Реферат по предмету "Психология"


Криминальное поведение подростков причины и следствия

--PAGE_BREAK--В аморальной семье концентрируются различные отрицательные факторы, такие как правонарушения, совершаемые членами семьи в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, систематические конфликты выливающиеся в скандалы и пьяные драки, развратное поведение родителей. Алкоголизм родителей вызывает обнищание семьи и полное искажение норм поведения. Дети оказываются заброшенными, у них пропадает привязанность и уважение к родителям, что, в свою очередь, кардинально искажает их мировосприятие и самовосприятие и тяжко влияет на всю их последующую жизнь. Дети должны испытывать к своим родителям добрые чувства, тогда они смогут испытывать эти чувства к другим, дети должны чувствовать родительскую любовь, тогда они смогут почувствовать себя любимыми в дальнейшем. Нарушение детско-родительских отношений, вызванное деградацией родителей в аморальной семье является не только сильным криминогенным фактором, но и откладывает неизгладимый отпечаток на всю дальнейшую жизнь ребёнка, выросшего в подобной семье.
В этот момент, как правило, происходит отход от семьи. Подросток склонен удовлетворять свою потребность в безопасности в группе сверстников. По мнению некоторых отечественных исследователей, бунтуя против семьи, уходя из неё, отрицая её ценность, подросток выбирает группу, стиль взаимоотношений которой повторяет ведущий тип семейного воспитания. Поэтому, в антисоциальные группы с жёсткой иерархией стремятся дети, имеющие доминантных родителей, так как именно там они обретают то, без чего не мыслят своей безопасности – тотальную зависимость и тотальную свободу от ответственности как материальной (меня не бросят, обо мне позаботятся), так и моральной (мне приказали, меня заставили), а также реализовать воспринятую от родителей программу отношения к миру [7;98].
Таким образом, психологическая обстановка в семье, тип семейного воспитания во многом обуславливает отношение подростка к окружающему миру и зачастую становится определяющей причиной девиантно-криминального поведения.

1.3 Криминальная активность несовершеннолетних и ее мотивация В последние годы мы стали свидетелями небывалого роста числа правонарушений, совершенных несовершеннолетними. По данным МВД в 2005г. зарегистрировано около 10 тысяч случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступления или антиобщественную деятельность. При этом 9,6% всех преступлений, зарегистрированных в 2005 г. (т. е. около 250 тысяч) совершены несовершеннолетними или с их участием. Несопоставимость данных позволяет сделать вывод: подростковая преступность становится все более самостоятельной, организованной и профессиональной.
На фоне пугающих цифр следует прежде всего отметить своеобразное расслоение подростково-молодежной популяции и выделить:
детско-подростковую среду, ориентированную на семью, школу, позитивные социальные ценности и необходимую для жизни успешность в личностном росте, уважение к общественному порядку и закону;
детско-подростковую маргинальную среду, ориентированную на установки и позиции малых подростковых и юношеских групп, организованных по типу дворовой, уличной общности, общности привязанной к определенному клубу, дискотеке, музыкальному жанру, спортивному занятию, увлечению. В этой среде устойчивые, социально ориентированные ценности, отношений и правила поведения отсутствуют и не приветствуются; более характерной является изменчивая ориентация в интересах в зависимости от ситуации, привлекательности установок лидера группы, от влияния определенной социальной «моды» на те или иные формы отношений и поведения;
подростковую и юношескую криминальную среду, устойчиво ориентированную на криминализацию или как способ обеспечения своего социального статуса, или как решение эгоцентрических интересов, или как выражение своеобразного протеста. Последняя группа не однородна по своему составу, включает много типов организации, структуры, направлений криминальной ориентации (Башкатов И. П., 2000) [3;73].
Рассматривая детско-подростковую популяцию и среду через признак криминализации, мы должны отметить наибольший рост числа детей и подростков, вовлеченных именно в маргинальную область отношений и поведения. Эта среда и связанные с ней отклоняющиеся («девиантные») формы поведения несомненно являются знаком переживаемого обществом кризисного периода. Для этого социально-психологического явления характерно отсутствие или утрата устойчивых целей, разрушение эмоционально и личностно значимых общественных, в том числе семейно-родительских отношений.
Мотивация — это первый фактор, который нужно учитывать при анализе того или иного уголовного дела, в котором участвовал несовершеннолетний. Второй важный фактор — наличие за спиной ребенка или подростка взрослого с уголовным прошлым. Люди эти неплохо разбираются в психологии, к подготовке и совершению преступления относятся как к работе. Недаром они говорят: «Пошли на дело». И хотя определенной системы вовлечения несовершеннолетних в противоправную деятельность нет, опытные рецидивисты делают это на удивление грамотно, можно даже сказать — с педагогическим тактом, именно потому, что учитывают возрастную мотивацию: для тех, кому 8—9,— это корысть. Дети, конечно, не виноваты, виновата среда. До 7 лет большинство из них воспитывалось в детских садах, где все общее — книжки, игрушки, еда. Ребенок из неблагополучной семьи, недополучающий чего-то дома, худо-бедно восполняет недостачу вне дома, в детском учреждении. У него формируется представление о социальной справедливости: мне, как всем. Но первый же год в обычной школе разрушает иллюзию равенства. Здесь у каждого ученика свои школьные принадлежности, а у него порой нет необходимого. Ребенок начинает понимать, что родители не хотят или не могут (что для него равнозначно) дать столько же, сколько у соседа. А чувство собственника именно в младшем школьном возрасте достигает одной из высших точек. Субъективная ценность сокровищ второклассника не соответствует рыночной стоимости вещи. Не составляет никакого труда произвести с ним взаимовыгодный обмен — забрать дорогое кольцо, украденное ребенком по приказу взрослого, и милостиво одарить его электрическим фонариком.
Мотивация правонарушений у детей 11—13 лет отличается от мотивации младших школьников. Здесь корысть уступает место игре, романтике, дружбе, возможности подняться на ступеньку выше по иерархической лесенке в своей компании. Они могут быть идеальными хранителями ценностей. Воры нередко используют квартиры мальчишек из неполных семей, живущих, как правило, вдвоем с матерью, под склады краденого. В большинстве случаев матери не подозревают, что являются невольными сторожами.
С получением паспорта подросток обретает новое чувство уверенности. В его противоправных действиях появляется обдуманность и корысть. Мотив продвижения по иерархической лесенке с возрастом приобретает повышенную значимость. Тем, кому 16—17 лет, деньги нужны на выпивку, наркотики, покупку сверхмодной, а потому дорогой одежды.
Весьма характерным фактом общественной психологии в современных подростковых компаниях является изменение системы ценностей. Если 15 лет назад члена группы оценивали с точки зрения: «Какой ты?» (сильный, смелый, честный, верный), то теперь критерий звучит иначе: «Сколько ты стоишь?»
В особую группу выделяют и детей из элитарных семей. Избалованное дитя, получающее с ранних лет все, о чем мечтало и не мечтало, «переедает сладкого» и отправляется в бурное море жизни в поисках чего-нибудь остренького. Кое-кому из них начинает казаться, что новые вкусовые ощущения жизни может придать романтика, а вернее, псевдоромантика правонарушений. Их называют «мажоры». По изощренности преступлений им нет равных в преступной среде.
Преступность несовершеннолетних отличается динамичностью, высокой степенью активности подростков. Люди, вставшие на путь совершения преступлений в юном возрасте, трудно поддаются исправлению и перевоспитанию и, как правило, представляют собой резерв для взрослой преступности. Между преступностью несовершеннолетних и преступностью взрослых существует тесная связь. Не случайно в литературе отмечается, что преступность несовершеннолетних — это будущая преступность. В связи с этим можно говорить, что одной из причин преступности взрослых является преступность несовершеннолетних. Ведь преступность взрослых уходит корнями в то время, когда личность человека только формируется, вырабатывается его жизненная ориентация, когда особенно актуальными являются проблемы воспитания, становления личности, направленности ее поведения.
1.4 Последствия криминального поведения подростков Последствия криминального поведения это как правило совершение преступлений и расплата за них.
За последние годы преступность несовершеннолетних в нашей стране существенно возросла. Так, в Киеве, как одном из наиболее сложных по состоянию преступности городов Украины, подростковая преступность составляет около 14 %. В настоящее время подростки являются самой криминогенно пораженной частью населения. Увеличилось среди преступников также число девочек-подростков. Как гласит милицейская статистика, предоставленная нам Центром общественных связей МВД Украины в г. Киеве c начала года несовершеннолетними совершено более 600 преступлений. Из них 154 грабежа и более 160 краж имущества. За совершенные преступления к уголовной ответственности привлечены 509 подростков, 480 из которых — жители столицы В текущем году в отделы криминальной милиции по делам несовершеннолетних доставлено более 2200 малолетних бродяг и правонарушителей. Каждый третий — приезжий, а 108 направлены на лечение.
Согласно уголовного кодекса уголовной ответственности подлежат лица, которым до совершения преступления исполнилось шестнадцать лет. Лица, совершившие преступления в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежат уголовной ответственности лишь за некоторые виды преступлений в том числе и за умышленное убийство.
Несовершеннолетний, впервые совершивший преступление небольшой тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если его исправление возможно без применения наказания. В этих случаях суд применяет к несовершеннолетнему принудительные меры воспитательного характера.
Принудительные меры воспитательного характера, предусмотренные частью второй статьи 105 Уголовного Кодекса, суд применяет и к лицу, которое до достижения возраста, с которого может наступать уголовная ответственность, совершило общественно опасное деяние, подпадающее под признаки деяния, предусмотренного Особенной частью Кодекса. [1; ст.15]
В случае уклонения несовершеннолетнего, совершившего преступление, от применения к нему принудительных мер воспитательного характера, эти меры отменяются и он привлекается к уголовной ответственности.
К несовершеннолетним, признанным виновными в совершении преступления, могут быть применены следующие виды наказаний:
1) штраф;
2) общественные работы;
3) исправительные работы;
4) арест;
5) лишение свободы на определенный срок.
К несовершеннолетним могут быть применены дополнительные наказания в виде штрафа и лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
При назначении наказания несовершеннолетнему суд, кроме обстоятельств, предусмотренных в статьях 65-67 Кодекса, учитывает условия его жизни и воспитания, влияние взрослых, уровень развития и иные особенности личности несовершеннолетнего.
Несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден судом от наказания, если будет признано, что вследствие чистосердечного раскаяния и дальнейшего безупречного поведения он на момент постановления приговора не нуждается в применении наказания. В этом случае суд применяет к несовершеннолетнему следующие принудительные меры воспитательного характера:
1) предупреждение;
2) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего;
3) передача несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо под надзор педагогического или трудового коллектива с его согласия, а также отдельных граждан по их просьбе;
4) возложение на несовершеннолетнего, достигшего пятнадцатилетнего возраста и имеющего имущество, средства или заработок, обязанности возмещения причиненного имущественного ущерба;
5) направление несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков до его исправления, но на срок, не превышающий трех лет. Условия пребывания в этих учреждениях несовершеннолетних и порядок их оставления определяются законом.
К несовершеннолетнему может быть применено несколько принудительных мер воспитательного характера. Суд может также признать необходимым назначить несовершеннолетнему воспитателя в порядке, предусмотренном законом.
Следует также отметить широкое применение в судебной практике отсрочки исполнения приговора, которая в настоящее время реализуется в отношении примерно половины всех несовершеннолетних, осуждаемых к лишению свободы. Кроме того, определенная часть нарушителей (более 20%) освобождается от наказания или уголовной ответственности: материалы по ним либо передаются в комиссии по делам несовершеннолетних, либо к ним применяются принудительные меры воспитательного характера: 1) предупреждение, 2) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа, 3) возложение обязанности загладить причиненный вред, 4) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.
Таким образом, реальное уголовное наказание исполняется в отношении менее чем половины подростков, совершающих уголовно наказуемые деяния. Учитывая то, что в отношении совершеннолетних не предусмотрено ряда наказаний, а отдельные (например, штраф, исправительные работы) применяются весьма ограниченно, основным видом реального (исполняемого) наказания является лишение свободы, которое лица, осуждаемые в несовершеннолетнем возрасте, отбывают в воспитательных колониях.
Если же подросток, совершивший правонарушение, не достиг возраста привлечения к уголовной ответственности, т.е. ему не исполнилось 14 лет, или применение к нему меры уголовного наказания признается нецелесообразным, но он тем не менее нуждается в особых условиях воспитания, то такой подросток направляется в специальное учебно-воспитательное учреждение.
При определении наказания для несовершеннолетнего должны учитываться и особенности детской психологии, и возможность мер реабилитации, при этом необходимо владеть, помимо юридических знаний, основами педагогики и социальной работы. В мировой практике для подобных случаев существует ювенальная юстиция, т. е. своеобразные «детские суды».
Справка. Ювенальная юстиция — это совокупность правовых механизмов, медико-социальных, психолого-педагогических и реабилитационных, а также иных процедур и программ, предназначенных для обеспечения наиболее полной защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних, а также лиц, ответственных за их воспитание, реализуемых системой государственных и негосударственных органов, учреждений и организаций.
[Материалы Всеукраинской научно-практической конференции «Создание ювенальной юстиции в Украине» ]
Использование восстановительных подходов к несовершеннолетним правонарушителям hghltd.yandex.com/yandbtm?url=http%3A%2F%2Fvv.lg.ua%2F4%2F59.html&text=%ED%E5%F1%EE%E2%E5%F0%F8%E5%ED%ED%EE%EB%E5%F2%ED%E8%E5%20%EF%F0%E0%E2%EE%ED%E0%F0%F3%F8%E8%F2%E5%EB%E8%20%20%D3%EA%F0%E0%E8%ED%E0%20%ED%E0%EA%E0%E7%E0%ED%E8%E5&reqtext=(%ED%E5%F1%EE%E2%E5%F0%F8%E5%ED%ED%EE%EB%E5%F2%ED%E8%E5%3A%3A132746%20%26%20%EF%F0%E0%E2%EE%ED%E0%F0%F3%F8%E8%F2%E5%EB%E8%3A%3A1787676%20%26%20%D3%EA%F0%E0%E8%ED%E0%3A%3A3547%20%26%26%2F(-7%207)%20%ED%E0%EA%E0%E7%E0%ED%E8%E5%3A%3A38792)%2F%2F6&dsn=636&d=1552396&sh=6&sg=14 — YANDEX_11 в Украине hghltd.yandex.com/yandbtm?url=http%3A%2F%2Fvv.lg.ua%2F4%2F59.html&text=%ED%E5%F1%EE%E2%E5%F0%F8%E5%ED%ED%EE%EB%E5%F2%ED%E8%E5%20%EF%F0%E0%E2%EE%ED%E0%F0%F3%F8%E8%F2%E5%EB%E8%20%20%D3%EA%F0%E0%E8%ED%E0%20%ED%E0%EA%E0%E7%E0%ED%E8%E5&reqtext=(%ED%E5%F1%EE%E2%E5%F0%F8%E5%ED%ED%EE%EB%E5%F2%ED%E8%E5%3A%3A132746%20%26%20%EF%F0%E0%E2%EE%ED%E0%F0%F3%F8%E8%F2%E5%EB%E8%3A%3A1787676%20%26%20%D3%EA%F0%E0%E8%ED%E0%3A%3A3547%20%26%26%2F(-7%207)%20%ED%E0%EA%E0%E7%E0%ED%E8%E5%3A%3A38792)%2F%2F6&dsn=636&d=1552396&sh=6&sg=14 — YANDEX_12 — уже реальность. Необходимо отметить, что разработке Концепции системы ювенальной юстиции в Украине предшествовала практическая работа ряда украинских общественных организаций, которыми за период 2004—2006 гг. были реализованы собственные проекты в Крымской автономной республике, в городах Киеве, Ивано-Франковске, Луганске, Одессе, Львове, Харькове, Суммы и Черновцах.
    продолжение
--PAGE_BREAK--
Глава 2. Экспериментальное изучение проявления криминального поведения подростков 2.1 Обоснование исследования В последние годы резко возросла криминальная активность несовершеннолетних. Если исходить из концепции триады личность подростка – социальная ситуация – криминальная активность, становится предельно ясно, что понять и оценить, а следовательно – исправить ситуацию становится возможно только при правильной оценки социальных факторов.
Наиболее полно природу и роль социальной ситуации развития в становлении личности несовершеннолетнего определил Л. С. Выготский (1930)[17]. Он писал: «Ребенок есть часть социальной ситуации, отношение ребенка к среде и среды к ребенку дается через переживание и деятельность самого ребенка; силы среды приобретают направляющее значение благодаря переживаниям ребенка».
Таким образом, понимание общественных процессов, в которые волей-неволей оказываются вовлечены несовершеннолетние, возможно прежде через призму социальной ситуации, частью которой являются дети и подростки.
В рамках настоящей работы мы ставим перед собой следующие задачи:
оценить социальную ситуацию несовершеннолетних правонарушителей, выявить роль и удельный вес семейной депривации, ближайшего социального окружения в генезе криминальной активности;
оценить влияние возрастного и нозологического факторов на характер криминальной активности несовершеннолетних;
обозначить основные направления реабилитации несовершеннолетних правонарушителей, оптимизировать подходы к реабилитации в зависимости от характера психических расстройств, личностных особенностей, социального статуса подростков.
Решая данные задачи, мы будем опираться на имеющиеся в нашем распоряжении литературные данные и результаты собственных исследований.
Материалы исследования были получены в Управлении по делам семьи и молодежи, центре социальных инициатив, РОУМВД Украины в г. Севастополе.
2.2 Ход и результаты исследования Настоящее исследование было проведено на основании сравнения данных 116 учащихся средних школ г. Севастополя психически здоровых, не совершавших противоправных деяний, с показателями 331 несовершеннолетних правонарушителей, из которых 101 являлись воспитанниками Центра временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей РОУМВД г. Симферополя        53 – воспитанниками специальной школы для несовершеннолетних правонарушителей г. Бахчисарая, 71 – участники программы «Педагог на допросе несовершеннолетнего» Крымской региональной общественной благотворительной организации «Комитет за гражданские права», 106 – несовершеннолетние правонарушители, осмотренные в рамках экспериментальной программы пробации региональной общественной благотворительной организации «Комитет за гражданские права».
В соответствие с психическим состоянием данный контингент был разделен на 5 групп. Самую многочисленную первую группу (далее – группа 1) составили 114 несовершеннолетних, обнаруживших признаки расстройств поведения и формирующихся расстройств личности (F 60 – F 61 по МКБ-10). Во вторую группу (далее – группа 2) вошли 47 детей с признаками умственной отсталости легкой степени выраженности, укладывающиеся в основном в диагностические рубрики F 70.0, F 70.1, F 70.8 по МКБ-10. В третью группу (далее – группа 3) были включены 97 правонарушителей с признаками органического поражения головного мозга различного генеза (раннего, травматического, интоксикационного). В четвертую группу (далее – группа 4) были объединены 73 психически здоровых несовершеннолетних правонарушителя. Группа 5 – контрольная (подростки психически здоровы и не совершали правонарушений, преследуемых в рамках уголовного законодательства) (см. таблицу 2.1.1).
Анализ 447 случаев (все личные наблюдения), возраст несовершеннолетних правонарушителей от 8 до 14 лет, был проведен по 450 признакам, включенным в следующие блоки: персонографический, криминологический, патопсихологический, волевых расстройств, психопатологический, воспитания.
Основным методом исследования был клинико-психопатологический. Оценивался анамнез, изучалась динамика состояния несовершеннолетних, анализировалось актуальное состояние, предшествующее правонарушению, в момент правонарушения, и в период проведения интервью. Сопоставлялись личностные особенности несовершеннолетнего с деталями криминального эпизода, учитывались типы реагирования в субъективно эмоционально значимых ситуациях.
Таблица 2.2.1. Контингент обследованных подростков по группам.
 
Спецшкола
ЦВИНП
Пробация
Педагог на допросе
Контроль
Группа 1
(114 чел.)
19
47
38
10

Группа 2
(47 чел.)
6
10
17
14

Группа 3
(97 чел.)
13
25
34
25

Группа 4
(73 чел.)
15
19
17
22

Группа 5
(116 чел.)




116
Всего
(447 чел.)
53
101
106
71
116

Использовались также данные экспериментально-психологического метода. Учитывались данные методик, направленных на исследование памяти (запоминание 10 слов, опосредованное запоминание), мышления (сюжетные картины, классификация, исключение, сравнение понятий, понимание переносного смысла пословиц, пиктограммы), интеллекта (метод Векслера), личностных особенностей (MMPI, уровень притязаний, шкала Спилберга, ТАТ, методы Розенцвейга, Лири, Люшера и др.), агрессивности (шкала Басса-Дарки). Использовались данные Л.Н. Собчик (1990, 1997), А.Н. Беседина с соавт. (1996) [6].
Для исследования волевых расстройств была использована «Нормированная шкала диагностики волевых расстройств» (Шостакович Б.В., Горинов В.В., Пережогин Л.О., 2000), вопросник которой был адаптирован для работы с несовершеннолетними. Весь спектр волевых расстройств был разделен на 7 категорий в соответствии с типологией, предложенной В.А. Иванниковым (1998) [33]. В раздел волевых действий вошли нарушения действий, направленных на удовлетворение потребности в будущем, на создание объективных ценностей, удовлетворяющих потребности общества и отдельных людей, удовлетворение требований ближайшего окружения и выполнение моральных норм (по С.Л. Рубинштейну, 1946). В раздел преодоления препятствий было включено преодоление физических преград, сложности действия, новизны обстановки, внутренних состояний (усталость, болезнь), конкурирующих мотивов и целей, выполнение социально заданных действий на пути к цели. К группе феноменов преодоления конфликта отнесены выбор между несовместимыми действиями, между целями, личными и социальными мотивами, желанием достижения цели и ее последствиями. К категории преднамеренной регуляции были отнесены регуляция параметров действия (темпа, скорости, силы, длительности), торможение неадекватных процессов, прежде всего — эмоциональных, организация психических процессов в соответствии с ходом деятельности, способность противостоять рефлекторным действиям (например, отведению руки от горячего предмета) (по Калину В. К., 1983) [34]. В категорию автоматизмов и навязчивостей вошли такие феномены, как навязчивые мысли и действия (без отчуждения и чуждые), выработка автоматизмов с потерей над ними волевого контроля (по L. Fields, 1996). В категорию мотивов и влечений были включены переживание влечений и побуждений, их осознание (по L. Fields, 1996), субъективное восприятие свободы волевого акта (по К. Ясперсу, 1913). Последнюю категорию составили прогностические функции. Для удобства заполнения шкалы и расчета нормированных показателей был создан вопросник, включавший 75 вопросов по 7 вышеперечисленным категориям. Ответы на вопросы анкеты фиксировались в процессе беседы с несовершеннолетним. Подростки, составившие контрольную группу, заполняли анкеты самостоятельно под контролем экспериментатора. Вычисленные по анкете нормированные показатели по категориям заносились в базу данных и подвергались статистической обработке стандартным набором методик.
Статистическая обработка материала осуществлялась в два этапа. На первом этапе осуществлялся сбор информации, ее кодирование, составлялась база данных. На втором этапе проводилась статистическая обработка данных с использованием батареи стандартных статистических методик в соответствии с ГОСТ 11.004-74 и ГОСТ 11.006-74 [ 5, 6 ].
В нашем исследовании большинство подростков-правонарушителей совершили деяния, подпадающие под определения Особенной части УК до 14 лет (от 85% до 94% в группах 1-4, здесь и далее процентные показатели округлены до целых чисел), различия по группам статистически не достоверны). В группах 1, 3, 4 половина подростков, совершили уголовно-наказуемые проступки впервые, в то время как в группе 2 число таких подростков достоверно меньше – только четверть (t ³ 2, P £ 0,05). В группе 1 преобладали подростки, совершившие более 3 уголовно наказуемых правонарушений (максимально зарегистрировано 17) и 2-3 правонарушения (около трети несовершеннолетних), в группе 2 – преобладали подростки, совершившие 2-3 правонарушения (40%) и более 3 (треть наблюдений).
Во всех группах преобладали преступления против собственности, особенно – кражи. Доля преступлений против собственности составила во всех группах 80-90%, достоверных различий между группами не обнаружено. В контрольной группе 3 подростка совершили мелкие кражи, не подпадающие под границы уголовной ответственности. На втором месте в группах 1, 2 и 4 стояли преступления против общественной безопасности (хулиганство) (в среднем – около 15%) а в группе 3 – преступления против жизни и здоровья (убийства, телесные повреждения). В четвертой группе – каждый пятый подросток также имел хотя бы один криминальный эпизод из этой категории. В контрольной группе 5 подростков совершили хулиганские действия и 2 нанесли легкие телесные повреждения, к уголовной ответственности не привлекались. Только в 1 и 4 группах были зафиксированы преступления против половой неприкосновенности (изнасилования, сексуальные действия насильственного характера), однако их доля мала (в среднем – 4,5%) в сравнении с кражами и хулиганством. Сходные характеристики подростковой преступности описывают и исследователи-юристы (Кашепов В. П. с соавт., 1999) [27]
Таблица 2.2.2. Криминальная активность несовершеннолетних (данные в % округлены).
Факторы
Группа 1
Группа 2
Группа 3
Группа 4
Контроль
Привлечены
к ответственности до 14 лет
87,0
94,0
93,0
85,0

Привлекались впервые
63,0*
28,0^
43,0
56,0*

Преступления против
собственности
87,0
94,0
82,0
86,0

Хулиганство
28,0
15,0
10,0
21,0

Против жизни и здоровья
11,0
4,0^
14,0
19,0*

Сексуальные преступления
4,0
0
0
5,0

Корыстный коэффициент (КК)
2,27
1,83
1,52^
2,5*

В таблице данные приведены в процентах. Знаком * обозначено достоверное (t ³ 2, P £ 0,05) превышение показателей других групп, знаком ^ — достоверно более низкие показатели. КК – отношение эпизодов присвоения имущества к эпизодам уничтожения имущества.
Следует особо отметить, что парадоксально высокий показатель преступлений против жизни и здоровья в группе 4 обусловлен тем, что подростки из благополучного окружения вступали в драки и привлекались к ответственности за телесные повреждения, в то время как подростки из неблагополучных социальных слоев дрались чаще, а жалобы на них поступали реже.
Особый интерес представляет распределение преступлений против собственности по оси «присвоение собственности – уничтожение собственности». Для этой цели мы ввели «корыстный коэффициент». Таким образом, здоровые правонарушители, подростки с расстройствами личности и поведения совершали преступления в основном ради выгоды, в то время как умственно отсталые подростки и подростки с органическим поражением головного мозга – как ради выгоды, так и для удовлетворения желания разрушения, в том числе – в рамках клинически очерченных дисфорических состояний.
Подростки 1 и 2 групп привлекались к ответственности за однородные преступления достоверно чаще (t ³ 2, P £ 0,05), чем подростки других групп. В то же время доля преступлений, связанных с насилием, была выше в 3 и 4 группах (в среднем – четверть правонарушений) и ниже всего – в 3 группе (около 10%).
В первой и второй группах среди потерпевших преобладали незнакомые люди (около 70%) и не физические лица (например, кражи из магазинов) (половина) в то время как в 3 и 4 группах – знакомые и родственники (около 50%) (различия достоверны t ³ 2, P £ 0,05).
Правонарушения несовершеннолетними 1 и 2 группы совершались, как правило, групповые (две трети случаев), что выше показателей 3 и 4 групп, однако роли подростков 1 и 2 групп существенно различались: подростки с расстройствами личности и поведения были организаторами в 40% случаев (от общего числа, т.е. более, чем в двух третях групповых преступлений), а подростки 2 группы в 60% (т.е. около 90% групповых преступлений) выполняли пассивную роль (различия достоверны, t ³ 2, P £ 0,05).
Особого внимания заслуживает анализ мотивации правонарушений. Подобные исследования неоднократно проводились на взрослых правонарушителях (Гульдан В. В., 1983, 1986) [20, 21]. Во всех группах преобладали корыстные мотивы (более 70%), в группе 1 на втором месте (60% t ³ 2, P £ 0,05) была психопатическая актуализация, на третьем месте (около 40%) – аффектогенные мотивы. Во второй группе на втором месте по значению стояли мотивы подчиняемости (около 60% t ³ 2, P £ 0,05), на третьем – аффектогенные (четверть случаев). В третьей группе был высок мотив личной неприязни (четверть случаев). В остальных группах мотивы удовлетворения влечения, личных отношений, неприязни, анэтические, подчиняемость распределились практически равномерно, значительно уступая корыстным.
Анализируя мотивы правонарушений, В. Д. Менделевич (2001) предлагает выделять пять типов отклоняющегося поведения:
(1) делинквентное — относительно низкая общественная опасность, не планируемое, спонтанное, часто безмотивное и неосознанное; 10% случаев;
(2) аддиктивное – в основе лежит зависимость от токсических или наркотических веществ; 43% случаев;
(3) патохарактерологическое – обусловлено прежде всего личными особенностями, характерно для психопатических и диссоциальных типов; 30% случаев;
(4) психопатологическое – обусловлено течением психического расстройства, органически связано с клиническими проявлениями последнего; 15% случаев;
(5) проявление гиперспособностей (таланта, гениальности) – игнорирование реальности, значимости окружающего мира; 2% случаев.
Мы наблюдали первые четыре типа, однако аддиктивное поведение встречалось, по нашим оценкам, значительно реже, что, возможно обусловлено спецификой подросткового возраста.
Подростки-правонарушители из 1 группы достоверно чаще (t ³ 2, P £ 0,05) не доводили преступления до конца (около четверти случаев в сравнении с 10-15% в группах 2 – 4). Подростки 1 группы достоверно чаще чем в других группах (более 70% против 30-50% по группам 2-4, t ³ 2, P £ 0,05) планировали правонарушения. В тоже время подростки второй группы делали это достоверно реже (t ³ 2, P £ 0,05) чем в других группах (различия с группой 4 недостоверны).
Для всех групп подростков была характерна небольшая продолжительность криминального эпизода. Менее 1 часа длились криминальные эпизоды у половины подростков. Среди подростков 1 группы у каждого четвертого криминальная активность носила непрерывный, систематический характер на протяжении 1 года и более: эти подростки являлись членами организованных преступных группировок; в других группах этот показатель был ниже (менее 20% по группам 2-4).
Таблица 2.2.3. Мотивация правонарушений у подростков и взрослых.
Факторы
КМ
ЛО
ЛН
А
ПА
П
Группа 1
88,0
6,0^
8,0
39,0
60,0*
17,0
Группа 2
81,0
6,0^
6,0^
23,0
17,0
57,0*
Группа 3
74,0
14,0
24,0
31,0
14,0
22,0
Группа 4
70,0
5,0^
14,0
14,0
19,0
16,0
Взрослые правонарушители **
48,4
6,5^
41,9
48,4
64,5*
12,9
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Уголовная ответственность за взяточничество 2
Реферат Ошибки американской разведки которые приводили к войнам
Реферат Вязёмы
Реферат Что такое психология обращения с больными
Реферат Вплив фізичних вправ на фізичний розвиток дошкільників
Реферат «Стратегии развития региона: инфраструктура, экономика, инновации, безопасность, качество»
Реферат Молекулярные механизмы старения
Реферат Сознание и язык
Реферат Економіка Куби
Реферат Теории ЖБ Сэя Ф Бастиа Т Мальтуса Историческая школа в Германии
Реферат Политический вопрос в России
Реферат Частная инфекционная иммунология. Особенности иммунитета при бактериальных и вирусных инфекциях
Реферат Институт гражданского общества
Реферат Проект совершенствования управления транспортными ресурсами предприятия
Реферат Аристротель аристотель лат. Aristoteles. Стагирит (родился в 384, Стагир, умер в 322 до н э., Халкида, остров Эвбея школы царей; из семьи врачей при дворе македонских), древнегреческий философ и ученый-энциклопедист, основатель перипатетической филос