Е. Музалевский
Для человека, который не знает, к какой гавани он направляется, ни один ветер не будет попутным. Сенека
I. Введение.
Практическая деятельность в редакции средства массовой информации – один из завершающих этапов всей программы вузовской подготовки журналистов. Он знаменует собой начало перехода студентов-старшекурсников от состояния “потребитель СМИ” к состоянию “производитель СМИ”.
К этому моменту знания, полученные с помощью ряда теоретических курсов и занятий в творческой мастерской, почти неизбежно оказываются в состоянии напряженного ожидания эксперимента, проверки первых творческих озарений открытым обращением к массовой аудитории. Несмотря на то, что многие студенты начинают самостоятельно сотрудничать с редакциями с первых дней обучения в вузе, учебная практика выводит на качественно новый уровень и их первичный профессиональный опыт тоже. Этому в значительной степени способствует необходимость реализовать конкретную программу действий в четко оговоренные сроки, а также то обстоятельство, что в решении этой задачи преподаватели вуза и журналисты-практики объединяют свои усилия, и творческая инициатива стажера впервые получает всестороннюю поддержку.
Среди разнообразных учебно-методических задач журналистской практики необходимо выделить несколько наиболее значимых. Предполагается, что в процессе освоения программы практики студенты получают возможность научиться:
- осознавать цель, смысл и последствия своих профессиональных действий; - согласовывать практические задачи СМИ с интересами своей аудитории и шире – общественной среды обитания редакции; - выбирать путь и средства выполнения редакционного задания согласно его главной цели; - пользоваться всеми известными способами получения и обработки информации; - планировать свою профессиональную деятельность на всех ее основных фазах – от постановки задачи до написания журналистского текста; - добиваться состояния постоянной инициативы в поиске общественно-значимых тем; - понимать принципы работы и нормы общения в специфических условиях жизнедеятельности своей профессиональной среды.
Существующий на филологическом факультете СГУ многолетний опыт организации учебно-производственной журналистской практики подсказывает оптимальные сроки ее проведения. Представляется наиболее целесообразным проводить практику в два этапа: после третьего и четвертого курсов с постепенным расширением и наполнением программы. К этому времени большинство теоретических тем по специальности бывают освоены студентами, а сами они в значительно большей степени, чем после первых двух курсов, оказываются информированными как о системе местных СМИ в целом, так и о профессиональном лице, общественных позициях и учредительских обязательствах отдельных редакций и компаний. Это в значительной степени облегчает будущим стажерам выбор места прохождения практики. Принцип добровольности в этом деле – основополагающий. Именно с этого момента личные пристрастия, творческие амбиции и уже наметившиеся социальные предпочтения начинают самостоятельно искать наиболее удобную форму самовыражения и поле деятельности. Куратор практики непременно учитывает пожелания студентов, соотнося их с выделяемой каждой редакцией квотой мест для практикантов. В случае, когда студент затрудняется сделать самостоятельный выбор, тактично направляет ход его размышлений к окончательному решению.
Следует заметить, что момент самостоятельного выбора места деятельности имеет большое обучающее значение для будущих журналистов, чья профессиональная карьера в дальнейшем еще не раз будет зависеть от степени осознанности такого выбора и готовности принимать на себя ответственность за его последствия.
В своих рекомендациях студентам руководитель указывает, что из нескольких недель практики одна (первая) является ознакомительной. В этот период практикант обязан познакомиться со структурой редакции, понять основные принципы организации работы коллектива, а также практикующиеся здесь критерии оценки качества журналистского труда, подготовить и согласовать с куратором в редакции и руководителем практики от вуза свой личный творческий план до конца практики.
На каждую из двух практик студентам определяется минимальный (зачетный) объем работы. В количественном выражении и в том, и в другом случае – это не менее пяти материалов (теле-, радиосюжетов), прошедших редактирование и утвержденных соответствующим порядком к публикации или к выпуску в эфир (имеется в виду, что завершенная работа может и не попасть к читателю / зрителю / слушателю по независящим от редакции и исполнителя причинам).
При этом, если студенты четвертого курса преимущественно работают в жанрах информации, репортажа, экспресс-интервью или блиц-опроса, то обязательным результатом практики для пятого курса должна быть одна работа в жанре корреспонденции (аналитического комментария), посвященной какой-либо социально-значимой теме. Программой практики специально оговаривается, что в процессе подготовки редакционных заданий стажеры обязаны обратить особое внимание на следующие темы:
- проблемы формирования и развития гражданского общества; - деятельность некоммерческих общественных организаций; - деловая жизнь города и области; - правовые проблемы общественной и экономической жизни региона.
Как известно, профессиональная деятельность журналиста на телевидении, на радио и в газете подчиняется своим особым, специфическим производственным условиям. Этим различиям посвящен целый цикл практических занятий по курсу “Журналистское мастерство”. В настоящем пособии рассматриваются лишь те вопросы, знание которых прямо влияет на результативность и качество работы корреспондента в редакции любого СМИ.
II. Практика в редакции.
1. Структура редакции, главные действующие лица, роль и место практиканта в редакционном коллективе. Редактор – это специалист, который плохо знает, что такое хорошо, и хорошо знает, что такое плохо. Евг. Сазонов, писатель-людовед коллективный автор 16-й страницы “Литературной газеты”.
Впервые попадая в редакцию какого-либо издания в разгар рабочего дня, неискушенный человек, как правило, быстро теряет самообладание. Будучи только посторонним наблюдателем, непросто понять, как “из этой беготни, болтовни, кутерьмы, скачки с препятствиями, из всех этих острот и подшучиваний и бесконечного напряженного труда” “выкристаллизовывается очередной номер газеты” (К.Чапек).
К тому же, перейдя с этажа на этаж, “дома печати” (радио, телевидения), вы легко обнаружите, что кроме общего состояния напряженной суеты, предшествующей выпуску газеты (передачи), в действиях журналистов мало общего. Не только между основными родами великой армии СМИ, но и между их отдельными подразделениями (например, отделами редакций) существуют принципиальные отличия. И то, что допустимо в одном из них (например, поэтапный анализ развития экономической ситуации в регионе на протяжении месяцев в отделе экономики и политики), абсолютно невозможно в другом (в службе информации).
Понять назначение, основные функции и методы работы различных звеньев редакционного сообщества – одна из первейших задач практиканта. К сожалению, в условиях экономического неблагополучия большинства редакций, наметилась явная тенденция к унификации журналистских специализаций. Это заметно сказывается на качестве конечного продукта – продаваемой информации, так как принцип “и швец, и жнец, и на дуде игрец”, все же, что бы там ни говорили, - не для этой профессии. Следует иметь ввиду, что нормальная организация информационного процесса предполагает обязательное наличие специалистов в тех или иных областях знаний, сферах жизни общества.
Несмотря на наличие в выходных данных газеты таких солидных слов, как “учредитель” или “издатель”, на строгие подписи “главный редактор” или “продюсер” (в титрах передачи), основным действующим лицом редакционного коллектива везде и всюду по-прежнему остается корреспондент (иной раз, для шика, именуемый в штатном расписании репортером). Без его постоянных напряженных усилий не будет собран “урожай новостей” и, следовательно, невозможно существование самого средства массовой информации.
Подразумевается, что именно корреспондента (при наличии полного штата в редакции) и назначают куратором к практиканту. В этом случае желательно заранее установить с ним контакт при посредничестве преподавателя вуза. Самостоятельно выбирая газету или телеканал для прохождения практики, необходимо внимательно изучить деятельность редакции в течение некоторого времени, знать имена наиболее активных авторов, иметь представление об их амплуа, тематических пристрастиях, манере излагать информацию. Только в этом случае можно быть уверенным, что общий язык между стажером и куратором будет найден и дебюта начинающего журналиста не придется ждать слишком долго.
Куратор должен быть подробно информирован о целях, сроках и программе практики. Между куратором и руководящим практикой преподавателем устанавливается периодический двусторонний контакт.
Процесс приобретения необходимых ремесленнических навыков абсолютно неизбежен в любой творческой профессии. Чаще всего он бывает основан на подражательстве, имитации, многократном повторении приемов, приносящих гарантированный результат. Конечно, избежать негативных последствий эпигонства возможно лишь при условии, что перед дебютантом будут ставится и самостоятельные задачи, раскрывающие его творческие возможности и демонстрирующие склонность к избранной профессии.
Совет практиканту: если вы сумеете оказать посильную помощь корреспонденту-куратору в выполнении его профессиональных обязанностей, у вас есть шанс сделать его своим единомышленником, наладить постоянные доверительные отношения. Цель практики будет почти достигнута, если вы найдете с помощью своего наставника ответы на следующие вопросы:
- как выкапывать факты, не лежащие на поверхности? - как находить источники информации? - как создавать сеть информаторов, предоставляющих нужные факты, или указывающих, где их можно добыть? - как быстро переключаться с одного задания на другое? - как научиться одновременно работать над несколькими темами?
Корреспондент, если он еще не заслужил право работать независимым обозревателем по какой-либо теме, все свои действия согласует с планом и основными направлениями деятельности отдела. Заведующий отделом (почти всегда - член редколлегии) – один из наиболее опытных сотрудников редакции, организующий деятельность нескольких корреспондентов. Нередко он сам берет на себя кураторскую миссию в отношении практиканта. Главная функция заведующего отделом в редакции – быть максимально широко информированным обо всех событиях, касающихся вверенной его вниманию сферы общественной жизни (будь то политика, экономика, социальные проблемы, культура, спорт и т.д.). С помощью своих сотрудников он обязан полно и разнообразно освещать эти события в газете (теле- радиопередачах).
Стажеру не следует забывать, что заведующий отделом – такой же активно практикующий журналист, как и любой корреспондент редакции. И, cледовательно, он также поможет найти ответы на перечисленные выше вопросы. А кроме того – не упустите возможности спросить его о следующем:
- нужен ли отделу план работы? - можно ли предугадать событие? - есть ли в отделе “норма выработки” (месячный “строкаж” на одного корреспондента) и какая она? - как организован в редакции процесс сдачи готового материала в печать (существуют ли крайние сроки, кто читает его первым и кто ставит окончательную визу)? - что является предметом конкуренции между отделами? - мнением каких авторитетов в своей сфере деятельности дорожит отдел?
Одной из ключевых фигур в редакциях печатных изданий является ответственный секретарь. Его роль и функции определены очень четко. Это начальник штаба, организующий производство газеты. Он отвечает за ее внешний вид, за планирование очередного номера и за выпуск его в свет. Кроме того, в его распоряжении находятся служба фотокорреспондентов, наборщики, верстальщики, дизайнеры, корректорская служба. Он должен первым узнавать о всех допущенных ошибках, неточностях, опечатках. Ответственный секретарь согласует планы отделов и, подобно опытному регулировщику, организует поток информации, проходящей через редакцию, с тем, чтобы к читателю прежде всего попадало все самое интересное и важное.
В процессе контактов с ответственным секретарем практиканту необходимо найти ответы на следующие вопросы:
- по каким признакам ответственный секретарь отделяет новость для первой полосы от новости для третьей? - какие принципы лежат в основе группировки всего материала номера? - что делать, если на актуальную тему ни один из отделов не подготовил материала в номер? - можно ли спланировать работу редакции на отдаленную перспективу – например, на месяц? - что следует считать качественной иллюстрацией в газете? - как добиться своевременного (по графику) выпуска газеты в свет? - бывают ли номера без опечаток и кто в этом “виноват”?
Непременным условием учебно-производственной практики в редакции должно быть дежурство по номеру (выпуску). В случае, если редакция по каким-либо причинам не может полностью доверить эту обязанность стажеру, он должен отдежурить один номер (выпуск) в паре со штатным сотрудником. Результатом дежурства должен стать подробный и точный набор ответов на вопросы:
- кем, когда и как окончательно утверждается план номера (передачи)? - с чего начинается работа над выпуском? - какова последовательность действий различных подразделений редакции и их сотрудников по подготовке к выпуску? - что является завершающей фазой выпуска? - кем, когда и как оценивается качество работы редакции над очередным номером газеты (выпуском передачи)?
Бесспорно, главный редактор – лицо, несущее наибольший объем ответственности за все, что происходит со средством массовой информации: за его содержание и качество, за связи с обществом и государственными учреждениями, за поведение журналистов и даже за то, что они думают и пишут. Карел Чапек, несомненный авторитет в тайнах газетной кухни, считает, что “на большинстве главных редакторов лежит ужасное проклятие: их терзает мучительное предчувствие, что, если материал не пройдет через их руки, получится потрясающий “ляп”. При всем том они со скорбью сознают, что не в силах прочесть и пятой доли того, что идет в газету”.
В силу этой причины, обращаясь в приемную редактора с просьбой о “небольшом интервью”, практикант должен заранее ограничить свою любознательность. Лучше всего, если в основу разговора лягут три следующих вопроса:
- в каких случаях газета (передача) полностью меняет свое лицо? - по каким критериям и кто оценивает качество работы журналистов в редакции (какие практикуются виды поощрений и наказаний)? - как журналисты узнают о том, что думает об их работе читатель / зритель / слушатель?
2. Планирование и организация работы редакции.
Если вы хотите, чтобы Бог рассмеялся, расскажите ему о своих планах. Вуди Аллен, американский кинорежиссер и сценарист.
Иронический смысл эпиграфа понятен: какие планы устоят перед промыслом Творца? Иными словами, журналист предполагает, а что получится – Бог весть… Журналистская практика уверенно и обильно подтверждает эту неприятную истину. Подсчитано, что любой самый хитроумный и интересный редакционный план рискует быть выполнен в лучшем случае процентов на 60. И все же, как это ни парадоксально, именно разнообразные и хорошо продуманные планы приводят в конце концов редакцию к успеху. И наоборот – отсутствие таковых сразу же и заметно сказывается на качестве всего, что делают журналисты.
Планы бывают разные. Если исключить из сферы нашего внимания финансово-экономические (бизнес-планы) вследствие их жизнеобеспечивающего значения и исключительной закрытости от посторонних взоров, то все остальные могут открыто читаться, обсуждаться и имеют преимущественно творческую направленность. Иногда и к ним пытаются примерить гриф “секретных материалов”, но больше для солидности, так как при современной насыщенности и сообщаемости СМИ любая самая потрясающая по оригинальности идея тиражируется в мгновение ока.
Практикант имеет полное право просить познакомить его с перспективным (долгосрочным, чаще годовым) планом работы редакции. При этом надо быть готовым преодолеть приступ разочарования, если его не окажется. Слишком ненадежные условия существования не дают возможности иным изданиям и компаниям заглядывать в столь отдаленное будущее. Если же такой план все-таки существует, первый вопрос, на который следует попытаться самостоятельно, знакомясь с ним –
- в какой степени запланированные мероприятия, рубрики, циклы публикаций (передач) нацелены на удовлетворение читательских (зрительских, слушательских) информационных потребностей?
Отдельно задумаемся, в какой степени они их уже удовлетворяют? Ответить на эти вопросы будет непросто, ибо до сих пор окончательно не устоялись методы, с помощью которых можно было определить абсолютно честный рейтинг издания или передачи. Социологические опросы – один из наиболее привычных и убедительных способов узнавать о том, что думают люди. Но лишь в том случае, если редакции такие опросы проводят, а люди на них отвечают. Тиражи также могут быть объективным показателем оценки популярности того или иного проекта, но лишь когда берутся не с потолка и подтверждаются соответствующим сертификатом. Письма читателей?.. А вот тут все тот же дотошный Карел Чапек предупреждал: “По каким-то глубоко психологическим причинам “наш читатель” значительно реже утруждает себя положительным откликом на выступления газеты. Это такая редкость, что редакция в подобных случаях заявляет: мы завалены сотнями откликов, выражающих горячее одобрение всех слоев нашей читательской общественности”.
Вот и получается, что недопустимо игнорировать ни один из перечисленных способов оценки своей деятельности, включая и интуицию сотрудников редакции, шестым чувством угадывающих, если “читатель пошел”.
Далее, следуя телескопической системе матрешек, последовательно вынимайте один из другого следующие вопросы:
- учитывает ли перспективный план редакции структуру и особенности каждого сегмента своей аудитории? - что является для редакции самым надежным источником информации об этой аудитории? - какие направления деятельности (темы, проблемы) выделяет план в качестве приоритетных? - какие стороны деятельности редакции реформируются в процессе реализации перспективного плана (управленческая, исследовательская, дизайнерская, собственно творческая и т.д.)? - есть ли у разных позиций плана конкретные исполнители и заложен ли в нем механизм проверки результатов их деятельности?
Наличие перспективного плана работы (в отдельных случаях это можно назвать проектом) – показатель стабильного положения редакции на рынке СМИ. Но, как известно, даже к самой большой цели приходится идти короткими шагами. Вследствие этого успех всего заложенного в проекте зависит от того, как налажена журналистами будничная плановая деятельность. Конечно, быть готовым к событию, к сенсации – естественное профессиональное состояние репортера, но весь фокус в том, что сенсации-то не являются естественным фоном жизни общества (и слава Богу!), а газету и эфир тем не менее нужно каждый день заполнять информацией.
Планерки и летучки – неотъемлемая часть жизни редакции любого СМИ. Обычно они отличаются друг от друга количеством участников и масштабом дискуссии. На летучку, как правило, собирается большая часть творческого состава редакции. Здесь подводят итоги работы за какой-либо период (обычно – две недели, месяц), обсуждают и оценивают творчество отдельных сотрудников, соотносят текущие планы с задачами проекта. Планерки – ежедневные мероприятия, организуемые руководством редакции с участием задействованных в выпуске сотрудников. Их задача – скорректировать содержание номера (передачи) с тем, чтобы в максимальном объеме учесть наиболее свежую информацию.
Посетив планерку и летучку, стажеру неплохо было бы понять:
- кто именно руководит в редакции процессом текущего планирования и какими средствами оно осуществляется? - на какую перспективу и как подробно оговаривается текущий план? - что является в среде сотрудников показателем качественно выполненной работы? - в каком порядке поступают к руководству сведения о последних событиях и кто оценивает степень их значимости для аудитории? - существует ли в редакции план действия сотрудников в экстремальных условиях? Например, когда экстраординарное событие произошло ночью, а уже утром надо посадить своего репортера за набор материала.
Постигнув эти секреты формально-плановой деятельности редакции, самое время приступить к составлению личного творческого плана.
3. Личный творческий план.
Газета не знает разницы между велосипедной аварией и катастрофой цивилизации. Бернард Шоу, английский драматург
Возможно, мэтр и погорячился, но в одном он безусловно прав – не тема сама по себе определяет право информации стать массовой, то есть быть представленной аудитории. Тогда что?
Состояние безысходности почти неизбежно охватывает дебютанта, как только перед ним встает задача сформулировать три-пять пунктов личного творческого плана. На что ориентироваться, от какой печки плясать?..
Личные интересы? Но если вы, к примеру, увлечены всевозможными проявлениями молодежной урбанистической культуры (брейк, рэп, граффити, скейт, ролики и т.д.), нет никакой гарантии, что это предложение вызовет прилив энтузиазма в редакции солидного издания с возрастной аудиторией.
Традиционный для места прохождения практики набор проблем? Уж слишком непродуктивно идти вослед кому-то, кто уже заслуженно пользуется преимуществами многолетних профессиональных наработок.
Дежурный перечень любимых читательских тем? Но, во-первых, как уже было сказано выше, не так просто понять, что именно любит “наш читатель”. Аудитория всегда неоднородна в своих вкусах и пристрастиях, что бы ни объединяло ее вокруг издания (теле- радиоканала). А во-вторых, помимо привычного, узнаваемого, люди всегда ждут от своего СМИ чего-то нового, неожиданного.
Запланировать же новость очень непросто, хотя и возможно. Для этого надо всего лишь стать признанным участником информационного процесса, получить доступ и научиться пользоваться всей известной системой каналов информации.
Но опять – время, снова – опыт! А что же сейчас, когда за шесть недель – пять публикаций? Хоть это кому-то и покажется странным, но – все то же, о чем говорилось выше.
Личные интересы. Правда лишь в том случае, если вы сумеете найти для них точки соприкосновения с интересами других людей, создать настроение, в котором сообщаемая вами информация будет усваиваться легко и непринужденно (западные коллеги называют это “зонами импринтинга” - от английского глагола to imprint (впечатывать). В приведенном выше примере вы почти стопроцентно завладеете вниманием аудитории, если убедительно и тактично напомните ей о том, что в подростковом возрасте все и всегда одержимы проблемой самовыражения. Ну, а эпоха лишь диктует формы и способы.
Традиционный для вашего СМИ набор проблем. Но только если вы сумеете повернуть их новой для коллег стороной. Например: верно ли считать, что наркомания – болезнь? Ведь в основе этого страшного явления лежит свободный, сознательный выбор человека. Конечно, это тема для дискуссии, но она может заинтересовать многих и привести к неожиданным выводам.
Любимые читательские темы ( криминал, отношения полов, мода, краеведение, фитнесс, народная медицина, астрология, паранормальные явления…). Ну что ж, возможно не следует отказываться и от них. Следует лишь найти им свежую форму.
Нужно быть готовым предложить редакции и новость. К моменту вхождения в коридоры редакции вы являете собой уже вполне оформившийся субъект общественных отношений. Расшевелите свою память, оживите все свои контакты и связи – родственные, дружеские, учебные. Вспомните, где кто работает, учится и живет, и кто что может знать. Не поленитесь нанести этим людям визит или хотя бы позвонить по телефону. Постарайтесь убедить их стать своими творческими союзниками – глядишь, тема и появится. А то и не одна. Пусть их будет как можно больше – все второстепенное отпадет само собой.
Жизнь любого человека проходит в потоке информации. Ученые помогают ее понять, художники (к ним мы отнесем и писателей с артистами) –прочувствовать. Ну, а журналисты? Они не всегда сами ясно понимают законы общественной жизни, у них довольно скромный диапазон эмоционального воздействия на аудиторию. И все же, сколько бы справедливых сетований не вызывала известная поверхностность и скоропалительность публицистических суждений, обойтись без них общество так и не смогло. Почему? Да потому, что и ученому, и художнику для завершения какого-либо дела значительным результатом нужно время. Иногда – много времени. Мир же век от века становится все динамичнее, он меняется уже даже не ежедневно, а ежечасно. И в каждом человеке живет потребность открывать его заново по утрам и завершать вечером каким-то итогом.
Современная общественная миссия журналиста как раз и заключается в исключительной возможности предоставлять людям с помощью уникальных по своему разнообразию средств коммуникации сиюминутную, многокрасочную и полифоничную картину жизни. Подобно огромному количеству диспетчерских центров и метеорологических станций, информационные агентства, газеты, теле и радиоканалы ежедневно и ежечасно предлагают людям набор навигационных сведений, ориентирующих их в море житейских проблем и мировых событий. Возможно, роль отдельно взятого репортера провинциального издания не слишком эффектна. Но именно из усилий огромного числа таких чернорабочих и складывается современная информационная карта мира.
Соответствовать избранной миссии непросто: чем значительнее цель, тем большего самоотречения она требует. В нашем случае речь идет ни много ни мало, как о поиске кратчайших путей к общественному благу. И для начала неплохо было бы соответствовать следующим требованиям:
- быть самому разносторонне информированным человеком; - постоянно изучать информационные потребности самых разных частей общества; - вырабатывать активную реакцию на любой источник общественно-значимой информации (от неожиданного увеличения расходов за коммунальные услуги до перспектив поиска внеземных цивилизаций).
Регулярно занимаясь этими тремя упражнениями, вы стопроцентно застрахуете себя от творческого бесплодия и вопрос о том, где взять тему для следующей публикации, будет стоять перед вами уже не так остро. Ну, а засев за план, постарайтесь следовать следующим советам:
- распределите темы в порядке возрастания их сложности; - на первую позицию поставьте тему, реализовать которую вы сможете в самое ближайшее время; - согласуйте свои идеи с направлением работы отдела, в котором вы проходите практику; - не вписывайте тему в план до тех пор, пока не нашли для нее надежные источники информации; - постарайтесь уже в формулировке темы четко обозначить ее главную идею (возможно, это станет заголовком будущего материала); - прежде, чем предлагать свой план куратору, обсудите его с теми, чьим мнением дорожите (попробуйте понять, заинтересуют ли предлагаемые вами темы кого-то еще, кроме вас?); - смело обозначайте для каждого пункта плана срок его исполнения - эти даты станут отправными точками всего графика вашей дальнейшей работы.
4. Работа над материалом.
Что не проверено, то переврано. Журналистский фольклор.
Итак, личный творческий план готов, его обсудили с друзьями, он утвержден руководителем практики, согласован с куратором. Что дальше?
Не удивляйтесь, но теперь благоразумнее всего было бы… сесть за составление нового плана. Только теперь мы назовем его (см. выше) графиком работы. Можно ли обойтись без графика, спросите вы? Конечно! И, к слову говоря, без личного творческого плана – тоже. Многие обходятся. Вся проблема в том, какую цель вы ставите перед собой, как будущим профессионалом. И по какой шкале ценностей (см. ниже) измеряете свои амбиции.
Забить гол в ворота можно и в результате стихийной борьбы за мяч. А вот чтобы слетать на Луну, придется заняться кое-какими расчетами, запастись терпением и упорно готовиться к событию.
Итак, для тех, кому на Луну, несколько слов о графике. Помните, у братьев Стругацких в их веселой и умной повести “Понедельник начинается в субботу” один из двух Янусов оказался контрамотом? То есть двигался по времени в обратном направлении. Чрезвычайно удобная вещь для тех, кто любит планировать свою работу.
Начнем. У вас есть отправная точка – дата сдачи готового материала. Подчеркнем – готового. Это значит, что прежде, чем выпустить его из своих натруженных рук, надо?.. Верно! Как минимум еще раз спокойно его прочитать, и найти любую возможность проверить все, что у самого автора вызывает хоть легкую тень сомнения. Великая мудрость десятков поколений журналистов, отстоявшаяся в эпиграфе к этой главе пособия, находит свое многократное подтверждение в каждом новом поколении. Это нечто вроде профессиональных грабель, не наступив на которые, не поймешь, как больно они бьют.
Автор этих строк своими глазами видел знаменитого природоведа “Комсомольской правды” Василия Пескова в болотных сапогах и с лукошком грибов проверяющего свой завтрашний материал в наборном цехе перед самой подписью газеты в печать. Пример, достойный подражания. Иногда это еще называют методом “охлажденного материала”. Его следовало бы включить в арсенал своих профессиональных принципов в качестве основополагающего.
Даже если ваш материал идет “с колес”, а заведующий уже находится на грани инфаркта (хотя лучше бы его до этого не доводить и стараться сдать материал в оговоренные сроки), попытайтесь взять хоть небольшую паузу (полчасика), с тем, чтобы “забыть” написанное, а затем перечитать снова. Сюрпризы, которые вы там обнаружите, просто потрясут ваше воображение! Но и в дальнейшем, как это подчас ни трудно, не отпускайте его от себя надолго – помните, что это ваше детище, за которое вы несете личную ответственность, а оказаться изуродованным оно может и перед самой подписью в печать. Не по чьему-то злому умыслу - просто в результате срочной переверстки полосы в ваше отсутствие кто-то другой сократит статью, и, конечно же, сократит совсем не то, что было нужно.
Продолжим игру со временем. Прикиньте, сколько дней (часов, минут) понадобится вам, на то, чтобы остыть от материала, а уже потом довести его до совершенства. Вспомните, что до этого он еще должен быть набран (редактор рукопись читать не будет), а наборщица – не Кришна, у нее только две руки. К тому же, прежде, чем сдать статью в набор, вы должны ее еще написать (желательно набело, так как в большинстве из нас почерк обличает бывших двоечников по чистописанию). Не забудьте и о том, что собственно творческому этапу предшествует сбор информации, а это в свою очередь, предполагает предварительный поиск источников. Теперь суммируйте все, что наметили, и вы получите искомое – время начала работы над редакционным заданием. Постарайтесь не задерживаться на старте, ибо потом начнете суетиться, ошибаться, упускать из вида, игнорировать необходимые для качественного результата фазы своей деятельности и в конце концов непременно будете разочарованы итогом.
При этом имейте в виду, что ни в одной редакции вам не позволят сутками “точить стило” в ожидании, когда на вас с потолка свалится вдохновение. Газета, как и передача, должна попасть по адресу в точно ожидаемые потребителем сроки, независимо от того, является ли трудным местом производства наборная или монтажная техника. И, следовательно, начинать работу над очередным пунктом личного творческого плана необходимо уже до того, как выполнен предыдущий.
Тому, как работать с источниками информации, посвящена значительная часть практических занятий по курсу “Мастерство журналиста”. Из тем, которые не могут надоесть, здесь следовало бы напомнить об интервью, как о методе работы и как о популярном жанре.
Помимо документальных источников информации (постановлений и распоряжений, писем и пресс-релизов, афиш и публикаций в других изданиях), только компетентные в своей сфере деятельности люди, могут удовлетворить ваш интерес в той или иной проблеме. Убедить собеседника поделиться такой информацией подчас бывает очень непросто. Тем удивительнее, что к ответственному диалогу (очному или по телефону) журналисты нередко приступают, полагаясь лишь на дар импровизации. Чаще всего уже на второй минуте такой разговор начинает путаться, растекаться и уходить от цели. Затем приходится предпринимать вторую попытку, а то и третью – в общем, пока не надоест. А казалось бы, чего проще – прежде, чем поднять трубку, задумайтесь о возможном сценарии беседы.
Бывает и иначе – едва выслушав ваше предложение, собеседник тут же назначает время для встречи. Не спешите радоваться – такая ситуация требует еще более тщательной и продуманной подготовки. В противном случае вы рискуете упустить инициативу, а содержанием вашего интервью станет то, что захотел сказать вам ваш собеседник, а не то, что вы должны были от него узнать.
Среди многочисленных и хорошо известных правил и советов, как вести интервью, на начальном этапе самостоятельной работы следует запомнить главное:
- никакой разговор не начинайте без предварительной подготовки (пусть на это у вас уйдет хоть несколько минут); - заготовьте (лучше запишите и заучите) формулу обращения и представления, с которой вы каждый раз будете начинать разговор с новым собеседником – это должно выглядеть солидно и располагающе; - старайтесь хоть что-то предварительно узнать о том, с кем вам предстоит встретиться; - помните, что никакой закон не обяжет человека говорить то, что он думает, если он сам этого не захочет; - ищите “зоны импринтинга”, в которых ваши интересы и интересы собеседника могут соприкасаться; - всегда держите в запасе несколько запасных аргументов на случай отказа давать информацию – это может быть что угодно: лестный отклик общего знакомого, авторитетное мнение начальника, а то и просто напоминание о служебных обязанностях (на самый крайний случай выучите ст.58 Закона о СМИ – “Ответственность за ущемление свободы массовой информации”); - отправляясь на интервью, тщательно продумайте все детали предстоящей встречи: от формы одежды, представления и ритуального зачина “о погоде” до последовательности вопросов и способов продолжения контактов; - и последнее: не принимайте всю информацию на веру, ищите доступные способы ее проверить, помните, что достоверность сообщаемых сведений – лучший показатель качества работы журналиста.
Советы эти может быть и очевидные, но как редко мы пользуемся ими на практике, заведомо лишая себя многих профессиональных преимуществ!
Информация для будущей работы, как известно, набирается не только с помощью интервью. Препон в этом деле придется преодолеть немало. И хотя ваши хорошие манеры не всегда могут гарантировать стопроцентный успех у публики, начинать строить профессиональную репутацию лучше все же с них. Ну, а в непредвиденных нашими рекомендациями случаях смело пользуйтесь методом знаменитого чешского репортера Эгона Эрвина Киша, который во имя благого дела информирования читателей не задумываясь входил в дверь с надписью “Посторонним вход воспрещен”.
Следующая проблема, которую предстоит решить на подступах к первым творческим озарениям – выбор жанра. Часто он бывает просто продиктован объемом собранного материала и срочностью задания: набрав информации на заметку, которую надо сдавать через час, как ни крути, очерка не напишешь. Мы же сейчас рассмотрим тот нетипичный, но в любом деле возможный случай, когда материала много, он интересный и есть время над ним поработать.
Следует оговориться, что проблема жанра сегодня, к сожалению, не самая актуальная для очень многих российских СМИ. На планерках и летучках безликое слово “материал” все чаще вытесняет точные и емкие определения авторитетных форм журналистского творчества: репортаж, беседа, корреспонденция, статья, очерк, фельетон, памфлет, эссе… Дошло до того, что один из сотрудников престижного столичного издания в разговоре с коллегами как-то признался: “В нашей газете есть лишь три жанра: заметка, большая заметка и очень большая заметка”.
Рассуждения о том, что жанровый аскетизм современной российской прессы продиктован ее ориентацией на более современную, динамичную, информационную западную журналистику, не выдерживают критики. Во-первых, потому что ни одно российское издание (как и теле- радиоканал) никакой “только информацией” себя не ограничивает. А во-вторых, потому что в основании любого самого новаторского явления всегда лежит традиция. В нашем случае - это традиция создавать и пользоваться разнообразной по форме журналистской продукцией. При этом не следует забывать, что западная (под этим определением чаще имеется в виду американская) пресса изначально формировалась как часть массовой культуры. Тогда как принципы российского (как и европейского) журнализма закладывались в недрах историко-литературного процесса. К слову сказать, читательская культура – тоже.
Спорить о том, что лучше – бессмысленно. Признанным историко-культурным явлениям, к которым несомненно относит себя любая национальная отрасль журналистики, лучше не противостоять, а оплодотворять друг друга. Но и творческую несостоятельность, элементарное отсутствие культуры письма негоже оправдывать реформаторскими устремлениями. Себя обмануть можно, аудиторию – никогда.
Так что же все-таки предпочесть из богатой и испытанной палитры жанровых форм для решения конкретной производственной задачи - написать “материал” на тему? Вот тема-то и дает первую подсказку, ибо за ней кроется объект вашего профессионального интереса. Если вы были свидетелем неожиданного события – смело пишите репортаж. Если пытались разобраться в проблеме – статью или корреспонденцию. Если вас заинтересовала человеческая личность – очерк. А хотите (и имеете основания) съязвить в чей-то адрес – фельетон. Побывали на пресс-конференции – отчет, на премьере в театре – рецензию.
Вторую подсказку дает цель вашего задания. Составить материал из вопросов корреспондента и ответов собеседника можно и тогда, когда вы хотите что-то узнать о событии, которому не были свидетелем; и тогда, когда по просьбе читателей вам необходимо разобраться в специальной проблеме или представить чье-то авторитетное мнение. В первом случае это будет называться блиц-интервью, а во втором, возможно, и беседа.
О том, какие требования предъявляются к разнообразным жанрам публицистики, практиканту уже должно быть известно из курса “Мастерство журналиста”. Если же он еще и не поленится обратить свой взор к книжным полкам любой библиотеки, на которых рядами стоят сборники публицистики самых разных авторов: российских и зарубежных, современных и не очень – то сможет получить и дополнительную творческую подпитку. К слову сказать, подражание – не самый плохой способ учиться писать. Главное, чтобы пример был достойный.
Как видите, выбрать есть из чего. К тому же жанры, в отличие от напитков, можно еще и смешивать. Не пишите только никаких “материалов”, если хотите добиться настоящего читательского признания.
Жанры жанрами, а сакраментального вопроса “с чего начать?” не избежал еще ни один автор. “С начала” – в нашем случае не ответ, потому что очень часто бывает, что и с конца. Как бы то ни было, помучиться над чистым листом бумаги придется. Утешайте себя тем, что от этого страдал и Лев Толстой.
Готовых рецептов, как связать в логическую цепочку разрозненную информацию, не существует. Каждый это делает по-своему, и каждый раз по-новому. Иногда все начинается с заголовка, иногда – с непонятно откуда взявшегося описания погоды. Впрочем, кое-какие рекомендации общего порядка можно дать и тут:
- во-первых, не ждите “первой фразы”, как и вдохновения вообще – пусть то, что вы сейчас напишете, затем станет седьмым или двенадцатым абзацем вашего творения, главное – начать писать; - хорошо, если уже в процессе сбора материала у вас сложился план статьи; если же нет - попытайтесь самому себе рассказать (лучше письменно), о чем могла бы быть написана такая статья – это почти неизбежно приведет вас к плану; - начать можно и с выводов, и “с финальной сцены” (мысли) – попробуйте описать ее хоть приблизительно, и тогда все получится вполне конкретно; - не оставляйте свой текст “слепым”: представьте, как он будет выглядеть на газетном листе (прозвучит за кадром), продумайте его эффектную подачу – вводку, цитату, иллюстрацию – никто за вас этой необходимой работы не сделает; - отдельный разговор – о заголовке: не останавливайтесь в поиске точной и выразительной формулы до тех пор, пока она вас вполне не удовлетворит, но и не пересаливайте – помните, что “заголовок удваивает размер события” (Дж. Голсуорси).
Ну вот материал и написан, отредактирован, увидел свет и публику, оценен гонораром и поощрительными репликами коллег. Затем – второй, третий. С каждой новой публикацией дело становится все привычней. Уже наработаны собственные приемы, протоптаны короткие дорожки к результату. Можно позволить себе снисходительный тон по отношению к тому, кто придумывает свой первый заголовок. Можно уже задуматься и о первом карьерном рывке. Но можно еще и вот о чем…
5. Цена ценностей.
Высокие цели, хотя бы невыполненные, дороже нам низких целей, хотя бы достигнутых… Всякий, кто удаляется от идей, в конце концов остается при одних ощущениях. Иоганн Вольфганг Гёте, немецкий поэт и мыслитель.
Оговоримся сразу – морали не будет. Просто мы заканчиваем разговор о трудностях обретения первых профессиональных навыков в журналистике. Традиционно он свелся к ряду специальных вопросов: к источникам и способам извлечения из них информации, к формам и средствам ее доставки аудитории. Но есть сегодня повод коснуться еще одной темы.
Вы никогда не задумывались над вопросом, что дает право человеку, называющему себя журналистом, публично судить о проблемах, оценивать поступки, предлагать решения? Удостоверение штатного сотрудника редакции? Тогда почему этого права не может быть у сотрудника НИИ, зубного техника или футболиста? Вы скажете: почему не может? Может. Да, но осуществлять-то его футболист будет опять-таки с помощью журналиста, то есть опосредованно. Значит есть право, да не то. К тому же редакция и вообще может этой возможности “варягу” не предоставить (пока суд не обяжет), и даже не утруждать себя причинами отказа (как и ответами на письма).
Кто-то будет спорить: дескать, зубной техник тоже не даст журналисту коронки вставлять - специальностью надо сначала овладеть. Но строчка в вузовском дипломе о специальности “журналистика” – аргумент слабый. Среди штатных сотрудников редакций далеко не у каждого есть такая “виза”. Откуда взялись остальные – знает лишь главный редактор и отдел кадров. Но и они не смогут однозначно ответить на вопрос, почему эти люди пришли в журналистику. (К.Чапек считает, что “в результате совращения”. Может он и прав.)
Так неужели все дело действительно в том, что журналистика – это власть, пусть и четвертая? Неужели отгадка кроется в этой волшебной близости к печатному станку или транслятору?
Не будем спешить с выводами. Заметим только, что вопросы такого рода в российском обществе стало удобно задавать лишь в последнее десятилетие. Только теперь нас стали по-настоящему интересовать пути движения журналистов (системы СМИ) и общества навстречу друг другу. Прежде всего потому, что после розового периода glasnost’и слишком очевидными стали новые попытки использовать СМИ не во благо обществу. Ну, это-то дело привычное – история нашего ремесла от века сопровождала политическую историю мира: чего только ни бывало, тут и за примерами-то далеко ходить не надо. Но времена меняются, меняются и нравы. Признавая над собой власть СМИ, российское общество все активнее вырабатывает критическое отношение к нашему профессиональному мировоззрению, критериям оценки собственной практики, арсеналу используемых приемов. Журналисты неохотно допускают на свою кухню “непосвященных”, но все чаще и чаще вынуждены задавать себе вопросы:
- а действительно ли мы знаем свою аудиторию так, как заявляем об этом? - есть ли сегодня вообще в профессиональном журналистском сообществе потребность знать аудиторию и ее запросы (не только материальные и политические, но и духовные)? - существуют ли средства, с помощью которых знание аудитории становится максимально точным? - и, наконец, главное: все ли запросы общества должны удовлетворяться средствами массовой информации?
На встрече редакции весьма популярного, но абсолютно “желтого” еженедельника со студентами-журналистами МГУ заместитель редактора ответил на довольно ядовитые реплики из зала: “Покупают, значит все делаем правильно” – и был осмеян. Интересно, кто из них был прав?..
Неверно считать, что проблемы свободы слова или взаимоотношений производителей и потребителей СМИ – исключительная примета нашей эпохи. Говорить так, значит совсем не понимать всей исторической глубины и исторической же перспективы вопроса. Но и не определив своего отношения к нему, приступать к профессиональной деятельности на поприще журналистики сегодня уже накладно.
В конечном счете, вопрос “о чем и как писать?” в своей проекции на общественные отношения во все времена был созвучен вопросу “чему и как служить?”. Другое дело, что оба эти вопроса в российском обществе не всегда решались открыто. Но уж если решались, то весьма авторитетно.
“Чины не дают ни честности плуту, ни ума глупцу, ни дарования задорному мараке”, - писал еще в 1831 году Феофилакт Косичкин (литературный псевдоним журналиста Александра Пушкина) в фельетоне “Несколько слов о мизинце г. Булгарина и о прочем”, размышляя над вполне современными нам журналистскими вопросами.
В своем стремлении отстаивать высшее гражданское предназначение литературы и журналистики отечественные писатели-публицисты были на удивление упорны и последовательны. Каждый новый поворот истории заново ставил вопрос, о чем и как писать, но ответ на него почти всегда оставался неизменным.
“Сказать человеку толком, что он человек – на одном этом предприятии может изойти кровью сердце. Дать человеку возможность различать справедливое от несправедливого – для достижения этого одного можно душу положить”, - писал в начале 80-х годов прошлого века Михаил Салтыков-Щедрин в своей книге очерков “За рубежом”. Примерно в то же время в передовой статье “Русских ведомостей”, посвященной полемике с официальными “Московскими ведомостями”, журналисты пытались сформулировать принципы прогрессивной печати: “свобода слова, сила знания, возвышенная идея и либеральная чистота. Вот путь, которым должна идти газета”.
Уже стало привычным считать, что эпоха советской журналистики не задавалась столь щепетильными вопросами, как ответственность прессы перед обществом. Но вот вам свидетельство начала 60-х годов уходящего века. Пишет известный советский (хоть и беспартийный) публицист Анатолий Аграновский (сначала это было устное выступление перед коллегами, потом оно было опубликовано): “Нужна обыкновенная информация о жизни. Она должна быть всеобъемлющей, потому что глупо таить от людей то, чего скрыть все равно невозможно. Она должна быть своевременной, потому что грош цена информации, если она ковыляет позади событий, если обнародована, когда уж, как говорится, подопрет.
И последнее скромное пожелание: сообщаемые сведения обязаны быть стопроцентно, скрупулезно правдивы…
Гласность – оружие обоюдоострое. Убивая слухи, она вместе с тем делает злоупотребления невозможными.
Вы понимаете, конечно, что разговор у нас давно уже не только и не просто о налаживании информации. Речь идет о развитии демократизма, об истинном уважении к людям, о необходимости знать их запросы, прислушиваться к ним, учитывать их”.
Как это оказалось неожиданно созвучным тому, что уже сегодня совершенно открыто мы читаем у западных коллег: “Роль газеты в демократическом обществе основана на принятых ею обязательствах снабжать избирателей информацией, необходимой для компетентных гражданских действий” (Лоуренс К. Бопре, вице-президент и исполнительный редактор группы нью-йоркских газет).
Наивно думать, что мир телевидения, радио, газет, Интернета когда-либо станет лишь миром бесстрастно текущей информации о произошедших событиях. Подобно тому, как вы, вернувшись домой, не ограничиваетесь последовательным перечислением событий прошедшего дня, а вычленяете те, что кажутся вам наиболее интересными, даете им попутные оценки, характеризуете поступки друзей и знакомых, журналистское сообщество всегда будет оценивать все, что попадает в поле зрения СМИ. Способы такой оценки могут быть прямыми (в виде обличительной или защитной интонации и системы аргументов) или же косвенными (с помощью отбора информации, согласующейся с вашими впечатлениями и взглядами). Но обнаружить их внимательному читателю (зрителю, слушателю) всегда можно.
Чью же точку зрения чаще всего отстаивает журналист? Всегда ли свою личную? Если – да, то что дает ему на это право? Если - нет, то кто стоит за журналистом в этом случае? Правильно ли будет утверждать, что журналистика в принципе не может быть объективной? Всегда ли понятие “свобода слова” тождественна праву выражать собственное мнение?
Вопросы эти непростые и сопровождают они журналиста на протяжении всей карьеры. Каждый раз решая их заново, мы помимо своей воли оказываемся в состоянии гражданского выбора. От того, насколько ответственно журналисты относятся к мотивам собственных поступков, очень часто зависит их личный профессиональный престиж.
Один из наиболее верных способов проверить себя на предвзятость – вспомнить о тех, кому адресуешь свое произведение (пусть даже это будет информация в несколько строк). И не просто вспомнить, а представить себе людей, чья точка зрения может оказаться отличной от твоей. Заставить себя быть убедительным – первый и обязательный шаг на пути к гражданской журналистике.
Не следует забывать, что право работать без цензуры современное российское общество делегирует журналистам через свои выборные структуры и создаваемые ими законы (в том числе – “Закон о средствах массовой информации”). В силу одной только этой причины общество вправе ожидать от редакций (независимо от их учредительской принадлежности и форм собственности) не голословных сентенций, а аргументированной позиции. Сумма таких позиций, представленных разными информационными средствами, и есть одна из существенных составляющих общественного мнения. Оно никогда не бывает одноцветным, в нем непросто бывает по отдельности сосчитать плюсы и минусы, но в демократическом обществе именно средства массовой информации дают возможность увидеть общественное мнение в развернутом, открытом состоянии. Для чего это нужно? А вот как раз для того, чтобы быть свободными! Ибо “свобода воли (как считал Ф.Энгельс) означает… способность принимать решения со знанием дела”. И тут нам классику возразить нечего (хотите – попробуйте, но, опять же – не забывайте об аргументах).
Мы уже знаем: в каждой редакции живет свое представление о том, что считать качественно выполненной работой. Означает ли это, что объективных критериев оценки труда журналиста не существует? Если ограничить выработку таких критериев рамками творческой дискуссии между профессионалами, есть основания предполагать, что результатов не дождется никто. По счастью, работаем мы все же не для себя, а для людей. А они имеют привычку вслух оценивать все, что вокруг них происходит. Прислушайтесь внимательно и чутко к тому, о чем и как говорят люди – и вам многое станет ясно в выборе собственных творческих приоритетов.
Вот и еще тема для размышления: достаточно ли журналисту озвучить проблему, чтобы считать свое дело сделанным? С одной стороны, если до вас ее никто не заметил, - уже почет и уважение. А с другой?.. Как часто мы еще уподобляемся петуху, что, прокукарекав, отправляется досыпать на насест, ни мало не заботясь, станет ли кому светлее от его ритуального крика. Между тем, быть заметным, популярным, знать, что твое имя ищут на страницах свежего газетного номера или в титрах телепередачи, хочется всем (те, кто утверждает обратное, - как правило, лукавят). Природа любой творческой профессии такова – она требует признания. Но те, кому адресовано наше творчество, признают не намерения, а результаты.
Вы обнаружили, что огромное количество детей в детских домах не имеют возможность читать художественную литературу, потому что в их библиотеках почти не осталось книг. Посвященная этой теме страстная, но безадресная статья забудется к следующему выпуску газеты. Если же вы не бросите тему на полпути, если сумеете продолжить ее в следующем номере, и в последующем тоже, отследите всю причинно-следственную цепочку взволновавшего вас явления, найдете людей, способных решить проблему, меценатов, готовых оказать конкретную помощь тем, кого мы несправедливо забыли, если в результате вашего последовательного и кропотливого труда хоть в один детский дом когда-либо приедет машина с книгами, - считайте, что вы наконец-то поняли, в чем подлинный смысл профессии журналиста. Это не всегда так сложно, как кажется на первый взгляд, и не каждый раз будет выглядеть так эффектно. Но в любом случае, принимаясь за очередное задание, не забудьте спросить себя:
- кого еще, кроме меня, может заинтересовать намеченная тема? - кто может быть союзником и противником моих намерений? - какими могут быть последствия или результаты моих профессиональных действий?
Увы, со времен Гете, Пушкина и Салтыкова-Щедрина мир не стал проще, несмотря на утверждение неких гражданских истин в сознании большинства людей, в том числе и в России. Мы все еще напрягаемся от пустых политических деклараций, от неожиданных властных окриков, и даже от открытых проклятий и угроз. Современная система средств массовой информации подхватывает и несет по планете уже практически без каких-либо препятствий все, чем люди живут и дышат, очаровываются и ненавидят.
А в это время мы с вами пишем свои первые слова в газету, снимаем первые сюжеты. О чем они будут? Чьи проблемы разрешат? Кого защитят? Кому помогут? Кого обрадуют?
По нашему мнению, именно такими должны быть сегодня последние вопросы студента-журналиста в период его подготовки к профессиональному дебюту.
III. Отчет о практике и личный архив журналиста.
Отчет студента об учебной журналистской практике состоит из комплекта следующих документов.
1. Вырезки газетных публикаций, наклеенные на отдельных листах формата А4, с указанием издания и даты публикации. Для студентов, проходивших практику на радио или телевидении – распечатки информационных сообщений, сценарных планов, закадровых текстов. Отдельно – аудио- и видеокассеты с записями выполненных заданий. 2. Характеристика от куратора практики в редакции, на фирменном бланке или заверенная печатью. 3. Личный письменный отчет о практике с описанием структурной, управленческой и творческой составляющих модели издания или теле- радиоканала, с рассказом о системе обратной связи с аудиторией, о реакции на свои выступления, а также с критической оценкой итогов собственной творческой деятельности в течение шести недель практики.
…Любые итоги – предварительные, кроме самых последних. Отписавшись и отчитавшись за практику, не спешите засунуть свой рабочий блокнот в дальний ящик стола. Перелистайте его еще раз и озаботьтесь следующим вопросом: в состоянии ли вы по прошествии некоторого времени стопроцентно восстановить содержание своих записей? Если – да, поздравляем! Но что-то нам подсказывает, что на самом деле поздравлять придется немногих. А раз так – еще несколько советов “на дорожку”.
Работа наша – бумажная. Хоть мы и овладели Windows’ом, начинается все с почеркушек на отдельных листочках, с рваных записей в блокноте. Блокнот был и пока еще остается одним из главных рабочих инструментов журналиста. Роковой ошибкой было бы думать, что нужен он вам лишь на время выполнения задания. Если вы пришли в профессию не на два стажерских забега по редакционным коридорам, даже самый первый, “практикантский” блокнот еще много раз сослужит вам службу. Но лишь в том случае, если с первых рабочих записей вы приучите себя к следующим правилам:
- точно датируйте время записи, фиксируйте также место действия, безошибочно – имена и фамилии собеседников; - не пытайтесь дословно стенографировать разговор – все равно не получится, пусть записей будет меньше, но пусть они будут разборчивыми и о самом главном; - оставляйте в блокноте поля или место для дополнительных впечатлений о встречах и событиях, в которых вам пришлось участвовать: делать такие записи можно уже “постфактум”, не торопясь – со временем они вам еще не раз пригодятся.
Профессиональный опыт журналиста откладывается не только в памяти и анекдотах, но и в его личных архивах. Хорошо организованные и аккуратно заполненные рабочие блокноты – первое архивное слагаемое.
Рекомендуем, кроме этого, откладывать и вырезки всех своих публикаций, какими бы незначительными они вам ни казались, наклеивать их на отдельные листы (как для отчета) и архивировать в папки. Таким же способом следует поступать и с материалами своих коллег, пишущих на любезные вашему сердцу проблемы, где бы они ни были опубликованы. Уже после года такой непростой и кропотливой работы вы почувствуете первую отдачу – уверенность в своей теме. В дальнейшем – год от года, папка от папки, в вас будет расти и развиваться чувство обладания несметными сокровищами. А с ним, мы в этом абсолютно уверены, - и профессиональная репутация.
Рекомендуемая литература.
1. Актуальные проблемы журналистики: Мат-лы науч.-практ. конф. “Журналистика в 1996 году. Средства массовой информации в постсоветском обществе. Москва, 4-7 февр. 1997г.”. М., 1997. 2. Вальраф Г. Репортер обвиняет. М., 1988. 3. Воспоминания об Анатолии Аграновском. М., 1988. 4. Гиляровский В.А. Москва газетная/Гиляровский В.А. Собр. соч.: В 4 т. М., 1989. Т. 3. 5. Горбаневский М.В., Караулов Ю.Н., Шаклеин В.М. Не говори шершавым языком. М., 2000. 6. Гоуайзер Ш., Уитт Э. Путеводитель журналиста по опросам общественного мнения. М., 1997. 7. Дэннис Э., Мэррилл Д. Беседы о масс-медиа. М., 1997. 8. Информационное общество. Некоторые аспекты. СПб., 1999. 9. Журналистика в 1999 году. Тезисы науч.-практ. конф. М., 2000. 10. Журналистика в переходный период. М., 1997. 11. Журналист в поисках информации. М., 2000. 12. Журналистика и социология 97: Журналист: личность, должность, долг. СПб., 1998. 13. Журналистика и социология 98: Журналистика в условиях общественного кризиса. СПб., 1999. 14. Законодательство РФ о средствах массовой информации. М., 1996. 15. Как мы пишем. М., 1989. 16. Киш Э.Э Приключения на пяти континентах. М., 1985. 17. Конвенция о защите прав человека и основных свобод. М., 1996. 18. Копперуд Р., Нельсон Р.П. Как преподносить новости. М., 1998. 19. Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. М., 1999. 20. Ламбет. Э.Б. Приверженность журналистскому долгу: Об этическом подходе в журналистской профессии. М., 1998. 21. Ненашев М.Ф. Газета, читатель, время. М., 1886. 22. Профессиональная этика журналистов: Документы и справочные материалы. М., 1999. 23. Региональная пресса России и структуры гражданского общества: сотрудничество во имя развития. М., 1999. 24. Российская периодика и социально уязвимые слои населения. М., 1997. 25. Салтыков-Щедрин М. За рубежом. М., 1989. 26. Сиберт Ф.С., Питерсон У.Ш.Т. Четыре теории прессы. М., 1998. 27. Социальное функционирование журналистики. СПб., 1994. 28. Социология журналистики: Очерки методологии и практики. М., 1998. 29. Справочник для журналистов стран Центральной и Восточной Европы. М., 1998. 30. Средства массовой информации в современном мире. 1998. СПб., 1998. 31. Средства массовой информации в современном мире. 1999. СПб., 1999. 32. Средства массовой информации и выборы: Аналитический обзор. М., 1999. 33. Твен М. “Дары цивилизации”. М., 1985. 34. Уллмен Дж. Журналистские расследования: Современные методы и техника. М., 1998. 35. Хрестоматия по истории русской журналистики XIX века / Под ред. проф. А.В. Западова. М., 1969. 36. Чапек К. Как делается газета//Чапек К. Война с саламандрами. Мать. Рассказы. Юморески. М., 1976. С.545.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |