Название: Эстетический и художественный вкуc Учебная работа по дисциплине: - Бесплатные рефераты, курсовые, контрольные работы. Этика и эстетика - 11 - Содержание Введение 1. Определение понятия эстетический вкус 2. Формирование и развитие эстетического вкуса 3. Особенности понятия художественный вкус Заключение Список использованных источников Введение
Актуальность работы обусловлена тем, что эстетический и художественный вкус - это разные наименования одного и того же явления или это разные модификации некоего психического механизма. Если второе верно, то чем художественный вкус отличается от эстетического? Может они реально существуют в многообразии конкретных вариаций. Эстетический вкус - это понятие более широкое, чем вкус художественный, который проявляется в отношении
к искусству. Художник, обладая художественным вкусом, имеет, безусловно, и эстетический вкус, проявляет свое эстетическое отношение к объективной реальности в целом, и к отдельным ее областям. Художественный вкус художника - это и чувствование, понимание красоты в жизни, это и передача чувства прекрасного в произведениях искусства. Цель работы - изучить особенности эстетического и художественного вкуса. Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
1. Дать определение понятия эстетический вкус; 2. Изучить формирование и развитие эстетического вкуса; 3. Раскрыть особенности понятия художественный вкус. Эстетический и художественный вкус человеку не дается с рождения, так же как и способности; он развивается с развитием человека, его органов чувств, психики, его опыта познания жизни.
1. Определение понятия эстетический вкус Эстетический вкус обычно рассматривают как способность человека к эстетической оценки явлений действительности и искусства. Эта традиция определения заложена Кантом, который считал, что вкус - это «способность судить о красоте». Вопрос, однако, издавна носит дискуссионный характер. Вопреки латинском пословице, которое было известно еще в
Древнем Риме, а в ХVШ в. опять «поднята на щит» английским философом Давидом Юмом. О вкусах спорили всегда и весьма оживленно. В чем причина такого противоречия признания права личности на индивидуальный вкус, с одной стороны, и согласны принять чужую эстетическую оценку, с другой? Сразу оговоримся: в жизни есть одно исключение, где о вкусах действительно не спорят и спорить было
бы просто неразумно. Но это из области чисто физиологического вкуса: что вкусно, а что невкусно. Здесь уже прямая зависимость от особенностей человека и отчасти его психологической своеобразия. Это, скорее, не вкус, а преимущество, которое отдает личность соленом или сладком, холодном или горячем, громком или тихом (звука). Такие характеристики объектов не имеют общественного значения, не затрагивают интересов другого человека. Совсем другое дело - эстетический вкус.
Он, конечно, также глубоко индивидуальный, но принадлежит совсем к другой сферы - сферы общественной, социальной. Эстетический вкус не есть врожденное качество личности, и его нельзя сводить к психофизиологических инстинктов, к реакциям. Это социальная способность человека, которая формируется, как и многие другие социальные способности, в процессе воспитания и образования человека. Эстетический вкус является важнейшей характеристикой становления личности, отражающий уровень самоопределения
человеческой индивидуальности. То есть эстетический вкус не сводится к простой способности эстетической оценки, поскольку не останавливается на самой оценке, а завершается присвоением или отрицанием культурной, эстетической ценности. Так что правильнее будет определить эстетический вкус как способность личности к индивидуального отбора эстетических ценностей, а тем самым и к саморазвитию и самоформування. Действительно, человек, обладающий эстетическим вкусом, отличается определенной завершенности, целостности,
то есть является не просто человеческим индивидом, а личностью. Отличительная особенность здесь состоит в том, что кроме таких индивидуальных особенностей, как пол, возраст, рост, цвет волос и глаз, тип психики, личность обладает также индивидуальным внутренним духовным миром, который определяется социальными ценностями и преимуществами. 2. Формирование и развитие эстетического вкуса Становление личности - процесс длительный, не завершается
окончательно никогда. Есть однако возрастной границе от 13 до 20 лет, когда формируются основные социальные характеристики личности, в том числе эстетический вкус. В возрасте 18-25 лет, что соответствует возрастной психологии студентов высшей школы, эстетические вкусы уже должны быть сформированы, а преподавателям и кураторам необходимо лишь направить их в правильное русло. Ценность каждой личности как раз и заключается в ее своеобразия, неповторимости.
В значительной степени это достигается тем, что в процессе формирования на личность влияет свой, неповторимый комплекс культурных ценностей и духовных ориентации. Таким способом состоит уникальность формирования каждого человека. И эстетический вкус становится не только инструментом формирования этой уникальности, но и способом ее объективации, общественного самоутверждения. Если говорить об отсутствии эстетического вкуса, то
идет прежде всего речь о проявлении всеядность, т.е. присвоении человеком любых общепризнанных эстетических и культурных ценностей. Всеядность как раз характеризует недостаточность личностного отношения к миру, неспособность отобрать из богатства культуры те ценности, которые в наибольшей мере развивают, дополняют, шлифуют природные задатки, способствуют профессиональному, гражданскому, нравственному совершенствованию личности. Эстетический вкус является своеобразным чувством меры, умением находить необходимую достаточность
в личностном отношении к миру культуры и ценностей. Наличие эстетического вкуса проявляется как пропорциональность внутреннего и внешнего, гармония духа, социального поведения, социальной реализации личности Часто эстетический вкус сводят только к внешним форм его проявления, Например, рассматривают вкус как способность человека следовать моде как в узком, так и в самом широком
смысле. То есть сводят к умению модно одеваться, посещать модные выставки и спектакли, быть в курсе последних литературных публикаций. Все это не противоречит формам объективации вкуса, однако эстетический вкус - не только и, пожалуй, не столько внешние проявления, сколько глубокое гармоничное сочетание духовного богатства личности с бескомпромиссностью ее социального выражения. Потому что личность, обладающей эстетическим вкусом, не следует слепо за модой, и если модная одежда
деформирует индивидуальные особенности, нивелирует ее своеобразие, такая личность может иметь смелость быть старомодной или нейтральной в моду. И в этом окажется ее эстетический вкус. В еще большей степени избирательным она может быть по отношению к формам поведения и общения. Особенности личности в общении являются ее ведущими характеристиками. Вот почему составить верное представление о человеке можно лишь в условиях общения или совместной деятельности.
Способность человека последовательно и целенаправленно развивать и культивировать личностные социокультурные характеристики через отбор и усвоение определенных культурных ценностей и является индивидуальным эстетическим вкусом. В формировании и развития эстетического вкуса очень большую роль играет музыкальное восприятие. Во-первых, это конечная цель деятельности, на которую направлена творчество композитора и музыканта-исполнителя. Во-вторых, это способ отбора и закрепления различных композиторских приемов, стилистических
находок и открытий, которые, в конце концов, становятся частью целостной музыкальной культуры. В-третьих, это то, что объединяет все виды музыкальной деятельности - от первых шагов ученика к зрелым авторских произведений. Каждый музыкант есть и своим собственным слушателем. Вместе с тем каждый слушатель индивидуально расшифровывает содержание музыкального произведения, интерпретирует нотный текст. Такой процесс восприятия можно назвать субъективным.
Сущность познания заключается не только в осмыслении определенного музыкального произведения в истории музыкального искусства, даже в осмыслении эволюции искусства. Так начинает срабатывать эволюционно-синергетический метод, направленный на целостное овладение мира музыкальных ценностей. 3. Особенности понятия художественный вкус Эстетический вкус имеет также и особую модификацию - художественный вкус.
Развивается он на базе эстетического и влияет в свою очередь на него. Художественный вкус формируется только через общение с миром искусства и в значительной мере определяется художественным образованием, то есть знанием истории искусства, законов формообразования различных видов искусства, знакомством с литературно-художественной критикой. Но поскольку содержанием искусства является все та же система общественных ценностей, только представленная
в художественной форме, то, как и эстетический, художественный вкус становится предметом споров, по крайней мере с тех пор, как возникло само понятие вкуса Этот спор не только возможно, но и необходимым именно потому, что касается ценностей, которые касаются самой духовной структуру человеческой личности, то есть ценностей личностно значимых и определяющих не только характер личностного самосознания, но и характер индивидуальной жизнедеятельности, индивидуальной
жизнестроительства. Поэтому личность как общественное существо заинтересована в общественном признании тех, ценностей, которые определяют систему его духовности, ее ориентиры и жизненные потребности. В такой же мере, как и по отношению к личности, эстетический и художественный вкус могут характеризовать страсти, симпатии и антипатии социальной группы или класса. Эстетический вкус обусловлен всем комплексом общественных условий, и в классовом обществе он всегда
несет на себе отпечаток классовых предпочтений, целей и ценностей. Единых эстетических вкусов и норм, пригодных для всех времен и народов, для всех общественных групп, не существует. Очень хорошо это замеченное Н.Г. Чернышевским, ярко показал, насколько отличаются эталоны женской красоты в зависимости от условий существования простого народа и зажиточного класса. Поэтому необходимо приучать студентов тактично и терпимо относиться к мнению других людей, признавая
за ними равное право на самостоятельный поиск и самостоятельную мысль. Все это делает оценку художественного произведения делом сложным и ответственным. Правильная мысль часто производится лишь в ходе длительных художественно-критических дискуссий. Вот почему следует не только полагаться на свой эстетический вкус, но и знакомиться с литературно-критическим обсуждением произведения, с мнением других зрителей и слушателей.
Заключение Эстетический и художественный вкусы не остаются неизменными на протяжении всей жизни человека. Возраст, жизненный путь, богатство художественного опыта личности не только оттачивают и шлифуют его вкус, но и способны консервировать его преимущества или наоборот делать его терпимым и многогранным. Поскольку мнение эстетического вкуса - это оценка действительности в соответствии с эстетических чувств, потребностей, интересов и мировоззрения людей, то эстетический вкус является единство объективного
и субъективного. В уме вкуса отражаются не только качества предмета, воспринимается, но и качества субъекта, который воспринимает. В нем видны своеобразие чувств, интеллект, культура субъекта, его социальная принадлежность Мнение эстетического вкуса основана на особом интеллектуальном механизме - эстетической интуиции, включающая такой способ познания, как творческое воображение, охватывающий образ «целого», не предваряя его логическому расчленению, аналитической действия ума. «Специфическая роль силы воображения
в акте познания отмечал Э.В. Ильенков заключается в том, что она позволяет соотносить формально усвоенные знания с единичными, еще никак не» формализованными» (не выраженными еще в общих формулах, в категориях) фактами, данными в живом созерцании. Без нее одно с другим соотнести вообще нельзя. Это важно подчеркнуть по той причине, что под «силой воображения» часто понимают способность выдумывать то, чего в действительности нет. Тем временем действие силы воображения обеспечивает прежде всего умение
правильно видеть то, что есть, но еще не выражено в виде понятия». Все вышеизложенное позволяет понять объективные основы споры о вкусах, поскольку в нем сталкиваются не просто личные, групповые или классовые страсти - здесь противостоят друг другу истинные и ложные ценности, отражающие сложность социальных процессов, своеобразие общественного развития, а также ошибочных поисков, мнимых верований. Список использованных источников 1.
Бессонов Б.Н. Человек. Пути формирования новой личности М 1998. 2. Буров А.И. Гачев Г. Творчество, жизнь, искусство М 1990. 3. Левчук Л.Т. и др. Эстетика, Выща школа, Киев, 1991. 4. Эстетика: проблемы и споры: Методол. основы дискуссий в эстетике. М.: Искусство, 1985 175 c. 5. Эстетическое сознание и процесс его формирования,
Ин-т философии АН СССР, М Искусство, 1991. 6. Эстетика. Под ред. А.А. Радугина М 1998.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |