Реферат
Тема: История архивного дела в Украине
План
Введение
1. История развития архивного дела в Киевской Руси.
2. Развитие архивного дела в эпоху Российского централизованного государства
3.Архивная деятельность в XIX в.
4.Архивная деятельность в начале и середине XX в.
5. Развитие архивного дела в независимой Украине
Заключение
Литература
Архивоведение — это комплексная научная дисциплина, разрабатывающая теоретические, правовые и методические вопросы «науки об архивах». Ее составными компонентами являются следующие специальные дисциплины: теория и методика архивоведения, история и организация архивного дела, археография (в последнее время все чаще включающаяся в архивоведение), архивное право, архивоведческое терминоведение, архивный менеджмент, архивная статистика, автоматизированные архивные технологии.
Теория и методика архивоведения — одна из основных научных дисциплин, входящих в понятие архивоведения. Следовательно, архивоведение — это комплексная научная дисциплина, изучающая все аспекты архивного дела, а теория и методика архивоведения — ее основная научная дисциплина, изучающая отдельные аспекты «науки об архивах».
Помню – значит существую: именно так могли бы сказать о себе и отдельные люди, и сообщества людей. Человек – сумма своего прошлого – так утверждает У.Фолкнер. Ибо стало уже аксиомой, что вне непрерывной памяти о прошлых событиях личность человека немыслима. В известном смысле и человечество есть сумма своего прошлого; с прошлым, с представлением о традиции прочно связано, во всяком случае, понятие культуры. Один из важнейших резервуаров памяти человечества – архивы.
Поскольку история становления архивов тесно связана с исторической наукой, периодизация возникновения архивохранилищ пересекается с этапами становления и развития государственности.
Особо тесно переплетаются история государственного аппарата управления и история становления архивного дела.
На сложном, многоплановом фоне развития отечественной истории постараемся проследить зарождение и развитие архивного дела в нашей стране.
Древнерусское государство (IX — начало XII в.) можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе его стоял великий князь киевский. Основные функции Древнерусского государства были сведены к защите внешних границ, наведению «порядка» внутри страны, контролю над международными торговыми путями (в первую очередь за путем «из варяг в греки»). Об этом свидетельствуют сохранившиеся договора Руси с Византией (911, 944, 971 гг.).
На рубеже XI—XII вв. Древнерусское государство распалось на отдельные самостоятельные государства. При всех различиях им были присущи некоторые характерные черты: в качестве основных политических сил везде присутствуют князь, дружина, городское вече.
В Киевской Руси сосредоточением правительственной деятельности князя был княжий двор, именно там, в так называемой государственной канцелярии — Казне, — собирались документы о различных сторонах деятельности киевских князей. Представителями княжеской власти на местах (в городах) были посадники, которые выполняли судебные и административные функции, и в процессе их деятельности также возникали документы, которые затем хранились в патронажных храмах, являвшихся для городского населения местом почитания святых — покровителей города, а следовательно, сберегателей его ценностей. С принятием Русью христианства (988 г.) важную роль в жизни общества и государства стала играть церковь. В церквях и монастырях создавались сокровищницы, в которых вместе с драгоценной культовой утварью хранились книги, грамоты князей на пожалование (дарения) церквям и монастырям угодий и привилегий.
Древнейшим сохранившимся до нашего времени образцом жалованных грамот является грамота великого киевского князя Мстислава Владимировича новгородскому Юрьеву монастырю (датируется она началом XII в.).
В монастырях переписывались книги, которые наши предки называли «источниками мудрости». Книги чрезвычайно ценились, стоили очень дорого, так как изготовлялись из пергамента и украшались цветными миниатюрами. На Руси была широко распространена религиозная литература, особенно «жития святых», которые описывали жизнь, страдания, подвиги людей, канонизированных церковью, т.е. признанных святыми.
В XI в. появляются первые исторические сочинения — летописи.
К сожалению, до наших дней сохранилось чрезвычайно мало рукописных документов IX—XII вв. (чуть более 130). Эта поистине драгоценная капля позволяет представить, сколь многообразна, трудна и насыщенна была жизнь в те времена.
Переход к феодальной раздробленности предопределил развитие новых культурных центров. Наиболее ярко это проявилось в летописании. В XII —XIII вв. возникают летописные традиции в Ростове-Суздальской земле (Владимирский летописный свод, 1177), Галицко-Волынской земле.
Феодальные княжества и республики не только стали наследниками документальных материалов Древнерусского государства, но и создавали новые. Так, князья закрепляли жалованными грамотами совершавшиеся феодалами (боярами, церковью) захваты общинных земель. В процессе княжеского суда и управления отлагались судебные протоколы, приговоры и другие документы. Борьба между княжествами приводила к заключению договоров, которые фиксировались в «докончальных» или «крестоцеловальных» грамотах, т.е. письменных договорах, подтвержденных клятвой сторон.
Документы в рассматриваемый период начинали играть все более важную роль в политической, экономической жизни княжеств, в придании юридической силы различным соглашениям между князьями, поэтому в период феодальной раздробленности зарождается учет и описание документов. Первая опись документов, дошедшая до нас, датируется 1288г.: это Ипатьевская летопись, содержащая перечневую роспись рукописей и книг
Большое количество ценнейших документов отложилось в церквях и монастырях, которые являлись крупными земельными феодалами. В XII—XIV вв. монастырские владения расширялись за счет вкладов («на помин души» или при поступлении в монахи). Вклады оформлялись духовными и данными грамотами, а также нередко сопровождались передачей в монастырь старых документов Таким образом, в церковных хранилищах накапливалось много документов.
Церковь помимо собственных конфессиональных обладала и некоторыми судебными функциями, связанными с особой категорией дел (приверженность к язычеству, многоженство, браки между близкими родственниками и т.д.). В процессе производства таких дел создавались многочисленные документы.
Кроме деловых документов в церквях и монастырях хранились рукописи и книги, которые собирались и затем переписывались. Работа по переписыванию книг часто выполнялась по заказу на основе заключенного договора — «ряда».
Делопроизводство вели под руководством высшего духовенства низшие церковнослужители — «диаки». В целях единообразия делопроизводства в митрополии создавались образцы документов. Церковных «диаков» стали привлекать в свои канцелярии и светские феодалы (князья, бояре). Поэтому словом «диак» («дьяк») с XIV в. стали называть должностных лиц, ведущих письменное делопроизводство, например: дьяки княжьи, городские, вечевые.
Документы церкви хранились при главе русской православной церкви — митрополите и епископах (в митрополичьей и епископских казнах), монастырские документы — в церквях монастырей.
Развитие феодального хозяйства приводило к усложнению функций вотчинного управления, а следовательно, и к усложнению текущего делопроизводства в феодальной вотчине. Так, появляются приходно-расходные книги и другие виды документов.
В XVI—XVII вв. в правительственных учреждениях сложилась система делопроизводства. Приказной аппарат (канцелярия) состоял из дьяков и подьячих, которые вели всю приказную документацию. Существовала «столбцовая» форма приказного делопроизводства, выработался и особый стиль письма — скоропись.
Столбцами называли ленты бумаги шириной 15—17 см и различной длины, имевшие несколько склеек. На лицевой стороне столбца наносился основной текст, а оборотная сторона служила для нанесения различных помет, кроме того, переписчик после завершения дела ставил «справки», т.е. указывал свое имя, а дьяк или подьячий, «вершивший» дело, скреплял столбец «скрепой», т.е. проставлял на местах склеек буквы своего имени и титула. Такая система позволяла обезопасить документ от подлогов или утрат в случае расклейки столбцов.
Помимо столбцовой в приказах использовались и другие формы документов — тетради (несколько листов, сшитых в один корешок), грамоты (отдельные наиболее важные правительственные указы или частные сделки).
Постепенно в работе приказов произошло разделение в хранении подлинников и копий документов.
Характерной особенностью работы архивов этого периода было то, что потерявшие практическое значение документы, как правило, хранились в канцелярии вместе с текущим делопроизводством, т.е. хранилища документов еще не стали самостоятельными структурными подразделениями учреждений.
Документацию, сохранившуюся в архивах церквей и монастырей, условно можно разделить на две группы: религиозная и хозяйственная, составлявшая большую часть.
В начале XVII в. в результате польско-литовской и шведской интервенций церковным архивам был нанесен серьезный урон. Поэтому судить об их былом составе в наши дни можно лишь по сохранившимся описям и копийным книгам (копии с наиболее важных документов). Кроме того, в архивах церквей и монастырей хранились документы светских феодалов, подтверждавшие их права на владение землей, крестьянами и другим имуществом.
Судебник 1550 г. возложил на «местную администрацию» (старост, сотских, десятских) обязанность вести «разметные книги», в которых фиксировались имущественное положение и повинности населения (сборы в государственную казну). Кроме того, на местах в уездах, делившихся на волости, часто возникали спорные ситуации, связанные с имущественными и земельными правами. Таким образом, жизнь «провинции» находила свое отражение в документах местных учреждений. К сожалению, до наших дней дошли лишь маленькие фрагменты этих документальных комплексов, утраченных не только в результате войн и стихийных бедствий, но и в немалой степени из-за небрежного хранения.
В связи с ростом феодального землевладения, раздачей принадлежавших государству («черных») и царскому дворцу («дворцовых») земель в поместное и вотчинное владение важное значение приобретало ведение соответствующей документации. Поэтому в имениях светских и духовных феодалов (особенно монастырей), а также в государственных учреждениях, как центральных (приказах), так и местных (приказных воеводских и съездных избах), составлялись копийные и записные книги актов.
В записных книгах регистрировались акты, устанавливающие формы зависимости крестьян от землевладельцев («порядные и ссудные записи»), акты на должников, отрабатывающих проценты со ссуды в хозяйстве землевладельцев («служилые кабалы» и т.д.).
Развитие феодального хозяйства приводило к усложнению функций вотчинного управления, а следовательно, и к усложнению текущего делопроизводства в феодальной вотчине. Так, появляются приходно-расходные книги и другие виды документов.
[1, с.12-13]
Создание Российского централизованного государства требовало более развитых форм государственного управления. В связи с этим происходила постепенная перестройка органов великокняжеского управления.
В конце XV — началу XVI вв. сложилась система приказов — центральных органов государственного правления, которые ведали отдельными отраслями как ведомственные учреждения. Так, Посольский приказ ведал внешними отношениями, Разрядный — военными, Поместный — земельными делами; существовали Холопский, ямский, Разбойный и другие приказы. В Холопском приказе регистрировались соглашения на кабальных холопов — людей, что попадали в кабалу после денежной ссуды, за проценты, на которые должны были служить в хозяйстве кредитора в счет выплаты долга, по большей части до смерти. Юридическое положение холопов регулировалось общими нормами и законами, Судебником Соглашения на кабальных холопов оформлялись в кабальных книгах. Когда Украина в 1654 г. вошла в состав России, при Посольском приказе сначала была создана канцелярія малороссийских дел, а в 1663 г. — Малороссийский приказ.
Всего приказов было около 80, каждый из них насчитывал от 3 до 400 «наказных людей». Во главе приказа стоял судья.
Для облегчения поиска документов в реестрах составляли алфавиты учреждений и лиц, которые имели к ним какое-то отношение. О своей работе учреждения отчитывались, а о количестве и составе прослушанных дел составляли срочные сводки. Таким образом, были произведены основы организации учета, прохождения и сохранения документов. Тогда же появилось название «архив».
Россия все больше ограничивала украинское самоуправление. В 1722 г. была образована Малорусская коллегия в Глухове, которая контролировала деятельность гетмана, старшины, ведала финансами и судопроизводством. С возобновлением в 1750 г. гетьманщины в Украине власть стала принадлежать киевскому генерал-губернатору и гетману. После окончательной ликвидации гетманства в 1764 г. она опять перешла к Коллегии. Но в до 1775 г. важную роль в жизни украинского народа играла Запорожская Сечь.
Зависимость Украины от московской царской, а впоследствии российской имперской власти предопределяет появление таких видов исторических источников, как документ
российского правительства, которые касались Украины. Это документы российских учреждений, что действовали на территории Украины («Малороссийская коллегия», «Канцелярия министерского правления
Малороссийских дел»).
После отмены украинской автономии во второй половине XVIIIв.. появляются документы российских учреждений, которые руководили когда-то Гетманщиной (наместники, генерал-губернаторы и тому подобное). Среди документов следует выделить «Права, за которыми судится малоросийський народ»
(1743 p.), а также «Полное собрание законов Российской Империи».
Одним из наипопулярнейших и самых важных произведений в XVIII ст. считается летопись гадяцкого полкового судьи Григория Грабянко, который вместе с наказным гетманом П. Полуботком ездил в Петербург добиваться отмены ненавистной Малороссийской коллегии и с требованием возобновить давнее казацкое право избирать гетмана.
[2, с.31-32]
В конце XVIII в. и особенно в первой половине XIX в. в России проявляется кризис феодально-крепостнических отношений, в недрах которых зарождались элементы капиталистического уклада.
В начале XIX в. правительство Александра I (1801 —1825) было вынуждено под давлением объективных обстоятельств приступить к модернизации страны. В этой связи был проведен ряд реформ государственного управления.
В 1811 г. было принято «Общее учреждение министерств», которое регламентировало структуру и все направления деятельности министерств, в том числе и обязательное создание при министерствах архивов. Подразумевалось, что архивы будут существовать при каждом департаменте министерства и подчиняться непосредственно директору департамента. На практике это решение привело к созданию большого количества и дробности ведомственных архивов. Министерские архивы оказались без единого руководства, что и было зафиксировано в 1820 г. в указе Сената.
Много документов, особенно в Москве, погибло в Отечественную войну 1812 г. Так, многие дела Коллегии иностранных дел, Разрядно-Сенатского, Поместно-Вотчинного и Межевого архивов были уничтожены или испорчены французами. Упорядочение сохранившихся дел происходило в последующие десятилетия крайне медленно.
В начале XIX в. в Военном министерстве были созданы два исторических архива: Военно-топографическое дело (позже получил название Военно-ученый архив) и Московское отделение инспекторского департамента (позже назывался архив Главного штаба). Вместо Государственного архива Коллегии иностранных дел в июне 1834 г. был создан Государственный архив Министерства иностранных дел. Важнейшее событие произошло в 1852 г., когда был создан Московский архив Министерства юстиции (МАМЮ), так как впоследствии именно этот архив стал своеобразным методическим центром, определявшим работу архивов.
Реформирование судебной системы России привело к созданию специальных судебных органов.
Все эти изменения сказались и на состоянии архивной сферы в стране.
Таким образом, начиная со второй четверти XIX в. в ряде наиболее важных министерств происходит концентрация документов и создание единого архива.
В 1820 г. «Общее губернское учреждение» регламентировало создание архива при каждом местном учреждении, но недостаток финансов, приспособленных помещений и подготовленных для архивной работы чиновников на практике приводил к тому, что архивы на местах были в заброшенном состоянии, поэтому многие документы погибли. [3, с.94-95]
В годы Первой мировой войны (1914—1918) многие архивы понесли существенные потери, так как не были своевременно эвакуированы; сократились и без того малые ассигнования на нужды архивного дела в стране.
После свержения монархии в марте 1917 г. были предприняты попытки чиновниками государственного аппарата уничтожить документы, компрометирующие действия властей. Наибольший ущерб был нанесен архивам полицейских охранных отделений, судов. Уничтожались важные документы, и в первую очередь — агентурные.
Таким образом, хотя в дореволюционном Россииском государстве и сложилась значительная сеть архивов, над ними не было единого руководящего органа, все они находились в подчинении различных ведомств. Дореволюционная Россия была одним из немногих европейских государств, в котором не произошла централизация архивного дела, хотя подобные проекты предлагались правительству учеными.
И все-таки, несмотря на имевшиеся недостатки в работе исторических архивов, они сыграли важную роль в сохранении наиболее ценных исторических документов, которые дошли до наших дней.
После Октябрьской революции на бывшей территории Российской империи образовалось 13 стран. Пять из них (прибалтийские страны, Польша и Финляндия) стали независимыми. В других, в том числе и в Украине после ликвидации УHP, сформировалась и утвердилась советская форма государственности. [4]
И в самом деле, за 74 года Советской власти был построен крепкий и консервативный административно-командный аппарат. Все основные вопросы решались под контролем Коммунистической партии. Республики, которые вошли в Советский Союз, формально были равноправными, но реально доминировала Российская. В 1969—1970 гг. была разработана и утверждена серия общесоюзных стандартов управленческой документации. С 1972 г. в СССР начали действовать единые правила подготовки и оформления организационно-предписывающих документов и единые правила работы с документами В 1975 г. был принят ГОСТ 6.15.1-75Унифицированные системы документации. Система организационно-распорядительной документации. Основные положения».
Согласно с ними определялись требования к унифицированным формам организационно-предписывающих документов. Общее научно-методическое руководство унификацией и стандартизацией документов, разработка соответствующих унифицированных систем документации (УСД) и унифицированных форм документов возлагалась на Госстандарт. Последним из этой пачки стандартов стал ГОСТ 6.38-90. Эти нормативные документы также сыграли позитивную роль.[5, с.30]
В 20-х годах разработки в отрасли теоретического судопроизводства осуществлял специально созданный в 1926 г. Государственный институт техники управления (просуществовал до 1932 г.). Наибольшим достижением деятельности ученых и практиков 20-х годов XX в. считается разработка ими правил организации архивной части судопроизводства в государственных, профессиональных и кооперативных учреждениях и организациях РСФСР (в 1928 г.) и проекта «Общих правил документации и документооборота» (1931 г.), которые предусматривали внедрение единой организации судопроизводства для всех учреждений. [6]
8 декабря 1991 г. руководители трех республик (РСФСР, УССР, БССР), входивших в состав СССР, тайно собрались в Беловежской пуще и заявили, что СССР прекращает свое существование; соответственно была прекращена деятельность органов СССР. Так прекратил свое существование Союз Советских Социалистических Республик и началась история независимой Украины.
Выражая волю и стремление украинского народа, Верховная Рада Украины 16 июля 1990 г. приняла Декларацию о государственном суверенитете Украины, в которой провозгласила неотъемлемое право украинской нации на самоопределение, верховенство и самостоятельность, полноту и неделимость власти правительства республики в пределах ее территории. После попытки государственного переворота в России 19 августа 1991р. Верховная Рада Украины, исходя из права на самоопределение, предусмотренного Уставом ООН и другими международно-правовыми документами, осуществляя Декларацию о государственном суверенитете Украины, 24 августа 1991р. провозгласила независимость Украины и создания самостоятельного Украинского государства — Украины.
В настоящее время на территории Украины действуют 32 архива. С заданием руководства архивным строительством справляется Центральное архивное управление (Укрцентрархив).
Сети архивных учреждений: а) Укрцентрархив; б) центральные архивы; в) местные архивные органы.
Таким образом, в настоящее время продолжается процесс развития архивного дела в Украине, Перестройка государства невозможна без возрождения и развития культуры документационного обеспечения управления. За годы создания новой Украины накоплен определенный опыт практического решения разнообразных по объему, характеру и значению управленческих задач. Получено немало оригинальных решений, обусловленных особенностями переходного периода управления, становлением экономики, внедрением разных форм предпринимательства. Введена в строй Примерная инструкция по делопроизводству в министерствах и ведомствах Украины, органах государственной власти, местного и регионального самоуправления, разработан Государственный стандарт Украины по делопроизводству и архивного дела, введено в строй государственный классификатор управленческой документации, государственный классификатор профессий, декретами Кабмина Украины представлено законодательство о нормативных документах (технические нормы), Минстатом Украины утвержденные новые типовые формы документов, приобрел силу Закон Украины «Про державну службу»,
разработана Программа развития архивного дела на период до 2016г включительно.
В создании суверенной Украины можно отметить как определенные достижения, так и имеющиеся трудности, ощутимые недостатки, неиспользованные возможности. Хочется верить, что
богатый кадровым и научно-техническим потенциалом украинский народ сможет преодолеть все препятствия и стать на цивилизованный путь развития благодаря программной самоорганизации, в которой право и культура документационного обеспечения управления и развития архивного дела будут занимать ведущее место.
1.Алексеева Е. В.
Архивоведение: М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 276с.
2. Палеха Ю.Управлінське документування: Навч. посібник: У 2 ч. ч. 1. К.: Вид-во Європ. ун-ту, 2003.— 383 с.
3.Чудакова М.О. Беседы об архивах. М.: Мол. Гвардия, 1980. – 224с.
4.І. Матяш. Вивчення історії архівної справи в Україні (20-30рр.) //Історія України №13 2000р.
5.Крайская З.В., Челлини Э.В. Архивоведение. М.: Инфра-М, 1999. —230с.
6. І.Матяш Вивчення історії архівної справи в Україні (20-30рр.) // Історія України №14 2000р.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |