Реферат по предмету "Психология"


Пятифакторная модель личности

Пятифакторная
модель личности

В факторных
теориях личность рассматривается как состоящая из стабильных внутренних
факторов, обусловливающих индивидуальные различия. В этой теоретической рамке
работали Оллпорт, Айзенк, Кэттелл, Р. Норман, Л. Голдберг.

Создание П. м.
л., как и работы упомянутых авторов, базировались на лексическом подходе:
выделении критериев для описания личности из анализа естественного языка и
последующей научной таксономизации. Типичная процедура исследования в рамках
данной модели выглядит так. Подготовленные эксперты выделяют в словаре
прилагательные, которые описывают индивид, различия в поведении. Затем
выбираются понятия по критерию релевантности, употребимости, естественности и
классифицируются по категориям личностных качеств. структура черт подвергается
тщательному анализу. Для получения окончательной таксономической структуры
проводится факторный и кластерный анализ данных исследований, построенных как
процедура оценивания и самооценки.

В результате
проведенной работы выделились пять факторов, обнаруживших устойчивость на
разных выборках, в т. ч. и в разных социокультурных условиях. Предложенная на
основе исследований П. Коста и Р. Мак-Кра структура личности в 1961 г. получила
название Big Five (Большая пятерка). Она состоит из следующих измерений (в
скобках приводятся прилагательные, получившие наибольшие нагрузки по факторам):


Экстраверсия-интроверсия
(общительный, ассертивный, энергичный, активный).

Уживчивость
(добродушный, сотрудничающий, доверяющий).

Конформность
(добросовестный, ответственный, дисциплинированный).

Эмоциональная
стабильность (спокойный, не невротичный, не подавленный).

Открытость
(интеллект., блестящий, независимо мыслящий). На основе Пятифакторной модели
личности разработан личностный опросник NEO PI-R. В настоящее время наиболее
дискутируемыми вопросами является воспроизводимость полученных измерений,
выяснение причин их универсальности, количество факторов и их содержание,
необходимость выделения категорий сред. уровня. Проблема состоит в том, что
полученные факторы могут отражать не структуру личности, а быть результатом
метода. На это указывает сходство факторов с измерениями семантического
дифференциала.

В качестве
критического замечания следует отметить, что в теории не уделяется достаточного
внимания проблеме развития (за исключением обсуждения отд. лонгитюдинальных
исследований и сравнения данных, полученных на разновозрастных выборках). По
содержанию Пятифакторная модель личности – структура индивидуальных различий, а
не структура личности, которая позволяет понять и предсказать динамику
развития, причины нарушений и т. п. Предметом изучения является наблюдаемое
поведение, а не его причины и факторы. За пределами внимания оказались
мотивационная система, эмоции, структура интеллект, качеств личности.
Список
литературы

И. А. Грабская.
Пятифакторная модель личности


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Electoral College Is No Longer A Functional
Реферат Югославия в 1918-1939 годах
Реферат Завершающие таможенные режимы 2
Реферат Орловская наступательная операция (12 июля — 18 августа 1943 г.).
Реферат Этногенез армян
Реферат Робота з базами даних в Мicrosoft Еxcel
Реферат Теоретическое обоснование отчета о прибылях и убытках
Реферат Методика обучения школьников основам комбинаторики, теории вероятностей и математической статистики в рамках профильной школы
Реферат Способи одержання інформації співпраця з науковцями
Реферат Трансформационная экономика особенности и основные черты. Роль государства в трансформацио
Реферат Глобализация как форма интернационализации экономики
Реферат Управление социальным развитием организации 3
Реферат Шорт-трек
Реферат Методика преподавания физической культуры в учебных заведениях
Реферат Edison Essay Research Paper On February 11