Реферат по предмету "Информатика"


Программно-методический комплекс по дисциплине Учебная практика

СОДЕРЖАНИЕ


Введение…………………………………….……………………..……….………


1 Общая часть………………………………………………………………………..


1.1 Постановка задачи…………………………………………………………….


1.2 Характеристика ПК и ОС…………………………….…………………….…


2 Специальная часть………………………………………………………………...


2.1 Концептуальная схема…………………………………..………………….…


2.2 Обоснование выбора ПО и ЯП……………………...…………………….….


2.3 Описание используемого ЯП……………………………….….………….….


2.4 Руководство программиста…………………………………………………...


2.5 Инструкция пользователя………………………….…………………………


3 Экономическая часть……………………………………………………….……..


4 Техника безопасности……………………………………………………………..


4.1 Техника безопасности………………………………………………………..


4.2 Производственно-санитарные нормы ……………………………………….


ЗАКЛЮЧЕНИЕ……..…………………………………………………………………


Список использованных источников…………………………………


ПРИЛОЖЕНИЕ А Листинг кода Delphi…………………………………………….


ПРиложение Б Листинг кода HTML……………………………………………..


ВВЕДЕНИЕ


Современная система образования все активнее использует информационные технологии и компьютерные телекоммуникации. Особенно динамично развивается система дистанционного образования, чему способствует ряд факторов, и прежде всего – оснащение образовательных учреждений мощной компьютерной техникой и развитие сообщества сетей Интернет.


Одна из сторон процесса информатизации общества и образования ­– создание и использование на практике формы обучения с использованием средств новых информационных технологий – программно-методического комплекса (ПМК).


ПМК представляет собой совокупность теоретического, справочно-информационного, практического материала и заданий для тренинга, контроля и оценки качества усвоения знаний. От электронного учебного пособия комплекс отличается более широким представлением изучаемого материала в виде презентаций, лабораторных работ, а также возможностью проверки усвоения знаний путем прохождения различных тестов и практических заданий. ПМК формируется с помощью специальных программ, позволяющих представить информацию в виде текстового, графического изображения, а также мультимедийных видео и звуковых эффектов.


Практика использования ПМК показала, что студенты качественно усваивают изложенный материал, о чем свидетельствуют результаты тестирования. Таким образом, развитие информационных технологий дает широкую возможность для изобретения новых методов и методик в образовании для повышения его качества.


Проблема заключается в отсутствии программно-методического комплекса по дисциплине «Учебная практика», позволяющего систематизировать и редактировать документы, оптимизировать подготовку к занятиям и их проведение, организовывать самостоятельную работу студентов.


Целью дипломного проекта является разработка ПМК по дисциплине «Учебная практика».


Объектом является дисциплина «Учебная практика».


Предмет – программно-методический комплекс по дисциплине «Учебная практика».


Мноюбыловыдвинутопредположениеотом,чтообучениеподисциплинебудетболееэффективным, если:


- ПМКбудетсодержатьподробныйлекционныйматериал;


- будетподобранпереченьлитературыиInternet-источников;


- будутразработанылабораторныеработыдлязакрепленияполученныхнавыков;


- будутразработанытесты, контрольныеработыивопросыдляпроверкизнаний;


- будетсозданудобныйпользовательскийинтерфейс.


В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой в работе ставятся и решаются следующие задачи:


- анализ имеющегося материала по дисциплине «Учебная практика»;


- подбор литературы и Internet-источников;


- разработка структуры ПМК;


- подбор и редактирование материала;


- разработка ПО;


- тестирование и отладка.


Для реализации цели и задач исследования применялись следующие методы.


Теоретические методы – исследование литературы.


Эмпирические – беседа с преподавателем, исследование подобных ПМК.


Практические – разработка и отладка ПО.


Разработка дипломного проекта начиналась со сканирования учебника по дисциплине «Учебная практика». Потом этот материал редактировался и преобразовывался в HTML-страницы. Были разработаны лабораторные работы, тесты и презентации. Следующим этапом была разработка структуры ПМК и стиля оформления. Далее разрабатывалась функциональная часть ПМК и к ней подключались HTML-страницы. Затем был разработан глоссарий и раздел помощи, в котором описывается пошаговая инструкция по использованию программы. После того как проект был готов полностью, он был записан на компакт-диск.


Прикладная ценность данной работы заключается в очень широких возможностях по применению комплекса. Его могут использовать как преподаватели для организации занятий по дисциплине «Учебная практика», так и студенты для самостоятельного изучения. ПМК «Учебная практика» планируется ввести в эксплуатацию с января 2010 – 2011 учебного года.


1 Общая часть


1.1 Постановка задачи


Необходимо разработать программно-методический комплекс по дис­циплине «Учебная практика».


Программно-методический комплекс должен содержать:


- нормативную документацию;


- курс лекций;


- контрольные работы и вопросы;


- тесты для самоконтроля;


- лабораторные работы для закрепления материала;


- презентации;


- глоссарий.


Созданный ПМК должен удовлетворять следующим требованиям:


- интуитивно понятный интерфейс;


- наличие удобных средств навигации для передвижения по разделам;


- возможности редактирования документов, подключенных к ком­плексу;


- наличие файла помощи по работе с комплексом.


1.2 Характеристика ПК и ОС


Дипломный проект был разработан на персональном компьютере, характеристики которого представлены в таблице 1.


Таблица 1 – Характеристики ПК

















Компонент компьютера Название
Центральный процессор AMD Athlon 64´2 Dual-Core Processor 3.08GHz
Материнская плата Acer
Видеокарта NVIDIA GeForce 8400 MG 128 Mb
Модем AnyDATA CDMA USB Modem

Продолжение таблицы 1



























DVD и CD-ROM дисководы PIONEER DWD-RW DVRKDO8RS
Дисковод жесткого диска 120 ГБ
Звуковая плата Realtek High Definition Audio
Оперативная память 1024 МБ
Коммуникационные порты 4 – USB 2.0
1 – VGA
1 – HDMI
1 – RJ45
1 гнездо для наушников
1 гнездо для микрофона

Микропроцессор
– это программно-управляемое электронное цифро­вое устройство, предназначенное для обработки цифровой информа­ции и управления процессом этой обработки, выполненное на одной или не­скольких интегральных схемах с высокой степенью интеграции электронных элементов.


Тактовая частота процессора
3.08 ГГц – это количество тактов (опе­раций) процессора в секунду. Тактовая частота процессора пропорцио­нальна частоте шины (FSB). Как правило, чем выше тактовая частота процес­сора, тем выше его производительность.


Материнская плата
– это сложная многослойная печатная плата, на которой устанавливаются основные компоненты персонального компьютера (центральный процессор, контроллер ОЗУ и собственно ОЗУ, загрузочное ПЗУ, контроллеры базовых интерфейсов ввода-вывода).


Емкость ОЗУ
1 Гб – оперативное запоминающее устройство – запо­минающее устройство ПК, предназначенное для записи и хранения инфор­мации, используемой непосредственно при выполнении арифметических и логических операций в ходе реализации программы. Чем выше емкость ОЗУ, тем выше производительность ПК.


Жесткий диск объемом
120 Гб – энергонезависимое, перезаписывае­мое компьютерное запоминающее устройство. Является основным накопите­лем данных практически во всех современных компьютерах.


Видеокарта
– устройство, преобразующее изображение, находя­щееся в памяти компьютера, в видеосигнал для монитора. Видеокарта обычно выполнена в виде отдельной платы, которая вставляется в один из слотов расширения или может быть интегрирована в материнскую плату.


Характеристика операционной системы
Microsoft
Windows
XP
.


Операционная система (ОС) –
базовый комплекс компьютерных про­грамм, обеспечивающий интерфейс с пользователем, управление аппарат­ными средствами компьютера, работу с файлами, ввод и вывод данных, а также выполнение прикладных программ и утилит.


Windows XP (кодовое название при разработке — Whistler
; внутренняя версия — Windows NT 5.1
) — операционная система семейства Windows NT корпорации Microsoft. Она была выпущена 25 октября 2001 года и является развитием Windows 2000 Professional. Название XP происходит от англ. experience
(опыт). Название вошло в практику использования как профессиональная версия.


В отличие от предыдущей системы Windows 2000, которая поставлялась как в серверном, так и в клиентском вариантах, Windows XP является исключительно клиентской системой. Её серверным вариантом является выпущенная позже система Windows Server 2003. Windows XP и Windows Server 2003 построены на основе одного и того же ядра операционной системы, в результате их развитие и обновление идет более или менее параллельно.


ОС Windows XPвключает следующие системные компоненты: управление процессами, управление главной памятью, управление внешними носителями, управление подсистемой ввода-вывода, управление файлами, системную защиту, поддержку работы в сети, интерпретацию пользовательских команд.


Управление процессами
в MicrosoftWindowsXP происходит с помощью Диспетчера задач. Диспетчер задач в операционных системах семейства Microsoft Windows — утилита для вывода на экран списка запущенных процессов и потребляемых ими ресурсов (в частности статус, процессорное время и потребляемая оперативная память). Во вкладке Процессы отображаются названия процессов - Имя образа, определители инициаторов процессов - Имя пользователя, характеристики аппаратной обработки процессов - ЦП и занимаемый процессами объем оперативной памяти - Память. Возможно также отображение других характеристик процессов. Чтобы прекратить выполнение процесса необходимо выделить его заголовок щелчком мыши и нажать на кнопку Завершить процесс. Основным параметром процесса является приоритет. Во вкладке Процессы нажмите правой кнопкой мыши на любом процессе. В появившемся меню будет опция Приоритет. Благодаря ей можно выставить приоритет на получение процессорного времени практически у всех приложений и служб. Чем выше приоритет процесса, тем быстрее выполняются инициированные им запросы. Процессам с высоким приоритетом система предоставляет аппаратные и программные ресурсы в первую очередь. Управляя приоритетами процессов, можно менять относительную скорость работы приложений.


Существуют шесть значений приоритета:


- низкий – наиболее низкий приоритет;


- ниже среднего – низкий приоритет;


- средний – стандартный приоритет;


- выше среднего – высокий приоритет;


- высокий – высочайший приоритет;


- реального времени - режим реального времени (все инициируемые процессом запросы выполняются системой по мере поступления).


По умолчанию процессы пользователя получают средний приоритет.


Управление главной памятью.
Под памятью здесь подразумевается оперативная память компьютера. В отличие от памяти жесткого диска, которую называют внешней памятью, оперативной памяти для сохранения информации требуется постоянное электропитание.


Память является важнейшим ресурсом, требующим тщательного управления со стороны мультипрограммной операционной системы. Она распределяется как между модулями прикладных программ, так и между модулями самой операционной системы.


Функциями MicrosoftWindowsXPпо управлению памятью являются:


- отслеживание свободной и занятой памяти;


- выделение памяти процессам и освобождение памяти по завершении процессов;


- вытеснение кодов и данных процессов из оперативной памяти на диск (полное или частичное), когда размеры основной памяти не достаточны для размещения в ней всех процессов, и возвращение их в оперативную память, когда в ней освобождается место;


- настройка адресов программы на конкретную область физической памяти.


Наиболее используемым способом управления памятью в Windows XP является так называемая виртуальная память.


Управление внешними накопителями.
В операционной системе Windows XP немного настроек для контроля встраиваемых устройств. Политики группы Group Policies позволяют блокировать установку внешних устройств для хранения данных, таких как USB-накопители и внешние жесткие диски. Администратор создает политику, в которой указывает, на какие устройства можно производить запись, с каких можно читать, а с какими вообще запрещено работать.


Управление подсистемой ввода-вывода.
Одной из главных функций MicrosoftWindows XP является управление всеми устройствами ввода-вывода компьютера. Windows XPпередает устройствам команды, перехватывает прерывания, обрабатывает ошибки и также обеспечивает интерфейс между устройствами и остальной частью системы.


Каждое устройство ввода-вывода вычислительной системы — диск, принтер, терминал и т. п. — снабжено специализированным блоком управления, называемым контроллером. Контроллер взаимодействует с драйвером — системным программным модулем, предназначенным для управления данным устройством.


Драйвер может управлять единственной моделью устройства или же группой устройств определенного типа. В Windows XP преобладает большое количество разнообразных драйверов, поскольку это гарантирует возможность подключения к компьютеру большого числа внешних устройств различных производителей.


Управление файлами.
Файл — это упорядоченная совокупность данных, хранимая на диске и занимающая поименованную область внешней памяти. Величина файла характеризуется объемом содержащейся в нем информации. Для того чтобы систематизировать порядок хранения файлов на дисках их объединяют в каталоги.


Потребность в файлах возникает в связи с потребностью в хранении информации. В них могут содержаться разнообразные документы, изображения, программы, данные и т.д. Даже сама операционная система находится в различных файлах. Сами файлы располагаются в папках (также называемых директориями), чаще всего они объединены по темам. Папка – это контейнер для хранения файлов. Папки могут находиться одна в другой и образовывать тем самым “древовидную”, иерархическую структуру. Количество файлов в одной директории и количество самих директорий практически не ограничено.


Файловые операции – это действия с файлами, как с самостоятельными объектами, при которых конкретное содержимое файла значения не имеет.


Какие бы операции не выполнялись над файлом, ОС необходимо выполнить ряд универсальных для всех операций действий:


- По символьному имени файла найти его характеристики, которые хранятся в файловой системе на диске;


- Скопировать характеристики файла в оперативную память, так как только таким образом программный код может их использовать;


- На основании характеристик файла проверить права пользователя на выполнение запрошенной операции (чтение, запись, удаление, просмотр атрибутов файла);


- Очистить область памяти, отведенную под временное хранение характеристик файла.


Кроме того, каждая операция включает ряд уникальных для нее действий, например чтение определенного набора кластеров диска, удаление файла и т. п.


Системная защита.
Microsoft Windows – одна из самых ненадёжных операционных систем, доступных на сегодняшний день широкому кругу людей. Мало того, это самая распространённая ОС; она предустанавливается на 95% ПК.


Для обеспечения защиты WindowsXPсуществуют следующие рекомендации:


- создание учетной записи для нескольких пользователей. Необходимо помнить, что учетная запись Администратор – ключ от всех замков системы. Ошибки, допущенные пользователем при работе с этой учетной записью, могут стать причиной самых неприятных последствий;


- постоянно включать Автоматическое обновление для WindowsXP;


- включение Брандмауэра Windowsпомогает предотвратить несанкционированный доступ к компьютеру через Интернет или сеть;


- установить антивирусное ПО;


- отключить общий доступ к файлам и папкам;


- отключить ненужные службы;


- шифровать информацию, находящуюся в папках и файлах;


- использование групповой политики.


Поддержка работы в сети.
WindowsXPпозволяет пользователям осуществлять выход в интернет с помощью различных браузеров. Первое место по числу использования занимает Windows Internet Explorer, разработанный корпорацией Microsoft и входит в комплект операционных систем семейства Windows. Существуют различные версии Windows Internet Explorer, которые с каждым разом обновляются и усовершенствуются разработчиками.


Windows Internet Explorer 8 – самая последняя выпущенная версия, которая имеет новые свойства по сравнению с предыдущими версиями:


- автоматическое восстановление вкладок после сбоя;


- «ускорители» (быстрые команды, доступные из контекстного меню: поиск в Live Search, поиск на карте, отправка по почте, перевод на другой язык, добавление в онлайн-закладки и ряд других);


- поиск с подсказками (подскажет варианты того, что можно искать по этой теме, и даст подсказки поясняющей картинкой);


- «умная адресная строка» (при вводе адреса браузер возвращает результат, основанный не только на URL ранее посещённого вами сайта, но и на заголовке страницы и других её свойствах);


- встроенная защита (фильтр SmartScreen, встроенный в Internet Explorer 8, распознает мошеннические веб-сайты и предупреждает при попытке украсть логины и пароли, а также остановит загрузку подозрительной программы. SmartScreen Filter защищает странички и важную информацию в сети и на компьютере, блокируя до 3 миллионов атак в день);


- режим тайного просмотра InPrivate (позволяет заходить на сайты, не оставляя следов в истории браузера);


- подсветка доменного имени в адресной строке;


- быстрое полностраничное масштабирование (управляется нажатием клавиши Ctrl и вращением колёсика мыши);


- поддержка Accessible Rich Internet Applications.


Интерпретация пользовательских команд.
Интерфейс между пользователем и ОС обеспечивает командный интерпретатор. Это одна из важнейших системных программ.


Наиболее интересные новшества интерфейса WindowsXP (по сравнению с предыдущими ОС) следующие:


- выделение в Windows Explorer осуществляется прозрачным синим прямоугольником;


- цветовое выделения элементов в меню «Пуск», принадлежащих недавно добавленным программам;


- падающая тень от ярлычков на рабочем столе;


- боковая ориентированная на выполнение задач вспомогательная панель в окне проводника;


- группирование кнопок одного приложения на панели задач в одну кнопку, при определённом количестве разных запущенных приложений, что позволяет часто избегать необходимости её «прокрутки»;


- возможность блокировать панель задач и вспомогательные панели;


- меню отбрасывают тени (в Windows 2000 тень отбрасывал указатель мыши, но не элементы меню).


Windows XP анализирует производительность системы с определёнными визуальными эффектами и в зависимости от этого активирует их или нет, учитывая возможное падение или рост производительности. Преобладает возможность изменять данные параметры, используя диалоговые окна настройки, при этом можно либо гибко выбрать активность тех или иных визуальных эффектов, либо отдать это на управление системе или же выбрать максимальную производительность или лучший вид графического интерфейса.


В Windows XP появилась возможность использовать «Visual Styles» позволяющие изменить графический интерфейс пользователя. Luna — новый стиль графического интерфейса, входящий в поставку XP и являющийся интерфейсом по умолчанию для ПК, имеющих более 64 мегабайт RAM. Также существует стиль «классический», повторяющий стиль интерфейса Windows 2000, а также многочисленные стили, созданные сторонними разработчиками.


2 Специальная часть


2.1

Концептуальная схема структуры ПМК


2.2

Обоснование выбора ПО и ЯП


Для реализации дипломного проекта использовалось следующее ПО и ЯП:


Microsoft Office Word 2007, Allaire HomeSite 4.5.2, Borland Delphi 7 Enterprise, Mozilla FireFox 3.6, Corel PHOTO-PAINT 12, Microsoft Office PowerPoint 2007, Nero Burning Rom 7.


Существует достаточно много текстовых редакторов. СамымипопулярнымиявляютсяMicrosoft Office, WordPad, OpenOffice, Org Writer. Я выбрала Microsoft
Office
2007
для редактирования ПМК, а также для написания данной пояснительной записки. Мой выбор обусловлен наличием в Office Word 2007 всех необходимых инструментов для редактирования и проверки текстов, что дает возможность создавать безупречно подготовленные документы.


Для разработки HTML-страниц используются различные программы, такие как AllaireHomeSite, SiteEdit и Magic HTML Studio. Я выбрала программу Allaire
Homesite
4.5.2
, так как этот HTML-редактор объединяет в себе все достоинства лучших редакторов. Включает в себя: быструю вставку тэгов, инспектор свойств, моментальный просмотр работы, создание стилей, ведение проектов, редактирование большого количества документов, полную помощь по HTML и программе, гибкую настройку среды и др. С помощью этого ПО мной были созданы все HTML-страницы данного ПМК.


Для разработки приложений создано множество программных продуктов, таких как BorlandDelphi, C++ Builder, Eclipse. Мой выбор остановился на Borland Delphi 7 Enterprise -
среде быстрой разработки приложений, в которой интегрированы средства моделирования разработки и развертывания приложений.
Интегрированная среда разработки Delphi 7 включает в себя встроенный отладчик, подсветку синтаксиса, обеспечивает навигацию по исходному коду с системой закладок. C помощью данного ПО мной была разработана оболочка программного про­дукта.


Для поиска информации в сети Интернет существует множество программ. Например, MicrosoftInternetExplorer, Operaи MozillaFireFox. Я выбрала Mozilla
FireFox
3.6,
потому что он является современным мощным Интернет-браузером. В этом браузере присутствуют вкладочный интерфейс, проверка орфографии, поиск по мере набора, «живые закладки», менеджер закачек, поисковая система. Новые функции можно добавлять при помощи расширений.


Для редактирования изображений используются различные программы, например, такие как Adobe Photoshop, Corel PHOTO-PAINT, Paint.NET. Мной был выбран Corel PHOTO-PAINT 12. Этот растровый графический редактор, разработанный канадской корпорацией Corel, входит в графический пакет Corel Draw Graphics Suite. Corel PHOTO-PAINT не имеет такой популярности как Adobe Photoshop, но сопоставим с ним по техническим возможностям. С по­мощью Corel PHOTO-PAINT легко переконвертировать изображение из одного формата в другой, изменить размер изображения по пикселям, обрезать изображение и др. С помощью данного ПО редактировались и создавались все изображения.


Для создания презентаций существуют всевозможные программы, такие как MicrosoftOfficePowerPoint, Macromedia Director MXи Corel Show. Для создания всех презентаций по лекционному материалу своего ПМК я выбрала Microsoft
Office
PowerPoint
2007,
потому что она входит в пакет MicrosoftOfficeлюбой операционной системой и поддерживается на большинстве компьютеров.


Для записи информации на диск используются различные программы, такие как Nero, SmallCDWriter, BurnAware Free. Я выбрала Nero
Burning
Rom
7,
так как это одна из лучших программ для записи компакт дисков и DVD. Nero
Burning
Rom
7
обладает удобным пользовательским интерфейсом, работает быстро и стабильно. Умеет записывать как музыкальные диски, так и диски с данными. Поддерживает работу практически со всеми типами записывающих устройств. Интуитивно понятное и удобное управление, высокое качество работы и стабильность.


2.3

Обоснование используемого ЯП


ПМК создавался в среде разработки приложений BorlandDelphi 7 Enterprise с использованием языка гипертекстовой разметки HTML и инструкций JavaScript.


Borland Delphi – это интегрированная среда разработки ПО фирмы Borland. Delphi является средой RAD (от англ. rapid application development – быстрая разработка приложений). Borland Delphi представляет собой средство разработки приложений для Microsoft Windows. Delphi - прекрасная система визуального объектно-ориентированного проектирования, одинаково радующая и новичков в программировании, и профессионалов. Начинающим Delphi позволяет сразу, с небольшими затратами времени и сил создавать прикладные программы, которые внешне неотличимы от программ, созданных профессионалами. А для опытного программиста Delphi открывает неограниченные возможности для создания сколь угодно сложных программ любого типа, в том числе, распределённых приложений, работающих с любыми базами данных.


Delphi является первым языком программирования, обладающим простой в использовании средой для быстрой разработки приложений, разрушающей барьеры между языками высокого и низкого уровня.


Основные особенности семейства Delphi 7:


- поддержка языков программирования для Win32 и для .NET в единой среде разработки;


- используемая платформа ECO III обеспечивает создание надежных корпоративных приложений;


- обновленная библиотека визуальных компонент (VCL) позволяет ускорить и упростить разработку графического пользовательского интерфейса (GUI), автоматически располагая компоненты в соответствии с настраиваемыми правилами;


- новая система шаблонов кода и другие нововведения среды разработки качественно улучшают работу с исходными текстами и повышают производительность разработки.


Программа на Delphi состоит из объявлений (переменных, классов, типов, констант) и описаний процедур и функций. Работа приложения определяется происходящими событиями и реакцией объектов на них.


Создаваемое в среде Delphi приложение состоит из нескольких элементов, объе­диненных в проект и хранящихся в одном каталоге.В состав проекта входят следующие элементы (в скобках указаны расширения имен файлов):


- код проекта (*.dpr). Файл проекта является центральным файлом и представляет собой соб­ственно программу. Программа проекта содержит всего три инструкции, выполняющие инициали­зацию приложения, создание формы Form1 и запуск приложения. При выполнении разработчиком каких-либо операций с проектом Delphi фор­мирует код файла проекта автоматически;


- описания форм (*.dfm). Файл описания формыявляется ресурсом Delphi и содержит характеристики формы и ее компонентов. При изменении формы в файл автоматически вносятся соответствующие изменения;


- модули и модули форм (*.pas). Файл модуля формысодержит описание класса формы. Delphi автоматически создает файл модуля формы при добавлении новой фор­мы. При размещении в форме компонентов, а также при создании обработчиков событий в модуль формы вносятся соответст­вующие изменения. Кроме модулей в составе форм при программировании можно использовать и отдельные модули,не связанные с какой-либо формой. В отдельном модуле можно размещать процедуры, функции, константы и переменные, общие для нескольких модулей проекта;


- параметры компилятора (*.cfg), проекта (*.dof) и среды (*.dsk). Хотя все эти файлы текстовые, их ручное редактирование нежелательно, так как при внесении в них неправильных изменений проект будет принудительно закрыт. В результате чего следует удалить все три файла и повторить компиляцию;


- описание ресурсов (*.res). При первом сохранении проекта автоматически создается файл ресурсов с именем, совпадающим с именем файла проекта. Файл ресур­сов может содержать следующие ресурсы: значки, растровые изображения, курсоры.Первоначально файл ресурсов содержит значок проекта, которым по умолчанию является изображение факела. В дальнейшем его можно изменить или заменить;


- файл с расширением *.dcu – это результат преобразования программного кода в машинный код;


- приложение (*.exe). В процессе компиляции проекта создается готовый к использованию файл приложения. Имя приложения, получаемого в результате компиляции, совпадает с именем файла проекта, а само приложение является автономным и не требует для своей работы дополнительных файлов Delphi.


Разработка приложения в Delphi включает два взаимосвязанных этапа:


- создание пользовательского интерфейса приложения;


- определение функциональности приложения.


Пользовательский интерфейс
приложения определяет способ взаимодействия пользователя и приложения, т. е. внешний вид формы (форм) при выполнении приложения и то, каким образом пользователь управляет приложением. Интер­фейс конструируется путем размещения в форме компонентов, называемых элементами управления.Создается пользова­тельский интерфейс приложения с помощью окна формы, которое в среде раз­работки представляет собой модель формы времени выполнения.


Функциональность
приложения определяется процедурами, которые выполня­ются при возникновении определенных событий.


Таким образом, в процессе разработки приложения в форму помещаются ком­поненты. Компонент – это объект, представляющий собой отдельный строительный блок программы во время проектирования. Для компонентов устанавливаются необходимые свойства и создаются обработ­чики.


Основные компоненты, используемые в проекте:


а) Form – основной компонент, используемый для размещения других компонентов. Использованные свойства и события:


1) Align – выравнивание;


2) BorderIcons – определяет отображать или нет кнопки управления окном;


3) Caption – прописывается название формы, отображаемое в строке заголовка;


4) Position – определяет размер и положение окна;


5) FormActivate – событие, которое происходит, когда форма становится активной;


б) Button - используется для создания кнопок, которыми пользователь выполняет команды в приложении. Использованные свойства и события:


1) Caption – надпись на кнопке;


2) Hint – всплывающая подсказка. При этом чтобы подсказка выводилась, необходимо в свойстве ShowHint компонента указать True;


в) Label – метка. Компонент предназначен для вывода статического однострочного текста. Использованные свойства и события:


1) Alignment – выравнивает текст в области метки;


2) AutoSize;


3) Caption – свойство, в которое вводится отображаемый текст;


4) Color – задает цвет шрифта надписи;


5) Font – задает параметры шрифта надписи;


г) WebBrowser – компонент для подключения и отображения HTML-страниц. Использованное мной свойство: Align.


2.4 Руководство программиста


2.5 Инструкция пользователя


3
Экономическая часть


4. Техника безопасности


4.1 Техника безопасности


К работе с персональным компьютером допускаются лица [2, с. 1-21]:


- имеющие персональные навыки, изучившие руководство по эксплуатации персонального компьютера и знающие порядок включения и отключения электронных устройств;


- прошедшие вводный инструктаж, а также инструктаж по безопасности труда непосредственно на рабочем месте;


Профессиональные пользователи должны проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медосмотры.


К непосредственной работе с персональным компьютером допускаются лица, не имеющие медицинских противопоказаний.


Женщины со времени установления беременности и на период кормления ребенка грудью к выполнению всех видов работ, связанных с использованием персонального компьютера, не допускаются.


Работающие с персональным компьютером обязаны:


- выполнять правила внутреннего распорядка, требования настоящей инструкции и инструкции по эксплуатации правила электро- и пожарной безопасности;


- знать принцип работы компьютера и методику правильной его эксплуатации;


- знать возможные вредные производственные факторы, характерные для работы с компьютером (воздействие электромагнитного и электростатического полей, переутомление зрения, снижение его остроты и другие);


- сообщать руководителю работ или техническому персоналу обо всех неполадках в работе компьютера;


- знать приемы освобождения от действий электрического тока лиц, попавших под напряжение, и способы оказания им первой помощи;


- знать расположение средств пожаротушения и уметь ими пользоваться.


Следует иметь в виду, что:


- расстояние между рабочими столами с компьютерами в направлении тыла поверхности одного видеомонитора и экрана другого видеомонитора должно быть не менее 2 м, а расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов – не менее 1,2 м;


- чтобы освещение не создавало слепящих бликов на клавиатуре и других частях пульта, компьютер должен быть расположен так, чтобы прямой свет не попадал на экран, иначе при работе с монитором будут быстро уставать глаза. Операторы не должны сидеть лицом к окнам;


- верхний кран экрана следует располагать на уровне глаз или чуть ниже;


- оптимальное расстояние от глаз до экрана 600-700 мм, но не ближе 500 мм;


- высота клавиатуры должна быть отрегулирована так, чтобы кисти рук держались прямо (возможно применение подставок для кистей рук);


- с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения развития утомления необходимо, чтобы рабочий стул (кресло) позволял изменять позу, был подъемно-поворотным и регулируемым по высоте и углам наклона сидения и спинки от переднего сидения;


- кабели компьютера должны располагаться так, чтобы их нельзя было повредить неосторожным движением;


- для предотвращения образования и защиты от статического электричества, в помещении, где установлен компьютер, необходимо применять нейтрализаторы и увлажнители. Должна быть эффективная вентиляция и поддерживаться относительная влажность воздуха на уровне 40-60% (можно разместить вблизи компьютера цветы или аквариум).


Для обеспечения оптимальной работоспособности и сохранения здоровья профессиональных пользователей на протяжении рабочей смены должны устанавливаться регламентированные перерывы. Продолжительность непрерывной работы с персональным компьютером без регламентированного перерыва не должна превышать 2 часов.


При работе с персональным компьютером в ночную смену (с 23 до 8 часов), независимо от категории и вида трудовой деятельности продолжительность регламентированных перерывов должна увеличиваться на 60 минут.


Требования безопасности перед началом работы:


- подготовить рабочее место, убедиться в достаточной освещенности;


- убедиться в исправности компьютера, произведя его внешний осмотр. При осмотре обращать внимание на наличие и исправность предусмотренных защитных устройств токоведущих частей, исправность коммутационных устройств кнопок, клавиш, целостность изоляции питающего кабеля, вилок, розеток.


- при выявлении неполадок сообщить об этом руководителю работ и до их устранения к работе не приступать.


Требования безопасности во время работы:


- выполнять при работе требования, изложенные в руководстве по эксплуатации компьютера;


- питание на системный блок следует подавать после включения всех периферийных устройств, после работы первым должен выключаться процессор;


- не оставлять компьютер включенным при уходе с рабочего места, при длительном перерыве в работе компьютер следует обесточить, отсоединив от сети;


- при появлении неисправностей прекратить работу, компьютер отключить от электросети (или поступить в соответствии с требованиями руководства по эксплуатации), сообщить об этом руководителю работ или техническому персоналу, до устранения неисправностей компьютер не включать;


- с целью уменьшения отрицательного влияния монотонности и для снижения напряженности труда целесообразно равномерное распределение нагрузки и характера деятельности - работы за пультом компьютера с другой работой;


- при работе с текстами на бумаге, листы надо располагать как можно ближе к экрану, чтобы избежать частых движений головой и глазами при переводе взгляда, подставку с документами необходимо установить в одной плоскости с экраном и на одной с ним высоте;


- во время регламентированных перерывов с целью снижения нервно-эмоционального напряжения, зрительного и общего утомления целесообразно выполнять комплексы упражнений, рекомендованных санитарными нормами и правилами;


- работающим с персональными компьютерами при высоком уровне напряженности труда во время регламентированных перерывов и в конце рабочего дня показана психологическая разгрузка в специально оборудованных помещениях;


- работающим с персональными компьютерами запрещается: производить действия, противоречащие руководству по эксплуатации компьютера; снимать во время работы щитки и кожухи электронных устройств; производить ремонт компьютера, не имея соответствующих навыков и подготовки; курить в помещении, где установлен компьютер.


Требования безопасности в аварийных ситуациях:


а) при возникновении аварийной ситуации на рабочем месте, работающий с персональным компьютером обязан работу прекратить, отключить электроэнергию, сообщить руководителю работ и принять меры к ликвидации создавшейся ситуации;


б) в случае возникновения пожара – отключить компьютер от электросети, вызвать пожарную охрану и приступить к тушению пожара имеющимися средствами пожаротушения;


в) при наличии травмированных:


1)устранить воздействие повреждающих факторов, угрожающих здоровью в жизни пострадавших (освободить от действия электрического тока, погасить горящую одежду и так далее);


2)оказать первую помощь;


3)вызвать скорую медицинскую помощь или врача, либо принять меры для транспортировки пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение;


4)сохранить, по возможности, обстановку на месте происшествия;


5)сообщить о случившемся администрации.


Требования безопасности по окончании работы:


- отключить компьютер от электросети и убрать рабочее место;


- сообщить руководителю работ обо всех замеченных во время работы неполадках и неисправностях электронных устройств.


4.2 Производственно-санитарные нормы


4.2.1

Требования к видеодисплейным терминалам (ВДТ) и персональным электронно-вычислительным машинам (ПЭВМ)


Конструкция ВДТ и ПЭВМ должна обеспечивать:


– уровень ультрафиолетового излучения на рабочем месте пользователя в длинноволновой области (400-315нм) должен быть не более 10 Вт/м, в средневолновой области (315-280нм) не более 0,01 Вт/м и отсутствовать в коротковолновой области (280-200нм);


– напряженность электромагнитного поля на рабочем месте пользователя по электрической составляющей должна быть не более 50 В/м и по магнитной составляющей не более 5 А/м;


– напряженность электростатических полей на поверхностях ВДТ для взрослых пользователей не более 20 кВ/м, для детей дошкольных учреждений и учащихся средних, средних специальных и высших учебных заведений не более 15 кВ/м;


– уровень звука при работе ВДТ и ПЭВМ и при включении их в сеть не должен превышать 45 дБА.


Конструкция ВДТ и ПЭВМ должна предусматривать:


– возможность поворота корпуса в горизонтальной плоскости вокруг вертикальной оси в пределах и в вертикальной плоскости вокруг горизонтальной оси в пределах с фиксацией в заданном положении;


– антибликовое покрытие экрана и другие конструктивные решения для обеспечения оптимального качества изображения при наличии внешних источников освещения.


Электронно-лучевые трубки, используемые в ВДТ и ПЭВМ должны обеспечивать:


– отсутствие геометрических искажений изображения на границах экрана;


– угловой размер рабочего поля экрана не более при заданном расстоянии наблюдения;


– яркость знака не менее 35 кд/м в обратном контрасте (светлые знаки на темном фоне) или фона в прямом контрасте (темные знаки на светлом фоне), которые должны иметь одинаковую яркость и не превышать отношение 2:1;


– коэффициент модуляции контраста цветового знака и фона не менее 60%;


– контрастное отношение для обратного контраста не более 15:1 и детальное контрастное отношение изображения не менее 5:1;


– модуляцию яркости в промежутках между смежными пикселями, между смежными строками растра, определяемую как отношение яркости засвеченного элемента изображения к яркости незасвеченного элемента, не более 3:1 для монохромных и 7:1 для полихромных ВДТ и ПЭВМ;


– внутренний контраст знака не менее 2:1;


– неравномерность яркости элементов знака монохромного ВДТ и ПЭВМ не более 0,5;


– максимальный размер пикселя для монохромного ВДТ и ПЭВМ не более 0,4 мм (размер пикселя определяется фотометрически как ширина пятна на половине максимальной яркости);


– отсутствие непроизвольного изменения яркости изображения (мерцание изображения);


– видимое непроизвольное изменение положения изображения (дрожание изображения) не более одной десятитысячной доли от проектного расстояния наблюдения.


Конструкция клавиатуры должна предусматривать:


– исполнение в виде отдельного устройства с возможностью свободного перемещения;


– опорное приспособление, позволяющее изменять угол наклона поверхности клавиатуры в пределах от до ;


– высоту среднего ряда клавиш не более 30 мм;


– расположение часто используемых клавиш в центре, внизу и справа, редко используемых - вверху и слева;


– выделенные цветом, размером, формой и местом расположения функциональных групп клавиш;


– минимальный размер клавиш 13 мм, оптимальный - 15 мм;


– расстояние между клавишами не менее 3 мм;


– звуковую обратную связь от включения клавиш с регулировкой уровня звукового сигнала и возможности ее отключения.


Корпус ВДТ и ПЭВМ, клавиатура и другие блоки и устройства ПЭВМ должны иметь матовую поверхность одного цвета с коэффициентом отражения 0,4-0,6.


4.2.2

Требования к организации и оборудованию рабочих мест с ВДТ и ПЭВМ


– рабочие места с ВДТ и ПЭВМ должны размещаться в помещениях с естественным освещением при ориентации оконных проемов на север или северо-восток;


– рабочие места с ВДТ и ПЭВМ в залах электронно-вычислительных машин или в помещениях с источниками вредных производственных факторов должны размещаться в изолированных кабинах с организованным воздухообменом;


– рабочие места с ВДТ и ПЭВМ при выполнении творческой работы, требующей значительного умственного напряжения или высокой концентрации внимания, следует изолировать друг от друга перегородками высотой 1,5-2,0 м;


– оконные проемы в помещениях использования ВДТ и ПЭВМ должны быть оборудованы регулируемыми жалюзями или занавесями, позволяющими полностью закрывать оконные проемы. Занавеси следует выбирать одноцветные, гармонирующие с цветом стен, выполненные из плотной ткани и шириной в два раза больше ширины оконного проема. Для дополнительного звукопоглощения, занавеси следует подвешивать в складку на расстоянии 15-20 см от стены с оконными проемами;


– шумящее оборудование следует размещать вне помещений с использованием ВДТ и ПЭВМ;


– шкафы, сейфы, стеллажи для хранения дисков, дискет, комплектующих деталей, запасных блоков ВДТ и ПЭВМ, инструментов, следует располагать в подсобных помещениях, для учебных заведений – в лаборантских. При отсутствии подсобных помещений или лаборантских допускается размещение шкафов, сейфов и стеллажей в помещениях непосредственного использования ВДТ и ПЭВМ при соблюдении требований к площади помещений и требований, изложенных в настоящем разделе;


– при конструировании оборудования и организации рабочего места пользователя ВДТ и ПЭВМ следует обеспечить соответствие конструкции элементов рабочего стола и их взаимного расположения, конструкции стула (кресла) гигиеническим и эргономическим требованиям с учетом характера выполняемой деятельности, комплексности технических средств, форм организации труда и основного рабочего положения пользователя;


– конструкция рабочего стола должна обеспечивать оптимальное размещение на рабочей поверхности используемого оборудования с учетом его количества и конструктивных особенностей (размер ВДТ и ПЭВМ, клавиатуры), характера выполняемой работы, а также возможность выполнения трудовых операций в пределах досягаемости моторного поля;


– поверхности рабочих столов для расположения ВДТ и ПЭВМ должны легко и плавно регулироваться по высоте с надежной фиксацией в заданном положении. Поверхность стола должна быть ровной, без углублений;


– конструкция рабочего стула (кресла) должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы при работе на ВДТ и ПЭВМ, позволять изменять позу с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения развития утомления. Тип рабочего стула (кресла) должен выбираться в зависимости от характера и продолжительности работы с ВДТ и ПЭВМ;


– рабочий стул (кресло) должен быть подъемно-поворотным и регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также - расстоянию спинки от переднего края сиденья, при этом регулировка каждого параметра должна быть независимой, легко осуществляемой и иметь надежную фиксацию;


– поверхность сиденья, спинки и других элементов стула (кресла) должна быть полумягкой, с неэлектризуемым и воздухопроницаемым покрытием, обеспечивающим легкую очистку от загрязнений;


– экран видеомониторов должен находиться от глаз пользователя на оптимальном расстоянии 700 мм, но не ближе 500 мм;


– в помещениях с ВДТ и ПЭВМ ежедневно должна проводиться влажная уборка.


4.2.3

Требования к организации режима труда и отдыха при работе с ПЭВМ и ВДТ


Режимы труда и отдыха при профессиональной работе с ПЭВМ и ВДТ должны организовываться в зависимости от вида и категории трудовой деятельности. Виды трудовой деятельности разделяются на три группы:


– группа А – работа по считыванию информации с экрана ВДТ или ПЭВМ с предварительным запросом;


– группа Б – работа по вводу информации;


– группа В – творческая работа в режиме диалога с ЭВМ.


При выполнении в течение рабочей смены работ, относящихся к разным видам трудовой деятельности, за основную работу с ПЭВМ и ВДТ следует принимать такую, которая занимает не менее 50% времени в течение рабочей смены или рабочего дня.


Для видов трудовой деятельности устанавливается три категории тяжести и напряженности работы с ВДТ и ПЭВМ, которые определяются:


– для групп А и Б – по суммарному числу считываемых или вводимых знаков за рабочую смену;


– для группы В – по суммарному времени непосредственной работы с ВДТ и ПЭВМ за рабочую смену.


Нагрузка за рабочую смену любой продолжительности не должна превышать:


– для группы А – 60 000 знаков;


– для группы Б – 45 000 знаков;


– для группы В – суммарное время непосредственной работы с ВДТ и ПЭВМ за смену не более 6 часов.


Продолжительность работы педагогов при ведении занятий с ВДТ и ПЭВМ во всех учебных заведениях не должна превышать 4 часов в день.


Продолжительность работы с ВДТ и ПЭВМ инженеров, обслуживающих занятия в кабинетах вычислительной техники или дисплейных классах высших учебных заведений, не должна превышать 6 часов в день.


Для обеспечения оптимальной работоспособности и сохранения здоровья профессиональных пользователей, на протяжении рабочей смены должны устанавливаться регламентированные перерывы. Время регламентированных перерывов в течение рабочей смены следует устанавливать в зависимости от ее продолжительности, вида и категории трудовой деятельности с ВДТ и ПЭВМ. Продолжительность непрерывной работы с ВДТ и ПЭВМ без регламентированного перерыва не должна превышать 2 часов.


При работе с ВДТ и ПЭВМ в ночную смену (с 22 до 6 часов), независимо от категории и вида трудовой деятельности, продолжительность регламентированных перерывов должна увеличиваться на 60 минут.


При 8-ми часовой рабочей смене и работе на ВДТ и ПЭВМ регламентированные перерывы следует устанавливать:


– для I категории работ через 2 часа от начала рабочей смены и через 2 часа после обеденного перерыва продолжительностью 15 минут каждый;


– для II категории работ через 2 часа от начала рабочей смены и через 1,5-2 часа после обеденного перерыва продолжительностью 15 минут каждый или продолжительностью 10 минут через каждый час работы;


– для III категории работ через 1,5-2 часа от начала рабочей смены и через 1,5-2 часа после обеденного перерыва продолжительностью 20 минут каждый или продолжительностью 15 минут через каждый час работы.


При 12-ти часовой рабочей смене регламентированные перерывы должны устанавливаться в первые 8 часов работы аналогично перерывам при восьми часовой рабочей смене, а в течение последних 4 часов работы, независимо от категории и вида работ, каждый час продолжительностью 15 минут.


Во время регламентированных перерывов и в конце рабочей смены (дня) работающим с ВДТ и ПЭВМ с уровнем напряженности труда III категории следует проводить психологическую и функциональную разгрузку в специально оборудованных помещениях с учетом особенностей профессиональной деятельности и функционального состояния организма.


В случаях возникновения у работающих с ВДТ и ПЭВМ зрительного дискомфорта или неблагоприятных субъективных ощущений, несмотря на соблюдение санитарно-гигиенических и эргономических требований и режимов труда и отдыха, следует применять индивидуальный подход в ограничении времени работы с ВДТ и ПЭВМ и коррекцию длительности перерывов для отдыха или проводить смену деятельности, заменив ее на работу, не связанную с использованием ВДТ и ПЭВМ.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.