Реферат по предмету "Исторические личности"


Государственность и право на украинских землях в составе Российской империи

Содержание


Введение


1. Общественный порядок


2. Государственное устройство


3. Суд и процесс


4. Правовая система


Заключение


Список использованной литературы


Введение


В период с XIX в. – первая половина ХХ в. украинские земли в своем большинстве - Левобережье, Правобережье и Юг - входили в состав Российской империи. Западноукраинские территории - Галиция, Северная Буковина и Закарпатье - были окраинами Австрийской империи.


Данный период истории украинских земель характеризуется дальнейшей принудительной интеграцией (экономической, социальной, политической, правововой) Украины в состав Российской империи.


После правления Екатерины II, которая уничтожила остатки автономии Украины, украинский народ возлагал определенные надежды на императора Павла І, Но все, что был в состоянии сделать последний, сводилось к восстановлению на украинских землях старой судебной системы, действия магдебургского права и старого административного деления на уезды. На лучшее украинцы надеялись и тогда, когда императором стал Александр І, который имел репутацию гуманного, либерального правителя. Генерал-губернатором Малороссии было назначено князя Алексея Куракина- Тактичный, просвещенный, он уважал традиции украинского народа, пользовался его уважением, но и ему не удалось сделать хотя что-нибудь для восстановления автономии Украины.


Главной отличительной особенностью положения украинских земель в этот период было то, что Украина фактически стала колонией, которая полностью зависела от своей метрополии.



1. Общественный порядок


После уничтожения остатков автономии Украины в составе Российской империи общественный порядок приводится в соответствие к общественному порядку России. Официально все население Российской империи состояло из четырех сословий - дворянства, духовенства, крестьянства (сельских обывателей) и городских жителей (городских обывателей).


Дворяне.
Процесс уравнения украинской шляхты в правах с русским дворянством, начатый еще во второй половине XVII в., продолжается и в XIX в. Кроме общероссийского законодательства, принимается ряд законов, которые были прямо адресованы украинскому дворянству и были направлены на подтверждения его прав. В 1835 году принимается указ «О Малороссийских чинах, дающих право на действительное или потомственное дворянство». Он устанавливал привилегии и льготы за казацкой старшиной и ее потомками.


После поражения польского восстания 1830 года царское правительство более подозрительно относится к дворянству Правобережной Украины. Указ 1831 года «О разборе шляхты в западных губерниях и об устройстве сего рода людей» признавал за ними права дворянства только в том случае, если они докажут свое дворянское происхождение. Земли той шляхты, которая принимала участие в восстании, передавались русским дворянам, вследствие чего их общее количество в украинском обществе возросло.


В первой половине XIX ст. дворянство империи продолжает укреплять свое положение. Дворяне владели 70 % украинских земель, в Западной Украине — 44 %.


Закон 1827 года предоставлял дворянам право создавать фабрики, заводы и мастерские не только в селах, как это было предусмотрено раньше, но и в городах. В 50-х годах количество дворян, которые воспользовались этим законом, возрастает. Преимущественно их деятельность концентрировалась в сахароварении и производстве водки.


После крестьянской реформы 1861 года дворянство Украины, как и все дворянство российской империи, вступило в период кризиса. Невозможность большей части дворянства перестроиться в новых экономических условиях привела к потере ими к концу XIX в. значительного количества земель. Однако за ним сохранились все права и привилегии, которыми они пользовались до реформы. Более того, принимаются новые нормативные акты, которые укрепляют привилегированное положение дворянства. Так, дворянам было предоставлено право кредита в Дворянском банке и частных земельных банках под залог земель, а также устанавливались премии за реализацию сельскохозяйственной продукции и т.д.


Господствующее положение занимало дворянство и в государственном механизме. В созданных во время земской 1864 года и городской 1870 года реформами органах земского и городского самоуправления дворянству отводилось видное место. Дворяне возглавляли училищные советы, определяли личный состав мировых судов.


Закон 1889 года о земских начальниках, которые назначались только из потомственных дворян, передавал им всю судебную и административную власть на местах.


Во время буржуазно-демократической революции 1905—1907 гг. дворянство создает свои политические партии. Прежде всего это конституционно-демократическая партия (кадеты) и «Союз 17 октября» (октябристы). Социальную базу партии кадет составляли помещики, промышленная и банковская буржуазия.


Буржуазия.
В условиях утверждения товарного производства происходило рождение социальной группы населения - буржуазии. Буржуазные прослойки рекрутировались из разных социальных положений: дворян, крестьян, мещан, купцов, которые шли путем предпринимательства.


Формирование буржуазии в Украине имело свои особенности, которые определялись уровнем развития промышленности и сельского хозяйства, а также специализацией производства.


Сразу же после крестьянской реформы 1861 года начинается быстрый рост фабрично-заводской промышленности, которая поглощает мелкотоварное и мануфактурное производство. Реформа создала источник дешевой рабочей силы. Это привлекало в Украину иностранные капиталы, вследствие чего развитие капитализма шло более ускоренными темпами, а это, в свою очередь, оказывало содействие преобразованию Украины, особенно ее Юга, в один из наиболее промышленное развитых районов империи.


В последней четверти XIX в. произошли изменения в структуре промышленности Украины — возрастает вес добывающей промышленности, усиленно развиваются металлургия, машиностроение. На это время приходится промышленный переворот. Все это привело к созданию материально отличных один от другого прослоек буржуазии. Весь класс буржуазии с этого времениусловно можно поделить на три прослойки: большая, средняя и мелкая буржуазия.


Ведущее положение в буржуазном состоянии принадлежало большой буржуазии, которую составляла, прежде всего, промышленная и банковская


К средней буржуазии условно можно отнести буржуазную интеллигенцию - адвокатов, врачей, землемеров, инженеров.


Мелкая буржуазия (владельцы небольших предприятий) отступала на задний план. В Украине была довольно значительная прослойка мелкой буржуазии.


Буржуазия, как и дворянство, занимала привилегированное положение. Российское правительство поддерживало промышленность и создавал все условия для капиталистической эволюции Русской империи.


Либерально-монархическая буржуазия и буржуазная интеллигенция сосредоточились в партии кадетов, крупная промышленная и банковская буржуазия - в партии октябристов. С созданием Государственной Думы и перестройкой государственного совета буржуазия впервые получила право принимать участие в органах государственной власти. Со временем царизм признает за буржуазией право на создание представительных организаций - союзов, комитетов, съездов. Положение о съездах представителей промышленности было утверждено в августе 1906 года. В Украине был созван съезд горнопромышленников и съезд сахарозаводчиков.


В начале первой мировой войны буржуазия принимает участие в органах управления, которые были создано для обслуживания нужд армии. Этими органами были особые совещания и военно-промышленные комитеты.


Духовенство.
Православное духовенство в империи было важной политической и экономической силой. Оно было освобождено от личных налогов, телесных наказаний и т.п.


Вместе с тем продолжалась тенденция подчинения церкви и духовенства государству. Так, государство запретило духовенству заниматься торговлей и промыслом, а также владеть землями, на которых проживали крепостные.


В первой половине XIX ст. было разрешено выходцам из других сословий вступать в духовенство. Был разрешен также выход из духовного сана. Детям священнослужителей предоставляли звание потомственных граждан.


После разделов Польши, на отошедших к России украинских землях во время правления Николая І начинается гонение на униатскую Церковь. Наибольший удар по ней было нанесено после польского восстания1831 года.В 1839 году было провозглашено «акт соединения» униатов с православными. Униатская Церковь в пределах империи была ликвидирована. Свобода верования была возобновлена Манифестом 17 октября 1905 года.


Политика Синода относительно Украинской православной Церкви в XIX ст. имела свои последствия. Украинская Церковь стала частью российской православной Церкви. Киевские митрополиты были россиянами, и их совсем не интересовала судьба Украины.


Городское население.
В первой половине XIX ст. городское население Украины возросло в 2,5 раза. Мещане составляли наиболее многочисленную группу жителей городов
71,5 %.


Мещане платили большую часть налогов. В 1832 году им было предоставлено право переходить к купечеству.Купечество, в свою очередь, постепенно освобождалось от сословных ограничений.


Рабочие люди стояли вне городских сословий.Это были вольнонаемные рабочие, признаками которых были: отсутствие собственного жилья и постоянного местожительства. Источник существования рабочих - работа по найму. Фактически эта часть городского населения была юридическое бесправной. Реформы второй половины XIX ст. привели к качественным изменениям в составе городского населения. Значительную его часть теперь составляли буржуазия и рабочие.


Крестьянство.
До реформы 1861 г правовое положение крестьян Украины характеризовалось усилением крепостного гнета. Указами 1800, 1804, 1808, 1828 лет завершается юридическое закрепощение крестьян Украины. Накануне реформы1861г. в руках помещиков было сосредоточено свыше 70 % всей земли и около 60 % общей численности крестьян.


Крестьяне подразделялись на две больших группы:крепостные и государственные крестьяне. Незначительную группу составляли удельные крестьяне.


Крепостные крестьяне - после указа Екатерины II 1783 года, что с юридической точки зрения было прикреплением крестьянина к земле, которую он не имел права оставить, в XIX в. обернулось на полное рабство. Крестьянин превратился на объект, полную собственность помещика, с ним последний мог делать все, что ему хотелось: перевести на другое место, продать вместе с землей или без земли, с семьей или отдельно, обменять, подарить, заслать в Сибирь.


Формой эксплуатации крепостных крестьян былабарщина. На Левобережной Украине барщина составляла 3-4 дня на неделю, а на Правобережной доходили к 6 дням. В Южной Украине, где крепостничество было введено позднее и сельское хозяйство строилось на вольнонаемной работе, барщина не превышала два дня на неделю.


Чтобы еще больше закабалить крестьян, помещики переводили их на «
месячину», поселяли в бараках, заставляли выполнять беспрерывную барщину и платили им лишь месячным пайком и одеждой.


«Инвентарные правила» внесли определенный контроль за деятельностью помещиков, определили границу помещичьей власти. Но уже в декабре 1848 г. были сделаны дополнения к инвентарным правилам, которые свели на нет все, провозглашенное реформой.


Государственные крестьяне составляли другую значительную часть украинского крестьянства. На Левобережье государственными крестьянами были около 50 %, на Правобережье - 13 %, на Юге Украины - 37 %.


Основной формой эксплуатации государственных крестьян была денежная рента и налоги государству, размер которых постоянно возрастал. Несмотря на это, их правовое положение было лучшим, чем положение крепостных. Государственные крестьяне были лично свободными, пользовались казенной землей.


Трудным бременем легло на них решение о создании военных поселений, которые формировались большей частью в Украине. В 1817 году одиннадцать кавалерийских и три пехотных полка в форме военных поселений были размещены в Харьковской, Катеринославской и Херсонской губерниях. В 1819 г. на Юге Украины в военные поселения было преобразовано 250 сел, в которых проживало до двадцати тысяч крестьян.


Государственные крестьяне получали статус военных поселенцев, их жизнь жестоко регламентировалась.


В 1837-1841 гг. граф Киселев провел реформу управления государственными крестьянами. За реформой эти крестьяне получили право избирать органы самоуправления на уровне села и волости, увеличивались их земельные наделы, государственный налог сменялся на поземельный промышленный налог, в будущему запрещалось отдавать государственные земли в аренду.


Казачество.
В XIX в. завершилось расслоение украинского казачества. В 1835 году за бунчуковыми и военными товарищами были признанные дворянские права. Основная масса казачества не получила дворянских прав и создала отдельное состояние, которое заняло место между дворянством и крестьянством. Казаки сохранили ряд привилегий, которые были закреплены в Своде законов российскойимперии. Главным завоеванием казаков было то, что они оставались лично свободными. На протяжении первой половины XIX ст. помещики добивались от правительства принятия акта, который бы уравнял рядовое казачество с крепостными. Но казакам удалось отстоять свои права и привилегии.


2. Государственное устройство


Имперская политика определяла систему государственного управления и изменения, которые происходили в ней на протяжении XIX - начала XX ст. Так, тенденция укрепления полицейско-бюрократической системы привела к ликвидации даже упоминания об автономии Украины. Осуществляя по отношению к ней дискриминационную политику, самодержавие насаждало в органах управления и самоуправление на территории Украины чиновников русского происхождения. В тот же время, в аппарат местного управления, полиции, суд входили и представители украинского дворянства.


В первой половине XIXв. были завершены преобразования наместничеств в губернии и создание местного аппарата управления наподобие губерний центральной России. Наместничества были ликвидированы соответственно указу ПавлаІ «О новом делении государства на губернии» от 12 декабря 1796 г. В 1803 г количество украинских губерний достигло девяти. Это были такие губернии: Волынская, Катеринославская, Киевская, Подольская, Полтавская, Слободско-Украинская (с 1835 года — Харьковская), Таврическая, Херсонская и Черниговская. Территория каждой губернии, за исключением Крыма, делилась на уезды. Часть губерний объединялась в генерал-губернаторства. Их образование характеризовалось частыми изменениями административно-территориального состава. В 1801 году Киевская губерния входила в одно генерал-губернаторство с Минской губернией; Волынская, Подольская, Полтавская и Черниговская губернии составляли Малороссийское генерал-губернаторство. В 1832 году с Волынской, Киевской, Подольской губерний было созданное единое Киевское генерал-губернаторство. В 1803 году в одно генерал-губернаторство вошли Катеринославская, Таврическая и Херсонская губернии. В 1812 году эти губернии вместе с Бессарабской областью составили Новороссийское генерал-губернаторство. В 1835 году были созданные Полтавское, Харьковское и Черниговское генерал-губернаторства.


Центральное управление Украиной осуществляли непосредственно император и созданные в 1802-1811 гг министерство внутренних дел и те области министерства, которые имели свои органы в системе местного управления Украины. Административный аппарат на местах возглавлялся в каждом генерал-губернаторстве соответственно генерал-губернатором, а в губерниях был репрезентованный губернаторами и административно-полицейскими губернскими учреждениями. Генерал-губернаторами и губернаторами в Украине, как правило, были высшие военные чины.


Система губернского управления состояла из губернатора, губернского правления и губернских учреждений отраслевого управления - казенной палаты, рекрутского присутствия, присутствия полиции, суда и других органов, подчиненных губернатору.


Губернское государственное управление осуществлялось при участии сословных органов - дворянского собрания во главе с предводителями дворянства.


В подчинении губернского аппарата находился уездный аппарат управления. Он был создан в первой половине XIX в.
по всей Украине, за исключением Крыма. Система уездного управления, главную роль в которой сыграл земский суд, включала уездное казначейство и таможенные учреждения, уездное правление государственных маетностей и др. Земский суд являлся одновременно административно-полицейским и судебным органом, выполнял функции надзора за состоянием общественного порядка и осуществлял правосудие. Система уездных учреждений венчалась уездным предводителем дворянства и уездным дворянским собранием, которое выбирало чиновников на некоторые административные и судебные должности.


Значительные изменения в системе управления состоялись после проведения реформ 60— 70-х годов. Главным их результатом было введение органов местного самоуправления. Так, крестьянская реформа 1861 года ввела общественное крестьянское управление. Земская 1864 года и городская 1870 года реформы образовали всесословные органы земского и, соответственно, городского управление в уездах, губерниях, городах.


Органами крестьянского управления были сельский сход и избранный им сельский староста, а также собиратель налогов, надсмотрщик хлебных магазинов, училищ и больниц, сельские писари.


В соответствии с реформой в губерниях и уездах создавались выборные земские учреждения, которые состояли из земского собрания и земской управы как исполнительного органа. Земства не имели исполнительной власти и в большинстве свои постановления могли провести у жизнь только через административно-полицейские органы. Сфера деятельности новых органов всесословного самоуправления была ограничена хозяйственно-культурными делами: образованием, здравоохранением, торговлей, строительством.


Аналогичное содержание малое городская реформа 1870 года. В соответствии с реформой в городах Украины создаются органы городского самоуправления — городские думы и городские управы. Члены городской думы (гласные) выбирались на собрании городов. Городская дума выбирала городскую управу всоставе главы и не менее чем двух членов. По своей компетенции городское самоуправление почти не отличалось от земского.


Начало новым изменениям в государственном устройстве империи положила буржуазно-демократическая революция 1905 —1907 лет. В августе 1905 года провозглашается манифест: «Об утверждении Государственной думы» и принимается Положение о выборах в Государственную думу.


Манифест декларировал создание Государственной думы в качестве законодательного органа на основе общего избирательного права, а также введение гражданских свобод. Со временем, в условиях спада революции, принимается ряд актов, которые ограничивают положение манифеста. Среди них Закон о выборах Государственной думы от11 декабря 1905 года. Положение о Государственной думе от 23 февраля 1906 года, Положение о Государственном совете от 24 февраля 1906 года, Основные законы российской империи от 23 апреля 1906 года.


3. Суд и процесс


В начале XIX ст. судебная система в Украине не была единой. В Слободской Украине, Херсонской, Катеринославской и Таврической губерниях судебная система была приведена в соответствие с судебной системой России.В состав судебной системы в этих губерниях входили губернские суды (палата криминального и палата гражданского суда), которые были второй и апелляционной инстанцией для судов низшего уровня. Надсословными были совестливые и надворные суды, которые были созданы на уровне губерний.


Главы палат гражданского и криминального суда назначались. Палата криминального суда рассматривала в первой инстанции дела о должностных преступлениях, пожарах, рубках леса и др. Палата гражданского суда — дела о недвижимом имуществе в разных губерниях, споры о собственности в городах. Совестливые суды рассматривали «колдовские» дела и дела о преступлениях сумасшедших и несовершеннолетних, а из гражданских дел — имущественные споры между родственниками. Решение совестливого суда не имели принудительной силы и были рассчитаны на выполнения на основе примирения сторон. Надворные суды не были обязательными для каждой губернии. Они рассматривали криминальные и гражданские дела лиц, сословную принадлежность которых было тяжело определить, а также дела чиновников и военнослужащих, которые временно находились в том или другом городев делах службы. Необходимость и состав этого суда определялись губернатором.


Судами первой инстанции были земские суды в уездах (для дворян и крестьян), а в городах - магистраты и ратуши (для купцов и мещан). Земские суды рассматривали гражданские и уголовные дела, Проводили следствие и осуществляли выполнение решений и приговоров.


В правобережных губерниях, а также Полтавской и Черниговской структура судебной системы была другой. Так, судебную систему в Волынской, Киевской и Подольской губерниях возглавлял Главный суд, который являлся апелляционной инстанцией для нижестоящих судов - уездных, магистратских и ратушных судов.


В городах судебными органами были магистраты и ратуши. При магистратах функционировали совестливые суды. Магистрат рассматривал гражданские и уголовные дела жителей города.


В 1812 году было введен единый по всей империи порядок выполнения судебных приговоров: они были переданы в городах - городской полиции, в уездах - нижним земским судам.


Судебная система Левобережной Украины по местным особенностям была подобна к судебной системе Правобережной Украины. Главной судебной инстанцией здесь был Генеральный суд, который имел такую же компетенцию, как и Главный суд на Правобережье. Генеральный суд состоял из двух департаментов, которые были укомплектованы генеральным судьей, двумя ратниками (назначались правительством) и пятью заседателями (выбирались от дворян каждые три года).


Деятельность всех судов в Украине была подконтрольная губернаторам. Высшей судебной инстанцией был Сенат.


Судебная реформа 1864 г. была наиболее радикальной, новаторской и технически совершенной из всех реформ второй половины XIX ст. Судебные уставы, обнародованные 20 ноября 1864 года, и новое процессуальное гражданское и криминальное законодательство ввели систему независимых судов, где заседали профессионально подготовленные судьи. Суды были отделены от администрации, и за императором оставалось только право помилования. Публичность и гласность судебных заседаний, принцип состязательности сторон, введение суда присяжных и адвокатуры - все это создало важные гарантии демократических судебных процессов. Была также проведенная реорганизация прокуратуры и введенная адвокатуры.


Особенностью проведения судебной реформы в Украине было то, что она происходила здесь почти параллельно с введением в действие законов, которые ограничивали или отменяли значительную часть ее прогрессивных положений. Суд присяжных был лишен рассмотрению дел о печати и политических преступлениях. Часть друга Положения о земских участковых начальников ликвидировала институт мировых судей. В сельской местности этим занимались земские начальники, в городах - городские судьи, в уездах - уездные члены окружных судов. С 1906 года в Украине начали действовать военно-полевые суды, введение которых было вынужденным шагом государства в ответ на террор левых организаций.


4. Правовая система


На рубеже ХІХ – нач. ХХ вв. царизм старается распространить на украинской земле общероссийское законодательство. Для этого была использована кодификация правая, что началась в империи в начале XIX ст. Официальным поводом для кодификации местного права была необходимость систематизации норм, которые действовали в Украине.


Решение этой проблемы было положено на кодификационной комиссии. Результатом кодификационных работ стало подготовленное в 1830 году «Полное собрание законов российскойимперии» и «Свод законов российской империи» (1833 года). В 1830—1833 гг. было подготовлено «Свод местных законов западных губерний» (Правобережье Украины и Белоруссии). По содержанию это был сборник материального и процессуального права, который состоял из трех частей. Первая часть была сосредоточена в двух книгах и имела 196 статей, в которых рассматривались, главным образом, вопрос правоспособности лиц разных сословий. Вторая часть в составе пяти книг включала947 статей и должна была регулировать право собственности, семейное право. Третья часть состояла из трех книг и включала 896 статей. Они определяли порядок проведения гражданского судебного процесса. Анализ проекта Свода показывает, что законодатель старается вытеснить местное законодательство нормами общероссийского права.


В 1840-1841 годах на Украину распространяется общероссийское гражданское и криминальное законодательство. В Полтавской и Черниговской губерниях указом от 15 апреля 1842 года вводится общеимперское законодательство из судопроизводства.


При подготовке второго издания «Свода законов российской империи» в 1842 году в 10-й том был внесен ряд норм из «Свода местных законов западных губерний» (главным образом, это были нормы III Устава 1588 года) для их применения в Полтавской и Черниговской губерниях.


Главными источниками гражданского права был 10-й том «Свода законов Русской империи, а также часть первая «Сельского судебного устава» 1839 года. В них регламентировались нормы семейного права, нормы гражданского права, право собственности


В 80-х годах XIX в. принимается пакет законов, которые получили названиефабрично-заводского законодательства. Важнейшие из них: «О малолетних, работающих на заводах, фабриках и мануфактурах» от 1 июня 1882 года; «О воспрещении ночной работы несовершеннолетним и женщинам на фабриках, заводах и мануфактурах» от 3 июня 1885 года; «Закон о штрафах» от 3 июня 1886 года. В Украине последний закон было введено в Волынской, Киевской, Подольской, Харьковской и Херсонской губерниях лишьчерез семь лет после принятия — в 1894 году. На Полтавскую, Таврическую и Черниговскую губернии этот закон распространяется еще позднее. Надо подчеркнуть, что применение фабричных законов предполагалось только на частных предприятиях.


Источниками криминального права в Украине в начале XIX в. были Устав и нормы магдебургского права, а с 1840 года — 15-й том «Свода законов российской империи», и принятое в 1845 г. «Уложения о наказании криминальные и исправимые».


Всистеме административного законодательства центральное место занимало «Положение о мероприятиях к охране государственного порядка и общественного покоя» 1881 года. На основании этого «Положения» губернаторы использовали такие виды административных взысканий, как штрафы, арест, заключение в тюрьму или крепость. К крестьянам административные взыскания в виде ареста применяли земские начальники, должности которых были утверждены в 1889 году.


В начале XX столетия административное законодательство характеризовалось ограничением прав личности. Общественные свободы, провозглашенные Манифестом 17 октября 1905 года, со временем были ограниченные временными правилами («Временные правила о печати» (от 24 ноября 1905 года, 18 марта и 26 апреля 1906 года), «Временным правилам об обществах и союзах» от 4 марта 1906 года, «Временные правила о собрании» от 4 марта1906года)



Заключение


Исторические условия развития общественно-политического порядка и права в Украине в рассматриваемый период не были однородными ни во времени, ни в пространстве. Первая половина XIX в. и для российской империи характеризовалась кризисом феодально-крепостного порядка и формированием буржуазных отношений. В сельском хозяйстве это проявилось прежде всего в направленности помещичьих хозяйств вырабатывать продукцию на рынок. Кроме того, своя связь с рынком они закрепляют организацией переработки сельскохозяйственного сырья, т.е. основывают промышленные предприятия.


Основной сферой, где формировался новый способ производства, была промышленность. Ее развитие сопровождалось изменениями в общественном порядке.


В условиях создания товарного производства происходило зарождение новых социальных групп - буржуазии и наемных работников. Кадры рабочих формировались на это время преимущественно из крестьянской среды. Буржуазные прослойки рекрутировались из разных социальных положений: дворян, крестьян, мещан, купцов, которые ступили на путь предпринимательства.


Политический порядок Украины определялся природой имперской государственности. В административно-политическом устройстве России Украина состояла из девяти губерний, часть которых была объединена у генерал-губернаторства, которое дало возможность полностью ликвидировать автономные особенности политического устройства Украины.


Список использованной литературы


1. Гунчак Т. Україна: перша половина ХХ: Нарис політичної історії. – К., 1993


2. Іванов В. Історія держави і права України. – К., 2003


3. Історія держави і права України. – у 2-х т. – Т. 1, 2. / За ред. В. Тація. – К., 2003


4. Історія держави і права України: Хрестоматія. – К., 1992


5. Історія України. Під ред. Бойко В.. – К., 2005.


6. Кульчицький В., Настюк М., Тищик Б. Історія держави і права України. – К., 1996


7. Політична історія України. – К., 2001



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.