается лишь в качестве объекта некоего эксперимента, а сама любовь– опыт, дрессировка. 23 пункта плана показывают не осведомлённость в любви молодогочеловека, составившего данный список, а его неуверенность в своих силах; раздробленный,даже в чём-то мелочный план показывает всю рациональность мира в глазах мужчины.Вселюди в любви рискуют быть обманутыми, непонятыми и отвергнутыми, именно страх бытьброшенным, «проиграть», понять, что не всё подвластно только тебе толкает героевна составление этого плана. В одном из пунктов плана герой советует«Перечитывай постоянно: Лермонтова, «Герой нашего времени». И действительно,план Печорина по покорению княжны Мери и план М.Веллера очень схожи, таким образом,М.Веллер использует приём реминисценции. Но если план Печорина – это нечто цельное,самоуверенное, то план наших героев дробен, фрагментарен, даже в чём-то жалок. Печоринхоть и составляет мысленные действия, но всё же привлекает девушку своей личностью– яркой и необычной; герои Веллера – слишком мелкие, слабые, даже отталкивающие– без плана они были бы безлики, незаметны.
Для героев-Мужчин Женщинаявляется лишь объектом охоты. Мужчины выступают в этом рассказе как повелители.Они и только они решают всё, и могут сделать всё. Даже влюбить в себя женщину. Как-томало раздумывают о чувствах, душе. Главное — победить влюбить в себя женщину. Исовсем не задают себе вопроса: «А если влюбишься сам?». Главное – чётко, согласноплану соблазнить женщину. А что будет потом – их не волнует. Судьба влюблённой женщиныих не интересует. Мужские понятия «счастья» и «любви» основано на тщеславии. И длядостижения цели все средства хороши. В плане так и написано: «Уметь льстить, уметьвызывать жалость». Хотя Мужчины – «существа высшего порядка».
У М.Веллера мужская биограмма(генетическая программа) предполагает агрессивность и стремление к господству. Целиу героев рассказа – привлечение внимание и покорение противоположного пола – описываютсяв воинственных терминах охоты. Мужчина – охотник, добытчик. Акцент на подобном способерешения задачи звучит и в названии «Разбиватель сердец». «Разбиватель» — существительноепроизводное от глагола «разбивать», означающего: 1) разломать на части что-то хрупкое;2) разделить или разобрать врозь составную вещь. Суффикс «-тель-» указывает на лицо,принадлежащее к той или иной профессии. Таким образом, разбивать, ломать чужие судьбы,нечто единое для героев рассказа вещь привычная, даже банальная. Так же название«Разбиватель» вызывает ассоциации со сломанными, раздробленными частями, некогдасоединённых между собой. Так и план «Как добиться любимой женщины» является небольшими должен быть цельным, но в силу неуверенности героя разбит на мелкие составляющие.
Чтобы Мужчина сумел воспользоватьсясвоим могуществом даётся целый перечень, который он может реализовать. При такомподходе из отношений исчезает искренность, а её место занимает ложь и притворство.И сами манипуляторы в итоге невольно оказываются марионетками, ведь они становятсязависимыми от своих манипуляций и тех правил, по которым они осуществляются. А такаяжизнь под маской загоняет в ловушку непонимания и себя и партнёра, рождает иллюзиисвоего могущества. А на самом деле отчуждает человека от самого себя. Гордость ичувство достоинства перерастает в гордыню, ожесточение и даже цинизм. Глохнут идругие, естественные движения души. Даже любовь уже не воодушевляет. В радости молодогочеловека, узнавшего о том, что он любим женщиной, которую он долго добивался (припомощи плана), сквозит холодное торжество, счастье захватчика, покорителя.
«Она стояла у вагона — предельнонесчастная сейчас, предельно счастливая в те минуты и часы, когда «все былохорошо»: она любила его.
Он спрашивал себя, любитли ее, и оказывалось, что он этого не знает; пожалуй, нет. Он спрашивал себя, счастливли, и на этот вопрос тоже не мог ответить; но, во всяком случае, лучше ему никогдане было и, надо полагать, не будет.
Он остановился на той мысли,что если она приедет к нему (как и
будет, видимо), он продолжит«дрессировку» и, пожалуй, женится на ней. И вот тогда можно будет позволитьсебе временами действительно расслабляться и любить ее. «Но вожжи не отпускать!»- заключил он свои размышления, закрыл глаза и стал дремать.»
Таким образом, любые настоящиечувства, порой болезненные, рассматриваются как проигрыш, хотя на фоне извечногохолодного расчёта, запрограммирования, постепенного перехода от человека чувствующегок человеку-программе, — это победа. Вместо искренних чувств, реакций на окружающихв жизни этих мужчин есть только план и манипуляции. Манипуляторы,по сути, — это отличные знатоки человеческих душ, но герои Веллера таковыми не являются,эти мужчины просто не умеют жить по другому. Планы, программы, чёткие требования– вот составляющие их жизни. При таком раскладе любовь, близкие отношения с людьмистановятся в тягость. Герой-мужчина становятся самодостаточным. И даже одиночество,порой толкающее человека на неожиданные поступки, воспринимается как неотъемлемаячасть его духовного мира.
Один из героев-мужчин врассказе одинок и гордится этим. Но судьба преподносит ему сюрприз в лице женщины,сумевшей влюбить его в себя до беспамятства. Мужчина уже не «первый» в этом любовномсостязании. Таким образом, мужчина обретает некоторый смысл жизни и, осознавая это,он из завоевателя превращается в покорённого, но происходит это скорее на добровольныхначалах. И вот программа будто дала сбой и мужчина из машины превращается во влюблённогочеловека.
«Как я был счастлив, чтолюблю. Как радовался ей. Как поражался, что это возможно для меня: любить и бытьлюбимым, не скрывать своих чувств – и получать то же в ответ. Это такоесчастье — быть ручным псом в тех руках, которые любишь и которым веришь.»
Мужчинаготов на всё ради своей любви. «Дело мужчины — подчинять, дело женщины- подчиняться, и счастье каждого — в этом» — именно так говорит герой об отношенияхлюдей, но вскоре он сам же совершает поступки противоречащие данным словам. Теперьуже женщина управляет мужчиной, происходит смена ролей. Женщина испытывает такиеже чувства, какие мужчина испытывал ранее. По сути, это мечта любой женщины, чтобымужчина выполнял всё, что она скажет, чтобы он был послушен. Но несмотря на то,что мечта исполнилась, женщина покидает влюблённого в неё «ручного пса». Почемуже так происходит? Ведь мужчина, наконец, отходит от плана, начинает чувствовать,любить, казалось бы, вот они – конец жизни одиночки и начало счастья. Но почемуже он остаётся со слезами, с горечью обиды? «Как же это он умудрилсяпревратиться из Дон-Жуана в Вертера, беспрекословно согласного на все ради счастьяувидеть ее еще раз.»
Вот они настоящие чувства,искренность и активность души. Но судьба не прощает мужчине его прошлые прегрешения,его «игры» с женщинами, его индивидуализм, эгоистичность и цинизм, его отношениек женщинам как к объектам. Жизнь разрушает эти программы и в итоге берёт своё.
3.Особенности художественнойманеры Л.Петрушевской
Рассказы и драматическиепроизведения Л.Петрушевской переведены на многие языки мира, её пьесы ставятся вРоссии и за рубежом. Современная критика называет ей рассказы «прозой новой волны»,т.к. в них есть композиционная и стилистическая необычность. Вечным темам писательницадаёт оригинальную трактовку.
Петрушевская пишет небольшие,но объёмные по содержанию рассказы. Не развёртывая, а сворачивая события, Петрушевскаявыделяет в нём как бы несущественный эпизод и детали, которые создают ощущение полнотыжизни.
По жанру рассказы писательницыявляются миниатюрами, зарисовками. А свернутость сюжета, его краткость, говоритоб огромном напряжении духовных сил автора. Да и нельзя оставаться спокойным, когдаречь идёт об одиночестве среди людей, о бесприютности, неустроенности человеческихсудеб. Один из центральных образов её прозы становится запутавшийся в самом себеи в мире человек — один из драматических символов нашей эпохи.
Образы, созданные Л.Петрушевской,неоднократно резко критиковались. Действительно, писательница склонна изображатьпреимущественно тёмные стороны жизни. Человек у неё полностью равен своей судьбе.
В соответствии с семантикойрассказов для Петрушевской важна в первую очередь судьба женская (обычно несчастная).В центре её текстов стоит Она (Женщина) и лишь потом появляется Он (Мужчина). Этаархетипичная пара (Он и Она) действует под влиянием обстоятельств, которые диктуютсяСудьбой. Петрушевская относит своих героинь к определённому архетипу: несчастнаяЖенщина, бездетная жена, нелюбимая жена, одинокая мать и т.д. Это принципиальноновый архетип – женщина, погружённая в бытовые (иногда неразрешимые) проблемы, вынослива,глубоко одинокая. Сломанные женские судьбы – предмет художественного исследованияЛ.Петрушевской.
В мире рассказов Л.Петрушевскойутрачена женственность. Место героини занимает некое замученное бытом существо.Автор нарочито концентрирует в своих героях зло социальное (зависящее от внешнихобстоятельств) и зло необъяснимое, спонтанное. Петрушевская сгущает краски в изображенииужасов повседневной жизни. Л.Петрушевская исследует «прозу» жизни, быта, лишённогодуховного начала, радости. Ведь автор ставит одну из главных философских проблемсовременного мира – проблему нравственности в сознании современного человека. Особоевнимание уделяется феномену отчуждения, бездушия и жестокости в человеческих взаимоотношениях.Любовь, сочувствие, забота, внимание к человеку исчезают из нашей жизни.
Все рассказы Петрушевскойнесут в себе женский взгляд на мир: такой, какой он существует сейчас, нужно изменить,это больной мир. «Женский взгляд» выражается в способности увидеть истину там, гдев повседневности «мира мужчин» её попросту не замечают.
«Женский стиль» и в речевомповедении героев произведений. Сложные способы оформления речи, обусловлены стремлениемк более точной передаче нюансов внутреннего мира героини, запутанности и сложностимысли. Это своеобразный перевод с «языка мысли» на «язык слов». На языковом уровнепроявляются поведенческие стереотипы женщин.
Л.Петрушевская показывает,что в современном мире происходит нарушение гендерных стереотипов. Женщина перестаётбыть хранительницей очага, заботливой и мудрой продолжательницей рода. В жизни героиньЛ.Петрушевской много горького, беспощадного, они страдают от несостоявшихся добра,любви, дружбы, что отражает кризис общества. Доведя поведение своих героинь до абсурда,рисуя его на грани психопатологии, Л.Петрушевская показывает трагизм положения современнойженщины. Второй источник конфликта – это изменившийся облик героя-мужчины, которыйутратил ореол супермена, защитника. Такой герой выглядит слабым и себялюбивым. Именнотаким предстаёт мужчина перед современной женщиной. Нарушения гендерных стереотиповприводят к утрате всего хорошего, светлого и сознательного в современном мире. Вэтом мире у ребёнка нет счастливого детства. И из этого серого будничного детствавырастает слабый, неуверенный в себе взрослый человек. Из детства идут истоки несостоявшейсяжизни взрослых.
Таким образом Л.Петрушевскаяпоказывает 2 грани художественного воплощения гендерной проблематики:
1. Репрезентацияавтором гендерных доминант внутреннего мира женщины, женской психологии, особенностейповедения;
2. Изображениегероев-мужчин, увиденных с точки зрения женщины.
Рассмотрим подробнее доминантывнутреннего мира героев Петрушевской в рассказе «Медея».
4.Гендерный конфликт в рассказеЛ.Петрушевской «МЕДЕЯ»
Чаще всего рассказы Петрушевскойведутся в форме повествования о каком-либо событии от лица женщины. В центре повествованиясемейно-бытовые события, окружающие героиню. В рассказе «Медея» две женщины-героини:женщина-рассказчица, от имени которой ведётся повествование, и жена таксиста.
Что прежде всего бросаетсяв глаза в характере и облике этих героинь?
Женщина-рассказчица ни накого не полагается и не рассчитывает ни на чью помощь, поддержку, сочувствие. Еёжизнь – постоянная суета, неустроенность, обыденность, повседневная рутина. «Схватилатакси… столпотворении, нервотрёпка, узлы и чемоданы, орущие родители с детьми»,- таков мир, в котором существует героиня. Причём это перевёрнутый мир: в нём кричатне дети, а родители, и даже не кричат, а орут.
Перевёрнутость мира, нарушениегендерных стереотипов проявляется и в том, на женщине лежит груз ответственностиза всех родных и за всё, что вокруг неё происходит. Но этот груз она взвалила себена свои плечи сама из-за неверия в людей, которые живут рядом. Она зациклена намелочных вопросах. Ей некогда заботиться о вопросах бытия, о добром и вечном. Оназанята полностью вопросами быта. Среди своих родных она одинока. О своей семье говоритвскользь, между делом
Гораздо чаще рассказчицавспоминает мимолетных знакомых. Для неё характерны внутренняя пустота, равнодушиек окружающим, неодухотворённое, биологическое видение мира. Вот каким она видитсвоего собеседника-таксиста: «Слабый рабочий… Ввалившиеся щёки, но в такси потомне пахнет. Слабые рабочие обычно редко моются, по субботам…» Полный отчаяния, надеждына сочувствие, на помощь взгляд таксиста она соотнесла с взглядом однажды встретившегосяэксгибициониста. Это показывает, что для повествовательницы привычно животное, физиологическоеначало в человеке, но в этом не только её вина, это также вина мира, в котором онаживёт (мир эксгибиционизма, голубого, гениального режиссёра).
Для рассказчицы характерно«жёсткое» зрение, заранее лишающее человека возможности высших чувств, искренности.Сознательно или бессознательно, но она даже внутренне унижает мужчину. В таксистеона видит только «слабого типа», который «не сопротивляется».
Несмотря на всё это, рассказчицавовсе не предстаёт маленькой, забитой и униженной. Она – целый мир, в котором смерть,жестокость – это норма жизни. Разговоры о смерти уже не затрагивают душу рассказчицы.Смерть – это повседневная тема для разговора. Даже для слов утешения она находиттолько примеры о смертях, о несчастьях, о неудачах. Всё в мрачных тонах. И нет ниодного «луча в тёмном царстве». Для повествовательницы мир утратил духовность испособность чувствовать. Для неё счастливые семьи, судьбы – нечто нереальное и фантастическое,невозможное в современном мире. Несчастные же семьи кажутся явлением обыкновенным,героиня рассказывает о них привычной скороговоркой: «Ой, не говорите. Знакомая рассказалапро свою однокурсницу, она поехала с двумя детьми к свекрови в Сибирь. Зима, морозы,младший мальчик годовалый заболел пневмонией, больницы нет, она его повезла на станцию,сели в поезд, там он по дороге умер…»
Восприятие рассказчицеймира, как чего-то враждебного и несовершенного подтверждается схожей женской судьбой,составленной из нескончаемой цепи несчастий, жены таксиста.
Перед нами вновь историяженского одиночества, обречённости, отчаяния, толкающего порой на шаги, которыевпоследствии уничтожат саму женщину, лишат её самоуважения. Эта женщина отгороженаот окружающего мира, все связи с ним порваны. С другой стороны, мир, построенныйна расчёте, логике, рационализме (мужской мир) и не стремится к гармонизации взаимоотношенийс женщиной.
Потеряв работу, женщиналишается не только заработной платы, но и возможности самореализации, она ощущаетсебя ненужной обществу. В этот тяжёлый период она ищет поддержку в семье, у мужаи дочери, но в ответ получает лишь отчуждённость и безразличие. Пытаясь как-то преуменьшитьсвою боль, она делает больно другим, мстит, совершает страшные поступки. Женщина,одержимая этими чувствами, колеблется между мстительностью и ужасом от своих действий.Она мстит мужчине и бьёт его по самому больному – убивает его единственную любовь– ребёнка Истинно женская черта – материнская любовь к своему ребёнку – умирает.Ненависть к мужу перерастает у героини в ненависть к дочери. И героиней движет лишьодно чувство – сделать больно мужу, поместить его в такое же одиночество, в такойже замкнутый круг, в котором и она сама. Показать Мужчине, как трудно жить без любви,заботы и понимания. Ужас от содеянного? Но этот ужас будет потом. А ей хочется насладитьсяименно этой минутой своего торжества – муж повергнут и ему плохо. Наконец-то плохоне только ей, но и ему.
Петрушевская помещает обеихгероинь в тёмное, замкнутое пространство. Для жены таксиста – это камера в тюрьме.А рассказчица помещена автором в замкнутое пространство такси. Этим приёмом авторговорит о том, что тяжело переживая разлад с миром, испытывая гнев, обиду, боль,героини по-разному находят выход из жизненных ситуаций. Для жены таксиста – этотупик жизни, тюрьма (закрытые двери, решётка), смерть, психическое расстройство.А рассказчица ещё может найти выход из ситуации, по-новому взглянув на жизнь. Чтоона и делает. Последние строки рассказа показывают всю глубину потрясения героини.Повествовательница пережила катарсис – очищение духа при помощи страха и сострадания.»…Сидитодна в безумии в тюрьме, ожидая казни…»Эти слова произносит вовсе не таксист, этоговорит повествовательница. Именно таков исход жизни жены таксиста. И осознаниепроисшедшего заставляет рассказчицу переосмыслить свои ценности, отношение к окружающемумиру и окружающего мира.
В названии своего Л.Петрушевскаяобращается к мифологическим образам. Медея – это архетип ревнивой, мстительной ияростной женщины. Медея в данном рассказе, не только женщина, убившая свою дочь(жена таксиста), но и рассказчица, которая цинична, груба, жестока, смерть другихдля неё – способ уменьшить собственную боль, убедить себя, что е судьба, жизнь ещёне самые ужасные.
Петрушевская в рассказе«Медея» подчёркивает разницу в ролях мужчины и женщины в современном мире. Гендерныйконфликт у автора прежде всего психологический, а не физиологический. О муже рассказчицыне говорится ничего. Его либо нет, либо он не играет важной роли в жизни жены. Муж-такист,как часть гендерного конфликта, вызывает настойчивую жалость. Его образ далёк отсовершенства, от супермена и героя.
«…Таксист был лет сорока,такого слабого типа, в ковбойке с потрёпанными обшлагами. Слабый рабочий, по словамодного умершего голубого, гениального режиссёра. Слабый рабочий или молодой слабыйрабочий, пальчики оближешь: не сопротивляется. Глаза как бы с поволокой, прикрытые,тоже слабые и небольшие. Портрет здесь важен для дальнейшего. Ввалившиеся щёки,но в такси потом не пахнет. Слабые рабочие обычно редко моются, по субботам, и посубботам совокупляются, после бани. Стало быть, этот не таков. Но дело не в этом…»
В небольшом описании слово«слабый» употребляется 6 раз. И потом далее в тексте рассказа 3 раза.
«… Тихий немолодой слабыйрабочий. — сидящий, слабый, тихий и отрешённый. Грубые руки с сильныминогтями слабо лежали на руле…»
Слабость героя-Мужчины уПетрушевской почти традиционна, что подчёркивает глобальность происходящих в мирепроцессов. У Петрушевской «ОН» почти всегда безвольный, мало что понимающий, неумеющий брать на себя удары судьбы. Он изначально обречён на горе и неудачи. И самзнает это. Он предчувствует беду, но ничего не предпринимает:
«…За пять дней до смертиона приехала ко мне на дачу с матерью. Я увидел её и так испугался! Почему? Такстрашно испугался, увидев её!.. «
Беспомощность и ужас – составляющиежизни героя «Медеи». И чувство вины, которое уже никому ни в чём не поможет.
«…А я вот мучаюсь виной.Я виноват…»
И это «Я виноват», он повторитещё 9 раз. Было много возможностей предотвратить трагедию, но Он ничего не сделал,не предпринял, хотя чувствовал приближение трагической развязки. Не потому что жалкобыло неуравновешенную, сломленную бытовыми неурядицами психически больную жену.А просто потому что не привык принимать какие-либо решения, а плыл по течению жизни.
«…- Я виноват. Я один развызвал платного врача-психиатра, она говорит: ну что, вызывайте психоперевозку,кладите в больницу. Но я как-то… Знаете… Не сделал этого.
-Жалко было?
— Да нет. Так как-то…»
Единственной любовью в Егожизни была дочка. Но и её он не смог защитить от превратностей судьбы. Образ Мужчиныу Петрушевской схематичен и поэтому он виден насквозь, вне тех одежд, которые онна себя надел. Мужество в этом рассказе принадлежит Женщине. Как может она утешаетпотерянного, убитого горем мужчину. Он (М) обречён на подчинение Ей (Ж).
Герои Петрушевской в рассказе«Медея» обезличены. Этим приёмом автор пользуется для того, чтобы показать, чтоданные герои не являются чем-то необычным и неординарным, а как раз наоборот – этосамые обычные люди, ничем не отличающиеся от остальных. И жизненные обстоятельствау них самые обычные, потому что равнодушие, предательство, одиночество стали нормойжизни современного общества. Поэтому трагический, абсурдный выход из этих обстоятельств(убийство дочери), кажется самым обычным и приемлемым для них.
5.Внутренниймир героев-Мужчин и героинь-Женщин у М.Веллера и Л.Петрушевской
Изображениепротивоположного автору пола в литературе чаще всего превращается в изображениечеловека вообще. Это обстоятельство объясняется тем, что как бы хорошо писательне относился к своему герою противоположного пола, он всегда будет для него «внешним»объектом. Поэтому мужской образ под пером автора-Мужчины и женский образ, написанныйавтором-Женщиной, имеют свою специфику и являются более зримыми.
ДляМ.Веллера важна судьба Мужская, а в центре произведений Л.Петрушевской стоит Женщина.Л.Петрушевская представляет несчастную женскую судьбу. Её героиня способна многоепреодолеть и выдержать ради любви. Одиночество губительно для неё. В «Медее» Л.Петрушевскаяописывает современную жизнь, далёкую от благополучных квартир. Её герои – незаметные,замученные жизнью люди. У М.Веллера мы встречаем героев благополучных, не лишённыхрадостей жизни. У героев М.Веллера – праздник жизни, а у Петрушевская описываетизнанку этого праздника.
Мужчинау Л.Петрушевской всегда ущербен – слаб, безволен, безответственен. В отличии отМ.Веллера, у которого Мужчина – «царь зверей». Он всегда умнее, лучше, рациональнее.По М.Веллеру качества настоящих Мужчин (активность, независимость) имеют большуюценность, чем качества Женщин (эмоциональность, пассивность, зависимость). Толькомужской пол обладает способностью к рациональному мышлению. Поэтому все самые важныеи ответственные решения приходится принимать именно ему. Именно Мужчина в эволюционномплане является лидером, первопроходцем. Отношения между Мужчиной и Женщиной напоминаютпоединок. Женщина не является идеалом, оставаясь функцией пространства и времени:новый этап жизни – новая Женщина. В отличие от Л.Петрушевской, у которой Женщинаждёт от Мужчины выполнения традиционной роли возлюбленного, мужа и защитника. Ноон этому почти никогда не соответствует.
Наиболеегендерным отражающим социально-биологическую специфику пола составляющим являетсялюбовь. Мужчина и Женщина по-разному понимают и переживают любовь, счастье. У М.ВеллераМужчина не имеет потребностей его (счастье) познать. Иначе обстоят дела у Л.Петрушевской.У неё Женщина эмоциональна, её переживания более интенсивны и глубоки. А диапазонсчастья и несчастья шире, чем у Мужчины. Они самодостаточны в своём упоении счастьем,тогда как Мужчине не нужно счастье, если некому об этом сказать.
УМ.Веллера Мужчина режиссирует, моделирует свой мир, где ему комфортно и уютно, самсоздаёт себе судьбу. У Л.Петрушевской все герои-Мужчины «плывут по течению». МужчинаВеллера уверен, что он хозяин своей судьба, более того он не признает ни судьбу,ни рок, считает что всё легко подчинится его воли. Петрушевская изображает мужчинубезвольного, от него ничего не зависит, он просто складывает все обязательства наженщину или судьбу, из-за чего он сам становится обреченным на неудачи. Мужчинау Петрушевской слаб – и это и внешняя и внутренняя слабость, в отличии от М.Веллера,у которого мужчина внешне сильный, влиятельный, но внутри так же слаб и потерян.Именно создавая этот мираж, мужчина показывает, насколько он неуверен в себе.
Такимобразом, в творчестве Л.Петрушевской можно наблюдать нарушение гендерных стереотипов,замену истинно женских черт мужскими и наоборот. Именно в этом Л.Петрушевская видиттрагизм, некий кризис современного общества. У Михаила Веллера Мужчина тождественноравен Женщине, по сути, если Он не может выполнить какую-либо функцию, сыграть роль,то его с лёгкостью заменяет в этом женщина, несмотря на всю разницу в мировосприятии.
ИМ.Веллер и Л.Петрушевская помещают героев своего рассказа в закрытое и движущеесяпространство. У М.Веллера – это поезд, в котором едут на отдых главные герои произведения.Герои хоть и составляют планы, пытаются предугадать различные поведенческие ситуации,говорят о любви между делом, во время еды(«- Почему все-таки любовьтак редко бывает взаимна?.. И самое дикое: почему так часто любят полнейшихничтожеств, предпочитая их людям замечательным, красивым, достойным и любящим вдобавок?Почему жена красавца-графа сбегает с директором собачьего цирка?..
— И очень просто… Давай возьмем еще по бифштексу? Да-да, и бутылочку во-он тогонам, пожалуйста! Так о чем ты? Ага…»), любовь у них приобрелатакие пошлые формы и снизошла просто до какого-то житейского удобства, до маленькогоразвлечения, но в тоже время от них ничего не зависит, ни их судьба, ни судьба ближних,в этом путешествии по дороге «жизнь» они лишь пассажиры, а не машинисты; их уделехать туда, куда доставит их поезд, они не могут выбрать направление, так как едут«по рельсам» — как бы они не отрицали существование рока, он уже предопределил ихжизненный путь, их судьбу. У Л.Петрушевской – это пространство такси, в которомженщина сможет пересмотреть свои взгляды на жизнь, приоритеты и ценности и, в итоге,изменить себя к лучшему. У женщины есть выбор пути, ведь именно она говорит таксисту,куда её везти. Именно женщины выступает здесь если не в полном смысле хозяйкой своейсудьбы, то, по крайней мере, у неё есть возможность поменять хоть что-нибудь, вотличии от мужчин Веллера.
Действиягероев, у Л.Петрушевской, продиктованы судьбой, внешними силами; все и правы, ивиноваты одновременно: всё зависит от обстоятельств в судьбе, а обстоятельства почтивсегда враждебны именно к Женщине, которой приходится быть сильной не только радисебя, но и ради ничего непонимающего Мужчины. Однако у М.Веллера именно Мужчины- это та самая сила, ситуация, которая ведёт Женщину к неизбежному краху, котораяне обращает внимание на страдания женщин и не интересуется их дальнейшей жизнью.Они разрушители, эгоисты, которые совсем не задумываются о ком-либо ещё кроме себя.
Такимобразом, Л.Петрушевская связывает метафизичность рассмотрения жизни как мировогопроцесса, что в итоге снимает остро намеченную поляризацию полов; а М.Веллер отрицаетне только поляризацию, но и какое-либо деление функций, ролей между мужчинами иженщинами, для него нет каких-либо качеств, присущих только одному полу.

Заключение
Интерпретация художественныхпроизведений в гендерном аспекте, на наш взгляд, должна быть не социологической,а литературоведческой, и в ее основе должен лежать анализ социально-психологическихсостояний героев.
Предметом анализа гендерныхотношений является, как правило, женская проза, воплотившее женское видение мира,женский стиль. Очень редко применяется гендерный аспект анализа к «мужской прозе».
Проанализировав и сравниввнутренние доминанты героев Л.Петрушевской и М.Веллера, мы пришли к выводам, чтовидения мира мужчинами и женщинами, а так же изображение художественного мира произведенийимеют множество сходств:
1). Нет больше веры в высшийсмысл и особую, надличностную цель человеческой жизни. Нет никакой великой целиу человека, нет ее и у человечества в целом.
2). Не только нет никакойабсолютной истины, но вообще не существует возможности установить эту истину, неткритериев добра и зла.
3). Изображение несчастныхсудьбы героев обоих полов.
Но в тоже время имеетсяряд существенных отличий:
1). Художественные способыизображения мира. М.Веллеру свойственны ироничность, некая гротескность, пародийностьизображения. Ирония — особое настроение произведения, когда используются знакомые,узнаваемые сюжеты, образы, композиционные приемы. Это необычность, социальная сдвинутостьхарактеров и обстоятельств. В произведениях Л.Петрушевской нет места иронии, естьлишь неприкрытая тёмная сторона жизни людей, выставленная на суд читателей.
2). Авторское отношениек героям произведений. М.Веллеру присущи замаскированность, демонстративное нежеланиедавать нравственную оценку происходящему в произведениях. Однако Л.Петружевскаявсегда имеет твёрдые позиции в своих отношениях к героям рассказов, подчёркиваянеправильность происходящего, абсурдность решений, принятых главными героями.
3). Точки рассмотрения проблемвзаимоотношений мужчины и женщины.
Рассмотренныев работе рассказы Л. Петрушевской и М.Веллера подтверждают, что в женской и мужскойпрозе зачастую предлагается художественное исследование «прозы жизни», быта, лишенногодуховного начала и радости; особое внимание уделяется феномену отчуждения, бездушияи жестокости в человеческих взаимоотношениях, раздвоению духа и внутренней слабостичеловека. Но не только. Нередко она несет постижение мира через себя, ведет авторовк открытию новых смыслов обновления и женщины, и мужчины.

Список использованной литературы
 
1. «Апрель», литературно-художественныйи общественно-политический альманах,
Москва, изд-во «ИНТЕР-ВЕРСО», 1990.
2. Быков Д. «Рай уродов»// «Огонёк»,выпуск №18, 1993.
3. Липовецкий М. «Трагедия и мало ли чтоещё»// «Новый мир», выпуск № 10, 1994.
4. Невзглядова Е. «Сюжет для небольшогорассказа»// «Новый мир», выпуск №4, 1988.
5. Костюков Л. «Исключительная мера»//«Литературная газета», выпуск №4, 1990.
6. Щеглова Е. «Во тьму или в никуда?»//«Нева», выпуск №1, 1995.
7. Ованесян Е.»Творцы распада/Тупики ианомалии другой прозы»//»Молодая гвардия», 8.
Выпуски №3-4, 1992.
9. Лейдерман Н., Липовецкий М.«Современная русская литература», Книга 3. В конце
века (1986- 1990), Москва, 2001.
10. Ф.Г.Майленова «Современнаяженщина»//«ЭНЕРГИЯ», выпуск №3, 2002
11. В.Я.Канатуш «НАЗНАЧЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ ВМИРЕ».
12. Юлия Шилова «Как выжить в миремужчин».
13.Отто Вейнингер «Пол и характер»,1903.
14. «Картленд Б. Женщина в мире мужчин.Курс выживания», «Центрполиграф», Москва,
2000 .
15. Шнейдерман Н.А. «Социология и жизнь.Откровенный разговор», Москва, 1991.
16. Ева Весельницкая «Женщина в мужскоммире», «Лики Культур», Санкт-Петербург,
2000.
17 «ПАРАДОСКИ» Людмила ПетрушевскаяСтихи / Игорь Мухин Фотографии. РОСТ
Медиа, Москва, 2006.
18. Гощило Е. Художественная оптикаПетрушевской: ни одного «луча света в темном царстве» // Русская литература ХХвека: направления и течения. – Екатеринбург, 1996. –
Вып. 3. – С. 109–119.
19. Потапов В.В. Гендер как интригапознания. Гендерные исследования в лингвистике,
литературоведении и теории коммуникации.- М.: Рудомино, 2002.
20. Баженова И.С. Экспрессия эмоций вконтексте гендерных исследований
/Разноуровневые характеристикилексических единиц. Сборник научных статей по материалам докладов и сообщенийконференции. Часть 4. Слово в тексте. — Смоленск:
СГПУ, 2001. — С. 99-104.
21. Интернет-ресурсы: http //megabook.ru
http//ru.wikipedia.org
http//Lib.ru
http//www.litra.ru
http//www.weller.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :