Реферат по предмету "Финансы"


Вексельное обращение 5

--PAGE_BREAK--  Основные положения порядка предоставления вексельных кредитов.
Настоящий Порядок регламентирует предоставление вексельных кредитов уполномоченными банками (далее по тексту банк-кредитор) городским отраслевым органам управления — департаментам, комитетам, главным управлениям (далее по тексту — органы управления) для финансирования организаций и учреждений, состоящих на бюджете и получающих бюджетную дотацию на основную деятельность (далее по тексту — городские системы).

Органы управления привлекают вексельные кредиты только тех банков-кредиторов, в которых находятся их бюджетные (и расчетные) счета и чьи векселя принимаются к оплате соответствующими предприятиями, выполняющими работы и оказывающими услуги для городских систем (далее по тексту — предприятия), которые оплачиваются городскими системами за счет бюджетного финансирования. В случае отказа предприятий принимать в оплату векселя определенного банка-кредитора органы управления могут обратиться за получением вексельного кредита в один из других банков-кредиторов.

Для целей настоящего Порядка под вексельными кредитами понимаются кредиты, предоставляемые банками-кредиторами органам управления для приобретения простых векселей банков-кредиторов по их номинальной стоимости, с целью обеспечения финансирования городских систем и использования при проведении расчетов городских систем с предприятиями.

Критерием определения лимита привлечения средств по вексельному кредиту на определенные цели является объем расчетов с соответствующими городскими системами в рамках сумм, предусмотренных для этих целей бюджетными показателями. В любом случае сумма обязательств по вексельному кредиту на определенные цели, включая проценты за пользование кредитом, не должна превышать размер, предусмотренный для этих целей бюджетным финансированием.

Обращение простых срочных векселей регламентируется действующим законодательством и внутренними положениями банков-эмитентов векселей.
Оформление и обслуживание вексельного кредита
В целях обеспечения единой кредитной политики городские системы предоставляют в соответствующие органы управления заявки, содержащие следующую информацию:

— назначение, получатели (предприятия) и объемы расчетов векселями банка-кредитора;

— гарантийные письма предприятий о готовности принимать в оплату векселя определенного банка-кредитора по номиналу и в объемах не ниже объема расчетов или без ограничения объема.

Органы управления на основе таких заявок определяют целесообразность проведения расчетов проведения расчетов с помощью векселей и согласовывают с соответствующим банком-кредитором следующие условия вексельного кредита:

— цель кредита;

— предполагаемый объем кредита;

— предполагаемые сроки кредита;

— предварительные процентные ставки.

Органы управления направляют на согласование в Финансовые отделы, согласованные с банком-кредитором условия предоставления вексельного кредита, подтвержденные письмом о намерении банка-кредитора.

Соответственно Финансовый отдел представляет в банк-кредитор следующую информацию:

— перечень получателей вексельных кредитов;

— суммы гарантированных администрацией обязательств по вексельным кредитам на каждого получателя кредита;

— сроки исполнения администрацией своих обязательств по гарантиям.

         В обеспечении выполнения обязательств получателей вексельных кредитов администрация представляет банкам-кредиторам гарантийные письма. Гарантийные письма подписываются первым заместителем, курирующим соответствующую отрасль, и руководителем Финансового отдела администрации. Финансовый отдел ведет регистрацию таких гарантийных писем.

В обеспечение выданных гарантийных писем Финансовый отдел открывает в банках-кредиторах счета бронирования бюджетных средств.

Наполнение счета бронирования бюджетных средств осуществляется в пределах и за счет бюджетного финансирования, предусмотренного на цели, под которые привлекался кредит.

Счета бронирования бюджетных средств функционируют в депозитном режиме. Величина депозитных процентных ставок, условия их изменения, а также порядок начисления и уплаты процентов по остаткам на счетах определяются соответствующим договором между Финансовым отделом и банком-кредитором, который может быть составлен на основе типового депозитного договора банка.

Финансовый отдел не позднее, чем за три банковских дня до даты исполнения обязательств получателей вексельного кредита по кредитному договору перечисляет сумму обязательства на счет соответствующего органа управления, который в сроки, указанные в кредитном договоре, перечисляет банку-кредитору сумму обязательств.
Проведение расчетов
Органы управления после приобретения векселей у банков-кредиторов в соответствии с согласованными заявками городских систем производят индоссамент (передаточную надпись) на приобретенных векселях в пользу городских систем, которые, в свою очередь, для выполнения расчетов с предприятиями производят на них индоссамент в пользу предприятий. Предприятия, в свою очередь, представляют их к оплате банку-эмитенту в соответствии с условиями векселей. Контроль за соответствием индоссамента согласованным заявкам возлагается на соответствующие органы управления.
2.2 Анализ вексельного обращения в РК за 2005-2008 годы
Несмотря на принадлежность к одной вексельно-правовой системе, казахстанский рынок вексельного обращения развивается по принципам, несколько отличным от принципов развития российского рынка. Прежде всего вексель в Республике Казахстан не является ценной бумагой и обладает статусом платежного документа. Выпуск финансовых векселей (векселей, выданных с целью привлечения финансовых средств) резидентами на территории республики запрещен. Векселя резидентов Республики Казахстан, выпускаемые на ее территории, могут быть только коммерческими, выданными под сделку о поставке товара, выполнении работ или оказании услуг (кроме финансовых услуг). Вексель пока еще остается новым инструментом для финансового рынка Казахстана, эксклюзивным продуктом корпоративного банкинга. Развитие вексельного обращения идет по закону , т. е. на данный момент в стране в основном действуют вексельные программы крупных предприятий. Для малого и среднего бизнеса вексель продолжает оставаться .

 В настоящее время вексель рассматривается казахстанскими предприятиями и банками с позиции нового финансового инструмента. Наверное, это покажется парадоксальным, но экономики разных стран симпатизируют разным инструментам.

Тем не менее вексель в Казахстане правильнее будет назвать . Корни казахстанского вексельного обращения уходят в XVIII в., когда Казахстан присоединился к Российской империи. Вексельное обращение на территории Казахстана регулировалось российскими вексельными уставами 1729, 1832 и 1902 гг. Векселя были очень распространены в период с 1900 по 1914 г. В основном вексельные операции были представлены вексельными кредитами под залог товаров и учетом векселей. Большая часть вексельных кредитов приходилась на торговлю.

Во времена нэпа Республиканский банк мог переучитывать векселя в Госбанке СССР. Казсельхозкредит проводил активную работу по вовлечению бедняцких и середняцких слоев населения, занимающихся скотоводством и земледелием, в вексельное кредитование. Банки и общества сельскохозяйственного кредита учитывали векселя, выданные бедняками и середняками. В структуре использования векселей в Казахстане в 1927 г. большую долю занимали частные лица и фирмы (93%), банки — 6%, остальная часть приходилась на госорганизации и кооперативные органы.

После проведения кредитной реформы 1930 г., провозгласившей переход от коммерческого к банковскому кредитованию, векселя перестали применяться во внутреннем кредитовании и расчетах.

В 80-х годах плановая экономика начала сдавать свои позиции, и в 1988 г. произошел возврат к коммерческому кредитованию. 24 июня 1991 г. Президиум Верховного Совета СССР принял постановление, разрешающее предприятиям, учреждениям, организациям, а также предпринимателям осуществлять поставку продукции, выполнение работ и оказание услуг в кредит посредством использования векселей.

После распада СССР вексельное обращение в Казахстане регулировалось нормативными актами, принятыми Республикой Казахстан как самостоятельным государством.

11 июня 1991 г. был принят первый республиканский закон , согласно которому вексель был отнесен к ценным бумагам. 27 февраля 1993 г. принято , утвержденное правлением Национального Банка Республики Казахстан [6, с.40].

В 1994 г. Национальным Банком Республики Казахстан были утверждены Временные правила проведения аукциона казначейских векселей Республики Казахстан. Министерство финансов Республики Казахстан выпускало именные казначейские векселя сроком на 3 мес. Но операции с казначейскими векселями не обрели популярности, так как обладали большим риском и малой доходностью по сравнению с валютными и кредитными операциями.

21 августа 1995 г. президент Республики Казахстан подписал указ .

Вексельное обращение в Казахстане регулировалось временными нормативными актами, не учитывавшими многие нюансы осуществления вексельных операций. К сожалению, это послужило одной из причин краха вексельных программ Государственной продовольственной корпорации (Госпродкорпорации) и РГП , отразившегося на доверии к векселю в последующие годы.

В целях обеспечения государственных закупок зерна из урожая 1996 г. Правительство Республики Казахстан приняло постановление . Госпродкорпорации было дано разрешение эмитировать дисконтные векселя на сумму 165 млн долл. Источником погашения векселей являлся фонд финансового резерва Госпродкорпорации, создаваемый за счет чистого дохода от реализации зерна государственных ресурсов, а также ассигнований республиканского бюджета на 1996 г. Векселя использовались для расчетов за нефтепродукты, технику, оборудование, запасные части, электроэнергию, транспортные услуги и т. д. Оператором вексельной программы выступили Казкоммерцбанк и Казагропромбанк. Кредиты выдавались двумя траншами равными частями. Учет векселей проводился банками второго уровня с 1 июля 1996 г. Банки вели ежедневный учет векселей и ежемесячно предоставляли Госпродкорпорации информацию о количестве оплаченных векселей. Вексельные кредиты первого транша выдавались в мае 1995 г. на срок около 7 мес. Вексельные кредиты второго транша выдавались в июле-августе 1995 г. на срок около 5 мес. Сельхозпроизводители рассчитывались векселями с поставщиками ТМЦ, которые затем при наступлении срока погашения предъявляли векселя к платежу в ОАО .

Огромное количество векселей, выпущенных в рамках программы Госпродкорпорации, осталось непогашенным; имели место нарушения денежной природы векселя: при наступлении срока погашения векселя оплачивались не деньгами, а бартером — продукцией эмитента векселей по договорной цене.

В 1995 г. вексельную программу также запустило РГП . В рамках этой программы РГП выпустило простые векселя на сумму 1576 млн тенге, или 21,5 млн долл.1, двумя траншами в счет погашения кредиторской задолженности эмитента за поставленные товары и услуги. Основными кредиторами РГП были производители электроэнергии (региональные системы) и управление энергосистемой. Векселя получили также поставщики товаров и услуг. На вторичном рынке векселя Казахстанэнерго использовались в качестве платежного средства крупными энергосистемами, транспортными, нефтеперерабатывающими, машиностроительными, угледобывающими и другими предприятиями. РГП определяло объем эмиссии и сроки погашения векселей без учета фактических потребностей и возможностей, что повлекло за собой невыполнение обязательств по эмитированным векселям.

На основании Постановления Правительства Республики Казахстан от 18 сентября 1996 г. основные средства и дебиторская задолженность 1 сентября 1997 г. были переданы на баланс АО (Казахстанская компания по управлению электрическими сетями), что также повлекло за собой невозможность погашения в срок векселей РГП . У векселедержателей остался большой объем непогашенных в срок векселей, а также векселей, срок погашения которых не наступил (около 700 млн тенге, или 9,5 млн долл.1).

Провал указанных выше программ еще более выявил необходимость принятия закона, охватывающего все стороны вексельного обращения. 8 декабря 2001 г. премьер-министром Республики Казахстан было подписано распоряжение о создании рабочей группы для подготовки проекта закона . 28 апреля 1997 г. был принят закон Республики Казахстан , внесший некоторую упорядоченность в стихийное развитие рынка вексельного обращения и положивший конец серьезным нарушениям вексельного законодательства. В законе 1997 г. вексель был определен как . Согласно этому закону на территории республики могли обращаться только векселя, выданные под сделку о поставке товара.

В 1997 г. полный спектр услуг по вексельным операциям предлагал только один коммерческий банк. В конце 90-х годов векселя выпускались некоторыми крупными производственными компаниями: ТОО , ОАО (объем выпуска векселей за 1998-1999 гг. составил около 4 млн долл.), НАК (золотодобывающая промышленность), ОАО ДАГОК , ЗАО , ОАО (виноводочная промышленность), ОАО (переработка хлопка) и др.

15 октября 1999 г. был принят ряд нормативных актов Национального Банка Республики Казахстан: № 395, № 396 и № 397.

В 2000 г. начала действовать Программа Национального Банка Республики Казахстан по переучету векселей первоклассных эмитентов, целями которой являются развитие рынка вексельного обращения в Республике Казахстан и финансирование отечественных предприятий. Суть программы заключается в том, что Национальный Банк переучитывает у коммерческих банков векселя определенного им круга эмитентов (первоклассных эмитентов). На мой взгляд, реализация Программы Национального Банка Республики Казахстан по переучету векселей первоклассных эмитентов послужила основным толчком для развития современного вексельного обращения в Казахстане.

Первыми предприятиями, получившими статус первоклассных эмитентов, были ЗАО НАК и ОАО . В октябре 2000 г. ЗАО НАК выпустило первый вексель в рамках программы Национального Банка. В то время на рынке действовала только одна учетная контора2, ставка учета векселей составляла 17% годовых в тенге. За 2000-2001 гг. объем эмиссии векселей ЗАО НАК составил 300 млн тенге, или около 2 млн долл.3

17 сентября 2001 г. список первоклассных эмитентов был дополнен РГП и ОАО . В 2001 г. векселя первоклассных эмитентов учитывались уже несколькими банками: ОАО , ОАО , ЗАО и ОАО при учетных ставках 13-17% годовых в тенге. В 2001 г. также была запущена вексельная программа АО (Соколовско-Сарбайское горно-обогатительное производственное объединение), ведущего казахстанского предприятия по добыче и обогащению железных руд.

10 декабря 2001 г. 9 коммерческих банков Казахстана подписали Меморандум о создании рабочей группы по развитию рынка вексельного обращения в Республике Казахстан (аналог АУВЕР).

Благодаря функционированию Рабочей группы на рынке вексельного обращения была создана конкурентная среда, способствовавшая снижению стоимости вексельного финансирования для предприятий. Банки, объединенные рабочей группой, при поддержке Национального Банка Республики Казахстан смогли внести положительные изменения в действующее вексельное законодательство (отмена гербового сбора, взимаемого за выпуск векселей на вексельной бумаге, разрешение выпуска векселей под сделки по выполнению работ, оказанию услуг, разрешение выпуска векселей в иностранной валюте при расчетах резидентов РК с нерезидентами и т. д.).

Год 2005-й был ознаменован выпуском векселей дочернего предприятия РГП (железная дорога) — ДГП на 1,5 млрд тенге (около 10 млн долл.5). В том же году статус первоклассного эмитента векселей получило ОАО (производство яиц и куриного мяса). Ставки учета векселей некоторых первоклассных эмитентов снизились до 12% годовых в тенге. В сентябре 2002 г. была запущена программа ЗАО (холдинг, включающий строительные, зерноперерабатывающие предприятия и т. д.) Также в 2006  г. на Казахстанской фондовой бирже был открыт сектор для организации торгов векселями в торговой системе биржи (ранее биржевая торговля векселями не осуществлялась).

В 2007  г. получило статус первоклассного эмитента и запустило свою вексельную программу ОАО . Количество учетных контор возросло — на рынке вексельного обращения действовали ОАО , ОАО , ЗАО , ABN AMRO Bank Kazakhstan, ОАО , ОАО . Ставки учета векселей первоклассных эмитентов составляли 8,5-16% годовых в тенге.

9 июля 2008  г. был принят закон Республики Казахстан № 482-II . С точки зрения вексельного обращения наиболее важным в этом законе является разрешение выпуска векселей не только для расчетов за поставленные товары (как это было ранее), но и за выполненные работы и оказанные услуги (кроме финансовых услуг).

В настоящее время официальная учетная ставка Национального Банка Республики Казахстан составляет 7% годовых. Первоклассными эмитентами векселей являются 11 крупных производственных предприятий стратегического значения, Национальный Банк установил для них следующие годовые лимиты переучета векселей:

ЗАО НАК — 500 млн тенге (3,8 млн долл.)6;

ОАО — 500 млн тенге (3,8 млн долл.);

ОАО — 500 млн тенге (3,8 млн долл.);

АО НК — 2 млрд тенге (15 млн долл.);

ОАО — 350 млн тенге (2,6 млн долл.);

ОАО — 500 млн тенге (3,8 млн долл.);

АО ТК — 1,5 млрд тенге (11,4 млн долл.);

АО — 750 млн тенге (5,7 млн долл.);

ЗАО — 5 млрд тенге (38 млн долл.);

АО (телекоммуникации) — 100 млн тенге (0,75 млн долл.);

ОАО — 250 млн тенге (1,9 млн долл.).

Услуги по вексельным операциям, предлагаемые казахстанскими коммерческими банками, отличаются от операций, проводимых российскими банками в данной сфере. Если ввиду развитости обращения в Российской Федерации финансовых векселей российские банки выпускают собственные векселя с целью предоставления их физическим и юридическим лицам либо в качестве инструмента кредитования, в Республике Казахстан наиболее распространенны ми вексельными операциями являются аваль и учет коммерческих векселей юридических лиц. Таким образом, в Республике Казахстан вексель в основном выступает средством платежа и коммерческого кредитования, а не средством привлечения финансовых ресурсов, как в России. Помимо аваля и учета векселей, казахстанские банки осуществляют домицилиацию7, инкассирование векселей, выдачу ссуд под залог векселей, акцепт векселей в порядке посредничества. На инкассо в основном принимаются векселя Сбербанка РФ. Операции выдачи ссуд под залог векселей и акцепта в порядке посредничества совершаются крайне редко. В основном на территории республики обращаются простые векселя, переводные векселя присутствуют преимущественно в международных расчетах.

Представление об объеме вексельного рынка Казахстана в какой-то мере может дать информация об объемевекселей, находящихся в портфелях коммерческих банков (значительная часть векселей учитывается векселедержателями в первые дни после получения). Так, на 1 ноября 2005  г. в портфелях банков находились векселя на сумму 10,8 млрд тенге, или 82 млн долл.8 Безусловно, пока молодой казахстанский рынок вексельного обращения не может сравниться по объему с развитыми вексельными рынками России, США, Японии, Германии, Франции. Но с каждым годом темпы роста казахстанского рынка растут, увеличивается число его участников.

Основными же причинами малой степени использования векселей в Казахстане являются неразвитость товарного рынка, законодательные барьеры, слабое представление о возможностях использования векселей у потенциальных потребителей данного инструмента, малочисленность квалифицированных специалистов.

Тем не менее в настоящее время можно говорить о том, что, несмотря на существование ряда сдерживающих факторов, казахстанский вексель возрождается и укрепляет свои позиции. Перспективами дальнейшего развития рынка вексельного обращения в Республике Казахстан являются вексельное финансирование субъектов малого и среднего бизнеса, развитие международных операций с векселями (в том числе в рамках российско-казахстанского делового сотрудничества), активизация биржевой торговли векселями, увеличение количества первоклассных эмитентов векселей [6, с.110].
2.3  Налогообложение операций с векселями
Следует, прежде всего, различать эмиссию векселей для расчетов по коммерческим сделкам, эмиссию векселей для привлечения финансовых ресурсов, выписку векселя при получении ссуды от другого предприятия. Кроме этого различают налогообложение простых и переводных векселей.

 Налогообложение юридических лиц.

Доход можно получить несколькими способами:

1)    от разницы между покупной ценой и ценой продажи (погашения);

2)    в виде процентов, начисляемых на вексельную сумму (в векселях со сроком оплаты «по предъявлении» и «во столько-то времени от предъявления»);

3)    в виде процентов, включенных в саму вексельную сумму, при расчетах за товары и услуги.

Если предприятие покупает вексель с целью получения дохода от разницы между ценами приобретения и продажи (погашения), то сумма разницы включается в его внереализационные доходы и облагается по общей ставке налога на прибыль предприятия.

Если доход по векселю получен в виде процентов, то это является доходом по ценной бумаге и подлежит налогообложения у источника его выплаты. Ставка налога составляет 12%, если владельцем тратты является физическое лицо, и 15%, если владельцем тратты является предприятие. Ставка налога у банков составляет 18%.

Если доход по векселю получен в виде процентов, включенных в его сумму, то они относятся к внереализационным доходам и облагаются по общей налоговой ставке предприятия.

При выплате процентов может возникнуть несколько ситуаций. Если векселями рассчитываются за поставленные товары или оказанные услуги, то согласно пункту 2т Положения о составе затрат по производству и реализации продукции выплата процентов по ним в полном объеме относится на себестоимость продукции. Если векселями оформлена ссуда одного предприятия другому, то выплата процентов по ним (по мнению Управления ценных бумаг Национального банка РК) относится на себестоимость аналогично процентам по банковским кредитам, то есть в пределах ставки Банка РК плюс три процента. Проценты по вексельному кредиту при учете векселей в банках относятся на себестоимость аналогично.

Банки при эмиссии векселей уменьшают налогооблагаемую прибыль на выплату процента по ним или выплачиваемый дисконт, также в пределах ставки Банка РК по централизованным кредитным ресурсам плюс три процента, то есть начисленные и выплаченные проценты по собственным векселям банков с номиналом, как в рублях, так и в иностранной валюте относятся на себестоимость оказываемых услуг.

Согласно Закону РК «О налоге на добавленную стоимость» этим налогом облагается реализация товаров (работ, услуг) независимо от источника финансирования, в том числе при получении в виде платежного средства ценных бумаг (векселей). При этом объектом обложения является вся сумма оборота по реализованным товарам, выполненным работам и оказанным услугам. Предприятия, применяющие при исчислении налогооблагаемой базы метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) по мере ее оплаты (поступления средств на счета в учреждения банков или в кассу предприятия), при получении векселя от векселедателя в виде авансовых платежей под поставку товаров (работ, услуг), а также в форме оплаты за отгруженную продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) расчеты с бюджетом по налогу на добавленную стоимость производят в том отчетном периоде, в котором наступает срок погашения векселя или происходит передача векселя по индоссаменту.

При получении векселя в форме оплаты за отгруженную продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) от третьих лиц по индоссаменту расчеты с бюджетом по налогу на добавленную стоимость производятся в том отчетном периоде, в котором получен указанный вексель.

Налогообложение физических лиц:

Физические лица уплачивают налог на операции с ценными бумагами; подоходный налог; налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения.

Налог на операции с ценными бумагами физические лица уплачивают аналогично юридическим лицам.

Подоходный налог физические лица уплачивают в 1998 году с облагаемого совокупного дохода по ставкам от 12% до 35% в зависимости от размера этого дохода в календарном году.

При выплате процентного дохода по векселям источник выплаты удерживает подоходный налог по ставке 12% и сообщает об этом в налоговую инспекцию по месту жительства налогоплательщика. Полученные проценты включаются в совокупный доход физического лица и, если он превысил минимальный уровень, то необходимо сделать перерасчет по налогу.

При получении дохода по векселю в виде дисконта обычно налог плательщиком по векселю не удерживается и взимается в налоговой инспекции по месту жительства физического лица при заполнении налоговой декларации.

В данное имущество включаются и ценные бумаги в их стоимостном выражении. Налог с имущества, переходящего в порядке наследования, исчисляется от его стоимости (оценки) на день открытия наследства, даже если бы стоимость этого имущества в момент выдачи свидетельства превышала его оценку на день открытия наследства.

Налог с имущества, переходящего в порядке дарения, исчисляется с цены, указанной сторонами, участвующими в сделке, при отсутствии указанной оценки — со стоимости, определенной по свободным (рыночным) ценам. Оценка стоимости ценных бумаг осуществляется экспертами.

Налог с граждан взимается при условии выдачи органами, уполномоченными совершать нотариальные действия, свидетельства о праве на наследство или оформления ими договоров дарения, и только в случае, если общая стоимость имущества, переходящая в собственность гражданина, на день открытия наследства или оформления договора дарения, превышает:

1)                      при оформлении права наследования — 850-кратный действовавший на момент открытия наследства размер минимальной месячной оплаты труда;

2)                      при оформлении договоров дарения — 80-кратный действовавший на момент совершения сделки дарения размер минимальной месячной оплаты труда.



3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВЕКСЕЛЬНОГО ОБРАЩЕНИЯ В  РК
3.1 Проблемы вексельного обращения в Казахстане
Безусловно, за отсутствием денег векселя РК абсолютно необходимы. Активизация вексельного обращения приводит, во-первых, к ускорению расчетов и оборачиваемости оборотных средств. Во-вторых, уменьшается потребность в банковском кредите, соответственно снижаются процентные ставки за его использование и в результате сокращается эмиссия денег. Оборот векселей в ближайшее время должен стать массовым явлением.

В дальнейшем вексельное обращение в РК наверняка примет более традиционные и цивилизованные формы, когда предприятия-должники будут самостоятельно выставлять векселя, получать под них вексельное поручительство банка и расплачиваться авалированным векселем со своими кредиторами. При этом банки, с целью минимизации своих рисков, сопровождающих гарантийные операции, могут практиковать авалирование векселей под залог конкретного имущества или прав векселедателей. Вместе с тем отсутствие необходимого опыта и навыков соответствующих действий, неразработанность и пробелы законодательства, регулирующего порядок прохождения векселей при их неоплате, а также систематическое неисполнение действующих в этой области законов, может привести к появлению и такой формы коммерческого кредитования, когда векселя будут обеспечиваться не авалем, проставляемым на них банком, а отдельно оформляемой банковской гарантией, для вступления которой в силу не требуется опротестовывать вексель в двухдневный срок при его неоплате (правда, это может привести к усложнению или невозможности процедуры передачи векселя другому предприятию).

Рынок значительно отстает от мирового рынка. Но, в ближайшее время при сокращении инфляции возможно ожидать развитие рынка корпоративных ценных бумаг, что может благотворно повлиять на экономику.

При всем многообразии видов ценных бумаг разрешенных к выпуску и обращению (акции, облигации, векселя, варранты, фьючерсы, опционы) существует возможность конструирования ценных бумаг, а это в свою очередь подразумевает включение свойств нескольких ценных бумаг в одну, то есть в ту, что конструируем.

Но при всем этом рынок ценных бумаг имеет много проблем. В первую очередь это проблема защиты инвесторов от финансовых преступников и мошенников – надо укрепить законодательную базу. Острыми проблемами также являются слабая инфраструктура рынка, региональная замкнутость вексельных расчетов, технологическая не ликвидность документарных векселей, слабая регулируемость вексельного рынка со стороны государства, отсутствие информационной базы по надежности векселей и индоссантов.

Подводя итог, назовем ряд причин, сдерживающих широкое распространение настоящих векселей:

-    частое отсутствие должного доверия к деловым партнерам;

-         неуверенность в возможности предельно быстрого удовлетворения своих интересов через процедуру судебного рассмотрения исков о погашении векселей;

-         отсутствие ускоренной процедуры внеочередного судебного рассмотрения исков о погашении векселей;

-         отсутствие широко описанных прецедентов регрессных требований по векселям в случае отказа векселедателей от платежа, что насторожило бы нечистых на руку;

-         отсутствие у большинства банков опыта учетно-ссудных операций с векселями и невозможность в настоящее время их переучета в НБ РК;

-         опасения получить фальшивый вексель

Решение этих проблем должно повысить доверие к рынку и увеличить приток капитала в РК.

Быстрое развитие вексельного обращения, расширение числа участников вексельных расчетов способствовали накоплению опыта и его обобщению.

Данное обстоятельство, а также отсутствие законодательного закрепления и поддержки принципов материальной и процессуальной вексельной строгости обусловили проблему регулирования стихийно формируемого вексельного рынка. Огромные потоки капитала на основе обращения векселей не могут быть отданы на волю случая. У банков ограничителями вексельных эмиссий являются норматив обязательных резервов, учитывающий их вексельные обязательства, а также нормативы ликвидности. Причем сроки погашения векселей банками обычно строго контролируются.

Характерно, что даже просроченные векселя обанкротившихся банков являются предметом активной купли-продажи вексельных центров и пользуются спросом на рынке, особенно должников этих банков. Набрав необходимое количество таких векселей по цене 30-40 % от номинала, должник производит ими зачет по кредиту с банком по номиналу. И все же во всем мире признано, что финансовые векселя (выпускаемые для мобилизации денежных средств) усложняют проведение денежно-кредитной политики и могут использоваться для сомнительных дел.

При эмиссии векселей предприятиями определенным параметром может быть стоимость произведенной продукции. Но нередки случаи, когда предприятия, пользуясь отсутствием регистрации эмиссии, эмитировали векселя на заведомо неоплатную сумму, не соизмеримую с этой стоимостью, что превращало безусловное вексельное обязательство в фикцию – в «бронзовый» вексель. Разумеется, объемы выпусков при этом не соответствовали реальным финансовым возможностям векселедателей вовремя выполнить обязательства, а обеспечением векселя являлись неплатежи – просроченные долги предприятий друг другу. Статистическая информация по объемам выпуска отсутствовала.

В свою очередь, по указанной причине корпоративные векселя практически никогда не погашались деньгами, что существенно снижало их ликвидность и являлось нарушением действующего законодательства. Плательщик (векселедатель простого векселя, акцепт переводного) не имеет права ограничить возможность держателя векселя получить платеж. Однако реально векселя использовались для взаимной конвертации, продавались на открытом рынке (хотя весьма редко из-за ненадежности и низкой ликвидности векселей, а также отсутствия объективной информации об эмитенте) либо гасились поставками продукции. Выстраивание вексельных цепочек приводило к длительным, по оценкам экспертов, до двух лет, срокам обращения векселей.

Многие промышленные предприятия – практически банкроты, котировки их векселей завышены, по некоторым оценкам, примерно в 2 раза. В середине 90-х годов векселя железных дорог продавались по цене 60-70%, векселя энергосистем 50-60% от номинала. Продажа векселей по цене ниже номинала организацией приводила к «плохим» убыткам, не уменьшающим налогооблагаемую базу. Получить за них реальные деньги было довольно трудно, ибо потенциальные клиенты пытались использовать вексель для какого-либо товарообмена. Желающих платить за бумаги деньги, когда не хватает средств на зарплату, немного. Использование вексельных схем имеет количественный предел: ограниченную платежеспособность предприятий. По оценкам акцептного дома «ЕЭС», только 13-15% промышленных предприятий имеют средства для покупки векселей, а вексельный кредит предусматривает либо ликвидный залог, который, как правило, отсутствует, либо правительственные и региональные гарантии, не предусмотренные действующим бюджетом. Абсолютное большинство предприятий может выпускать только собственные промышленные векселя под будущую продукцию, покупателей которых еще нужно найти среди тех потребителей, которые не в состоянии приобрести продукцию эмитента за деньги.

Нередко предприятия, едва получив вексель, ищут возможность учесть его как можно скорее. Банкам досрочный выкуп собственных векселей приносит солидный доход благодаря большому дисконту, но и создает проблему поддержания текущей ликвидности. К тому же, если появляется желающий погасить вексель и получить деньги, вся вексельная стратегия рушится. Вместе с тем, иногда и предприятие, выписавшее вексель, отказывается принимать его от своих неплатежеспособных партнеров в оплату собственной продукции, предпочитая получить деньги. Участились подделки, кражи векселей в качестве неучтенного наличного средства расчетов.

Возникли разногласия и по поводу вексельной дееспособности органов государственной власти и местного самоуправления. Существующий косвенный запрет на публичное размещение векселей местных администраций на деле не соблюдался.

Поиск ограничителей бесконтрольных и безразмерных по суммам вексельных эмиссий неизменно наталкивается на прямое или косвенное нарушение РК международных конвенций, что недопустимо. В этих условиях предлагается ограничивать массовый выпуск векселей путем введения порядка обязательного предварительного депонирования средств эмитентом векселей в оплату вексельной задолженности (хотя бы в какой-то части) с одновременным применением прогрессивной шкалы ставок гербового сбора по векселям.

С развитием вексельного обращения остро встала проблема создания необходимой инфраструктуры для котировки (сбора, структурирования информации и формирования листинга котировок векселей в едином формате), транспортировки и инкассации векселей, координации действий участников рынка. Возник определенный дисбаланс между первичным и вторичным рынками в экономике. Это нашло выражение в заметном преобладании институтов вторичного фондового рынка, посредников в движении платежных средств – банков, финансовых компаний, фирм – операторов на вексельном рынке. Представители первичного товарного рынка, прежде всего промышленные предприятия, оказались менее организованными.

Проблема усугубляется огромными расстояниями, масштабностью вексельного рынка, наличием огромного числа посредников, сложными межрегиональными отношениями и развитой внутри региональной экономической жизнью, трудностями получения информации

 Таким образом, необходимо формирование, с одной стороны, единого информационного пространства, единых правил совершения вексельных операций, введения единого листинга, реестрового финансового и государственного контроля, с другой – вексельных центров по обслуживанию корпоративных долговых обязательств, своего рода аналогов крупнейших западных домов или банков наличности. Первые шаги в решении этих задач предприняты.

3. В практике вексельного обращения существует также множество проблем связанных с несогласованностью решений, принимаемых различными министерствами и ведомствами. К проблемам такого рода можно отнести:

Проблему векселедателей физических лиц. Она сводится к тому, что вексель является ценной бумагой, а по постановлению правительства ценные бумаги должны быть выпущены на защищенных бланках, типографиями, имеющими лицензию Министерства финансов и т.д. Получается, что по нашему законодательству, вексель выпускать на простом листе нельзя, а по Женевской конвенции – можно.

Если действовать соответственно Положению о простом и переводном векселе, то возникает необходимость заплатить по векселю немедленно, если вексель нам предъявлен в месте платежа, в срок платежа, в подлиннике или лицом, которое надлежащим образом легитимировало себя как кредитор, то есть доказало, что является надлежащим кредитором по векселю. Между тем немедленно заплатить по векселю при наличии ограничений расчетов наличными деньгами между юридическими лицами практически невозможно. Даже невозможно заплатить в один день с предъявлением векселя к платежу в срок платежа.

После вынесения судебного решения о взыскании по векселям арбитражный суд выдает векселедержателю исполнительный лист, по которому он может получить платеж. Сами векселя остаются в деле во избежание злоупотребления – возможного дальнейшего трассирования. Но должник может отказаться платить, поскольку у вас нет с собой подлинника векселя. С одной стороны, прав должник – он не может платить без векселя. С другой стороны, прав суд – он не может отдать вексель, чтобы пресечь злоупотребления. Правильный способ решения этой проблемы зависит от того, какая юридическая сила стоит за исполнительным листом. Если исполнительный лист представляет собой самостоятельное основание для взыскания, оторванное от того основания, на котором он был выдан, то в этом случае ничего страшного в том, что нет векселя, нет. Должник должен будет платить уже не по векселю, а по исполнительному листу. Однако в законе закрепления такой юридической силы за исполнительным листом нет. Возникает практически неразрешимая юридическая ситуация.

Также к разряду административно-правовых проблем можно отнести информационную закрытость вексельного рынка, о чем говорилось выше.

Также серьезную проблему составляет порядок рассмотрения вексельных споров в арбитражных судах. На рассмотрение дела по одному векселю в суде уходит порой до месяца. С учетом того огромного количества векселей, находящихся сейчас в обороте, эта цифра выглядит чудовищной.

Существует проблема подделки векселей. Проблема крайне болезненная. Проблема, которую нельзя разрешить по двум причинам. Во-первых, это огромные финансовые затраты на проведение подобных экспертиз. Во-вторых, наши надзорные органы просто не способны проводить подобные экспертизы. При проверке целого пакета векселей экспертиза должна проводится не выборочно, а буквально по каждому документу. Для выполнения этой работы нужно большое количество высококвалифицированных экспертов. Такого количества экспертов просто нет в надзорных органах.

4. Много споров развернулось вокруг проблемы введения векселя в бездокументарной форме. Доля «электронных» ценных бумаг (выпущенных в безбумажной форме) составляет около 90% от общего количества всех выпущенных ценных бумаг. Возник вопрос об использовании такой формы для векселя и проведения расчетов на электронной основе. Сторонниками этой формы выдвинуты возражения. По их мнению, удобство векселя в немалой степени связано как раз с его бумажной формой, которая притом, а это главное, предусмотрена Женевской вексельной конвенцией. Организовать выпуск и обращение векселей в безбумажной форме не позволяют технический уровень развития инфраструктуры ценных бумаг в РК, отсутствие стандартов операций с бездокументарными ценными бумагами.

Создание цивилизованного вексельного оборота невозможно без широкого обучения специалистов навыкам работы с векселями. Вексельное право, возрождаемое с начала 90-х годов, является одним из самых сложных институтов гражданского права в РК. Поэтому к середине 90-х годов еще не были достигнуты полная компетентность участников вексельных расчетов, четкое понимание истинного назначения векселя как многообразного финансового инструмента. С одной стороны, с его помощью можно создать условия для предотвращения банкротства в производственном секторе экономики, а с другой – беспрепятственно сменить владельца хозяйственного субъекта, скупив через векселя его долги.

Практика эмиссий векселей, в том числе коммерческими банками, располагающими квалифицированными кадрами, изобилует многочисленными ошибками. Учитывая строгость вексельного права, почти каждая из них может повлечь за собой недействительность векселя, а значит, невозможность осуществления прав держателя по векселю. Как показал анализ (бизнес и банки), чаще всего встречаются такие ошибки: отклонение от норм законодательства в вопросе об определении вексельной правоспособности – как круга потенциальных векселедержателей (только юридическими или только физическими лицами), так и обязанных по векселю; ограничение векселедержателей в выборе филиала банка-эмитента для платежа по векселю; подмена понятия «срок платежа» понятием «срок погашения»; неточность в терминологии, создающая неопределенность в ряде юридических обстоятельств; оговорка о возможности досрочного погашения векселя, хотя это юридический абсурд, ибо согласно ЕВЗ плательщик, который платит до наступления срока, делает это на свой страх и риск; декларирование возможности «частичного погашения» векселей, что также проблематично с позиции ЕВЗ, как и предыдущее; указание процентной оговорки в векселях с твердо установленными сроками платежа (на определенную дату и во столько-то времени от составления), что может повлечь риск неполучения процентов, так как условие о начислении процентов, включенное в такие векселя, считается ненаписанным; указание срока платежа способами, не предусмотренными законодательством.

Нередко в практике помещенная в векселе оговорка «не приказу» трактуется как запрет передачи векселя иному лицу. Между тем она делает вексель именно ценной бумагой, передаваемой в соответствии с общегражданской уступкой прав – цессией.
3.2 Пути решения проблем развития вексельного обращения в РК
Скептики говорят, что вексельный рынок в РК не имеет будущего. Некоторая доля правды в данном суждении есть. И это связано не столько с существованием реального противоре­чия между «изобретениями» практики так называемыми эмиссионными векселями («энер­гетическими», «приватизационными», «бездокумен­тарными») и деловым оборотом цивилизо­ванного рынка классических векселей, сколько с реальной угрозой «прихлопнуть» его законодатель­ным путем.

Государство уже предпринимало в1991-1994гг. усилия по перестройке законодательства и систе­мы государственного регулирования и надзора за вексельным рынком. Делались попытки в приказ­ном порядке организовать вексельное обращение в стране. Как показали последующие события, эти усилия во многом оказались тщетными, и возрож­дающаяся практика вексельного оборота их посто­янно сводила на нет.

Существующие противоречия в развитии век­сельного рынка обусловлены многими причинами: объективными и субъективными; внешними и внут­ренними; носящими как макро -, так и микроэконо­мический характер. Рассмотрим одно из противо­речий. Так, с одной стороны, вексель­ное законодательство, основанное на Женевских вексельных конвенциях, подчинено нормам меж­дународного права, нормам достаточно жестким и рассчитанным на развитость обычаев вексельного делового оборота. С другой стороны, в современ­ной РК практически полностью отсутствуют обычаи, и только начала возрождаться практика вексельного оборота. Какими же путями возможно разрешение этого противоречия? В настоящее время существуют три пути решения этой про­блемы.

Первый путь—наиболее простой и логич­ный. Суть его состоит в том, что Женевские кон­венции устарели и должны быть заменены в РК нормативными актами, которые бы детализи­ровали в будущем правовое регулирование вексель­ного обращения (в сфере применения векселей, в контролирующих органах, в процедуре совершения протеста и др.). Вслед за денонсацией междуна­родных договоров началось бы формирование прак­тики и обычаев вексельного оборота, включая «век­сельный всеобуч», и наконец—законодательное закрепление этих обычаев и выбор системы век­сельного права (англо-американская, континенталь­ная или собственная), к которой стоило бы присо­единиться в последующем. С точки зрения логики, это наиболее верный путь. Сначала формируются обычаи делового оборота, нарабатывается практи­ка, все это учитывается в нормативных докумен­тах, в вексельном законодательстве.

Однако этим путем вряд ли можно воспользо­ваться для разрешения сложившегося противоре­чия, на что есть веские причины: во-первых, отсут­ствие вексельного права на рынке будет момен­тально заполнено другими видами—гражданским, торговым, финансовым правом: во-вторых, длитель­ное отсутствие вексельной нормативной базы (по­надобятся десятилетия для создания обычаев де­лового оборота) приведет к значительному росту злоупотреблений на вексельном рынке; в-третьих, мы вступим в противоречие с международным тор­говым правом.

Второй путь—традиционный, именно по нему сейчас и развивается российский вексельный ры­нок. Действующее век­сельное законодательство остается в силе с1937г. Со временем происходит постепенная регламента­ция неурегулированных проблем вексельного обо­рота ведомственными нормативными актами—ин­струкциями, распоряжениями и постановлениями Правительства РК, Минфина РК, Банка РК,—которые основываются на обобщениях практического опыта формирующегося вексельного оборота в стране.

Данный путь не в полной мере отвечает по­требностям и возможностям экономи­ки. Это связано с тем, что, во-первых, соответ­ствие вексельного законодательства нормам Женевских конвенций само по себе еще не является гарантией успешного правового регули­рования вексельного обращения.

Во-вторых, выход в свет многочисленных про­тиворечивых подзаконных актов уже породил определенные «напряжения» в вексель­ном обороте.

В-третьих, развитие вексельного рынка, пущен­ное «на самотек» без жестких регуляторов, приве­ло к заполнению рынка «дружескими», «бронзовы­ми» и фальшивыми векселями, большинство из которых, по сути, стали криминальными денежны­ми суррогатами или приняли вид «секъюритизированных» неплатежей. Действующее законодатель­ство не устанавливает каких-либо ограничений по выпуску векселей, что позволяет государству, субъек­там РК и муниципальным образованиям размещать векселя в неограниченном количестве. Зачастую такая неурегулированность приводит к тому, что ме­стная администрация выпускает векселей на сум­му, превосходящую доходную часть своего бюдже­та, превращая «классический» вексель в эмиссион­ную ценную бумагу.

Третий путь представляется оптимальным и состоит из подготовки и проведения в стране век­сельной реформы, то есть комплекса мор по со­зданию правовой, организационной, технологичес­кой, региональной и информационной инфраструк­туры цивилизованного вексельного оборота в РК. Целью реформы должны стать, с одной сторо­ны, усиление защиты интересов векселедержате­лей, с другой, повышение ответственности всех обязанных по векселю лиц.

Реформа должна опираться на разработанную Концепцию развития вексельного рынка, увязанную с Концепцией развития рынка ценных бумаг в РК, так и внутренние факторы (рост объемов выпуска векселей и повышение доли кор­поративных векселей, резкое увеличение необес­печенных «дружеских», «бронзовых» и фальшивых векселей, усложнение самого вексельного рынка, особенности бухучета и налогообложения операций с векселями).

Хотя уже сейчас можно назвать основные прин­ципы проведения вексельной реформы, лучше ограни­читься только принципами, на которых должна стро­иться система вексельного законода­тельства.

Первый—сохранение вексельного законода­тельства на основе Женевских конвенций (возмож­но, с применением ряда оговорок).

Второй—самодостаточность вексельного за­конодательства.

Третий—построение вексельного законода­тельства в основном на системе диспозитивных норм, а императивные нормы должны регулировать только минимум вексельных отношений, без кото­рых невозможно избежание злоупотреблений.

Четвертый—нормы вексельного законода­тельства должны быть жестко привязаны к налого­вому и валютному законодательству, а также регу­лировать вопросы, отсутствующие в регламенте век­сельного права.

Пятый—вексельное законодательство долж­но адекватно отражать формирующиеся обычаи делового оборота, иначе получится система неработающих  норм, которую все знают, но не выполняют. Реформа должна в первую очередь включать:

— внесение изменений в Гражданский кодекс РК и Закон РК «О банкротстве (несостоятельности) предприятий» о порядке удовлетворения требова­ний кредиторов и выделении требований кредито­ров по векселям в отдельную очередь;

— приведение в соответствии с ЕВЗ сроков со­вершения протеста и определение на законодатель­ном уровне процедуры совершения протеста;

— внесение изменений в Арбитражный процессу­альный кодекс о введении ускоренной процедуры рассмотрения исков по векселям;

— предоставление права уполномоченному госу­дарственному органу получать от нотариальных контор сведения о фак­тах совершения протеста и вменение в обязанность этому органу либо уполномоченному им лицу пре­доставлять полученную информацию всем заинте­ресованным лицам и средствам массовой инфор­мации;

— создание законодательной базы саморегулиру­емых организаций, объединяющих участников век­сельного рынка (например, АУВЕР);

— реформа налоговой системы и унификация налогообложения доходов физических и юридичес­ких лиц по различным ценным бумагам;

— разработка и принятие Свода вексельных нор­мативных документов (Вексельного Кодекса).

Создание правовой, орга­низационной, информационной инфраструктуры ци­вилизованного вексельного оборота невозможно без обучения специалистов, работников коммерческих структур, судей, руководителей государственных организаций, населения навыкам работы с вексе­лями, изучения, как опыта, так и обы­чаев вексельного оборота других стран.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, вексель – составленное по установленной законом форме безусловное долговое обязательство, выданное одной стороной (векселедателем) другой стороне (векселедержателю); ценная бумага. Различают простой и переводной вексель. Они отличаются тем, что в переводном векселе плательщиком является тот, кто принял на себя обязательства платежа (акцептант). Передача от одного держателя другому регулируется посредством индоссамента. Вексель выполняет расчетную функцию, когда он выдается для того, чтобы погасить денежный долг по предыдущей сделке путем замены его на новый вексельный долг. И кредитную, т.к. в большинстве случаев отсрочка оплаты наличными деньгами покупки сопровождает выдачу векселя. Векселя подразделяются на финансовые, товарные, дружеские и бронзовые. Посредством векселя можно оплатить купленный товар или предоставить услуги на условиях коммерческого кредита, возвратить полученную ссуду. Обо всем этом подробно говорилось в первой главе данной работы.

Внедрение вексельного кредита дает возможность предприятиям расплатиться за приобретенные товары и услуги и в то же время максимально сократить расходы на обслуживание долга. Острая нехватка оборотных средств, вызванная ростом цен, неплатежей и т.п. подталкивает предприятие к обращению в банк за кредитами. Использование вексельного кредита позволяет получить предприятиям под приемлемую процентную ставку (от 20 до 60 % годовых) надежное платежное средство для расчета с партнерами.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.