Реферат по предмету "Разное"


Агропродовольственный комплекс; розничная торговля; реализация нефтепродуктов; рынок фармацевтической и медицинской продукции; здравоохранение

Приложение 1 К региональной программе «Развитие конкуренции в Ярославской области на 2010-2012 гг.» Оценка состояния конкуренции в приоритетных сферахВ соответствии с рекомендациями Министерства экономического развития Российской Федерации (письмо от 24.07.2009 г. № 12067-АП/Д22) для проведения оценки конкурентной среды на товарных рынках в рамках Программы выбраны следующие приоритетные сферы: - агропродовольственный комплекс; - розничная торговля; - реализация нефтепродуктов; - рынок фармацевтической и медицинской продукции; - здравоохранение; - информационно-коммуникационные технологии и связь; - жилищно-коммунальное хозяйство; - пассажирские городские и междугородние перевозки; - туризм; - строительство; Оценка состояния конкурентной среды на товарных рынках осуществлялась на основе получаемой информации от продавцов, покупателей, конкурентов, в том числе государственных, общественных, научных организаций, коммерческих и некоммерческих организаций, экспертов. В качестве источников исходной информации о рынках использовались: - данные государственной статистической отчетности, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов; - информация от налоговых органов, банковских структур, инвестиционных фондов; - сведения об объемах производства и реализации видов продукции (работ, услуг), полученные антимонопольными органами непосредственно от хозяйствующих субъектов; - данные выборочных опросов покупателей, характеризующие: покупательские предпочтения, критерии взаимозаменяемости товаров, критерии определения географических границ товарного рынка; - данные товароведческой экспертизы, подтверждающие или отрицающие взаимозаменяемость товаров при формировании товарных групп; - данные ведомственных и независимых информационных центров и служб о состоянии, структуре и объемах товарных рынков, участии в товарообороте отдельных производителей и покупателей продукции. По результатам проведенного анализа сделаны выводы о развитости или неразвитости конкуренции на товарном рынке.^ 1. Оценка состояния конкуренции на агропродовольственном рынкеПродуктовые границы товарного рынка Агропродовольственный рынок - это система экономических отношений в сфере агропродовольственного сектора, с помощью которых осуществляется производство, распределение и потребление сельскохозяйственной продукции, а также взаимодействие производителей, потребителей, продавцов и покупателей. Агропродовольственный рынок имеет многоотраслевой характер, обладает большим разнообразием традиционных видов товарной продукции сельского хозяйства. Рассматриваемый рынок включает в себя три сектора: рынок сельскохозяйственной продукции, рынок сельскохозяйственного сырья и продовольственный рынок. На рынке сельскохозяйственной продукции осуществляется сбыт продукции, потребляемой в свежем виде (например, фрукты, овощи и т.д.). Причем рынки могут быть специализированными (плодово-ягодный, овощной и т.д.) и универсальные, на которых реализуются многие виды сельскохозяйственной продукции. На рынке сельскохозяйственного сырья реализуется продукция, предназначенная для промышленной переработки (например, зерно для мукомольного производства). Продовольственный рынок охватывает все экономические отношения, связанные со сбытом пищевой продукции, полученной от переработки сельскохозяйственного и другого сырья. Каждый из этих трех рынков имеет определенный состав контрагентов, свою специфику, технологию, схему товародвижения и инфраструктуру. Они взаимосвязаны друг с другом. Особенно тесно переплетаются интересы участников рынка сельскохозяйственного сырья и продовольственного рынка. Для целей оценки конкуренции на агропродовольственном рынке Ярославской области, продуктовые границы, определены в соответствии с действующим Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2007, подраздел DA - производство пищевых продуктов. ^ Географические границы рынка Географические границы данного рынка определены в административных границах Ярославской области.Анализ состояния рынка На территории Ярославской области находятся 70 крупных и средних пищевых перерабатывающих предприятий. За 2008 год по данным Ярославльоблстата произведено и отгружено продукции на 27,4 млрд.руб . – 118,5 % к 2007 году. В том числе произведено и отгружено мяса и мясопродуктов на 2,1 млрд.руб. (128,6 % к 2007 году), молочных продуктов на 2,4 млрд.руб. (119,8 % к 2007 году). Произведено и отгружено хлеба, хлебобулочных изделий и мучных кондитерских изделий на 1,4 млрд.руб.,что соответствует уровню прошлого года, произведено и отгружено продуктов мукомольной и комбикормовой промышленности на 2,5 млрд.руб. ( 128,1 % к уровню 2007 года), пива на 16,6 млрд.руб. ( 117,1 % к 2007 году). Таблица 1.1 Отраслевая структура предприятий агропромышленного комплекса Ярославской области Коллективные сельскохозяйственные предприятия 371 Крестьянские (фермерские) хозяйства 2036 Молокоперерабатывающие предприятия 14 Мясоперерабатывающие предприятия 7 Хлебопекарные предприятия 15 Льноперерабатывающие предприятия 10 Мукомольные и комбикормовые предприятия 7 Пиво-безалкогольные предприятия 5 Рыбоперерабатывающие предприятия 3 Кондитерские предприятия 3 Ликероводочные предприятия 2 Предприятия по материально-техническому обеспечению, агрохимическому обслуживанию и ремонту техники 17 Сельскохозяйственные учебные заведения 5 Научные учреждения 1 Прочие 5 ^ Крупнейшие перерабатывающие предприятия Ярославской области Наименование предприятия ОКВЭД % (2008 к 2007) подраздел DA Производство пищевых продуктов, вкл. напитки и табак   117,8 ЗАО АТРУС 15.13.1 127.2 ЗАО ЕДИНСТВО 15.13.1 137.4 ОАО АГРОМЯСО 15.13.1 21.2 ЗАО РАМОЗ 15.51.11 170.3 ООО МОЛОКОЗАВОД ПРОШЕНИНСКИЙ 15.51.11 110.9 ОАО ЯРОСЛАВСКИЙ КОМБИНАТ МОЛОЧНЫХ ПРОДУКТОВ 15.51.13 135.5 ГП СЫРОДЕЛЬНЫЙ ЗАВОД ВНИИМС РОССЕЛЬХОЗАКАДЕМИИ 15.51.4 101.0 ОАО ПЕРЕСЛАВСКИЙ СЫРКОМБИНАТ 15.51.4 145.6 ОАО ДАНИЛОВСКИЙ МАСЛОСЫРЗАВОД 15.51.4 79.4 ООО ЯРОСЛАВСКИЕ СЫРЫ 15.51.4 105.4 ЗАО КОНСЕРВНЫЙ ЗАВОД ПОРЕЧСКИЙ 15.51.5 109.8 ОАО РЫБИНСКИЙ МУКОМОЛЬНЫЙ ЗАВОД 15.61.2 126.4 ОАО ЯРОСЛАВСКИЙ МУКОМОЛЬНЫЙ ЗАВОД N 1 15.61.2 226.2 ПРОИЗВОДСТВО N 3 15.61.2 69.3 ГУП БОРИСОГЛЕБСКИЙ КРАХМАЛ 15.62.2 99.4 ОАО РЫБИНСКХЛЕБОПРОДУКТ 15.71.1 125.8 ГУП ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ БИОФАБРИКА СЕЛЬХОЗАКАДЕМИИ 15.71.2 102.9 ОАО РЫБИНСКИЙ КОМБИКОРМОВЫЙ ЗАВОД 15,72 138.3 ОАО ПЕРЕСЛАВСКИЙ ХЛЕБОЗАВОД 15,81 123.6 ОАО ЯРОСЛАВСКИЙ ХЛЕБОЗАВОД 4 15,81 142.8 ГУП ГАВРИЛОВ-ЯМСКИЙ ХЛЕБОЗАВОД 15,81 115.6 ОАО РЫБИНСКХЛЕБ 15,81 161.8 ОАО УГЛИЧХЛЕБ 15,81 122.3 ОАО ХЛЕБОЗАВОД N 1 15,81 157.9 ОАО ДАНИЛОВСКИЙ ХЛЕБОЗАВОД 15,81 128.1 ОАО ЛЮБИМХЛЕБ 15,81 118.7 ОАО РУСЬХЛЕБ 15,81 40.4 ООО ЗЛАТОУСТЬЕ ХЛЕБ 15,81 109.5 ЗАО ДОБРЫЙ ХЛЕБ 15,81 188.0 ОАО ЯРОСЛАВСКИЙ ХЛЕБОЗАВОД 2 15,82 60.5 ЗАО ЯРОСЛАВЛЬКОНДИТЕР 15.84.2 17.7 ФЛ ООО ИПЛ ТРЕЙД 15.84.2 0.0 ООО РЫБИНСКАЯ КОНДИТЕРСКАЯ ФАБРИКА 15.84.2 6.2 ООО ЯРОСЛАВСКИЙ МАСЛО-ЖИРОВОЙ КОМБИНАТ 15,87 84.7 ОАО ЛИКЕРО-ВОДОЧНЫЙ ЗАВОД ЯРОСЛАВСКИЙ 15,91 110.0 ОАО РЫБИНСКИЙ ПИВЗАВОД 15,96 41.4 ФЛ БАЛТИКА-ЯРОСЛАВЛЬ 15,96 113.9 ЗАО БАЛКАНСКАЯ ЗВЕЗДА 16 120.2 ООО ГРОССТЕМС 16 190.0 ФЛ ПЕРЕСЛАВСКИЙ СИГАРЕТНЫЙ ЦЕХ №4 ЗАО НЕВО ТАБАК 16 0.0 Таблица 1.2 ^ Молочная промышленность. В 2008 году произведено цельномолочной продукции 55524 тонны (89,1 % к уровню 2007 года), сыров 4576 тонн (93,9 % к 2007 году) и масла животного 1151 тонна (118,2 % к 2007 году). Отгружено товаров в стоимостном выражении на 2,4 млрд. рублей (120,0 % к 2007 году). В 2008 году (по данным Ярославльоблстата) прибыль по молокоперерабатывающим предприятиям составила 229 млн. рублей, рентабельность 10,0 %. Несмотря на положительные результаты работы молокоперерабатывающих предприятий в целом за 2008 год, серьезные трудности с реализацией своей продукции испытывали сыродельные заводы области. В конце 2008 года на складах ярославских сыродельных заводов на хранении находилось 1830 тонн сыра на сумму 260 млн.руб. Для улучшения сложившейся ситуации, Правительством Ярославской области заключены Соглашения о взаимном сотрудничестве с торговыми сетевыми компаниями по розничной продаже продуктов питания, расположенными на территории области. Поставлена задача обеспечить объем реализации продуктов питания местных производителей не менее 50% от общего объема по соответствующим группам товаров. Благодаря принятым на региональном уровне мерам, удалось увеличить объемы реализации продукции сыродельных заводов области. По состоянию на 01.04.2009 года на складах сыродельных заводов области находится 750 тонн нереализованного сыра на сумму 115 млн. руб. Одним из направлений повышения эффективности работы предприятий является государственная поддержка. Активно пользуются субсидированными кредитами на закупку сырья ООО "Ярославские сыры" (40,0 млн.руб.) и ОНО «Экспериментально-производственный сыродельный завод» г.Углич (25,0 млн.руб.). ^ Мясная промышленность. Наиболее крупными предприятиями, являются ЗАО «Атрус», ЗАО «Единство», ООО «Русские колбасы», на их долю приходится более 80% всей вырабатываемой в области мясной продукции. За 2008 год мясокомбинатами отгружено продукции на сумму 2,1 млрд. рублей – это 128,6 % к уровню 2007 года. В целом по отрасли предприятия получили прибыль 285,9 млн. рублей, при рентабельности 10,8% кредиторская задолженность составляет 165,5 млн. рублей, дебиторская задолженность – 157,6 млн. рублей. В натуральном выражении произведено мяса (включая субпродукты 1-ой категории) 1796,2 тн. (96,3% к уровню прошлого года), колбасных изделий – 9845 тн. (105,6%), в том числе ЗАО «Атрус» 6929 тн (105,5%), ЗАО «Единство» 2916 тн. (105,9%). Полуфабрикатов - 1423 тонны (119,2%), в том числе ЗАО «Атрус» 1423 тн (119,2%), кроме этого ЗАО «Атрус» в 2008 году выпустил 4783 туб. мясных консервов (128,4%). Значительная часть сырья для переработки формируется за счет поставок из других регионов, включая импорт (Украина, Европа, Аргентина, Парагвай, Бразилия). Всего закупаемого мяса этими предприятиями переработано около 10,2 тыс.тн. (112,6% к уровню 2007г.). Доля импорта составила почти 70% от общего количества перерабатываемого мяса. Необходимо отметить, что в 2009г. у населения области снизилась покупательская способность. В связи с этим, на предприятиях пересматривается ассортиментная линейка. ^ Зерноперерабатывающая и хлебопекарная отрасли. На территории Ярославской области расположено четыре комбикормовых предприятия. За 2008 год произведено 235,4 тыс.тонн, что составляет 108,5% к уровню 2007 года. Из общего объема - 17,0% комбикорм для крупного рогатого скота, столько же комбикорм для свиней и 66,0% - комбикорм для птицы. Основными потребителями являются птицефабрики и свиноводческие комплексы. В основном весь произведенный комбикорм реализуется в Ярославской области. В 2008 году комбикормовым предприятиям из областного бюджета на проведение закупочных интервенций зерна выделено 86,4 млн.руб. (что составляет 60,1% от общего объёма выделенных средств), кроме этого комбикормовыми предприятиями области использовано кредитов на закупку зерна 82 млн.руб., при этом из федерального бюджета выплачено субсидий на возмещение части процентной ставки по кредитам – 4,0 млн.руб., из областного бюджета – 0,535 млн. руб. За 2008 год произведено 62,3 тыс.тонн муки, что составляет 68,2% к уровню 2007 года. Резко снижены объемы производства на ОАО «Ярославский мукомольный завод № 1». За 2008 год хлебопекарными предприятиями произведено 68,7 тыс.тонн хлебобулочных изделий, что составляет 87,6% к уровню 2007 года. Внедрение новых технологий, современного оборудования, более полное использование имеющихся производственных мощностей позволяет снижать себестоимость, а соответственно и цену выпускаемой продукции. Цены на хлеб и хлебобулочные изделия в Ярославской области остаются одними из самых низких по сравнению с другими регионами.^ Пищевкусовая промышленность. Предприятиями, относящимися к пищевкусовой промышленности, в 2008 году выработано консервов 31,9 млн.условных банок, пива 74261,4 тыс.дкл., алкогольной продукции 757,2 тыс.дал, в том числе водки и ликероводочных изделий 416,6 тыс.дал. Часть предприятий данной отрасли в 2008 году резко снизили объемы производства. Одним из важных путей развития перерабатывающих предприятий области является привлечение инвестиций, и поиск новых рынков сбыта продукции. Важную роль в работе предприятий перерабатывающей промышленности играют ассоциация «Ярхлебпром» и некоммерческое партнерство предприятий молочной отрасли Ярославской области, на регулярных заседаниях которых рассматриваются вопросы улучшения взаимодействия предприятий с сетевыми компаниями по реализации произведенной продукции, вопросы ценовой политики и другие возникающие вопросы. ^ Оценка состояния конкуренции Емкость агропродовольственного рынка определяется предельной границей потребления продуктов питания человека для удовлетворения физиологической потребности. Агропродовольственный рынок является динамичным и нестабильным. Неустойчивость рыночной конъюнктуры объясняется неравномерным, сезонным поступлением многих видов сельскохозяйственной продукции на рынок в течение года. Это связано с сезонностью самого сельскохозяйственного производства в Ярославской области. Фазы развития сельскохозяйственных культур следуют в определенной очередности и происходят в определенные календарные сроки, а рабочий период не совпадает с периодом производства. Нестабильность самого рынка усиливается и неравномерным поступлением сельскохозяйственной продукции по годам из-за колебания погодных условий. Спрос на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие более стабилен, чем их предложение. Изменения в спросе происходят под влиянием изменений численности населения и покупателей, их покупательной способности, вкусов и предпочтительности на отдельные продукты, цен на конкурирующие продукты и ожиданий будущих цен покупателями. Можно выделить основные обстоятельства, которые ослабляют позиции Ярославских товаропроизводителей на агропродовольственном рынке: -имеет место большое количество производителей сельскохозяйственной продукции, позиция каждого в отдельности на рынке слаба; -сельские товаропроизводители связаны большими постоянными издержками, которые не изменяются в зависимости от объема производимой продукции, что часто приводит к ухудшению их финансово-экономического положения в случае снижения производства; -по причине продолжительности и непрерывности биологического процесса производства, сельскохозяйственному товаропроизводителю сложно быстро приспособить предложение к спросу на рынке, так как время от посева до уборки урожая исчисляется многими месяцами и даже годами; -учитывая, что значительная часть сельскохозяйственной продукции поступает сезонно, потребитель не может ее взять всю, а это ведет к временному избытку продукции и снижению цены на нее: -месторасположение некоторых производителей продукции вдали от крупных центров, мест переработки и хранения сельскохозяйственной продукции не позволяет им обеспечить сбыт продукции на более выгодных условиях. В качестве мер, направленных на стимулирование развития конкуренции на агропродовольственном рынке Ярославской области необходимо следующее: -создание условий для развития товаропроводящих сетей, в том числе структурных логистических звеньев по обеспечению перерабатывающих заводов сырьем и организации сбыта готовой сельскохозяйственной продукции, расширение практики прямых продаж сельскохозяйственных товаров населению в том числе через рынки и ярмарки "выходного дня" в городах; -поддержка эффективных проектов, направленных на развитие производственной инфраструктуры; -расширение видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия, в отношении которых могут проводиться закупочные и товарные интервенции; - стимулирование объединений сельхозтоваропроизводителей и обслуживающих отраслей, развитие кооперации, в том числе в целях проведения эффективного диалога с розничными торговыми сетями. Снижение рисков в агропромышленном комплексе предусматривает снижение потерь при производстве сельскохозяйственной продукции в случае наступления неблагоприятных событий природного характера. Данная задача в агропромышленном комплексе решается путём реализации мероприятий предусматривающих увеличение удельного веса застрахованных посевных площадей в общей посевной площади. Для ускорения реализации этих мероприятий осуществляется государственная поддержка по предоставлению субсидий за счет средств областного бюджета для возмещения 10 процентов затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых взносов по договорам страхования, заключенным ими со страховыми организациями, имеющими лицензию на проведение такого вида страхования. В Ярославской области в 2009 году застрахованы посевы льна СПК "Мерга" и посевы овса СПК "Заря" и СПК "Россия". Посевы защищены от стандартных рисков: природные явления (засуха, заморозки, вымерзание, выпревание, градобитие, половодье, переувлажнение почвы), пожар, болезни растений, повреждение дикими животными, перелетными птицами, грызунами и вредителями растений, противоправные действия третьих лиц (в том числе поджог). Страховая защита действует с мая по октябрь 2009 года, то есть с начала массовых всходов и до окончания уборки урожая.   Информационное обслуживание субъектов агропродовольственного рынка должно быть признано одним из первоочередных направлений государственной агропродовольственной политики, нацеленной на обеспечение развития конкуренции. Необходимо создать законодательные предпосылки для равной доступности информации для всех агентов рынка. Равнодоступность информации обеспечивается ее размещением на интернет-сайте уполномоченного органа федеральной исполнительной власти и распространением через средства массовой информации без ограничений и безвозмездно. С норм - интегральный нормированный коэффициент состояния конкуренции – 3,1. Исходя из полученного анализа, агропродовольственный рынок Ярославской области обладает слабой степенью концентрации и в целом характеризуется развитой конкуренцией. Таблица 1.3 ^ Оценка и прогноз индикаторов конкуренции на агропродовольственном рынке Индикаторы конкуренции Весовой коэффициент важности i–го индикатора Численные значения индикаторов Прогноз изменения фактора в баллах 1.1. Коэффициент концентрации рынка 0,8 4 1 1.2.Индекс концентрации рынка (Индекс Герфиндаля-Гиршмана) 0,8 4 1 2.      Ценовые критерии.       2.1.Несоответствие роста цен темпу инфляции 0,4 2 0 2.2. Различие в ценах размещаемых региональными и местными органами власти ресурсов на конкурсе (аукционе). (При невозможности определения – доля ресурсов, размещаемых на конкурсе). 0,9 2 1 2.3.Различие между региональными ценами в исследуемом субъекте РФ с ценами в соседних регионах с учетом наличия объективных оснований таких различий. 0,2 4 0 2.4. Ценовая конкуренция, создаваемая субъектами малого предпринимательства (при невозможности определения- доля производства товаров субъектами малого предпринимательства на данном рынке). 0,8 3 1 2.5. Дисперсия региональных цен на данном рынке. 0,3 3 1 3.      Оценочные критерии       3.1. Структурные признаки наличия конкуренции       3.1.1.Доля продукции (услуг), производимых новыми участниками рынка (вошедшими на рынок в течение последних 3-х лет с учетом отраслевой специфики рынка. 0,7 4 1 3.1.2.Доля ХС от общего числа опрошенных, считающих, что состояние конкурентной среды улучшилось за текущий год. 0,1 3 1 3.1.3. Наличие технологических и инфраструктурных барьеров входа на рынок с учетом отраслевой специфики. 0,8 4 0 3.2. Поведенческие признаки наличия конкуренции       3.2.1. Показатели усредненных издержек бизнеса на предусмотренное нормаптивно- правовыми актами взаимодействие с органами власти по вопросам создания предприятия, лицензирования, контроля (надзора), на систему налогового администрирования, разрешения арбитражных споров, и т.д. 0,8 2 0 3.2.2. Показатели усредненных издержек бизнеса на взаимодействие с субъектами установленных и локальных естественных монополий. 0,1 1 0 3.2.3. Наличие достоверной, доступной информации о рынке, о его объеме и потребностях. 0,8 3 1 3.2.4. Доля ХС от числа опрошенных, считающих, что антиконкурентных действий органов власти и управления и органов местного самоуправления стало меньше за текущий год. 0,7 2 1 3.2.5. Число дел, возбужденных ТУ ФАС по нарушениям АМЗ на данном рынке по сравнению с прошлым периодом. 0,3 4   3.3. Функциональные признаки наличия конкуренции       3.3.1. Наличие у отдельных участников рынка сверхприбыли и (или) возможности ее получения. 0,5 4 1 3.3.2. Соответствие качества товаров требованиям потребителя, удовлетворенность потребителя показателем цена/качество. 0,9 4 1 3.3.3. Инновационное поведение ХС (доля инновационного продукта в выпущенной продукции, доля издержек для создания инновационных продуктов, либо другие критерии в зависимости от отраслевой специфики рынка). 0,5 1 1 С абс - абсолютное значение интегрального коэффициента состояния конкуренции 32,2 С макс - максимальный абсолютный интегральный коэффициент 52,0 С норм - интегральный нормированный коэффициент состояния конкуренции 3,1 ^ 2. Оценка состояния конкуренции в розничной торговлеТоварные границы рынка Особенностью сферы розничной торговли является то, что она охватывает различные рынки розничной продажи определенного или взаимозаменяемого товара. Вместе с тем большинство хозяйствующих субъектов Ярославской области, занимающихся в настоящее время розничной торговлей товарами массового спроса, независимо от форм организации продаж, торгуют смешанным ассортиментом, в том числе не взаимозаменяемым товаром, сгруппированным по логике потребительской корзины. Для анализа конкуренции на розничном рынке товарные границы могут быть определены как услуги розничной торговли агрегированными группами товаров, с учетом сложившегося ассортимента в различных объектах розничной торговли (торговых сетях, комплексах, рынках, отдельно стоящих павильонах и др.). ^ Географические границы рынка При определении географических границ рынка в розничной торговле следует учитывать баланс интересов покупателя и продавца. Продавец стремится разместить свои объекты торговли как можно ближе к покупателю с целью увеличения оборота и прибыли. Хозяйствующие субъекты, инвестирующие средства в создание новых торговых комплексов (зон) либо приобретающие в собственность торговые объекты, расположенные на территории района, торгового комплекса (зоны), оказываются «закрепленными» на определенной территории города. То есть существуют определенные экономические барьеры не только входа, но и выхода с соответствующего товарного рынка. Особенности спроса (возможности приобретения товара) и предложения (территориальное закрепление объектов торговли) позволяют определить географические границы рынка в рамках отдельных территорий (районов, кварталов, т.п.) внутри города. Вместе с тем, для части населения, пользующейся личным автотранспортом, с учетом «зоны охвата» территории крупными торговыми сетями значительно увеличиваются. В целом, с учетом целей настоящего анализа конкуренции, рынок будет рассматриваться в административных границах ЯО.^ Анализ состояния рынка Современный розничный рынок Ярославской области характеризуется относительно высокой насыщенностью. Потребность населения области в товарах народного потребления обеспечивается как за счёт собственного производства, так и за счёт ввоза из других регионов. Позитивные тенденции развития внутренней торговли сопровождаются рядом серьёзных негативных проявлений. Из-за несовершенства сложившейся системы оптовой торговли, состоящей преимущественно из множества мелких посреднических организаций, происходило наращивание розничных цен реализации, значение оптового звена как основного регулятора рынка во многом утрачено. В настоящее время инфраструктура торговли в Ярославской области представлена достаточно разветвленной сетью торговых организаций. В Ярославской области функционирует свыше 9 тысяч стационарных торговых точек торговой площадью 882 тысячи квадратных метров. Сегодня в области работают около 30 торговых розничных сетей, которые открыли свыше 180 магазинов. Удельный вес оборота сетевых предприятий розничной торговли в общем обороте розничной торговли по Ярославской области составляет 16 процентов. Тенденция роста сетевой торговли создаёт дополнительные возможности расширения рынка, повышается прозрачность торговых операций, внедряются современные технологии. Для производителей появились возможности увеличения объёмов реализации произведённых товаров. Вместе с тем следует отметить, что в практике работы не всегда требования торговых сетей обоснованы и равным образом отражают интересы поставщиков. Известны требования, которые могут не обеспечивать получения поставщиками адекватной доли дополнительной прибыли, возникающей в результате тех или иных мероприятий в системе распределения товара, и, следовательно, могут негативно влиять на эффективность их деятельности. Анализ договоров (таблица 2.1) поставки Ярославских предприятий пищевой промышленности, продовольственных товаров в крупные торговые сети Ярославля позволил выявить следующие примеры дискриминационной и невыгодной для контрагентов политики торговых сетей. Таблица 2.1 п/п Договорные обязательства 1 Обязательство поставщика относительно снижения цены поставляемого товара до уровня, который при условии установления покупателем (торговой сетью) торговой наценки (в размере не более 20%) не превысит минимальную цену реализации аналогичного товара на предприятиях (организациях) розничной торговли на территории Ярославской области. При этом за нарушение указанного условия торговая сеть взимает значительный штраф. 2 Обязательство поставщика не увеличивать цены, указанные в спецификации, до определенной даты. 3 Большая (до 45 дней) отсрочка платежей за реализованный товар. 4 Компенсация потерь Покупателя, связанных с воровством в его торговых объектах.«Поставщик обязуется один раз в шесть месяцев компенсировать потери Покупателя, связанные с воровством товара, утратой товарного вида и т.п. путем предоставления дополнительной скидки в размере 1% от объема закупок за период шесть месяцев или перечисления денежных средств на расчетный счет Покупателя в размере 0,38% от объема закупок». 5 Изменение, расширение товарного ассортимента поставщика возможно только за дополнительную плату. 6 Оплата поставщиком дополнительных торговых мест, предоставленных торговой сетью. 7 Обязанность Поставщика предоставлять дополнительные скидки на Товар во время проведения акций по продвижению товара (промоакций). 8 Предоставление плана проведения промоакций Продавцом, завышенная стоимость промоакций. 9 Обязательство поставщика по оплате услуг покупателя по обеспечению присутствия товара на полках в магазинах покупателя. 10 Обязательство поставщика по оплате услуг покупателя по вводу в спецификацию к Договору новых позиций товара. 11 Обязательство поставщика по оплате услуг покупателя по переводу каждой позиции товара поставщика из одного формата магазина покупателя в другой формат по каждому магазину. 12 Обязательство поставщика оплачивать услуги покупателя по предоставлению информации об открытии покупателем каждого нового магазина. 13 Обязательство поставщика оплачивать услуги Покупателю по замене Товара Поставщика, имеющего низкий уровень продаж в магазинах Покупателя. 14 Обязательство поставщика оплачивать услуги покупателя по размещению рекламы Товара в средствах массовой информации (СМИ) и распространению СМИ в местах проведения акций «…» по снижению цен на Товар Поставщика. 15 Право одностороннего невыполнение обязательств покупателем. 16 Гарантии оплаты поставщиком размещения рекламных изображений своего товара в рекламном издании Покупателя в течение 3 выпусков в год» 17 Бесплатная поставка поставщиком одной упаковки товара при первой поставке нового товара, бесплатных образцов для дегустации. 18 Высокий размер штрафных санкций за несвоевременную и некачественную поставку товара, за ошибки в отчетной документации, за ненадлежащие условия транспортировки, за несвоевременную оплату услуг, за не предоставление мониторинга. Торговые сети, проводя жесткую ассортиментную политику в отношении поставщиков, стараются методом отбора ограничить их перечень. Это приводит к «вымыванию» из состава поставщиков в первую очередь предприятий, относящиеся к малому бизнесу, сети гипермаркетов размещают заказы на все меньшем количестве поставщиков – производителей, ограничивают их круг теми предприятиями, с которыми имеют длительные и проверенные хозяйственные связи. Главными факторами, определяющими развитие сетевой торговли в области, становится увеличивающаяся конкуренция. В настоящее время заключены соглашения о взаимодействии и сотрудничестве между Правительством Ярославской области и крупными сетевыми компаниями. Предметом соглашений является сотрудничество по вопросам увеличения налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, оказания содействия по продвижению и увеличению объёмов реализации продукции товаропроизводителей Ярославской области в торговых сетях. Оборот розничной торговли в январе-июне 2009 года составил 44694,1 млн. рублей, что на 7,9 % меньше соответствующего периода 2008 года (в сопоставимых ценах). В 2008 году удельный вес рынков в общем обороте розничной торговли составил 11% (в 2007 г. – 15 %). В настоящее время в области функционируют 43 розничных рынка на 14,2 тыс. торговых мест. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области в июне 2009 года сводный индекс потребительских цен по отношению к предыдущему месяцу составил 100,9%, по отношению к июню 2008 года – 113,5%. Существенный рост цен на продукты первой необходимости повлёк за собой удорожание продовольственного набора. Стоимость минимального набора основных продуктов питания по Ярославской области в июне 2009 года - 2234,88 рубля, что составляет 102,3% к маю 2009 года и 108,8% к декабрю 2008 года. Фактором сдерживания роста цен и предотвращения монополизации отдельных сегментов потребительского рынка, в частности, рынка продовольственных товаров, является создание и дальнейшее развитие конкурентной среды. В соответствии с современной мировой тенденцией развития розничной торговли, в Ярославской области происходит изменение структуры розничной торговой сети, в направлении увеличения доли крупных (сетевых) торговых предприятий. Появление на областном потребительском рынке различных сетевых структур с магазинами современных форматов, новыми технологиями и более высоким качеством обслуживания населения способствует усилению конкуренции в сфере торговли. Конкурентными преимуществами крупных розничных сетей перед автономными магазинами являются возможность централизованной закупочной политики, высокотехнологичная логистика, эффективная ассортиментная политика, популярная торговая марка, единое информационное пространство, автоматизация технологических процессов и т.д. Ощутимый вклад в экономику и продовольственное обеспечение области вносит потребительская кооперация. Удельный вес объёмов розничного товарооборота в общих объёмах продаж по муниципальным районам колеблется от 20 до 60 процентов. На балансах организаций потребительской кооперации числятся 836 объектов торговли и общественного питания, из них 169 магазинов обслуживают населённые пункты с численностью жителей до 100 человек, 259 магазинов - с численностью от 100 до 500 человек. В период перехода к рыночной экономике деятельность потребительской кооперации по закупке сельскохозяйственной продукции и сырья у жителей и сельхозтоваропроизводителей особенно пострадала, так как в силу своей специфики требовала отвлечения оборотных средств на длительный период. Для того, чтобы обеспечить максимальную закупку всей продукции, выращенной населением для продажи, необходимо восстановить сеть приёмозаготовительных пунктов, создать производственную инфраструктуру по первичной обработке, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции и сырья, дикорастущих плодов и ягод.^ Оценка состояния конкуренции В Ярославской области на розничном рынке работают около 30 торговых сетей, продукция реализуется более чем в 180 магазинах. В Ярославль и область проникает капитал как российских (ЗАО ТД Перекресток», ЗАО «Тандер» (магазины «Магнит»), ООО «Верона» (магазины «Пятерочка»), ООО «СПАР- Ярославль», ООО "Вестер Ярославль", ООО «Ярославские магазины», ООО «Высшая лига Ярославль», ООО «Сеть магазинов Дом еды», ООО «Копейка-Ярославль»), так и зарубежных торговых сетей (гипермаркет "Метро", «Глобус»). Следует отметить, что местные розничные сети недостаточно развиты. Так, сеть "Лотос-М" объединяет четыре магазина, сеть магазинов «Атрус» стала в области региональным лидером: она объединяет 22 магазина. Вместе с тем, иногородние торговые сети активно развивались по всей области. Так, Краснодарская сеть магазинов "Магнит" (ЗАО "Тандер") объединяет 45 универсамов: 29 - в г. Ярославле, в г. Рыбинске -6, в г. Ростове - 3, в г. Тутаеве - 3, в Гаврилов-Ямском мр - 2, в г. Переславле -1, в г. Углич -2, в г. Данилов – 1. Московская сеть магазинов "Пятерочка" (ООО «Верона», ООО «СПАР Ярославль» ) открыла в области 17 у


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Договір фінансового лізингу
Реферат Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей
Реферат Локальная сеть предприятия UML - Unified Modeling Language
Реферат Загальне ознайомлення з структурою управлінням напрямком діяльності Ірпінського міського центру
Реферат Правовое регулирование отношений вытекающих из агентского договора
Реферат Religious Freedom EsatablishmentFree Exercise Cl Essay Research
Реферат Социально-педагогическая поддержка учащихся из неблагополучных семей МОУ 13 и 9 г Благовещенска Амурской
Реферат Вірусні інфекції
Реферат Крымчаки
Реферат Як подати апеляцію на результати ЗНО
Реферат Психолингвистические идеи Бодуэна де Куртенэ, Потебни, Щербы
Реферат Пептидные антибиотики животных как биохимические факторы противоинфекционной защиты
Реферат Казанская губерния XVIII века
Реферат Организация подготовки производства к выпуску новой продукции
Реферат Понятие, разновидности, принципы и формы взаимодействия с целевой аудиторией в PR-деятельности