Реферат по предмету "Исторические личности"


Современный период развития России

В результате либерально-демократического переворота в августе 1991 г. коренным образом изменилась общественно-политическая ситуация в стране. Явившиеся результатом экономического, политического и национального кризиса августовские события способствовали окончательному распаду Советского Союза, превращению его в группу политически независимых государств, проводящих самостоятельно экономический и внешнеполитический курс. К власти в России пришло политическое руководство, избравшее капиталистический путь развития. Такой выбор явился одним из вариантов выхода из кризисного состояния, в которое впало Советское государство во второй половине восьмидесятых годов. Что же привело страну к такому коренному повороту в своей истории, каковы причины кризиса социалистической общественно-экономической формации, установившейся в 1917 г. и прошедшей семидесятилетний путь развития? Последствия кризиса оказались столь существенными, что привели к кризису всей мировой социалистической системы, коренному изменению положения в мире.


Основные проблемы:


1. Причины кризиса советского общества.


В предыдущих разделах отмечалось , что проявления застоя, а затем спада в развитии экономики СССР были отмечены со второй половины семидесятых годов. Как раз в эти и последующие годы сложились объективные и субъективные предпосылки кризисного развития советского общества. Среди объективных причин можно назвать следующие:


а) непомерная гонка вооружений, которая оказала, пожалуй, определяющее влияние на последующее развитие событий.


Особенностью военно-политической ситуации после второй мировой войны было то , что СССР был вынужден вступить фактически без передышки в новую, так называемую, "холодную войну".


Против него стоял весь капиталистический мир во главе с США, не пострадавшими в годы второй мировой войны, а наоборот , чрезвычайно обогатившимися за счет воюющих стран, в том числе СССР, которые оплачивали военное снаряжение, исчезавшее в горниле войны. Были ли попытки со стороны Советского руководства остановить безумную гонку вооружений? Да, были. В 1972 г. удалось заключить договор об ограничении стратегических вооружений между СССР и США (ОСВ-1), касающийся межконтинентальных баллистических ракет, атомных подводных лодок -ракетоносцев, и стратегических бомбардировщиков. Но с начала восьмидесятых годов гонка вооружений резко возросла, перейдя на космическую сферу, что потребовало новых колоссальных затрат.


б) диспропорция в развитии города и деревни, промышленности и сельского хозяйства.


Известно, что существование и процветание государства зависит от баланса между промышленностью и сельским хозяйством, причем сельское хозяйство обеспечивает общество продовольствием и сырьем, а промышленность- соответствующими орудиями труда и товарами в необходимых количествах. Нарушение этого баланса приводит к дефициту продуктов и товаров, напряженности в обществе, способствует кризисному развитию.


Развитие сельского хозяйства зависит от трех основных факторов:


-биоклиматического потенциала почвы,


-наличия работников сельского хозяйства,


-технической оснащенности.


Страны Западной Европы и США, имея высокий биоклиматический потенциал почвы, в два - три раза превышающий состояние земель в Советском Союзе, большая часть территории которого находится в зоне рискованного земледелия или непригодна к земледелию, а также добившись высокой технической и энергетической оснащенности сельского хозяйства, смогли достичь устойчивого баланса между промышленным и сельскохозяйственным производством при относительно небольшой численности сельского населения. Для СССР решение этой задачи было сопряжено с определенными трудностями:


-сложными климатическими условиями,


-быстрым сокращением сельского населения в условиях форсированного роста промышленности,


-неразвитой инфраструктурой, т.е. недостаточной сети дорог, электро- и газофикации села.


в) большое отвлечение средств на освоение Сибири и Дальнего Востока.


К семидесятым годам обстановка в топливно-энергетическом комплексе страны существенно изменилась. Возросший промышленный потенциал потребовал значительного прироста топливно-энергетических ресурсов, которые можно было получить лишь за счет освоения отдаленных районов Сибири и Дальнего Востока. Угольные бассейны и нефтяные месторождения, расположенные вблизи промышленных предприятий в европейской части СССР, практически истощились, себестоимость добычи значительно возросла.


Состояние экономики, когда топливно-энергетические мощности находятся вдали от промышленных комплексов, увеличивает себестоимость продукции, делает ее нерентабельной, требует отвлечения дополнительных средств, что в конечном итоге способствует усилению кризисных явлений.


г.) запаздывание в области научно-технического развития в сравнении с западными странами.


70-80-е годы во всем мире знаменовались быстрым развитием новых технологий на базе электронно-вычислительной техники, принявшим характер научно-технической революции.


В Советском Союзе самые передовые достижения науки и техники использовались прежде всего в военной области, крайне медленно внедряясь в гражданскую сферу. В то же время западные развитые капиталистические страны в условиях острой конкуренции на рынке промышленных товаров стремились использовать новые технологии в области продукции общего пользования, в чем достигли значительных успехов. В странах Западной Европы, США и Японии происходило быстрое обновление производственных фондов на основе передовой технологии.


Неблагоприятная ситуация в этой важнейшей народно-хозяйственной сфере явилась негативным фактором, повлиявшим на кризисное развитие страны.


д.) Экономическая замкнутость, отрыв от мирового рынка.


Политическая конфронтация между Советским государством и западными капиталистическими странами, вызванная неприятием социалистического общественного строя в СССР и других социалистических странах, проявлялась и в экономической области.


С началом "холодной войны" Соединенные Штаты создали для Советского Союза режим дискриминации в области торговли, экономического сотрудничества, препятствовали вступлению СССР в международные валютно-финансовые фонды.


С ростом объема производства, все более тесным экономическим международным сотрудничеством, расширением масштабов мировой торговли становилось ясно, что экономическая замкнутость и оторванность от всемирного рынка является существенным тормозящим фактором развития экономики Советского Союза.


е) неповоротливость сверхцентрализованной системы управления народным хозяйством.


В условиях научно-технической революции, быстрого насыщения промышленности новой техникой, значительного сокращения времени от изобретения до внедрения сказалась громоздкость и неповоротливость централизованной системы управления гигантским хозяйственным механизмом Советской страны.


Таковы основные объективные причины кризиса советского общества, в своей совокупности создавшие критическую массу к концу 80-х годов. Они усугубились субъективными причинами, связанными с деятельностью политического руководства.


В их числе можно назвать следующие:


1) увеличение бюрократического аппарата, его неповоротливость в принятии решений.


2) консерватизм и обюрокрачивание партийных структур .


1) непродуманные волюнтаристские эксперименты в экономике и социальной жизни.


Таковы основные объективные и субъективные причины, приведшие великую державу, обладавшую значительным экономическим, научно-техническим, интеллектуальным, военным потенциалом, к глубокому кризису, принявшему комплексный характер в конце 80-х - начале 90-х годов. Это выражалось:


-в области экономики
- в абсолютном сокращении объемов выпуска продукции, остановке предприятий;


-в области политической
- в разрушении прежней политической системы, основанной на руководящей роли коммунистической партии и, в значительной степени, утрате способности управления обществом;


-в области социально
й - в снижении жизненного уровня населения, в утрате уверенности в социальной защищенности;


-в области духовной
- в подрыве коммунистических идеалов и в возникновении духовного вакуума;


-в области национальной
- в распаде Советского Союза и разрушении сложившихся межнациональных связей;


-в области внешнеполитической
- в потере бывших союзников и значительном ослаблении внешнеэкономического сотрудничества;


-в области военной
- в утрате прежнего военного могущества, распаде союзной военной структуры и кризисном состоянии армии.


Впервые с начала века страна вступила в столь глубокий и всесторонний кризис. Перед политическим руководством во всей остроте встал вопрос о путях выхода из кризиса. Таких вариантов развития было два:


-первый, предполагавший опору на собственные силы, который не прошел испытания в начальный период перестройки и осуществления программы "ускорения" социально-экономического развития, и


-второй, связанный с внешней экономической помощью и вхождением в мировой капиталистический рынок.


Был избран второй вариант, который и определил последующие события. Стратегической целью нового политического курса стало тесное сближение с развитыми капиталистическими странами, вхождение в мировой капиталистический рынок, создание адекватной рыночной экономики и демократической политической структуры. Страна вступила в переходный период своего развития.


Студентам необходимо оценить и осмыслить причины кризиса, выбор стратегического курса развития страны, понять сущность нового, переходного этапа.


2. Основные направления внутренней и внешней политики.


Определив стратегический курс как путь сближения с капиталистическим Западом, вхождения в мировой рынок, руководство страны встало перед решением необходимой задачи: создать экономическую структуру, подобно западноевропейской, т.е. основанную на частной собственности, свободе торговли и господстве рыночных капиталистических отношений.


Для решения главной задачи в области экономической
, а именно: перехода к рыночно- капиталистическим отношениям, были определены следующие основные направления деятельности:


-разгосударствление предприятий и передача их в частные руки в виде акционерной или индивидуальной частной собственности;


-введение свободной торговли на основе установления свободных цен;


-демонополизация внешней торговли, т.е. передача внешнеторговой деятельности частным предприятиям и лицам;


-введение рынка валюты и ценных бумаг;


-создание частных (коммерческих) банков и страховых компаний;


-введение частной собственности на землю, создание рынка недвижимости;


-свобода предпринимательской деятельности.


Постарайтесь на конкретных примерах показать преобразования в области экономической жизни и их последствия как положительные, так и отрицательные.


Экономические преобразования неразрывно связаны с судьбами миллионов людей, т.е. социальной политикой
. Основными направлениями деятельности политического руководства в этой области были следующие:


-отмена всеобщей обязанности трудиться;


-введение пособий по безработице и компенсационных выплат на рост цен;


-свободный выезд граждан за границу;


- введение платного обучения наряду с бесплатным, создание коммерческих школ и вузов;


-введение платного лечения наряду с бесплатным ;


-приватизация санаторно-лечебных учреждений и домов отдыха;


-приватизация жилья, отказ от бесплатного распределения квартир и их свободная продажа.


Такие меры социальной направленности с неизбежностью были вызваны новыми экономическими преобразованиями.


Проследите изменения социальной жизни народа, оцените положительные стороны процесса, а также негативные последствия.


Крупные экономические и социальные преобразования в стране не могли не сказаться на кардинальных переменах в области духовной
жизни
. Каждый общественный строй многообразен в своей духовной жизни, но господствующая идеология связана с господством определенного социального слоя, исповедующего эту идеологию.


После ликвидации руководства компартии и с переходом на рыночно-капиталистический путь развития была осуществлена коренная переориентация в духовной области. Она осуществлялась по следующим основным направлениям:


-отказ от государственной коммунистической идеологии;


-свобода средств массовой информации, создание частных телерадиокомпаний и издательств;


-отмена цензуры и нравственных ограничений на литературу, газеты, видео, кино, театр;


-перевод творческих работников на самоокупаемость, отказ от дотаций творческим союзам;


-предоставление церкви средств массовой информации, свободы миссионерской деятельности;


-переоценка научной методологии и истории;


-пропаганда западного образа жизни;


-антикоммунизм;


-свобода националистической пропаганды, идеологический плюрализм.


Оцените изменения в духовной жизни общества, дайте характеристику различным идейным течениям, постарайтесь выбрать свой духовный ориентир.


Переход к рыночной экономике без государственного ориентирования потребовал свободы торговли и предпринимательства, чему соответствует новая политическая система. Реформа политической системы
осуществлялась по следующим основным направлениям :


-отказ от партийно-государственной системы управления;


-введение президентского правления с вертикальной структурой глав администраций;


-ликвидация Советов и замена их общедемократическими органами власти;


-многопартийность;


-создание независимых профсоюзов;


-роспуск Комсомола и пионерской организации;


-предоставление полной самостоятельности бывшим союзным республикам;


-создание СНГ, системы двусторонних и многосторонних договоров;


-провозглашение принципа разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной.


Выявите основные этапы реформы политической системы, оцените роль таких политических событий, как август 1991 г., октябрь 1993 г., принятие Конституции Российской Федерации в декабре 1993 г., перевыборы президента в июне1996 г.


Изменение прежнего внешнеполитического курса, основанного на противоборстве империалистическим странам Запада, коренные изменения внутренней политики привели к новому курсу в области военной.


Этот курс осуществлялся по следующим основным направлениям :


-ликвидация военной организации Советского Союза;


-создание национальных российских Вооруженных Сил;


-реформа армии на основе смешанного комплектования;


-роспуск Организации Варшавского Договора;


-значительное сокращение вооруженных сил и вооружений;


-пересмотр военной доктрины;


-ориентация на сближение с НАТО.


Сделайте анализ военной политики, какие задачи удалось решить, а какие нет ?


Избрав стратегический курс на сближение с развитыми капиталистическими странами Запада, российское политическое руководство круто изменило внешнюю политику.
В области внешнеполитической деятельность государства осуществлялась по следующим направлениям:


-отказ от сотрудничества с бывшими социалистическими странами, роспуск Совета Экономической Взаимопомощи;


-пересмотр союзнических обязательств со странами "третьего" мира;


-разрыв с международным коммунистическим и рабочим движением;


-сближение с западными капиталистическими странами, курс на вхождение в мировой капиталистический рынок;


-активное участие в акциях под эгидой ООН;


-восстановление отношений с Китаем.


Оцените сложность современной внешнеполитической ситуации, шаги российского руководства на международной арене.


Задания для самоконтроля


1. Проблемные вопросы.


1. Каковы основные причины кризиса советского общества в конце 80-х – начале 90-х годов?


2. Почему не дала результатов политика “ускоренного” социально-экономического развития, предпринятая во второй половине 80-х годов?


3. Почему события августа 1991 года оцениваются как либерально-демократический переворот?


4. Каковы причины выбора курса сближения России со странами капиталистического Запада?


5. Почему не получила развития концепция перехода к рыночной экономике в течение 500 дней?


6. Каковы основные атрибуты рыночной экономики?


7. В чем вы видите своеобразие российского пути перехода к рынку?


8. Какие противоречия явились причиной политического кризиса октября 1993 года?


9. Что означает демократизация общества?


10. В чем причины сохранения кризисных явлений в условиях демократизации и политики реформ?


2. Тесты для самоконтроля:


а) Началом перестройки считается:


1. 1975 г.;


2. 1985 г. ;


3. 1991 г..


б) Организация Варшавского Договора была распущена в:


1. 1975 г.;


2. 1985 г,;


3. 1990 г..


в) Основной причиной событий августа 1991 года явились кризисы:


1. идеологический;


2. национально-государственный;


3. экономический.


г) Архитектором” экономических реформ считается:


1. Е. Гайдар;


2. Г. Явлинский;


3. Н. Рыжков.


д) Б.Н. Ельцин избран Президентом Российской Федерации в :


1. 1989 г.;


2. 1990 г.;


3. 1991 г..


е) Правительство Российской Федерации возглавляет:


1. Председатель Правительства;


2. Премьер-министр;


3. Глава Кабинета министров.


ж) Конституция Российской Федерации принята:


1. Верховным Советом;


2. Конституционным совещанием;


3. всенародным голосованием.


3. Работа с первоисточниками:


1. Прочтите отрывки из книги Э. Барра “ Политическая экономия”.т,1.-М,:1994.-с, 171-172., в которой дается характеристика капитализма и его основных черт и найдите сходные с ними в современной российской экономике.


… Капиталистической экономике присущ” дух экономической активности как стремление к наивысшей прибыли, к денежному выигрышу.


Основные черты:


- частная собственность на средства производства;


- свободное распоряжение работниками своей рабочей силой как товаром в обмен на вознаграждение. Юридически свободный труд;


- центральная роль предпринимателя: он


1) покупает на рынке труда и капитала;


2) намечает и прогнозирует объем производства,


3) обеспечивает распределение продукта,


4) распределяет денежные доходы;


- государство непосредственно не участвует в экономической деятельности;


- техника эволюционирует непрерывно”.


1. Прочитайте и охарактеризуйте статьи Конституции Российской Федерации, определяющие сущность нового общественного строя, создаваемого в России. (Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. – М.:1993. – С. 6-7).


“Статья 8.


1. В Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.


2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.


Статья 9.


1. Земля и другие природные ресурсы используются и сохраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.


2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной , государственной, муниципальной и иных формах собственности.”



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.