ГОТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ФРАНЦИИ ФРАНЦИЯ - это государство в Западной Европе. Территория 552 тыс.км2 население 50 млн. человек. Столица Франции город Париж. Две тысячи лет назад на месте Парижа был лишь маленький послок Лютенция, расположенный на острове Сите, посередине реки Сены. Франция высокоразвитая с большим количеством мировых культурных достопримечательностей
страна. Одним из культурных периодов развития Франции является художественный стиль Готика. В середине 12 века в городах Северной Франции зародилась культурное течение готика Готический стиль. Слово Готика происходит от названия германского племени готов. Что такое Готика Готический стиль - это художественный стиль, явившийся завершающим этапом в развитии средних веков искусства стран Западной, Центральной и частично
Восточной Европы между серединой 12 и 16 веков. Термин Готика введен в эпоху Возрождения как уничижительное обозначение всего средневекового искусства, считавшегося варварским. С начало 19 века, когда для искусства был принят термин романский стиль, были ограничены хронологические рамки Готики, в ней выделили раннюю, зрелую высокую и позднюю фазы. Готика развивалась в странах, где господствовала католическая церковь, и под е эгидой феодально-церковной
основы сохранялись в идеологии и культуре эпохи Готики. Готическое искусство оставалось преимущественно культовым по назначению и религиозным по тематике оно было соотнесено с вечностью, с высшими иррациональными силами. Для Готики характерны символико - аллегорический тип мышления и условность художественного языка. От романского стиля Готика унаследовала главенство архитектуры в системе искусств и традиционные типы
культур, зданий. Особое место в искусстве Готики занимал собор - высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи преимущественно витражей. Несоизмеримое с человеком пространство собора, вертикализм его башен и сводов, подчинение скульптуры ритмам динамичности архитектуры, многоцветное сияние витражей оказывали сильное эмоциональное воздействие на верующих. Развитие искусства Готики отражало и кардинальные изменения в структуре средневекового общества начало
формирования централизованных государств, рост и укрепление городов, выдвижение светских сил, торговых и ремесленных, а также придворно-рыцарских кругов. По мере развития общественного сознания, ремесла и техники, ослабевали устои средневековых религиозно-догматических мировоззрений, расширялись возможности познания и эстетического осмысления реального мира складывались новые архитектурные типы и тектонической системы.
Интенсивно развивались градостроительство и гражданская архитектура. Городские архитектурные ансамбли включали культурные и светские здания, укрепления, мосты, колодцы. Главная городская площадь часто обстраивалась домами с аркадами, торговыми и складскими помещениями в нижних этажах. От площади расходились главные улицы, узкие фасады двух реже трх -этажных домов с высокими, фронтонами выстраивались вдоль улиц и набережных.
Города окружались мощными стенами с богато украшенными проездными башнями. Замки постепенно превращались в сложные комплексы крепостей, дворцовых и культурных сооружений. Обычно в центре города, господствуя над его застройкой, находился собор, становившийся средоточием городской жизни. В нем наряду с богослужением устраивались богословские диспуты, разыгрывались мистерии, происходили собрания горожан. Собор мыслился своего рода сводом знания главным образом богословского,
символом Вселенной, а его художественный строй, сочетавший торжественное величие со страстной динамикой, изобилие пластических мотивов со строгой иерархической системой их соподчинения, выражал не только идеи средневековой общественной иерархии и власти божественных сил над человеком, но и растущее самосознание горожан, каркас из столбов в зрелой Готике - пучка колонн и опирающихся на них стрельчатых арок. Структура здания складывается из прямоугольных ячеек травей, ограниченных 4 столбами и 4 арками,
План собора в Реймсе Франция. 1211 1311г. которые вместе с арками-нервюрами образуют остов крестового свода, заполненного облегченными небольшими сводами - распалубками. Боковой распор свода главного нефа передается с помощью опорных арок аркбутанов на наружные столбы - контрфорсы. Освобожденные от нагрузки стены в промежутках между столбами прорезаются арочными окнами. Нейтрализация распора свода за счет вынесения наружу основных конструктивных элементов позволила создать
ощущение лгкости и творческое величие усилий человеческого коллектива. Готика зародилась в Северной части Франции Ильде-Франс в середине 12 в. и достигла расцвета в первой половине 13в. Каменные готические соборы получили во Франции свою классическую форму. Как правило, это 3-5 - нефные базилики с поперечным нефом - трансептом и полукруговым обходом хора деамбула-торием, к которому примыкают радиальные капеллы венец капелл.
Их высокий и просторный интерьер озарен цветным мерцанием витражей. Впечатление неудержимого движения ввысь и к алтарю создается рядами стройных столбов, мощным взлетом остроконечных стрельчатых арок, убыстренным ритмом аркад верхней галереи трифория. Благодаря контрасту высокого главного и полутемных боковых нефов возникает живописное богатство аспектов, ощущение беспредельности пространства. На фасадах соборов варьируются стрельчатые арки и богатые архитектурно-
пластические декорации, детали узорные вимперги, фиалы, краббы и т. д. Статуи на консолях перед колонками порталов и в их верхней арочной галерее, рельефы на цоколях и в тимпанах порталов, а также на капителях колонн образуют цельную символическую сюжетную систему, в которую входят персонажи и эпизоды Священного писания, аллегорические образы. Лучшие произведения готической пластики - декор, статуи фасадов соборов в
Шартре, Реймсе, Амьене, Страсбуре проникнуты одухотворнной красотой, искренностью и благородством. На главной площади городов строились ратуши с обильным декором, нередко с башней ратуша в Сен-Кантене, 1351 1509. Замки превращались в величеств. дворцы с богатым внутренним убранством комплекс папского дворца в Авиньоне, строились особняки отели богатых горожан. Смелая и сложная каркасная конструкция готического собора, воплотившая торжество дерзновенной инженерной
мысли человека, позволила преодолеть массивность романских построек, облегчить стены и своды, создать динамическое единство внутреннего пространства. В Готике происходит обогащение и усложнение синтеза искусств, расширение системы сюжетов, в которой отразились средневековое представления о мире. Основным видом изобразительного, искусства была скульптура, получившая богатое идейно-художественное содержание и развитые пластические формы. Застылость и замкнутость романских статуй сменились подвижностью
фигур, их обращением друг к другу и к зрителю. Со временем возник интерес к реальным природным формам, к физической красоте и чувствам человека. Новую трактовку получили темы материнства, нравственного страдания, мученичества и жертвенной стойкости человека. В Готике Франции органически переплелись лиризм и трагические аффекты, возвышенная духовность и социальная сатира, фантастический гротеск и фольклорность, острые жизненные наблюдения.
Во эту в эпоху расцвела книжная миниатюра и появилась алтарная живопись достигло высокого подъма декоративное, искусство, связанное с высоким уровнем развития цехового ремесла. В поздней Готике, во Франции, получили распространение скульптурные алтари в интерьерах, объединяющие деревянную раскрашенную и позолоченную скульптуру и темперную живопись на деревянных досках. Сложился новый эмоциональный строй образов, отличающийся драматической нередко экзальтированной экспрессией,
особенно в сценах страданий Христа и святых. К лучшим образцам французского готического искусства принадлежат мелкая скульптура из слоновой кости, серебрянные реликварии, лиможская эмаль, шпалеры и резная мебель. Для поздней пламенеющей Готики характерен прихотливый, напоминающий языки пламени узор оконных промов ц. Сен-Маклу в Руане. Появились росписи на светские сюжеты в папском дворце в Авиньоне, 14 15 вв В миниатюрах гл. обр. часословах наметилось стремление к одухотворнной человечности
образов, к передаче пространства и объма. Воздвигались светские постройки городские ворота, ратуши, цеховые и складские здания, танцевальные залы. Скульптуру соборов в Бамберге, Магдебурге, Наумбубге отличают жизненная конкретность и монументальность образов, мощная пластическая экспрессия. Части храмов украшались рельефами, статуями, растительным орнаментом, изображениями фантастических животных характерно обилие в декоре светских мотивов сцены труда ремесленников и крестьян, гротескные
и сатирич. изображения. Разнообразна и тематика витражей, в гамме которых преобладали красные, синие и жлтые тона. Сложившаяся готическая каркасная система появилась в церкви аббатства Сен-Дени 1137 44. К ранней готике относятся также соборы в Лане, Париже, Шартре, например, собор Нотр-Дам на острове Сите в Париже. Богатством ритма, совершенством архитектуры композиции и скульптуры декора отличаются
грандиозные соборы зрелой Готики в Реймсе и Амьене, а также часовня Сент-Шапель в Париже 1243-1248 с многочисленными витражами. С середине 13 века величественные соборы строились в других европейских странах - в Германии в Кельне, Нидерландах в Утрехте, Испании в Бургосе, 1221 1599, Великобритании Вестминстерское аббатство в
Лондоне, Швеции в Упсале, Чехии хор и трансепт собора св. Вита в Праге, где готич. строит, примы получили своеобразную местную интерпретацию. Крестоносцы донесли принципы Г. до Родоса, Кипра и Сирии. В конце 13 начале 14 века строительство соборов во Франции переживало кризис архитектурные формы стали суше, декор обильнее, статуи получили одинаковый
подчркнутый З-образный изгиб и черты куртуазности. ОСОБЕННОСТИ ГОТИКИ ФРАНЦИИ Старые города постепенно разрастались, укреплялись , перестраивались, новые обычно возводились на регулярной основе, зачастую имели прямоугольную сетку улиц, очень плотную застройку и две главные площади - соборную и рыночную. Главным городским сооружением остался собор, господствовавший над всей застройкой и получивший во Франции свои классические формы.
Это три - пять нефные базилики с трансептом и полукруглым обходом хора, венцом капелл, высоким и просторным интерьером, двух-башенным фасадом с тремя перспективными порталами и готической розой в центре. Произведения раннеготического зодчества церковь аббатства Сен-Дени соборы в Сансе, ок. 1140, в Париже, в Шартре сохранили массивность стен, грузность нервюр, горизонтальность композиций линий фасадов, тяжлые двух-про-лтные аркбутаны.
Подчркнутый вертикализм, обилие скульптуры и декор, деталей свойственны грандиозным соборам зрелой готики в Реймсе, Амьене, часовне Сент-Шапель в Париже. В конце 13 - 14 веков в архитектуре соборов стал преобладать обильный декор, скрывающий архитектурные членения, появились искривленные линии, пламенеющего стиля церковь Сен - Маклу в Руане. Замки превратились в богато украшенные внутри дворцы папский дворец в
Авиньоне замок Пьерфон, 1390 1420г В 15 веке возник тип богатого городского дома - отеля дом Жака Кра в Бурже, 1443-1451г В готической скульптуре, тесно связанной с архитектурными формами, возродился интерес к физической красоте и чувствам человека, к реальным природным формам. В этот период были созданы подлинные шедевры скульптуры рельефы и статуи северного портала собора в Шартре, глубоко человечный образ благославляющего Христа на западном фасаде собора в
Амьене, высокоодухотворнные образы группы Посещение Марией Елизаветы на западном портале собора в Реймсе. Эти произведения оказали большое влияние на развитие всей западноевропейской скульптуры. В готической живописи главным элементом цветового оформления интерьера стал витраж, звучный и интенсивный по цвету. Особенно выделяются витражи часовни Сент-
Шапель и собора в Шартре. Фресковая живопись, в которую наряду с каноническими сценами включались светские сюжеты и портреты, украшала стены дворцов и замков росписи папского дворца в Авиньоне, 14 -15 вв В готической миниатюре усилилось стремление к достоверному воспроизведению натуры, расширился круг иллюстрируемых рукописей, обогатилась их тематика. Под влиянием нидерландского и итальянского искусства появились станковые картины и портреты.
Решительный переход к правдивому и жизненно убедительному изображению реальной среды произошл в творчестве Лимбург. Высоким мастерством, тщательностью отделки отличались произведения искусства мелкая пластика, эмали шпалеры, резная мебель. Стиль французской Готики проявился в удобных и вместе с тем торжественно-импозантных постройках королей и дворянских замков, функционально продуманных и прихотливо отделанных городских особняках. В них готически логичная конструкция, вертикализм и живописность композиции, живой
силуэт удачно сочетаются с лгким изящным декором и тонким членением плоскостей стен. Таковы замки Амбуаз 1492-1498, Гайон 1501 10, отель Бур-терульд и Бюро финансов в Руане. Помимо приглашавшихся из Италии мастеров появились многосторонне образованные французские архитекторы Н. Башелье, Ф. Делорм, П. Леско, Ж. А. Дюсерсо. Глубоко национальные произведения стали живописные,
неотъемлемые от окружающего пейзажа замки-резиденции в долине Луары Азе-ле-Ридо, 1518-1529г. Шенонсо, 1515-1522г. Шамбор, начат в 1519г Роскошная отделка парадных залов резным деревом, фресками, стуком характерна для дворца Фонтенбло, где работали итальянские мастера-маньеристы Россо Фьорентино и Приматиччо. Жемчужиной зрелости эпохи во
Франции стало здание нового Лувра 1546 74, арх. Леско, скульптор Ж. Гужон в Париже. Жизнерадостный и изящный стиль французского Возрождения в изобразительном искуссве наиболее ярко проявился в портрете живописном и карандашном таких замечатательных мастеров, как Ж. Фуке известен также как выдающийся мастер миниатюры, Ж. и Ф. Клуэ, Корнеля де Лион. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ 1. Большая художественная энциклопедия. I II том. 1980г. 2. Воронцов А.И. Экскурс мировых достопримечательностей. Москва, 1983г.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |