Реферат по предмету "История"


Личность князя Рюрика и его этническая принадлежность по данным русских летописных сводов XIV - XV вв.

 Колотушкин А.А.

Историю России принято начинать с уже всеми заученной даты - 862 г. Эта дата связана с правлением на Руси первого русского князя Рюрика. Споры о том, кем был по своему происхождению этот князь и какова же его действительная роль в появлении государственности у восточных славян и образовании Древнерусского государства, длятся уже не одно столетие. Ожесточенная полемика по этому вопросу продолжается и по сей день. На наш взгляд, место и значение первого русского князя в русской истории следует рассматривать в контексте общего вопроса, связанного с ролью варягов, к числу которых принадлежал Рюрик, на первоначальном этапе развития Древнерусского государства. Сразу же стоит оговорить, что происхождение и значение термина «Русь», тесно связанного с данной проблемой, и данные археологии не являются предметом нашего рассмотрения.

Объективную трудность для исследования составляет состояние письменных источников, которые с одной стороны многочисленны и разнообразны, а с другой не являются ни полностью достоверными, ни точными, ни согласующимися друг с другом [10, с. 57]. Среди данного многообразия источников наиболее близкими к описываемым событиям являются русские летописи, которые дают по-своему систематический, хотя и не лишенный ощутимых пропусков обзор главных политических событий IX в. на Руси [10, с. 70]. Как исторический источник летописи представлены рукописями, имеющими происхождение не раннее XIV в. Для изучения истории Древней Руси особенно велика роль летописания XIV - XV вв.: именно в этот период возникает наибольшее число параллельных летописных сводов, освещающих одни и те же события с разных точек зрения [11, с. 3]. Хоть и некоторые, относительно немногочисленные летописи этого периода (в отличие от более ранних летописей) дошли до нас в списках, близких ко времени создания самих памятников, но, как правило, сохранившиеся рукописи моложе тех сводов, которые лежат в их основе. [11, с. 3]. Лаврентьевская летопись, древнейшая из дошедших до нас общерусских летописей, сохранилась в списке конца XIV в., хотя лежащий в основе ее текст доведен лишь до 1305 года [11, с. 3].

Особое внимание следует обратить на новгородское летописание конца XIV - 70-х гг. XV в., поскольку оно имеет особое значение в рассматриваемом вопросе. Ведь события, описанные в летописных сводах, происходили именно на данных территориях. Если в предыдущих новгородских летописях уделялось внимание, в основном, событиям чисто новгородским, то теперь, прослеживаются претензии Новгорода на большую самостоятельность и, в какой-то степени, на главенство среди русских земель [4, с. 75]. Общерусский характер новгородских летописей особенно ярко представляют такие летописи, как Новгородская четвертая, Софийская первая и тесно с ними связанная Новгородская Карамзинская.

Главным источником, повествующим о варягах и их этнической принадлежности является «Повесть временных лет», которая в оригинале не дошла до исследователей, но ее информация сохранилась в более поздних летописных сводах, таких как Лаврентьевская, Радзивиловская, Троицкая, Ипатьевская и другие летописи. Только в ПВЛ есть единственное точное указание, где живут варяги: это область по Варяжскому - Балтийскому морю от ляхов (поляков) до англов [8, с. 155].

По мнению большинства исследователей, информация о варягах и призвании князей попадает в «Повесть временных лет» в результате ее третьей редакции, сделанной в 1118 г. по инициативе киевского князя Мстислава Владимировича, сына Владимира Мономаха. Мстислав был внуком (по матери) английского короля, мужем норвежской принцессы. Он долгое время провел на севере Руси, то есть в Новгороде, и вполне естественно, что этот человек везде, где это было возможно, преувеличивал роль варягов, вставляя в текст летописи различные легенды с ними связанные. Не исконность княжеской власти с незапамятных времен, а всенародное избрание, приглашение князя со стороны — вот что выдвигалось им на первое место [16, с. 8]. А что место действия переносилось из древнего Киева в окраинный Новгород, любезный сердцу Мстислава, это, по всей видимости, было не так уж важно.

Во всех вышеуказанных летописных сводах имеется одно и то же сообщение, что «В лето 6367 (859 г.) брали варяги, приходящие из заморья, дань с чуди и словен, с мери и всех кривичей, а хазары брали дань с полян, северян и вятичей» [9, 5, 13]. Здесь сразу же бросается в глаза тот факт, что летописцы никак совершенно не объясняют, каким образом варягам удалось на время завладеть указанными в летописи племенами. События, предшествовавшие этому, освещаются поверхностно, сообщаются лишь отдельные, вырванные из общего хода исторического процесса факты [1, с. 451]. Но уже «В лето 6370 (862 г.) восстали кривичи, словене, меря и чудь против варягов; изгнали их за море и не дали им дани, начали сами собой владеть и города ставить; и не было между ними правды; и восстал род на род; и была между ними борьба великая и усобица, и воевать начали друг с другом» [13, с. 11]. Осознание того, что в этой войне всех против всех не может быть победителя, заставило враждующие стороны обратиться к поискам некой сторонней силы, равно чуждой всем участникам конфликта, а потому - пригодной для роли арбитра [6, с. 8]. Тогда многие заговорили: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву» [9, с. 19]. И далее присутствует полная разноголосица летописцев, выраженная в большом количестве разнообразных разночтений. Касаются эти разночтения в основном следующих вопросов: цели, ради которой Рюрик был приглашен на княжение, а также вопроса о первоначальном и дальнейшем местопребывании первого русского князя.

Тем не менее, далее в источниках говорится следующее: «И пошли они за море к варягам, к руси, эти варяги звались русью, как другие зовутся свеями, урманами, англами, готами, так и эти русью» [5, с. 14]. Возникает закономерный вопрос, кто, собственно, был призван на княжение словенами, кривичами, чудью и весью - варяжские или русские князья, варяги или русь. Летописец отождествляет русь и варягов, но делает это довольно неловко, что заставляет заподозрить достоверность этого отождествления [17, с. 185]. Между тем, он подчеркивает их этническое отличие от шведов, норвежцев, англов и голландцев. Во-вторых, совсем неясен смысл нижеследующей фразы сказания: «И от тех варягов прозвалась Руская земля». И неясно также, в какой именно связи находится замечание о том, что новгородцы, бывшие прежде словенами, теперь принадлежат к роду варяжскому [17, с. 186]. Вполне возможно предположить, что слова «от тех варягов» относятся не к варягам вообще, а только к Рюрику и его братьям - Синеусу и Трувору, пришедшими вместе с ним, которые назвали Русской землей не всю, будущую Россию, а в первую очередь отнесли к ней новгородцев, жителей Новгорода [3, с. 95].

Разногласие же в обозначении летописцами цели приглашения Рюрика заключается всего лишь в одном слове, по-разному обозначенном и интерпретированном. «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет, да и пойдите княжить и владеть нами», - гласит большинство летописей [9, 5]. Но в Новгородской IV летописи сказано следующее: «Вся земля наша добра и велика есть, и изобильна всем, а нарядника в ней нет, пойдите к нам княжить и владеть нами» [13, с. 11]. Из всего этого очевидно, что под словом «наряд» понимается «порядок», а под словом «нарядник» понимается «правитель». Таким образом, необходимо отметить, что одни летописцы видели цель призвания Рюрика в налаживании внутреннего и внешнего спокойствия, пресечении междоусобиц и вражды между славянскими и финскими племенами, другие же - в организации управления над призвавшими князей племенами.

Важным является вопрос, касающийся происхождения первого русского князя. Прежде чем обратиться к тому, что сообщают об этом данные летописей, необходимо отметить, что в исторической науке существуют две основные гипотезы этнической принадлежности Рюрика. Первой и основной является скандинавская гипотеза, первоначально высказанная профессором Дерптского университета Ф. Крузе, согласно которой Рюрик тождествен скандинавскому конунгу Рорику, бывшему в IX

в.правителем областей в Ютландии и Фрисландии [15, с. 69]. Согласно другой, не менее важной, гипотезе Рюрик имел западнославянское происхождение и являлся выходцем из юго-восточных прибалтийских территорий. Русские летописи в свою очередь также дают некоторую информацию о происхождении князя. Так, принадлежность его к варягам не подвергается летописцами никакому сомнению. Но все же вряд ли можно назвать варягов каким-либо племенем. Скорее всего, варяги представляли собой особое воинское братство - некий прообраз будущих рыцарских орденов [3, с. 96]. Они были хорошими организаторами, обладали богатым опытом во всех областях хозяйственной жизни, торговли и особенно воинского искусства. В Новгородской IV летописи имеется четкое указание, что Рюрик со своими братьями «избрашася отъ Немецъ» [13, с. 11]. Но следует отметить, что данное сообщение вовсе не означает, что Рюрик по своему происхождению был немцем, то есть германцем в конкретном этническом значении. Ведь сами по себе немцы - это составной этнос, и их этническую основу составили племенные союзы - франков, саксов, баваров, алеманов, тюрингов [14, с. 205]. В силу этого Рюрик никак не мог по своему происхождению быть представителем какого-либо из этих союзов.

Следующее важнейшее событие русской истории связано с созданием Рюриком первого очага российской государственности. Здесь также присутствует полная разноголосица летописцев и нестыковка сообщаемых ими фактов. В первую очередь это касается вопроса о первой столице Рюрика. Согласно известиям Лаврентьевкой летописи князь садится в Новгороде, Синеус - на Белоозере, а Трувор - в Изборске [9, с. 20]. О Новгороде как о месте прибытия князя Рюрика говорится и в ряде других общерусских летописей XIV - XV вв., в частности в Троицкой и Новгородской IV летописях. Но в Радзивиловской и Ипатьевской летописях оказывается, что Рюрик с братьями пришли не ко всем перечисленным выше племенам - чуди, веси, мери, кривичам и словенам, а лишь только к словенам, в земле которых поставили город Ладогу [12, с. 34]. Там, в Ладоге, и осел Рюрик. Факт наличия нескольких версий местонахождения первого русского князя также является подтверждением загадочности его личности и свидетельством неразрешенности данного вопроса и до сегодняшних дней.

Как только Рюрик вместе с братьями уселись на своих местах, начали «города рубить и воевать всюду». Вполне возможно предположить, что призванные принялись прежде всего за постройку пограничных укреплений и всестороннюю войну, тем самым они призваны были оборонять туземцев от каких-то внешних врагов, как защитники населения и охранители границ [7, с. 152]. Но в связи с этим возникает интересный вопрос: «Какова могла быть политическая целесообразность призвания трех братьев, а тем более - выделения им уделов, если нужен был именно один правитель как гарант единства племен, составляющих конфедерацию?» Поэтому выделение Рюриком уделов своим братьям можно отнести к сомнительным элементам рассказа о призвании варягов [6, с. 10].

Согласно Ипатьевской летописи, через два года после смерти братьев Рюрик отправился к озеру Ильмень и заложил там город над Волховом, назвал его Новгородом и сел в нем княжить [5, с. 14]. Приняв единоличную власть, князь стал «города ставить и раздавать своим мужам волости - тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. И по тем городам варяги - находники, а коренное население в Новгороде - словене, в Полоцке - кривичи, в Ростове - меря, Белоозере - весь, в Муроме - мурома. И над теми всеми властвовал Рюрик» [5, с. 14]. Можно предположить, что раздача Рюриком городов своим соотечественникам означала, скорее всего, их передачу не во владение, а всего лишь для организации там сбора дани, обороны и других необходимых управленческих действий [2, с. 30].

«В лето 6387» (879 г.) сообщается о кончине Рюрика и о том, что тот передал перед смертью княжение своему сподвижнику Олегу, «от рода ему суща», и отдал ему на руки своего сына Игоря, так как тот был еще слишком мал [9, 5, 13]. Об обстоятельствах смерти первого русского князя в летописи не говорится ни слова. Ни слова не говорится и о местонахождении его могилы. И этот факт в свою очередь также наводит на размышления.

Итак, в русских летописных сводах о Рюрике говорится как о первом князе, пришедшим из чужой земли и будто бы положившем начало династии, что впрочем, является верным, так как эта династия просуществовала вплоть до конца XVI в. В то же время, Рюрик выглядит фигурой местного, областного значения. Семнадцать лет он утверждался на севере Руси, но что он делал, прославился ли чем-нибудь - об этом мало что говорится. Киевским князем он не стал.

В заключение стоит отметить, что для более подробного рассмотрения вопроса о личности и происхождении основателя первой княжеской династии на Руси необходимо привлечение не только письменных материалов, но еще и данных сравнительно-исторического языкознания, исторической географии, нумизматики, археологии и ряда других исторических дисциплин, что определяет перспективы исследования.

Список литературы

Греков Б.Д. Киевская Русь. - М.: «Главполитиздат», 1952. - 568 с.

Давыдов М.Г. Российские государи: 862 - 1598 гг. - Смоленск: «Русич», 2003. - 448 с.

Демин В.Н. Загадки русских летописей. - М.: «Вече», 2001. - 480 с.

Зиборов В.К. История русского летописания XI - XVIII вв. - СПб.: «Филологический факультет СПбГУ», 2002. - 512 с.

Ипатьевская летопись (Полное собрание русских летописей. Т. 2). - М.: «Языки русской культуры», 1998. - 648 с.

История России: IX - XXI вв. От Рюрика до Путина: Учебное пособие/ Отв. ред. Я.А. Перехов. - М.: ИКЦ «Март», Ростов н/Д.: ИЦ «Март», 2007. - 688 с.

Ключевский В.О. Сочинения в 9-ти тт.: Т. 1. - М.: «Мысль», 1987. - 430 с.

Кузьмин А.Г. Падение Перуна (Становление христианства на Руси). - М.: «Молодая гвардия», 1988. - 240 с.

Лаврентьевская летопись (Полное собрание русских летописей. Т. 1). - М.: «Языки русской культуры», 1997. - 496 с.

Ловмяньский Х. Русь и норманны. - М.: «Прогресс», 1985. - 304 с.

Лурье Я.С. Общерусские летописи XIV - XV вв. - Л.: «Наука», 1976. - 284 с.

Никитин А. Первый Рюрик - миф или реальность?// Наука и религия. - 1991. - № 4. - С. 34 - 39.

Новгородская четвертая летопись (Полное собрание русских летописей. Т. 4. Ч. 1). - М.: «Языки русской культуры», 2000. - 728 с.

Пензев К. А. Хан Рюрик: начальная история Руси. - М.: «Алгоритм», 2007. - 304 с.

Пчелов Е.В. Генеалогия древнерусских князей IX - н. XI в. - М.:«РГГУ», 2001. - 262 с.

Фроянов И.Я. Исторические реалии в летописном сказании о призвании варягов// Вопросы истории. - 1991. - № 6. - С. 3 - 15.

Шахматов А. А. История российского летописания. - СПб.: «Наука», 2003. - 1024 с.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Инфразвук Действие на организм человека Мероприятия по защите
Реферат "Дом детского творчества" Особенности воспитательной работы в системе дополнительного образования детей
Реферат Наследование по завещанию 13
Реферат Методи обліку витрат на виробництво і калькулювання собівартості в будівництві
Реферат Администрация муниципального образования Громовское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области постановление от 26 октября 2011 года №189
Реферат Graffiti Prevention Essay Research Paper In the
Реферат Начальная подготовка по безопасности и инструктажу для моряков
Реферат Формування та використання природоресурсного та трудового потенціа
Реферат Организация учета кассовых операций на предприятиях малого бизнеса.
Реферат Нравственность как свойство личности
Реферат Компьютерное моделирование комплексометрического титрования смесей металлов
Реферат Задачи и функции государства
Реферат Основные политические права и свободы граждан.
Реферат Внутрішня політика Людовіка IX Святого
Реферат The Role Of Women In Utopia And