Реферат по предмету "Финансовые науки"


Специальные системы налогообложения малого бизнеса

СОДЕРЖАНИЕ
 
Введение
1. Обоснованность создания специальных системналогообложения и их сущность
2. Виды специальных системналогообложения
3. Пути совершенствования специальных системналогообложения
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Наиболее действенным способомподдержки малого бизнеса, безусловно, является установление такого порядканалогообложения, который позволил бы улучшить экономическое состояниесуществующих малых предприятий и дал толчок к развитию малого бизнеса вотраслях производственной сферы. Опыт многих зарубежных стран показывает, чтоучет специфики малого бизнеса при разработке налоговых режимов позволяет в короткиесроки добиться желаемых результатов.
Экономическое развитие большинствастран к концу XX в. столкнулось с рядом серьезных трудностей, и одним изприоритетных направлений выхода из сложившейся ситуации явилось расширениесферы и масштабов деятельности малого бизнеса во всех формах и видах. Гибкой поструктуре и небольшой по размеру компании легче следовать потребительскимпредпочтениям, производить широкую номенклатуру конкурентоспособных изделий иуслуг, использовать современную технику и технологию.
Необходимость адекватной реакции наизменения рыночной конъюнктуры, развитие научно-технического прогресса и выходна первый план качественных характеристик продукта обусловили роль малогобизнеса как необходимого элемента экономики любого государства. И реальнаяподдержка конкурентоспособности малых предприятий может быть реализована лишьчерез налоговую политику, которая учитывает не только интересы государства, нои отдельного налогоплательщика.
В данной работе мы попытаемсяпроанализировать современные, применяемые в России специальные системыналогообложения для малых предприятий.

1. ОБОСНОВАННОСТЬСОЗДАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ИХ СУЩНОСТЬ
С началом экономических реформ вРоссии на малое предпринимательство также возлагалось решение серьезныхэкономических и социальных задач. Однако развитие малого бизнеса было сопряженосо сложностями, которые можно объяснить как объективными, так и субъективнымипричинами. Отсутствие системы государственной поддержки и регулирования малогобизнеса, опыта у руководителей, сложности с получением кредитов и сбытомпродукции зачастую становились непреодолимыми препятствиями на пути процветаниямалых предприятий, и многие из них достаточно быстро разорялись. Все этопривело к существенному сокращению числа малых предприятий и преобладанию в ихструктуре посреднических и торговых организаций при практическом отсутствиималых предприятий в производственной сфере.
До начала реформ основное вниманиепри реализации налоговой политики в Российской Федерации уделялось фискальнойфункции. Реформирование налогового законодательства, начатое в 1991 г., было направлено на уменьшение избыточной ориентированности на фискальную функцию, с переориентациейна функцию стимулирования роста конкурентоспособности бизнеса, выражающейся внеобходимости повышения информированности налогоплательщиков, ихконсультирования и воспитания.
Однако наиболее действеннымспособом поддержки малого бизнеса, безусловно, является установление такогопорядка налогообложения, который позволил бы улучшить экономическое состояниесуществующих малых предприятий и дал толчок к развитию малого бизнеса вотраслях производственной сферы. Опыт многих зарубежных стран показывает, чтоучет специфики малого бизнеса при разработке налоговых режимов позволяет в короткиесроки добиться желаемых результатов.
Следует, однако,отметить, что в тоже время малое предпринимательство является и проблемой вобществе, в котором распространено уклонение от налогообложения. Если легальныйуход от налогов путем использования лазеек в законодательстве в большей степенидоступен крупным налогоплательщикам, как юридическим лицам, так и физическим,то уклонение от налогов путем сокрытия выручки, предоставления недостовернойотчетности или непредоставления ее вообще, ведение бизнеса без регистрациисвойственны преимущественно именно малому предпринимательству. Причиной этомуявляется не только большая возможность избежать наказания. Уклонение отналогообложения приобретает массовый характер в тех случаях, когда ожидаемыйвыигрыш от уклонения с учетом вероятности обнаружения нарушений и наказанияпревышает издержки, связанные с уплатой налогов, включающие в себя кромесобственно налоговых сумм, причитающихся к уплате, еще и издержки по ведению ипредоставлению отчетности. Если издержки законопослушания неизменны вопределенном промежутке изменения декларируемого дохода от нуля до некоторойсуммы и достаточно высоки, они могут приводить к полному отказу отдекларирования. Для малых значений дохода они действительно являются чрезмерновысокими. Напротив, если издержки законопослушания возрастают с ростом дохода,они для предприятия становятся аналогичными налогу на доход. Рост издержек законопослушногоповедения с ростом дохода может быть обусловлен увеличением источников доходапри увеличении дохода. Но уменьшения издержек законопослушания при малыхдоходах можно добиться и путем установления упрощенных правил декларирования.
Упрощенные системы учетаприводят к снижению этих издержек для налогоплательщика, а такжесоответствующих административных издержек по проверке применяющих эти методыналогоплательщиков. Снижения уклонения от налогообложения можно добиться еще иза счет того, что признаки, на основании которых рассчитывается вмененный доходможет быть сложнее скрыть или исказить, чем те, на которых основываетсявычисление налогооблагаемого дохода в соответствии с общепринятым бухгалтерскимучетом. В свою очередь снижение уклонения от налогообложения может служитьболее справедливому распределению налогового бремени.
Как показывает мировойопыт, возможно два основных подхода к налогообложению малогопредпринимательства. Первый заключается в сохранении всех видов налогов длямалых предприятий, но предусматривает упрощение порядка их расчетов (включаяупрощенные методы определения налоговой базы и методы ведения учета) и взимания(периодичность, освобождение от авансовых платежей и т.д.). Второй подходпредполагает оценку на основе косвенных признаков потенциального доходаналогоплательщиков и установление фиксированных платежей в бюджет, заменяющиходин или несколько традиционных налогов. Первый подход применяется на практикев ряде стран ОЭСР. Второй подход в чистом виде в развитых странах не применяется,хотя во многих странах оценка налоговой базы по аналогии с другиминалогоплательщиками используются в тех случаях, когда налоговая администрацияимеет основания сомневаться в правильности исчисления налоговых обязательств.
Итак, Налоговым кодексом РоссийскойФедерации (НК РФ) в качестве механизмов реализации фискальной функции выделены,помимо общего, специальные налоговые режимы.
Общий режим налогообложенияпредполагает уплату налогоплательщиками федеральных, региональных и местныхналогов. Федеральные налоги действуют на территории всех регионов России, арегиональные – только в тех, где законодательный орган принял специальный законоб их введении, устанавливающий ставки, формы отчетности и сроки уплатыналогов. Местные налоги вводятся в действие актами местных органов власти.
Установление специальных налоговыхрежимов в отношении субъектов малого и среднего бизнеса продиктованонеобходимостью учета при налогообложении направления и объема их деятельности.
Специальные налоговые режимыполучили распространение и в ряде стран ближнего зарубежья, таких какАзербайджан, Армения, Беларусь, Таджикистан, Казахстан, Украина и др.
Использование специальных режимовзаменяет уплату нескольких основных налогов, таких как налог на прибыль, налогна добавленную стоимость (НДС), налог на имущество организаций и единогосоциального налога (ЕСН), уплатой единого налога, размер которогорассчитывается в упрощенном порядке, при этом остальные налоги уплачиваются вобщем порядке. Возможность применения специальных режимов зависит от сферыдеятельности налогоплательщика, величины дохода (ст. 346.2, 346.12 НК РФ) и организационно-правовойформы бизнеса.
Делая окончательный выбор вотношении той или иной организационно-правовой формы бизнеса, необходимоотчетливо представлять как их недостатки, так и преимущества и возможность ихиспользования.
Так, учредитель общества сограниченной ответственностью (ООО) не отвечает своим личным имуществом подолгам фирмы и не несет ответственность за нарушения, которые были допущены вработе (ст. 87–94 гл. 4 ГК РФ).
По сравнению с акционернымиобществами различного типа, индивидуальный предприниматель (ИП) имеет рядпреимуществ:
· простая и быстраярегистрация предприятия;
· любой размеруставного капитала;
· возможностьрегистрации ИП по месту жительства предпринимателя: отсутствие необходимости вбанковском расчетном счете;
· простая схеманалогообложения индивидуальных предпринимателей и легкое ведение бухгалтериибез необходимости наличия бухгалтера (ст. 22 ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ в ред.ФЗ от 23.12.2003 № 185-ФЗ).
В связи с этим лица, которыепланируют начать предпринимательскую деятельность, выбираяорганизационно-правовую форму своего бизнеса, в большинстве случаяхостанавливаются на ООО или ИП.  2. ВИДЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМНАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
В зависимости от различныхпоказателей выбирается один из четырех специальных режимов налогообложения илиприменяются несколько одновременно.
Система налогообложения длясельскохозяйственных товаропроизводителей – специальный налоговый режим длясельскохозяйственных товаропроизводителей (организаций и индивидуальныхпредпринимателей, производящих сельскохозяйственную продукцию или выращивающихрыбу, осуществляющих ее первичную или последующую переработку).
Система предусматривает надобровольных началах замену единым сельскохозяйственным налогом (ЕСХН) уплатуналога на прибыль, НДС (кроме НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров натерриторию Российской Федерации), налога на имущество и ЕСН.
Упрощенная система налогообложения(УСН) – одна из наиболее популярных систем, поскольку налогоплательщик имеетвозможность выбора объекта налогообложения, кроме того, он может вестибухгалтерский учет в минимальном объеме, что, безусловно, является существеннымпреимуществом.
Объектом налогообложения могут бытьдоходы (облагаются по ставке 6%) или доходы, уменьшенные на величину расходов(облагаются по ставке 15%). Выбор объекта налогообложения зависит от долирасходов в общем объеме выручки и их состава, так как не все расходы уменьшаютдоходы в целях налогообложения.
При переходе на УСНналогоплательщик, в зависимости от организационно-правовой формы, освобождаетсяот уплаты следующих налогов:
· ООО – налога наприбыль, НДС (учитывая требование гл. 21 НК РФ, обязывающей уплачивать НДС состоимости товаров, ввезенных на территорию Российской Федерации), налога наимущество организаций, ЕСН;
· ИП – налога надоходы физических лиц (НДФЛ) от предпринимательской деятельности, НДС(требование гл. 21 НК РФ), налог на имущество (только в отношении имущества,использованного в деятельности индивидуального предпринимателя) и ЕСН.
Существуют жесткие ограничения,установленные Налоговым Кодексом РФ по применению УСН.
Не имеют права применять даннуюсистему:
· банки,страховщики, негосудар ственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды,профессиональные участники рынка ценных бумаг, ломбарды и нотариусы,занимающиеся частной практикой;
· юридические лицаи ИП, занимающиеся игорным бизнесом, производством подакцизных товаров, добычейполезных ископаемых (кроме не числящихся на государственном балансе иустановленных в подп. 1 п. 2 ст. 336 НК РФ), являющиеся участниками соглашенийо разделе имущества;
· переведенные наединый налог на вмененный доход (ЕНДВ) в соответствии с гл. 26.3 НК РФ;
· переведенные наЕСХН.
Кроме того, на УСН, согласно подп.13 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, не имеют право переходить организации:
· имеющие филиалы и(или) представительства на территории Российской Федерации (ст. 55 ГК РФ);
· в которых доляучастия сторонних организаций превышает 25%;
· списочнаячисленность работников которых за налоговый период превысила 100 человек;
· в которыхстоимость основных средств (ОС) и нематериальных активов (НА), определенных всоответствии с ФЗ «О бухгалтерском учете», превышает 100,00 млн. руб.
К неудобству данной системы можноотнести легкость утраты права по ее применению.
Для этого достаточно выйти за лимитгодового дохода в 20,00 млн. руб. или иметь остаточную стоимость ОС и НА болеечем в 100,00 млн. руб. (п. 4 ст. 346.13 НК РФ). Как следствие, возможнаяобязанность доплаты налога на прибыль, уплата штрафных санкций, восстановлениеданных бухгалтерского учета за весь период применения упрощенного режиманалогообложения, возможная дополнительная сдача налоговой и бухгалтерскойотчетности.
Вполне оправдано было бы увеличениесуммы этого лимита, для того чтобы более широкий круг предпринимателей смогвоспользоваться данной системой, а налогоплательщики, уже использующие ее, неиспытывали неудобств, связанных с переходом на общий режим налогообложения принезначительном превышении лимита.
Кроме того, налогоплательщики УСНдолжны отслеживать все изменения в налоговом законодательстве, так как введениенового налога или изменение названия налога означает автоматическое включениеих в качестве его плательщиков. Решение дублировать учет хозяйственных операцийпо правилам бухгалтерского учета или возможное появление обязанности переходана уплату ЕНВД по одному или некоторым видам деятельности может повлечь засобой увеличение затрат на ведение учета.
Единый налог на вмененный доход(ЕНВД) – специальный налоговый режим, который применяется в обязательномпорядке в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, еслипредприниматели и организации занимаются следующими видами деятельности:
· оказание бытовыхи ветеринарных услуг; услуг по ремонту, техническому обслуживанию, мойкеавтотранспортных средств и платных автостоянок;
· услугобщественного питания и розничной торговли;
· распространенияили размещения наружной рекламы.
Существует возможность «выбора»ЕНВД для видов деятельности, для которых установлены следующие ограничения:
· розничнаяторговля (площадь торгового зала не более 150 кв. м);
· оказание услугобщественного питания (площадь зала обслуживания не более 150 кв. м);
· оказаниеавтотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов (не более 20транспортных средств).
Соответственно превысив этиограничения или, наоборот, уменьшив показатели до уровня ограничений, можноприменять либо ЕНВД, либо общую или упрощенную систему налогообложения.
Размер налога фиксирован и независит от величины полученного дохода.
Данная система является не всегдаэкономически выгодной предпринимателю по причине частого несовпаденияфактически полученного дохода с фактической суммы уплаченного ЕНВД.
Отсутствие возможности учета затратпри исчислении ЕНВД и, как следствие, снижение возможности к расширениюбизнеса, влечет за собой желание налогоплательщика избежать уплаты ЕНВД путемперепрофилирования своей деятельности и переноса ее в регионы, где ЕНВД неуплачивается.
Стоит отметить, что, наряду снедостатками, налог обладает и неоспоримым преимуществом – снижениемсебестоимости продукции (работ, услуг) за счет отсутствия таких налогов, какНДС и ЕСН, что особенно актуально для малых предприятий.
Также хотелось бы обратить вниманиена то, что п. 4 ст. 346.12 НК РФ дает право организациям и индивидуальнымпредпринимателям применять УСНО и систему налогообложения в виде ЕНВДодновременно.
Система налогообложения привыполнении соглашений о разделе продукции – довольно специализированныйналоговый режим, применяемый при выполнении соглашений о разделе продукции(полезных ископаемых, добытых из недр на территории Российской Федерации, атакже на континентальном шельфе Российской Федерации и (или) в пределахисключительной экономической зоны Российской Федерации), заключенных между государствоми пользователем недр в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях оразделе продукции».
Но, как показывает статистика,самой популярной системой у представителей малого бизнеса является упрощеннаясистема налогообложения в виде патента для индивидуальных предпринимателей.
Система налогообложения на основепатента – модернизированный вид УСН.
Суть этого способа уплаты налоговсостоит в уплате фиксированной суммы за патент на вид деятельности, которымпредприниматель занимается, не привлекая к своей деятельности наемныхработников.
Покупка патента осуществляется наквартал, полугодие, 9 месяцев или год и оплачивается двумя частями: одну третьстоимости – не позднее 25 дней после начала работы по новой системе, оставшуюсячасть – не позднее 25 дней по окончании периода, на который был выдан патент.
Годовая стоимость патентаопределяется как соответствующая налоговой ставке, предусмотренной п. 1 ст.346.20 НК РФ, процентная доля установленного по каждому видупредпринимательской деятельности, предусмотренному п. 2 ст. 346.25.1 НК РФ,потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годовогодохода.
Размер потенциально возможного кполучению индивидуальным предпринимателем годового дохода устанавливаетсязаконами субъектов Российской Федерации по каждому из видов предпринимательскойдеятельности, по которому разрешается применение ИП упрощенной системыналогообложения на основе патента.
Преимущество данного подхода,несмотря на необходимость соблюдения ограничения по размеру годовой выручки, втом, что список видов деятельности с возможностью приобретения патентанастолько обширен, что охватывает практически весь спектр интересов малогопредпринимательства. При этом условия работы с покупкой патента намного прощеусловий УСНО.  3.ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Так как возможность добровольноговыбора организацией или ИП предусмотрена только для систем ЕСХН, УСН и еемодернизированного варианта в виде патента для ИП, то и оптимизация может бытьсвязана прежде всего с этими режимами.
Например, в Налоговом кодексе РФ досих пор не установлено, что делать налогоплательщику, если он утратил право наприменение УСН по основаниям, не указанным в п. 4 ст. 346.13, который гласит:«Если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщикапревысили 20 млн. руб. и (или) в течение отчетного (налогового) периодадопущено несоответствие требованиям, установленным пунктами 3 (пункт, в которомперечислены лица, которые не в праве применять УСНО) и 4 (пункт об одновременномприменении УСНО и ЕНВД) статьи 346.12 настоящего Кодекса, такойналогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системыналогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанное превышениеи (или) несоответствие указанным требованиям».
Например, в связи с началомосуществления видов деятельности, указанных в п. 3 ст. 346.12 НК РФ, прикоторых субъект не вправе применять УСНО, в случае превышения численности и т.п.
Целесообразным представляется вэтом случае дополнение ст. 346.13 НК РФ п. 8, например, следующего содержания:«В случае если налогоплательщик утратил право на применение УСН, по основаниям,не указанным в п. 4 ст. 346.13, он обязан перейти на обычную системуналогообложения с даты утраты такового права. Об утрате права на применение УСНналогоплательщик представляет в налоговый орган уведомление в срок до 15 числамесяца, следующего за месяцем, в котором произошла утрата права на применениеУСН».
Особое внимание следует обратить натот факт, что в случае использования специальных налоговых режимовналогоплательщик уже не является плательщиком НДС. Следовательно, егоконтрагенты (покупатели или заказчики), применяющие общий режим налогообложенияи являющиеся плательщиками НДС, не могут возместить НДС, поэтому сделкастановится для них малопривлекательной.
Необходимо отметить, что и реальныеналогоплательщики не остаются равнодушными к современному состоянию системыналогообложения малого бизнеса, и вызывает уважение настойчивость, с которойони пытаются найти решения некоторых проблемных моментов в налоговомзаконодательстве. Поправки к Налоговому кодексу РФ, предложенные рядом группналогоплательщиков, отличает высокая юридическая грамотность и глубокое пониманиепроблем на практическом уровне. При этом поправки касаются как созданияблагоприятного режима налогообложения малого бизнеса, так и шагов, позволяющихминимизировать урон бюджетной системы страны. Хочется надеяться, что акциитакого рода не останутся без внимания со стороны законодателей и конструктивныеи оправданные предложения попадут на страницы Налогового кодекса.
Необходимость оптимизации системыналогообложения малого бизнеса признается и законодателями. Совершенноочевидно, что без дальнейших реформ в этой области не обойтись, так какудобство, грамотность и простота уплаты налога является ключевым моментом нетолько в выполнении государством в полном объеме своей фискальной функции, но ив повышении мотивации к развитию у малого бизнеса, без которого невозможноповышение конкурентоспособности страны в целом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вопрос о налогообложении малогобизнеса, приобретший важное значение в переходной экономике России, остается неменее актуальным и сейчас. Наличие малоэффективных производств, снижениезанятости, социальные и, как следствие, политические проблемы делают жизненнонеобходимым создание условий для деятельности в независимых от государства икрупного капитала сферах самостоятельной и инициативной, но не имеющей стартовогокапитала, части населения страны. Эта задача в сложившейся ситуации является неменее важной, чем извлечение дополнительных доходов бюджета. Создание простогои ясного налогового режима, сопровождающегося снижением издержек по ведениюучета и предоставлению отчетности, а также налогового бремени, позволило быразрешить ряд проблем, стоящих в настоящее перед российским обществом. В то жевремя, предоставление возможности использовать особый режим для малого бизнесаследует рассматривать как льготу, которая не должна быть использована крупнымипредприятиями.
Анализ существующих системналогообложения малого бизнеса показал, что специальные налоговые режимы,несомненно, должны способствовать развитию малого предпринимательства в нашейстране. Однако, на мой взгляд, в них все еще встречаются спорные моменты,которые не устраивают налогоплательщиков.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Налоговый кодексРоссийской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ19.07.2000) (ред. от 04.12.2007, с изм. от 06.12.2007) (с изм. и доп., вступающимив силу с 05.01.2008).
2. Гражданскийкодекс Российской Федерации (с изм. от 06.12.2007) (ред., действующая с01.02.2008).
3. Андреев И.М.Налогообложение субъектов малого предпринимательства // Налоговый вестник. –2005. – № 10.
4. Андреева И.М. Окритериях выделения малого и среднего бизнеса // Общество и экономика. – 2007.– № 7.
5. Артельных И.В.ЕСХН: декларация изменилась // Российский налоговый курьер. – 2007. – № 13–14.
6. Вартанов М.Проект Европейского Союза «Электронные навыки для российских малых и среднихпредприятий» // Проблемы теории и практики управления. – 2006. – № 2.
7. Галяутдинов И.Доклад для Пленарного заседания общественной организации предпринимателейИркутской области. – Иркутск, 2007.
8. Ингман Н.И.Анализ существующих систем налогообложения малого бизнеса // Современнаяконкуренция. – 2008. – №4.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.