Реферат по предмету "История"


Жизнь и быт основных сословий XVIII века

Жизнь и быт основных сословий XVIII века


Цель:


  1. Показать обучающимся особенности жизни основных сословий России XVIII века на фоне переходного периода в развитии страны – разложение феодальных порядков и зарождение капиталистических.

  2. Опираясь на технологию сотрудничества, формировать навыки работы с первоисточниками, сравнивать материал и делать выводы, составлять опорный конспект, работать с понятиями.

  3. Воспитывать на культурных традициях России, воспитывать любовь к прекрасному в жизни, уважение к трудовому народу.


Тип урока: комбинированный, погружение в предмет.


Основные понятия: «просвещенный абсолютизм», культура, сословие, дворяне, оброк,
барщина, закрепощение, вотчина, гильдия, поместье, закрепощение, мануфактура.


Оборудование:


  1. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до XVIIIв.

  2. А.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву».

  3. Д.Фонвизин «Бригадир»

  4. В.С.Поликарпов. История нравов России. Восток или Запад.

  5. А. Терещенко. Быт русского народа.

  6. Б.Краснобаев. Очерки истории русской культуры XVIIIв.

  7. Я познаю мир. История моды.

  8. М.Семенова. Мы – славяне.

  9. Репродукции художников XVIIIв.

  10. Музыкальные произведения XVIIIв


План.


  1. Вступление учителя.

  2. Положение дворян в России XVIIIв. а) высший свет
    б) провинциальное дворянство

  3. Жизнь и быт духовенства.

  4. Особенности быта купечества.

  5. Российское казачество XVIII века.

  6. Основное податное сословие России.


Задание. Докажите, что положение сословий России в XVIIIв.изменилось по сравнению с XVIIв. и в чем это выразилось.
Чтобы ответить на вопрос, каждый ученик получает опросный лист, который должен заполнить к концу урока, а дома составить опорный конспект – проект и защитить его.


Человек меняется и чтобы понять себе логику поступков людей прошлого, надо представить как они жили, какой мир их окружал, каковы были их представления о жизни, служебные обязанности; обычаи, одежда; почему они поступали так, а не иначе.
Следовательно, историческое познание предполагает изучение быта и нравов. При этом, быт понимается как обычное протекание жизни в её реально – практических формах, а нравы – как обычай, уклад общественной жизни. Л.Н.Толстой считал, что без знания простой жизни, без постижения её мелочей нет понимания истории.


Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
И хоть более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи
Вспомним нашу старину.


Сегодня мы пойдем в музей быта и нравов населения России XVIIIв.
Нам помогут рассказать об этом экспонаты музея: документы XVIII века, картины, предметы быта, архитектура.
Разным был быт и нравы населения. А чем это определялось?
К XVIII веку сформировались сословия. Что такое сословие? Какие сословия были в России этого периода?


Задание. Докажите, что жизнь сословий изменилась по сравнению с XVII в.
Индивидуальнее листы опроса помогут в этом. Материал Вы используете для проекта на следующий урок.
В музее представлен документ «Жалованная грамота дворянству».
Вспомните, кто правил в России в это время?
Как историки называют внутреннюю политику Екатерины II?
Почему опорой самодержавия были дворяне? Какова была жизнь дворян?
1)Рассказ о высшем свете и провинциальном дворянстве.
Звучит музыка. Боккерини «Менуэт».


Ученики рассказывают о высшем свете, воспитании в Смольном институте, о досуге, питании, провинциальном дворянстве .


Высший свет. Дворянство.


Владение большей собственностью означает и больший престиж, более высокое положение в социальной иерархии. Представители класса собственников стремились демонстрировать свое богатство; праздный образ жизни и «демонстративное поведение» есть важнейшие свойства «праздного класса». Стремление к праздности порождает и кодекс приличий, и правила поведения. Верхний слой дворянства, в котором потонули остатки боярства, представляет собой слияние представителей родословного боярства (Голицыны, Долгорукие,Шереметевы), провинциального дворянства (Ордин – Нащекин), «убогого шляхетства» и слоев «ниже шляхетства» (Нарышкины, Лопухины), холопства (Курбатов, Ершов)), иноземцев (Шафиров, Ягужинский, Миних). По этническому составу верхний слой дворянства был весьма разнообразным – в него входили служилые люди из московского государства, из татарских орд, их кавказских народов, из поляков, немцев, литовцев и др. К эволюции нравов высшего света можно применить характеристику В.Ключевского: « …петровский артиллерист и навигатор через несколько времени превратился в елизаветинского петимера (великосветский кавалер), а петимер при Екатерине II превратился в свою очередь в home de letters (литератор), который к концу века сделался вольнодумцем…; прошедший указанные моменты развития в течение XVIIIв. Положение этого класса в обществе покоилось на политической несправедливости и венчалось общественным бездельем; с рук дьячка – учителя человек этого класса переходил на руки к французу – гувернеру, довершал свое образование в итальянском театре или французском ресторане, применял приобретенные понятия в столичных гостиных и доканчивал свои дни в московском или деревенском кабинете с Вольтером в руках…На Западе, за границей, в нем видели переодетого татарина, а в России на него смотрели, как на случайно родившегося в России француза». Однако «праздность» в истории нравов России не были бесплодными – в результате вырабатываются хорошие манеры, повышается уровень культуры. В высшем свете требуется, чтобы знатный человек умел разбираться до тонкостей в качестве еды, питья, костюма…» это оказывает влияние на образ жизни, воспитание. Для такого эстетического развития способностей нужно время, силы и требования, предъявляемые к благородному господину. Все вместе взятое ведет к превращению его праздной жизни в усердное занятие освоением секретов приличного образа жизни. Отсюда устройство дорогих увеселений, пиров и балов, раздаваемые подарки. В качестве примера можно привести фрагменты из жизни фаворита Екатерины II князя Г.Потемкина. В честь царицы он устроил праздник в Таврическом дворце. Оркестр из 300музыкантов исполнял музыку, дворец освещали 140тысяч лампад и 20тысяч восковых свечей. После просмотра двух французских комедий и двух балетов, начался бал. Затем подан ужин на 42 стола, уставленных посудой из серебра и фарфора с отличными яствами. Бал длился до утра. Весь праздник обошелся по скромным подсчетам в 200000рублей. В царствование ЕкатериныII непомерная роскошь настолько была сильна, что императрица издала указ о том, как и кому ездить. Двум первым классам (по табели о рангах) ездить цугом с двумя вершниками; 3,4,5 классам – только цугом; 6 -8 классам – четвернею; обер – офицерам – парою; не имеющим офицерских чинов – верхом. Ливреи лакеев тоже были разными в зависимости от ранга их хозяев. И нравы в высшем свете были таковы, что если кто – нибудь приезжал в гости к вельможе в несоответствующем его положению экипаже и одежде, то его просто не принимали, а потом выражали ему порицание и возмущение. В 1763г. по инициативе Екатерины II создана комиссия народного образования, которую возглавил И. Бецкой. Обсуждая проект, говорили о воспитании «новой породы» людей, имя в виду образование девиц в духе «благочувствия», светского обхождения и учтивости, развитие их интеллекта, становление характера. В 1764г. в Петербурге было создано Воспитательное общество благородных девиц. Учебное заведение расположилось на территории Воскресенского монастыря, где прежде размещался Смоляной двор. Поэтому новое учреждение стали называть Смольным институтом. Это было закрытое учебное заведение для девочек из привилегированных семей дворянской знати. В институте было определено 200 воспитанниц в возрасте с 6 до 18 лет. В 1765г. при нем открылось отделение для мещанских девиц. Девушек готовили к светской жизни, поддерживалась привычка к роскоши: например, скатерти на столах менялись к каждому приему пищи, подавалось столовое серебро. Институт был закрытым, на весь срок обучения семьи передавали дочерей воспитательному совету, который управлял делами Смольного.
Сохранились воспоминания смолянок (прием драматизации).


« Распорядок был жесткий. В семь часов утра в дортуарах раздавался звонок на подъем. Воспитанницы умывались и одевались в костюм для гимнастических упражнений. Затем в каждом классе отдельно совершалась молитва. После этого все шли на гимнастику. Около 8 часов утра смолянок собирали на большую молитву, которая проводилась в присутствии начальницы заведения и дежурной инспектрисы. После молитвы все шли в столовую, где давали горячий чай, молоко, белый хлеб с маслом, ветчиной, мясом.
Уроки начинались в 9 часов утра и продолжались три часа с 10-минутными перерывами. В 12 часов были завтрак и молитва. После чего смолянки отправлялись на прогулку. С двух до пяти часов дня – вновь занятия в классах. Затем следовал обед и получасовой отдых. С шести до восьми вечера готовили уроки, в восемь подавался вечерний чай и в течение часа воспитанницы занимались своими делами. Спать ложились в 21час.»
С 6 до 9 лет преподавали русский язык, французский язык, арифметику, рисование, рукоделие, танцы, музыку. С 9 до 11 лет девицы читали нравоучительные и исторические книги, их учили шить на себя платья и вязать чулки. В институте обучали стихосложению, пению, игре на музыкальных инструментах, знакомили с геральдикой и архитектурой. В старших классах введены занятия, приобщающие к домашней бухгалтерии: запись расходов, хозяйственные расчеты. В двух последних классах девушки получали навыки светского обхождения. По воскресным дням проводились балы, куда приглашались родители, родственники, кавалеры. В Смольном следили за литературной жизнью общества, читали журналы, имелся свой театр.


Провинциальное дворянство.


При рассказе о провинциальном дворянстве используется прием драматизации по пьесе Д.Фонвизина «Бригадир»


Д.Фонвизин «Бригадир».


Комедия написана в 1769г. Бригадир – военное звание выше полковника и ниже генерала, существовавшее в русской армии XVIIIв. Советник – звание чиновника.
«Сын. Mon pere! Не горячитесь!
Бригадир. Да первого – то слова, черт те знает, я не разумею.
Сын. Ха, ха, ха, теперь я виноват в том, что вы по-французски не знаете.
Советница. Полно, сударь. Разве ваш сын должен говорить только тем языком, который вы знаете?
Бригадирша. ...пусть Иванушка говорит, как хочет. Что и говорить? Ученье свет, неученье тьма.


Советник. Конечно, матушка! Кому бог открыл грамоту, так над тем и сияет благодать его. Ныне, слава богу, не прежни времена. Сколько грамотей у нас развелось; Прежде бывало, кто писывали хорошо по-русски, так те знавали грамматику, а ныне никто
её не знает, а все пишут.
Бригадир. На что, сват, грамматика? Я без нее дожил до 60лет, да и детей взвел. Вот уж Иванушке за 20, а он – в добрый час молвить, вхудой помолчать – и не слыхивал о грамматике. Бригадирша. Конечно, грамматика не надобна. Прежде, нежели её учить станешь, так ведь купить ещё надобно. Заплатишь за нее гривен восемь, а выучишь ли, нет ли- бог знает.
Советница. Черт меня возьми, ежели грамматика к чему-нибудь нужна, а особливо в деревне. В городе, по крайней мере, изорвала я одну на папильоты (бумажки для завивки волос).


Сын. Я с этим согласен, на что грамматика! Я сам писывал тысячи бильеду (любовные записки), и мне кажется, что свет мой, душа моя adieu, ma reine (Прощайте, моя королева) можно сказать, не заглядывая в грамматику.
Советница. Муж мой – приказная строка. Я живу несколько лет с ним в деревне. Все соседи наши такие неучи, такие скоты, которые сидят по домам, обнявшись с женами. А жены их – ха, ха, ха – жены их не знают до сих пор что это – дезабилье(модное утреннее платье) и думают, что будто можно прожить на сем свете в полшлафроке (обычный халат). Они, душа моя, ни о чем больше не думают, как о столовых припасах, прямые свиньи…
Сын. Madame! Скажите мне, как вы ваше время проводите?
Советница. Душа моя, умираю со скуки. И если бы поутру не сидела я часов трех у туалета, то могу сказать, умереть бы все равно для меня было; я тем только и дышу, что из Москвы присылают ко мне нередко головные уборы, которые я то и дело надеваю на голову.


Сын. По-моему мнению, кружева и блонды составляют голове наилучшее украшение. Педанты думают, что это вздор и что надобно украшать голову снутри, а не снаружи. Какая пустота! Черт ли видит то, что скрыто? А наружное всяк видит.»
Жизнь и быт провинциального дворянства в сильной степени были извращены и приняли уродливые формы под влиянием крепостного права. В. Ключевский писал об этом: «Самым едким элементом сословного взаимоотчуждения было крепостное право, составившееся из холопей и крестьянской неволи…Все классы общества в большей или меньшей степени, прямо или косвенно участвовали в крепостном грехе по тем или иным крепостям…Но особенно зловредно сказывалось это право на общественном положении и политическом воспитании землевладельческих классов».


Сильное влияние крепостное право оказало на провинциальных дворян, которые в своих имениях осуществляли функцию владельцев крепостных, отсюда и особенно дикие нравы их. Преобразования Петра I проникали лучиками в провинцию. Провинциальному дворянству мало знакомо чувство личной чести. В верхах дворянства было сильно развито чувство родовой чести. Екатерина II разъясняла, что дворянство это не повинность, а почетное наименование, признание заслуг перед государством, однако некоторые помещики подписывались в документах чином придворного «лакея».
Это уродовало нравы дворян и унижало их как личностей. Дворянская усадьба представляла собою сравнительно замкнутый цельный мирок, подвластный воле помещика. В дворянской усадьбе обнаруживается основное противоречие культурно – исторического процесса эпохи разложения крепостничества и зарождение буржуазных отношений. Однако образованных людей среди провинциального дворянства было мало, большинство имело полудикие нравы. В своих «Записках» князь П.Долгорукий писал: «Жизнь помещиков по деревням была, за очень немногими исключениями, - жизнь растительная, тупая, беспросветная. Осенью и зимой – охота. Круглый год – водка; ни книг, ни газет. Невежество было невообразимое»


2) Крупным земельным собственником была церковь. Например, Александрово-Невская лавра мела 25000душ мужского пола, Белозерский монастырь –22000душ.
Звучит музыка «Аллилуй». Появляются картины «Монастырская трапеза»и др. Обучающиеся рассказывают о жизни духовенства.


Духовенство.


С самого зарождения человеческого общества потребность в вере приняла религиозный характер и для её удовлетворения возник социальный институт священнослужителей с его священными текстами, обрядами и церемониями. Противоречия русской жизни наложили свой отпечаток на нравы православного духовенства – среди них выделяется «белое» духовенство (патриарх, митрополит, архиепископ) и «черное» (монахи).
К началуXVIIв. русское духовенство пропиталось религиозной самоуверенностью, считая себя единственным обладателем и хранителем христианской истины, чистого православия. Доминирующим настроением стало то, что православная Русь имеет все необходимое верующему человеку, что ей уже нечему учиться. Положение духовенства на протяжении XVIIIв. Улучшалось, ибо возрастал объём сословных прав и привилегий. Елизавета отменила последние натуральные повинности, лежавшие на духовенстве; Екатерина II в 1764г. освободила его от поборов в пользу епархиальных властей, в 1767г. запретила телесные наказания священников, в 1771г. – дьяконов по приговорам духовных судов, а в 1801г. по приговорам светских судов. Улучшилось материальное положение духовенства, вырос его культурный и образовательный уровень. Это повысило значимость священнослужителей в глазах населения. Эстетическое воздействие исходило от красоты храмов. В возвышении нравов большую роль играло слово, проповедь. Митрополит Платон – иерарх XVIIIв. Отличался великолепным красноречием. Однако в XVIIIв. Сохраняются и такие нравы, как пьянство, разврат, нечестность.


3) Работа с документом «Жалованная грамота городам».
Звучит музыка «Коробейники» и рассказ о жизни купечества.


Обучающиеся заполняют таблицу.


Купечество.


Нравы купеческого сословия описываются в записках иностранцев. Регламентом Главного магистрата 1721г. городское население делилось на две гильдии. В первую включены «банкиры, знатные купцы…Ко второй гильдии отнесены все торгующие мелочными товарами и харчевыми припасами…В третий разряд, который не назван гильдией, включены чернорабочие и лица наемного труда. Окончательное оформление купеческого сословия завершилось с изданием в 1785г. «Грамоты на права и выгоды городам Российской империи». В облагораживании купеческих нравов сыграла свою роль и религиозность, желание обрести благодать в жизни вечной через соблюдение евангельских заповедей в земной жизни, о чем говорил крупный московский купец Н.П.Вишняков. 17 марта 1775г. Манифест Екатерины II об учреждении купеческих гильдий, принадлежность к которым зависела от объявленного каждым купцом капитала – «по совести». Городовое положение 1785г. относило купцов с капиталом свыше 10тыс. рублей к первой гильдии; с капиталом 5 – 10тыс. ко второй гильдии; с капиталом 1 – 5 тыс. – к третьей (в 1861г. третья гильдия официально отменена). Купцы всех трех гильдий освобождались от натуральной рекрутской повинности, а 1-й и 2-й гильдий – от телесного наказания.В итоге возникает социальная пирамида купеческого сословия с очень тонкой верхушкой в виде малочисленного слоя первогильдейских купцов с их причудливыми нравами. Купечество находилось под прессом произвола капризной власти, ему приходилось откупаться взятками от жадных подъячих. Разбогатевшие купцы торопились записать своих сыновей на службу, чтобы те смогли добиться ставшего теперь доступным звания дворянина. Образ жизни купца XVIIIв. Можно описать следующим образом. Верхом его мечтаний было «иметь жирную лошадь, толстую жену, крепкое пиво, в доме своем собственную светелку, баню и сад. Поэтому он стремился получить как можно больше прибыли, иначе мечте не суждено осуществиться. Вставал купец рано и приходил в лавку зимой с первым лучом солнца, а летом – в шесть часов утра. Открывал её, садился за стол и вместе с знакомыми и покупателями пил сбитень или чай, а затем принимался за торговые дела. Тогда успех в торговле зависел от умения зазывать к себе покупателя, отбив его у соседа. Когда покупатель заходил в лавку, то купец ублажал его различными способами, пытаясь продать товар втридорога. Обращение с покупателем зависело от его сословной принадлежности – с мужиком не церемонились, относились к нему фамильярно, важному лицу кланялись и всячески угождали, священнослужителю демонстрировали знание «Священного писания» и святость. В день именин своих и жены, если у них добрые отношения (а то бывало и такое, что пьяный и озверевший купец бил свою беременную жену ногами в живот), он устраивал званые обеды, а иногда и роскошные балы. На балах молодые танцуют, пожилые играют в мушку, пикет и бостон, купчихи в возрасте поглощают яства и в ходе коротких бесед кивают своими головами, украшенными жемчугом и бриллиантами. За ужином гости много пьют за здоровье хозяина, часто гости бьют посуду, свидетельствуя тем самым доброжелательное отношение к хозяину. Пьянству предавались многие купцы. На «малый запой» отводилась неделя, на «большой» - до месяца. Не следует думать, что все купцы обвешивали, обсчитывали и обкрадывали покупателя, встречались и порядочные, дорожившие своей честью.
4) Звучит музыка « У Петрушки» и рассказ о жизни казачества.
Учитель использует картины, посвященные жизни казачества.


История казачества.


Начало формирования казачьих сообществ обычно относили к концу XVв. Смута сыграла большую роль в формировании казачества. Одной из главных причин его возникновения является бегство крестьян, холопов, посадских людей из центра России в связи с усилением феодального гнета. Основой хозяйства казаков были промыслы и скотоводство, доход получали от походов к берегам Черного и Азовского морей, на Волгу и Каспий. С конца XVIIв. Земля на Дону начинает приобретать значение основного условия хозяйственной жизни. Рядом жалованных грамот, особенно грамотой 1793г., государство передавало земли казачьим обществам в вечное пользование, а общества войска передавали их в такое же пользование казачьим станицам, от которых казаки получали её по паям. Области расселения казачества входили в состав Российского государства, но были на особом положении, играя роль своеобразной буферной зоны между государственными вотчинами и соседними владениями вассально зависимого от Османской империи Крымского ханства, Ногайской орды и калмыцких тайшей (князьков). Царское правительство не в силах было постоянно держать на Юге войско. Выходом стало привлечение к государственной службе казачества. Сначала служба не носила систематического характера, но в царствование Михаила Федоровича казачьи станицы были объединены и оформлены в единую военную организацию – войско Донское, члены которого стали ежегодно получать жалованье деньгами, хлебом, вином, сукном, порохом, свинцом, оружием и т.д. Атаманы периодически получали от царского имени дорогие подарки и денежные суммы сверх жалованья. Правительство предоставило ряд льгот. Так в 1615г. « за службу, разъезды по шляхам, береженье перевозов» донскому казачеству была жалована свобода торговли. Для социальной организации характерны: личная свобода, социальное равенство, демократизм в приятии решений в сочетании со строгой дисциплиной и единоначалием при их исполнении. Военной, политической и социальной формой организации явилось войско. Высшую законодательную власть осуществлял круг – собрание полноправных казаков всей реки. Исполнительная власть принадлежала войсковому атаману, избираемому кругом. постановления круга обязательны для всех. Главная роль в принятии решений принадлежала старым казакам.
По мере становления сословной организации казачества происходило расхождение его интересов с интересами других сословий – не только дворянства, но и основной массы крестьянства. До середины XVIIв. Связи казаков с Россией походили на отношения между самостоятельными государствами. В вопросах внешних сношений казаки руководствовались собственными интересами, которые не всегда совпадали с планами Москвы. Отношения с коренным населением менялись в зависимости от обстоятельств. Казаки дорожили своей свободой и независимостью. Однако Дон и другие регионы расселения казачества не являлись для беглецов раем, так как казаки не представляли собой однородной массы. Зажиточные казаки группировались вокруг войскового атамана и старшины, в их руках была большая часть скота, рыбные промыслы, струги, им перепадала большая часть военной добычи. От них резко отличались голутвенные казаки, пришлый люд, часто работавшие у добрых станишников по найму. Обыденная повседневная жизнь запорожских казаков складывалась следующим образом:
«Казаки поднимались на ноги с восходом солнца, умывались холодной водой, молились богу и после молитвы, спустя некоторое время, садились за стол к горячему завтраку. Время от завтрака до обеда казаки проводили разно: кто объезжал коня, кто осматривал оружие, кто упражнялся в стрельбе, кто чинил платье, а кто просто лежал на боку, попыхивая из люльки – носогрейки, рассказывал о собственных подвигах на войне, слушал рассказы других и излагал планы новых походов. Ровно в 12часов куренной кухарь ударял в котел и казак спешил в свой курень к обеду. Войдя в курень, казаки находили кушанья : пшеничная каша с примесью кислого ржаного теста, свинина,
мамалыга, брынза, рыба и др.; напитки: горилка, мед, пиво, брага, наливка. Время от обеда до ужина проводилось в тех же занятиях. Вечером ужинали горячим ужином, молились и ложились спать. Другие собирались в небольшие кучки и веселились: играли на кобзах, цимбалах, кожах, свистели на сопилках и тут же танцевали. Третьи просто пели без музыки и пляски; четвертые собирались в углах куреня и при зажженных свечах играли в карты, проигравшего таскали за чуб; играли в кости..»
Большие праздники отмечались торжественно. Донские казаки высоко ценили семейную жизнь, к женатым относились с уважением. Для нравов характерно почитание старших, веселый нрав, хороший ум, хитрость, беспощадная месть врагу.
С конца XVIIв. правительство приступило к уничтожению некоторых опасных, по его мнению, казачьих вольностей и привилегий. Оно запрещало принимать в состав казачьего войска новых членов, требовало выдачи беглых, отменило выборность войсковых начальников. Казачество постепенно превращалось в замкнутое военное сословие. Оно оказалось под контролем правительства. В XVIIIв. правительство все более привлекало казаков к несению службы вне областей их постоянного проживания; утверждалась постоянная воинская служба. В казачьих областях закрепляется сословное деление, узаконивается частное землевладение у верхушки в виде частновладельческих пожалований. Таким образом, на протяжении своего существования казачество прошло путь от вольного общества к замкнутому военному сословию. Казачество являлось важным элементом общерусской государственности, проводником русской культуры и языка на окраинах России. В нем действовали не одни только начала равенства и братства, но проявлялись резко противоречия между верхними и нижними его слоями со всеми последствиями


Казачество.


Весьма своеобразны нравы казачества, внесшего значительный вклад в защиту нашего Отечества от внешних врагов. Для понимания нравов казачества необходимо знать его происхождение. Суровые и жестокие условия жизни диктовали и определенные нравы.
Начало формирования казачьих сообществ обычно относили к XVв. Исследователи по- разному отвечают на вопрос, что такое казачество – сословие, национальность, народ, этнос или одно из состояний русского народа. Рядом Жалованных грамот, особенно грамотой 1739г., государство передавало земли казачьим обществам в вечное пользование, а общества или войска передавали их в такое пользование казачьим станицам. По мере становления сословной организации казачества происходило расхождение его интересов с интересами других сословий – не только дворянства, но и основной массы крестьянства. С конца XVII в. Правительство приступило к уничтожению некоторых вольностей: запрещало принимать новых людей, требовало выдачи беглых, отменило выборность войсковых начальников. В XVIIIв. Казачество превращалось в замкнутое военное сословие. Казаки не представляли собой однородной массы. Зажиточные казаки группировались вокруг атамана, в их руках была большая часть скота, рыбных промыслов, струг; им перепадала большая часть военной добычи. От них резко отличались голутвенные казаки, пришлый люд. Война для казака была столь же необходима, как птице крылья, как рыбе вода. Он не столько боялся войну, а любил её и заботился о том, чтобы умереть в бою как истинный рыцарь. Поэтому для казака характерна смесь добродетелей и пороков. Благодушие, щедрость, бескорыстие, простота в быту, честность. Но с другой стороны – хвастовство, легкомыслие, лень и беспечность, пьянство. Обыденная повседневная жизнь запорожских казаков складывалась следующим образом: «Казаки поднимались на ноги с восходом солнца, умывались холодной водой, молились богу и после молитвы, спустя некоторое время, садились за стол к горячему завтраку. Время от завтрака до обеда казаки проводили разно: кто объезжал коня, кто осматривал оружие, кто упражнялся в стрельбе, кто чинил платье, а кто просто лежал на боку, попыхивая из люльки – носогрейки, рассказывал о собственных подвигах на войне, слушал рассказы других и излагал планы новых походов. Ровно в 12часов куренной кухарь ударял в котел и казак спешил в свой курень к обеду. Войдя в курень, казаки находили кушанья : пшеничная каша с примесью кислого ржаного теста, свинина, мамалыга, брынза, рыба и др.; напитки: горилка, мед, пиво, брага, наливка. Время от обеда до ужина проводилось в тех же занятиях. Вечером ужинали горячим ужином, молились и ложились спать. Другие собирались в небольшие кучки и веселились: играли на кобзах, цимбалах, кожах, свистели на сопилках и тут же танцевали. Третьи просто пели без музыки и пляски; четвертые собирались в углах куреня и при зажженных свечах играли в карты, проигравшего таскали за чуб; играли в кости».
Большие праздники отмечались торжественно. Донские казаки высоко ценили семейную жизнь, к женатым относились с уважением. Для нравов характерно почитание старших, веселый нрав, хороший ум, хитрость, беспощадная месть врагу


5) Крестьяне были основным податным сословием России.
Звучит музыка «Лучинушка».
Прием драматизации: А.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву».


Жизнь крестьян.


А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву». Любани.
«…В нескольких шагах от дороги увидел я пашущего ниву крестьянина. Время было жаркое. Посмотрел на часы. – Перваго сорок минут. Я выезжал в субботу. Сего дня праздник. Крестьянин пашет с великим тщанием. Нива, конечно не господская.
Барин. Бог в помощь. (Я подошел к крестьянину.) Бог в помощь. Крестьянин. Спасибо барин (отряхнув сошник, и перенес соху на новую борозду).
Барин. Ты конечно раскольник, что пашешь по воскресеньям. Крестьянин. Нет, барин я прямым крестом крещусь, А бог милостив с голоду умирать не велит, когда есть силы и семья.
Барин. Разве тебе всю неделю нет времени работать, что ты и в воскресенью не спускаешь, да еще и в самый жар.
Крестьянин. В неделе то барин шесть дней, а мы шесть раз в неделю ходим на барщину; да под вечером возим оставшееся в лесу сено на господский двор, коли погода хороша; а бабы и девки, для прогулки ходят по праздникам в лес по грибы да по ягоды.
Барин. Велика ли у тебя семья?
Крестьянин. Три сына и три дочки. Первинькому то десятый годок.
Барин. Как же ты успеваешь доставать хлеб, коли только праздник имеешь свободным?
Крестьянин. Не одни праздники, и ночь наша. Не ленись наш брат, то с голоду не умрет. Видишь ли, одна лошадь отдыхает, а как ета устанет, возьмусь за другую. Барин. Так ли ты работаешь на господина своего. Крестьянин. Нет барин, грешно было бы так же работать. У него на пашне сто рук для одного рта, а у меня две, для семи ртов, сам ты щет знаешь. Да хотя растянись на барской работе, то спасибо не скажут. Барин подушных не заплатит; ни барана, ни холста, ни курицы, ни масла не уступит. То ли житье нашему брату, как где барин оброк берет с крестьянина. Правда, иногда добрые господа берут более 3рублей с души; но все лучше барщины. Ныне еще поверье заводится отдавать деревни…на аренду. А мы называем ето отдавать головой. Голой наемник дерет с мужиков кожу; даже лучшей поры нам не оставляет. Зимою не пускает в извоз, ни в работу в город; все работай на него, для того чтобы он подушныя платит за нас. Самая дьявольская выдумка, отдавать крестьян своих чужому в работу.
Барин…мучить людей законы запрещают. Крестьянин. Мучить? Правда; но небось, барин, не захочешь в мою кожу.
Пахарь запряг лошадь и начал новую борозду».
Беседа учителя по данному отрывку. Беседа по документу «Из помещичьего журнала»
Картины Аткинса, Шибанова, Ерменева. Рассказ о жизни крестьян.


Учитель проверяет опросные листы, делает выводы, проводит рефлексию.
Наше путешествие подошло к концу. Звучит «Мазурка».
Учитель объясняет домашнее задание.


Досуг.


Дворяне участвовали в балах, маскарадах, званых обедах. При этом они считали себя очень загруженными. На балах было принято танцевать. Модным было посещение театра.
Одним из самых популярных занятий в высшем свете считалось коллекционирование картин, скульптур, табакерок, драгоценностей, тростей и т.д.
Горожане принимали участие в праздниках аристократов. В дни коронаций угощали пивом, пирогами, медовухой, устраивали фейерверки. В 1756г. в Санкт – Петербурге создан театр – «Русский императорский драматический театр». «Отцом» русского театра считают первого актера, режиссера и организатора Федора Волкова. Театр прочно вошел в быт москвичей. В каждом номере «Московских ведомостей» печатаются театральные объявления. 30 декабря 1780г. открыт Петровский театр ( по названию улицы). Театр построен Маддоксом. В 1783г. на Таганке построен им же вокзал ( от англ.Woux –Hall), Летний театр для небольших комических опер и комедий.
Народные гулянья – новогодние, масленичные; работал цирк, карусель, балаганчики.
У крестьян свободного времени не было. В свободное от работы время они чаще всего занимались домашним хозяйством или ходили в церковь. В зимние праздники катались с гор; в сочельник – с Рождества до Крещения – колядовали, водили хороводы.


Питание.


Питание основной части населения России XVIIIв. оставалось традиционным. У богатого и среднего городского населения на столе появились новшества: сосиски и сардельки, зразы, салаты, колбасы, котлеты. Был нарушен главный принцип допетровской «раздельной» системы питания. Если раньше тушку птицы или поросенка зажаривали целиком на вертеле, то теперь мясо резали кусочками, для чего впервые стали использовать плиты и сковороды. У аристократов популярностью пользовалась западная кулинария. Повар француз Оливье изобрел рецепт салата. Следование западной моде в еде привело к тому, что обычные русские блюда дворяне употребляли дома. С официальных приемов и обедов исчезли щи и похлебки. Вместо них подавали бульоны и супы. Русские пироги заменены слоеными пирожками на французский манер.


Архитектура.


Период этот переходный, поэтому в жизни так много переплетено старого и нового, так много неустоявшихся вкусов, стремлений. В облике городов это особенно заметно. В 1778г. в России побывал английский историк У.Кокс. Его поразила Москва: «Это нечто настолько неправильное, своеобразное, необычное, здесь все так полно контрастов. Улицы большей частью необыкновенно длинные и широкие; некоторые из них вымощены камнем, другие – особенно в слободах – вымощены бревнами или досками наподобие деревянного пола. Жалкие лачуги кучатся около дворцов, одноэтажные избы построены рядом с богатыми и величественными домами…Некоторые кварталы этого огромного города кажутся совершенными пустырями; иные – густо населены; одни походят на бедные деревушки, другие имеют вид богатой столицы». Географический словарь1788г. сообщал, что на Красной площади с восточной стороны (Китай – город) появилась 4021 каменных и 55 деревянных лавок, вновь построено 270 лавок. В Китай – городе преобладали каменные дома. Дворянских каменных было 26, разночинских, в том числе священнослужителей – каменных 75, деревянных 5; купеческих – каменных 46 и деревянных 1; 27 каменных харчевен, 16 питейных домов, 2 деревянные бани, 1 пивоварня, 6 кузниц в домах, 3 фабрики – проволочная, золотая, шелковая.
Москву последних десятилетий XVIIIв. называют «казаковской». М.Ф.Казаков не только много строил в Москве, он сумел воплотить духовные стремления своих современников. Его творения объединяют общие черты: целесообразность, ясность композиции, благородная простота, внимание к человеку. Внутренние помещения зодчий стремился приблизить к тем функциям, которое данное сооружение призвано выполнять.


Москва.


Газета «Московские ведомости» рисует яркую картину будничной жизни Москвы, житейские потребности, вкусы её жителей. Чего только не покупали в москвичи в последние десятилетия XVIIIв. Архангельский купец Павел Пальянов предлагал копченую семгу, целыми рыбами и полурыбами, свежую треску; на Сретенском рынке в каменной лавке у мясника Ивана Кривошеи продавались свежие осетры и белорыбица; из Холмогор пригоняли коров, а в доме Пашкова продавали выезженных верховых лошадей.
Продавались: засахаренный имбирь, вишня и малина; вологодские рыжики; французские груши; персидские гранаты и маслины, миндаль, лимоны; прованское масло; белый и зеленый швейцарский сыр; макароны и вермишель; турецкая халва и табак; португальское и французское вино; черный и зеленый чай; кофе…А также золотые и серебряные карманные часы, стенные и столовые, «нового изобретения будильники», фортепиано, скрипки, ноты. Можно было приобрести канареек, болонских собачек, ручных обезьян. Москвичи охотно покупали гиацинты, нарциссы, голландские тюльпаны, розы. Модные магазины располагались на всех людных улицах города, особенно на Кузнецком мосту.
Здесь можно было купить соломенные шляпы, золотые и серебряные украшения, английские ленты, румяна, кружева, лайковые перчатки, платки, искусственные цветы для платьев и шляп. Князь Шаховский в «Московских ведомостях» сделал такое объявление:
«…предлагаю купить строевой еловый лес, сосновые доски, а также садовни ка и каретника». В одном из номеров газеты от 1781г. сделано объявление: «Господин механик Мегеллиус разные механические, математические, балансировальные и всякие веселые штуки, также балет и пантомимы будет показывать почтеннейшей публике еще две недели. Театр его находится у Мясницких ворот».


Опросный лист к уроку «Быт основных сословий России XVIIIв.»




















Особенности

Дворянство


Духовенство Купечество Казачество Мещанство Крестьянство

1. Привилегии


2. Досуг


3. Одежда


4. Питание


5. Жилище




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.