План
Введение
1 Глава государства
2 Парламент
3 Правительство
4 Судебная власть
5 Политические права различных групп населения
6 Система местного самоуправления
7 Референдумы
8 Представительство в ЕС
9 Выборы
9.1 Избирательные комиссии
9.2 Правонарушения
Список литературы
Государственный строй Латвии
Введение
Политическая структура Латвии — парламентская унитарная республика. Основа политического устройства страны — Конституция, или Сатверсме (латыш. Satversme) принятая 15 февраля 1922 г., прекратившая действовать в 1934 г. и восстановленная в действии в 1990—1993 гг. Юридически, Латвия рассматривает себя как продолжение Латвийской Республики, существовавшей в 1918—1940 гг.; правопреемственности с Латвийской ССР не признается, так как последняя, по официальной версии, являлась оккупационным режимом.
1. Глава государства
Глава государства — Президент государства (латыш. Valsts prezidents) (с 2007 г. — Валдис Затлерс), избираемый простым большинством Сейма закрытым голосованием на 4 года.[1]
2. Парламент
Парламент — избираемый на 4 года гражданами Сейм Латвии (Саэйма) (латыш. Saeima); состоит из 100 депутатов. Система голосования — пропорциональная, но избираются депутаты по 5 избирательным округам; существует 5%-й барьер прохождения в Сейм (для участия в распределении мандатов списку необходимо набрать 5 % от участвовавших в выборах по стране в целом).[2]
3. Правительство
Правительство Латвии — Кабинет министров, составляемый лицом, которое выбирает президент государства, и утверждаемый Сеймом. Глава правительства — президент министров (с 12 марта 2009 г.— Валдис Домбровскис, представитель партии «Новое время»). В правящую коалицию правых партий входят (на ноябрь 2010 г.) также партнеры НВ по блоку «Единство» («Гражданский союз» и «Общество за другую политику») и блок Союз зелёных и крестьян. В оппозиции в парламенте находятся фракции блоков За лучшую Латвию, «Центр согласия» и «ВЛ!»-«ТБ»/ДННЛ.
4. Судебная власть
Судьи утверждаются в должности Сеймом. Существует Конституционный суд из 7 судей, назначаемых на 10 лет.[3]
Судьи остальных судов по прохождении испытательного срока утверждаются в должности до достижения 65 лет. Существуют три уровня судов общей юрисдикции (по гражданским и уголовным делам) — районные (городские), окружные и Верховный суд, а также (с 2004 г.) Административный районный суд (первой инстанции) и Административный окружной суд (апелляционный). Кассационные жалобы по административным делам рассматривает Верховный суд.[4]
5. Политические права различных групп населения
Граждане Латвии (82,9 % населения в начале 2011 г., по данным[5] Регистра жителей, имеют все политические права. Существует, однако, ряд ограничений на право быть избранным в Сейм и местные думы: из них специфическими для Латвии являются: деятельность после 13 января 1991 г. в одной из ряда запрещенных после поражения ГКЧП просоветских организаций, работа в КГБ и других спецслужбах ЛССР.[6][7]
Граждане остальных стран Европейского союза (0,4 % населения в начале 2011 г.) не имеют прав: делать пожертвования политическим партиям, участвовать в референдумах и выборах Сейма. Они имеют право состоять в партиях (но не основывать их), занимать в них выборные должности и участвовать в выборах самоуправлений и депутатов Европарламента от Латвии наравне с гражданами Латвии.
Неграждане Латвии (14,6 % населения в начале 2011 г.) имеют лишь права состоять в партиях (но не основывать их), занимать в них выборные должности и делать им пожертвования.
Апатриды (bezvalstnieki) и граждане стран, не входящих в ЕС, политических прав не имеют.[8][9][10][11][12]
Возрастной ценз для кандидатов в президенты — 40 лет[13], для кандидатов в депутаты Сейма — 21 год,[14]для кандидатов в депутаты местных дум — 18 лет.[15]
6. Система местного самоуправления
Латвия — унитарное государство. 1 июля 2009 года закончен переход от советской системы местной власти (город республиканского подчинения Рига, разделенный на 6 районов с избираемым самоуправлением; еще 6 городов республиканского подчинения; 26 районов, разделенных на сельсоветы и города районного подчинения) к новой.
Первым этапом данной реформы было переименование сельсоветов в волости, переименование городских советов в думы и ликвидация самоуправления в районах Риги, вторым — сокращение функций и статуса районного самоуправления (районные советы перестали быть избираемыми органами — их составляли представители «нижестоящих» волостных, городских и со временем краевых самоуправлений), третьим этапом было создание в каждом районе нескольких краёв путем слияния нескольких бывших волостей и городов районного значения в одно самоуправление. Таким образом были ликвидированы районные самоуправления. Волости как территориальные единицы не были ликвидированы. На месте бывших волостных советов планируется создать центры услуг. Принятое правительством 4 сентября 2007 г. [16]решение о новом административном делении Латвии — 109 краёв и 9 республиканских городов — было введено 1 июля 2009 года с началом работы новых дум, избранных на выборах в самоуправления 6 июня 2009 года.
Органы власти муниципалитетов (думы) избираются на 4 года.
7. Референдумы
Референдум может быть проведен по решению Сейма. Также как минимум треть депутатов Сейма может потребовать приостановки провозглашения закона, принятого не в срочном порядке, и если за вынесение его на референдум в течение 2 месяцев подпишется по меньшей мере 10 % граждан, но Сейм не принимает новую редакцию этого закона как минимум 3/4 голосов, состоится всенародное голосование, для которого установлен минимум явки — половина участников предыдущих выборов Сейма. Автоматически на народное голосование передается законопроект, внесенный в Сейм по меньшей мере 10 % избирателей, но отклоненный или существенно измененный им. Установлен ряд вопросов, законы о которых на народное голосование не могут быть переданы.[17]
8. Представительство в ЕС
Латвия представлена в Европарламенте 8 депутатами из 736.[18] Депутаты избираются на 5 лет.
В Совете ЕС Латвия имеет 4 голоса из 345.[19]
9. Выборы
9.1. Избирательные комиссии
Центральная избирательная комиссия состоит из 9 человек: 8, включая председателя, избираются Сеймом, а один — Верховным судом. Переизбирается с каждым созывом Сейма.[20]
Избирательные комиссии муниципалитетов избираются соответствующими думами (советами) и также работают постоянно. Члены избиркомов не могут быть кандидатами на выборах.
9.2. Правонарушения
Обход ограничений на агитационные расходы — за превышение установленных потолков на выборах Сейма в 2006 г. к административной ответственности были привлечены Народная партия (наибольший перерасход), Центр согласия, коалиция ЛПП/ЛЦ, Союз зелёных и крестьян, Новое время. Четыре первых оспорили решения Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией[21]
Подкуп избирателей — cерия уголовных дел была возбуждена после муниципальных выборов 2005 г. и парламентских выборов 2006 г., суды вынесли обвинительные приговоры в отношении представителей Центра согласия[22][23]
Фальсификации — после парламентских выборов 2006 г. осуждён депутат Сейма от ТБ/ДННЛ Ю. Болданс[24][25]
Список литературы:
Конституция — ст. 35, 36
Закон о выборах Сейма — ст. 7, 8, 38 (латыш.)
Закон о Конституционном суде — ст. 3, 4 ,7 (латыш.)
Закон «О судебной власти» (латыш.)
Распределение населения ЛР по государственной принадлежности на 01.01.2011. (латыш.)
Закон о выборах думы города республиканского значения и думы края — ст. 9 (латыш.)
Закон о выборах Сейма — ст. 5 (латыш.)
Закон о финансировании политических организаций (партий) — cт. 4 (латыш.)
Закон о политических партиях — ст. 12, 26 (латыш.)
Закон о выборах Сейма — ст. 1, 4, 5 (латыш.)
Закон о выборах Европарламента — ст. 2, 4 (латыш.)
Закон о выборах думы города республиканского значения и думы края — ст. 5, 8 (латыш.)
Конституция — ст. 37
Закон о выборах Сейма (латыш.) — ст. 4
Закон о выборах думы города республиканского значения и думы края (латыш.) — ст. 8
Правительство утвердило новую карту
Конституция Латвии — ст. 68, 72-75, 77-80
MEPs by Member State and political group // 7th parliamentary term (англ.)
The Council of the European Union (англ.)
Закон о ЦИК — ст. 1, 2 (латыш.)
Обзор обнаруженных нарушений правил финансирования партий на выборах Сейма в 2006 г. — БПБК, 24.10.2007. (латыш.)
ЧАС — Социал-демократы не сдаются!
Брат Клементьева осужден за покупку голосов избирателей
Депутата Болданса отправили за решетку
Болданс останется за решеткой, 29.10.2008.
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Политика_Латвии
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | Гуманизм Достоевского |
Реферат | Печь с шагающими балками |
Реферат | Анализ состояния безработицы в России |
Реферат | Античная литература в Древнем Риме |
Реферат | Словарь (лексикон) |
Реферат | Діагностика трансформаторного обладнання |
Реферат | Вывод уравнения Шредингера |
Реферат | Типы взаимодействия организмов |
Реферат | NBA Lockout Essay Research Paper The National |
Реферат | Эколого-правовой режим недропользования |
Реферат | Summary on the subject: Gender Issues and Hopewell Culture |
Реферат | Апокалипсический образ зверя - икона для православной России ? |
Реферат | Мультимодальные грузоперевозки |
Реферат | Банківська система |
Реферат | Профессиональная мобильность |