Шишкин родился 13 25 января1832 года в Елабуге - маленьком городке, расположенном на высоком берегу Камы. Впечатлительный,любознательный, одаренный мальчик нашел незаменимого друга в своем отце. Небогатыйкупец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний. Интерес к старине, природе,к чтению книг он прививал и сыну, поощряя в мальчике любовь к рисованию, пробудившуюсяочень рано. В 1848 году, не закончив казанской гимназии чтобы не сделатьсячиновником ,
как Шишкин объяснял позднее , юноша вернулся в отчий дом, гдетомился в течение последующих четырех лет, внутренне протестуя против ограниченныхинтересов подавляющего большинства окружающих его обывателей и не находя еще возможностиопределить дальнейший творческий путь. К систематическим занятиям в московскомУчилище живописи и ваяния Шишкин приступил лишь в двадцатилетнем возрасте, с трудомпреодолев патриархальные устои семьи, противившейся
за исключением отца его желаниюстать художником.В августе 1852 года он был ужевключен в список учеников, принятых в Московское Училище живописи и ваяния, гдедо января 1856 года обучался под руководством академика Аполлона Мокрицкого.Мокрицкий придерживался строгихправил рисунка и построения формы. Но тот же академический метод предполагал твердоеисполнение правил, а не поиски нового. В одном из своих писем Мокрицкий наставлялШишкина - уже ученика
Академии художеств - казалось бы, о противоположном Трудитесь и думайте более о предмете, нежели о способе . Это поучениепрочно вошло в творчество Шишкина.В училище сразу определилось влечениеШишкина к пейзажу. Пейзажист - истинный художник, он чувствует глубже, чище записал он несколько позже в дневнике. Природа всегда нова и всегда готовадарить неистощимым запасом своих даров, что мы называем жизнь.
Что может быть лучшеприроды Богатство и разнообразие растительныхформ увлекает Шишкина. Неотрывно штудируя натуру, в которой все ему казалось интересным,будь то старый пень, коряга, сухое дерево. Художник постоянно рисовал в подмосковномлесу - в Сокольниках, изучая форму растений, проникая в анатомию природы и делаяэто с огромным увлечением. Приблизиться к природе было его главной целью уже в тупору.
Наряду с растительностью, он старательно изображал телеги, сараи, лодки или,например, идущую крестьянку с котомкой за спиной. Рисунок с самого начала стал длянего важнейшим средством изучения натуры.Среди ранних графических работШишкина интересен лист, исполненный в 1853 году, с двадцатью девятью пейзажныминабросками, большинство которых очерчено. Шишкин явно ищет мотивы, достойные картины.Однако все его наброски предельно просты - сосна у воды, куст на болотистой равнине,берег реки.
И в этом уже проявляется своеобразие художника. Его племянница А. Т.Комарова рассказывала впоследствии Мало-помалу вся школа узнала, что Шишкинрисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал просто поле, лес, река, ау него они выходят так красиво, как и швейцарские виды .Приобретенный ГосударственнымРусским музеем еще весьма робкий по исполнению, явно ученический этюд
Соснана скале , датированный апрелем 1855 года единственная дошедшая до нас пейзажнаянатурная работа масляными красками, относящаяся ко времени обучения Ивана Шишкинав училище. По ней видно, что карандаш тогда подчинялся ему лучше, чем краски.Ко времени окончания в самом начале1856 года училища творческие интересы Шишкина, выделявшегося среди своих товарищейвыдающимся талантом, заметно определились.
Как пейзажист он уже приобрел некоторыепрофессиональные навыки. Но художник стремился к дальнейшему совершенствованию ив январе 1856 года отправился в Петербург, чтобы поступить в Академию художеств.С этих пор творческая биография Шишкина тесно связана со столицей, где он прожилдо конца своих дней.Благодаря любви и заботе своегоруководителя - А. Н.
Мокрицкого, связь первой художественной школой продолжала ещедолго сохраняться в мыслях и душе начинающего художника. Принятый без особых хлопотв Академию художеств в год окончания художественного училища, Шишкин в то же времяобращается не раз за советами к Мокрицкому и охотно вводит его в круг своих занятий,успехов и трудностей.В Академии художеств Шишкин быстровыделился среди учеников подготовленностью и блестящими способностями.
Шишкина влеклажажда художественного исследования природы. Он сосредоточил внимание на фрагментахприроды, в связи с чем тщательно осматривал, прощупывал, изучал каждый стебель,ствол дерева, трепещущую листву на ветках, воспрянувшие травы и мягкие мхи. Такимобразом был открыт целый мир ранее неведомых предметов, поэтических вдохновенийи восторгов. Художник открывал обширный мир непримечательных составляющих природы,ранее не внесенных в оборот искусства.
Уже спустя три с небольшим месяца после поступленияон привлек внимание профессоров своими натурными пейзажными рисунками. В 1857 годуон получил две малые серебряные медали - за картину В окрестностях Петербурга 1856 и за рисунки, исполненные летом в Дубках.О графическом мастерстве Шишкинаможно судить по рисунку Дубки под Сестрорецком 1857 . Наряду с присущимиэтой большой рисованной картине элементами внешней романтизации
образа,в ней есть и ощущение натурности изображения. В произведении видно стремление художникак пластической трактовке природных форм, хорошая профессиональная выучка.Обучение в Академии художеству посредственного живописца Сократа Воробьева почти ничего не прибавило к знаниям,полученным в Училище живописи, ваяния и зодчества. Академизм с ходом времени превращающийнекогда живое и прогрессивное
искусство в склеротический канон, присущ был и российскойакадемии, жизнь которой находилась под тяжким прессом чиновничьей бюрократизациихудожественного обучения.Шишкин в период обучения в Академиихудожеств менее других проявлял симптомы подражательности, но некоторые влияниякоснулись и его. Это относится прежде всего к творчеству чрезвычайно популярногов свое время швейцарского пейзажиста А. Калама, художника неглубокого, но с любовьюизучавшего альпийскую природу,
умевшего ее внешне опоэтизировать. Копии с работКалама были обязательны в учебной практике не только Академии, но и московскогоучилища. Оценивая влияние А. Калама на манеру письма молодого художника А. Мокрицкийпишет к Шишкину в Петербург 26 марта 1860 года пишет Я помню. Вы говорилимне, что в способе и манере рисования рисунки
Ваши напоминают Калама - я не вижу в манере Вашей есть нечто свое Это показывает, что нет надобности в подражанииманере того или другого мастера. Манер есть самая внешняя сторона произведения искусстваи тесно связан с личностью художника-автора и способом и степенью его пониманияпредмета и обладания техникою искусства. В этом отношении важно только одно, чтобыхудожник подсмотрел, так сказать, этот манер в самой натуре,
а не усвоил его себенесознательно .Произведения молодого Шишкина,созданные в годы учения в Академии, отмечены романтическими чертами, однако то былоскорее данью господствующей традиции. У него все явственнее проступало трезвое,спокойно-вдумчивое отношение к природе. Он подходил к ней не только как художник,увлеченный красотой, но и как исследователь, изучающий ее формы.Подлинной школой для Шишкина сталВалаам, служивший местом летней работы на натуре академическим
ученикам-пейзажистам.Шишкин был увлечен дикой, девственной природой живописного и сурового архипелагавалаамских островов с его гранитными скалами, вековыми соснами и елями. Уже первыепроведенные здесь месяцы явились для него серьезной практикой в натурной работе,способствовавшей закреплению и совершенствованию профессиональных знаний, большемупостижению жизни природы в многообразии и взаимосвязи растительных форм.Этюд Сосна на Валааме - один из восьми удостоенных в 1858 году серебряной
медали - дает представлениеоб увлеченности, с которой художник подходит к изображению натуры, и о начавшемпроявляться уже в то время характерном свойстве дарования Шишкина - содержательномвосприятии природы. Тщательно выписывая высокую, стройную, красивую по своему контурусосну, Шишкин в ряде характерных деталей передает суровость окружающей местности.Одна из этих деталей - прислонившийся к сосне старый покосившийся крест - создаетопределенный элегический
настрой.В самой натуре, Шишкин ищет такиемотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости, и старается воспроизвестиих на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить подругому этюду той же серии - Вид на острове Валааме 1858 . Условностьи некоторая декоративность цветового решения соседствуют здесь с тщательной проработкойдеталей, с тем пристальным всматриванием в натуру, которое станет отличительнойчертой всего дальнейшего творчества
мастера. Художник увлечен не только красотойоткрывшегося перед ним вида, но и разнообразием природных форм. Их он стремилсяпередать как можно конкретнее. Этот суховатый по живописи, но свидетельствующийо хорошем владении рисунком этюд лег в основу конкурсной картины Шишкина Видна острове Валааме. Местность Кукко , демонстрировавшейся на академическойвыставке 1860 года и удостоенной Большой золотой медали. Она находилась ранее вСША, а в 1986 году оказалась на аукционе
в Лондоне. Судьба ее в настоящее времянеизвестна.Окончив Академию с Большой золотоймедалью в 1860 году, Шишкин получает право на поездку за границу в качестве пенсионера.Его путь к стилевой особенностисвоего творчества был далеко не простым, поскольку в формировании его как пейзажистаеще сказывалась прочная связь с Академией и ее эстетическими принципами. Внешнеона продолжала сохраняться и после возвращения
Шишкина из-за границы, куда он уехалв 1862 году как пенсионер Академии. Проявляясь главным образом в его успешных выступленияхна академической выставке 1865 года с картиной Вид в окрестностях Дюссельдорфа Государственный Русский музей и позже, в 1867 году, с той же работой на ПарижскойВсемирной выставке, а спустя год снова на академической выставке,
Шишкин внешнеоказывается на виду академического начальства и даже награждается орденом СтаниславаIII степени.Но мастерство, накопленное в Академиии за границей, мало ориентировало художника на выбор дальнейшего собственного пути,выбор тем более ответственный для Шишкина и его самобытного таланта не только передсамим собой, но и ближайшими товарищами, чувствовавшими в нем пейзажиста, идущегопо новой дороге.
Сближение с членами Артели и особенно с И. Н. Крамским также моглоблаготворно сказываться на назревших поисках творческой перестройки.Положение, в котором оказалсяШишкин во второй половине шестидесятых годов по возвращении из- за границы, можнобыло наблюдать и в творческой жизни других пейзажистов. Сознание важности новыхзадач опережало возможности их решения. Сама эпоха 60-х годов выдвигала перед искусствоми художником принципиально новые важные задачи, а жизнь
на каждом шагу открывалаперед ним богатый, сложный мир явлений, которые требовали коренной ломки условныхи обедненных приемов академической системы живописи, лишенной живого отношения кприроде и чувства художественной правды.Первые приметы внутреннего недовольствасвоим положением, а возможно, и сложившимся живописным методом проявились у Шишкинавесьма наглядно уже в следующем году по возвращении из-за границы. Лето 1866 годаон проводит в Москве и работает в Братцеве вместе с
Л. Л. Каменевым, его товарищемпо Московскому Училищу живописи и ваяния. Совместная работа с пейзажистом московскойшколы, искренне увлеченным мотивами равнинного русского ландшафта, не проходит бесследно.Кроме дошедших до нас светлых шишкинских рисунков с подписью Братцево ,свободных от скованности его академической манеры, главным, конечно, были исполнявшиесяим живописные этюды, в одном из которых и был запечатлен мотив зреющего ржаногополя и дороги, послуживший
впоследствии, в 1869 году основой для картины Полдень.В окрестностях Москвы Государственная Третьяковская галерея , с золотистымиполями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой, идущей из глубины,и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками. Наличиекартины ни в коей мере не умаляет самостоятельной художественной ценности исполненногона натуре этюда с особенно удавшейся живописью неба с серебристыми по краям облаками,
освещенными из глубины солнцем.Представляя типичный среднерусскийравнинный пейзаж, картина вместе с тем являет своим содержанием и образно выраженнуючерез пейзаж тему народной жизни. Завершая собой шестидесятые годы и путь перестройки,она одновременно становится и заявкой на будущее творчество художника, правда, вбольшей части посвященное мотивам лесного пейзажа, но в существе своей образностиблизкого все той же здоровой народной основе.
В 1867 году художник снова отправилсяна легендарный Валаам. На Валаам Шишкин поехал совместно с семнадцатилетним ФедоромВасильевым, которого опекал и обучал живописи.Эпопея русского леса, неизбежнойи существенной принадлежности русской природы, началась в творчестве Шишкина, посуществу, с картины Рубка леса 1867 .Для определения лица пейзажа
Шишкин предпочел хвойный лес, наиболее характерный для северных областейРоссии. Шишкин стремился к изображению леса ученым образом , чтобы угадываласьпорода деревьев. Но в этой, казалось бы, протокольной фиксации содержалась свояпоэзия бесконечного своеобразия жизни дерева. В Рубке леса это виднопо упругой округлости спиленной ели, которая кажется стройной античной колонной,сокрушенной варварами. Стройные сосны в левой части картины тактично окрашены светомугасающего
дня. Излюбленный художником предметный план с папоротниками, сочной травой,сырой землей, разорванной корневищами, зверьком на переднем плане и мухомором, контрастирующийс торжественным и гулким лесом все это внушает чувство упоения красотой материальнойжизни природы, энергией произрастания леса. Композиционное построение картины лишеностатичности - вертикали леса пересекаются, разрезаются по диагонали ручьем, поваленнымиелями и растущими враздрай наклоненными осинами и березами.
Летом 1868 года Шишкин уехал народину, в Елабугу, чтобы получить благословение отца на венчание с Евгенией АлександровнойВасильевой, сестрой художника.В сентябре того же года Шишкинпредставил в Академию художеств два пейзажа, надеясь получить звание профессора.Вместо этого художник был представлен к ордену, чем, видно, был раздосадован.Тема русского леса после Рубкилеса продолжалась и не иссякала до конца жизни художника.
Летом 1869 года Шишкинработал над несколькими картинами, готовясь к академической выставке. Картина Полдень. В окрестностях Москвы выбивалась из общего строя. В сентябре-октябре1869 года она экспонировалась на академической выставке и, видимо, не была приобретена.Поэтому Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним.Шишкин с благодарностью согласился отдать ее в коллекцию за 300 рублей - сумму,предложенную
Третьяковым.В картине Полдень. В окрестностяхМосквы прозвучала тема, охватившая не только творчество Шишкина, но и значительнуючасть русской пейзажной живописи. Тема благодарения, восприятия жизни как блага,имеющая неявный христианский источник. Идея блага стала одной из центральных проблемфилософии и искусства второй половины XIX века. О нем говорили и Михаил Бакунин нет зла, все -благо.
Для религиозного человека все благо и прекрасно Начиная с 1-й Передвижной выставки,в течение всех двадцати пяти лет Шишкин участвовал на выставках своими картинами,дающими возможность сегодня судить об эволюции мастерства пейзажиста.Произведения Шишкина показывают,как расширялись его творческие задачи и как этот подлинный художник-демократ хотелвыразить в образах русской природы лучшие народные идеалы и чаяния, за осуществлениекоторых
боролись в то время представители всей передовой демократической культуры.Лето 1871 года Шишкин прожил народине. В начале 1872 года на конкурсе, организованном Обществом поощрения художествв Петербурге, Шишкин выступил с картиной Мачтовый лес в Вятской губернии .Уже название позволяет связать это произведение с природой родного края, а времясобирания материала - с летом 1871 года.
Картина Шишкина была приобретеныП. М. Третьяковым и вошла в состав его галереи. Крамской в письме от 10 апреля1872 года, извещая Третьякова об отправке картин, называет картину Шишкина замечательнейшим произведением русской школы . В письме к Васильеву отой же картине Крамской отзывается еще более восторженно. Он то есть Шишкин пишет Крамской написал вещь хорошую до такой степени, что, оставаясь все-такисамим
собой, он еще не сделал ничего равного настоящему. Это есть чрезвычайно характеристическоепроизведение нашей пейзажной живописи .Став одним из учредителей Товариществапередвижных художественных выставок, Шишкин сдружился с Константином Савицким, ИваномКрамским, позже - в 1870-х годах - с Архипом Куинджи.Творческая жизнь Ивана Шишкинав течение долгого ряда лет особенно в 70-х годах проходила
на глазах Крамского.Обычно из года в год оба художника по летам селились вместе, где-нибудь среди природысредней полосы России. Многим, видимо, обязанный участию Крамского, Шишкин открытоназывал его тем художником, который оказывал на него благотворное влияние. Крамской,видя неуклонный творческий рост пейзажиста с начала 70-х годов, особенно радовалсяего успехам в области колорита, подчеркивая, что эта победа была им завоевана преждевсего в области этюда, то есть
в непосредственном общении с природой.В 1872 году в письмах к Васильевуиз-под Луги где Крамской и Шишкин жили вместе Крамской часто писал о занятияхэтюдами. Лучше я вам взамен рассуждении расскажу, что мы тут делаем пишетон Васильеву 20 августа Во-первых, Шишкин все молодеет, т. е. растет. Серьезно А уж этюды, я вам доложу - просто хоть куда, и как я писал вам, совершенствуетсяв колорите
.В то же время Крамской со свойственнойему глубиной и широтой во взглядах на искусство сразу же почувствовал здоровую основуи сильные стороны творчества Шишкина и его огромные возможности. Уже в 1872 годув письме к Васильеву Крамской, отмечая с суровой беспристрастностью некоторую ограниченность,присущую в те годы творчеству Шишкина, определил место и значение этого художникадля русского искусства он все-таки неизмеримо выше всех, взятых вместе,до сих пор
Шишкин - верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек- школа, но живая школа .В апреле 1874 года умерла перваяжена Шишкина, Евгения Александровна сестра Федора Александровича Васильева , ивслед за ней маленький сын. Под тяжестью личных переживаний Шишкин на некотороевремя опустился, отошел от Крамского и бросил работать. Он поселился в деревне,снова сошелся с однокашниками по
Московскому Училищу живописи и ваяния и Академиихудожеств, часто выпивавшими вместе с ним. Могучая натура Шишкина победила тяжелыедушевные переживания, и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смогдать ряд картин, из которых одна Родник в сосновом лесу снова вызвалавосторженные похвалы Крамского.В семидесятых годах Шишкин всесерьезнее увлекается офортом.
Техника глубокой печати, позволяющая свободно рисоватьбез каких-либо физических усилий, оказалась ему особенно близка - он мог сохранитьсвободную и живую манеру линейно-штрихового рисунка. В то время как многие художникииспользовали офорт для репродуцирования своих картин, для Шишкина искусство офортастало самостоятельной и важной областью творчества. Стилистически близкие его живописнымпроизведениям, сочные эстампы художника отличаются выразительностью
образного строяи удивительной тонкостью исполнения.Шишкин выпускал эстампы то отдельнымилистами, то целыми сериями, которые он объединял в альбомы, пользовавшиеся большимуспехом. Мастер смело экспериментировал. Он не только вычеркивал рисунок иглой,но и рисовал на доске краской, клал новые тени, подчас дополнительно протравливалготовое изображение, усиливал или ослаблял интенсивность всего офорта или отдельныхмест. Нередко он дорабатывал печатную форму сухой иглой, нанося
рисунок на металлическуюдоску даже после травления и дополняя изображение новыми деталями. Известно большоеколичество сделанных художником пробных оттисков.Уже один из ранних офортов Шишкина Ручей в лесу 1870 свидетельствует о прочности профессионального фундаментагравера, за которым стоит напряженная штудийная и творческая работа. Многодельный,сложный по мотиву, этот офорт напоминает те рисунки пером и тушью, которые
Шишкинисполнял в шестидесятые годы. Но по сравнению с ними, при всей измельч нности штрихов,он лишен какой-либо засушенности, в нем больше чувствуется красота чеканных линий,богаче светотеневые контрасты.В некоторых произведениях художникдостигает высокого поэтического обобщения при сохранении все той же тщательностив передаче деталей. Для семидесятых годов такой картиной стала Рожь 1878 .9 марта 1878 года распахнулисьдвери Общества поощрения художеств.
Здесь в то время разместилась шестая выставкапередвижников, на которой экспонировались такие выдающиеся полотна, как Протодьякон И. Е. Репина, Кочегар и Заключенный Н. А. Ярошенко, Встреча иконы К. А. Савицкого, Вечер на Украине А. И. Куинджи.И даже среди них выделялся пейзаж Шишкина Рожь . Он не уступал им в значительностисодержания и в уровне исполнения.
Крамской сообщал Репину Я буду говоритьв том порядке, в котором по-моему вещи по внутреннему своему достоинству располагаютсяна выставке. Первое место занимает Шишкина Рожь .Картина писалась после совершеннойхудожником в 1877 году поездки в Елабугу. На протяжении всей своей жизни он постоянноприезжал в отчий край, где словно черпал новые творческие силы. Найденный на родинемотив, запечатленный в одном из карандашных набросков с лаконичной авторской
надписью Эта , и лег в основу картины.Само название Рожь в известной степени выражает сущность изображенного, где все так мудро просто, ив то же время значительно. Это произведение невольно ассоциируется со стихами А.В. Кольцова и Н. А. Некрасова - двух поэтов, которых Шишкин особенно любил.Все рожь кругом, как степь, живая,
Ни замков, ни морей, ни гор.Спасибо, сторона родная,За твой врачующий простор.Так писал Некрасов после возвращенияиз-за границы в стихотворении Тишина .Спелая рожь, наполняющая картинузолотым отливом, с шумящими, колышущимися от ветра колосьями, бесконечным моремразлилась вокруг. Будто бы из-под ног зрителя убегает вперед, извиваясь и прячасьза стеной ржи, полевая тропа. Мотив дороги, как бы символизирующий у художниковобличительного направления
трудный и скорбный путь народа, приобретает у Шишкинасовершенно иное, радостное звучание. Это светлая, гостеприимная дорога,зовущая и манящая вдаль.Жизнеутверждающее произведениеШишкина созвучно мироощущению народа, связывающего с могуществом и богатством природыпредставление о счастии, довольстве человеческой жизни . Недаром на одномиз эскизов художника мы находим такую запись
Раздолье, простор, угодье. Рожь.Божия Благодать. Русское богатство . В этой более поздней авторской ремаркераскрывается суть созданного образа.Картиной Рожь завершаютсяв семидесятых годах завоевания Шишкина - пейзажиста эпического склада. В контекстерусской пейзажной живописи второй половины XIX века картина имеет значение этапногопроизведения, лучше всего выразившего в тот период путь передвижнического
пейзажа,в котором конкретный национальный образ русской природы приобрел особую социальнуюзначимость. Назревшая в искусстве критического реализма проблема утверждения положительныхидеалов нашла в этом жанре наиболее полное решение в картине Рожь .В семидесятых годах идет стремительныйпроцесс развития пейзажной живописи, обогащение ее новыми талантами. Рядом с Шишкинымэкспонирует на пяти передвижных выставках свои восемь знаменитых картин
А. И. Куинджи,разрабатывающий совершенно необычную живописную систему. Создаваемые Шишкиным иКуинджи художественные образы, их творческие методы, приемы, как впоследствии исистема преподавания, резко отличались, что не умаляло достоинство каждого из них.Тогда как Шишкину было свойственно спокойное созерцание природы во всей обыденностиее проявления, Куинджи присуще романтическое ее восприятие, его увлекали в основномэффекты освещения и вызванные ими
цветовые контрасты. Колористическая насыщенностьи смелые обобщения форм позволили ему достичь особой убедительности в решении сложнойзадачи максимального приближения к реально существующей силе цвета в природе и обусловилиприсущие его произведениям элементы декоративности. В решении колористических задачШишкин уступал Куинджи, но зато был сильнее его как рисовальщик. Характерно, чтоКуинджи, изображавший, как правило, явления природы, не поддающиеся длительномуизучению,
обходился без предварительных натурных этюдов, в то время как Шишкин считалих первоосновой творческого процесса.Наряду с Куинджи в конце семидесятыхгодов выступает В. Д. Поленов - автор замечательных пленэрных жанрово-пейзажныхкартин Московский дворик и Бабушкин сад . В 1879 году, послетрехлетнего перерыва, в предпоследний раз экспонирует два пейзажа Саврасов, в творчествекоторого намечаются черты, предвещающие близящийся упадок.
А на московской ученическойвыставке 1879 80 года появляется тонкая по живописи лирическая картина занимавшегосяв классе Саврасова молодого И. И. Левитана Осенний день. Сокольники .Все эти произведения представлялиразличные направления в единых рамках русского реалистического пейзажа. Каждое изних вызывало интерес зрителей. И все же наибольший успех выпал на долю Шишкина,который занял в конце семидесятых годов одно из самых видных мест, если не главное,среди русских
пейзажистов. В новом десятилетии, когда прекратили выставляться А.И. Куинджи и А. К. Саврасов, а М. К. Клодт и Л. Л. Каменев не достигли такого художественногоуровня, как Шишкин, последний вместе с В. Д. Поленовым возглавил передвижническуюшколу пейзажа. В его лучших произведениях реалистическая пейзажная живопись поднимаетсяна одну из самых высоких ступеней.
В 80-е годы Шишкин создает многокартин, в сюжетах которых он по-прежнему обращается преимущественно к жизни русскоголеса, русских лугов и полей, впрочем, затрагивая и такие мотивы, как морское побережьеБалтики. Основные черты его искусства сохраняются и теперь, но художник отнюдь неостается неподвижно на творческих позициях, выработанных к концу семидесятых годов.Такие полотна, как Ручей в лесу На косогоре 1880 , Заповедник.Сосновый бор 1881 ,
Сосновый лес 1885 , В сосновом лесу 1887 и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Однакотрактованы они с большей живописной свободой. В лучших пейзажах Шишкина этого временинаходят отражение общие для русского изобразительного искусства тенденции, преломляемыеим по-своему. Художник с увлечением работает над широкими по размаху, эпическимипо своему строю картинами, воспевающими просторы родной земли.
Теперь все ощутимееего стремление к передаче состояния природы, экспрессии образов, чистоте палитры.Во многих произведениях, прослеживая цветовые и световые градации, он используетпринципы тональной живописи.Успехи в колорите были достигнутыШишкиным прежде всего и в наибольшей степени в этюдах, в процессе прямого общенияс природой. Не случайно друзья Шишкина, художники-передвижники, находили его этюдыне менее интересными, чем картины, а подчас даже более свежими и колоритными.
Междутем помимо Сосен, освещенных солнцем , и сочного по живописи, чрезвычайновыразительного пейзажа Дубы. Вечер , многие превосходные этюды Шишкиналучшей поры его творчества почти не упоминаются в искусствоведческой литературе.К ним относятся Уголок заросшего сада. Сныть-трава 1884 , Лес Шмецк близ Нарвы , У берегов Финского залива Удриас близ Нарвы оба 1888 г На песчаном грунте. Мери-Хови по финляндской железной дороге 1889, 90
Молодые сосенки у песчаного обрыва. Мери-Хови по финляндскойжелезной дороге 1890 и целый ряд других. Все они отличаются обостреннымчувством формы и фактуры предметов, тонкой градацией близлежащих оттенков цвета,свободой и многообразием живописных приемов при сохранении строгого, реалистическиточного рисунка. Кстати, последнее со всей наглядностью выявляет исследование произведенийШишкина в инфракрасном свете. Лежащий в основе работ художника четкий рисунок являетсясущественным признаком, дающим возможность
отличить подлинные произведения мастера.Многочисленные этюды Шишкина,над которыми он особенно увлеченно трудился в пору творческого расцвета, свидетельствуюто его чуткости к тенденциям развития русского искусства последних десятилетийXIX века, когда усиливается интерес к работам этюдного характера как особой живописнойформе.В 1885 году В. Д. Поленов экспонировална передвижной выставке девяносто семь этюдов, привезенных из
поездки на Восток.Шишкин же впервые выступил с группой этюдов в 1880 году, показав двенадцать крымскихпейзажей. На протяжении всех последующих лет он неоднократно демонстрировал этюды,к которым относился как к самостоятельным законченным художественным произведениям.И то, что Шишкин показывал на своих персональных выставках не картины, а именноэтюды, позволяет судить о том, сколь принципиально важной была для него эта областьхудожественной деятельности.
Некоторые этюды Шишкина приобреталисьП. М. Третьяковым вскоре после их окончания. К ним относится пейзаж Пасека 1882 с голубым облачным небом и прекрасно разработанной темной зеленью. Он гораздоживописнее по сравнению с аналогичной по мотиву картиной 1876 года Пасекав лесу . Художник приблизил к зрителю ульи и крытый соломой сарай, сократилподробный рассказ и достиг большой емкости и цельности художественного образа.
В восьмидесятые-девяностые годыхудожника все чаще привлекают изменчивые состояния природы, быстро проходящие моменты.Благодаря интересу к световоз-душной среде, к колориту ему теперь больше, чем раньше,удаются такого рода произведения. Пример тому - поэтичная по мотиву и гармоничнаяпо живописи картина Туманное утро 1885 . Как нередко бывало у художника,увлекший его мотив он варьирует в нескольких произведениях. В 1888 году Шишкин написал Туман в сосновом лесу и тогда же, видимо, этюд
Крестовский островв тумане , в 1889 году - Утро в сосновом лесу и Туман ,в 1890 году - снова Туман и, наконец, Туманное утро пейзаж,экспонировавшийся на двадцать пятой передвижной выставке .Среди всех произведений художниканаиболее широкой известностью пользуется картина Утро в сосновом лесу .Замысел ее подсказал Шишкину К. А. Савицкий, но не исключена возможность, что толчкомк появлению этого полотна послужил пейзаж 1888
года Туман в сосновом лесу ,написанный, по всей вероятности, как и Бурелом , после поездки в вологодскиелеса. Видимо, Туман в сосновом лесу , с успехом экспонировавшийся напередвижной выставке в Москве ныне в частном собрании в Чехо-Словакии породилу Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включениемв него своеобразной
жанровой сценки с резвящимися медведями. Ведь лейтмотивом прославленнойкартины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Судя по описанию оказавшегосяв Чехо-Словакии пейзажа, задний план его с участком густого леса напоминает дальнийвид исполненного маслом эскиза картины Утро в сосновом лесу , принадлежащегоГосударственной Третьяковской галерее. И это лишний раз подтверждает возможностьвзаимосвязи обеих картин.
Видимо, по эскизу Шишкина то есть так, как они были задуманыпейзажистом , Савицкий и написал медведей в самой картине. Эти медведи с некоторымиразличиями в позах и в количестве сначала их бы ло два фигурируют во всех подготовительныхнабросках и эскизах Шишкина. А их было немало. В одном только Государственном Русскоммузее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов.
Медведи получились у Савицкогостоль удачно, что он даже расписался вместе с Шишкиным на картине. Однако приобретшийее П. М. Третьяков снял подпись, решив утвердить за этой картиной только авторствоШишкина. Ведь в ней начиная от замысла и кончая исполнением, все говорит оманере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину .Занимательный жанровый мотив,введенный в картину, во многом способствовал ее популярности, но истинной
ценностьюпроизведения явилось прекрасно выраженное состояние природы. Это не просто глухойсосновый лес, а именно утро в лесу с его еще не рассеявшимся туманом, с легко порозовевшимивершинами громадных сосен, холодными тенями в чащах. Чувствуется глубина оврага,глушь. Присутствие медвежьего семейства, расположившегося на краю этого оврага,порождает у зрителя ощущение отдаленности и глухости дикого леса.На рубеже восьмидесятых - девяностыхгодов
Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природыи написал большую картину Зима 1890 , поставив в ней трудную задачупередачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи. Все сковано морозоми погружено в тень. Только в глубине луч солнца осветил полянку, слегка окрасивее в розоватый тон. От этого снег, толстым слоем лежащий на земле, на ветвях сосенкажется еще голубее. Лишь темнеющие на его фоне мощные стволы огромных деревьевда птица на ветке привносят ощущение жизни.
И в девяностые годы, в трудныйдля Товарищества передвижных художественных выставок период, отмеченный кризиснымиявлениями в творчестве многих художников старшего поколения и возникающими в средепередвижников разногласиями, грозящими распадом всей организации, Шишкин оставалсяс теми, кто сохранял верность демократическим идеалам шестидесятых годов. ПоследовательКрамского, убежденный сторонник просветительской, идейно-художественной программыпередвижников,
активно участвовавший своим творчеством в ее претворении в жизнь,он в 1896 году с гордостью писал Приятно вспомнить то время, когда мы, какновички, прокладывали первые робкие шаги для передвижной выставки. И вот из этихробких, но твердо намеченных шагов выработался целый путь и славный путь, путь,которым смело можно гордиться. Идея, организация, смысл, цель и стремления Товариществасоздали ему почетное место, если только не главное, в среде русского искусства.
В преддверии XX века, когда возникаютразличные течения и направления, идут поиски новых художественных стилей, форм иприемов, Шишкин продолжает уверенно следовать по своему раз избранному пути, создаваяжизненно правдивые, содержательные и типические образы русской природы. Достойнымзавершением его цельного и самобытного творчества стала картина Корабельнаяроща 1898 - полотно, классическое по полноте и многогранности художественногообраза, совершенству
композиции.В основу этого пейзажа легли натурныеэтюды, выполненные Шишкиным в родных прикамских лесах, где он нашел свой идеал- синтез гармонии и величия. Но в произведении воплощено и то глубочайшее знаниерусской природы, которое было накоплено мастером за почти полувековую творческуюжизнь. Эскиз-вариант, хранящийся в Государственном Русском музее, имеет авторскуюнадпись
Корабельная Афонасовская роща близ Елабуги . То, что художник,создавая картину, основывался на живых, конкретных впечатлениях, сообщает ей особуюубедительность. В центре выделены освещенные солнцем мощные стволы вековых сосен.Густые кроны бросают на них тень. Вдали - пронизанное теплым светом, словно манящеек себе пространство бора. Срезая рамой верхушки деревьев прием, часто встречающийсяу
Шишкина , он усиливает впечатление огромности деревьев, которым словно не хватаетместа на полотне. Великолепные стройные сосны даны во всей своей пластической красоте.Их чешуйчатая кора написана с использованием многих цветов. Шишкин был и оставалсядо конца непревзойденным знатоком дерева, художником, не имевшим соперников в изображениихвойного леса.Как всегда неторопливо рассказываетон о жизни этого леса в погожий летний день.
Изумрудная трава и сероватая зеленьмолочая спускаются к мелкому, бегущему по камням и песку ручью. Переброшенная черезнего изгородь говорит о близком присутствии человека. Две вспорхнувшие желтые бабочкинад водой, зеленоватые отражения в ней, чуть голубоватые рефлексы от неба, скользящиелиловатые тени на стволах привносят трепетную радость бытия, не нарушая при этомвпечатления разлитого в природе покоя. Прекрасно написана поляна справа с побуревшейот солнца травой, сухой почвой
и насыщенной по цвету молодой порослью. Разнообразные,выявляющие форму и фактуру мазки подчеркивают мягкость травы, пушистость хвои, крепостьстволов. Богато нюансирован цвет. Во всем чувствуются отточенное мастерство, увереннаярука художника.Картина Корабельная роща самая крупная по размерам в творчестве Шишкина - как бы последний, завершающийобраз в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую
силу. Осуществлениетакого монументального замысла, как это произведение, свидетельствует, что шестидесятишестилетнийхудожник находился в полном расцвете творческих сил, но на этом его путь в искусствеоборвался. 8 20 марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом,на котором стояла новая, только что начатая картина Лесное царство .Вместе с группой коренных передвижников- учредителей и руководителей Товарищества - Шишкин прошел большой и славный путь.
Но в изобразительном искусстве конца XIX столетия наблюдалась уже иная, чем прежде,расстановка художественных сил. В творчестве молодых живописцев росло стремлениек новым средствам художественной выразительности, усиливались поиски иных образныхрешений. Тогда-то в среде некоторых старших художников стала обнаруживаться явнаянетерпимость к тем представителям нового поколения, которые пытались отойти от устоявшихсятрадиций передвижников. В этом отходе отдельные старшие передвижники усматривалине естественное для молодых стремление
к поиску новых решений, к непрерывному движениювперед, а отступление от славных завоеваний предыдущего поколения в его нелегкойборьбе с отживающим академизмом. В прошлом сами новаторы, они теперь не признавалиноваторства талантливой молодежи. А ведь восприятие художниками старшего поколениятворчества молодых - тот оселок, на котором выявляется понимание путей развитияискусства.Шишкин, как и Репин, с которымв 1894 году он начал преподавать в
Высшем художественном училище при Академии художеств,умел ценить таланты. Показательно в данном случае то, что он первым и лучшим художникомназвал В. А. Серова - величайшего портретиста, внесшего неоценимый вклад и в развитиерусского пейзажа, нашедшего новые тончайшие средства художественной выразительностив изображении скромной русской природы.В среде молодых художников Шишкинпользовался заслуженным уважением, несмотря на то что исповедовал иные
эстетическиепринципы, придерживался иной художественной системы. Молодежь не могла не признаватьв нем глубочайшего знатока и вдумчивого изобразителя русской природы, не могла неоценить его высокого мастерства. Этюды, рисунки, офорты Шишкина были той наглядной живой школой , о которой говорил в свое время Крамской. Этой же школойдля начинающих художников, конечно, являлся и сам
Шишкин, его опыт, его знания,его непосредственные занятия с ними.Сам Шишкин в поздние годы, сохраняяверность своим принципам и выработанной годами манере, внимательно присматривалсяк работам молодых, старался и в собственное творчество вносить нечто новое, притом, что в сложной, противоречивой художественной жизни кануна XX века он неизменнооставался ярким представителем искусства критического реализма, выразителем демократическихидеалов,
носителем лучших традиций передвижничества.Шишкин умер 20 марта 1898 года,как истинный художник - за работой. Средняя Специальная Музыкальная Школа- лицей Реферат на тему Жизнь и творчество художника И. И. Шишкина. Выполнили Ученики ССМШ-лицея при КГК 9 классаВаршавский Валентин и Анатолий Калашников.Проверила Акс нова Наталья
Михайловна подпись
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |