Реферат по предмету "История"


Влияние татар на Кыргызстан в начале XX века

Сабирджан Бадретдин


Цивилизующая (просветительская) роль татарской диаспоры в регионе, ранее известном как Туркестан, широко известна. Татарские муллы, учителя и торговцы сделали большой вклад в образование и просвещение своих этнических братьев в Средней Азии. К сожалению, эта тема изучена недостаточно. Все, что мы знаем о влиянии татар в Средней Азии, происходит в большинстве своем из источников, которые фокусируются только на одном из аспектов этого явления или только на одном регионе Средней Азии. Одним из таких типичных источников является книга "Татары и башкиры в Киргизстане", опубликованная в Бишкеке, Киргизстан, в 19146 году. Автор, А.П. Ярков (этнический русский), несмотря на изобилие фактического материала в своем распоряжении, не представляет связного анализа татарской культуры, социального и религиозного влияния в Киргизстане. Тем не менее, книга содержит много интересных фактов, которые заслуживают нашего внимания. Вот некоторые из них.


В последней четверти XIX века татары в Киргизстане были в основном торговцами, ремесленниками, рабочими, религиозными просветителями и учителями, так же, как и их семьи.


Религиозные просветители сыграли сыграли важную роль в просвещении киргизов, особенно путем укрепления ислама среди них. Согласно очевидцам, религиозные убеждения киргизов на рубеже веков были не очень сильны. Очень часто они проводили похороны, свадьбы и другие религиозные церемонии согласно своим старым шаманским традициям. Но часто они приглашали татарского муллу или просто грамотного человека (который чаще всего был татарином) читать молитвы.


Многие татарские муллы в Киргизстане были дервишами (путешествующие, или бродячие муллы), чью роль в распространении ислама трудно переоценить. Часто, эти люди становились муллами из-за неблагоприятных обстоятельств: татары, которые бежали от армии или судебного преследования в России, часто оседали в Киргизстане. По причине их грамотности и знакомства с арабским алфавитом, их часто просили проводить ритуалы и церемонии. Постепенно они становились широко известными и становились настоящими муллами.


Религиозная литература, издаваемая татарами, нашла свой путь в Среднюю Азию, даже до того, как татарские муллы обрели устойчивое положение в Киргизстане. В начале 20-го века в Туркестане не было ни одной типографии. "Мусульманские" книги печатались только в 13 типографиях царской империи, восемь из которых были расположены на Средней Волге, а остальные в других местах. Книги, написанные на татарском языке арабским алфавитом, могли читать и понимать другие тюркские народы. Первые книги на местных языках (диалектах) также печатались в Казани и других центрах татарского издательства, таких, как Оренбург. Например, первая книга на киргизском языке была опубликована в 1913 году в татарском издательстве "Каримов, Хусаинов и Ко".


Кроме печатных книг, было много рукописных книг, большинство из которых приходили тоже из Среднего Поволжья. В отличие от местных учеников немусульманских школ, татарских учеников в медресе учили каллиграфии и черчению - навыкам, которые необходимы для производства рукописей.


Татарские учителя также сыграли большую роль в распространении знаний среди киргизов. Татары непропорционально много были представлены среди учителей в Киргизстане. Эта ситуация долго продолжалась даже после того, как Средняя Азия была присоединена к Советскому Союзу. Например, в первые годы Советской власти, почти все учителя в школах для девочек были татарами.


Это происходило из-за более высокого уровня грамотности среди местных татар. В 18146 году грамотность среди татар Пржевальского уезда Киргизстана была 35,6 процента среди мужчин и 24,2 процента среди женщин. Для сравнения, среди местных русских грамотность была 29,9 процента среди мужчин и соответственно 9,2 процента среди женщин. (На самом деле дореволюционная статистика отражала только успехи татар в чтении и письме на русском языке. Если учитывать знание арабской грамотности, то оно было практически всеобщим среди татар. Профессор Абрар Каримуллин написал в своем монументальном труде "Татарские книги в начале двадцатого века", что тиражи опубликованных книг и количество их наименований являются наиболее точным показателем грамотности, ведь никто не купит книгу, если не сможет прочесть ее. Согласно Каримуллину, татары в 1905-1913 годах опубликовали больше наименований книг, чем любая другая этническая группа в Российской империи, кроме латышей. Доступность татарских книг, которые были очень дешевы, часто достигалась путем использования низкокачественной бумаги, путем экономии места уменьшением полей, малого количество иллюстраций и т.д. - С.Б.)


Второй важной группой татар в Киргизстане были торговцы. Их роль, как посредников в торговле между Россией и Азией (включая Среднюю Азию) хорошо задокументирована. Например, в городе Пржевальске из 102 торговцев 78 были татарами. Часто они выступали как меценаты искусств и литературы. Первые театральные труппы в Киргизстане были основаны и финансированы татарами. Мать знаменитого советского киргизского писателя Чингиза Айтматова, Нагима Хазиевна (татарка) прославилась в местной общине как актриса. Для местных мусульман было неслыханно, чтобы женщина играла на сцене. Вот почему актрис можно было увидеть только во время выступлений татарских бродячих театров, таких, как "Сайар" с их знаменитыми женщинами-звездами, известными под их по-русски звучащими театральными псевдонимами: Болгарская, Ильская, Таждарова, Арапова, Камалова. (Кстати, фамилия известного татарского шахматиста Гаты Камского происходит от театрального псевдонима его бабушки, которая была актрисой в татарской театральной группе. - С.Б.)


Третья важная группа татар в Киргизстане состояла из ремесленников и рабочих. Первая забастовка в истории Киргизстана была организована татарами, которые работали в Сулюктинских шахтах. Вместе с экономическими требованиями (8-часовой рабочий день, повышение зарплаты и т.д.) они выставили также и некоторые политические требования (свободу речи, собраний и демонстраций). Такая борьба могла внести большой вклад в более высокий уровень материальной культуры среди местных татар.


В.И. Вышпольский, русский доктор, который работал в госпитале в Караколе, писал: "По сравнению с русскими и людьми других национальностей, татары менее подвержены инфекционным заболеваниям благодаря более высокому уровню личной гигиены в их домах..."


Список литературы


"Татары и башкиры в Киргизстане", А.П. Ярков, Бишкек, Киргизстан, 1946 г.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Creationism And Darwinism Essay Research Paper creationism
Реферат Сущность бюрократизма Пути его преодоления
Реферат Crap Essay Research Paper The Appalachian National
Реферат Effects Of Altitude Of Human Physiology Essay
Реферат Методика оптимизации структуры и параметров библиотечной автоматизированной системы обеспечения информационными услугами
Реферат Creation II Essay Research Paper Mrs Brew
Реферат Critical Appreciation Of William Blakes London Essay
Реферат Лізинг та переробка сировини на давальницьких умовах в зовнішньоекономічній діяльності
Реферат Налоги и налоговая система государства. Основные направления совершенствования налоговой системы
Реферат Земля - объект охраны окружающей среды
Реферат Политический конфликт понятие и структура
Реферат Изучение обычного права в якутской историографии
Реферат Политический конфликт 2
Реферат Creativity In Dreams Essay Research Paper creativity
Реферат Преодоление страха