Реферат по предмету "Искусство"


В.В. Стасов и Императорская публичная библиотека

Содержание Введение… 1. О жизни… … 2. Училище правоведения… 3. Знакомство с Императорской Публичной библиотекой… 4. Поездка за границу с А.Н. Демидовым… 5. Работа в ИПБ… …….6 Организация каталогов… ………… 7 Комплектование фондов… ………….9 Организация выставок… ……… 11 Справочно-библиографическая и консультационная работа… 12

Научная деятельность Стасова… 13 Отношения с директорами библиотеки…6. Взгляды на общественное значение библиотек и роль библиотекаря…….7. Стасов и революционное движение….17 Заключение… 19 Список использованных источников…20 Введение На фасаде главного здания Российской национальной библиотеки, выходящем на площадь

Островского, установлена мраморная мемориальная доска работы скульптора Ю.Г. Клюге: «Здесь с 1855 по 1906 г. работал выдающийся деятель русской культуры Владимир Васильевич Стасов». Один из ярчайших представителей русской демократической культуры второй половины XIX – н. XX в крупнейший музыкальный и художественный критик, друг виднейших художников и композиторов России, историк искусства и ученый-археолог Владимир

Васильевич Стасов помог обогатить русскую национальную культуру многими бессмертными художественными творениями, завоевавшими всемирное признание и славу. С помощью библиотеки он воздействовал на широчайший круг людей русской культуры. Библиотечная деятельность В.В. Стасова органически сливалась с его энциклопедическими познаниями в области искусства. В.В. Стасов был библиотекарем и искусствоведом в одном лице.

Убежденный просветитель, В.В. Стасов высоко оценивал роль Публичной библиотеки в развитии русской науки и культуры, считая, что она призвана служить пользе и интеллектуальному возвышению всех. Своей практической деятельностью он способствовал решению этой главной задачи библиотеки. За его долгую жизнь произошло немало крутых исторических поворотов – от разгрома декабристов до первой русской революции. Он был современником царствования четырех императоров, но никогда

не изменял передовым идеям русской национальной культуры, принципам демократической эстетики. На его глазах прошла деятельность шести директоров библиотеки: Д.П. Бутурлина, М.А. Корфа, И.Д. Делянова, А.Ф. Бычкова, Н.К. Шильдера, Д.Ф. Кобеко. Но при любой власти он исповедовал убеждение, что библиотека «вписала свое имя на всех страницах русского просвещения». Стасов любил то, что делал, и поэтому его труд возвышался

до творчества. Он был одним из библиотекарей, которые создавали гордость и славу библиотеки. 1. О жизни Ровно десять лет спустя после открытия Публичной библиотеки для публики, 2 января 1824 г. по старому стилю в доме №18 по Первой линии Васильевского острова в Петербурге в семье известного русского архитектора В.П. Стасова родился сын Владимир. Род Стасовых был очень старый: с 1380 г. они числились русскими дворянами.

Предок их вышел из Пруссии. Стасовы имели свой герб. Владимир был пятым ребенком в семье, в 7 лет потерял мать, погибшую о холеры. Большое влияние на его воспитание оказал отец, передовой человек своего времени. В молодости он был близок с просветителем Н.И. Новиковым, входил в кружок директора Императорской публичной библиотеки и президента Академии художеств

А.Н. Оленина, дружил с П.К. Хлебниковым – библиофилом екатерининского времени, собирателем рукописей и основателем семейной, но общедоступной библиотеки. Владимир получил хорошее домашнее образование. Природа одарила его блестящими способностями, необыкновенной памятью, любознательностью, трудолюбием. Он учился русскому, французскому, немецкому, английскому, греческому и латинскому языкам, впоследствии овладел и испанским.

Кроме того, ему преподавали историю, географию, математику, музыку, и рисование. Очень рано пристрастился к чтению. В детстве мечтал стать архитектором, часто бывал с отцом на стройках. Семью Стасовых часто навещали известные архитекторы, художники, музыканты. Увлечение музыкой и серьезное ее изучение изменили планы молодого человека: он видел себя уже будущим композитором. 2. Училище правоведения. Отец отдал Владимира весной 1836 г. в

Училище правоведения. Это закрытое аристократическое учебное заведение призвано было готовить просвещенных чиновников, знающих, честных, с нравственными устоями. В училище Владимир продолжал усиленно читать об искусстве, посещать концерты, театры. Все воспитанники училища увлекались статьями В.Г. Белинского, публикуемых в журнале «Отечественные записки».

В то время это был лучший журнал в России, призывающий к уничтожению крепостного права и просвещению народа. Стасов писал: «…Никакие классы, курсы, писания сочинений, экзамены и прочее не сделали столько для нашего образования и развития, как Белинский, со своими ежемесячными статьями…Он прочищал всем нам глаза, он воспитал характеры, он рубил рукою силача патриархальные предрассудки…». Статьи Белинского пробудили у Стасова любовь к Пушкину и

Гоголю. От Белинского Стасов на всю жизнь воспринял идеи общественного назначения искусства, его народности, реализма, гуманизма и патриотизма. Еще будучи воспитанником Училища правоведения, 19-летний Владимир столкнулся с библиотечными делами. В Училище была библиотека, содержавшая книги, главным образом, по юриспруденции, политике, философии. Такой репертуар не мог полностью удовлетворить интересы подростков, и они решили сообща на собственные

деньги покупать книги для коллективного пользования. Владимира и его приятеля Замятнина выбрали библиотекарями. Стасов, как великолепно знающий иностранные языки, отвечал за покупку иностранных книг. В 1843 г. Стасов успешно окончил Училище правоведения и получил чин титулярного советника, чиновника 9-ого класса. Следующие 8 лет он проводит на государственной службе, занимает различные должности в департаментах

Сената. Это была скучная и однообразная служба мелкого чиновника. Его душа не лежала к юриспруденции. Все свободное время отдает искусству, много играет на фортепиано, часто посещает Эрмитаж. 3. Знакомство с Императорской Публичной библиотекой. Стасов впервые узнал о ее существовании в 1845 г. Вот что он пишет по этому поводу: «Едва ли не в первый раз я услышал в тот день о

Петербургской Публичной библиотеке. В те времена никто ее не знал, о ней не бывало никаких разговоров, и все мое понятие о ней заключалось только в том, что стоит большой дом на углу Садовой и Невского и там внутри есть много старинных каких-то книг, которые навряд ли кто когда-нибудь видит». По-настоящему Стасов столкнулся с библиотекой, когда закончил Училище и увлекся изучением гравюр и эстампов. После отбытия положенных часов на службе он шел в

Эрмитаж к хранителю гравюр Уткину. Однажды он посоветовал молодому исследователю пойти в Императорскую Публичную библиотеку, где имелась коллекция эстампов, а также книги и каталоги по истории гравюры. Около 1850 г. Стасов вновь стал посещать Публичную библиотеку. Для того, чтобы помочь своему знакомому, Ф.Н. Попову, который был болен, и Стасов помогал ему писать на карточках заглавия книг на всех европейских языках.

Работа эта нравилась Стасову, и тогда он сказал, что очень хотел бы «попасть когда-нибудь в эту библиотеку». Затем на несколько лет связь с Публичной библиотекой прерывается. 4. Поездка за границу с А.Н. Демидовым. В мае 1851 г. Стасову представился случай выехать за границу вместе с потомком уральских промышленников богачом и меценатом А.Н. Демидовым, он с радостью согласился и в мае вышел в отставку.

Работал у Демидова литературным секретарем, консультантом по вопросам искусства, библиотекарем в великолепном дворце Сан-Донато близ Флоренции, аннотировал и рецензировал для Демидова купленные книги. Став библиотекарем, он получил именно то, что мог здесь всего больше желать себе признавался Стасов родным. Библиотека Демидова содержала более 5000 томов на многих европейских языках, в том числе и на славянских. Организована она была плохо.

Молодой библиотекарь отобрал лишнее, книги расставил «в настоящем дельном порядке». Работа с этой библиотекой принесла пользу: он узнал много новых книг и гравюр. В письме к родным Стасов писал: «Иной очень любит копать у себя в саду летом, другой удить рыбку, третий ходить на охоту я же – возиться с книгами и нотами… Я именно урожден быть библиотекарем… Как я люблю рыться!».

За 3 года, проведенные у Демидова, Стасов побывал не только во многих городах Италии, но и в Германии, Англии, Франции, Швейцарии, где работал в архивах и библиотеках, общался с художниками и учеными. Стасов часто встречался с русскими художниками, живущими в Италии: Александром Брюлловым, Сергеем Ивановым и др. К 1853 г. предполагалось, что Стасов будет возглавлять наполеоновский музей на о.

Эльба в доме Демидова. «Я буду делать весь каталог сообщает Стасов, и он будет напечатан по-французски с моим именем». Но этому не суждено было осуществиться: Стасов вместе с Демидовым вернулся в Петербург в 1854 г. 5. Работа в ИПБ. Вернувшись в Петербург, Стасов вновь с жадностью читает все об искусстве, на его мировоззрение

огромное влияние оказала диссертация Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности», утверждающая, что искусство не только особая форма познания жизни, но и особое средство борьбы за ее преобразование. Мало-помалу Стасов так втянулся в библиотечную жизнь, что фактически стал членом библиотеки, хотя и не был в ее штате, начал принимать участие во всей ее внутренней, закулисной жизни. В это время директором Публичной библиотеки был М.

А. Корф, преобразивший ее до неузнаваемости. Как писал Стасов, «пропал прежний старческий, нахмуренный вид, везде стало светло, изящно и колоритно, там и сям блестели зеркальные стекла, элегантная резьба из дерева; весело было пройти теперь по оживленным залам, где в разных местах были выставлены интересные гравюры или библиографические редкости, а бесконечные шкапы с книгами, наполненные красивыми цветистыми переплетами, потеряли прежний, несносный вид, нагонявший

уныние и тоску». Стасов не мог найти платную работу, и после ходатайства Собольщикова Корф позвал его к себе и предложил участвовать в порученной ему императором Александром II Комиссии по сбору материалов и написанию истории жизни и царствования Николая I. После смерти Корфа Стасов 11 января 1876 г. был зачислен состоящим при «преемнике Корфа по управлению II Отделением собственной его императорского величества канцелярии им.

С.Н. Урусова и оставался в этой должности до 23 января 1882 г но по убеждению Стасова, все это «было не мое место». Его «настоящим местом» была Публичная библиотека. Почти 17 лет Стасов трудился в библиотеке бесплатно. Работа под руководством Корфа не давала уверенности в долговременности и надежности. Мечта стать истинным сотрудником библиотеки осуществилась 27 ноября 1872 г. после смерти

Собольщикова. Лучшего преемника нельзя было и желать: он хорошо знал работу отделения, был хорошо известен в библиотеке. Одновременно он остался и на прежних должностях у Корфа. Работа в отделении была физически трудной, новый заведующий очень уставал, в первые годы Стасов один, без помощников вел всю работу по отделению: комплектование, обработка фондов, занятия с посетителями. 5.1. Организация каталогов. В начале 1855 г.

Стасову предложили доработать его классификационную схему для книг отделения Россика. Стасов с радостью согласился, так как систематизация во всем была его страстью. С тех пор большую часть дня Стасов стал проводить в библиотеке, просматривал каждую книгу, а иногда и прочитывал ее. Вечерами дома возился с грудами карточек. К осени 1856 г. схема была завершена. Вместо 100 собольщиковских делений она имела около 1000, была

изменена последовательность рубрик. Схему одобрила Академия наук. Каждое поставленное в свое отделение издание Стасов сам описывал, сдавал переплетчику и ставил на отведенное место на полке. Все каталоги отделения – инвентарный, алфавитный, систематический – вел заведующий отделения. Тогда карточки были больших размеров с подробнейшим описанием книги.

В марте 1874 г. Стасов написал «Записку об изменении некоторых правил относительно ведения систематического каталога» для Совета библиотекарей. Он считал недопустимым существование двух форм карточек: старой в Русском, Историческом отделениях и в Россике; новой – во всех остальных. Он выступал против излишеств в описаниях книг. Карточка должна правильно ориентировать потребителя о содержании книги, все остальное – излишества. К ним

Стасов относил девичью фамилию женщины-автора, посвящения, чины автора, портреты, перечисление премий, наград и др. Стасов считал составление систематического каталога одним из научных и коренных занятий библиотекаря. Созданная по этим вопросам комиссия согласилась с предложениями Стасова. Как в свое время Корф, Стасов считал утопией создание полного печатного каталога на все книги библиотеки: в день опубликования такой каталог уже устаревал.

Он также очень сомневался в целесообразности читательских систематических каталогов. По опыту некоторых отделений из-за низкой культуры читателя такие каталоги недолговечны: они гибли от того, что читатели вырывали карточки из каталога, портили их, мяли и даже уносили с собой. В библиотеке Стасов считался одним из ведущих систематизаторов и в 1896 г. был командирован в Лондон на конференцию по вопросу о международном каталоге ученой литературы.

Стасов всемерно стремился собрать в библиотеке культурные богатства, раскрыть перед читателем, заставить их действительно служить созиданию народной науки. Этим стремлением проникнута работа Стасова по организации каталогов, а также выставки Публичной библиотеки. Стасов участвовал в организации систематического каталога Отделения «Россика». В основу каталога он положил созданную им систематическую классификацию, которая

значительно отличалась от схем, принятых в его время, в частности, от схем А.Н. Оленина и французского библиографа Брюне. В системе есть черты, сходные с системой, созданной под руководством Н.И. Лобачевского его помощником К. Фойгтом для библиотеки Казанского университета в 1834 г. Стасов участвовал в систематизации каталогов Отделения искусств. Важной чертой являются многочисленные аннотации, писанные рукою

Стасова. В них проявилась глубокая забота о читателе, стремление раскрыть пред ним все значение каталогизирования книги, выдвинуть наиболее значительное, предостеречь от малоценного. 5.2. Комплектование фондов. Стасов заботился и содействовал приобретению редких книг и рукописей и публиковал статьи о новых приобретениях, например, о греческой рукописи «Святогорец», содержащей интересные сведения о византийском церковном пении и находящейся в

Национальной библиотеке Парижа. Стасов заказал с нее копию и подарил ее Публичной библиотеке. С к. 1856 г. по к. 1861 г. благодаря Стасову библиотека «разбогатела» также музыкальными автографами, фотографиями редких гравюр из Британского музея. Стасов охотно помогал обслуживать читателей, большое участие принимал в организации выставок. Стасов писал, что Публичная библиотека стала «для всякого приходящего вечно-открытой книгой,

со всеми своими сокровищами, книжными и др со всеми своими устройствами и выставками, наглядным, вечно разверстым атласом всякого знания и изучения. Скопированное с Парижской национальной библиотеки соединение в одном отделении изданий по содержанию несовместимых, далеких друг от друга – изящных искусств с сельским хозяйством и техникой – очень затрудняло Стасова. Ему нужно было следить не только за художественными изданиями, но и за новостями технической

литературы, сельскому хозяйству, стенографии, спорту. Из русских книг в отделение направлялись в основном только богато иллюстрированные. При покупке иностранных изданий главное внимание придавалось фундаментальным искусствоведческим исследованиям, альбомам, периодике, монографиям о художниках, справочникам, библиографиям. По признанию Стасова, благодаря его усилиям библиотека стала богата «обширными, роскошными и многоцветными»

изданиями, «лучшими и самыми объемистыми» сочинениями, а фонды увеличились на одну треть. Во время своих зарубежных поездок заведующий отделением проделывал что только мог на пользу библиотеке, приобретал рукописи, копии, фотографии, книги. Например, в Лувре для Публичной библиотеки была сделана копия с надписи на финикийской плите; из Парижской публичной библиотеки сняты копии миниатюр с изображением славянина в рукописи

X в с миниатюр персидской рукописи «Рашид-Эддина». Последнее приобретение дало возможность исторически изображать Чингис-Хана, его окружение и быт. Из Британского музея он привез 16 больших акварелей с Джагатайской рукописи. Акварели изображали сцены из жизни Тамерлана, в Британском музее они много лет лежали, никому неведомые.

В Публичной библиотеке их сразу выставили в витрине. Поистине монументальным трудом Стасова является собранная им коллекция портретов Петра I, над которой он работал с 1857 г. до конца своей жизни, часть которой описал в каталоге «Галерея Петра Великого в Императорской Публичной библиотеке». Фотографии Стасов считал наиболее дешевым и точным воспроизведением малодоступных подлинников.

Продолжая традиции Корфа, он собирал фотографии, касающиеся России. В 1865 г. по его настоянию в проект нового Устава библиотеки было внесено требование доставить в нее все издающиеся для продажи значительными тиражами фотографии. Ратуя за полноту и тематическую завершенность коллекций, Стасов вообще придавал им большое значение. Во главу угла при комплектовании он ставил тщательный начальный

отбор, выступал против исчерпывающей полноты фондов, которую считал совершенно ненужной и даже вредной. В период русско-турецкой войны Стасов опубликовал «Письмо к офицерам нашей Дунайской армии» (1878), в котором призывал спасать от уничтожения и собирать памятники болгарского народного искусства и быта, делать зарисовки, записи. Его волновало спасение не только памятников отечественной культуры, но и общечеловеческой.

Исследователи отмечают особый «стасовский» стиль в комплектовании – необычайную творческую гибкость, изобретательность, оперативность и энергию. В комплектовании прослеживается системность и качественная тщательность. Стасов рассматривал библиотеку как «общенародный кошель», в котором должно собираться все, что относится к культуре народа. Сравнивая Публичную библиотеку с Эрмитажем, он справедливо утверждал, что она дала России намного больше, чем

Эрмитаж, в области народного просвещения. 5.3. Организация выставок. Стасов внес значительный вклад в организацию выставок в Публичной библиотеке, он придавал им большое значение, так как считал их наглядным справочным пособием по разнообразным отраслям знания, проводником просвещения. Первые годы работы Стасова в библиотеке (1856 г 1857 г.) были периодом наибольшего развития этого рода

деятельности. Стасов непосредственно участвовал в устройстве выставок, связанных с областью искусства и музыки. Всего ему можно приписать, на протяжении 1856 – 1861 гг организацию 14 выставок. Стасовские выставки имели новаторский характер и были не библиотечными, а скорее музейного типа, устроенные на постоянный срок, они являлись своеобразной формой хранения некоторых фондов библиотеки. Массовые мероприятия библиотеки – это вклад в дело народного просвещения, выставки библиотеки – база

для «публичных курсов», привлекающая к книге читателей из всех классов общества. Выставки Стасова имели тематическое содержание, до него в Публичной библиотеке не было отдельных, тематически разграниченных выставок, при Стасове выставки получают свою определенную тему, обдуманное внутреннее построение, последовательность в показе экспонатов, выполняют отчетливое просветительское задание.

Стасов добивался максимальной наглядности экспозиции. Он настаивал на глубоко продуманном и художественно завершенном показе выставочных материалов, мотивируя это требование заботой о зрителе из народа. Организуя выставки, Стасов имел в виду, во-первых, широкого зрителя, в котором выставки будут возбуждать интерес к знанию и охоту к чтению книг, во-вторых, он стремился с помощью выставки обслужить и стимулировать научно-исследовательскую

работу. 5.4. Справочно-библиографическая и консультационная работа. Область библиотечной деятельности Стасова, которая стала наиболее известной за стенами Публичной библиотеки – это его справочно-библиографическая и консультационная работа. Почти до последнего дня жизни к нему обращались за консультацией и библиографической помощью люди его времени, среди которых были Бородин, Балакирев, Репин,

Крамской, Мусоргский, Римский-Корсаков, Лев Толстой и многие другие. Особо глубоко Стасов развил своеобразную форму консультаций и библиографического обслуживания, которое можно назвать документацией художественного творчества. Переписка Стасова с Толстым показывает, что Стасов не раз снабжал писателя документами и изданиями, антиправительственными и запрещенными цензурой. Он настойчиво старался вернуть

Толстого к работе над «Декабристами». Помогая музыкантам и художникам в реализации творческого замысла, Стасов непосредственно выступал в роли библиографа и библиотекаря. Он снабжал их материалами Публичной библиотеки. Важной областью библиографической помощи Стасова является его участие в работе ученых-исследователей, в особенности тех из них, которые посвятили свои силы собиранию и популяризации памятников русского искусства и истории.

К ним относятся знаток русской гравюры Д.А. Ровинский, исследователь русского кружевного дела С.А. Давыдова, архитектор И.И. Горностаев и другие. Основной темой справок и консультаций Стасова была область искусства, причем на первом плане стоит русское национальное искусство, его пропаганда, созидание и истолкование. Значительное место занимают вопросы, связанные с изучением

России, ее истории, этнографии, археологии. Как-то в письме к М.А. Балакиреву Стасов высказал свое жизненное кредо: надо «быть полезным другим, коли сам не рожден творцом». Этот обет он свято выполнял всю жизнь, помогая идеями, сюжетами, книгами и др. библиотечными материалами тем, кто нуждался в его помощи. Угловая комната Художественного отделения (зал №15), выходящая окнами на

Невский проспект, была всегда полна самыми разнообразными посетителями всех возрастов, специальностей, общественных положений. При обслуживании читателей для заведующего Художественным отделением не существовало ограничений. Все жаждущие знаний приходили к нему. Приезжали даже из дальних концов России. Стасов исходил из основного закона библиотеки: она существует, чтобы каждый читатель смог получить

в ней необходимый материал для работы. Стасов часто рассказывал о своих посетителях. Он говорил, что люди «приходят каждый по своей надобности, точь-в-точь на консультацию к доктору или адвокату». 5.5. Научная деятельность Стасова. Стасов ставил знак равенства между библиотекарем и ученым, считая, что образованный, интеллигентный, заботливый библиотекарь не будет «бездушно, бестолково» выдавать «книгу всякому, кто ее случайно не потребует». Стасов утверждал, что «каждый библиотекарь нашей библиотеки

есть живой указатель, советник и помощник публики», но его справочно-библиографическая деятельность все же значительно возвышалась над общим уровнем подобной работы других сотрудников. Стасов требовал от библиотекарей самых высоких стандартов поведения. Он выступил историографом библиотеки в статьях «Воспоминания гостя библиотеки» (1867), «Публичная библиотека и Эрмитаж при Александре I» (1877). Во второй статье

Стасов важное место отводит комплектованию русского фонда библиотеки и получению ею обязательного экземпляра, подкреплял свое мнение тем, что библиотека – подлинно народное учреждение. Стасов подчеркивал, что фонды служат питательной средой, созидающей русскую науку. Стасов также положительно оценивал создание в Публичной библиотеке обширной коллекции литературы о России на иностранных языках («Россика»). Очень гордился

Стасов изданием петровского каталога. Еще при Корфе участвовал в Комиссии по сбору материалов и написанию истории жизни и царствования Николая I. Стасов писал годовые отчеты о деятельности библиотеки. Большую работу провел он по подготовке отчета «Десятилетие Императорской Публичной библиотеки (1849 – 1859)».

Составление «Отчетов» дало возможность Стасову очень быстро познать работу библиотекаря в целом. Научная деятельность Стасова была отмечена почетными званиями и медалями: Академия наук наградила пятью, Русское археологическое общество четырьмя. Признали Стасова и многие научные общества: в 1861 г. Русское географическое и археологическое общества избрали его членом-сотрудником, в 1866 г.

Общество древнерусского искусства при Московском публичном музее – действительным членом, в 1871 г. Московское архитектурное общество – членом-корреспондентом, в 1899 г. Киевское литературно-артистическое общество – почетным членом. Венцом научного признания стало избрание в 1900 г. академиком. Но он отнесся к этому более чем равнодушно. В значительной степени такой высокой научной и публицистической

продуктивностью, как, впрочем, и своей энциклопедической образованностью, Стасов обязан Публичной библиотеке. 5.6. Отношения с директорами библиотеки. На глазах В.В. Стасова проходила работа шести директоров библиотеки: Д.П. Бутурлина, М.А. Корфа, И.Д. Делянова, А.Ф. Бычкова, Н.К. Шильдера, Д.Ф. Кобеко. Эталоном директора для

Стасова был Корф. По глубокому убеждению Стасова, именно Корф превратил Публичную библиотеку в истинно национальную, главную библиотеку России. Давая оценку деятельности всех других директоров, он всегда «примерял» их по Корфу. Бутурлин с его формализмом, казенщиной был антиподом Корфа. При нем библиотека, говоря словами Стасова, «киснула в классической невзрачности, не приносившей

ни единого зернышка пользы». Делянов продолжал традиции Корфа, советуясь с последним о всех серьезных библиотечных делах. Со Стасовым он всегда был «чрезвычайно хорош и любезен». Порой Стасов относился к нему с шутливым снисхождением. Высоко Стасов ценил Бычкова «как истинного ученика, последователя и наследника», «последнего из школы

барона Корфа». Считал большой заслугой Бычкова то, что он «русифицировал библиотеку». Шильдер, проработав в библиотеке немногим более двух с половиной лет, не успел себя проявить. Он просил у Стасова помощи, советов и указаний. Поначалу Стасов сомневался в Д.Ф. Кобеко. Его смущала репутация «сухости и канцеляризма». Но через год Стасов признается в письме, что Кобеко тоже достойный продолжатель времен

Корфа. Со всеми директорами у Стасова были прекрасные отношения. Сам он к начальственным местам не рвался, в 1882 г. он отказался от вице-директорства. В последние годы жизни Бычкова, во время его отпусков и болезней, Стасов его замещал. После смерти Бычкова он в течение трех месяцев официально возглавлял библиотеку. Тогда министр народного просвещения Н.П.Боголепов предложил ему директорский пост, но он отклонил почетное

назначение, предпочел остаться библиотекарем. Стасов был убежден, что административная работа несовместима с творческой деятельностью и потребует бесконечных компромиссов со своей совестью. 6. Взгляды на общественное значение библиотек и роль библиотекаря. Литературные выступления Стасова по библиотечным вопросам показали, что в своих статьях он затрагивал важнейшие вопросы библиотечного строительства, решал их широко и смело, сплошь и рядом далеко выходя

за пределы своего времени. В центре его внимания стояли просветительные задачи библиотеки, широта библиотечных фондов, способность распространять просвещение в народе. Этому основному принципу, пользе народного просвещения, Стасов подчиняет все виды деятельности библиотеки и ее организацию. Он требует продуманного и систематического обогащения фондов, с особенным вниманием к литературе по

отечествоведению и к приобретению новых актуальных книг. Он требует широкой публичности библиотеки, бесплатного доступа в библиотеку для демократичног7о читателя из народа. Важнейшее значение Стасов придает увеличению посещаемости библиотеки. Для привлечения читателей необходимо улучшать организацию читальных залов, увеличивать время открытия библиотеки, создавать ряд чисто материальных удобств для читателей.

Он предлагал создать два особых читальных зала. Один – общественного характера, другой – для научных занятий. Художественное отделение, руководимое Стасовым, было, по существу, отраслевым отделом, поставленным на службу передовым русским художникам и музыкантам. Заботясь об общественном использовании фондов библиотеки, Стасов важное значение придавал охране ее сокровищ.

В той же связи он рассматривал и вопрос о здании библиотеки, о специальных требованиях, которым оно должно удовлетворять, об эстетике библиотечных помещений. Особое внимание Стасов уделял деятельности библиотеки по активному насаждению знания в народе, массовым мероприятиям библиотеки (выставкам, экскурсиям, лекциям). Сам был неутомимым организатором выставок в Публичной библиотеке, внеся в это дело новый принцип, смысл

и новые организационные приемы. В своих статьях и годовых «Отчетах» Публичной библиотеки Стасов широко популяризировал новые приобретения библиотеки, характеризовал ее важнейшие коллекции, излагал основные факты ее истории, отстаивал ее интересы и полемизировал с ее критиками. Литературная деятельность Стасова способствовала ознакомлению русского читателя с Публичной библиотекой и ее ценными, научными и художественными фондами.

В библиотекарях Стасов видел консультантов и руководителей читателей, помогающих им правильно использовать сокровища библиотеки. Сравнивая Публичную библиотеку с аналогичными учреждениями за рубежом, Стасов радовался случаю отметить качественное превосходство ее отдельных коллекций, более широкий доступ для читателей, увеличение времени открытия читальных залов. По мысли Стасова, библиотека является предметом национальной гордости русских людей.

Он называл ее «нашей великой государственной и вместе народной». Он видел в ней черты государственного национального книгохранилища, содержание этого понятия толковалось Стасовым в двух основных тесно связанных друг с другом планах: во-первых, как собирание и хранение в библиотеке для народа всей отечественной книжной продукции и всяческих фондов, отражающих во всей полноте жизнь и культуру России; во-вторых, как широкая публичность библиотеки и использование ее сокровищ для

созидания отечественной науки. Во всем, что касалось библиотеки, для Стасова не было мелочей. Его заботило неудовлетворительное качество переплетных работ, в избежание порчи редких изданий он ставит вопрос об удалении чернил из журнального зала. Также Стасов боролся за красоту и уют библиотеки, считая их могучим средством привлечения посетителей. 7. Стасов и революционное движение. Важное место в деятельности

Стасова занимает собирание им материалов по истории революционных движений. Основное внимание в этой области было направлено на русское революционное движение и нелегальную печать. За свободной печатью Стасов внимательно следил, пользуясь и собственными выездами за границу, и своими зарубежными корреспондентами. К ним принадлежали А.И. Герцен, П.А. Кропоткин, В.П. Энгельгардт и другие.

Стасову систематически пересылали различные антиправительственные карикатуры, вырезки из иностранной и русской бесцензурной печати, большевистские газеты. Посредническими услугами Стасова пользовались революционеры различных поколений для пополнения библиотеки своими изданиями. Стасов не был последовательным революционером подобно В.Г. Белинскому и Н.Г. Чернышевскому. Но в своей публицистической и литературно-критической деятельности

он неизменно восставал против порождений крепостного права и отстаивал интересы народных масс (статья «Художественная статистика»). Высказываясь о библиотеке и ее общих функциях, Стасов настаивал на важнейшем условии, присущем всей ее деятельности в целом, неотъемлемом от его просветительского назначения: библиотека должна служить передовым идеям времени; знания, которые она несет в народ, должны быть прогрессивными. Стасов ратовал за приобщение к культуре рабочих, защищал их право на чтение книг

и журналов (статья «Вреден ли технический прогресс?», 1877г.). Он стремился придать передовое идейное содержание фондам Публичной библиотеки, деятельно собирая и вводя в них революционную русскую и западную печать. Стасов – просветитель и демократ – был близок к лучшим людям 60-х годов глубоко патриотической направленностью своей деятельности. Патриотизмом проникнуты все его высказывания, связанные с вопросом о собирании и

сохранении памятников русской культуры, его мысли о национальном характере Публичной библиотеки. По заслугам оценена деятельность Стасова-идеолога «передвижников» и «могучей кучки» русских композиторов. Реакционеры всех мастей, космополиты, формалисты, защитники теории «искусства для искусства» во все времена стремились оспорить или исказить творчество

Стасова как при его жизни, так и после смерти. В противовес этому советская наука во всем объеме поставила вопрос о высокой значительности и актуальности идейного наследия Стасова, о необходимости его пристального изучения и использования. Статьи и материалы, появившиеся в годы, последовавшие за Великой Октябрьской социалистической революцией, свидетельствуют о растущем интересе советской общественности

к библиотечной деятельности Стасова. Однако, в большинстве своем статьи на эту тему имеют скорее обзорный информационный, чем исследовательский характер. Они не раскрывают полностью идейного содержания библиотечной деятельности Стасова, не изучают ее методов, не дают критической оценки библиотечным работам и библиотековедческим высказываниям. Заключение 10 октября 1906 г. Владимир Васильевич Стасов умер. В течение 50-ти лет он проработал в петербургской

Публичной библиотеке, участвовал в создании ее книжных фондов и каталогов и написал ряд статей по библиотечным вопросам. В историю отечественной культуры его имя вошло как имя неутомимого борца за народное реалистическое искусство, блестящего художественного критика и публициста, пламенного глашатая эстетических идеалов русской революционной демократии – идеалов Белинского, Чернышевского, Добролюбова. В течение более чем полувека

Стасов был в центре художественной жизни России. Тесными узами он был связан со всеми выдающимися прогрессивными людьми своего времени. Он олицетворял эпоху 1860-1890х гг. не столько в изучении искусства, сколько в его направлении в связи с общественной мыслью этого времени. Почти вся жизнь Стасова была связана с Публичной библиотекой, которую он любил, как живое существо. Она была если не первой, то самой крепкой любовью.

По признанию современников, он был «душою библиотеки, живительным началом ее». Отдавая дань памяти Стасову, Горький в сборнике «Незабвенному Владимиру Васильевичу Стасову» в статье «О Стасове» лаконично и точно определил сущность его жизни: «Вот человек, который делал все, что мог; и все, что мог – сделал…». Список использованных источников: 1) Голубева, О.Д.

В.В. Стасов. – СПб, 1995. – (Деятели Российской национальной библиотеки). – 168[11]с. 2) Стефанович, В.Н. В.В. Стасов (1824 – 1906): очерк библиотечной деятельности. – М.: Изд-во всесоюзной книжной палаты,1956 (Деятели книги) 130[1]с. 3) Стефанович, В.Н. Библиотечная деятельность В.В. Стасова: автореферат диссертации. – М 1954 20 с. 4)

Острой, О.С. Труды, в которых отразился век. Историки искусства в Публичной библиотеке: к. XVIII – н. XX. – СПб: Изд-во РНБ, 2004 174 с. 5) Рест, Б. Книги и люди: очерки из истории Государственной Публичной библиотеки им. М.С. Салтыкова-Щедрина, 1814-1939. – Л.: Худож. литер 1939. – 71[1]с.:ил.

6) Голубева, О.Д. В мире книжных сокровищ. – Л.:Лениздат,1988. – 271 с.:ил.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Film Studies Essay Research Paper Within the
Реферат Правове становище селянського (фермерського) господарства
Реферат ТЕМА ЛЮБВИ В ПРОЗЕ А. И. КУПРИНА
Реферат Товароведческая характеристика и потребительская оценка меда
Реферат Системы, управляемые потоком данных. Язык "Dataflow Graph Language"
Реферат 14. 00 на площадке установлена сцена, работает диджей, звучит русская народная музыка
Реферат Jim Abbott Essay Research Paper It is
Реферат Темы и мотивы образа автора в романе В.В. Набокова Другие берега
Реферат Формы коммерческо-посреднической деятельности в предпринимательской сфере
Реферат Тема любви в творчестве Куприна
Реферат Финансовый менджмент: управление оборотными активами коммерческой организации
Реферат Тема родины в творчестве Есенина
Реферат The system of english tenses
Реферат Тема русского дворянства в драматургии А.П.Чехова Вишневый сад
Реферат Географическая характеристика топливной промышленности