Реферат по предмету "Государство и право"


Российская Федерация – федеративное государство

Содержание:
1. Введение…………………………………………………………………2
2. Основная часть.
2.1 Верховенство Конституции ифедеральных законов……………….3
2.2 Равноправие субъектовфедерации…………………………………..7
2.3 Государственнаяцелостность………………………………………14
2.4 Единство системы государственнойвласти………………………..17
2.5 Разграничение предметов ведения иполномочий между органами государственной власти РФ и органами государственнойвласти субъектов РФ…………………………………………………………….…24
2.6 Равноправие и самоопределениенародов………………………….34
3.Заключение………………………………..……………………………40
Список используемойлитературы……………………………………..41

1.        Введение
В соответствии сКонституцией РФ (ст.1) Российская Федерация
есть федеративноегосударство.
Как заметил Вишняков В.Г., «принципы устройства федеративного государства относятся к основополагающимконституционным основам и определяют всю систему отношений между федеральнымцентром и субъектами Федерации»1. Среди таких принципов выделяютследующие: верховенство Конституции и федеральных законов; равноправиесубъектов Федерации; государственная целостность; единство системыгосударственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий междуорганами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектовРФ; равноправие и самоопределение народов.Выбраннуюмной тему исследовали разные ученые, однако следует
остановиться только на некоторых из них. В частности,Вишняков В. Г. посвятил свою работу проблемам федеративного устройстваРоссийской Федерации. Козак Д. Н. рассмотрел в своей работе проблемыразграничения полномочий между федеральными органами государственной власти иорганами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Целью данной курсовойявляется рассмотрение, тщательное исследование указанных выше принциповфедеративного государства; установление связи Конституции РФ и Законов вотношении названных принципов.
 
/> 

1 Вишняков В. Г.Конституционное регулирование федеративных отношений // Государство и право,1998, №12, с. 21.

2. Основная часть
 
2.1 ВерховенствоКонституции и федеральных законов
Всоответствии с Конституцией РФ (ч. 2 ст. 4), «Конституция Российской Федерации ифедеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации».Верховенство федеральной Конституции и федеральных законов на всей территорииРФ обеспечивает единство, согласованность и стабильность всей ее правовойсистемы. Причем понятие «федеральные законы» в контексте данной статьи следуетпонимать в его широком значении, т. е. и как собственно федеральные законы, икак федеральные конституционные законы.
«Верховенство федеральных законов предполагает точное и неуклонноеих соблюдение, исполнение и применение»1, — отмечает Окуньков Л. А.Из этого вытекает требование точного соответствия Конституции и федеральнымзаконам всех нормативных правовых актов, принимаемых федеральными органамиисполнительной власти, а также законов и иных нормативных правовых актов,принимаемых субъектами Российской Федерации по предметам совместного веденияФедерации и ее субъектов. Если же противоречие обнаруживается, то применяетсянорма Конституции или федеральный закон. Акты, не соответствующие им, подлежатв установленном порядке опротестованию, приостановлению, отмене. Как следует изсмысла данной статьи Конституции, это правило действует на всей территорииРоссийской Федерации.
Вч. 1 ст. 76 говорится, что «по предметам ведения Российской Федерациипринимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющиепрямое действие на всей территории Российской Федерации».
/> 

1 Постатейный комментарий кКонституции РФ / Под ред. Л. А. Окунькова. Москва, 1996.
Ч. 5 ст. 76 Конституции РФ устанавливает гарантии и пределы действия иприменения федеральных законов, а также законов и иных актов субъектовФедерации, изданных по предметам ведения Российской Федерации, а также попредметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. В данной статьеуказано, что «законы и иные нормативные правовые акты субъектов РоссийскойФедерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии счастями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия междуфедеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действуетфедеральный закон».
Изданного положения вытекают два практических последствия.
Во-первых,любой акт субъекта Федерации, в том числе и закон республики в составеРоссийской Федерации, противоречащий федеральному закону, изданному попредметам исключительного ведения Российской Федерации и ее совместного веденияс субъектами Федерации, не подлежит применению, так как согласно Конституции вэтом случае действует федеральный закон.
Во-вторых,приоритет федерального закона относится также и ко всем иным нормативнымправовым актам, изданным в Российской Федерации; актам федеральных органов –Правительства, федеральных министерств, государственных комитетов и иныхведомств, поскольку они также изданы в Российской Федерации.
Изданной формулы вытекает также то, что приоритет федерального законараспространяется и на указы Президента Российской Федерации, поскольку егоуказы и распоряжения не должны противоречить
КонституцииРоссийской Федерации и федеральным законам (ч. 3 ст.90).
Ч. 6 ст. 76 устанавливает важную гарантию приоритета нормативногоправового акта субъекта Федерации в случае противоречия между федеральнымзаконом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным всоответствии с ч. 4 той же статьи. Это означает, что при наличии такогопротиворечия действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.
Такого ясного признания приоритета не только законов, но и иных актов(например, уставов) субъектов Федерации не содержалось в текстах прежнихроссийских конституций. Признание приоритета актов субъектов Федерации повопросам их собственного регулирования полностью соответствует ст. 73Конституции и юридически гарантирует положение о том, что субъекты Федерациивне пределов, указанных в данной статье, «обладают всей полнотой государственнойвласти».
Разумеется,и по этим вопросам возможны споры о компетенции в Конституционном СудеРоссийской Федерации, однако такие споры могут разрешаться только с сохранениемприоритета действия нормативного акта субъекта Федерации вне пределов веденияРоссийской Федерации и ее субъектов, указанных в ч. 4 ст. 76 Конституции.
Следуеттакже добавить, что индивидуальные правовые акты должны соответствоватьнормативным, а если федеральный закон имеет приоритет перед тем или инымнормативным актом, то ему должен соответствовать и ненормативный акт. В случаеего расхождения с законом действует закон.
Несмотряна то что в Конституции Российской Федерации определены основные принципыверховенства Конституции и федеральных законов, «данный основополагающий государственныйпринцип нарушается»1. Так, во многих республиках РоссийскойФедерации закреплено юридическое верховенство их конституций по отношению кфедеральной Конституции (Ингушетия, Калмыкия, Татарстан, Башкортостан, Тыва,Кабардино-Балкарская Республика). Некоторые субъекты установили в одностороннемпорядке приоритет республиканского законодательства над федеральным, закрепилиправо приостановления на территории республики действия законов и иныхнормативных актов Российской Федерации, если они противоречат Конституции илизаконам субъектов Российской Федерации (Саха, Коми, Тыва, Татарстан,Башкортостан). Все эти установления-нарушения разрушают единое правовоепространство Российской Федерации и ведут к возникновению правовогосепаратизма.
2.2 Равноправиесубъектов федерации
КонституцияРоссийской Федерации в ч. 1 ст. 5 закрепляет, что «РоссийскаяФедерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения,автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации».
Эторавноправие также состоит в предоставлении всем субъектам Российской Федерацииправ принятия законов (ст. 76 К. РФ).
Объем принадлежащих исключительно Российской Федерации предметовведения и полномочий должен быть достаточным для защиты интересов всегомногонационального народа России. А они не могут быть защищены, если Федерацияне обеспечит единого правового регулирования в сфере экономики, социального,культурного развития, если не будут гарантированы права и свободы человека игражданина в рамках всего исторически сложившегося государства, не будетвыработана единая политика в сфере межнациональных отношений. Необходимымусловием для решения этих задач в масштабе всей Федерации являетсяпредоставление ей права устанавливать систему федеральных органовзаконодательной, исполнительной и судебной власти, а также обеспечивать ихэффективную деятельность. П. «н» ч. 1 ст. 72 К. РФ гласит, что «в совместномведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится …установление общих принципов организации системы органов государственной властии местного самоуправления».
/>«Масштабы нашей страны иразнообразие условий в ней столь велики, — говорит Окуньков Л. А., — чтоуправление ею только из единого центра не представляется возможным»1.Она занимает более 17
1 Вишняков В. Г. Конституционное регулирование федеративныхотношений // Государство и право, 1998, №12, с. 27.
млн. кв. км, расположена в нескольких природных зонах с различнымиклиматическими условиями. На ее территории проживает более 140 народов,находится более тысячи городов и несколько тысяч поселков. Поэтому важнымфактором, оказывающим решающее воздействие на распределение предметов ведениямежду Федерацией и ее субъектами, является необходимость учета органами государственнойвласти и управления условий, в которых проживает население субъекта Федерации.В силу этого, например, именно субъектам Федерации принадлежит правоустанавливать, причем самостоятельно, систему органов государственной власти.Эти органы должны лишь соответствовать основам конституционного строяРоссийской Федерации и общим принципам организации представительных иисполнительных органов государственной власти, устанавливаемым федеральнымзаконом в интересах всего многонационального российского народа. Для того чтобыне допустить какого-либо нарушения законных прав и интересов РоссийскойФедерации и ее многонационального народа, Конституция закрепила принцип,согласно которому законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации немогут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с полномочиямиФедерации, причем в случае противоречий между ними действует федеральный закон.
Равноправиесубъектов Российской Федерации состоит также в равном представительстве всехсубъектов в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: «ВСовет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РоссийскойФедерации: по одному от представительного и исполнительного органовгосударственной власти» (ч. 2 ст. 95 Конституции РФ).
Также равноправие субъектов РФ состоит и в том, что «вовзаимоотношениях с федеральными органами государственной власти
/>1 Постатейный комментарий к Конституции РФ / Под ред.Л. А. Окунькова. Москва, 1996.
все субъекты Российской Федерации между собой равноправны» (ч. 4 ст. 5 К.РФ). Тем самым действующая Конституция положила конец претензиям руководителейотдельных субъектов Федерации на особое положение этих субъектов в Федерации.
В то же время между субъектами Федерации имеются определенные различия вгосударственной организации субъектов, в частности:
·         Республикаявляется государством в составе Федерации (ч. 2 ст. 5
К.РФ). Она обладает всей полнотой государственной власти на своей территории,кроме тех полномочий, которые находятся в ведении федеральных органовгосударственной власти. Государственная власть республики исходит от ее народа,реализовавшего свое право на самоопределение в форме государства в составе РФ.
·         За республикамизакреплено право на принятие Конституций, в то время как остальные субъектыФедерации принимают Уставы: «Республика (государство) имеет свою конституцию изаконодательство. Край, область, город федеральногозначения, автономная область, автономный округ имеет свой устав изаконодательство» (ч.2 ст. 5 К. РФ).
·         Республикив составе РФ самостоятельно определяют систему
своих органов государственной власти в соответствии с основамиконституционного строя, общими принципами организации представительных иисполнительных органов государственной власти в РФ и законодательствомреспублики. Помимо этого республики имеют право на именование своих органовгосударственной власти высшими. Так, каждая республика имеет свойзаконодательный (представительный) орган – Парламент; главу исполнительнойвласти или главу республики (Президента); свое Правительство; Верховный Суд иВысший Арбитражный Суд.
·         Толькореспублики наделены правом устанавливать свои
государственные языки: «Республики вправе устанавливать своигосударственные языки. В органах государственной власти, органах местногосамоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются нарядус государственным языком Российской Федерации» (ч. 2 ст. 68 К. РФ). «Централизованнорегламентировать эти вопросы – значит вторгаться, вмешиваться в их внутренниенациональные дела»1.
Провозглашениенациональных языков государственными в республиках идет весьма интенсивно. Вряде республик государственными провозглашены несколько языков. Так, вКабардино-Балкарской Республике государственными кроме русского являютсякабардинский и балкарский, а в Республике Марий Эл – марийский луговой имарийский горный языки. Во многих республиках наряду с национальным(национальными) в качестве государственного определен также русский язык – вБурятии, Хакасии, Саха (Якутии) и др. Едва ли верно употреблять в официальнойдеятельности республик только свой национальный язык. Ведь в республикахпроживает много русскоязычного населения. Кроме того, государственно-правоваядеятельность республик предполагает их отношения с центральными органамиФедерации, другими ее субъектами.
ЗаконРФ от 25.10.1991 «О языках народов Российской Федерации» устанавливает, что«республики вправе устанавливать в соответствии с Конституцией РоссийскойФедерации свои государственные языки» (ст. 3).
·         Различие и в наличии республиканскогогражданства;
·         Каждая республика имеет право нагосударственную символику,
·    которая включаетГосударственный герб, Государственный флаг и Государственный гимн, а такжеправо на столицу.
·    Каждая республикасамостоятельно утверждает Государственный герб, Государственный флаг иГосударственный гимн – официальные символы государства, выражающие егосамобытность и исторические традиции народов, населяющих эти республики, атакже имеет столицу.
/>

1 Постатейный комментарий кКонституции РФ / Под ред. Л. А. Окунькова. Москва, 1996.
Здесьследует отметить, что важным компонентом конституционно-правового статуса РФявляются ее государственные символы – Государственный флаг,  Государственныйгерб и Государственный гимн.
СогласноФКЗ от 25.12.2000 «О Государственном флаге РФ», «Государственныйфлаг Российской Федерации является официальным государственным символомРоссийской Федерации. Государственный флаг Российской Федерации представляетсобой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней– белого, средней – синего и нижней – красного цвета. Отношение ширины флага кего длине 2:3» (ст. 1).Согласно ФКЗ от25.12.2000 «О Государственном гербе РФ», «Государственный герб РоссийскойФедерации является официальным государственным символом Российской Федерации»(ст. 1).Согласно ФКЗ от25.12.2000 «О Государственном гимне РФ», «Государственный гимн РоссийскойФедерации является официальным государственным символом Российской Федерации»(ст. 2).
«В подавляющембольшинстве стран, – отмечает Вишняков В. Г., – конституционное регулированиефедерации строится на принципе равноправия субъектов»1, преобладаетобщая тенденция
/>выравнивания статуса субъектов федерации сограниченностью их суверенитета. В США, Германии и в ряде других федеральныхгосударств не существует различий в конституционном статусе субъектовфедерации. Законодательством членов федерации (штатов, земель и др.)устанавливается не их особый статус в составе федерации, а различие в правовомрегулировании разных сфер деятельности субъектов федерации. При этомфедеральные органы обладают общей компетенцией по осуществлению государственнойвласти на территории всего государства, а субъекты
1 ВишняковВ. Г. Конституционное регулирование федеративных отношений // Государство иправо, 1998, №12, с. 24.
федерации– ограниченной юрисдикцией на своей территории. Федерации строятся наотношениях «власть – подчинение» между органами федеральной власти и субъектовфедерации.
Конституционный статус субъектов Российской Федерации не ведет кнациональному неравноправию.
Внастоящее же время идет усиленный процесс подрыва суверенных прав РоссийскойФедерации путем одностороннего их присвоения субъектами Федерации, посредствомзакрепления права объявления военного положения (Республика Тыва), принятияреспубликанских законов о воинской службе (Республика Башкортостан, Саха(Якутия), Тыва), решения вопросов обороны, безопасности и судоустройства(Адыгея), отнесения к компетенции президента республики установления порядкаобразования территориальных воинских и иных формирований (Саха (Якутия)),отнесения всех природных ресурсов, находящихся на территории субъекта, к егоисключительной собственности (Тыва, Ингушетия, Саха (Якутия)), и др.Конституции республик в составе Российской Федерации, как правило, подчеркиваютнациональный характер своей государственности. Закрепляется главенствующая рольтитульной нации в политике государства, ей же отдается предпочтение в процессахпринятия решений по общереспубликанским вопросам (Коми, Удмуртия, Бурятия,Башкортостан).
Посколькув Российской Федерации нет многонациональных территориальных образований,указанный подход не учитывает фактического многонационального состава любойреспублики и нарушает ч. 3 ст. 5 Конституции Российской Федерации,устанавливающую принцип равноправия и самоопределения народов.
 
2.3 Государственнаяцелостность
Федеративное устройствоРоссийской Федерации основано на ее государственной целостности.
Ч. 3 ст. 4 Конституции РФговорит, что «РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории».
А ч. 3 ст. 5 К. РФ, что«федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности …».
Российская Федерациясостоит из государств, государственно-территориальных инационально-государственных образований, созданных для достижения общих целей спомощью федеральной власти. Это предполагает стремление субъектов РФ кгосударственному, политическому и социально-экономическому единству, котороевыражается в государственной целостности Российской Федерации.
Каждому подлиннофедеративному государству свойственно унитарное начало. Это начало непротивоположно федерализму. Такой противоположностью является абсолютно единоегосударство. Унитаризм и федерализм есть те две основные силы, которыедействуют внутри федеративного государства и определяют его действительныйоблик в зависимости от преобладания одной из них. Однако ни одна из этихсоставляющих не теряет своего влияния полностью. Если исчезнет унитарноеначало, то федеративное государство подвергнется опасности дезинтеграции, инаоборот, если нежизненным оказывается федерализм, федеративное государствопревращается в полностью единое.
Государственнаяцелостность Российской Федерации обеспечивается целостностью инеприкосновенностью ее территории; единством экономического пространства,которое не допускает установления таможенных границ, пошлин, сборов икаких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовыхсредств (ч.1 ст. 8
Конституции РФ); верховенством Конституции РФ ифедеральных законов на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 4 К. РФ);единым гражданством Российской Федерации (ст. 6 К. РФ); отсутствием у субъектовРоссийской Федерации права выхода из состава Федерации или иного изменениясвоего статуса без согласия Российской Федерации, поскольку одностороннеерешение такого рода вопросов представляет угрозу государственной целостностиРоссии, единству системы государственной власти.
Здесь следует привести следующий правовой акт.
ФКЗот 17.12.2001 «О порядке принятия в РоссийскуюФедерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации»устанавливает основные условия и процедуру принятия в Российскую Федерацию иобразования в ее составе нового субъекта Российской Федерации. В нем сказано,что «при принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе новогосубъекта должны соблюдаться государственные интересы Российской Федерации,принципы федеративного устройства Российской Федерации, права и свободычеловека и гражданина, а также учитываться сложившиеся исторические,хозяйственные и культурные связи субъектов Российской Федерации, ихсоциально-экономические возможности» (п. 1 ст. 3).
Целостность и неприкосновенность территории является одним изосновных элементов безопасности государства, а их защита и обеспечение – однойиз важнейших его функций.
«Активизация деятельности России в области международногосотрудничества и партнерства, важные шаги, предпринятые Россией для ядерногоразоружения мирового сообщества»1, другие активные действия напользу мира и безопасности свидетельствуют о новых приоритетах в военнойдоктрине Российской Федерации. Однако до тех пор, пока будет оставатьсяпотенциальная угроза вооруженного нападения на нашу страну другого государства(или группы государств), Россия вынуждена будет поддерживать достаточный уровеньобороноспособности для защиты жизненно важных интересов государства, в томчисле для обеспечения целостности и неприкосновенности своей территории.
/>

1 Постатейный комментарий кКонституции РФ / Под ред. Л. А. Окунькова. Москва, 1996.
РоссийскаяФедерация располагает для этого всеми необходимыми силами и средствами:Вооруженными Силами, которые согласно приоритетам военной политики Россиидолжны быть предназначены исключительно для защиты независимости итерриториальной целостности Российской Федерации, а также для выполнения еемеждународных обязательств; федеральными органами внешней разведки иконтрразведки; пограничными, железнодорожными и другими войсками.
БезопасностьРоссийской Федерации, включающая обеспечение целостности и неприкосновенностиее территории, достигается единой государственной политикой в данной области,соответствующими краткосрочными и долгосрочными федеральными программами,системой мер экономического, политического, организационного и иного характера,адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.
О важноститерриториальной целостности Российского государства говорит сам факт помещенияданного конституционного положения в гл. 1 Конституции.
 
2.4 Единство системы государственнойвласти
Закрепляя принципразделения государственной власти на законодательную, исполнительную исудебную, Конституция Российской Федерации в то же время подчеркивает, чтофедеративное устройство Российской Федерации основано на единстве системыгосударственной власти.
«Федеративноеустройство Российской Федерации основано на … единстве системы государственнойвласти» (ч. 3 ст. 5 К. РФ).
Указание нато, что федеративное устройство Российской Федерации основано на единствесистемы государственной власти означает, что Российская Федерация берет на себяобязательство руководствоваться основными принципами федерализма, всоответствии с которыми субъекты Федерации, как бы они ни назывались, имеютправо на им принадлежащие и за ними закрепленные предметы ведения и полномочия.
Единствосистемы государственной власти – одна из гарантий государственной целостностиРоссийской Федерации. «Одновременно это единство выступает в качестве одного изважнейших проявлений суверенитета Российской Федерации»1.
Единство системы государственной властивыражается в наличие единого органа или системы органов, составляющих в своейсовокупности высшую государственную власть. Юридические признаки единствасистемы государственной власти состоят в том, что совокупная компетенциягосударственных органов охватывает все полномочия, необходимые дляосуществления функций государства, а те или иные органы этой системы не могутпредписывать одновременно одним и тем жесубъектам при одних и тех же обстоятельствах взаимоисключающие правилаповедения.
В Российской Федерации государственная властьреализуется системой, в которую входят федеральные государственные органы –Президент, законодательные, исполнительные и судебные органы, а такжегосударственные органы всех субъектов Федерации (ст. 11 Конституции РФ).
/>«Федеральная государственная власть распространяется на всю территориюРоссийской Федерации и осуществляется Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ,Правительством РФ, Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, ВысшимАрбитражным Судом РФ и Генеральным прокурором РФ. Федеральные органыгосударственной власти в рамках Конституции и законов Российской Федерацииобеспечивают единство системы государственной власти в Российской Федерации»,–утверждает Барциц И. Н. Следует также сказать, что государственная власть субъектовРоссийской Федерации является неотъемлемой составной частью единой
1 Бахлов И. В. Современноефедеративное государство. Саранск, 1999, с. 54.
системы государственной власти в Российской Федерации ираспространяется на территорию субъектов Российской Федерации. Онаосуществляется органами законодательной, исполнительной и судебной властисубъектов Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов РоссийскойФедерации несут ответственность за соблюдение Конституции и законов РоссийскойФедерации, за действия, нарушающие единство системы государственной власти вРоссийской Федерации.
Местнаягосударственная власть является неотъемлемой составной частью единой системыгосударственной власти в Российской Федерации. Она осуществляется представительными,исполнительными и судебными органами, созданными в городах и районах, а такжеиных административно-территориальных единицах, непосредственно входящих всостав субъектов Российской Федерации, и распространяется на территорию городови районов, а также иных административно-территориальных единиц, непосредственновходящих в состав субъектов Российской Федерации.
Местная государственная власть взаимодействует с местнымсамоуправлением в формах, определенных федеральными законами и законамисубъектов Российской Федерации. Местные органы государственной властиосуществляют контроль за деятельностью органов местного самоуправления повопросам обеспечения законности и правопорядка, а также использованияматериальных и финансовых средств, выделяемых местному самоуправлению всоответствии с решениями федеральных органов государственной власти, органовгосударственной власти субъектов Российской Федерации и местных органовгосударственной власти.
Единствогосударственной власти в системе представительных и законодательных органовгосударственной власти обеспечивается:
/> 

1 Барциц И. Н. О единствегосударственной власти в Российской Федерации // Законодательство, 2001, №9, с.20.
·         правом участия представительных изаконодательных органов
субъектовРоссийской Федерации в федеральном законодательном процессе;
·         правомучастия местных представительных органов в
законодательном процессе субъектов Российской Федерации;
·         правомотмены Федеральным Собранием РФ по заключению
Конституционного Суда РФ законов субъектов Российской Федерации,нарушающих Конституцию и законы Российской Федерации;
·         правомотмены представительными и законодательными органами субъектов РоссийскойФедерации по заключению конституционных (уставных) судов субъектов Федерациирешений местных представительных органов, нарушающих Конституцию и законыРоссийской Федерации, конституции (уставы) и законы субъектов РоссийскойФедерации.
Единствогосударственной власти в системе исполнительных органов государственной властиобеспечивается:
·         подчинениеморганов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации решениям федеральных органов исполнительнойвласти в пределах, установленных Конституцией и законами Российской Федерации;
·         подчинениемместных органов исполнительной власти решениям
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации впределах, установленных конституциями (уставами) и законами субъектовРоссийской Федерации.
Органыгосударственной власти субъектов Российской Федерации несут конституционнуюответственность за действия, нарушающие единство системы государственной властив Российской Федерации. Президенты и главы администраций (губернаторы)субъектов Российской Федерации могут быть отстранены от занимаемой должности занеоднократное грубое нарушение Конституции и законов Российской Федерации, атакже иные действия, нарушающие единство системы государственной власти вРоссийской Федерации. Президенты и главы администраций (губернаторы)отстраняются от должности указом Президента РФ на основе решенияКонституционного Суда РФ.
Представительныеи законодательные органы субъектов Российской Федерации могут быть распущены занеоднократное грубое нарушение Конституции и законов Российской Федерации,принятие законов и иных нормативно-правовых актов, подрывающих суверенитет и территориальнуюцелостность Российской Федерации, наносящих ущерб обороноспособностигосударства и разрушающих единую денежную и бюджетно-финансовую системуРоссийской Федерации. Представительные и законодательные органы субъектовРоссийской Федерации распускаются указом Президента РФ по представлениюФедерального Собрания РФ и на основе заключения Конституционного Суда РФ.
Местныеорганы государственной власти несут конституционную ответственность задействия, нарушающие единство системы государственной власти в РоссийскойФедерации. Формы ответственности местных органов государственной власти задействия, нарушающие единство системы государственной власти в РоссийскойФедерации устанавливаются конституциями (уставами) и законами субъектовРоссийской Федерации.
Ответственность властей субъекта Федерации занарушение федеральной Конституции и федерального законодательства надлежитопределить как «последствия нарушения федеративной дисциплины»1. Это– ответственность за ненадлежащее осуществление публичной власти. Очевидно, чтопри систематическом и грубом нарушении органами государственной власти иуправления субъектов Федерации требований федеральной Конституции ифедерального законодательства в отношении них должны быть примененысоответствующие меры ответственности. Отличительной чертой мер ответственностивластей субъектов Федерации является то обстоятельство, что она можетприменяться как за совершение конституционного правонарушения, так и в томслучае, когда невыполнение субъектом Федерации, его органами и должностнымилицами своих обязанностей обуславливается неспособностью обеспечитьстабильность в субъекте Федерации, выполнить все федеральные предписания,реализовать политический курс на укрепление государственно-правового единствастраны.
Как показывает практика государственно-правовогоразвития России, договорные, согласительные, координационные и иные механизмы,направленные на достижение взаимопонимания между Федерацией и ее субъектами,далеко не всегда достигают поставленных целей. В условиях игнорированиявластями ряда субъектов Федерации требований и законных интересов Федерациипоследняя вынуждена прибегать к принудительным мерам обеспечениягосударственного и правового единства страны. Подобное обращение к мерамфедерального принуждения вполне допустимо и является нормальным правовыминструментом в том случае, если меры подобного принуждения предварительнопрописаны в конституционном законодательстве, и все субъекты федеративныхправоотношений осведомлены о возможных инструментах правового воздействия. БарцицИ. Н. считает, что «несовершенство системы государственного управления, преждевсего институциональных структур, призванных обеспечить однородность правовогопространства, представляет собой одну из фундаментальных проблем современногороссийского государства»1. По его мнению, данное утверждениеобъясняется следующими причинами:
·         во-первых, законодательнозакрепленным отказом от
·         вертикального единства системыгосударственной власти сверху донизу;
·         />во-вторых, безудержным ростом количества нормативно-правовыхактов субъектов РФ, противоречащих федеральному
1 Барциц И. Н. О единствегосударственной власти в Российской Федерации // Законодательство, 2001, №9, с.22.
законодательству.Согласно п. «п» ст. 71 КонституцииРФ, в ведении Российской Федерации находится федеральное коллизионное право.Таким образом, определение процедур разрешения юридических споров, коллизийявляется исключительной прерогативой Федерации. Именно федеральные органыгосударственной власти и управления признаются субъектами, принимающимиокончательное решение в коллизионных ситуациях.
2.5 Разграничение предметов ведения и полномочий междуорганами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектовРФ.
Ч. 3 ст. 11 Конституции РФ гласит, что «разграничениепредметов ведения и полномочий между органами государственной власти РоссийскойФедерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерацииосуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами оразграничении предметов ведения и полномочий».
Характерная черта всякой федерации – разграничениепредметов ведения и полномочий между ее органами и органами входящих в неесубъектов.
«В большинстве стран, – отмечает Козак Д. Н., –разграничение предметов ведения между федерацией и ее субъектами осуществляетсяфедеральной конституцией»1. В некоторых странах, однако, конституциядопускает по отдельным вопросам разграничение предметов ведения междуфедерацией и ее субъектами в текущем законодательстве. Так, Основной Закон ФРГ(ст. 71) предусматривает возможность «перераспределения предметов ведения,принадлежащих исключительно федерации, путем издания обычного федеральногозакона». Конституция США (разд. 8 ст. 1), наоборот, создает юридическуювозможность путем издания обычного
/>1 Барциц И. Н. О единствегосударственной власти в Российской Федерации // Законодательство, 2001, №9, с.22.
закона Конгрессом США расширять конституционноустановленный круг предметов, находящихся в исключительном ведении Федерации. КонституцияРоссийской Федерации указывает на три способаразграничения предметовведения и полномочий – собственно конституционный, договорный (ч. 3 ст. 11) изаконодательный (ст. 76).
Основной закон России определяет предметы веденияРоссийской Федерации (ст. 71), предметы совместного ведения (ст. 72), а такжеполноту государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 73).
Конституционные требования организации публичнойвласти в России предполагают неукоснительное соблюдение органами власти ст. 71Конституции Российской Федерации, устанавливающей предметы исключительноговедения Российской Федерации. Эти предметы не могут быть переданы в ведениесубъектов Российской Федерации или в сферу их совместного с РоссийскойФедерацией ведения иначе, чем через внесение изменений в Конституцию РоссийскойФедерации.
Следовательно, по предметам ведения РоссийскойФедерации к полномочиям федеральных органов государственной власти должнаотноситься вся полнота прежде всего регулятивных и контрольных полномочий.
Согласно ст. 71 Конституции РФ, «в ведении РоссийскойФедерации находятся:
а)принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов,контроль за их соблюдением;
б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;
в) регулирование и защита прав и свобод человека игражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита правнациональных меньшинств;
/>1 Козак Д. Н. Проблемы разграниченияполномочий между федеральными органами государственной власти и органамигосударственной власти субъектов Российской Федерации. Москва, 2001, с. 104.
г) установление системы федеральных органов законодательной,исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности;формирование федеральных органов государственной власти;
д) федеральная государственная собственность и управление ею;
е)установление основ федеральной политики и федеральные программы в областигосударственного, экономического, экологического, социального, культурного инационального развития Российской Федерации;
ж)установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное,таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики;федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
з)федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды региональногоразвития;
и)федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиесяматериалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь;деятельность в космосе;
к)внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международныедоговоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;
л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;
м)оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи ипокупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества;производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок ихиспользования;
н)определение статуса и защита государственной границы, территориального моря,воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентальногошельфа Российской Федерации;
о)судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-
процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство;амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное иарбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулированиеинтеллектуальной собственности;
п) федеральное коллизионное право;
р)метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчислениевремени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальныйстатистический и бухгалтерский учет;
с)государственные награды и почетные звания Российской Федерации;
т)федеральная государственная служба.Согласно ст. 72Конституции РФ, «в совместном ведении Российской Федерации и субъектовРоссийской Федерации находятся:
а)обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов ииных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения,автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации ифедеральным законам;
б)защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальныхменьшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности;режим пограничных зон;
в)вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другимиприродными ресурсами;
г) разграничение государственной собственности;
д)природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологическойбезопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников историии культуры;
е)общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры испорта;
ж)координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства идетства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
з)осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями,ликвидация их последствий;
и)установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
к)административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное,земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, обохране окружающей среды;
л)кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;
м)защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленныхэтнических общностей;
н) установление общих принципов организации системы органовгосударственной власти и местного самоуправления;
о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектовРоссийской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.
«Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий РоссийскойФедерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектовРоссийской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотойгосударственной власти» (ст. 73 К. РФ).
Эта статья важна для определения предметов ведения, принадлежащихисключительно субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям,городам федерального значения, автономной области, автономным округам.
«Исключительность» предметов ведения Российской Федерации, согласно ст.76 Конституции РФ, выражается прежде всего в том, что по предметам веденияРоссийской Федерации принимаются федеральные конституционные законы ифедеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РоссийскойФедерации.
Поэтому органы государственной  власти субъектов Российской Федерациимогут осуществлять по предметам ведения Российской Федерации лишьисполнительно-распорядительные полномочия, но только в случаях и пределах,установленных Федерацией.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектовРоссийской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии сними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч.2 ст. 76 К. РФ).
Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционнымзаконам (ч. 3 ст. 76 К. РФ).
Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения РоссийскойФедерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, городафедерального значения, автономная область и автономные округа осуществляютсобственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативныхправовых актов (ч. 4 ст. 76 К. РФ).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации немогут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частямипервой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральнымзаконом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральныйзакон (ч. 5 ст. 76 К. РФ).
Из данного положения вытекают два практических последствия:
·         любой акт субъекта Федерации, втом числе и закон республики в
составе Российской Федерации, противоречащий федеральному закону, изданномупо предметам исключительного ведения Российской Федерации и ее совместноговедения с субъектами Федерации, не подлежит применению, так как согласноКонституции в этом случае действует федеральный закон;
·         приоритетфедерального закона относится также и ко всем иным
нормативным правовым актам, изданным в Российской Федерации; актамфедеральных органов — Правительства, федеральных министерств, государственныхкомитетов и иных ведомств, поскольку они также изданы в Российской Федерации.
Из данной формулы вытекает также то, что приоритет федеральногозакона распространяется и на указы Президента Российской Федерации, посколькуего указы и распоряжения не должны противоречить Конституции РоссийскойФедерации и федеральным законам (ч. 3 ст. 90).
В случае противоречия между федеральным законом и нормативнымправовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частьючетвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъектаРоссийской Федерации (ч. 6 ст. 76 К. РФ).
Такого ясного признания приоритета не только законов, но и иныхактов (например, уставов) субъектов Федерации не содержалось в текстах прежнихроссийских конституций. Признание приоритета актов субъектов Федерации повопросам их собственного регулирования полностью соответствует ст. 73Конституции и юридически гарантирует положение о том, что субъекты Федерации внепределов, указанных в данной статье, «обладают всей полнотой государственнойвласти».
Разумеется, и по этим вопросам возможны споры о компетенции вКонституционном Суде Российской Федерации, однако такие споры могут разрешатьсятолько с сохранением приоритета действиянормативного акта субъекта Федерациивне пределов ведения Российской Федерации и ее субъектов, указанных в ч. 4 ст.76 Конституции.
Во всех частях ст. 76 К. РФ речь идет о порядке разрешенияпротиворечий между федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.Это, однако, не означает, что законам могут противоречить ненормативные акты, вчастности акты о назначении либо смещении должностных лиц, изданные снарушением федерального закона, имеющего приоритет по вопросам, отнесенным кведению Российской Федерации.
Индивидуальные правовые акты должны соответствовать нормативным, аесли федеральный закон имеет приоритет перед тем или иным нормативным актом, тоему должен соответствовать и ненормативный акт. В случае его расхождения с закономдействует закон.
Козак Д. Н. считает, что «совершенно очевидно, чтоконституционное разграничение предметов ведения не имеет под собой серьезнойнаучной проработки»1. Наиболее важные направления общественнойдеятельности бесспорно отнесены к ведению Федерации. Статьей 72 Конституции РФтакже определены и предметы совместного ведения. Предметы же ведения субъектовФедерации оказались неопределенными: трудно назвать какие-нибудь более илименее значимые предметы исключительного ведения субъектов Российской Федерации, поскольку им практически ничего неосталось. В этом видится, по мнению Козака Д. Н., одна из причин несоответствиязаконодательства субъектов Российской Федерации федеральному законодательству1.
31.03.1992 был подписан Федеративный договор по разграничению предметовведения и полномочий между федеральными органами государственной власти иорганами государственной власти субъектов Федерации.
ФЗ от24.06.1999 «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочиймежду органами государственной власти Российской Федерации и органамигосударственной власти субъектов Российской Федерации» устанавливает порядокпринятия федеральных законов по предметам совместного ведения РоссийскойФедерации и субъектов Российской Федерации, а также основные принципы и порядокразграничения предметов ведения и полномочий при заключении договоров
/>

1 Козак Д. Н. Проблемы разграничения полномочий междуфедеральными органами государственной власти и органами государственной властисубъектов Российской Федерации. Москва, 2001, с. 106.
междуорганами государственной власти Российской Федерации и органами государственнойвласти субъектов Российской Федерации о разграничении предметов ведения иполномочий, соглашений между федеральными органами исполнительной власти иорганами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче другдругу осуществления части своих полномочий.
Какправильно отмечает Ковачев Д. А., «вопрос о разграничении предметов ведениямежду федерацией и ее субъектами – это вопрос Конституции»1.
Итак, в действительности, несмотря на данный принцип федеративногоустройства Российской Федерации, субъекты Российской Федерации, не вступая воткрытую конфронтацию с федеральной властью, идут на установление такой системыгосударственного управления, в рамках которой принимаются нормативные акты,противоречащие Конституции Российской Федерации и федеральномузаконодательству.
При этом нередко нарушаются конституционные стандарты прав человека,которые должны действовать на всей территории России. «Одна из главных причин втом, – считает Козак Д. Н., – что отсутствует четкое разграничение полномочий иответственности между федеральными, региональными и местными органами власти»2.
 
2.6 Равноправие исамоопределение народов
Конституция Российской Федерации исходит из принципа равноправия исамоопределения народов в Российской Федерации.
«Федеративное устройство Российской Федерации основано на равноправии исамоопределении народов в Российской Федерации» (ч. 3 ст. 5 К. РФ).
/>1 Козак Д. Н. Проблемы разграниченияполномочий между федеральными органами государственной власти и органамигосударственной власти субъектов Российской Федерации. Москва, 2001, с. 106.
Федеративное устройство Российской Федерации исходит из праванародов на самоопределение. Данное право является одним из важнейших достиженийсовременной демократии и относится к общепризнанным нормам международногоправа. Но, как и всякая юридическая норма, право на самоопределение может бытьреализовано лишь при соблюдении определенных условий, закрепленных нормамимеждународного права.
Право на самоопределение оправданно, когда конкретный народ илинароды подвергаются угнетению или дискриминации по национальному признаку,вследствие чего граждане не имеют возможности реализовывать свои права ипользоваться свободами, принадлежащими им в соответствии с общепризнанныминормами международного права, в том числе если нарушается право каждогогражданина участвовать в ведении государственных дел как непосредственно, так ичерез свободно выбранных представителей.
Очевидно также, что реализация права на самоопределение не должнаприводить к нарушению правовых норм, соблюдение которых предусмотреномеждународным правом.
Как указано в Декларации о принципах международного права,касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами всоответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24.10.1970, приреализации права народа на самоопределение ничто не должно толковаться как«санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расширениюили к частичному или полному нарушению территориальной целостности илиполитического единства суверенных и независимых государств, имеющихправительства, представляющие весь народ, принадлежащий к данной территории,без различия расы, вероисповедания или цвета кожи».
/>1 Федерация в зарубежных странах / Подред. Д. А. Ковачева. Москва, 1993, с. 17.
2 Козак Д. Н. Проблемы разграниченияполномочий между федеральными органами государственной власти и органамигосударственной власти субъектов Российской Федерации. Москва, 2001, с. 110.
Всесказанное нисколько не ущемляет права народов на самоопределение. Онопризнается и может быть реализовано в различных формах, в числе которых ивхождение в состав другого государства, однако только при соблюдении указанныхвыше условий. Как известно, многие народы, проживающие на территории РоссийскойФедерации, самоопределились, иногда и по своей инициативе, но всегда с согласияи, при поддержке государственных органов Российской Федерации. Так возникли, например,Башкирская и Бурятская республики и многие другие. Самоопределение в составеРоссийской Федерации помогло становлению как самоопределившихся народов, так иРоссийской Федерации как суверенного государства.
Именноисторическое прошлое и настоящее учитывались в ст. 5 Конституции приконстатации того, что федеративное устройство Российской Федерации основано, вчастности, на «равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации».
Закрепленный статьей принцип равноправия народов в Российской Федерацииозначает также, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственнойвласти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны. Тем самымдействующая Конституция положила конец претензиям руководителей отдельныхсубъектов Федерации на особое положение этих субъектов в Федерации.
В Конституции РФ также сказано, что «Российская Федерациягарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условийдля его изучения и развития» (ч. 3 ст. 68).
Всоответствии с ч. 3 ст. 68 Конституции РФ серьезное внимание должно обращатьсяна обеспечение свободного развития языков в местностях компактного проживаниянациональных меньшинств. Здесь наряду с русским языком и государственнымиязыками республик в официальных сферах общения может использоваться языкнаселения данной местности. Так, в ст. 4 Закона «О языках народов РеспубликиХакасия» определяется, что республика создает условия для сохранения и развитияязыков малочисленных народов, не имеющих своих национально-государственных инационально-территориальных образований.
ВДекларации о государственном суверенитете РСФСР и Декларации «О языках народовРоссии» провозглашены принципы обеспечения представителям наций и народностей,проживающим за пределами своих национально-государственных образований или неимеющим их на территории России, их законных этнических и культурных прав,особой заботы и внимания государства к языкам малочисленных народов. Если непринять меры к сохранению таких языков, они скоро могут исчезнуть бесследно.
Российская Федерация оказывает моральную, материальную иорганизационную поддержку соотечественникам, живущим за пределами России. Так,15 мая 1992 г. было заключено Соглашение о сотрудничестве в области образованиягосударств – участников СНГ, которое предусматривает содействие удовлетворениюобразовательных потребностей населения, принадлежащего к национальнымменьшинствам и самобытным этническим группам, в том числе создание условий дляполучения образования на родном языке, оказание взаимной помощи в обеспечении иразработке оригинальных учебников и иной учебно-методической литературы, вподготовке и переподготовке педагогических кадров для национальных меньшинств иэтнических групп.
Закон РФ от 25.10.1991 «О языках народов Российской Федерации»направлен на создание условий для сохранения и равноправного и самобытногоразвития языков народов Российской Федерации и призван стать основой дляформирования системы правового регулирования деятельности юридических ифизических лиц, разработки нормативных правовых актов в целях реализацииположений настоящего Закона.
Следует сказать, что новой формой самоопределения народов вРоссийской Федерации является национально-культурная автономия, представляющаясобой общественное объединение граждан Российской Федерации, относящих себя копределенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации вцелях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развитияязыка, образования, национальной культуры.
Образование и деятельность национально-культурной автономиирегулируются ФЗ от 17.07.1996 «О национально-культурной автономии».
НастоящийФедеральный закон определяет правовые основы национально-культурной автономии вРоссийской Федерации, создает правовые условия взаимодействия государства иобщества для защиты национальных интересов граждан Российской Федерации впроцессе выбора ими путей и форм своего национально-культурного развития.
Согласност. 69 Конституции РФ, «Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленныхнародов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международногоправа и международными договорами Российской Федерации».
ФЗот 30.04.1999 «О гарантиях прав коренных малочисленныхнародовРоссийской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации,общепризнанными принципами и нормами международного права и международнымидоговорами Российской Федерации устанавливает правовые основы гарантийсамобытного социально-экономического и культурного развития коренных малочисленныхнародов Российской Федерации, защиты их исконной среды обитания, традиционныхобраза жизни, хозяйствования и промыслов.В настоящеевремя в Российской Федерации насчитывается свыше 60 малочисленных народов, изкоторых почти 35 не имеют каких-либо национально-территориальных образований.Среди них алеуты, ительмены, кеты, нганасаны, юкагиры и др.
Российская Федерация, регулируя правовой статус коренныхмалочисленных народов, обязалась исходить из принципов и норм, содержащихся вмеждународном праве, и заключенных ею международных договоров.
В основе международно-правовых актов, регулирующих права народов,лежат распространяющиеся и на коренные малочисленные народы принципыравноправия и самоопределения народов, право каждого человека обладать всемиправами и свободами без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы,цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений,национального или социального происхождения, имущественного, сословного илииного положения.
Соответственнов Международных пактах о правах человека 1966 г. закрепляется обязанность всех государств обеспечивать провозглашенные в них права всем лицам без какой бы то нибыло дискриминации в отношении расы, языка, религии и т. д.
Наряду с федеральным законодательством в Российской Федерации действуеттакже законодательство субъектов Федерации, регламентирующее статуснациональных административно-территориальных единиц и статус родовых общин иродовых угодий малочисленных народов Севера и Дальнего Востока. Среди такихактов можно назвать Закон Бурятской ССР от 24.10.1991 «О правовом статусеэвенкийских сельских (поселковых) Советов народных депутатов на территорииБурятской ССР, Закон Республики Саха (Якутия) от 23.12.1992 «О кочевой родовойобщине малочисленных народов Севера, Положение от 7.02.1992 «О статусе родовыхугодий в Ханты-Мансийском автономном округе».

Заключение
Итак, мырассмотрели наиболее важные принципы Российской
Федерации какфедеративного государства: верховенство Конституции и федеральных законов; равноправие субъектовФедерации; государственная целостность; единство системы государственнойвласти; разграничение предметов ведения и полномочий между органамигосударственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;равноправие и самоопределение народов.
Следует отметить, чтозакрепление в Конституции Российской Федерации федеративного устройства Россиине означает, что основы и формы сложившейся федеративной организации неизменны.Неизменным должно оставаться деление Федерации на субъекты, хотя сами субъектымогут быть иными; неизменно и тесное сотрудничество между Федерацией и еесубъектами, однако не обязателен на все времена нынешний объем полномочий какФедерации, так и ее субъектов.
Таким образом, принципы устройствафедеративного государства относятся к основополагающим конституционным основами определяют всю систему отношений между федеральным центром и субъектамиФедерации. Попытки подорвать эти принципы под видом все более демократических,реальных моделей федерализма ведут только к одному: размыванию, выхолащиваниюглавных, наиболее существенных черт федеративного государства, к стираниюграней между такими качественно различными формами государственных образований,как «конфедерация», «союз государств», «союзное государство», «унитарноегосударство».

Список используемойлитературы:
 
1.        Конституция РФ от12.12.1993г.
2.        ФКЗ от 25.12.2000№1-ФКЗ «О Государственном флаге РФ».3.        ФКЗ от 25.12.2000 №2-ФКЗ «ОГосударственном гербе РФ».
4.        ФКЗ от 25.12.2000№3-ФКЗ «О Государственном гимне РФ».
5.        ФКЗ от 17.12.2001№6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию иобразования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».
6.        ФЗ от 17.07.1996№74-ФЗ «О национально-культурной автономии».
7.        ФЗ от 30.04.1999№82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации».
8.        ФЗ от 24.06.1999 №119-ФЗ «Опринципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органамигосударственной власти Российской Федерации и органами государственной властисубъектов Российской Федерации».
9.        Закон РФ от 25.10.1991 №1807 «Оязыках народов Российской Федерации».
10.     Федеративный договор от10.04.1992г.
11.     УставОрганизации Объединенных Наций от 24.10.1970.
1.        Барциц И. Н. Оединстве государственной власти в Российской    Федерации // Законодательство,2001, №9.
2.        Бахлов И. В.Современное федеративное государство. С., 1999, с. 150.
3.        Вишняков В. Г. Конституционноерегулирование федеративных отношений // Государство и право, 1998, №12.
4.        Добрынин Н. М. Российскийфедерализм: проблемы и перспективы. М., 2003, с. 300.
5.        Козак Д. Н.Проблемы разграничения полномочий между федеральными органами государственнойвласти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. М.,2001, с. 125.
6.        Левакин И. В.Российская Федерация: проблемы государственного единства. М., 2002, с. 320.
7.        Научно-практическийкомментарий к Конституции РФ / Под ред.
В. В. Лазарева. М., 2003,с. 313.
8.          Постатейный комментарий кКонституции РФ / Под ред. В. И. Кудрявцева. М., 1996, с. 300.
9.        Постатейныйкомментарий к Конституции РФ / Под ред. Л. А. Окунькова. М., 1996, с. 540.
10.     Федерация в зарубежных странах /Под ред. Д. А. Ковачева. М., 1993, с. 445.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.