Реферат по предмету "Культурология"


7 чудес света

Алексеева Анжела Валентиновна 620109, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Репина, д. 19 к. 701-А Срок обучения: 6 лет РФЭИ 1 курс Зима 9870 Специальность: бухгалтерский учет, анализ и аудит Культурология. Контрольная работа. г. Екатеринбург 2007 год Задание № 1. Содержание. 1. Введение…2. Семь чудес света….4-16 2.1.

Египетские пирамиды….4-2. Висячие сады Семирамиды…8-3. Храм Артемиды в Эфесе… 9-4. Статуя Зевса в Олимпии… 11-5. Галикарнасский мавзолей…12-6. Колосс Родосский….14-7. Александрийский маяк…15-3. Заключение… 4. Список использованной литературы….1. Введение. Самые значительные успехи были достигнуты древними в области строительного дела.

Строительное искусство мастеров древнего мира стояло необычайно высоко. Оно как бы вобрало в себя все достижения научной и технической мысли своего времени. Многие творения зодчих и по сей день славятся, как непревзойденные образцы архитектуры. Произведения великих архитекторов ценили и их современники. Древний мир знал семь классических чудес света. Почти пять тысячетелетий назад было сотворено первое

из них – пирамиды египетских фараонов, затем, двадцать веков спустя, второе – висячие сады Семирамиды в Вавилоне (VII в до н.э.), за ними по одному в столетие – храм Артемиды в Эфесе (VI в до н.э.), статуя Зевса в Олимпе (V в до н.э.), Галикарнасский мавзолей (IV в до н.э.) и, наконец, почти одновременно сразу два чуда света – Колос Родосский и Александрийский маяк (III в до н.э.).

Число их определялось магией цифры семь, ограниченными возможностями человеческой памяти, пределами античного мира и главное, устойчивостью традиций. Когда примерно в третьем веке до н.э. кто-то провозгласил именно это семицветие эталоном чудес. Это были поистине великие произведения древних мастеров, они поражали воображение современников своей монументальностью и красотой. Так же восхищают и поражают своей красотой и величием меня эти семь чудес света.

Ведь в те Древние времена люди, не владея ни какими технологиями, не имея ни какой техники под рукой, сооружали вручную такие величайшие и известные всему миру строения: храмы, мавзолеи, памятники, пирамиды и т.д. Таких строений по всему миру было множество, что–то сохранилось до наших времен, что–то разрушилось, было уничтожено, об этом писать можно много. Но я в моей контрольной хочу описать о выше перечисленных семи чудесах света, которые, может я, и повторюсь, восхищали и восхищают своей красотой и величием.

2. Семь чудес света. 1. Египетские пирамиды. Всем известно, как много интересных, порою поразительных научных открытий сделали ученые на древней египетской земле. Массу чудесных находок дали ее гробницы и храмы. Но самым большим чудом Египта, поражавшим людей еще в древности были пирамиды. Они возвышаются среди горячих песков Ливийской пустыни и тянутся на десятки километров от современного

Каира до Фаюмского канала. Они словно вырастают из песков пустыни – колоссальные, величественные, подавляющие человека необычайными размерами и строгостью очертаний. Смотря на пирамиды, трудно себе представить, что эти огромные каменные горы созданы руками людей. А между тем они были действительно сложены из отдельных каменных глыб, как в наше время дети складывают пирамиды из кубиков. Тысячи рук рабов и подвластных фараону египтян были заняты тяжелым трудом – созданием

огромной горы, которая должна была скрыть в своих недрах мертвое тело египетского царя. Первым из египетских царей, воздвигнувшим над своей гробницей пирамиду, был фараон Джосер. Эта самая древня пирамида Египта состоит из шести огромных ступеней. До постройки пирамиды в Египте воздвигались гробницы с массивной прямоугольной надземной частью, сложенной из камня. По форме они напоминают арабские скамейки – мастабы – и под этим названием и вошли в науку.

Пирамида Джосера по существу представляла собой шесть таких мастаб, поставленных одна на другую, уменьшавшихся кверху. Создание первого в мире каменного сооружения таких значительных размеров (высота около 60 м.) приписывается Имхотепу – ученому-медику, математику и архитектору, бывшему визирем царя Джосера. По-видимому, сам фараон Джосер был настолько доволен построенной Имхотепом небывалой еще усыпальницей, что разрешил высечь имя архитектора на цоколе своей статуи.

Это честь, совершенно неслыханная в древнем Египте. При раскопках заупокойного храма, находившегося возле пирамиды Джосера, ученые нашли обломки нескольких статуй фараона и среди них пьедестала, на котором было написано имя Имхотепа. Пирамиды служили фараоны, согласно их религии. Лестницей, по которой они восходили на небо. Поэтому самые древние пирамиды были ступенчатыми, имели

форму лестниц. И только у более поздних стены гладкие. Почему это произошло, до сих пор не выяснено. Археологи насчитали 80 пирамид. Не все они дошли до наших дней. Самые знаменитые, три большие пирамиды близ Гизы: Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Мекерина (Менкаура). Почти пять тысяч лет стоит крупнейшая из них, пирамида

Хеопса, древнейшее и вместе с тем единственное сохранившееся до наших дней чудо света. Свое название она получила по имени своего создателя – фараона Хеопса. Из-за своих размеров ее называют Большой пирамидой и помещают первой в списке чудес света. Если не считать Великой Китайской стены, то пирамида Хеопса – самое большое сооружение, когда-либо воздвигнутое человеком.

Ее высота составляет 146,6 м что примерно соответствует пятидесятиэтажному небоскребу. Площадь основания составляет 230х230м. На таком пространстве свободно пять крупнейших соборов мира: собор святого Петра в Риме, собор святого Павла и Вестминстерское аббатство в Лондоне, а также флорентийский и миланский соборы. Юный фараон Хеопс отдал приказ о строительстве пирамиды сразу же после смерти своего отца

Снофру. Как и все предыдущие фараоны со времен Джосера (примерно 2609 – 2590 до н.э.), Хеопс хотел быть погребенным после своей смерти в пирамиде. Как и его предшественники, он считал, что его пирамида должна превосходить своими размерами, великолепием и роскошью все другие пирамиды. Но прежде чем первый из более чем двух миллионов блоков, из которых сложена пирамида, был вырублен в каменоломне на восточном берегу

Нила, были проведены сложные подготовительные работы. Сначала нужно было найти подходящую площадку для строительства пирамиды. Вес огромного сооружения составляет 640 тонн, поэтому грунт должен был быть достаточно прочным, чтобы пирамида не ушла в землю под действием собственного веса. Строительную площадку выбрали южнее современной египетской столицы

Каир, на выступе плато в пустыне в семи километрах западнее селения Гиза. Эта прочная скалистая площадка была в состоянии выдержать вес пирамиды. Сначала выровняли поверхность площадки. Для этого вокруг нее построили водонепроницаемый вал из песка и камней. В образовавшемся квадрате вырубили густую сеть небольших каналов, пересекающихся под прямым углом, так что площадка стала похожа на огромную шахматную доску.

Каналы заполнили водой, высоту уровня воды обозначали на боковых стенках, затем воду спустили. Каменотесы вырубили все, что выступало над гладью воды, и каналы вновь заложили камнем. Основание пирамиды было готово. Свыше 4000 человек – художников, архитекторов, каменотесов и прочих ремесленников – выполняли эти подготовительные работы около десяти лет. Лишь после этого можно было приступать к сооружению самой пирамиды.

Как сообщает греческий историк Геродот (490 – 425 до н.э.), строительство продолжалось еще лет двадцать, около 10 человек трудилось над сооружением огромной гробницы Хеопса. Только на редис, лук и чеснок, добавлявшиеся к пище строительных рабочих, было израсходовано 1600 талантов. В период сооружения пирамиды Египет был богатой страны. Ежегодно с конца июня до ноября Нил выходил из берегов и заливал своими водами прилегающие поля, оставляя

на них толстый слой ила, превращавшего сухой песок пустыни в плодородную почву. Поэтому в благоприятные годы можно было снимать до трех урожаев в год – зерно, фрукты и овощи. Итак, с июня по ноябрь крестьяне не могли трудиться на своих полях. И они были рады, когда каждый год в середине июня в их деревне появлялся писец фараона, составлявший списки желающих работать на строительстве пирамиды.

Почти все желали этой работы, а значит, она была не подневольным, а добровольным трудом. Это объяснялось двумя причинами: каждый участник строительства во время работы получал жилье, одежду, питание и скромное жалованье. Через четыре месяца, когда воды Нила сходили с полей, крестьяне возвращались в свои деревни. Кроме того, каждый египтянин считал своим единственным долгом и делом чести участвовать в сооружении

пирамиды для фараона. Ведь всякий, кто вносил свою лепту в выполнение этой грандиозной задачи, надеялся, что и его коснется частица бессмертия богоподобного фараона. Поэтому в конце июня нескончаемые потоки крестьян устремлялись в Гизу. Там их размещали во временных бараках и объединяли в группу по восемь человек. Можно было начинать работу. Переплыв на лодках на другой берег

Нила, мужчины направлялись в каменоломню. Там они вырубали каменную глыбу, обтесывали ее с помощью кувалд, клиньев, пил и буравов и получали блок нужных размеров – со сторонами от 80 см. до 1,45 м. Используя канаты и рычаги, каждая группа устанавливала свой блок на деревянные полозья и на них по бревенчатому настилу перетаскивали его к берегу Нила. Парусная лодка переплавляла рабочих, и блок весом до 7,5 тонн на другой берег.

По выложенным бревнами дорогам камень доставляли волоком на строительную площадку. Тут наступала очередь самой тяжелой работы, поскольку краны и другие подъемные устройства еще не были изобретены. По наклонному въезду шириной 20 м построенному из кирпичей из нильского ила, полозья с каменными блоками при помощи канатов и рычагов затягивали на верхнюю площадку строящейся пирамиды. Там рабочие укладывали блок на указанное архитектором место с точностью до миллиметра.

Чем выше поднималась пирамида, тем длиннее и круче становился въезд, и все больше уменьшалась верхняя рабочая площадка. Поэтому работать становилось все тяжелее. Затем наступала очередь самой опасной работы: укладки «пирамидона» – верхнего блока высотой девять метров, волоком затянутого наверх по наклонному въезду. Сколько человек погибло, выполняя только эту работу, мы не знаем.

Так через двадцать лет завершилось возведение корпуса пирамиды, которая состоит из 128 слоев камня и на четыре метра выше Страсбургского собора. К этому времени пирамида выглядела примерно так же, как она выглядит сейчас: это была ступенчатая гора. Однако на этом работа не закончилась: ступени были заложены камнями, так что поверхность пирамиды стала хотя и не вполне гладкой, но уже без выступов. В завершении работы четыре треугольные внешние грани пирамиды были облицованы плитами из ослепительно

белого известняка. Края плит были пригнаны так точно, что между ними невозможно было встать даже лезвие ножа. Даже с расстояния в несколько метров пирамида производила впечатление гигантского монолита. Внешние плиты были отполированы до зеркального блеска с помощью самых твердых шлифовальных камней. По свидетельству очевидцев, на солнце или при лунном свете гробница Хеопса загадочно сверкала, как огромный светящийся изнутри кристалл.

Однако пирамида Хеопса не состоит сплошь из камня. Внутри нее находится разветвленная система ходов, которая через большой ход длиной 47 м так называемую большую галерею, ведет к камере фараона – помещению длиной 10,5 м шириной 5,3 м. и высотой 5,8 м. Она целиком облицована гранитом, но не украшена никаким орнаментом. Здесь стоит большой пустой гранитный саркофаг без крышки.

Саркофаг был внесен сюда еще во время строительства, так как он не проходит ни в один из ходов пирамиды. Такие камеры фараонов есть почти во всех египетских пирамидах, они служили последними пристанищами фараона. После смерти тщательно бальзамированное тело властителя помещали в погребальную камеру пирамиды. Внутренние органы умершего помещали в специальные герметические сосуды, так называемые канопы, которые ставили рядом с саркофагом в погребальной камере. Итак, бренные останки фараона находили свое последнее

земное пристанище в пирамиде, а «ка» умершего покидало гробницу. «Ка», по египетским представлениям, считалось чем-то вроде двойника человека, его «вторым я», которое покидало тело в момент смерти и могло свободно перемещаться между земным и загробным миром. Покинув погребальную камеру, «ка» устремлялось на вершину пирамиды по внешней ее облицовке, настолько гладкой, что никто из смертных не смог бы по ней передвигаться.

Там уже находился отец фараонов – бог солнца Ра в своей солнечной ладье, в которой умерший фараон начинал свое путешествие в бессмертие. В последнее время некоторые ученые высказывают сомнение в том, что Большая пирамида действительно была усыпальницей фараона Хеопса. В пользу такого предложения они выдвигают три аргумента: • Погребальная камера, вопреки обычаям того времени, не имеет никаких украшений. •

Саркофаг, в котором должно было покоиться тело умершего фараона, лишь грубо отесан, т.е. окончательно не готов; крышка отсутствует. • И, наконец, два узких хода, по которым через небольшое отверстие в корпусе пирамиды в погребальную камеру проникает воздух снаружи. Но мертвые в воздухе не нуждаются – вот еще один весомый аргумент в пользу того, что пирамида Хеопса не была местом погребения. Более 3500 лет внутренность

Большой пирамиды не была потревожена никем: все входы в нее были тщательно замурованы, а саму гробницу, по представлениям египтян, охраняли духи, готовые умертвить каждого, кто попытается проникнуть в нее. Второй по величине после гробницы Хуфу считается пирамида фараона Хафра. Она на 8 м. ниже, но зато менее разрушена. Верх пирамиды сохранил часть полированной облицовки. Остальные пирамиды значительно меньше, и многие из них сильно разрушились.

Вблизи от пирамиды Хафра поднимается из песка пустыни холм. Высота его около 20 м длина около 60 м. Приблизившись к холму видно огромную статую, высеченную почти целиком из скалы. Это знаменитый большой Сфинкс – фигура лежащего льва с человеческой головой. «Отец ужаса» – так называют большого Сфинкса жители пустыни. Наибольший страх он внушает им ночью, освещенный яркой луной, когда глубокие тени придают его чертами

особую выразительность. На голове статуи повязка, которую носили только фараоны. Ученые считают, что это статуя фараона Хафра, которая входила в ряд сооружений, связанных с гробницей фараона. Пирамиды, может быть, самые знаменитые архитектурные сооружения в мире. С инженерной точки зрения, это примитивные постройки, горы сложенные людьми. Однако цель была достигнута – пирамиды стали вечными монументами, пережив тысячелетия.

2.2. Висячие сады Семирамиды. Город Вавилон находился в Месопотамии (Двуречье), области в среднем и нижнем течении рек Тигр и Евфрат. Месопотамия один из крупнейших очагов цивилизации Древнего Востока. В наше время большая часть территории Двуречья входит в государство Ирак, остальные – Сирия и

Турция. Древний город давно перестал существовать, но и сегодня развалины свидетельствуют о его грандиозности. В VII в. до н.э. Вавилон был самым большим и богатым городом Древнего Востока. Много удивительных сооружений было в Вавилоне, но больше всего поражали висячие сады царского дворца, сады, ставшие легендой. Создание знаменитых садов легенда связывает с именем

Семирамиды, царицы Ассирии. Диодор и другие греческие историки рассказывают, что ею были построены висячие сады в Вавилоне. Семирамида – Шаммурамат – историческое лицо, но жизнь ее легендарна. По преданию, дочь богини Деркето – Семирамида росла в пустыне, в стае голубей. Потом ее увидели пастухи и отдали смотрителю царских стад Симмасу, который воспитал ее как родную дочь. Царский воевода

Оанн увидел девушку и женился на ней. Семирамида была удивительно красива, умна и отважна. Она очаровала царя, который отнял ее у своего воеводы. Оанн лишил себя жизни, а Семирамида стала царицей. После смерти мужа она стала наследницей престола, хотя у них был сын Ниний. Тогда – то и проявились ее способности в мирном управлении государством.

Она построила царский города Вавилон с мощными стенами и башнями, с великолепным мостом через Евфрат и удивительным храмом Бэлу. При ней была проложена удобная дорога через семь гряд Загросской цепи в Лидию, где она тоже построила столицу Экбатану с прекрасным царским дворцом, а воду к столицы провела через туннель из далеких горных озер. Двор Семирамиды блистал великолепием. Нинию наскучила бесславная жизнь, и он организовал против матери

заговор. Царица добровольно передала сыну власть, а сама, превратившись в голубку, улетела из дворца со стаей голубей. С этого времени ассирийцы стали почитать ее богиней, а голубь стал для них священной птицей. Однако висячие сады были разбиты не Семирамидой и даже не во время ее царствования, а позже, в честь другой, увы, не легендарной женщины. Они были построены по приказу Навуходоносора для его любимой жены Амитис – мидийской царевны, которая тосковала в пыльном

Вавилоне по зеленым холмам Мидии. Этот царь, уничтоживший город за городом и даже целые государства, много строил в Вавилоне. Навуходоносор превратил столицу в неприступную твердыню и окружил себя беспримерной, даже в те времена роскошью. На строительство садов, были брошены все силы древнего царства, весь опыт его строителей и математиков. Вавилон доказал всему свету, что может задать первый в мире монумент в честь любви. Свой дворец Навуходоносор построил на искусственно созданной площадке, поднятой на высоту

четырех ярусного сооружения. На насыпных террасах, покоящихся на сводах, были разбиты висячие сады. Своды поддерживали мощные высокие колонны, расположенные внутри каждого этажа. Платформы террас представляли сложное сооружение. В их основании лежали массивные каменные плиты со слоем камыша, залитым асфальтом. Затем шел двойной ряд кирпичей, соединенных гипсом.

Еще выше свинцовые пластины для задержки воды. Саму террасу покрывал толстый слой плодородной земли, в котором могли пустить корни большие деревья. Этажи садов поднимались уступами и соединялись широкими пологими лестницами, покрытыми розовыми и белыми камнями. Высота этажей достигала 50 локтей (27,75м) и давала достаточно света для растений. В повозках, запряженных быками, привозили в Вавилон деревья, завернутые в мокрую рогожу, семена редких

растений, трав и кустов. И расцвели в необыкновенных садах деревья самых удивительных пород и прекрасных цветов. День и ночь сотни рабов вращали водоподъемное колесо с кожаными ведрами, подавая в висячие сады воду из реки Евфрат. Великолепные сады с редкими деревьями, красивыми ароматными цветами и прохладой в знойной Вавилонии были по истине чудом света. В покоях нижнего яруса этих садов провел свои последние дни 323 года до н.э. Александр Македонский. Висячие сады были разрушены наводнением

Евфрата, который во время паводка поднимается на 3-4 метра. Кирпичи спешно построенных садов оказались недостаточно обожженными, рухнули высокие колонны, обвалились платформы и лестницы. Правда, деревья и экзотические цветы погибли куда раньше: некому было день и ночь качать воду из Евфрата. Древний Вавилон давно перестал существовать, но имя его живет до сих пор. Сегодня гиды в Вавилоне показывают на один из глиняных бурых холмов, напичканный, как и все холмы

Вавилона, обломками кирпичей, как на остатки садов Семирамиды. 2.3. Храм Артемиды в Эфесе. В VI в. до н.э. небывалого расцвета достиг древнегреческий город Эфес, основанный на западном побережье Малой Азии в Кари еще в XII в. до н.э. Покровительницей города была Артемида – дочь царя богов и людей всемогущего Зевса и

Лето, сестра златокудрого Апполона. Сначала Артемида была богиней плодородия, покровительницей животных и охоты, а также богиней луны, потом – покровительницей целомудрия и охранительницей рожениц. Вполне естественно решение процветающих горожан построить величественный храм в честь такой покровительницы. Храм Артемиды строился многократно. Но ранние деревянные здания приходили в ветхость, сгорали или гибли от нередких здесь землетрясений, и поэтому было решено построить, не жалея средств и времени, великолепное

жилище для богини-покровительницы, тем более что удалось заручиться обещанием соседних городов и государств участвовать в столь солидном предприятии. В архитекторах, художниках и скульпторах недостатка не было. Лучшим был признан проект знаменитого Харсифрона из Кносса, он предложил построить мраморный храм, опоясанный двойным рядом стройных колонн. Однако дело осложнялось тем, что по близости не было мрамора.

Помог случай. Однажды пастух Пиксодор пас стадо на зеленых холмах недалеко от Эфеса. Два барана решили выяснить отношение. Наклонив головы, они помчались навстречу друг другу, но промахнулись. И один из них с разбегу стукнулся о скалу. Да так, что от нее отлетел осколок ослепительной белизны. Дальнейшая судьба неизвестна, ни их битва оказалась исторической.

Озадаченный пастух поднял камень, внимательно осмотрел его и вдруг, бросив стадо, поспешил в город. Ликующие горожане приветствовали пастуха, облачили его в дорогие одежды, и неизвестный Пиксодор стал знаменитостью. Строительство храма продолжалось 120 лет. Его решили строить недалеко от устья реки Каистры. Почва здесь была болотистая. Полагали, что именно таким путем удастся ослабить толчки землетрясений,

часто случавшихся на побережье Малой Азии. Грунт посыпали толченым углем, который тщательно утрамбовывали. По топкой земле было трудно перевозить мраморные колонны из каменоломен, находившихся в 12 километрах от храма. Колеса повозок вязли в болотистой почве. Тогда Харсифрон предложил остроумный способ, которым древние выравнивали почву. В конце колонны забили железные прутья, укрепив их оловом, и на эти оси с обеих сторон колонны насадили

колеса такого размера, что каменная колонна висела на железных осях. Затем прикрепили длинные жерди, впрягли быков. Колонна, превращенная в своеобразное колесо, покатилась по топкой дороге. При Харсифроне было возведено здание храма и установлена колоннада. Но до завершения постройки было еще далеко. Строительство продолжил сын Харсифрона архитектор Метаген. Ему удалось закончить верхнюю часть храма.

С большим трудом балки втаскивали канатами по наклонной плоскости на высоту храма. Но тут начиналась самое сложное. Нужно было положить архитрав на вершину колонны так осторожно, чтобы не повредить ее капитель. Как и в свое время, отец, Метаген остроумно разрешил возникшую трудность. На вершину колонны положили мешки с песком, на них осторожно опустили балки, под тяжестью которых песок постепенно высыпался, и балка плавно ложилась на

место. Впрочем, этот способ был известен еще древнеегипетским строителям. Метоген тоже не успел достроить храм, и это выпало на долю архитекторов Пеонита и Деметрия. В 550 году до н.э когда легкое и изящное беломраморное здание с великолепной отделкой открылось взорам современников, оно вызывало удивление и восхищение. Святилище было огромно, длиной 110 и шириной 55 метров.

Вокруг него шли два ряда каменных колонн высотой до 18 метров. По свидетельству Плиния старшего, их было 127. Двухскатная крыша была сделана не из черепицы, как в древних храмах, а их мраморных плит. Прошло почти 200 лет. В 356 году до н.э. житель Эфеса Герострат, обуреваемый честолюбивой идеей любой ценой увековечить свое имя, поджег святыню малоазиатских городов. Это произошло в ночь рождения

Александра Македонского. Деревянные части храма, просушенные солнцем, запасы зерна, сваленные в его подвалах, приношения, картины и одежда жрецов – все это оказалось отличной пищей для огня. С треском лопались балки перекрытий, падали, раскалываясь, колонны – храм перестал существовал. Это была большая потеря. Жители Эфеса не могли с ней примириться. На восстановление храма они отдали свои сбережения и драгоценности.

Их поддержали жители других городов Малой Азии. Сам Александр Македонский предложил оплатить все прошлые и будущие расходы по реконструкции храма. Однако поставил условие, чтобы в храме появилась надпись, воздающая должное его заслугам. Эфесцы условие не приняли и тактично ответили богоравному полководцу, что «богу» не подобает воздвигать храмы другим богам. Восстановлением храма Артемиды занялся архитектор

Хейрократ, который внес некоторые изменения, поднял ступенчатое основание, чтобы храм возвышался над строениями, выросшими вокруг него за последние столетия. Изнутри храм был облицован мраморными плитами. В главном зале стояла статуя Артемиды высотой 15 метров, покрытая золотыми украшениями и драгоценностями. В художественном оформлении приняли участие выдающиеся греческие ваятели и живописцы.

Рельеф для алтаря возле храма вырезал знаменитый афинский скульптор Пракситель, рельеф на одной из колонн – другой знаменитый скульптор Скопас. Слухи о несравненной красоте, стройности, грандиозности и богатстве восстановленного храма распространились по всему античному миру. И не удивительно, храм Артемиды в Эфесе стал одним из чудес света. Слава храма во многом послужила причиной его гибели во времена раннего

христианства. Эфес долго оставался оплотом язычников: Артемида не желала уступать славу и богатство новому богу. Говорят, что Эфесцы изгнали из своего города апостола Павла и его сторонников. Такие прегрешения не могли остаться безнаказанными. В 263 году храм Артемиды был разграблен готами. Крепнущее христианство продолжало ненавидеть и опустевший

храм. Проповедники поднимали толпы фанатиков против этого олицетворения прошлого, но храм все еще стоял. Когда Эфес попал под власть христианской Византии, наступил следующий этап его гибели. Мраморную облицовку с него стали растаскивать на разные постройки, была разобрана и крыша, нарушено единство конструкции. И когда начали падать колонны, то их обломки засасывало тем же болотом, что спасало храм от гибели ранее. А еще через несколько десятилетий под жижей и наносами реки скрылись последние

следы лучшего храма Ионии. Даже место, где он стоял, постепенно забылось. Когда археологи заинтересовались храмом Артемиды, на поверхности земли ничего не было видно. Десятилетия потребовались археологам и архитекторам, чтобы воссоздать первоначальный облик одного из чудес света. 2.4. Статуя Зевса в Олимпии. Древнегреческий город Олимпия, расположенный в северо-западной части Пелопоннеса, был религиозным центром, местом культа верховного

бога древних греков Зевса и проведения, посвященных ему Олимпийских игр. Это был величайший художественный центр Древней Греции. Архитектурный ансамбль Олимпии в основном сложился в VII – VI вв. до н.э. Здесь были возведены великолепные храмы богов – большие и малые. Там находилось и одно из семи чудес света – огромная и прекрасная статуя владыки

Олимпа Зевса. Как свидетельствуют античные историки, в олимпийской долине имели мастерские многие выдающиеся эллинские скульпторы – Мирон, Поликлет, Скопас, Пракситель. Статуя Зевса была изваяна гениальным древнегреческим скульптором Фидием. Он был величайшим скульптором, архитектором, мыслителем. По свидетельству древних авторов, Фидий в своих скульптурных образах сумел передать сверхчеловеческое

величие. Таким сверхчеловеческим образом была, очевидно, его статуя Зевса, созданная для храма в Олимпии. Статуя находилась в конце огромного зала храма, длина которого составляла 64 метра, ширина – 28 метров, а высота внутреннего помещения – около 20 метров. Огромный 14 метровый Зевс восседал на троне из золота, слоновой кости, черного дерева и драгоценных камней. На троне Фидий воспроизвел немало сюжетов эллинской мифологии и фигуры вполне реальных людей,

в частности своего любимца мальчика Пантарка, ставшего победителем на 86-х Олимпийских играх в борьбе среди самых младших мальчиков. Фидий создал статую из золота и слоновой кости. Пластинки этих драгоценных материалов искусно закреплялись на специальном деревянном каркасе. По описаниям голову Зевса украшал золотой венок из оливковых ветвей – знак миролюбия грозного бога.

Обнаженная до пояса фигура Зевса и его голова были выточены из слоновой кости. В одной руке он держал золотую статую крылатой фигуры победы Ники, другой опирался на скипетр с орлом на верхнем конце. Плащ, перекинутый через плечо, волосы и борода Зевса были изваяны из золота. Статуя казалась живой: вот – вот Зевс подымится с трона.

Впоследствии византийские императоры перевезли со всеми предосторожностями статую в Константинополь. Хотя они и были христианами, рука на Зевса ни у кого не поднялась. Даже христианские фанатики, враги языческой красоты, не посмели разрушить статую. Однако в V веке до н.э. сгорел дворец императора Феодосия II, а с ним и гениальное творение Фидия. Статуя

Зевса исчезла. О ней известно лишь по свидетельствам древних авторов. С победой христианства пришла в упадок языческая Олимпия, а в 426 году она была сожжена по приказу римского императора Феодосия II. Сохранившиеся постройки и статуи были разрушены землетрясениями в 522 и 551 годах. Так погибло и это седьмое чудо света. 2.5. Галикарнасский Мавзолей. Одним из самых грандиозных памятников греческой

Архитектуры поздней классики была великолепная Гробница в Малой Азии, в столице небольшого Карийского государства – Галикарнасе. Галикарнас имел удобное географическое расположение. Здесь был хороший порт, укрепленный самой природой, удобный в торговом отношении. Вдоль гавани находилась рыночная площадь, далее вверх через центр излучены, и ее окаймления была проложена

широко развернутая улица, посредине которой был, воздвигнут Мавзолей, сооруженный в таком грандиозном масштабе, что он числился среди семи чудес света. Формально говоря, этот мавзолей также памятник любви, как сады Семирамиды. Но если мидийская царевна вряд ли могла принести вред человечеству, даже если бы и хотела, и приятнее всем думать, что она была мила, добра и достойна такого памятника, то в отношении

Мавсола давно уже возникали тяжкие подозрения. Мавсол был, судя по всему, жестокий правитель, вводил налог за налогом, извлекал доходы из всего, например, с похоронных обрядов или волос. Богатства его были огромны. Но в Карии был все-таки один человек, любивший царя – его родная сестра и жена Артемиссия. Когда, процарствовав двадцать четыре года, Мавсол умер, она была убита горем. Артемиссия умерла через два года после

Мавсола. Последние месяцы ее царствования прошли в непрерывных войнах, где она показала себя отличной воительницей и, несмотря на сложность положения маленькой Карии, окруженной врагами, смогла сохранить царство мужа. В отличие от других подобных зданий Малой Азии Галикарнасский Мавзолей, сохраняя во многом греческие традиции и строительные приемы, несет в себе явное влияние восточной

архитектуры – прототипов ему в греческой архитектуре нет, зато последователей у мавзолея оказалось множество: подобного рода сооружения впоследствии возводились в разных районах Ближнего Востока. Галикарнасский Мавзолей – трехъярусное сооружение. Первый ярус опоясывала лента рельефа из белого мрамора. Здесь помещался заупокойный храм Мавсола и Артемиссии площадью в 5000 м² и высотой около 20

метров. По верху первого этажа шел фриз – битва эллинов с амазонками – «Амазономахия» работы великого Скопаса. Второй ярус образовывала стройная мраморная колоннада, где хранились жертвоприношения. Крышей Мавзолея служила пирамида, увенчанная мраморной конной колесницей (квадригой): запряженной четверкой коней, где стояли статуи Мавсола и Артемиссии. Торжественное сооружение достигало 40-50 метров высоты. Вокруг гробницы располагались статуи львов и скачущих всадников.

Мавзолей знаменовал собой закат классического греческого искусства. Очевидно, он был слишком богат и торжественен, чтобы стать по настоящему красивым. Даже на рисунках-реконструкциях он кажется таким же тяжелым и статичным, как персидские гробницы, в нем больше Востока, чем Греция. Возможно, виной тому пирамида, возможно, глухие высокие стены нижнего этажа. Впервые в греческом искусстве были объединены все три знаменитых ордера.

Нижний этаж поддерживался пятнадцатью дорическими колоннами, внутренние колонны верхнего этажа были коринфскими, а внешние – ионическими. Мавзолей стоял в центре города, спускавшегося к морю. Поэтому с моря он был виден издалека и выгодно смотрелся рядом с другими храмами Галикарнаса – колоссальным святилищем Ареса, храмами Афродиты и Гермеса, которые стояли выше, на холме, по сторонам

Мавзолея. Двенадцать веков стоял Мавзолей. Не хватка камня привела к гибели целого ряда ценнейших памятников. Такая же участь постигла Мавзолей в Галикарнасе. Гробницу царя, которую немного повредило землетрясение, снесли рыцари – иогонисты, построив из нее каменный монастырь – крепость. О разрушении Галикарнасского Мавзолея известно из средневековой хроники. Статуи Мавсола и Артемиссии, а так же другие украшения

Мавзолея хранятся сейчас в Британском музее в Лондоне. Память о Галикарнасском Мавзолее осталась во множестве сооружений подобного рода, которые впоследствии возводились в разных городах Ближнего Востока, а также в самом слове мавзолей. 2.6. Колосс Родосский. В восточной части Средиземного моря, в архипелаге Южные Спорады, расположен остров Родос – один из центров эгейской культуры.

До наших дней сохранились многочисленные произведения античного искусства острова Родос. Выдающимся произведением является статуя Гелиоса, так называемый Колосс Родосский. В III веке до н.э. на остров Родос напал полководец Деметрий. Однако одолеть Родосцев ему не удалось, не смотря на специальные осадные машины – последнее слово военной техники. Деметрий отступил, бросив на берегу огромную обитую железом осадную башню с таранами

и перекидным мостом, катапультами, площадками для десанта – гелиополиду, которую приводили в движение 3400 воинов. Эта гелиополида то же своего рода чудо света – вместо разрушения принесла городу неожиданную выгоду и всемирную славу. Предприимчивые купцы, купили у родосцев гелеополиду на металлолом за баснословные деньги – 300 талантов. На деньги, вырученные от продажи башни, и возвели статую Гелиоса – покровителя Родоса. Это одно из семи чудес света было воздвигнуто в 292 – 280 гг.до н.э.

В память об успешной обороне острова. Статую решили поручить изваять скульптору Харесу, ученику Лисиппа. Самую большую на свете статую юноши, ростом 36 метров, поставили на торговой площади между морем и городскими воротами, на облицованном мраморе искусственном холме, высотой 7 метров. Разные авторы указывают различную высоту статуи, увеличивая ее чуть ли не вдвое. Во всяком случае, статуя настолько велика, что Плиния старшего, видевшего ее, поразило то, что лишь

немногие люди могли обхватить руками большой палец статуи. Харес предложил сделать Гелиоса стоящим. Могучие ноги юноши были чуть расставлены, ладонь правой руки приставлена к глазам, в левой он держал ниспадающее до земли покрывало. Слегка отклонившись назад, юноша всматривался вдаль. Голову украшал венец из расходящихся в сторону лучей.

Это было изображение бога Гелиоса – покровителя лучей. Считалось, что остров поднят со дна моря велением этого бога. Основой 36 метровой статуи послужили три массивных каменных столба, скрепленных железными балками на уровне плеч. Основания столбов были в ногах статуи и в покрывале. На высоте плеч и на поясе столбы соединялись поперечными балками.

На столбы и балки крепился железный каркас, который покрыли чеканными листами бронзы. Двенадцать лет никто не видел статуи, потому что, как только на каркас прикреплялся очередной пояс бронзовых листов, подсыпали окружавшую колосс насыпь, чтобы мастерам удобнее было подниматься наверх. И только когда насыпь была убрана, родосцы увидели своего бога-покровителя, голову которого украшал лучистый венец. Сверкающий бог был виден за много километров от

Родоса, и вскоре молва о нем распространилась по всему античному миру. Статуя не простояла и полувека. В 224 году до н.э. она была разрушена сильным землетрясением. Самым уязвимым местом оказались колени – выше колен статуя согнулась таким образом, что голова и плечи уперлись в землю. Родосцы и их соседи пытались поднять поверженного гиганта. Египетский царь прислал искусных мастеров и несколько сот талантов меди.

К сожалению, восстановить статую не удалось. Почти 1000 лет лежала на берегу бухты расколотая статуя, ставшая достопримечательностью Родоса. Только в 977 году арабский наместник продал ее предприимчивому купцу на переплавку. Колос был разрезан на части, и дорогостоящую бронзу увезли на 900 верблюдах. 2.7. Александрийский маяк. В 332 – 331 гг. до н.э. Александр Македонский основал столицу эллинистического

Египта Александрию. Здесь находится знаменитый Александрийский муссеон – один из главных научных и культурных центров античного мира, а при нем не менее знаменитая Александрийская библиотека, в которой насчитывалось, чуть ли ни 700 тысяч томов греческих и восточных книг. Александрия был самым богатым городом своего времени. Много замечательных сооружений было возведено в Александрии.

К ним принадлежит и Александрийский маяк на скалистом острове Форос в близи дельты Нила. Использование маяков началось в глубокой древности и связано с развитием мореплавания. Вначале это были костры, расположенные на высоких берегах, а затем искусственные сооружения. Гавань Александрии, пожалуй, самая деловитая и оживленная во всем мире, была неудобной. Нил несет массу ила, на мелководье среди камней и мелей требуются умелые лоцманы.

Чтобы обезопасить мореплавание, решено было построить маяк на острове Форос, на подходе к Александрии. Одно из семи чудес древнего мира – Александрийский, или Форосский, светящийся маяк был сооружен в 283 году до н.э. Строительство этого гигантского сооружения заняло всего 5 лет, что само по себе примечательно. Александрия была передовым техническим центром и самым богатым городом того мира, к услугам строителей

были громадный флот, каменоломни и достижения мусейонских академиков. Основным строительным материалом для него послужил известняк, мрамор, гранит. Маяк состоял из трех поставленных одна на другую постепенно уменьшающих башен. Высота маяка огромна: по одним данным 120 метров, по описаниям Ибн-аль-Сайха – 130 – 140 метров, по некоторым современным публикациям, даже 180 метров.

Основание нижней башни квадратное – размер стороны 30,5 метра. Нижняя башня высотой 60 метров была из каменных плит, украшенных изящной скульптурной работой. Средняя, восьмигранная, башня высотой в 40 метров, облицована беломраморными плитами. Верхняя башня, была увенчана огромной бронзовой статуей покровителя морей Посейдона высотой 8 метров. На верхушке третьей башни в объемистой бронзовой чаще тлел древесный уголь,

отблеск которого при помощи сложной системы зеркал на 100 миль указывал местонахождение гавани. Через весь маяк проходила шахта, вокруг которой по спирали поднимались пандус и лестница. По широкому и отлогому пандусу на вершину маяка въезжали повозки, запряженные ослами. По шахте доставляли горючее для огня маяка. Высокий маяк служил крепостью – форпостом Александрии и наблюдательным пунктом: с его вершины можно было разглядеть вражеский флот задолго до

того, как тот приближался к городу. Маяк, воздвигнутый на острове Форос, по своим огромным размерам и сложной системе отражателей света был единственным в своем роде сооружением. Александрийский маяк, простоял около 1500 лет, неся службу светоча, помогая ориентироваться средиземноморским кормчим, кибернетос, так называли их древние греки. Маяк дважды страдал от землетрясений, но его восстанавливали, пока, наконец, он не разрушился из-за

выветривания камня. Затем на развалинах маяка воздвигли средневековую крепость. 3. Заключение. Длительное время создавались семь чудес – с третьего тысячелетия до третьего века до н.э. За этот долгий период человечество продвинулось гигантскими шагами вперед по пути развития науки, техники культуры. Было сделано немало ценных открытий, создано множество великолепных сооружений, замечательных произведений искусств. Семь памятников, воплотивших наивысшие достижения культуры наиболее развитых

стран древности, вполне заслужили названия чудес света. Самое чудесное в них то, что создали их ум и руки человека. Мы слишком мало знаем о людях, чьим трудом и талантом были воздвигнуты эти прекрасные произведения искусства. Далеко не все имена великих мастеров сохранило нам предание. Еще меньше мы знаем о тех безвестных тружениках, которые работали в каменоломнях, добывали мрамор,

рыли землю, носили тяжести, возводили здания. Большинство из них были рабы, о которых древние авторы почти не считали нужным упоминать. Однако без их труда невозможно было бы появление чудес древней культуры. За свою долгую историю строительное искусство прошло огромный путь от примитивного шалаша до сложнейших по своим планировочным и конструктивным решениям сооружений. Меняются представления о возможностях строительных материалов, меняются и сами материалы.

Практически сегодня можно построить все, что подскажет воображение архитектора. Вопрос лишь в том, будет ли это целесообразно, красиво, экономично. Среди современных проектов и построек есть подлинные шедевры строительного искусства, которые по праву могли бы встать в один ряд с семью чудесами древнего мира. 4. Список используемой литературы. 1. А.А.Нейхард,

И.А.Шишова – «Семь чудес света», Наука, Москва, 1966. 2. В. Замаровский – «Путешествие к семи чудесам света», «Детская литература», Москва, 1980. 3. В.З.Черняк – «Семь чудес и другие», Знамя, 1983. 4. Л.Д.Любимов – «Искусство древнего мира», Просвещение, Москва, 1980. 5. И.А.Ионина – «Сто великих чудес света»,

Вече, Москва, 2000. 6. Г.Райхардт – «Семь чудес света», Слово, 1998. 7. Оскар Егер – Всемирная история, «Древний мир», Москва, 1999. 8. В.М.Кандыба – «Загадки и тайны тысячелетий», Невский проспект, Санкт-Петербург, 1998. 9. Всемирная история, «Древний мир», Библиотека Ильи Резника, Эксмо, Москва, 2003.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.