Реферат по предмету "История"


Князь Владимир (978-1015)

При князе киевском Владимире (978-1015) происходит событие величайшего


значения, определившее дальнейший путь развития Руси - принятие хрис-


тианства. Святая церковь сравнивает равноапостольного князя Владимира


с апостолом Павлом: сходство было не только в чудесном исцелении от


слепоты, но и в обращении ко Христу после гонений на христиан и затем


- в ревностном обращении язычников в христианство. В первые годы свое-


го правления князь Владимир, получивший языческое воспитание в Новго-


роде, куда его в восьмилетнем возрасте направил княжить Святослав (в


970 году), показал себя усердным язычником. "И стал Владимир княжить в


Киеве один, - говорит летопись, - и поставил кумиры на холме за терем-


ным двором: деревянного Перуна с серебрянной головой и золотыми усами,


затем Хорса, Даждьбога, Стирбога, Симаргла и Мокоша. И приносили им


жертвы, называя их богами... И осквернилась кровью земля Русская и


холм тот" (под 980 год). В благодарность богам за победу, одержанную


над ятвягами (983 год) решено было принести человеческую жертву. Жре-


бий пал на юношу из христианской семьи. Его отец обличил ничтожество


языческих богов, и разъяренная толпа язычников убила их обоих. Но вер-


но сказано: кровь мученников - семя христиан. Погибли на Руси двое


христиан - Феодор и Иоанн, а вскоре обратились ко Христу вместе с кня-


зем Владимиром тысячи. Митрополит Киевский Иларион, монах Иаков и ле-


тописец преподобный Нестор (XI век) назвали причины личного обращения


князя Владимира к христианской вере, согласно указав на действие при-


зывающей благодати Божией. В "Слове о Законе и Благодати" святитель


Иларион, Митрополит Киевский, пишет о князе Владимире: "Пришло на него


посещение Вышнего, призрело на него Всемилостивое око Благого Бога, и


воссиял в сердце его разум. Он уразумел суету идольского заблуждения и


взыскал Единого Бога, сотворившего все видимое и невидимое. А особенно


всегда он слышал о православной, христолюбивой и сильной верою земле


греческой... Слыша все это, возгорелся он духом и возжелал сердцем он


быть христианином и обратить всю Землю в христианство." Понять превос-


ходство христианства над язычеством и стать христианином князю Влади-


миру было тем легче, что он, по слову Митрополита Илариона, обладал


"добрым смыслом и острым умом" и имел возможность ознакомиться с хрис-


тианством у себя в Киеве, где давно уже существовали христианские хра-


мы и совершались богослужения на славянском языке. Относительно вопро-


са о времени и месте Крещения князя Владимира есть несколько версий.


Согласно общепринятому мнению, князь Владимир принял крещение в 998


году в Корсуни (греческий Херсонес в Крыму); по второй версии князь


Владимир крестился в 987 году в Киеве, а по третьей - в 987 году в Ва-


силеве (недалеко от Киева, теперь г. Васильков). Наиболее достоверной


видимо стоит признать вторую, так как монах Иаков и преподобный Нестор


согласно указывают на 987 год; монах Иаков говорит, что князь Владимир


после крещения жил 28 лет (1015-28=987), а также что на третий год по


Крещении (т.е. в 989 году) совершил поход на Корсунь и взял его; лето-


писец преподобный Нестор говорит, что князь Владимир крестился в лето


6495-е от сотворения мира, что соответствует 987 году от Рождества


Христова (6695-5508=987). Приняв христианнскую православную веру,


князь Владимир (в крещении Василий) решился "обратить всю Землю в


христианство". Великого князя Владимира побуждало к этому не только


религиозное воодушевление. Он руководствовался, конечно, и государс-


твенными соображениями, ибо для русского народа христианизация означа-


ла приобщение к высокой культуре христианских народов и более успешное


развитие своей культурной и государственной жизни. Киевская Русь имела


давние связи с христианской Византией, откуда уже проникало на Русь


восточное Православие. Видимо в целях более успешного осуществления


своих замыслов и надеясь получить из Византии необходимую помощь, осо-


бенно в деле организации церковного управления и развития духовной


культуры, князь Владимир вступает в родство с византийскими императо-


рами (соправителями) Василием II (976-1025) и Константином (976-1028)


в Херсонесе (Корсуни) на их сестре Анне. Возвратившись в Киев с супру-


гой-гречанкой, греческим духовенством, привезя в свой стольный град


различную церковную утварь и святыни - кресты, иконы, мощи, князь Вла-


димир приступил к официальному введению христианства на Руси.


Крещение Руси и образование Поместной Русской Православной Церкви.


Введение христианства в Киевской Руси в качестве государственной рели-


гии было вполне закономерным явлением и не могло вызвать серьезных ос-


ложнений, хотя в некоторых местах (Новгороде, Муроме, Ростове) не


обошлось без открытой борьбы, начатой предводителями язычества - волх-


Прежде всего князь Владимир крестил 12 своих сыновей и многих


Он приказал уничтожить всех идолов,главного идола-Перуна


сбросить в Днепр, а духовенству проповедовать в городе новую веру. В


назначенный день произошло массовое Крещение киевлян у места впадения


в Днепр реки Почайны. "На следующий же день, - говорит летописец, -


вышел Владимир с попами царицыными и корсуинскими на Днепр, и сошлось


там людей без числа. Вошди в воду и стояли там одни до шеи, другие по


грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а


уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была


видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ...


Люди же, крестившись расходились по домам. Владимир же был рад, что


познал бога и люди его, посмотрел на небо и сказал: "Христос Бог, сот-


воривший небо и землю! Взгляни на новых людей этих и дай им, Господи,


познать Тебя, истинного Бога, как познали Тебя христианские страны.


Утверди в них правую и неуклонную веру и мне помоги, Господи, против


диавола, да одолею козни его, надеясь на Тебя и на Твою силу." Это


важнейшее событие совершилось, согласно летописной хронологии, прини-


маемой некоторыми исследователями, в 988 году, по мнению других - в


989-990 годах. Вслед за Киевом постепенно христианство приходит в дру-


гие города Киевской Руси: Чернигов, Новгород, Ростов, Владимир-Волынс-


кий, Полоцк, Туров, Тмутаракань, где создаются епархии. При князе Вла-


димире подавляющее большинство русского населения приняло христианскую


веру и Киевская Русь стала христианской страной. Крещение Руси создало


необходимые условия для образования Русской Православной Церкви. Из


Византии прибыли епископы во главе с Митрополитом, а из Болгарии -


священники, привезшие с собой богослужебные книги на славянском языке;


строились храмы, открывались училища для подготовки духовенства из


русской среды. Летопись сообщает (под 988 год), что князь Владимир


"приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где раньше стояли


кумиры. И поставил церковь во имя святого Василия на холме, где стоял


идол Перуна и другие и где творили им требы князь и люди. И по другим


городам стали ставить церкви и определить в них попов и приводить лю-


дей на Крещение по всем городам и селам". С помощью греческих мастеров


в Киеве был построен величественный каменный храм в честь Рождества


Пресвятой Богородицы (Десятинный) и перенесены в него святые мощи рав-


ноапостольной княгини Ольги. Храм этот символизировал собой истинный


триумф христианства в Киевской Руси и вещественно олицетворял собою


"духовную Русскую Церковь". Равноапостольный князь Владимир заботился


и о просвещении своего народа. По свидетельству летописи (под 988 го-


оод) он велел "собрать у лучших людей детей и отдавать их в обучение


книжное". Продолжателем апостольской миссии святого князя Владимира


был его сын великий князь Киевский Ярослав Мудрый (1019-1054), в прав-


ление которого христианская вера на Руси, по свидетельству летописи


(под 1037 год), продолжала "плодиться и расширяться, и черноризцы ста-


ли умножаться, и монастыри появляться... и умножались пресвитеры и лю-


ди христианские. И радовался Ярослав, видя много церквей и людей хрис-


тианских..." При Ярославе Мудром построены такие выдающиеся памятники


русского церковного зодчества, как киевская София (заложена в 1037 го-


ду) и новгородская София (1045-1055 годы), основан знаменитый Кие-


во-Печерский монастырь (1051 год), во многом определивший дальнейшее


развитие религиозной и культурной жизни Киевской Руси. Для подготовки


духовенства Ярослав Мудрый в 1030 году открыл в Новгороде школу, в ко-


торой обучалось 300 детей. Есть основания предполагать, что такие шко-


лы существовали и при других архиерейских кафедрах, и прежде всего в


самом Киеве. Предметом особого попечения Ярослава Мудрого были перево-


ды новой литературы и умножения книг путем создани списков с имеющихся


рукописей. Сам Ярослав Мудрый, как утверждает летопись (под 1037 год),


"книги любил, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и


переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг


множество, ими же поучаются верующие люди наслаждаются учением божест-


венным... Ярослав же, как мы уже сказали, любил книги и, много их на-


писав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам", то есть ос-


новал первую на руси библиотеку. Благодаря книгам уже второе поколение


русских христиан имело возможность более глубоко изучать истины хрис-


тианской веры. О высокой степени развития просвещения в Киевской Руси


при Яроставе Мудром свидетельствует "Слово о Законе и Благодати" Мит-


рополита Илариона, посвященное религиозно-философскому осмыслению со-


бытия Крещения Руси и написанное, по словам самого автора, "для насы-


тившихся с избытком книжной мудростью". Говоря о значении христианс-


ко-просветительной деятельности святого Владимира и Ярослава Мудрого,


вспомним ту образную характеристику, которую дает нам летописец (под


1037 год): "Как если бы один землю вспашет, другой же засеет, а иные и


жнут и едят пищу неоскудевающую, - так и этот. Отец ведь его Владимир


землю вспахал и размягчил, то есть Крещением просветил. Этот же засеял


книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение получая


книжное". Со страниц летописи звучит похвала книхному просвещению.


"Велика ведь бывает польза от учения книжного; книгами наставляемы и


поучаемы на путь покаяния, ибо от слов книжных мудрость обретаем и


воздержание. Это ведь - реки, напояющие вселенную, это - источники


мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаем-


ся; они - узда воздержания... Если прилежно поищешь в книгах мудрости,


то найдешь великую пользу душе своей. Ибо кто часто читает книги, тот


беседует с Богом или со святыми мужами. Тот, кто читает пророческие


беседы, и евангельские и апостольские поучения и жития святых отцов,


получает душе великую пользу". В конце XI - начале XII века христианс-


тво окончательно утвердилось в Ростово-Суздальской земле благодаря


миссионерским трудам епископов Ростовских святого Леонтия и святого


Исани, в Муромо-Рязанской, крестителем которой был князь Константин


(Ярослав) Святославович (1096-1129), среди славянских племен вятичей и


радимичей, вошедших в состав Древнерусского государства в конце XI век


и обращенных к Богу преподобным Кукшей, иноком Киево-Печерского монас-


тыря. Крещение Руси явилось переломным моментом в жизни народа. Появи-


лась новая многоплодная ветвь Единой Святой Соборной и Апостольской


Церкви - Поместная Русская Православная Церковь. Под воздействием Пра-


вославной церкви в жизни руского народа изживались грубые языческие


обычаи: кровная месть, полигамия, "умыкание" (похищение) девиц; воз-


росли грахданская правоспособность и материнский авторитет русской


женщины; укрепилась семья; стал восстанавливаться нарушенный княжески-


ми междоусобицами мир. "Князь, - говорил Митрополит Никифор II велико-


му князю Рюрику Ростиславовичу, - мы поставлены от Бога в земле Русс-


кой, чтобы удерживать вас от кровопролития". Историки отмечают, что


"Христианская церковь подняла значение княжеской власти в Киеве на


большую высоту и упрочила связь между частями государства". Воспитывая


верующего для грядущего града, Церковь постоянно обновляет и перестра-


ивает и град, здесь пребывающий. Эта перестройка гражданского общежи-


тия под действием Церкви - таинственный и поучительный процесс в жизни


христианских обществ". Принятие христианства способствовало широкому


распространению на Руси грамотности, наслаждению просвещения, появле-


нию богатой, переведенной с греческого языка литературы, возникновению


собственной русской литературы, развитию церковного зодчества и иконо-


писи. Появившиеся со времен Владимира Святого и Ярослава Мудрого школы


и библиотеки стали важнейшим средством распространения просвещения на


Руси. Кроме Софийской библиотеки Ярослава Мудрого, в Киеве и других


городах возникают новые библиотеки, в том числе монастырские и част-


ные. Несомненно богатую библиотеку имел Киево-Печерский монастырь, как


известно вырастивший целую плеяду русских церковных писателей; приня-


тый в этом монастыре Студийский устав вменял в обязанность каждому мо-


наху чтение книг из монастырской библиотеки. Житие преподобного Феодо-


сия Печерского, написаное преподобным Нестором Летописцем, свидетель-


ствует, что в келии преподобного Феодосия шла напряженная работа по


составлению и изготовлению книг. Монах Иларион днем и ночью писал кни-


ги, великий Никон переплетал их, и сам Феодосий прял нити, необходимые


для переплета. Много книг имел постриженник этого монастыря князь-инок


Никола Святоша - он передал их монастырю. Большие библиотеки имели


князь Черниговский Святослав Ярославич, который "разными драгоценными


священными книгами наполнил свои клети", князь Ростовский Константин


Всеволодович снабжавший "книгами церкви Божии"; "богат был... книгами"


епископ Ростовский Кирилл I (XIIIвек). Рукописные книги были очень до-


роги, приобретать их в большом количестве могли только состоятельные


люди (князья, епископы) и монастыри. Содержание русских книг было пре-


имущественно духовним. Это объясняется влиянием переводной литературы


и живым интересом новопросвещенного русского общества к вопросам хрис-


тианской веры и нравственности и тем, что русскими писателями в то


время были в основном лица духовные. Митрополит Иларион, будучи в сане


пресвитера, написал "Слово о Законе и Благодати", получившее высокую


оценку его современников и потомков. "Нельзя не удивиться зрелости


ума, глубине чувств, обилию богословских сведений и тому ораторскому


одушевлению и искусству, какими запечатлено это образцовое слово", -


пишет историк Митрополит Московский Макарий. "Слово о Законе и Благо-


дати" в Сербии в XIII веке было использовано иеромонахом Дометианом


при составлении житий сербских святых Симеона и Саввы. Преподобный


Нестор, монах Киево-Печерского монастыря, написал жития святых князей


Бориса и Глеба (убиты Святополком в 1015 году) и преподобного Феодосия


Печерского, положив начало русской житийной литературе. Преподобный


Нестор составил новый летописный свод - "Повесть временных лет", кото-


рая, по определению академика Д.С.Лихачева, является "цельной литера-


турно изложенной историей Руси". "Повесть временных лет " переведена


на языки: немецкий (в 1812 году), чешский (1864 год), датский (1869


год), латинский (1884 год), венгерский (1916 год). XI-XII века истории


Русской Церкви ознаменованы появлением канонических трудов. Они не


только переводятся на славянский язык, но и не осуществляется их твор-


ческое применение к русским условиям жизни. Этими чертами отмечены та-


кие памятники русского канонического права, как "Канонические ответы


Киевского Митрополита Иоанна II" (1080-1089), "Кириково и Илиино воп-


рошания" (1130-1156), "Определение Илии, архиепископа Новгородского"


(1164-1168). Эти памятники русской канонической мысли поражают мяг-


костью и терпимостью, снисхождением к человеческой природе. Так, наря-


ду со строгой требовательностью к монашествующим, в Русской Церкви уже


на начальном этапе ее развития появилось милосердие к ее пасомым. Та-


ковы и поучения православных русских проповедников этой эпохи Луки Жи-


дяты, епископа Новгородского, Климента Смолятича, бывшего несколько


лет Митрополитом Киевским, и русского Златоуста - святого Кирилла,


епископа Туровского. Епископ Лука предостерегает верующих от чувства


зависти, учит их радоваться радости других. Митрополит Климент, хорошо


знавший лучшие образцы ораторского искусства античности, обличал тех,


"иже прилагают дом к дому и села к селам", бичуя стяжательство и среб-


ролюбие. Проповеди епископа Туровского Кирилла удивляют многосторон-


ностью, глубиной и высокими ораторскими достоинстваим. Поучения препо-


добного Феодосия Печерского, русских подвижников и аскетов носят нес-


колько иной характер. Они резко обличают неправоту князей, недостаточ-


но христианскую жизнь бояр, неправоверие иноземцев. С Крещением Киевс-


кой Руси еще более расширились и углубились ее государственные и куль-


турные связи не только с Византией, но и с Балканскими странами и дру-


гими государствами Европы. Вступив в Брак с греческой царевной Анной,


князь Владимир породнился и с немецким императором Оттоном II, который


ранее женился (в 971 году) на сестре Анны - Феофании. Летописец отме-


чает (под 996 год): святой Владимир "жил в мире с окрестными князьями


- с Болеславом Польским, и со Стефаном Венгерским, и с Андрихом Чешс-


ким. И были между ними мир и любовь". Еще более оживились связи Киевс-


кой Руси с европейскими странами при Ярославе Мудром. В значительной


степени их укрепляли династические браки. Так, дочь Ярослава Мудрого


Анна была замужем за французским королем Генрихом I, Анастасия - за


венгерским королем Андреем I, Елизавета - за Геральдом Норвежским, а


затем за Свеном Датским; польский король Казимир был женат на Доброне-


ге, сестре Ярослава Мудрого. Русская церковь, благословившая эти бра-


ки, широко простирала и свое влияние в мире.


Литература:


"Русская Православная Церковь 988-1988" Издание Московской Патриархии


1988 г.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :