в Люблино
славился на всю Москву и наряду с шереметевским был широко известен в России. Здания театра и театральной школы располагались рядом с дворцом и частично сохранились до настоящего времени. В труппе и оркестре Дурасова было около сотни крепостных артистов, обученных в собственной театральной школе. А в случае необходимости, для участия в массовых сценах привлекались и обычные крестьяне. Как правило представления устраивались два раза в неделю.
Театр по приглашению хозяина посещала московская элита и иностранцы, приехавшие в Москву. Англичанка мисс Кэтрин Вильмот, попавшая в Люблино на праздник, устроенный в честь княгини Е. Р. Дашковой 4 октября 1806, пришла в восторг от усадьбы Дурасова: «Все гости собрались на открытой колоннаде, мраморные ступеньки которой покрыты благоухающим ковром из арабского и персидского жасмина, гвоздик, роз, цветов герани. Ступени ведут к затененной деревьями лужайке у края воды. С этого восхитительного места можно увидеть кущи деревьев и поляны, рощи и озера, долины и холмы, раскинутые тут и там, а завершают картину блестящие купола Москвы, сияющие роскошью. После обеда мы прогуливались, а вечером все снова собрались на театральном представлении. В перерыве между пьесой и фарсом был балет. Здание театра было роскошным, а представление очень хорошим. Каждые полчаса публику обносили подносами с фруктами, сладостями, мороженым, лимонадом, чаем и другими напитками; воскуривали благовония». Центральный зал, в котором давались представления, был расписан гризайлью — живописью, создающей эффект скульптурного рельефа. В репертуаре театра были и пьесы, и балет, и опера, например пастушеская драма, либретто В. И. Майкова, (1777), музыка Керцелли М. Ф. «Деревенский праздник, или Увенчанная добродетель»
в 2 действиях (отрывок из первого явления второго действия). О любви пастушка и пастушки (Медора и Надежды), которых соединяет добрый помещик:
«Се достойная наградаПламенеющих сердец,Вы мне будьте вечно чада,Я вам буду всех отец».
Господин говорит своему гостю:
«Да в том то и состоит прямое домостроительство, чтоб крестьяне не разорены были. Ведь они такие же люди; их долг нам повиноваться и служить исполнением положенного на них оброка, соразмерного силам их, а наш — защищать их от всяких обид и, даже служа государю и отечеству, за них на войне сражаться и умирать за их спокойствие. Вот какая наша с ними обязанность».
Хор соглашается с барином:
«Мы живем в счастливой доле,Работая всяк часЖизнь свою проводим в поле,И проводим веселясь.Мы руками работаемИ за долг себе считаемБыть в работе таковой.Дав оброк, с нас положенной,В жизни мы живем блаженнойЗа господской головой.Мы своей всегда судьбоюВсе довольны и тобою.Лошадей, коров, овецМного мы имеем в полеИ живем по нашей воле,Ты нам барин и отец.».
Труппой руководил знаменитый актер Плавильщиков, Петр Алексеевич, выступавший на сцене Петровского, а потом Императорского театра в Москве. Впоследствии многие актеры крепостного театра перешли на императорскую сцену. В мае 1818 года усадьбу и театр лично посетила вдовствующая императрица Мария Федоровна, супруга Павла I.
После смерти Николая Алексеевича Дурасова в этом же году устройство праздников прекращается, перестает работать и крепостной театр.
Дурасов Н. А. содержал в симбирском крае еще две крепостных труппы: одну в Симбирске, другую — в своем заволжском поместье, расположенном в с. Никольское (ныне Никольское-на-Черемшане). Для обучения актеров и музыкантов Н. А. Дурасов приглашал известных деятелей искусства того времени. Описание театра в Никольском начала XIX столетия имеется в повести «Детские годы Багрова внука» Аксакова С. Т.:
«…Дурасов одну руку подал матери моей, а другою повел мою сестрицу. Пройдя несколько комнат, одна другой богаче, мы вошли в огромную, великолепную и очень высокую залу, так высокую, что вверху находился другой ряд окон. Небольшой круглый стол был убран роскошно: посредине стояло прекрасное дерево с цветами и плодами; граненый хрусталь, серебро и золото ослепили мои глаза. Сестрицу мою хозяин посадил возле себя и велел принесть для нее вышитую подушку. Только что подали стерляжью уху, которою заранее хвалился хозяин, говоря, что лучше черемшанских стерлядей нет во всей России, как вдруг задняя стена залы зашевелилась, поднялась вверх, и гром музыки поразил мои уши! Передо мной открылось возвышение, на котором сидело множество людей, державших в руках неизвестные мне инструменты. Я не слыхивал ничего, кроме скрипки, на которой кое как игрывал дядя, лакейской балалайки и мордовской волынки. Я был подавлен изумлением, уничтожен. Держа ложку в руке, я превратился сам в статую и смотрел, разиня рот и выпуча глаза, на эту кучу людей, то есть на оркестр, где все проворно двигали руками взад и вперед, дули ртами, и откуда вылетали чудные, восхитительные, волшебные звуки, то как будто замиравшие, то превращавшиеся в рев бури и даже громовые удары… Хозяин, заметя мое изумление, был очень доволен и громко хохотал, напоминая мне, что уха простынет. Но я и не думал об еде…».
Сегодня бывший крепостной театр Дурасова — часть архитектуркного ансамбля с общим названием Усадьба Люблино.
Достопримечательности Москвы
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Крепостной_театр_Дурасова
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |