Эволюция музыки достигает в первой половине 18 века блестящей эпохи.Формы, которые зарождались в начале 17 века достигают высшей ступенисовершенства. Четыре великих мастера, работающие в четырех различных странах,определяют своим творчеством все музыкальное искусство данного перидоа Александро Скарлатти в Италии, Жан Филипп Рамо во Франции, Иоганн Георг Гендельв
Англии, и Иоганн Себастьян Бах в Германии.Можно различнооченивать их произведения оценка зависит от вкусов и направлений. Но висторическом нужно допустить, что все четверо, каждый в своей области,выполнили свою миссию с равным совершенством. Двое из них немцы. Сила ихтворчества сконцентрировала вокруг себя все сущщественное, что было достигнутодо тех пор европейской музыкой.Однако итальянскаямузыка в первой половине 18 века еще господствовала и, пожалуй, никогда не
былаболее блестящей. По Германии еще в 17 веке распросраняли обычай выписывать надолжности в придворныфх капеллах и на службу в театрах итальянцев, даже целикомучреждать итальянскую оперу. Великолепие и пышность спектаклей превосходиливсе, что видели до того времени. Итальянцы появляются повсюду и занимают первыеместа в Англии, Польше, Росии, а не только в германии. Одна франция стойкосопротивляется натиску итальянской
оперы и отбрасывает от себя одинаково какдурные, так и хорошие ее стороны.В начале 18 века Неаполь отделяется от Венеции и принимает на себяруководство музыкальным джижением в области оперы. Благодаря ФранческоПровенцеале и Александро Скарлатти неаполь до тех пор не игравший значительнойроли в ходе развития музыки дает свое имя школе с определенным направлением ичерез это прославляется.
Александро Скарлаттиродился в 1659 году в Сицилии, умер в в Неаполе в 1725г ученик Кариссими,после постановки в Риме в 1679 г. своей первой оперы Невиннаяошибка сделался в 1680 капельмейстером при дворе шведской королевыХристины, жившей в Риме. В 1694 Скарлатти становится капельмейстеромвице-короля в Неаполе. С 1703 по 1708 он управляет метризой муз. школой приодной из римских церквей, затем опят возвращается
в Неаполь. Число сочиненийСкарлатти колоссально одних опер 118, 700 кантат и т.д.Фрпанческо Провенцеале- композитор целого ряда опер комических- Раб своейсупруги , и серьезных на античные сюжеты Кир, Креркс,Эритрея и др. Франческопровенцеале испытал влияние венецианцев, но выработал в результате стиль,вскоре ставший характерным для всей неаполитанской оперной школы, а затем и длявсей итальянской
оперы 18 века.Стиль Неаполитанскойшколы отличается ярко выраженными особенностями. Прежде всего - это стильмелодический, базирующийся уже целиком на нашей ладовой и тональной мажорно -минорной системе. Мелодия - главный элемент неаполитанской музыки, мелодиябогато разросшаяся, страстная и знойная, выразительница могучегонепосредственного чувства. Это чувство, общее всем сразу, с первых звуков,понятное.
Таким образом, мелодика в неаполитанской школе - сильнейшийобобщающий и и объединяющий социальный фактор. Певучесть вокальность -существенноекачество этой лирико-драматической музыки. Отсюда исходят ее формы, отсюда -выразительные мелодические речетативы неаполетанских опер с богатыминструментальным сопровождением, отсюда - вся своеобразная конструкцияэтих опер последование арий,связанных речетативами.Во Франции одним изярчайших представителей оперного искусства 18 века является
Жан Филипп Рамо 1683-1764 . Рамо сперва проявлял свою музыкальную деятельность как органист -теоретик и как композитор клавесинной и культовой музыки. Только в 1733 емуудалось пирвлечьвнимание к себе как ктеатральному композитору своей оперой Ипполит .Это с начала до концаоригинальное, типичное французское произведение все в меру, все ясно, всевзвешено, чувство умерено разумом вкусом ипривычной дисциплинойчеловека, сдерживаемого рамками общесвеннойвежливости, галанстности ииронии.
Музыка Рамо - полный контраст счувсвенной обнаженностьюитальянской лирики и с немецким погружениемв себя , в личнуюпсихическую жизнь. Правда, в творчестве Рамо -редкийслучай-слились великийкомпозитор и великий теоретик. Темпераменткомпозитора охлаждаетсярассудочностью исследователя, и, наоборот,умозрительные выводыподержаны комозиторской проницательностью ичувством, ибо тероетическиеработы
Рамо все-таки скорее работыпрактика-музыканта, идущегоот опыта, чем подлинного мыслителя.Другое типичнофранцузское качество музыки Рамо - ее изобразительность, пластичность итеатральность. Театр до конца 19 столетия был одним из самых важных органовфранцузской интеллектуальной жизни. Большая часть, если не вся французкаямузыка17 и 18 века и дальше, включая Берлиоза, изобразительна и пластична иявляется музыкой театра и балета.
Вся концертная и камерная музыка Франции отсюит Куперена до оркестровых сочинений Дебюсси, а в центре- сифонии и ораторииБерлиоза - связана с театральностью. Вотеще несколько опер Рамо Галантные Индейцы 1735 , Кастор и Поллукс 1737 Торжества Гебы 1739 Дарданус 1739 .Столь важная дляистории музыкальной драмы реформа Глюка точкой отправления имела неаполитанскуюоперу,
но сама реформа произошла на французкой территории. В своей музыке Глюквыразил новые идеалы своей эпохи и создал произведение, до сих порсопротивляющееся времени. Античный миф ожил в искренней и задушевной, кристаллическия сной музыке и в незамысловатом действии ни интриг, ни интермедий, нивторостепенных персонажей один жалкитй амур фигурирует, как уступка старымоперным вкусам . Хор и балет образуют органические звенья в действии, анеслучайные вставки.
Знаменитое нет - суровый ответ теней ада намольбы Орфея - один из сильнейших драматических эффектов, танцы и пение вЕлисейских полях - один из трогательнейших моментов во всей театральнойзападноевропейской музыке. Орфей былсочинен на итальянский текст, и главная роль еще предназначалась для альта. Ноитальянцы, привыкшие к полнокровной чувственной мелодии и богатствуколоракультуры, не поняли простоты
драматически выразительнойц музыки Орфея . Глюк продолжал свое и предложил венецианской публике Альцесту , а за ней еще одну оперу Парис и Елена .В творчествеГенделя 1685-1759 и Баха немецкая музыка первой половыны 18 века выдвинула двегигантские недосягаемые вершины. В начале своей карьеры Гендель испытывал насебе неаполитанское влияние. Поскольку оно было господствующим, такой властныйталант, как талант
Генделя, не мог пройти мимо него, не преодолев его и темсамым не обогатив своей техники. Его ранние произведения в итальянском стиле нелишены выразительной красоты, но они не дают еще всего Генделя. То, что было внем лучшего и оригинального, не могло сполна проявиться в чуждых ему формах.Как Глюк и как впоследствии Моцарт , он должен был создать свое собственноеискусство. Англия, с ее вековой, крепко организованной хоровой культовоймузыкой дала ему в руки верное средство
воздействия. Лично для него тяжело быловынести неуспех его опер и всей его борьбы за оперное дело, но для музыкипровал Генделя в этой области надо считать безусловно хорошим исходом неудачиоткрыли Генделю глаза и направили его на верную дорогу, може быть, против еговоли. Гендель писал оратории - по сущности -музыкальные драмы. Вот всезначительнейшие сочинения Генделя в этом роде
Мессия 1742 Ацисс и Галатея,Эсфирь - 1732, Дебора - 1733, Празденство Александра илиТоржество Музыки -1736, Саул - 1738, Израиль в египте - 1739, Самсон- 1743, Валтасар - 1744,Иуда Маккавей - 1746, Иосиф - 1748, Сусанна,Соломон, Феодора, Иефта -1748-1751Иоганн Себастьян
Бах 1685 - 1750 - конечная точка длинной цепи эволюции. Сочинения Баха - могучиесводы здания и купол, венчающий собой громадный монумент. Влияние Баха сталосильней чувствоваться не при жизни его, а с начала 19 века. И если нельзясогласиться с мнением современных мочитателей его искусства, что Бах -создатель всей европейской музыки, то можно вполне считать его отцомсовременной музыки.
Баху не довелось побывать в Италии. Поэтому его сочинениясохранили чисто немецкую терпкость. Поэтому же большинство ценителей музыки еговремени, уже привыкшие к мягким ритмам, акцентам и катиленам неаполитанскойшколы, не поняли его гениального творчества и не оказали ему должного внимания его сочинения казались напыщенными. Вне небольшого круга учеников и несколькихнемецких органистов влияние Баха на его эпоху было крайне ограниченным. Егопроизведения гравировались очень редко.
Большая часть их осталась в рукописях исобственноручно копировалась композитором.Вольфган Амадей Моцарт 1756-1791 учился у своего отца Леоподльда Моцарта, выдающегося скрипача ипедагога, угадавшего гений сына и посвятившего свою жизнь его формированию. ВМюнхене во время карнавала 1775 года сочинил оперу ПридворнаяСадовница , в том же году - король-пастух .
В 1781 в Мюнхенеисполняется его серьезная классическая итальянская опера Идоменей .В 1782 году исполняется Похищение из Сераля ! В 1786 ставят в Венен Свадьба Фигаро . в 1787 в Праге идет Дон-Жуан . 1788сочинены три великие симфонии g-moll, Es-dur и c-dur. В 1790 пишет оперу Так поступают все .
В 1791 сочинены последние оперы Тит , Волшебная Флейта и Реквием .
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |