Реферат по предмету "Журналистика"


Ответы на вопросы 2

Вопрос 10

Информационная борьба и информационная война

Информационная борьба всегда была и будет спутником всех других форм столкновения общественных сил. «Информационная война» – стремление к «победе» над «противником». «Информационные войны» постоянно ведутся между различными социальными силами и сейчас, притом часто с применением сомнительных средств. Для воздействия на население враждебной стороны широко используется дезинформация.

Дезинформация – это особый тип информации, сущность которой состоит в том, что в силу неадекватности текстов (семантической, синтактической, прагматической) она создает в аудитории ложную систему ориентаций, формирует неверную картину действительности, искаженные ценности и цели. Формируемое неверное сознание в свою очередь порождает неадекватные стремления и формы поведения, соответствующие целям дезинформатора.

Информационные войны разворачиваются не только на международной арене, но и в информационном пространстве страны, чтобы любыми средствами (часто непозволительными с точки зрения права и этики) добиться «победы». Это происходит в периоды обострения социальных отношений, в том числе часто в периоды выборов органов власти.

Требование информационной безопасности

Условие и фактор информационной безопасности – обеспечение действительной информированности «потребителей» массовой информации и охрана ее от влияния деструктивного, дезинформирующего воздействия.

Важна осознанность гуманистических ориентиров журналистами и их противостояние тем, кто пренебрежительно относится к истинной информированности аудитории, а тем самым и к ее информационной безопасности.


Вопрос 20

Непосредственно-организаторские функции журналистики

Журналистика, обращаясь к массовой аудитории, «выходит» и на различные социальные институты, и на официальных должностных лиц, когда затрагивает вопросы, находящиеся в сфере компетенции этих учреждений и лиц. Стремясь ориентировать аудиторию в происходящих событиях, журналисты часто анализируют деятельность различных социальных институтов (управленческих, хозяйственных, производственных, торговых, научных и учебных, культурно-просветительских и т.д.) самого разного уровня, делая соответствующие выводы, оценки и предложения. Все это необходимо для формирования массового сознания, и прежде всего общественного мнения. Сама общественность высказывает свое отношение к деятельности учреждений, организаций, предприятий, должностных лиц. Редакции также стремятся получить и обнародовать представления и суждения специалистов: политиков, ученых, инженеров, управленцев, хозяйственников.

Добиваться активного проявления позиции общественного мнения обязаны каждая редакция и каждый журналист.

Надо учитывать, что ОМ чаще всего складывается не сразу вслед за публикацией, а требует некоторой «критической массы» информации на заданную тему.

Журналистика как «четвертая власть» в государстве играет управленческую роль в отношении не только массового сознания, но и социальных институтов.

«Властные полномочия», которыми располагает «четвертая власть» в обществе, проявляется в ряде направлений деятельности журналистов.

1 Журналистский анализ реальной практики, положения дел на том или ином участке жизни. Результатом такого анализа выступают как позитивные, так и негативные выводы, сопровождаемые предложениями, рекомендациями, суждениями о путях и способах оптимизации деятельности СИ, их подразделений и отдельных должностных лиц.

2 Анализ тех или иных решений и официальных документов государственных, общественных, частных организаций, объединений и других социальных структур. Положительная или отрицательная оценка, которая будет дана в ходе анализа, должна быть строго аргументирована и нести в себе конструктивный заряд, который будет способствовать скорейшему выполнению зафиксированных в документах решений и проведению необходимых преобразований в них.

3 Выступления, реализующие положение журналистики как института общественного контроля за ходом дел в различных областях жизни.

На каждый практический вопрос журналистика стремится дать ответ и добиться позитивных изменений, используя свои «властные полномочия», вмешиваясь в общественный процесс, в жизнь социальных институтов, в работу их руководителей.

Однако «властные полномочия» журналистики носят не обязательный для исполнения, а убеждающе-консультативный характер.

Обе группы факторов – политические и практические – приводят к тому, что в тех подразделениях СИ, которые предназначены для взаимодействия со СМИ, создаются службы сбора и анализа выступлений журналистики, затрагивающих деятельность данного социального института. Результаты такого анализа доводятся до сведения соответствующих органов и социальных лиц, которые определяют характер реакции на выступления журналистики.

Характер реакции руководящих органов зависит и от внимания и объективности тех, к кому обращено слово журналиста, но не в меньшей, если не в большей степени – и от самих журналистов, от компетентности СМИ.

Компетенция газеты, журнала, теле- и радиопрограммы определяется их специализацией и масштабом деятельности. Характер компетенции сказывается и на характере выступлений, и на реакции на них различных СИ. Если журналистские издания обладают не только высоким престижем и влиятельностью в обществе, но и юридическим закреплением своей компетенции, то это значительно повышает авторитетность выступления.

Компетентность. Компетентное суждение – плод серьезного, основанного на широкой и достоверной исходной информации анализа, проведенного на базе высокой методологической культуры. Готовность к диалогу в поисках наилучшего решения – одна из черт компетентности журналиста, допускающая возможность другого подхода, наличие неизвестных ему фактов, обнаружение иных способов объяснения и формирования выводов и предложений. Взгляд журналиста носит как бы двоякий характер – в нем сочетаются специальный и социальный подходы.


Вопрос 23

Роль журналистики в формировании отдельных компонентов массового сознания. Характер взаимоотношений «журналистика – общественное мнение»

Журналистика функционально значима для всех слагаемых массового сознания, она обслуживает все его компоненты. В целом в силу своего специфического места в системе идеологических институтов главное внимание журналистики обращено к общественному мнению.

Материалы, обращенные к ОМ, составляют основу в структуре номеров газет и программ радио и телевидения.

Формирование глубинных компонентов массового сознания тесно связано с «работой» на общественное мнение. Ведь идеи и образы, важные для мировоззрения, миросозерцания, исторического сознания, рождаются и в процессе формирования ОМ, откуда и «перетекают» в глубинные компоненты, находя свое место в мировоззрении, или миросозерцании, или историческом сознании. Таким образом, формирование этих компонентов массового сознания идет через общественное мнение.

Сущность идеологических функций журналистики состоит в том, чтобы постоянно способствовать росту и развитию сознательности масс путем всесторонней ориентации в действительности, выражающейся в формировании всех компонентов массового сознания при акцентированном внимании к задачам по развитию и активизации общественного мнения.


Вопрос 27

Социальная позиция в журналистике

В России, как и во многих других странах, законодательно закреплен отказ от единой идеологии и провозглашена возможность и необходимость широкого идеологического и политического плюрализма, что создает предпосылки для формирования, выражения и отстаивания самых разных социальных позиций в журналистике.

Для каждого журналиста возникает принципиально важная проблема: какую позицию по социальным вопросам занять, на чьей стороне выступать и как действовать, чтобы в наибольшей мере его оценки и предложения отвечали действительно требованиям «добра, истины и справедливости».

Разновидности позиций журналиста

Свою позицию в любых вопросах надлежит отстаивать, а в необходимых случаях – уточнять, корректировать, развивать. Однако недостаточно адекватным будет любой из перечисленных ниже вариантов реакции на возражения «несогласных».

1 Не обращая внимания на возражения и обвинения, продолжать «настаивать на своем», лишь расширяя, дополняя и усиливая аргументацию.

2 В ответ на возражения и аргументы «несогласных» смягчать, сглаживать острые углы, убирать резкие аргументы, чтобы скрыть расхождения. В крайнем выражении – это стремление к устранению из своих произведений оценочных суждений и выводов.

3 Предложить аудитории все разнообразие подходов, суждений, взглядов, давая тем самым «сбалансированную» информацию, представляя все точки зрения, но не излагая своей.

В качестве принципиально важной основы для любого СМИ требуется какая-то иная, «четвертая» форма проявления социальной позиции, хотя и включающая в качестве составных частей названные три. Главное в этой форме проявления социальной позиции – поиск на основе консенсуса общего подхода к решению вызывающего разногласия общественно значимого вопроса или хотя бы компромисса на базе взаимных уступок.

Общий знаменатель всех общественных проблем

Общим знаменателем решения всех общественных проблем в современном обществе оказываются общечеловеческие гуманистические ценности.

«Набор» общечеловеческих ценностей очень широк:

– библейские заповеди;

– общезначимые идеи и требования других религий;

– гуманистические лозунги Французской революции;

– вечные идеи служения «добру, истине и справедливости».

Глобальные и частнобытовые ценности

Существуют ценности самого разного уровня – от глобальных (мирное сотрудничество, добрососедство и т.д.) до частнобытовых (честность, благородство, порядочность и т.д.).

Для журналистики общечеловеческие ценности составляют основу ее социальной позиции. Однако безоговорочное следование всем общечеловеческим ценностям в ходе осознания, оценки, вынесения приговоров явлениям жизни наталкивается на ряд трудностей.

1) Их «действие» в рамках социальной позиции журналиста должно быть конкретным и опираться на конкретные характеристики ситуаций, к которым они «прикладываются». Необходима также четкая конкретизация и «вечных» требований свободы и справедливости, по-разному понимаемых людьми.

2) Этими общечеловеческими ценностями пользуется не абстрактный человек. Каждый конкретный индивидуум включен в человечество как носитель определенных групповых черт. Не существует «человека вообще», есть личность, объективно включенная в большую совокупность групп.


Вопрос 28

Взаимодействие общечеловеческого и группового в формировании социальной позиции

Общечеловеческое и частногрупповое внутренне взаимосвязаны, взаимодополнительны. Чрезвычайно важно для каждого журналиста понять соотношение личного, социално-группового и общечеловеческого в их сложных связях и отношениях (объективных и субъективных) в реальном проявлении в жизни.

Можно найти компромисс или даже консенсус между группами на базе общечеловеческих гуманистических ценностей, только «отсекая» узкоэгоистические претензии и поползновения групп.

Хотя каждый человек в человечество через множество социальных групп, ему свойственно и «прямое» осознание себя в человечестве. Эта «прямая» включенность диктует каждому принятые в обществе нормы благопристойного поведения, отношение к чужой собственности, к детям, больным, старикам, организации быта и пр., нарушение которых вызывает общее осуждение.

Соотношение общечеловеческого и группового не поддается анализу с точки зрения выбора «или общее – или частное», носит более сложный, диалектический характер. А конкретный человек как индивидуальность – единица человечества – объективно включен во множество составляющих его групп со всем сложным характером их ценностей. При этом объективное положение вещей каким-то образом осознается личностью, и в связи с этим осознанием формируется ее социальная позиция. В ней в индивидуальной форме реализуется диалектика общечеловеческого и частногруппового. Притом для одних на первое место выступают общечеловеческие гуманистические ценности, для других – частногрупповые, а для третьих свойствен трудный поиск баланса.

Позиции журналистов

Формирование журналистом своей социальной позиции носит профессиональный характер.

Журналист, исходящий из «приоритета общечеловеческого», не может не видеть частногрупповые интересы и ценности, стремления и идеалы на фоне общечеловеческого и прилагать усилия к тому, чтобы вычленить в частногрупповых требованиях то, что согласуется с общечеловеческими нуждами, и бороться за их реализацию, одновременно указывая на неприемлемость требований, не совместимых с общечеловеческими.


Вопрос 29

Задачи журналиста

1 Важнейшей задачей журналиста является более ясное понимание современного мира, всесторонняя ориентация в системе общественных отношений современности и осознание «живых» для него ценностей любого порядка.

2 Журналист должен определить свое место в социальной структуре общества.

3 Необходимо понять сложность отношений между различными «частями» человеческого сообщества.

2




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :