Земские органы
самоуправления существовали в России с 1864 по 1918 годы. История земств
интересна по ряду причин - и к.чк пример жизнеспособной общественной
самодеятельности о услоииях авторитарного строя: и как самоотверженная, ио
многом успешная попытка обустроить российскую провинцию, "глубинку".
Земства стали одним из символов пореформенной эпохи (вторая половина 19 •
начало 20 веков) - времени яркого, динамичного, замегно сблизившего Россию с
Европой. Земский интеллигент, описанный Чеховым - врач и учитель, бескорыстный
подвижник и знаток своего дела - стал олицетворением лучших черт русской
интеллигенции.
Создание
земского самоуправления было тесно связано с аграрной реформой - отменой
крепостного права (1861). В 1850-е годы Российская империя, доселе непобедимая,
потерпела поражение в ходе Крымской войны против европейских держав. Это
подчеркнуло неэффективность принудительного труда, заставило взяться за
освобождение крестьян. Бывшие крепостные, получая гр.чжл.чис^ис права, выходили
из-под административной власги спои/ помг-щикои;
должно было
прекратиться и господство "благородного сословия" и учреждениях
губернии и уезда. Просто заменить помещиков -чиновниками на этих уровнях было
нельзя. Приходилось считаться с мнением общества, которое после крымского
поражения громко роптало против засилья бюрократии, и допустить его к делам
управления - хотя бы частично, на низших ступенях. Реформа 1861 года позволяла
создать на местах всесословные учреждения - ведь крестьяне получили не только
свободу, но и свои органы самоуправления (сельские и волостные сходы); через
это самоуправление вчерашние крепостные входили в земство.
Вопрос о статусе земств вызвал
споры в правительстве. Разработка реформы началась в 1859 «оду под рукогюдстпом
топ-чрищ;"! (заместителя) министра внутренних дел Н.Д. Милютина -
пид-чюпг.-ю^! русского реформатора, сыгравшего главную роль в подготогже
освобождения крестьян. Сильная, инициативная монархия, стоящая над классами и
сословиями, была для Милютина образцом государственного устройства. Он полагал,
что самодержавие должно опираться на широкое развитие местного самоуправления,
привлекая в него представителей разных общественных слоев, в том числе и
крестьян.
Иных взглядов держался министр
внутренних дел П.Д. Валуев, сменивший в 1861 году Милютина в деле подготовки
реформы. Валуео стоял за абсолютное преобладание в земстве дворян. Народ,
массы, полагал министр, "можно сравнить с песком: напрасно стали бы искать
в них прочной опоры. Только собственность в болоо крупных г).'пмсрп/, собственность
поземельная, связывающая владельца с местностью, может служить государству
элементом вполне охранительным". Валуев выступал за некоторое сужение
компетенции и - самостоятельности земств, но при этом предлагал дополнить их
центральным представительством с совещательными правами. Валуеву удалось
сократить участие в земстве крестьян, расширить долю дворян, а вот
общероссийское представительство до 1905 года так и нс было создано.
Согласно положению 1864 года о
земствах эти органы учреждались в губерниях и уездах. Каждые три года жители
уезда p^riiii.ix сослоний избирали от 14 до 100 с
лишним гласных - депутатов земского собрания. В системе выборов сослоиный
принцип сочетался с имущественным цензом - последнее было началом буржуазным.
"Сгепень участия о
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |