Реферат по предмету "История"


Жалайыр



План
Введение
1 Уран, тамга

2 Территория расселения

3 Состав племени

4 Происхождение и история

Список литературы

Жалайыр


Введение


Жалайыр — древнейшее кочевое племя, ныне входящее в состав Старшего жуза казахской народности. В литературе может упоминаться как «жалаир», «джалаир», реже — «чжалаир».


1. Уран, тамга


Уран (родовой (боевой) клич) — «Бактияр», «Кабылан». Тамга (родовой символ) — «тарак».


2. Территория расселения


Первоначально Жалайыр — племя, входившее в состав монголов и Великого государства монголов.


Рашид ад-Дин "Джами ат-таварих", начало XIV века:


Это племя в давние дни было многочисленно; каждое его ответвление имело эмира и предводителя. В эпоху Чингиз-хана, а также и в настоящее время из [этого племени] было и есть много эмиров в Туране и Иране. Часть их становищ была в местности Онон.[1].


В связи с тем, что Жалайыры участвовали в походах армии Монгольской империи в XIII и последующих веках, в силу чего отдельные группы Жалайыров распространялись на все территории военных действий, территория их расселения постепенно расширилась от самой Монголии, до Центральной Азии; есть также сведения о проникновении их в Персию, Индию, Россию.


Новые материалы о казахских аулах в Алтайском крае
собрала этим летом историко-этнографическая экспедиция, организованная Павлодарским государственным университетом имени С.Торайгырова и Омским филиалом Академии наук РФ, сообщает корреспондент Казинформа. … От аксакалов исследователи услышали историю аула Бигельды. Местность эта в давние времена называлась Жалаиром, а поселившиеся здесь семьи были из рода старшего жуза Жалаир.
Песни, легенды и предания этнографы записали на пленку. Им предстоит систематизировать и изучить собранные материалы, которые станут ещё одной главой в истории казахского народа.[2].


Современный историк Дамир Исхаков выдвигает версию, что в составе Сибирского ханства имелся улус Джалаир.[3] По крайней мере, представитель племени жалайыров Кадыр-Али-бек правил Сибирским ханством в 1584—1588 годах в составе триумвирата вместе с тайбугинским князем Сейд Ахмедом и казахским царевичем Ураз-Мухаммедом.


Существует версия, что на территории России, Республика Башкортостан, имеющиеся топонимы — Зилаирский район, село Зилаир, речка Зилаир могут быть обязаны словосочетанию, по-башкирски «йылы»
— тёплый и «айыр»
— приток, но в то же время могут восходить к имени одного из тюркских племён — Жалаир.[4]


Губогло М.Н., Симченко Ю. Б.:


Практически узбеки, как этнос, сложились уже при Караханидах, но процесс их консолидации продолжался ещё долгое время. В XII в. массы скотоводов и земледельцев были объединены в государство Хорезмшахов. В это время формируются словарный состав и грамматика узбекского языка. Это и послужило основой для сложения единой материальной и духовной культуры. Однако в составе узбеков продолжали существовать самобытные группы, дожившие до XX в.: сарты и др. Ещё один этнический пласт был связан с тюркоязычными племенами, приход которых связан с завоеваниями Чингизидов. Из них известны
жалаир, барлос, каучин, орлат и др.
В XIV в эти племена расселились на территории монгольского улуса Чагатая, в состав которого и входил Узбекистан.[5].


В настоящее время, Жалайыр — племя, входящее в состав казахов, традиционно проживающее на территории Семиречья, южнее течения реки Каратал Алматинской области.


3. Состав племени


В свою очередь, племя жалайыр состоит из родов — котен-борте, андас, мырза, карашапан, оракты, акбуйым, калпе, сыпатай, арык тыным, сиырши, байшегир, балгалы, кайшылы, кушик.


4. Происхождение и история


Легенда о происхождении Жалайыров
гласит, что основатель этого рода, человек с именем Кабылан
(см. выше — Уран Жалайыров
), будучи обладателем большой физической силы, умел отрывать гриву вместе с загривком коня, на его полному скаку, откуда и пошло сначала прозвище этого человека, а затем и название всего рода — «жал» (с каз.: загривок лошади
), «айыр» (с каз.: «айр» — отрывающий
); тем не менее такая легенда излагается ныне в самых различных и не всегда совпадающих интерпретациях.


История Жалайыров, в период до XIII века четко не ясна. И по сей день вызывает споры правильность отнесения Жалайыров к тюркам или монголам.


Рашид ад-Дин "Джами ат-таварих", начало XIV века:


Относительно тех тюркских племен
, которых в настоящее время называют монголами
, но в древние времена каждое из этих племен в отдельности носило особое прозвище и имя; каждое имело начальника и эмира; от каждого произошли ветви и племена, вроде народов: джалаиры
, ойраты, татары и другие.[1].


При Чингисхане Жалайыры обладали привилегированным положением, составляя костяк аппарата управления Великого государства монголов.


Виктор Маглинов "Мукали гойон", 2006:


Мукали-гойон был выходцем из джалаиров. Возможно это послужило назначению десятков представителей народа джалаир на высокие военные и государственные посты при Чингис-хане и его детях.
Среди них можно назвать темника Бала-нойона, руководившего военными операциями в Индии во время войны с Хорезмшахом, Мункасар-нойона, старейшего и уважаемого судью в период правления Менгу-хана, Курчи-Бугуна, правителя Грузии в улусе Хулагидов и, многих других. Примечательно, что даже великий хан Угедей в детстве воспитывался в семье джалаира Кадана.[6].


Мухамеджан Тынышбаев "Материалы по истории казахского народа", Ташкент 1925 год:


По свидетельству монгольского историка Санан-Сесена джалаиры происходят из многочисленной и сильной группы монголов, известных под именем Еке-монгол (великие монголы)
. С самого начала деятельности Чингисхана джалаиры приняли его сторону и участвовали в походах его в Китай, Тибет, Туркестан и Персию. Знаменитый полководец Чингисхана Мукулы-Гован, покоритель Китая, происходил из рода джалаир. Во времена Чингисхана и позднее джалаиры были разделены на четыре группы: первая — оставалась в Монголии и Китае, вторая — передана детям Джочы и по всем преданиям поселилась на восток от среднего течения р. Чу и называлась Чу-манак; третья группа утвердилась в долинах Чирчика и Ангрена и известна в истории под именем Джалаирской Орды (другое название Сыр-манак); четвёртая группа с Гулагу-ханом ушла в Персию


Джалаирская Орда в начале возвышения Тимура поддержала его, но в 1370 году она перешла на сторону его противников дулатов, за что была разгромлена и рассеяна Тимуром. Персидская группа играла в Иране руководящую роль; джалаирская династия даже царствовала в Северной Персии, а одно время даже в Багдаде. Главную часть наших джалаиров составляют чу-манаковцы, к которым в 1370 году присоединились беженцы из сыр-манаковцев.


Джалаиры все время находились в восточной части Улуса Джочы, известной под именем Белой Орды — Ак Орда (династия Орда-Ежена). Во времена Тимура, чуманаковцы составляли ядро армии Орус-хана и его сыновей. В 15-16 веках они находились, приблизительно, в тех же местах.


В 1588 году сын Оннан-султана Ураз Мухамед и его приближенный Кадыр- Карачи (Карачи — нечто вроде министра) попали в Сибири в плен русским и отправлены были в Москву. Кадыр составил родословную Ураз-Мухамеда. По-видимому, в это время джалаиры были около Улу-Тау и Кокшетау. Перед погромом 1723 года джалаиры, как это видно из преданий, опять вернулись к р. Чу. От нашествия калмыков джалаиры бежали, по-видимому, в Бетпак-дала и пострадали сравнительно меньше. В изгнании джунгар джалаиры приняли деятельное участие, в 1757-58 годах были в низовьях р. Аягуз, откуда они повернули в Копальский уезд, где в настоящее время и проживают[7].


Династия Джалаиридов в 1370—1506 правила Улусом Хулагу.


После Монгольского завоевания Средней Азии, большая часть Жалаиров, не направленная на военные действия за пределами Средней Азии, вошла в Чагатайский улус и была переселена в местность, примыкавшую к городу Ходжент в Средней Азии.


Список литературы:


1. ФАЗЛАЛЛАХ РАШИД-АД-ДИН->СБОРНИК ЛЕТОПИСЕЙ->ТОМ I->КНИГА 1->РАЗДЕЛ 2


2. 2004 ГОД РОССИИ В КАЗАХСТАНЕ — Мероприятия в Августе


3. Исхаков Д. М.
Институт сибирских князей: генезис, клановые основы и место в социально-политической структуре Сибирского юрта.


4. По тропам Южного Урала: словать топонимов (по дате)


5. Узбеки


6. Мукали гойон » Информационное агентство Республики Калмыкия «Бумбин орн»


7. Джалаир


Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Жалайыр



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Анализ современных методов оценки персонала, их использование в кадровой практике
Реферат Зависимость от виртуальной реальности компьютера - новый вид зависимого поведения
Реферат Расчет консольной фермы
Реферат Методы оценки отдельных статей баланса: отечественная и зарубежная практика
Реферат Поэтические традиции народной культуры греков урумов с Улаклы Великоновоселковского района Донецкой
Реферат Международный кредит 2
Реферат Othello Essay Research Paper The play Othello
Реферат Investigating Enzymes Essay Research Paper Research Enzymesexist
Реферат Особенности наглядно–образного мышления умственно отсталых дошкольников
Реферат Формування та оптимізація капіталу підприємства ВАТ Городоцька молочна компанія Біла росаqu
Реферат Allen A Dale Essay Research Paper Why
Реферат Бухгалтер – что это значит?
Реферат Политические позиции большевиков в годы гражданской войны
Реферат Понятие брэнда
Реферат Королевство Нидерланды