Реферат по предмету "История"


Общественный строй, социальный состав населения и его правовой статус в Древнем Риме

«Общественный строй, социальный состав населения и его право-вой статус в Древнем Риме» Содержание Введение 1.Общественный строй древнего Рима 1.1 Общественный строй Древнего Рима в царский период 1.2 Общественный строй Древнего Рима в период республики 1.3 Общественный строй Древнего Рима в период империи 2.Социальный состав населения 3.Правовой статус

населения в Древнем Риме 3.1 Правовое положение римских граждан 3.2 Правовое положение латинов 3.3 Правовое положение перегринов 3.4 Правовое положение рабов 3.5 Правовое положение вольноотпущенников 3.6 Правовое положение колонов 16 Заключение 17 Список использованной литературы 18 Введение История древнего Рима – это последний этап в развитии древнего мира, который охватывает время

с начала I тысячелетия до н.э. (754/3 гг. до н.э. – традиционная дата основания города Рима) до конца V в. н.э. (476г. н.э. – падение Западной Римской империи).[4;78] Древний Рим за свою почти тысячелетнюю историю прошел путь от небольшого полиса до крупнейшей мировой державы античности. В период своего расцвета Рим подчинил колоссальную территорию, которая простира-лась от

Британии на севере до Северной Африки на юге и от Пиренейского полуострова на западе до Персидского залива на востоке. История Римского государства делится на три периода: • царский (середина VIII в. до н.э. – 509г. до н.э.); • республиканский (509 – 27 гг. до н.э.); • имперский (27г. до н.э. – 476г. н.э.). В VШ – Ш вв. до н.э. происходил процесс становления раннего рим-ского рабовладельческого общества; в Ш в. до н.э. – П в. н.э было его даль-нейшее развитие из маленькой общины на

Тибре в сильнейшую италийскую и затем средиземноморскую державу. В Ш в. н.э. наступил экономический, социальный и политический кризис Римского государства, который в IV – V вв. н.э. сменился периодом продолжительного упадка.[3;90] Древнейший период римской истории, то есть период от образования римской общины до установления республики принято называть царским. Согласно античной традиции, которая подтверждается археологическими на-ходками,

древнеримская община сложилась из трех этнических групп: лати-нян, сабинян (и те и другие – италийские племена) и этрусков (создателей древнейшей цивилизации на Аппенинском полуострове, происхождение ко-торых неизвестно) путем слияния трех поселений. Первые римские цари были италийцами, затем в Риме утвердилась эт-русская династия, что привело к резкому возвышению царской власти и рас-ширению воздействия этрусской цивилизации на древний

Рим. К этому пе-риоду относится образование римского полиса. Изучение истории римского общества, прослеживание основных зако-номерностей его экономического, социального, политического и культурного развития и выявление специфических, присущих только Древнему Риму черт имеет особый интерес. Ведущие факторы древней истории получили наибо-лее четкое оформление и завершенность в римское время. Если ранней рес-публике были свойственны первоначальные формы рабства,

то для периода поздней республики, гражданских войн, историческим содержанием которых был переход от системы античного демократического полиса к тоталитарно-му инвелирующему режиму, характерно значительное увеличении численно-сти рабов, проникновение рабского труда в различные сферы экономической жизни государства. В целом Древний Рим дал человечеству настоящую культурную среду. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка ис-пользованной литературы.

1.ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ ДРЕВНЕГО РИМА 1.1 Общественный строй Древнего Рима в царский период Для упрочения своей власти царям необходимо было подавлять родо-вую верхушку, влияние которой строилось на фундаменте родовой организа-ции, и найти социальную опору помимо родовой аристократии. С этой целью цари укрепляли свое имущественное положение, расширяли свой земельный надел. Все свободнее распоряжались они завоеванными землями, составляв-шими общенародную собственность (agerpubliens).

Самолично, начиная с Ромула, раздавали они землю отдельным вои-нам, а не через посредство курий. Сервий Туллий ввел деление всей римской территории на 21 округ. Эти округа были названы трибами. Было 4 городских и 17 сельских триб, в кото-рых находились как гентильные, так и соседские общины, жили как патри-ции, так и плебеи.[6;78] Таким образом, Сервий Туллий перемещал римское население, как это сделал в

Афинах Клисфен. Этому же царю приписывается перераспределе-ние земель между богатыми и бедными. Цари принижали значение патрицианской знати также путем установ-ления общеримских культов и жреческих коллегий. Наряду с почитанием бо-гини огня Нумы в каждом родовом подразделении был воздвигнут общий храм на форуме. Нуме же относят учреждение общеримской верховной кол-легии жрецов-понтификов. В связи с увеличением населения и ростом в его среде имущественной дифференциации римляне постоянно

ощущали потребность в новых землях и вели за них войны. Все цари, кроме Нумы, расширяли римские владения, по-рой основывали в завоеванных частях Лация колонии. Военные акции осуществлялись силами родовых отрядов, поэтому важнейшей заботой царей было создание независимого от родовых ополче-ний войска. Уже Ромул, по традиции, создал отряд из 300 телохранителей-целеров.

Тарквиний Древний удвоил число всадников за счет выдвинутых им верных людей, а Сервий Туллий совершенно изменил самый принцип ком-плектования войска. Античные авторы передают, что Сервий поделил все мужское населе-ние Рима, т. е. и патрициев, и плебеев, на шесть имущественных разрядов. К 1-му разряду относились люди, обладавшие имуществом, которое оценива-лось не менее чем в 100 000

медных ассов (монет); ко 2-му - те, чье имущест-во оценивалось, как минимум, в 75 000 ассов; к 3-му - в 50 000; к 4-му - в 25 000; к 5-му - в 11500 ассов. Все бедняки входили в 6-й разряд - пролетариев, богатством которых было лишь их потомство (proles).[1;80] Каждый имущественный разряд выставлял определенное число вой-сковых единиц, центурий (сотен): 1-й разряд -80 центурий тяжеловооружен-ных пехотинцев, ставших основной боевой силой, и 18 центурий

конницы, всего 98 центурий; 2-й - 22; 3-й - 20; 4-й- 22; 5-й - 30 центурий и 6-й разряд - 1 центурию, в целом 193 центурии.[1;80] Экипировка воинов различных разрядов по нисходящей становилась все более легкой и дешевой. Но реформа Сервия Туллия имела не только во-енное значение. На основе центуриатного порядка вырос новый вид народ-ных собраний - центуриатные комиции, где центурия

была голосующей еди-ницей. Фактическое число людей в центуриях было различным: в пролетар-ской - несколько сотен, а в перворазрядной - по нескольку десятков. Если учесть, что на долю 1-го разряда приходилось 98 голосов из 193, станет ясным, что дела в центуриатных собраниях решались голосами наибо-лее богатых, как патрициев, так и плебеев. Несмотря на тимократический принцип, реформа Сервия

Туллия носила демократический характер. Она явилась первым шагом на пути включения плебса в состав populus, превра-щавшегося из совокупности членов гентильных единиц в коллектив граждан. Вместе с тем появление новых комиций оттеснило на задний план ку-риатные собрания, в ведении которых остались преимущественно дела, свя-занные с родовыми культами. Это ослабляло значение патрициев в обществе и усиливало царя.

В современной науке считается, что Сервию Туллию приписан в древ-ности ряд установлений более позднего времени. Но, безусловно, признается учреждение им: 1) территориального деления Рима; 2) цензового принципа деления общества; 3) общего войска из патрициев и плебеев. Усиление царской власти сказывалось в том, что последние цари овла-девали троном без избрания. Оно выражалось также в атрибутах царей, заим-ствованных у этрусков: золотой короне, имитирующей венок

из дубовых ли-стьев; сиденье, украшенном слоновой костью; скипетре с орлом; пурпурной тунике, расшитой золотом; расписном плаще. Особое значение имели фасции - пучок розог с воткнутым в них боевым топором. Их несли шедшие перед царем служители-ликторы. Это был символ власти карающей, аппарата наси-лия, появившегося для подавления эксплуатируемых и недовольных. Традиция донесла до нас эхо волнений, вызванных социальными про-тиворечиями. Недовольны были разные люди: и немногочисленные еще ра-бы, и бедняки, терявшие землю,

а с ней и связи с родом, и родовая знать, ут-рачивавшая с усилением царей свои привилегии, и плебеи, ущемленные в правах. Цари, укрепляя свое влияние, лавировали между разными обществен-ными группами. Интересы обедневших патрициев, а также плебеев, особенно богатых, учитывал Сервий Туллий. Тарквиний Гордый эксплуатировал про-столюдинов на тяжелых строительных работах, но одновременно привлекал их раздачами из военной добычи и возможностью участвовать в заморской торговле.

О ее развитии говорит заключение первого торгового договора с Карфагеном. Вместе с тем он терроризировал родовую знать и совершенно отстранил сенат от управления, правил с помощью помощников-префектов и приближенных. Это привело в 510 г. до н.э. к заговору аристократов против Тарквиния и изгнанию его из Рима. Античная традиция, отражавшая чаяния родовой знати, неточно изобразила

эти события как общенародное демокра-тическое дело. История царского Рима являет собой процесс роста города из разроз-ненных поселков и эволюции общества от начавшейся дифференциации и появления патриархального рабства в пределах родоплеменного строя до формирования архаических классов-сословий патрициев и плебеев и образо-вания государства. Цари с их помощниками, телохранителями и ликторами, а также центуриатные комиции представляли собой

публичную власть, не сов-падавшую как с организующим себя populus, так и с широким кругом пле-бейства. По признанию многих современных ученых, власть последних римских царей аналогична раннегреческой тирании. В рамках царской эпохи возникло не только государство, но и важней-шие элементы развившейся в республиканский период типично античной со-циально-политической структуры, римского полиса. Полис определяется как античный город-государство, а точнее - как гражданская община с античной формой

собственности. Коллектив гражданства и специфический компонент двойственной античной формы собственности складывались в Риме царского времени. 1.2 Общественный строй Древнего Рима в период республики 509г. до н.э. – установление республиканского строя после изгнания Тарквиния Гордого. Организация власти в этом периоде довольно проста, она почти не изменялась, несмотря на то, что республика значительно раз-рослась. Сочетались аристократические и демократические черты.

На основе происходившей в эпоху ранней Республики борьбы и пере-группировки социальных сил сложилась римская республиканская консти-туция. Такого документа, собственно, не было. Но описание римского госу-дарственного строя в целом и отдельных его элементов сохранилось в произ-ведениях античных авторов. Государственная организация отличается от родовой тремя особенно-стями: наличием особого аппарата насилия и принуждения (армия, суды, тюрьмы, чиновники), делением населения не по кровному

родству, а также налогами, собираемыми для содержания армии, должностных лиц и т.д. Высшим государственным органом считается народное собрание. У народного собрания было три вида комиций: – куриатные; – центруриатные; – трибутные комиции. Народные собрания в Риме созывались по усмотрению магистратов, которые могли прервать собрание или перенести его. Магистраты председа-тельствовали в собрании и объявляли повестку.

Голосование по вопросам было открытым, тайное голосование (по таблицам) введено в конце респуб-ликанского периода. В первый век существования республики сенат утвер-ждал решения комиций, с III века до н.э. – предварительно рассматривал во-просы повестки комиций. Функции комиций были разграничены достаточно четко, чем и пользо-валась в своих целях правящая верхушка Рима, представленная сенатом и ма-гистратами. Сенат контролировал и руководил деятельностью народного

собрания в нужном для него направлении. Состав сената пополнялся из отслуживших свой срок магистратов. Сенаторы (300, 600, 900) назначались цензорами раз в 5 лет по спискам представителей богатых и знатных семей из бывших маги-стратов.[3;104] Созывал сенат один из магистратов. Речи и решения сенаторов заноси-лись в особые книги. Формально сенат был совещательным органом, его по-становления – сенатусконсульты.

Он распоряжался казной, устанавливал на-логи, определял расходы, производил постановления по общественной безо-пасности, благоустройству, религиозному культу, вёл внешнюю политику (утверждал мирные договора, договоры о союзе), разрешал набор в армию и распределял легионы между командующими. Магистратом мог быть избран только богатый человек. Высшими ма-гистратами считались цензоры, консулы и преторы.

Все магистраты избира-лись на 1 год (кроме диктатора, его срок полномочий – полгода, и консула во время ведения военных действий). Власть магистратов: военная власть, право заключать перемирие, созы-вать сенат и народные собрания и председательствовать на них, издавать приказы и понуждать к их исполнению; право суда и назначения наказания – у диктатора, консула и претора. Диктатор мог приговорить к смертной казни без права на обжалование.

Приговор консула мог быть оспорен в центуриат-ном собрании. Консулы – 2 высших магистрата, им поручались первостепенные дела по гражданской и военной части, в войну один оставался в городе, другой воевал; они набирали армию и командовали ею, назначали военачальников, заключали перемирия, распоряжались военной добычей. Преторы – исполняли судебную власть. Преторы (городской и пере-гринский) руководили судопроизводством

(с IV в.), толковали право (с III–II вв.). 2 цензора избирались на 5 лет, они составляли списки граждан для рас-пределения их по трибам и разрядам, наблюдали за нравственностью и изда-вали соответствующие эдикты. Квесторы – помощники консулов ведали государственной казной, хра-нили государственные архивы, т.е. распоряжались финансовыми расходами и расследованием некоторых уголовных дел. Эдилы – (2 человека) наблюдали за общественным порядком в городе, торговлей на рынке, организовывали

празднества и шествия. Коллегии "26 мужей" (5 коллегий) надзирали за тюрьмами, чеканкой монеты, очисткой дорог и некоторыми судебными делами. Плебейские три-буны сначала защищали плебеев от произвола патрициев, наблюдали за за-конностью, защищали несправедливо обиженных граждан, обладали правом вето на действия любых магистратов, вносили законодательные предложения в народные комиции. Армия – народное ополчение, которое формировалось по разрядам: центурии (командовали центурионы), легионы

(командовали военные трибу-ны), отряды конницы (командовали декурионы). Постепенно различие в правовом положении патрициев и плебеев было уничтожено. К III в. до н.э. окончательно сложился римский государствен-ный строй в форме аристократической рабовладельческой республики. Центуриатные комиции решали вопросы войны и мира, принимали за-коны и выбирали высших должностных лиц. Важнейшее значение имели трибутные комиции, которые в ранний пе-риод были собранием только плебеев,

а затем всех граждан данной трибы. К ним перешло издание законов. Народное собрание созывалось сравнительно редко, вопросы текущей политики разрешались сенатом, который был важнейшим оплотом аристо-кратии, исполнительная власть принадлежала магистрам. Магистраты и сенат пользовались фактически всей полнотой государ-ственной власти в Римской республике, которая получила ярко выраженный аристократический характер.

В ведении сената находились финансы, внеш-няя политика, военное дело, вопросы культа. Римские магистры были выбор-ные, коллегиальные, краткосрочные (обычно годичные) и безвозмездные. Кроме обычных магистратур, при чрезвычайных обстоятельствах назначался диктатор, которому вручалась вся верховная военная и гражданская власть сроком на 6 месяцев. 1.3 Общественный строй Древнего Рима в период империи

После победы Октавиана, внучатого племянника и преемника Юлия Цезаря над своими политическими противниками сенат вручил Октавиану верховную власть над Римом и провинциями (и преподнес ему почетный ти-тул августа). В Риме и провинциях установился государственный строй, ко-торый называли принципатом. "Принцепс сенатус" называли в предшест-вующие времена первого в списке сенаторов (обычно старейшего

из бывших цензоров), первым высказывавшего свое мнение. Принцепс Август – это "первый гражданин римского государства", а в соответствии с неписаной римской конституцией это означало пост императора. Чтобы понять, что представляла собой Римская империя в период принципата, каков был ее общественный строй, надо остановиться в первую очередь на вопросе гражданства.

Уже при Юлии Цезаре предоставление прав римского гражданина в провинциях (всего провинций было 18) стало распространенной политиче-ской мерой. Эта практика была продолжена его преемниками.[9;85] В 212 г. н.э. император Каракалла предоставил права римского гражда-нина всему свободному населению Империи. Этот знаменательный шаг имел далеко идущие последствия. Привилегированное положение самого Рима было подорвано.

Но к этому времени положение свободных людей в Риме и Империи значительно отличалось от того, что было при республике. Верхушку рабовладельческого класса составили два сословия. Первым и самым знатным было сословие нобилей. Оно сформировалось еще в IV–III вв. до н.э. из патрицианско-плебеанской поместной знати.

При империи нобили – господствующее сословие, доминирующее и в обществе, и в государстве. Экономическую основу нобилитета составили ог-ромные земельные владения, обрабатываемые массой рабов и зависимых крестьян-пекулиантов. Политическим оплотом нобилитета стал сенат. Высо-копоставленные жрецы и высшие магистраты, особенно консулат, управите-ли завоеванных территорий, проконсулы, пропреторы, легаты принадлежали к нобилитету.

При императоре Августе (63 до н.э. – 14 н.э.) нобилитет превратился в сенаторское сословие, которое пополнялось за счет сановников, выдвинув-шихся на государственной службе. Из сословия всадников – финансовой знати империи с цензом в 4 000 000 сестерциев выходили ответственные чиновники и офицеры.[9;47] Управление городами империи осуществлялось декурионами – сосло-вием, представленным бывшими магистратами. Это были, как правило, сред-ние землевладельцы.

На самой низшей ступени социальной лестницы находились по-прежнему рабы. При Августе с целью защиты интересов рабовладельцев бы-ли введены специальные меры, отличавшиеся крайней жестокостью. В част-ности, были резко сокращены возможности предоставления рабам воли, вос-становлен закон, по которому подлежали казни все те рабы, которые находи-лись в доме в момент убийства их господина (на расстоянии окрика) и не пришли ему на помощь. В одном из источников описан случай такого рода, когда,

несмотря на недовольство народа, сенат и император предали казни 400 рабов. Римские юристы находили оправдание этому жестокому закону: ни один дом не мо-жет быть в безопасности (от рабов) иным способом, кроме как страхом смертной казни. Между тем, экономическая ситуация свидетельствовала о невыгодно-сти труда рабов. Ни надсмотрщик, ни наказания не могли заменить экономи-ческого стимула.

Раб делал то, что было безусловно необходимо и не более того, и так, чтобы не вызвать наказания. Ни одно усовершенствование не приносило выгоды. В Риме прогресс техники как бы остановился: ни коса, ни даже примитивный цеп, которым выбивают зерно из колосьев, не были из-вестны в Риме и его провинциях. Понимая это, рабовладельцы-хозяева стали предоставлять рабам пеку-лии, т.е. земельные участки, за которые

хозяину следовало платить опреде-ленную заранее долю продукта (обычно половину урожая). Поскольку ос-тальное было долей крестьянина-пекулианта, он стремился увеличить ее за счет повышения урожая. Но для того чтобы пекулиатные отношения принес-ли заметный результат, их следовало надежно оградить от злоупотреблений, дав им более или менее широкую правовую защиту. Однако старое римское право запрещало производить рабу от своего имени (не хозяина) и для своей же

пользы все виды торговых и займовых операций, а также подавать иск и отвечать в суде. Эти запреты были преградой для развития пекулии как спе-цифической формы арендных отношений, поэтому их следовало смягчать, модифицировать, отменять, что осуществлялось весьма медленно. Одновременно с этим в Римской империи совершается такой немало-важный процесс, как превращение свободного крестьянина в арендатора-издольщика – колона. Развитие колоната было прямым следствием никогда не останавливавшегося

грабежа крестьян, непосредственно связанного с рос-том сенаторских и всаднических латифундий. Другой его причиной было уменьшение притока рабов из-за уменьшения военной мощи империи и уси-ления оказываемого ей сопротивления. Обязательства колона носили как денежный, так и натуральный харак-тер. В первый период колоната аренда была краткосрочной, но это было не-выгодно арендодателю. Только длительная аренда могла обеспечить его ра-бочей силой и в то же время породить в колоне стремление

к улучшению земли, повышению урожайности и пр. Удовлетворяя требования землевладельцев, закон 332 г. положил нача-ло прикреплению арендаторов к земле. Колоны, самовольно покинувшие по-местья, возвращались силой. В то же время закон запрещал прогонять коло-нов при продаже земли. Точно так же запрещалось и самовольное повышение лежащих на колоне тягот и повинностей.

Прикрепление колонов к земле бы-ло пожизненным и потомственным. Так в еще рабовладельческом Риме за-рождается феодальный порядок, феодальные производственные отношения. В этом сложном процессе раб поднимается в своем социальном статусе, сво-бодный крестьянин, напротив, опускается. Ремесленники, организованные по коллегиям, т.е. сообществам, долж-ны были "навсегда оставаться в своем состоянии", что значило для них ни что иное, как насильственное потомственное

прикрепление к своим профес-сиям.[4;91] 2.СОЦИАЛЬНЫЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ Основным социальным делением в Риме стало деление на свободных и рабов. Единство свободных граждан Рима (квиритов) некоторое время под-держивалось существованием их коллективной собственности на землю и рабов, принадлежавших государству. Однако со временем коллективная соб-ственность на землю становилась фиктивной, общественный земельный

фонд переходил к отдельным собственникам, пока, наконец, аграрный закон 3 года до н.э. не ликвидировал его, окончательно утвердив частную собст-венность. Свободные в Риме распадались на две социально-классовые группы: имущую верхушку рабовладельцев (землевладельцев, торговцев) и мелких производителей (земледельцев и ремесленников), составлявших большинст-во общества. К последним примыкала городская беднота - люмпен-пролетарии.

В силу того, что рабство поначалу имело патриархальный харак-тер, борьба между крупными рабовладельцами и мелкими производителями, которые чаще всего сами обрабатывали землю и работали в мастерских, дол-гое время составляла основное содержание истории Римской республики. Только со временем противоречие между рабами и рабовладельцами высту-пает на первый план. Рабы в период республики превращаются в основной угнетенный и эксплуатируемый класс.

Главным источником рабства был военный плен. Так, после разгрома Карфагена в рабство было обращено 55 000 человек, а всего во II—I вв. до н.э более полумиллиона (число римских граждан, имевших имущественный ценз, в это время не достигало 400 000).[10;49] Большое значение как источник рабства имела широко развившаяся работорговля — покупка рабов за границей. В силу тяжелого положения ра-бов меньшее значение имело их естественное

воспроизводство. Можно отме-тить и то обстоятельство, что, несмотря на отмену Законом Петелия долговой кабалы, фактически она, правда, в ограниченных размерах, продолжала су-ществовать. К концу периода республики получает распространение и само-продажа в рабство. Рабы были государственные и частновладельческие. Первыми станови-лась большая часть военнопленных. Они эксплуатировались в рудниках и го-сударственных мастерских.

Положение частновладельческих рабов непре-рывно ухудшалось. Если в начале римской истории, в период патриархально-го рабства, они входили в состав семей римских граждан и, целиком подчи-няясь домовладыке, все же пользовались некоторой защитой сакрального (священного, основанного на религиозных верованиях) права, то в период расцвета республики эксплуатация труда рабов резко интенсифицировалась. Античное рабство становится такой же основой римской экономики, как и труд

мелких свободных производителей. Особенно тяжелым было по-ложение рабов в крупных рабовладельческих латифундиях. Положение ра-бов, занятых в городских ремесленных мастерских и домашнем хозяйстве, было несколько лучше. Значительно лучше было положение талантливых ра-ботников, учителей, актеров, скульпторов из числа рабов, многим из которых удавалось получить свободу и стать вольноотпущенниками. Независимо от того, какое место занимал раб в производстве, он являл-ся собственностью своего хозяина

и рассматривался как часть его имущест-ва. Власть хозяина над рабом была практически неограниченной. Все произ-веденное рабом поступало хозяину: "что приобретается через посредство ра-ба — приобретается для господина".[9;62] Хозяин же выделял рабу то, что считал необходимым для поддержания его существования и работоспособно-сти. Рабовладельческие отношения определяли общую незаинтересован-ность рабов в результатах своего труда, что в свою очередь заставляло рабо-владельцев искать более эффективные формы эксплуатации.

Такой формой стал пекулий. Пекулий позволял хозяину более эффективно использовать свое имущество для получения дохода и заинтересовывал раба в результатах своего труда. Другой формой, зародившейся в период республики, был колонат. Ко-лоны были не рабами, а арендаторами земли, попадавшими в экономическую зависимость от землевладельцев и в конечном счете прикреплявшимися к земле. Ими становились обедневшие свободные, вольноотпущенники

и рабы. У колонов было личное имущество, они могли заключать договоры и всту-пать в брак. Со временем положение колона становится наследственным. Однако в рассматриваемый период колонат, как и пекулий, еще не получил большого распространения. Неэффективность рабского труда привела в конце республиканского периода к массовому отпуску рабов на волю. Вольноотпущенники остава-лись в определенной зависимости от своего бывшего хозяина, превративше-

гося в их патрона, в пользу которого они были обязаны нести определенные материальные и трудовые повинности и который в случае их бездетности на-следовал их имущество. Однако, развитие этого процесса в период, когда ра-бовладельческий строй еще развивался, противоречило общим интересам господствующего класса, и поэтому в 2 году до н.э. был издан закон, ограни-чивший эту практику. По статусу гражданства свободное население

Рима делилось на граж-дан и иностранцев (перегринов). Полную, правоспособность могли иметь только свободнорожденные римские граждане. Помимо них к гражданам от-носились вольноотпущенники, но они оставались клиентами бывших хозяев и были ограничены в правах. По мере развития имущественной дифференциации возрастает роль бо-гатства в определении положения римского гражданина. В среде рабовла-дельцев в конце

III—II в. до н.э. возникают привилегированные сословия но-билей и всадников. В высшее сословие (нобили) входили самые знатные патрицианские и богатые плебейские роды. Экономической базой нобилей было крупное зем-левладение и громадные денежные средства. Только они стали пополнять се-нат и избираться на высшие государственные должности. Нобилитет пре-вращается в замкнутое сословие, доступ в которое новому человеку был практически невозможен

и которое ревниво охраняло свои привилегии. Только в редких случаях люди, не принадлежавшие к нобилитету по рожде-нию, становились высшими должностными лицами. Второе сословие (всадники) образовалось из торгово-финансовой знати и землевладельцев средней руки. В I в. до н.э. развивается процесс слияния нобилей с верхушкой всадников, получивших доступ в сенат и на важные су-дебные должности. Между отдельными их представителями возникают род-ственные отношения.

По мере расширения пределов Римского государства число свободных пополнялось за счет жителей Апеннинского полуострова (полностью завое-ванного к середине III в. до н.э.) и других стран. Они отличались от римских граждан по своему правовому положению. Жители Италии, не входившие в римскую общину (латины), вначале не пользовались всеми правами римских граждан. Они делились на две группы — древние латины и латины колоний.

За первыми признавались имущественные права, право выступать в су-де и вступать в брак с римскими гражданами. Но они были лишены права участвовать в народных собраниях. Латины, жители колоний, основанных Римом в Италии, и некоторых ее городов и областей, заключивших с Римом договоры о союзе, пользовались теми же правами, что и древние латины, за исключением права вступать в брак с римскими гражданами. В дальнейшем в результате союзнических войн (I в. до н.э.) всем латинам

были предоставле-ны права римских граждан. Второй категорией свободных, не имевших прав римских граждан, бы-ли перегрины. К ним относились свободные жители провинций — стран, на-ходящихся вне Италии и завоеванных Римом. Они должны были нести нало-говые повинности. К перегринам относились также свободные жители ино-странных государств. Перегрины не имели прав латинов, но получили иму-щественную правоспособность.

Для защиты своих прав они должны были избирать себе покровителей — патронов, в отношении которых находились в положении, мало отличавшемся от положения клиентов. Статус семьи означал, что полной политической и гражданской право-способностью пользовались только главы римских семей — домовладыки. Остальные члены семьи считались находящимися под властью домовладыки. Последний был лицом "собственного права", члены же его семьи назывались лицами "чужого

права"- права домовладыки. Вступая в имущественные пра-воотношения, они приобретали имущество не для себя, а для него. Но огра-ничения в частном праве не влияли на их положение в публичном праве. К тому же эти ограничения стали ослабевать, стало признаваться право членов семьи на приобретение собственного имущества. Правовое положение лица изменялось с утратой того или иного стату-са. Наибольшие изменения происходили с утратой статуса свободы (плен, обращение в рабство).

Она означала потерю и статусов гражданства и семьи, то есть полную потерю правоспособности. С утратой статуса гражданства (изгнание) терялась правоспособность гражданина, но сохранялась свобода. И, наконец, утрата статуса семьи (в результате, например, усыновления гла-вы семьи другим лицом) вела к потере только "собственного права". 3.ПРАВОВОЙ СТАТУС НАСЕЛЕНИЯ В ДРЕВНЕМ РИМЕ 3.1 Правовое положение римских граждан

Римское гражданство приобреталось, прежде всего, путем рождения (в законном браке) от римских граждан, затем - путем отпущения на свободу из рабства, а также посредством дарования римского гражданства иностранцу. Прекращалось римское гражданство или смертью, или в результате capitis deminutio maxima. Эта последняя (после различных исторических из-менений) в эпоху Юстиниана наступала в случае присуждения к наиболее тяжелым уголовным наказаниям и прочее, в случаях

захвата римского граж-данина во власть врагов или, по крайней мере, недружественного народа (впрочем, в случае последующего возвращения на римскую территорию та-кое лицо восстанавливалось во всех правах). Правоспособность римского гражданства в области частного права сла-галась из двух основных элементов: права вступать в законный брак, при ко-тором дети получали права римского гражданства, а отцу принадлежала власть над детьми, и право торговать, совершать сделки, а, следовательно, приобретать и отчуждать имущество.

Существенное значение имело деление римских граждан на свободно-рожденных и вольноотпущенников. Последние не только находились в зави-симости от своих патронов (т.е. отпустивших их на свободу), но нередко и эксплуатировались ими. В III в.н.э. формально было провозглашено равенство в правоспособно-сти. В действительности полного уравнения не произошло. В частности, не-равенство вызывалось образованием в период империи сословий, которое сопровождалось

прикреплением к профессиям. Различались следующие со-словия: сенаторы, всадники, военное сословие, городские декурионы или ку-риалы, торговцы, ремесленники, крестьяне. Сословные и иные социальные различия особенно сильно давали о себе знать в области налогового обложения и вообще в публичном праве, но они сказывались и в области частного права, например, не допускался брак меж-ду сенатором и вольноотпущенницей. В современном праве различают правоспособность и дееспособность

(т.е. способность совершать действия с соответствующими юридическими последствиями). Римское право не знало соответствующих категорий, однако в Риме не за каждым лицом признавалась способность совершать действия с юридиче-скими последствиями. Дееспособность человека всегда и везде, прежде всего, зависит от воз-раста, так как понимание смысла совершаемых действий и способность вла-деть собой и трезво принимать то, или иное решение приходит лишь

с года-ми. В Римском праве различались: infantes (до 7 лет) - вполне недееспособ-ные; impuberes (мальчики от 7 до 14 лет, девочки от 7 до 12 лет).[8;53] Impuberes признавались способными самостоятельно совершать такие сделки, которые ведут к одному лишь приобретению для несовершеннолет-него (без каких-либо потерь или установления обязанностей). Для соверше-ния действий, которые могут привести к прекращению права несовершенно-летнего или к установлению его обязанности, требовалось разрешение опе-куна (auctorias

tutoris), которое должно было даваться непременно при самом совершении сделки (не раньше и не позже). Опекуном был обычно ближайший родственник по указанию отца не-совершеннолетнего, сделанному в его завещании, или по назначению маги-стра. Опекун обязан был заботиться о личности и имуществе несовершенно-летнего. Отчуждать имущество несовершеннолетнего опекун не имел права, за исключением случаев, когда это было, безусловно, необходимо. Если несовершеннолетний совершал сделку без разрешения опекуна, она юридически

обязывала его только в пределах полученного обогащения. Следующую ступень возраста составлял период с 14 (для женщин с 12) до 25 лет. В этом возрасте лицо было дееспособно. Но по просьбе таких лиц претор (в последние годы республики) стал давать им возможность отказать-ся от заключенной сделки и восстановить, то имущественное положение, ка-кое было до совершения сделки (так называемая реституция).

C II в. н.э. за лицами, не достигшими 25 лет, стали признавать право испросить себе кура-тора (попечителя).[8;60] Источники римского права дают материал для того, чтобы определить, чем попечительство отличалось от опеки. Исторически эти два института сложились так, что опека назначалась над несовершеннолетними, а также (вплоть до классического периода) над женщинами независимо от возраста. Попечительство же устанавливалось в отношении совершеннолетних, не достигших 25 лет, а также в отношении

душевнобольных. Если совершеннолетний, не достигший 25 лет, испрашивал назначения попечителя, он становился ограниченным в своей дееспособности в том смысле, что для действенности совершаемых им сделок, с которыми связано уменьшение имущества, требовалось согласие попечителя, которое могло быть дано в любое время (заранее или при совершении сделки, или в виде последующего одобрения). Молодые люди в возрасте 14 - 25 лет могли без согласия попечителя совершать завещание, а также вступать

в брак.[8;67] На дееспособность физического лица влияли также всякого рода ду-шевные болезни. Душевнобольные и слабоумные признавались недееспособ-ными и находились под попечительством. Телесные недостатки влияли толь-ко в соответствующей сфере деятельности. Например, так как договор сти-муляции совершался в форме устного вопроса и ответа, то его не могли со-вершать ни немые, ни глухие и т.п. Ограничивались в дееспособности также расточители, т.е. лица слабо-

вольные, не способные соблюдать необходимую меру в расходовании иму-щества и потому так расточающие его, что создавалась угроза полного разо-рения. Расточителю назначали попечителя, после чего расточитель мог само-стоятельно совершать только такие сделки, которые направлены лишь на приобретение; кроме того, расточитель признавался ответственным за делик-ты (правонарушения). Сделки, связанные с уменьшением имущества или ус-тановлением обязательства, расточитель мог совершить

только с согласия попечителя. Составлять завещание расточитель не мог. В течение ряда веков существовали серьезные ограничения правоспо-собности и дееспособности для женщин. В республиканском римском праве женщины находились под вечной опекой домовладыки, мужа, ближайшего родственника. В конце классического периода было признано, что взрослая женщина, ни состоящая под властью, ни отца, ни мужа, самостоятельна в управлении и распоряжении своим имуществом, но не вправе принимать

на себя в той или иной форме ответственность по чужим долгам. В праве Юсти-ниановской эпохи ограничения правоспособности и дееспособности женщи-ны были ослаблены, но равноправия полов все-таки не было и тогда. В качестве обстоятельства, отражавшегося на правовом положении римского гражданина, следует упомянуть еще умаление чести. Одной из са-мых серьезных форм умаления чести была infamia, бесчестье.

Бесчестье на-ступало: • как следствие осуждения за уголовное преступление или за особо порочащее частное правонарушение, в результате присуждения по искам из таких отношений, где предполагается особая честность (например, из дого-вора поручения, товарищества, хранения), из отношений по поводу опеки и т.п.; • непосредственно в силу нарушения некоторых правовых норм, касающихся брака (считалась бесчестной вдова, вступившая в новый брак до истечения года после смерти первого мужа), или ввиду занятий позорной профессией (например,

сводничеством и т.п.). В классическом праве ограничения, связанные с бесчестьем, были до-вольно значительны. Personae infames не могли представлять других в про-цессе, а также назначить процессуального представителя себе. Таким лицам не разрешалось вступать в законный брак с лицом свободнорожденным, они были ограничены в области наследственного права. От personae infames отличались personae turpes - это лица, которые при-знавались общественным мнением бесчестными по общему характеру своего поведения.

Наиболее существенным ограничением personae turpes было ог-раничение в области наследования. Имела немаловажное значение и такая форма бесчестья, как intesta-bilitas. Еще в законах XII таблиц было постановление, что лицо, участвовав-шее в сделке в качестве свидетеля и отказавшееся потом дать на суде показа-ния по поводу этой сделки, признается неспособным так или иначе участво-вать (ни в качестве стороны, ни в качестве свидетеля) в совершении сделок, требующих участия

свидетелей (например, на способность составить заве-щание). 3.2 Правовое положение латинов Наибольшей близостью к римским гражданам отличались latini prisci (древние латины) - граждане городов в Лации. Латины получили латинское гражданство до середины III в. до н.э За-тем также стали называть членов колоний, образованных Латинским Сою-зом, и колоний, устроенных Римом на завоеванных территориях (latini coloniarii).

После союзнической войны (90-89 гг. до н.э.) право латинского гражданства стали понимать как технический термин, обозначавший опреде-ленную категорию правоспособности. Такая последовательность предостав-лялась отдельным лицам и целым областям. Правовое положение latini veteres не отличалось (в области имущест-венного права) от положения римских граждан. Ius conubii они имели только в тех случаях, когда это право было специально предоставлено.

С 268г. до н.э. права латинского гражданства в этом виде уже не предоставлялись. Latini coloniarii не имели ius conubii, ius commercii, а также способность вести гра-жданский процесс. Эта категория латинов в большинстве случаев имела, но составлять завещание latini coloniarii не имели права. Латинам была открыта возможность легко приобретать права римского гражданства. Первоначально для этого было достаточно переселиться в

Рим. Но так как подобные переселения сильно сокращали население латинских городов, то с начала II в. до н.э. было установлено требование, чтобы при та-кого рода переселении латин оставлял в родном городе мужское потомство. После союзнической войны в I в. до н.э. все латины, жившие в Италии, полу-чили права римского гражданства. Latini coloniarii получали права римского гражданства различными способами.

В частности, римское гражданство получали также латины, ис-полнявшие обязанности декуриона (члена муниципального сената). 3.3 Правовое положение перегринов Национальная замкнутость ius civile предопределяла особый статус не-граждан (hostes, peregrini), допустимость правильных сделок, с которыми commercium специально устанавливалась законом. Перегринами назывались чужеземцы как не состоявшие в подданстве Рима, так и римские подданные, не получившие ни римской, ни латинской правоспособности.

Такие “чужаки” в древнейшую эпоху считались бесправ-ными. Это в основном население завоёванных Римом «провинций», среди которых Греция, Египет, Галлия (ныне Франция), Иберия (ныне Испания) и т.д. С развитием хозяйственной жизни это бесправие стало нетерпимым и пе-регрины были признаны правоспособными по системе ius gentium(право на-родов).

В начале III в. Каракалла предоставил права римского гражданства подданным Римского государства. Рим оставался столицей, носителем и ис-точником власти, но с привилегиями собственно «римского народа» было покончено. 3.4 Правовое положение рабов С самых древних времен, к которым относятся наши сведения о Рим-ском государстве, и вплоть до конца его существования римское общество было рабовладельческим.

Социальное положение рабов было неодинаковым на разных этапах римской истории. В древнейшую эпоху рабы в каждой отдельной семье были немногочисленны. Они жили и работали совместно со своим хозяином и его подвластными и по бытовым условиям не очень резко отличались от них. По мере завоеваний число рабов сильно увеличилось, и рабство оставалось ос-новой всего производства. Они стали жить отдельно от своих господ: не только исчезла прошлая патриархальность

отношений, но осуществлялась беспощадная эксплуатация рабов. Правовой статус рабов определялся тем, что раб - не субъект права, он - одна из категорий наиболее необходимых в хозяйстве вещей, наряду со ско-том или как привесок к земле. Рабство устанавливалось следующими способами: 1) рождением от матери-рабыни (хотя бы отцом ребенка было сводное лицо; наоборот, если отец - раб, а мать - свободная, ребенок признавался сво-бодным);

2) взятием в плен или просто захватом лица, не принадлежащего к го-сударству, связанного с Римом договором; 3) продажей в рабство (в древнюю эпоху); 4) лишением свободы в связи с присуждением к смертной казни или к работам в рудниках (присужденный к смертной казни рассматривался как раб). Прекращалось рабство манумиссией (отпущением на свободу). В некоторых случаях раб, отпущенный на свободу, возвращался обрат-но в состояние рабства (например,

вследствие проявления грубой неблаго-дарности в отношении лица, отпустившего его на свободу). 3.5 Правовое положение вольноотпущенников Уже с древнейших времён в Риме, как и в других рабовладельческих государствах, существовало право предоставления рабу свободы, отпущение на волю. Причин для этого было много. В классическом римском праве пра-вовое положение вольноотпущенника определялось в зависимости от прав лица, отпустившего на волю.

Например, раб, отпущенный на свободу кви-ритским собственником, приобретал права римского гражданина, а отпущен-ный на свободу лицом, право собственности, которого опиралось не на ци-вильное лицо, а на преторский эдикт, приобретал только латинское граждан-ство. При Юстиниане эти различия были сглажены: если манумиссия выпол-нена в соответствии с законом, вольноотпущенник становился римским гра-жданином. Однако, даже приобретая римское гражданство, вольноотпущенник (или

либертин) по своему правовому положению не вполне приравнивался к свободнорожденному. В области частного права существовали, во-первых, некоторые специ-альные ограничения правоспособности вольноотпущенника. Например, до Августа вольноотпущеннику запрещалось вступать в брак с лицом свободно-рожденным. Запрещение брака вольноотпущенника с лицом сенаторского звания сохранялось вплоть до Юстиниана. Во-вторых, либертин находился в зависимости от своего бывшего господина (именовавшегося его

патроном). Так, патрон имел право: а) на почтительность либертина в отношении патрона. Это имело, на-пример, практическое значение в том отношении, что вольноотпущенник не мог вызвать патрона на суд и, следовательно, был беззащитен против произ-вола патрона; б) на выполнение услуг для патрона (по существу моральная обязан-ность, но она обыкновенно подкреплялась договором и превращалась в юри-дическую). Обязанность либертина выполнять услуги для патрона приводила к такой эксплуатации, что претор

был вынужден все-таки выступать с неко-торыми ограничительными мерами; в) на наследование после вольноотпущенника, а также право на али-менты со стороны вольноотпущенника. Такое право принадлежало в случае нужды не только самому патрону, но и его детям и родителям. 3.6 Правовое положение колонов В условиях экономического кризиса III в. получает развитие особая ка-тегория зависимого населения – прикрепленные к земле крестьяне.

Под име-нем колона в классическую эпоху подразумевали арендатора земли (мелкого фермера), формально свободного, хотя экономически зависимого от земле-владельца. Распространение мелкой земельной аренды было вызвано экономиче-ским положением Римского государства. С прекращением завоевательных войн, дававших Риму огромные массы рабов, прилив рабской силы приоста-новился, а невыносимые условия, в которых содержались

рабы, приводили к тому, что их смертность значительно превышала рождаемость. Рабской силы перестало хватать для обработки земли. Процветавшее в последние годы республики плантаторское хозяйство с рабским трудом пе-рестало быть выгодным. Римские землевладельцы стали предпочитать сда-вать землю в аренду мелкими участками, нередко даже не за денежное возна-граждение, а за известную долю урожая и с возложением на арендатора так-же обязанности

обрабатывать и землю собственника. Эти мелкие арендаторы по маломощности своих хозяйств в большин-стве случаев были вынуждены прибегать к займам у своих хозяев, и оказыва-лись в долговой от них зависимости. В период абсолютной монархии поло-жение колонов осложнилось еще в связи с налоговой политикой императо-ров. Колоны были обложены натуральной податью, причем в налоговых до-кументах они приписывались к соответствующим земельным участкам. Эти обстоятельства приводили к тому, что, с одной стороны, землевла-делец зорко

следил за тем, чтобы его неоплатный должник-арендатор не ухо-дил с участка, а, с другой стороны, и государство было озабочено тем, чтобы земли не оставались без обработки и чтобы налоги с земли и подати с самого колона поступали исправно. На этой почве фактическое бесправие колонов стало превращаться в юридическое путем издания соответствующих постановлений. В IV в. н. э. закон запретил свободным арендаторам, сидящим на чужих землях, остав-лять арендуемые участки, а землевладельцам было запрещено отчуждать свои земли

отдельно от колонов, сидящих на них. В результате колоны из свободных людей превращаются в крепостных, в “рабов земли”. Колонат в этом смысле был зародышем феодализма. На положение крепостных переводились иногда покоренные народы, переселявшиеся на римскую территорию. В некоторых провинциях (напри-мер, в Египте) подобного рода отношения были известны еще до завоевания этих провинций Римом. В колонат перерастало иногда также и пользование пекулием со стороны рабов, которые

прикреплялись в этих случаях к земель-ным участкам. Последнее обстоятельство еще более стирало различия между рабом и крепостным колоном. Колон становится лицом хотя и свободным, но очень близким по социальному и юридическому положению к рабу. Колон становится связанным с землей, которую он сам по своей воле не может ос-тавить и от которой не может быть оторван против своей воли. Колон имеет право вступить в брак, иметь собственное имущество.

Но он прикреплен к земле, притом не только лично: дети его также становятся колонами. Подоб-но рабам колоны могли в отдельных случаях отпускаться на свободу, но это освобождение означало для них и “освобождение” от земельного участка, ко-торым они кормились. Заключение В заключение следует сказать, что древняя Римская цивилизация пред-ставляла собой прогрессивный тип развития.

Для неё характерен динамизм: важные перемены происходили на протяжении жизни одного поколения. Необходимо отметить наиболее важные события, произошедшие за пе-риод существования римской цивилизации: – впервые получили развитие частнособственнические отношения, хотя полной частной собственности в греко-римском мире не было; – впервые сложилась развитая система товарно-денежных отношений: производство было ориентировано по преимуществу на рынок; – наличие многообразия развитых государственных форм: демократия,

аристократическая республика, древнегреческая тирания, империя. Рим – исторически первая цивилизация, основанная на требовании со-блюдения хорошо разработанных законов. Огромный интерес представляет римское право (Законы XII таблиц), а также отношение граждан к законам своего государства. В ходе развития римской цивилизации были заложены основы граж-данского общества – самоорганизации населения.

Правда, оно не противо-стояло государству, а было его основой, что обуславливалось спецификой полиса как гражданской общины. Достижения античности – это достижения свободного человека. "Клас-сическая" эксплуатация рабов – исключение, а не правило для греко-римской цивилизации: утверждение рабовладельческого способа производства в Рим-ской империи (II в. до н.э. – III в. н.э.) было одним из основных факторов ги-бели античного мира.

В древнем Риме кризис представлял собой длительный процесс, проте-кавший со времени превращения Рима в Средиземноморскую державу и до падения Западной Римской империи. В социальной сфере происходило раз-мывание основы полиса – слоя мелких и средних землевладельцев-общинников, ремесленников и торговцев, живущих результатами собствен-ного труда. Резкая имущественная дифференциация внутри этого слоя была след-ствием развития товарно-денежных отношений,

а также широкого использо-вания труда рабов в крупных хозяйствах. Под воздействием развития товар-но-денежных отношений мелкие и средние собственники разорялись, а те, кто богател, захватывал или скупал землю у бедных, создавал ремесленные мастерские, в которых трудились рабы. Как следствие этих процессов при-шло в упадок народное ополчение. Для Рима это привело к замене народного ополчения профессиональной армией, а в результате к падению

республики и утверждению империи. На территории Римской империи продолжали существовать италий-ские города – государства, а в тех провинциях, где раньше не было полисов, в период римского владычества они возникли. Постепенная утрата римляна-ми своей исключительности в результате всё более широкого представления римского гражданства населению провинций и введение нивелирующей сис-темы управления империей не меняло внутреннюю структуру государства. В условиях общего кризиса

III в. н.э. в результате натурализации хо-зяйства и свёртывания товарно-денежных отношений города стали прихо-дить в упадок и центрами хозяйственной, а затем и политической жизни по-степенно стали крупные поместья. Империя распалась на Восточную и За-падную, усилились центробежные тенденции в провинциях. Попытки рим-ских императоров остановить этот процесс путём усиления бюрократическо-го аппарата и тотальной слежки за администрацией провинций не могли принести успех.

По мере переноса центра тяжести общественной жизни из города в по-местье, складывания новой социальной структуры (духовенство, крупные землевладельцы, зависимые земледельцы, владевшие участком земли), рас-пространения христианства в Западной Римской империи складывались предпосылки перехода к средневековью. Список использованной литературы 1.Всеобщая история государства и права: Учебник/ Под. ред. проф. К.И.Батыра М.:Юристъ, 1998. 2.

История государства и права: Учебно-методическое пособие в 4-х томах / Сост. канд. полит. н. Кирнос А.В канд. полит. н. Колесников В.А. – Том 1. – Государство и право древнего и средневекового мира. – Воронеж, 1998. 3. История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов. Под ред проф. Крашенниниковой

Н.А. и проф. Жидкова О.А. – М.: Издательская группа ИНФРА.М–НОРМА, 1997. 4. Хрестоматия по истории Древнего Рима / Под ред. В.И. Кузищина. – М.: Высшая Школа, 1987. 5. Всеобщая история государства и права. М. Черниловский М.: Юристъ, 1996. 6. История Древнего Рима /Под ред.

А.Г. Бокщанина и В.И. Кузищина. – М.: Высшая школа, 1971. 7. Всеобщая история государства и права: Учебник для вузов. Под ред. проф. К.И. Батыра. – 2000. 8. Римское частное право: Учебник / Под ред. проф. И.Б. Новицкого М 1999. 9. Государство и право Древнего Рима. Бирюков Ю.М. – М.: изд-во

ВПА, 1969. 10. История упадка и крушения Римской империи. Тиббон Э. – М.: Наука, 1994.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Банківські операції з пластиковими картками
Реферат Банковская система Республики Казахстан проблемы и перспективы её развития
Реферат Взаимодействие органов дознания и следствия
Реферат Банк России его функции и взаимоотношения с кредитными организациями
Реферат Банковская система России и современные особенности ее функциониро
Реферат Банковская система Италии
Реферат The Differences Between Aegean And Egyptian Art
Реферат по Логистике
Реферат Зміст діагностичних карт первинних перевірок вузлів і підсистем
Реферат "Донские рассказы" Михаила Шолохова
Реферат Крэш и восстановление диска
Реферат Поэзия о поэзии: Золотой и Серебряный века русской культуры
Реферат Конституционное устройство России и зарубежных стран
Реферат Macbeth ~ The Devastating Power Of Guilt
Реферат Зарубежный опыт права на отказ от военной службы по убеждениям совести