Реферат по предмету "Искусство"


Игрушка и общество: о социологическом изучении игрушек советского общества

Игрушка и общество: о социологическом изучении игрушек советского общества Овечкин Е.Г. Образные и сюжетно-ролевые игрушки, функционирующие в играх и развлечениях людей, являются предметами культуры, носителями определенной социально-культурной информации. Они специфически отражают мир: природу, социум, объекты культуры, технические достижения и фантазии общества. Отражая духовный мир, игрушки воплощают персонажей народных сказок, детской литературы, мультфильмов.


Интерес к изучению игрушки известен с древности до наших дней. В России накоплен ценный научный опыт, являющийся во многом базовым для изучения игрушек. Один из первых российских игрушковедов Л.Г.Оршанский справедливо отмечал: "Нельзя в игрушке интересоваться только элементом обучения, педагогической стороной; недостаточно также психологической стороны, потому что здесь есть и первое, и второе, и еще много иных сторон" (Оршанский


Л.Г. Игрушки. Статьи по истории, этнографии и психологии игрушек. М Петроград, 1923. С.101). Одной из таких сторон является социологическое рассмотрение игры и игрушки. Социологическое изучение игрушек и игр дополняет педагогическое, психологическое, искусствоведческое и обладает спецификой. Связанную с обществом область изучения игрушки можно условно разделить на два аспекта: "игрушка в обществе" (социологический аспект) и "общество в игрушке" (социолого-


искусствоведческий аспект). Первый аспект связан с изучением функционирования игрушки в обществе. В этом аспекте игрушки могут изучаться как средство социализации личности в структуре того или иного общества, его подсистем. Как писал игрушковед Н.Д.Бартрам, "каждая из этих игрушек есть одно из звеньев, хотя бы и мельчайших, закономерного построения различных культур" (Бартрам Н.Д. Избранные статьи. Воспоминания о художнике. М 1979.


С.51). К первому же аспекту относится вопрос, связанный с влиянием общества на развитие игрушек, т.е. изучение социальных факторов, влияющих на появление новых и исчезновение старых образцов игрушек и развитие их тем и образов. Второй аспект невозможно считать чисто социологическими. Его рассмотрение находится на стыке социологии и искусствоведения. Он связан с вопросом, как и почему то или иное общество отражено в игрушке, какие элементы социальной


системы находят выражение в темах и образах игрушек. Бартрам считал, что "каждая страна выражается в своей игрушке по-своему, характеризуя ту или иную эпоху" (Бартрам Н.Д. Избранные статьи С.50). История советской игрушки насчитывает многие десятки лет. В 1918 году Наркомпрос основал Музей игрушки с целью изучения истории и этнографии игрушки. После 1930 года началась работа по созданию новой советской игрушки, отражающей новую эпоху и нового


человека - строителя социализма (до этого времени работа над игрушкой и производство игрушек находилось в стихийном состоянии). Формирование нового типа личности, основанного на социалистических нормах, ценностях и стереотипах поведения, требовало создания новых образцов игрушки. В мае 1932 года был основан Всесоюзный научно-исследовательский институт игрушки в г. Загорске (ВНИИИ) с филиалом в г. Вятке. Это были единственные в мире научные учреждения (См.:


Игрушка Горьковского края. Загорск, 1933. С.4). Взгляды Д.Б.Эльконина позволяют рассматривать игрушку в качестве средства передачи общественного опыта (См.: Пряхин В.П. История советской игрушки за 60 лет (педагогический, художественный и производственно-товарный аспекты). Автореферат кандидатской диссертации. М 1979. С.15). Различные типы игрушек способствуют передаче разнообразного культурного, социального и общественного


опыта. В 50-е гг. в практической работе советских педагогов и детских учреждений была принята следующая рабочая группировка игр и игрушек: 1) игрушки для творческих сюжетных игр (например, куклы); 2) игрушки-занятия (настольные игры, полуфабрикаты, стройматериалы, конструкторы и др.); 3) технические игрушки (машины, трактора и т.д.); 4) игрушки для подвижных и спортивных игр; 5) декоративные карнавально-праздничные игрушки (См.:


Байковская О.Ф. Просмотр массовой продукции артелей. // Игрушка. М 1950. С.37). Мы видим, что игрушки обладают различными функциями и нацелены на трансляцию различного опыта: ценностей, норм и стереотипов поведения. Многие из вышеперечисленных игрушек имеют общие признаки: они образны и сюжетны. К ним относятся куклы, технические игрушки, декоративно-праздничные игрушки.


Образные и сюжетные игрушки содействуют "творческой подражательной игре, через которую ребенок выявляет, закрепляет и углубляет свой социальный опыт, расширяет его Они направляют внимание ребенка на те или иные явления окружающей жизни, определяют содержание игры, дают направленность интересам, переживаниям" (Флерина Е.А. Игра и игрушка. М 1973. С.23). Из многообразного мира игрушек необходимо выбрать игрушки, которые


являются объектом социологического изучения, т.е. представляют интерес с точки зрения социологии. На наш взгляд, объектом социологического изучения являются образные, сюжетные и сюжетно-ролевые игрушки, способствующие передаче социального (социокультурного, общественного) опыта. Предмет социологического изучения - игра и общение человека как развивающейся личности с игрушками, способствующими передаче социального опыта: норм, ценностей и стереотипов поведения в условиях советского


общества и его подсистем. Цель изучения - выявить и проанализировать типические ситуации игр и общения личности с массовыми игрушками советского общества. Перед исследователем встают задачи: во-первых, установить социальные факторы, влияющие на генезис и развитие тем и образов советских игрушек; во-вторых, выяснить, как и в связи с чем в советской игрушке отражена общественная система; и, в-третьих, определить функции, выполняемые различными типами игрушек


в структуре советского общества и его подсистем. Для решения этих задач необходимо исследовать массовые игрушки СССР и их функции в различные периоды истории советского общества. Отражательная функция образной и сюжетной игрушки отмечалась давно: "Обладая целым рядом самых различных ценностей писал Н.Д.Бартрам игрушка по своему существу делится на игрушку как "радость ребенка" и игрушку,


отражающую жизнь, являющуюся как бы ее зеркалом" (Бартрам Н.Д. Избранные статьи С.46). К этому сравнению следует добавить, что игрушка специфически - "игриво" отражает природу, социум, объекты культуры и технические достижения и фантазии общества. В игрушках, отражающих реальные объекты, содержание игрушек игриво преломляется в их форме, т.е. трактуется на игрушечный лад. В.П.Пряхин называл эту специфику "своеобразием изобразительного языка игрушки"


. Элементы социальной системы специфически отражаются в советских игрушках. Остановимся на одном примере. В 1948 году в СССР был проведен республиканский конкурс на новые образцы игрушек. Он был организован Управлением промышленной кооперации при Совете Министров РСФСР. Артель имени 8 марта (г. Москва) подготовила серию кукол (размером 40 и 25 см) по образцам художников Е.Е.Борисовой и М.Н.Бартрам.


Авторы воспроизвели в моделях игровых кукол образы советских людей разных специальностей, профессий и занятий. Куклы-мальчики и куклы-девочки одеты в различные костюмы и снабжены ролевыми и профессиональными атрибутами. Они представляют нахимовца, суворовца, летчика, пограничника, врача, шахтера, рабочего, милиционера, школьницу, дежурную по станции, санитарку, физкультурников и колхозников. Куклы названы соответственно: "Физкультурница", "


Суворовец", "Врач", "Пограничник", "Школьница", "Нахимовец" и др. В этих куклах отражаются социальные роли и профессии, присущие советскому обществу конца 40-х гг. Куклы отражают роли, относящиеся к молодежи, а также роли и профессии взрослых членов общества. Куклы в специфической - игривой форме воспроизводят элементы ролевой и профессиональной структуры советского общества и, тем самым, способствуют обыгрыванию той или иной роли в процессе игры


с куклой. Следует подчеркнуть, что все образцы кукол, представленные артелью имени 8 марта были освоены в массовом производстве (Россихина С.В. Куклы и предметы для игры с куклами. // Игрушка. М 1950. С.22.). В заключении отметим, что социологическое изучение игрушек советского общества обладает спецификой, которая проявляется в определении, прежде всего, предмета изучения, а также, цели, задач и объекта изучения. Социологический подход интересен тем, что позволяет использовать специфический


угол научного зрения на игрушку и выявить неизвестные стороны ее функционирования, известные же - рассмотреть полнее. Список литературы Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://polit.mezhdunarodnik.ru/



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Проблематика роману Т. Манна "Королівська високість"
Реферат Канада особенности природных условий население культура
Реферат Symbolism Of A Dolls House Essay Research
Реферат Роман Гриммельсгаузена "Симплициссимус"
Реферат Aristotle S Concept On Virtue Essay Research
Реферат Методические особенности изучения темы "Подобные треугольники" в средней общеобразовательной школе
Реферат American History In Motion Pictures Essay Research
Реферат Акты органов военного управления и организация делопроизводства в воинских частях и учреждениях
Реферат Российский экспорт военно-технической продукции как важнейший фактор экономического развития страны в 1990-е годы
Реферат Проблема психодиагностики личности с помощью теста ЦТО Люшера
Реферат How Does Shakespeare Create Dramatic Essay Research
Реферат Заработная плата (на примере самэпидстанции города Пятигорска)
Реферат Роман Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы"
Реферат Сельскохозяйственная кооперация 2
Реферат Разработка энергосберегающей схемы разделения трехкомпонентной азеотропной смеси бензол–циклогексан-гексан методом экстрактивной ректификации с сульфоланом