Реферат по предмету "История"


"Просвещенный абсолютизм" Екатерины II

"Имей мужество пользоваться своим умом, " — так немецкий философ Иммануил Кант определил умонастроение эпохи, которую называли веком Просвещения. Во второй половине XVIII в. в связи с общим экономическим подъемом в правящих кругах европейских стран нарастает осознание необходимости модернизации экономической и политической системы. Это общеевропейское явление традиционно именуется Просвещенным абсолютизмом. Не меняя по существу государственных форм абсолютной монархии, в рамках этих форм монархи проводили реформы в различных отраслях.

Идеи французских просветителей Руссо, Монтескье, Вольтера, Дидро выдвигали на первый план общество, конкретного человека, его личное преуспевание, что являлось отражением нарождающейся идеологии нового класса — буржуазии. Руссо предлагал создать демократическое государство, в котором бы каждый мог принимать участие в управлении. Вольтер активно проповедовал гуманность и справедливость, настаивал на отмене средневековых форм судопроизводства. Дидро призывал к уничтожению сословных привилегий, освобождению крестьян.

Екатерина II познакомилась с трудами французских просветителей, будучи еще княжной. Взойдя на престол, она предприняла попытку реализовать эти идеи на русской почве. Ключевым словом для нее стало “закон”.

В 1767 г. Екатерина созвала в Москве специальную комиссию для составления нового свода законов Российской империи взамен устаревшего Соборного уложения 1649 г. В работе Уложенной комиссии участвовали 572 депутата, представлявших дворянство, духовенство, государственные учреждения, крестьян и казачество. Крепостные крестьяне, составлявшие половину населения страны, в работе комиссии не участвовали.

Екатерина подготовила специальный “Наказ” Комиссии по составлению проекта нового Уложения — теоретическое обоснование политики просвещенного абсолютизма. “Наказ” состоял из 20 глав и 655 статей, из которых 294 Екатерина позаимствовала у Монтескье. "Мне принадлежит лишь расположение материала, да кое-где строчка, другая" — писала она Фридриху II. Главным положением этого документа было обоснование самодержавной формы правления и крепостного права, а черты просвещения просматривались в создании судов, отделенных от административных учреждений, признании прав людей делать то, “что законы позволяют”. Заслуживают положительной оценки статьи, предохранявшие общество от деспотизма, произвола монарха. Учреждениям дано было право обращать внимание государя на то, «что такой-то указ противен Уложению, что он вреден, темен, что нельзя по оному исполнять». Прогрессивное значение имели статьи, определявшие экономическую политику правительства, включавшую заботу о строительстве новых городов, развитии торговли, промышленности и земледелия. Комиссия, проработав чуть более года, была распущена под предлогом начала войны с Турцией, но, главным образом потому, что Екатерина, узнав позиции различных групп населения, считала задачу выполненной, хотя ни один закон не был принят.

Основной социальной опорой самодержавия в России оставалось дворянство. Оно противостояло огромной массе крестьянства и слабому третьему сословию. Самодержавие было сильно и опиралось в проведении своей политики на армию и чиновничье-бюрократический аппарат.

Важно подчеркнуть, что в отличие от откровенной продворянской и прокрепостнической политики самодержавия предшествующего периода, политика “просвещенного абсолютизма” осуществлялась в новых формах.

В феврале 1764 г. была осуществлена секуляризация церковного землевладения, в результате у церкви было отнято более млн. душ крестьян, и для управления ими создана специальная коллегия — Коллегия экономики. Много бывшей церковной земли перешло дворянам в виде пожалования.

Серия указов 60-х годов венчает крепостническое законодательство, превратившее крепостных крестьян в людей, совершенно беззащитных от произвола помещиков, обязанных безропотно подчиняться их воле. В пользу крепостников в 1765 г. был издан указ, предусматривающий закрепление за дворянами всех земель, захваченных ими у различных категорий крестьян. По Указу 17 января 1765 г. помещик мог отправить крестьянина не только на ссылку, но и на каторгу. В августе 1767 г. Екатерина II издала самый крепостнический указ за всю историю существования крепостничества. Этим указом любая жалоба крестьянина на помещика объявлялась тягчайшим государственным преступлением. Юридически помещики были лишены лишь одного права — лишить своих крепостных жизни.

В “просвещенный век” Екатерины огромных размеров достигла торговля крестьянами. Принятые в эти годы указы свидетельствовали о развитии крепостничества вглубь. Но крепостное право развивалось и вширь, включая в сферу своего влияния новые категории населения. Указ 3 мая 1783 г. запрещал крестьянам Левобережной Украины переход от одного владельца к другому. Этот указ царского правительства юридически оформил крепостное право на Левобережной и Слободской Украине.

Проявлением "просвещенного абсолютизма" явилась попытка императрицы сформировать общественное мнение с помощью журналистской деятельности. 1769 г. она стала издавать сатирический журнал “Всякая всячина”, где критиковались человеческие пороки и суеверия, открыла типографию Московского университета, во главе которой встал Н.И. Новиков — русский просветитель, публицист и писатель. Пушкин называл его “одним из тех, кто распространял первые лучи просвещения”. Он сделал доступными широкому кругу читателей произведения В. Шекспира, Ж.Б. Мольера, М. Сервантеса, труды французских просветителей, русских историков. Новиков издавал много журналов, где впервые для России звучала критика крепостничества. Таким образом, именно в век Екатерины с одной стороны крепостнический строй достиг своего апогея, а с другой — зародился протест против него не только со стороны угнетенного класса (крестьянская война под предводительством Е. Пугачёва), но и со стороны формировавшейся российской интеллигенции.

Внешняя политика Екатерины II

Два основных вопроса в международной политике Екатерины, поставленные и разрешенные ею за время своего правления:

Во-первых, территориальный — это задача продвижения южной границы государства (Черное море, Крым, Азовское море, Кавказский хребет).

Во-вторых, национальный — это воссоединение с Россией белорусских и украинских земель, входивших в состав Речи Посполитой.

После Семилетней войны одним из главных противников России на международной арене становится Франция, которая стремилась создать так называемый “Восточный барьер”, в составе Швеции, Речи Посполитой и Османской империи. Речь Посполитая становится ареной столкновения этих государств.

В условиях обострившейся обстановки России удалось заключить союз с Пруссией. Екатерина II предпочитала иметь целостную Речь Посполитую, в то время как Фридрих II стремится к ее территориальному разделу.

Османская империя, пристально следившая за событиями в Речи Посполитой, потребовала вывода оттуда русских войск. В 1768 г. она объявила войну России. В течение первых лет войны турецкие войска были вынуждены оставить Хотин, Яссы, Бухарест, Измаил и другие крепости на Дунайском театре военных действий.

Необходимо отметить две крупные победы русских войск.

Первая произошла 25 — 26 июня 1770 г., когда русская эскадра, обогнув Европу, явилась в Средиземное море и под Чесмой одержала блистательную победу. Месяц спустя талантливый полководец П.А. Румянцев в сражении при Кагуле нанес туркам серьезное поражение. На этом военные действия не прекратились.

Франция продолжала подталкивать Османскую империю к войне с Россией. С другой стороны, Австрия поддерживала Турцию, преследуя в этой войне свои цели — завоевать часть Дунайских княжеств, находившихся в руках русских войск. В создавшихся условиях русское правительство вынуждено было согласиться на раздел Речи Посполитой. Конвенция 1772 г. оформила первый раздел Речи Посполитой: Австрия захватила Галицию, к Пруссии отошло Поморье, а также часть Великой Польши. Россия же получала часть Восточной Белоруссии.

Теперь уже Турция в 1772 г. согласилась вести мирные переговоры. Главным же пунктом разногласий в этих переговорах был вопрос о судьбе Крыма — Османская империя отказывалась предоставить ему независимость, в то время как Россия настаивала на этом. Военные действия возобновились. Русским войскам под командованием А.В. Суворова в июне 1774 г. удалось разгромить войска турок при Козлудже, это вынудило противника возобновить переговоры.

10 июля 1774 г. переговоры в болгарской деревне Кючук-Кайнарджи завершились подписанием мирного договора. По этому миру к России переходила Керчь, Еникале, а также Кабарда. Одновременно она получала право на строительство военно-морского флота на Черном море, ее торговые корабли могли беспрепятственно проходить через проливы. Так закончилась I русско-турецкая война (1768 — 1774 гг.).

Однако турки уже в 1775 г. нарушили условия договора, самочинно провозгласили Крымским ханом своего ставленника Девлет-Гирея. В ответ русское правительство ввело в Крым войска и утвердило на ханском престоле своего кандидата — Шагин-Гирея. Соперничество двух держав в борьбе за Крым закончилось обнародованием в апреле 1783 г. указа Екатерины II о включении Крыма в состав России.

Из других внешнеполитических шагов России того периода следует выделить Георгиевский тракт. В 1783 г. был заключен с Восточной Грузией договор, вошедший в историю под названием “Георгиевский трактат”, который укрепил позиции народов Закавказья в борьбе против иранского и османского ига.

Османская империя, хотя и признала присоединение Крыма к России, однако усиленно готовилась к войне с нею. Ее поддерживали Англия, Пруссия, Франция. В конце июля 1787 г. султанский двор потребовал права на Грузию и Крым, а затем начал военные действия нападением на крепость Кинбурн, однако эта попытка была отбита Суворовым.

В разгроме Османской армии и флота большая заслуга принадлежит выдающемуся российскому полководцу Суворову, стоявшему во главе армии, и незаурядному таланту флотоводца Ф.Ф. Ушакова.

1790 г. ознаменовался двумя выдающимися победами. В конце августа была одержана морская победа над турецким флотом. Другим важным событием этого периода был штурм и взятие крепости Измаила. Эта мощная крепость с гарнизоном в 35 тыс. человек при 265 орудиях считалась недоступной. 2 декабря под Измаилом появился А.В. Суворов, на рассвете 11 декабря начался штурм, и крепость была взята русскими войсками.

Эти победы русских войск вынудили Турцию пойти на прекращение войны, и в конце декабря 1791 г. заключить мирный договор, которым подтвердилось присоединение к России Крыма и установление протектората над Грузией. Так закончилась II русско-турецкая война (1787 — 1791 гг.).

Большое место во внешней политике России продолжает занимать в эти годы Польша. В самой Речи Посполитой некоторые магнаты и шляхта обратилась к России за помощью. По их призыву в Речь Посполитую были введены русские и прусские войска, создавались условия для нового ее раздела.

В январе 1793 г. был заключен русско-прусский договор, по которому к Пруссии отходили польские земли (Гданьск, Торунь, Познань), а Россия воссоединялась с Правобережной Украиной и центральной частью Белоруссии, из которой позже была образована Минская губерния — произошел второй раздел Польши.

Второй раздел Речи Посполитой вызвал подъем в ней национально-освободительного движения во главе с генералом Тадеушем Костюшко. Осенью 1794 г. русские войска под командованием А.В. Суворова вошли в Варшаву. Восстание было подавлено, сам же Костюшко был взят в плен.

В 1795 г. состоялся третий раздел Речи Посполитой, положивший конец ее существованию. Соглашение было подписано в октябре 1795 г., Австрия ввела свои войска в Сандомир, Люблинскую и Хелминскую земли, а Пруссия — в Краков. К России отошли западная часть Белоруссии, Западная Волынь, Литва и герцогство Курляндское. Последний король Речи Посполитой отрекся от престола и до смерти в 1798 г. жил в России.

Воссоединение с Россией Белоруссии и Западной Украины, этнически близких к русским народам, способствовало взаимному обогащению их культур.

Павел I

Правление Павла I (1796 — 1801 гг.) одни историки называют “непросвещенным абсолютизмом”, другие — “военно-полицейской диктатурой”, третьи — правлением “романтическим императором”. Став императором, сын Екатерины II пытался укрепить режим путем усиления дисциплины и власти с тем, чтобы исключить все проявления либерализма и свободомыслия в России. Характерными чертами его были резкость, вспыльчивость, неуравновешенность. Он ужесточил порядок службы дворян, ограничил действие Жалованной грамоты дворянству, в армии наводил прусские порядки, что неизбежно вызывало недовольство высшего класса российского общества. 12 марта 1801 г. при участии наследника престола будущего императора Александра I был совершен последний в истории дворцовый переворот. Павел был убит в Михайловском замке в Петербурге.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Основные организации бухгалтерского учёта в бюджетных учреждениях
Реферат Институциональные аспекты землепользования
Реферат Исчисления и уплата единого сельскохозяйственного налога
Реферат Стратегия социально-экономического развития Нижнекамского муниципального района до 2012 года
Реферат Юридическая служба в Республике Узбекистан
Реферат Программные стандарты и их спецификации
Реферат Процедуры и функции в языке Паскаль. Сфера действия описаний
Реферат Состав хиломикронов и липопротеинов очень низкой плотности в vena subclavia и arteria femoralis
Реферат Достижение уровня образовательного стандарта при обучении химии учащихся с плохо выраженными познавательными потребностями
Реферат 2. Ислам, государство и политика в исторической перспективе
Реферат SameSex Marriages Essay Research Paper SameSex Marriages
Реферат Анализ пурпурной революции в Ираке
Реферат Шпаргалка и ее применение
Реферат Особенности перевода романа Ильфа и Петрова Двенадцать стульев на а
Реферат Gettysburg Essay Research Paper Battle of Gettysburg