Содержание
Организационная структура Министерства по чрезвычайным ситуациям России
Режимы работы Российской системы по чрезвычайным ситуациям
Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций
Организационная структура и задачи территориальных комиссий по чрезвычайным ситуациям
Список использованных источников
Организационная структура Министерства по чрезвычайным ситуациям России
Одним из направлений в деятельности Министерства является руководство созданием и развитием Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС). Она создана с целью объединения усилий федеральных и местных органов исполнительной власти, их сил и средств в деле предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Функциональная схема РСЧС представлена на рис.
Правительство Российской Федерации
|
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бествий
|
Рабочий орган:
Российская система предупреждений и действий в чрезвычайных ситуациях
|
ПОДСИСТЕМЫ
Ведомственная (комиссии по ЧС)
Территориальная по уровням: федеральный, региональный, местный (комиссии по ЧС)
Функциональная (комиссии по ЧС)
Функциональная схема Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях
Функциональная подсистема и комиссии по чрезвычайным ситуациям включает в себя:
o органы повседневного руководства и дежурные диспетчерские группы;
o силы и средства наблюдения и контроля за чрезвычайными ситуациями;
o силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций и др.
Режимы работы Российской системы по чрезвычайным ситуациям
В зависимости от результатов повседневного контроля и прогноза все службы Российской системы предупреждений и действий в чрезвычайных ситуациях работают в трёх режимах.
Режим повседневной деятельности. При этом режиме осуществляется:
o повседневное наблюдение и контроль соответствующих служб;
o повседневная работа по предупреждению чрезвычайных ситуаций;
o подготовка и поддержание в рабочем состоянии органов управления РСЧС на всех уровнях;
o работа по созданию резервных фондов;
o организация работы по страхованию населения и организаций от возможного воздействия чрезвычайных ситуаций и др.
Режим повышенной готовности. При этом режиме решаются задачи по:
o организации руководства и детальному изучению обстановки;
o усилению работы диспетчерской службы;
o усилению контроля и прогнозированию обстановки;
o защите населения и повышению устойчивости работы объектов народного хозяйства;
o повышению готовности сил ликвидации чрезвычайной ситуации;
o уточнению планов действий в чрезвычайной ситуации и др.
Чрезвычайный режим предполагает следующие действия :
o организацию защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций;
o организацию и отправку оперативных групп в район действия чрезвычайной ситуации;
o выдвижение сил ликвидации черезвычайной ситуации в район бедствия;
o организацию работы объектов народного хозяйства в условиях действия чрезвычайных ситуаций;
o организация комплекса работ по обеспечению жизнедеятельности населения;
o усиление контроля обстановки в районе действия чрезвычайной ситуации и др.
Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций
Важнейшей составной частью единой государстенной системы предупреждений и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются её силы и средства. Они подразделяются на силы и средства наблюдения и контроля и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Министерство Российской Федерации по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий в качестве основной мобильной силы располагает отрядами и службами Ассоциации спасательных формирований России. Так, в отчетном докладе министра МЧС России С. Шойгу за 1996 год были опубликованы следующие показатели:
o всего действовало 129 спасательных формирований (отрядов) поисково - спасатальной службы (ППС) министерства;
o силами спасательных отрядов проведено более 2000 операций, в которых было спасено более 500 человек.
Кроме отрядов спасателей, МЧС России задействует следующие силы:
o военнизированные и невоеннизированные противопожарные, поисково - спасательные и аварийно - восстановительные формирования федеральных органов исполнительной власти и организаций России;
o учреждения и формирования службы экстренной медицинской помощи Минздрава России и других федеральных органов исполнительной власти и организаций России;
o формирования службы защиты животных и растений Министерства сельского хозяйства России;
o части Министерства внутренних дел (МВД) Российской Федерации и подразделения муниципальной милиции;
o силы гражданской обороны в воинских соединениях и на объектах народного хозяйства;
o воинские части и соединения радиационной, химической, биологической защиты и инженерных войск Минобороны России;
o силы и службы поискового и аварийно - спасательного обеспечения полётов гражданской авиации;
o восстановительные и пожарные поезда Министерства путей сообщения России;
o аварийно - спасательные службы Военно - Морского флота России и других министерств;
o военизированные противоградовые и противолавинные службы Росгидромета;
o территориальные аварийно - спасательные формирования Государственной инспекции по маломерным судам РФ Минприроды России;
o подразделения Государственной противопожарной службы МВД России;
o военизированные горноспасательные, противофонтанные и газоспасательные части Минтопэнерго России;
o аварийно - технические центры и специализированные отряды Минатома России;
o отряды и специалисты - добровольцы общественных объединений.
Организационная структура и задачи территориальных комиссий по чрезвычайным ситуациям
Территориальные подсистемы РСЧС создаются в пределах территорий субъектов Российской Федерации и состоят из звеньев, соответствующих административно - территориальному делению. Каждая территориальная подсистема предназначена для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на подведомственной территории. Она включает в себя:
o руководящий орган - республиканскую, краевую (областную), муниципальную комиссию по чрезвычайным ситуациям (КЧС);
o постоянно действующий орган управления, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций;
o собственные силы и средства территории, а также силы и средства функциональных подсистем.
Председателем территориальной комиссии назначается первый заместитель главы администрации исполнительного органа власти. Оперативным органом управления в комиссиях являются соответствующие штабы ГО (областной штаб ГО, городские и районные штабы ГО). В комиссиях по ЧС создаются необходимые подкомиссии и другие подразделения. Непосредственно с населением взаимодействуют районные КЧС и комиссии по ЧС городов областного подчинения.
С целью обеспечения безопасности жизнедеятельности, территориальные исполнительные органы власти могут образовывать и вспомогательные структуры. Например, при мэрии г. Новосибирска в 1997 году был создан Совет безопасности, который включает в себя городской центр безопасности жизнедеятельности. Данный центр взаимодействует с силовыми ведомствами, городским штабом ГО, Новосибирской таможней и другими структурами.
Непосредственно в комиссии по ЧС передаётся информация:
o о стихийных бедствиях;
o о случайных залповых и аварийных выбросов и сбросов;
o о ситуациях, связанных с высоким уровнем загрязнения и экстремально высоким уровнем загрязнения природной среды.
Немедленно передаётся информация:
o о стихийных бедствиях, которые могут вызвать заболевания или гибель людей, животных или растений;
o об аварийных залповых выбросах (сбросах) загрязняющих веществ, если они угрожают здоровью или жизни людей, животных или растений;
o о визуальном обнаружении негативного воздействия на природу (необычный цвет или запах в реках, озёрах; гибель рыб или растений; отклонения от нормы нереста или миграции рыб; гибель животных, в том числе и диких).
При этом существуют определённые критерии оценки загрязнения природной среды, классифицируемые как ЧС. Под экстремально высоким загрязнением окружающей природной среды понимается следующее.
1. Для атмосферного воздуха:
o содержание одного или нескольких загрязняющих веществ, превышающее предельно допустимую концентрацию:
o в 20-29 раз в течение времени более 2 суток;
o в 30-49 раз при сохранении этого уровня от 8 часов и более;
o в 50 и более раз (без учёта времени);
o визуальные и органолептические признаки:
o появление устойчивого, не свойственного данной местности (сезону) запаха;
o обнаружение влияния воздуха на органы чувств человека - резь в глазах, слезотечение, привкус во рту, затруднённое дыхание, покраснение или другие изменения кожи, рвота и д.р. (одновременно у нескольких десятков человек);
2. Для поверхностных вод суши, морских вод:
o разовое превышение ПДК загрязняющих веществ 1-2 класса опасности в 5 и более раз, для веществ 3-4 класса опасности в 50 и более раз;
o плёнка на поверхности воды (нефтяная, масляная или другого происхождения), закрывающая более 1/3 поверхности водоёма при его обозримой площади до 6 км2;
o сильный необычный запах от воды водоёма;
o попадание в водоём токсичных (ядовитых) веществ;
o снижение содержания растворённого в воде кислорода до 2 и менее мл/л;
o увеличение биохимического потребления кислорода (БПК) свыше 40 мг/л;
o массовая гибель рыбы, раков, водорослей и д.р.;
Для почв и земель:
o содержание пестицидов в концентрациях 50 и более ПДК по санитарно-токсикологическим критериям;
o содержание загрязняющих веществ технологического происхождения в концентрациях 50 и более ПДК;
o в случае, если ПДК загрязняющего вещества не установлена, то превышение фона более чем в 100 раз;
o наличие несанкционированных свалок токсичных отходов;
Для радиоктивного загрязнения окружающей среды:
o мощность экспозиционной дозы гамма-излучения на местности, измерения на высоте 1 м. От поверхности земли, составила 60 и более мкР/ч;
o суммарная бета-активность выпаданий по результатам первых измерений превысила 110 Бк/м2;
o концентрация радионуклидов в пробах сельскохозяйственной продукции превысила принятые временно допустимые уровни (ВДУ).
Список использованных источников:
http://www.mchs.gov.ru/
http://www.znakcomplect.ru/tehbez4.php
http://www.tiei.ru/ppage/pages/57/HTML/Komogortcev.htm