Раздаточные материалы
учебного курса
Тема: Стратегии и методы обучения.
Классификация мультимедийных электронных средств учебного назначения
Лектор: А.С. Сергеев
Начальник отдела разработки мультимедиа продуктов
Республиканского мультимедиа центра
к. т. н., доцент.
E-mail:
A_Sergeyev@rnmc.ru
Copyright
© 2006
Все права защищены.
Никакая часть данного текста не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения автора.
Содержание
1. Задача ускорения процессов передачи и усвоения знаний
2. Виды электронных образовательных курсов
3. Дистанционный учебный курс
4. Учебно-методический комплекс для ДО
5. Примерный состав методического пособия
6. Формы представления контента
7. Интересные ссылки
1. Задача ускорения процессов передачи и усвоения знаний
Увеличивается скорость порождения знаний, возникает задача повысить скорость усвоения знаний.
Выход – переход к электронному обучению (eLearning), развивать технологию представления знаний. В цифровых технологиях порожденные в цифровой форме знания могут стать учебным материалом в электронном виде после незначительной обработки.
Для этого – понимать формы предъявления информации и области применения этих форм.
Одна из главных задач создателей ЭОР для образования – максимальная эффективность нового продукта. Ясное понимание возможностей компьютера дает в руки аппарат для методического анализа и формирования требований к электронным изданиям.
По существу компьютер дает нам:
· интерактивное взаимодействие
· мультимедийное представление
· моделирование изучаемых объектов, процессов, явлений
· интенсификация коммуникативности
· производительность пользователя
Виды образовательных ЭОР можно представить следующей схемой:
Информационно-справочные источники обеспечивают общую информационную поддержку. Это энциклопедии, справочники, словари, хрестоматии, географические и астрономические атласы, нормативно-правовые и экономические сборники и пр. Они не привязаны к определенному курсу, программе, дидактической схеме. Нацелены на использование в качестве исходного материала при решении творческих учебных задач, в том числе выходящих за рамки учебных программ.
Учебные электронные издания и ресурсы обеспечивают программируемый учебный процесс. Представляют собой электронные учебные пособия, содержащие систематизированный материал в рамках программы учебной дисциплины. Предназначены для изучения предмета «с нуля» до границ предметной области, определенных программой обучения. Включают все виды учебной деятельности: получение информации, практические занятия в известных и новых формах, аттестацию. Нацелены на поддержку работы и расширение возможностей преподавателя и самостоятельную работу учеников.
Издания/ресурсы общекультурного характера предназначены для расширения культурной среды. Это виртуальные экскурсии по музеям мира, путешествия по городам, странам и континентам, издания, посвященные классикам мировой культуры, шедеврам архитектуры, живописи, музыки. Цель – предоставить равные возможности воспитания общей культуры, широты мировоззрения всем учащимся. Отдельную группу в изданиях этого типа составляют ЭИР психолого-педагогической воспитательной поддержки. Это издания, направленные на здоровье нации: физическая культура, здоровый образ жизни, борьба с наркоманией и алкоголизмом, проблемы беспризорности, патриотическое воспитание.
Спектр ЭОР по исполнению
•электронные издания на оптических носителях;
•сетевые информационные ресурсы;
•комбинированные (диск/сеть) ЭОР.
Федеральный центр информационных образовательных ресурсов накапливает информацию об образовательных ресурсах, сформированную на основе стандартизованных метаописаний, вводится понятие модульной структуры образовательных объектов
Типы образовательных модулей
· информационный модуль
· модуль практических занятий
· модуль аттестации
При дистанционном обучении применяются различные сочетания информационных и коммуникационных технологий. В зависимости от целей и задач, стоящих перед разработчиками учебного курса, использования различных аппаратно-программных средств и каналов доставки информации выбирается соответствующая форма информационного наполнения курса, способ размещения, доставки и воспроизведения электронных материалов курса, а также формы выполнения практических заданий и проведения аттестации.
Типовой УМК включает следующие материалы в электронном виде:
· учебный курс, в виде отдельных модулей, структурированных по урочно-тематическому принципу и по видам учебной деятельности (получение знаний, практическое закрепление знаний, аттестация)
· учебное пособие для обучаемого (описание последовательности действий и график обучения)
· методическое пособие для преподавателя
При создании любого курса дистанционного обучения авторы учебных материалов должны уделить внимание написанию специального методического пособия по организации и проведению занятий, в котором как минимум было бы описано следующее:
· целевое назначение курса
· связь курса с другими учебными курсами и дисциплинами, существующими в данном вузе
· методологическая основа курса и основные первоисточники, на базе которых создавались учебные материалы;
· тематическое планирование — перечень основных тем и вопросов курса с общим указанием учебных (академических) часов;
· поурочное планирование (план занятий) с указанием не только видов работ, выполняемых студентами (лекции, практические работы, самостоятельная работа, подготовка проекта и пр.), но и количества часов, которое в среднем должны затратить студенты на эту деятельность;
· рекомендации по методике и формам организации учебной деятельности студентов, по использованию дополнительных учебных и раздаточных материалов и пр.
Также было бы полезно включить в описательную методическую часть ПМК такие документы, как:
· набор анкет для знакомства с обучаемыми и мониторинга учебной деятельности;
· набор анкет для предварительного тестирования студентов (определение исходного состояния обученности по данному предмету, теме);
· дополнительные задания для студентов на усвоение материала и проверку его понимания, осмысления;
· описание творческих заданий, направленных на самостоятельное применение усвоенных знаний, умений, навыков в решении конкретных проблем; выполнение проектов индивидуально, в группах сотрудничества; практические работы (индивидуальные, совместные);
· комментарии по экзаменационным материалам, контрольным заданиям (с ответами).
Мультимедиа контент можно структуризировать в следующем виде:
Для качественного предъявления разных форм нужна разная скорость цифрового потока.
Нижняя граница для полноценного мультимедиа продукта – около 3 Мбит/сек.
Теоретические скорости сетей
В данной таблице перечислены распространенные типы сетевых подключений и их теоретические (максимальные) скорости.
Технология подключения | Теоретическая скорость |
GSM мобильная телефония | 9,6 - 14,4 Кб/с |
Телефонная служба (POTS) | 14,4 - 56,6 Кб/с в зависимости от модема |
ISDN, цифровая сеть связи с комплексными услугами | От 64 Кб/с до 128 Кб/с |
DSL, цифровая абонентская линия | От 512 Кб/с до 8 Мб/с |
Кабельный модем | От 512 Кб/с до 52 Мб/с |
EDGE, расширенная среда данных GSM | 384 Кб/с |
Bluetooth, беспроводная связь | 700 Кб/с |
Т1 | 1,5 Мб/с |
IBM Token Ring | 4 Мб/с |
Ethernet 10BaseT | 10 Мб/с |
Wi-Fi (802.11b), беспроводная связь | 11 Мб/с |
802.11a, беспроводная связь | 54 Мб/с |
Fast Ethernet 100BaseT | 100 Мб/с |
T3 | 44,7 Мб/с |
Gigabit Ethernet | 1 Гб/с |
10-Gigabit Ethernet | 10 Гб/с |
Типы средств моделирования в составе ЭОР
· виртуальная персона (анимированное представление пользователя, живого существа или одушевленного предмета, с которым можно взаимодействовать, работая с ЭОР);
· панорама виртуальной реальности;
· объект виртуальной реальности;
· виртуальный тренажер;
· виртуальная лаборатория (программная среда, позволяющая создавать и исследовать модели изучаемых объектов и процессов);
· ситуационная модель (компьютерная модель, которая может использоваться для решения образовательных задач);
· прочие типы средств моделирования.
· указатель;
· словарь;
· тезаурус;
· система помощи;
· выдача советов и подсказок;
· поисковая система;
· печать;
· ведение системного журнала;
· формирование отчета о реализации учебного процесса;
· установка закладок;
· определение пользовательских примечаний (заметок);
· поддержка локальной вычислительной сети;
· поддержка Internet;
· администрирование (в том числе разграничение прав доступа);
· поддержка пользовательских настроек;
· многоязычный пользовательский интерфейс;
· интерфейс с системами управления учебным процессом;
· прочие функциональные возможности.
Типы ЭОР
Компьютерный словарь | Система управления учебным процессом |
Компьютерный справочник (энциклопедия) | Система управления контентом |
Компьютерный учебник | База данных |
Компьютерная обучающая система | Презентация/демонстрация (в том числе виртуальная экскурсия) |
Компьютерная система контроля знаний (тестирования) | Учебное пособие |
Компьютерный задачник | Учебно-методическое пособие |
Компьютерный тренажер | Учебная программа (курса, дисциплины) |
Компьютерный лабораторный практикум (виртуальная лаборатория) | Методические указания |
Компьютерная учебная (развивающая) игра | Хрестоматия |
Компьютерное средство психофизиологического тестирования | Сборник тестов |
Открытая образовательная модульная мультимедийная система (ОМС) | Конспект лекций |
Виртуальная коллективная среда (ВКС) | Самоучитель |
Автоматизированная система управления образовательным учреждением | Образовательный объект |
Федеральные порталы
№ | Адрес-ссылка | Обозначение ресурса | Аннотация |
1 | http://www.edu.ru/ | "Российское образование" | Cайт представляет собой систему Интернет-порталов сферы образования, включая федеральные, образовательные порталы по уровням образования и предметным областям, специализированные порталы. Основные информационные разделы: Каталог образовательных интернет-ресурсов; Законодательство (образование, наука, культура, физическая культура); Нормативные документы системы образования; Государственные образовательные стандарты; Глоссарий (образование, педагогика); Учреждения; техникумы, вузы; Картографический сервис (образовательная статистика, учебные карты); Дистанционное обучение (курсы, организации, нормативная база); Мероприятия (конференции, семинары, выставки); Конкурсы; Образовательные CD/DVD. |
2 | http://www.ecsocman.edu.ru/ | "Экономика, социология, менеджмент" | Портал представляет собой систему тематических профессиональных сайтов, выполненных по сходному замыслу и работающих в единых стандартах обмена информацией. Основные информационные разделы: Экономика; Социология; Менеджмент; Персоналии; Глоссарий (расшифровка аббревиатур). |
3 | http://www.law.edu.ru/ | "Юридическая Россия" | "Юридическая Россия" - это образовательный правовой портал. Основные информационные разделы: Юриспруденция; Периодические издания; Новинки юридической литературы; Центр трудового права (материалы). |
4 | http://www.auditorium.ru/ http://www.humanities.edu.ru/ | "Социально-гуманитарное и политологическое образование" | Портал предоставляет различные ресурсы в области гуманитарного образования. Основные информационные разделы: История; Философия; Международные отношения; Государственное и муниципальное управление; Психология; Политические науки; Глоссарий (расшифровка аббревиатур). |
5 | http://www.en.edu.ru/ | "Естественно-научный образовательный портал (физика, химия, биология, математика)" | Портал является составной частью федерального портала "Российское образование". Содержит ресурсы и ссылки на ресурсы по естественно-научным дисциплинам. Основные информационные разделы: Физика; Химия; Биология; Математика. |
6 | http://www.school.edu.ru/ | "Российский общеобразовательный портал" | Основные информационные разделы портала: Дошкольное образование; Начальное и общее образование ; Каталог интернет-ресурсов; Коллекции; Образование в регионах (региональные страницы, органы управления образованием, образовательные сайты, образовательные учреждения). Бесплатный проект Российского общеобразовательного портала -конструктор образовательных сайтов. Редакция Портала предлагает самостоятельно создать сайт образовательного учреждения, проекта, группы. |
7 | http://www.openet.edu.ru/ | "Российский портал открытого образования "OPENET" | Данный сервер Консалтингового центра информационно-образовательной среды открытого образования (КЦ ИОС ОО РФ)является центральным сервером, обеспечивающим создание, эксплуатацию и развитие информационно-образовательной среды открытого образования РФ. Основные информационные разделы: Публикации; Интегральный каталог (карта виртуальных университетов, входящих в портал OPENET); Электронные периодические издания; Виртуальная выставка; Библиотеки. |
8 | http://www.ege.edu.ru/ | "Портал информационной поддержки единого государственного экзамена (ЕГЭ)" | Портал является официальным информационным ресурсом Минобразования РФ и предоставляет пользователям многопрофильную официальную и неофициальную информацию о Едином Государственном Экзамене (ЕГЭ). Основные информационные разделы: Нормативные документы; Демонстрационные версии тестов (ЕГЭ); Публикации (конкурс репортажей о ЕГЭ-2003); Информационная поддержка разработчиков КИМ ; Архив заданий официальных вариантов ЕГЭ. |
9 | http://www.sng.edu.ru/ | "Образовательный портал по поддержке процессов обучения в странах СНГ" | Данный портал создан для облегчения поиска и выбора учебного заведения, формы обучения и специальности. Использование ресурсов Internet позволяет обеспечить россиянам и гражданам других стран равный доступ к информации, относящейся к процессам обучения, создать образовательную информационную среду. Основные информационные разделы: Нормативные документы; Каталог интернет-ресурсов; Дистанционное образование; Картографический сервис (поиск учебного заведения по географической карте; Учебные материалы. |
10 | http://www.techno.edu.ru/ | "Инженерное образование" | Основные информационные разделы портала: Каталог интернет-ресурсов (общепрофесиональные и специальные); Методический кабинет; Электронный журнал “Инженерное образование”. |
11 | http://www.ict.edu.ru/ | "Информационно-коммуникационные технологии в образовании" | Портал нацелен на обеспечение комплексной информационной поддержки образования в области современных информационных и телекоммуникационных технологий, а также деятельности по применению ИКТ в сфере образования. Портал предназначен для организации оперативного доступа к информационным ресурсам учебного, учебно-методического, справочного и информационного назначения, размещенных как на самом портале, так и на других порталах и сайтах с помощью создания веб-интерфейсов, системы поиска и навигации, баз данных. Основные информационные разделы: Библиотека (учебные и учебно-методические материалы); Книги (аннотации и оглавления); Интернет-ресурсы (метаописания и ссылки); Организации; Персоналии; Материалы конференций. |
12 | http://www.valeo.edu.ru/ | "Здоровье и образование" | Основная цель информационного портала «Здоровье и образование» - интеграция образовательных, научных, методических Интернет-ресурсов в области здоровье сохраняющего образования в единую информационно-образовательную среду, обеспечивающую интерактивное взаимодействие пользователей по проблемам формирования, сохранения и укрепления здоровья учащихся и преподавателей. Основные информационные разделы: Каталог ресурсов, библиотека (поисковые системы); Персоналии; Организации (справочная информация); Нормативно-правовое обеспечение (документация). |
13 | http://www.vidod.edu.ru/ | "Дополнительное образование детей" | Основные информационные разделы портала: Федеральные и межведомственные программы; Воспитание; Направления дополнительного образования детей; Детский отдых. |
14 | http://www.development.edu.ru/ | "Реализация федеральных и региональных программ развития образования" | Основные информационные разделы портала: База региональных программ развития образования; Федеральные целевые программы. |
15 | http://www.international.edu.ru/ | "Международное образование" | Основные информационные разделы портала: Российские школы; Виртуальная академия; Обзоры, анализ и статистика; Образовательные программы, проекты. |
Ведущие центры ДО в РФ
№ | Адрес-ссылка | Обозначение ресурса | Аннотация |
1. | http://www.ido.tsu.ru/ | Институт дистанционного образования Томского государственного университета | Сайт Института дистанционного образования, созданного на базе Томского государственного университета. |
2. | http://edu.tsu.ru/ | Образовательный портал ТГУ | Образовательный портал Томского государственного университета создан с целью организации и осуществления образовательных программ в единой информационной образовательной среде Российской Федерации с использованием технологий дистанционного обучения.На портале представлены электронные образовательные ресурсы ТГУ для различных уровней образования, а также даются ссылки на ресурсы других учреждений образования. |
3. | http://www.openet.ru/University.nsf/Index.htm!Open&Menu=VPMain&VPID=351 | ФГНУ"Российский государственный институт открытого образования" | Сайт Российского государственного института открытого образования (РГИОО).Сайт входит в состав Российского портала открытого образования "OPENET.RU" |
4. | http://volgograd.openet.ru/ | Волгоградский виртуальный университет | Сайт Волгоградского виртуального университета, созданного на базе Волгоградского государственного технического университета. Сайт входит в состав Российского портала открытого образования "OPENET.RU". |
5. | http://www.gasa.penza.com.ru | Пензенский государственный университет архитектуры и строительства | |
6. | http://www.herzen.spb.ru | Центр дистанционного обучения и телекоммуникационной поддержки образования Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена | |
7. | http://www.vpti.vladimir.ru/rus/rcnit/index.html | Региональный центр новых информационных технологий Владимирского государственного университета (РЦ НИТ ВлГУ) | ВлРЦНИТ является структурным подразделением Владимирского государственного университета (ВлГУ) и создан для осуществления работ в области новых информационных технологий в сфере образования и науки как территориальное звено складывающейся информационной инфраструктуры в рамках программы информатизации России. |
8. | http://voronezh.openet.ru/ | Воронежский виртуальный университет | Сайт Воронежского виртуального университета, созданного на базе Воронежского государственного университета. Сайт входит в состав Российского портала открытого образования "OPENET.RU". |
9. | http://www.mocnit.miee.ru | Московский областной Центр новых информационных технологий при Московском институте электронной техники | МОЦНИТ входит в систему ЦНИТ'ов, возглавляемую государственным научным предприятием, созданным для обеспечения всестороннего развития и продвижения новых информационных технологий в сферах образования и науки России, |
10. | http://do.miee.ru | Факультет дополнительного и дистанционного обучения Московского государственного института электронной техники (технического университета) | Факультет ДДО в Московском государственном институте электронной техники (МИЭТ) создан в 1999 году на базе Центра дополнительного и дистанционного обучения, образованного в 1996 году (МИЭТ - участник эксперимента по внедрению дистанционного образование в России). Факультет ведет дистанционное обучение студентов из 22 городов России, 3-х зарубежных стран, имеет представительства в различных регионах. |
11. | http://cnit.ssau.ru/ | Самарский областной центр новых информационных технологий при аэрокосмическом университете (ЦНИТ СГАУ) | Центр новых информационных технологий при Самарском государственном аэрокосмическом университете (ЦНИТ СГАУ) входит в состав нескольких десятков ЦНИТ, организованных Госкомитетом РФ при ведущих вузах России. Данный сервер содержит краткую информацию о ЦНИТ, классифицированную по следующим разделам: Общие сведения; Направления деятельности; Структура; Сотрудники. Главной сферой деятельности ЦНИТ СГАУ, определяющей его специализацию и "лицо" среди нескольких десятков вузовских ЦНИТ России, являются информатизационные, компьютерные технологии обучения. В центре разработана, развивается и тиражируется технология проектирования, производства и эксплуатации компьютерных систем учебного назначения, известная под аббревиатурой КАДИС (Комплексы Автоматизированных ДИдактических Средств). Поэтому основное информационное наполнение данного сервера содержится в разделе: Компьютерная технология обучения системы КАДИС. |
12. | http://dlc.miem.edu.ru | Центр дистанционного обучения Московского государственного института электроники и математики | |
13. | http://www.distance.ru | Российский образовательный портал DISTANCE.RU. | Портал создан при поддержке Института дистанционного образования Тюменского государственного университета. |
14. | http://www.tgc.ru | Образовательный портал Тюменского государственного колледжа профессиональных педагогических технологий | На сегодняшний день Тюменский государственный колледж профессионально-педагогических технологий - одно из крупнейших и развитых учебных заведений среднего профессионального образования России. Отделение открытого образования ТГКППТ создано для сопровождения учебного процесса в колледже по всем формам обучения: дневной, заочной, экстернат. Отделение открытого образования ТГКППТ базируется на использовании технологий дистанционного обучения. |
15. | http://www.mitme.ru | Центр современных информационных технологий и математического образования Московского института электроники и математики |
1. | http://www.animatedatlas.com/movie.html | Анимированная карта истории США, английский язык |
2. | http://www.macromedia.com/resources/elearning/presentations/v2/#slide=1 | Электронный курс (презентация) о продуктах Macromedia, английский язык |
3. | http://www.elementk.com/orgMain.asp?storyid=378&orgid=301#courses | Около 20 интерактивных мультимедийных курсов по изучению программных средств и офисных приложений, английский язык |
4. | http://www.dnai.org/timeline/index.html | Интерактивная хронологическая шкала с описанием открытий в области генетики, английский язык |
5. | http://www.dnai.org/c/index.html | Интерактивный учебник по изучению ДНК (генетика), содержит конструктор генетических последовательностей, английский язык |
6. | http://www.forgefx.com/casestudies/prenticehall/ | Интересный набор интерактивных параметризуемых 3D моделей (ShockWave Director) |
7. | http://www.realviz.com/gallery/spec.php?id=104&&offset=1&&product=sw# | 3d модель (панорама с анимацией) |
8. | http://www.realviz.com/ | 3d моделирование |
9. | http://www.bbc.co.uk/virtualreplay/euro2004/index.shtml?08081 | виртуальные объекты, футбол и др. |
10. | http://www.chromelib.com/samples/index.html http://www.chromelib.com/samples/ChromeLibSamples/opel_signum.htm http://www.chromelib.com/samples/ChromeLibSamples/TV_RealPlayer%AE.htm | Shockwave 3d Samples – образцы реализации |
11. | http://www.cnews.ru/video/./files/2004/09/29/290/cnews.wmv | CNN - новостной сайт с видеоизвестиями по компьютерной тематике |
12. | http://www.kinomania.ru/_trailers/d/dreamcatcher.shtml | Видеофайлы - трейлеры |
13. | http://animaldiversity.ummz.umich.edu/site/accounts/sounds/Aves.html | пример звуков птиц |
14. | http://ll.dli.com/language/ru/5432/catalog/showProductCatalog.html | Английский в сети, с описаниями и программами курсов |
15. | http://www.runovschool.ru/test/ | Тестирование, средний уровень реализации |
16. | http://cde.tgngu.tyumen.ru/ | Виртуальные лаборатории Центра ДО ТЮМГНГУ (демо-версии) |
17. | - http://office.microsoft.com/ru-ru/training/ | сайт Микрософт с набором обучающих курсов по Exel |
18. | http://digicam.ru/articles/STech/ http://digicam.ru/articles/01/2004031615462401.html | Статьи Интернет-журнала DigitalCamera о технике фотосъемок |
19. \ | http://212.19.61.13/cadillacjsp/spotlight/STSExperience/index.html http://www.toyota-yaris.ru/ | Качественный web-дизайн, Кадиллак Тойота |
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |