ФГОУ ВПО
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАОЧНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Местное самоуправление
Выполнила: студентка2 курса специальности 220201 шифр 8803020997 Романенко Е.А. | |
Руководитель: Сухарева Л.В. |
Санкт-Петербург
2010
Оглавление
Введение…………………………………………………………………….. Формирование органов местного самоуправления………………….. Основные принципы местного самоуправления…….……………….. Гарантии местного самоуправления……………………………………. Организационные формы осуществления местного самоуправления……………………………………………………………. Заключение………………………………………………………………….. Список литературы………………………………………………………… | Стр. 2 3 3 4 8 10 11 |
Введение
В условиях углубляющейся социально-экономической реформы возрастает роль местного самоуправления как фактора демократизации общественной жизни, необходимой предпосылки становления гражданского общества. Сейчас становится все более очевидным, что с имеющимися многочисленными проблемами наше общество не справится, если не будет подлинного местного самоуправления, развитие которого имеет большое практическое значение для решения задач, связанных с организацией территориального управления. Местное самоуправление является важнейшим элементом конституционного строя демократических стран. Оно представляет собой ту специфическую "ветвь власти", которая, с одной стороны, участвует в осуществлении воли государства, а с другой - наиболее полно учитывает интересы населения. Органы местного самоуправления укрепляют государственную власть, делая ее более гибкой и эффективной. Они наиболее доступны для людей, максимально приспособлены к использованию ресурсов для удовлетворения потребностей населения. Местное самоуправление способствует формированию гражданского самосознания. Объединяя усилия людей для решения локальных проблем, оно является важным условием обеспечения социального мира.
Развитие местного самоуправления - необходимая предпосылка для сохранения социокультурных комплексов. Оно воспитывает чувство любви к родному краю, оберегает культурные традиции, скрепляет население прочными духовными узами.
У России свой менталитет, своя политическая культура, поэтому мы обязаны обустраивать свое государство исходя из глубинных корней общественного развития и традиций нашего народа.
Формирование органов местного самоуправления
Местное самоуправление-форма народовластия, обеспечивающая организацию деятельности населения для самостоятельного и под свою ответственность решения вопросов местного значения. Местное самоуправление организуется в городах, районах, поселках и других территориях.
Правовую основу организации местного самоуправления составляют: Конституция РФ; федеральное законодательство, регулирующее вопросы местного самоуправления; областное законодательство; уставы (положения) о местном самоуправлении.
Экономическую основу местного самоуправления составляют: природные ресурсы (земля, ее недра, воды, леса, растительный и животный мир); движимое и недвижимое имущество, входящее в состав муниципальной собственности; средства местного бюджета; государственная собственность, переданная местному самоуправлению для осуществления отдельных государственных функций; иная собственность, служащая источником получения доходов местного самоуправления и удовлетворению потребностей населения соответствующей территории.
Финансовую основу местного самоуправления составляют средства местного бюджета, внебюджетных и валютного фондов; средства на компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений, принятых органами государственной власти; получаемые кредитные ресурсы, дотации и субвенции от органов государственной власти , а также средства органов территориального общественного самоуправления.
Основные принципы
Основными принципами организации местного самоуправления являются:
принадлежность права на самоуправление населению в границах населенных пунктов, территорий и их ассоциаций;
наличие достаточных собственных материально-финансовых ресурсов;
организационная обособленность органов местного самоуправления от органов государственной власти;
законность в организации и деятельности местного самоуправления;
многообразие форм организации местного самоуправления и самостоятельное определение населением структуры органов местного самоуправления;
выборность органов местного самоуправления; ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением и государством за надлежащее исполнение своих функций;
Гарантии местного самоуправления
Гарантии местного самоуправления заключаются в следующем:
полномочия местного самоуправления не могут быть изъяты или ограничены в одностороннем порядке органами государственной власти; органы местного
самоуправления имеют право на судебную защиту законных прав и интересов местного самоуправления;
никто не вправе вмешиваться в осуществление деятельности местного самоуправления, в том числе принимать акты, ограничивающие его компетенцию;
правовые акты ОМС1, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения всеми расположенными на соответствующей территории предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности и организационно-правовых форм и гражданами.
Для реализации представительных, исполнительных и распорядительных функций население образует выборные и другие органы местного самоуправления и наделяет их в соответствии с законодательством соответствующими полномочиями для решения вопросов местного значения.
Выборными органами МС2 в городах, районах и других поселениях могут быть городские, районные, сельские (поселковые) Собрания (Советы).
Другими органами МС могут быть администрации соответствующих территорий, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.
Сущность отношений органов МС с предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися в муниципальной собственности состоит в следующем:
Органы МС определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности;
осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги);
утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей данных предприятий,
заслушивают отчеты о их деятельности.
Органы МС содействуют развитию предпринимательской деятельности на подведомственной территории.
Органы МС не вправе устанавливать ограничения на ввоз и вывоз продукции и товаров за пределы соответствующей территории либо иные ограничения хозяйственной деятельности за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
По вопросам, не входящим в компетенцию органов МС, их отношения с предприятиями,
не находящимися в муниципальной собственности, а также с физическими лицами строятся на основе договоров.
Органы местного самоуправления вправе:
Передавать находящееся в муниципальной собственности
объекты во владение и использование (постоянное или временное), сдавать их в аренду, продавать, отчуждать в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством и правовыми актами представительного органа.
Распоряжаться средствами местного бюджета, внебюджетными и валютными фондами.
Самостоятельно устанавливать внешнеэкономические связи.
Создавать совместные предприятия по выпуску товаров народного потребления и оказанию услуг населению, организовывать приграничную торговлю.
Пользоваться на договорных началах кредитами на производственные и социальные цели.
Выпускать местные займы для развития социальной и производственной инфраструктуры1.
Постоянно действующим исполнительным органом МС является администрация муниципального образования.
Местная администрация является юридическим лицом, а поэтому:
имеет обособленное имущество, собственные источники финансирования из местного бюджета;
может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права и обязанности;
имеет гербовую и иные печати, штампы, бланки, расчетные и иные счета в банковских учреждениях.
Структура администрации утверждается представительным органом МС по представлению главы администрации.
В структуре исполнительных органов самоуправления важное значение занимают коллегии администрации(консультативный совещательный орган, который образуется при главе местной администрации в составе руководителей структурных подразделений или ином составе).
Организующей основой деятельности администрации являются планы работы. Они разрабатываются всеми структурными подразделениями администрациями на квартал с учетом комплексного решения проблем жизнедеятельности муниципального образования. Администрацию муниципального образования возглавляет глава администрации. Глава администрации (глава МС) является высшим должностным лицом, возглавляющим деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования.
Выборы главы местной администрации проводятся в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ", уставом и соответствующим законом субъектов РФ.
Глава администрации не имеет права:
состоять в руководящих органах зарегистрированных политических партий, движений, клубов или групп;
состоять в правлениях или других органах управления предприятий, учреждений, организаций;
получать любые доходы, в том числе единовременное или регулярное вознаграждение от предприятий, учреждений, организаций, находящихся в муниципальной собственности либо действующих на соответствующей территории или связанных с местным бюджетом получением из него средств для своей деятельности, налоговыми либо иными финансовыми льготами, кроме авторского гонорара, вознаграждения за научно-педагогическую и иную творческую деятельность;
участвовать в предпринимательской деятельности;
занимать оплачиваемые должности в других государственных органах, общественных объединениях, а также на предприятиях, в учреждениях, организациях.
Функции главы местной администрации следующие:
организует разработку и исполнение местного бюджета, осуществляет функции распорядителя кредитов при исполнении бюджета;
организует подготовку генерального плана развития территории муниципального образования;
организует разработку и исполнение программы экологической безопасности;
определяет структуру, штаты администрации и вносит их на утверждение представительному органу МС;
от имени администрации заключает договоры и соглашения с различными структурами;
не реже одного раза в год представляет населению и представительному органу МС отчет о
деятельности администрации;
принимает меры по обеспечению правопорядка, координирует меры по борьбе с преступностью;
руководит гражданской обороной муниципальных образований, осуществляет мероприятия по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций;
назначает и освобождает других руководителей администрации и муниципальных предприятий;
издает постановления и распоряжения;
осуществляет иные исполнительно-распорядительные функции в пределах своей компетенции.
Глава местной администрации в соответствии с уставом муниципального образования имеет своих заместителей. Их число зависит от уровня муниципального образования (город, село, район).
Функциональным органам местной администрации является ее аппарат.
Основными структурными подразделениями аппарата администрации, как правило, являются: общий отдел; организационный отдел; контрольный отдел; юридический отдел; межведомственный архив; управление ЗАГС.
Руководитель аппарат администрации в пределах своих полномочий организует, контролирует и направляет деятельность всех его структурных подразделений.
В систему органов МС кроме исполнительных органов входят и представительные органы. Представительный орган МС состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Правовую основу формирования представительного органа МС составляют федеральные законы и законы субъектов РФ.
Совет депутатов обладает правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Муниципальный Совет депутатов не вправе вмешиваться в оперативную, финансово-хозяйственную и исполнительную распорядительную деятельность местной администрации.
Местная администрация подконтрольна в своей деятельности Совету и обязана по запросу Совета, комиссии и депутатов представлять необходимую информацию и документы.
Нормативные акты местной администрации, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.
Контроль за исполнением постановлений и распоряжений местной администрации осуществляют глава администрации, его заместители, технические секретари приемных, руководители структурных подразделений администрации и уполномоченные ими лица. Данные о результатах контроля за исполнением документов периодически анализируются контрольным отделом1.
Организационные формы осуществления местного самоуправления
Представительный орган местного самоуправления
В ФЗ 154 дается следующее определение понятия представительного органа местного самоуправления - это выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования.
Данное определение, другие положения указанного ФЗ и в целом муниципальная политика Российского государства свидетельствуют о том, что представительный орган местного самоуправления занимает ведущее место среди и должностных лиц местного самоуправления в РФ. Это подтверждается обстоятельствами:
- во-первых, представительный ОМС – это выборный орган, а наличие выборного органа местного самоуправления муниципального образования является обязательным требованием закона. Другие ОМС, должностные лица местного самоуправления могут создаваться, а могут не создаваться. Этот вопрос относится к компетенции населения муниципального образования; во-вторых, именно представительный ОМС обладает правом представлять все население муниципального образования, выражать его интересы, выступать от его имени; в-третьих, только представительный орган обладает определенным объемом исключительных полномочий на решение вопросов местного значения. Никакие другие ОМС и должностные лица не могут обладать исключительными полномочиями, в том числе каким-либо путем присваивать себе исключительные полномочия представительного органа местного самоуправления; в-четвертых, среди других ОМС и должностных лиц местного самоуправления именно представительный ОМС обладает правотворческой функцией, то есть имеет право принимать общеобязательные, локальные нормативные правовые акты по всем вопросам, отнесенным уставом соответствующего муниципального образования к предметам ведения последнего; в-пятых, представительный ОМС контролирует деятельность всех других ОМС и должностных и должностных лиц местного самоуправления, действующих на территории соответствующего муниципального образования. И наконец, представительный ОМС - это коллегиальный орган, он принимает свои решения только в коллегиальном порядке.
Представительный ОМС состоит из депутатов, которые избираются гражданами РФ, обладающими избирательным правом и проживающими на территории соответствующего муниципального образования, на основе всеобщего и прямого избирательного права при тайном голосовании. Численный состав представительного ОМС определяется уставом муниципального образования. Однако, в соответствии с ФЗ 154 (ст. 58), численный состав представительного ОМС, избираемого впервые, устанавливается законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта РФ.
Как известно, в нашей стране существуют различные виды муниципальных образований. Это безусловно, необходимо учитывать при определении численного состава представительных ОМС различных муниципальных образований. Назовем здесь несколько основных критериев, по которым, на наш взгляд, необходимо определять численный состав того или иного представительного ОМС.
Во-первых, это количество населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования. Принятый ФЗ от 23.10.96 138"Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления".
Во-вторых, численный состав представительного органа местного самоуправления зависит от объема тех полномочий, которые в соответствии с действующим законодательством и Уставом муниципального образования предстоит осуществлять. Объем же этих полномочий определяется, прежде всего, социально-экономическим потенциалом соответствующего муниципального образования, разнообразием его инфраструктуры, наличием или отсутствием соответствующих исполнительно-распорядительных ОМС и др.
В-третьих, наличием в местном бюджете на содержание того или иного по численному составу представительного ОМС, тем более, если какая-то часть его депутатов должна работать на освобожденной (оплачиваемой) основе.
В-четвертых, немаловажное значение в определении численного состава представительного ОМС играет территория соответствующего муниципального образования; ее пространственные пределы, географические и климатические условия и т.п. Безусловно, что в решении этого вопроса могут учитываться и другие специфические особенности, условия и традиции конкретных муниципальных образований.
Законодательство субъекта РФ по вопросам местного самоуправления должно предоставлять населению муниципальных образований возможность выбора наименования ОМС, не связывая их каким-либо одним наименованием. Действующие в настоящее время в различных регионах нашей страны представительные органы местного самоуправления имеют самые разнообразные наименования (дума, собрание представителей, муниципальные советы, комитеты, земское собрание и т.п.). ФЗ 154 в п. б ст.15 фиксирует положение о том, что в отдельных поселениях( нам представляется в малочисленных по количеству населения) Уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ может быть предусмотрена возможность осуществления полномочий представительных ОМС собраниями (сходами) граждан. Таковы основные характерные признаки и черты организационно-правового положения представительных ОМС в РФ1.
Заключение
Формирование местного самоуправления в России является одной из самых приоритетных задач политической реформы. Это длительный и сложный процесс, требующий преодоления целого комплекса трудностей.
Для создания эффективной модели местного самоуправления необходимо осуществить децентрализацию власти, с тем, чтобы локальные вопросы решались местными органами самостоятельно и под свою ответственность. Это позволит превратить систему управления в наиболее пригодную для обеспечения интересов населения на местах с учетом исторических, этнических и иных традиций, создаст условия для того, чтобы каждый гражданин стал действительно непосредственным участником происходящих социально-политических процессов.
В реферате были рассмотрены основные понятия и принципы организации местного самоуправления заложенные в Конституции РФ, а также на примере конкретного субъекта РФ, местные законы, регулирующие действие территориального самоуправления.
Одной из важнейших проблем современного местного самоуправления и муниципального права в РФ является проблема формирования его финансовой базы, законодательное закрепление и обеспечение финансовых гарантий самостоятельности муниципальных образований.
Без стабильных и достаточных финансовых источников местное самоуправление не эффективно, не жизнеспособно. Можно наделить ОМС разнообразными и широкими полномочиями, однако, не подведя под них соответствующей материально-финансовой базы, они так и останутся не реализованными.
Пока не будет четкого разграничения источников доходной части бюджетов всех уровней, разделения бюджетных полномочий, пока федеральное законодательство не определит принципы формирования и использования муниципальных финансовых ресурсов, взаимоотношений ОМС с хозяйствующими субъектами и финансово-кредитными институтами, пока местная власть будет зависеть от распределения кусков общего "бюджетного пирога", местное самоуправление не сможет реализовать свой огромный потенциал.
Список литературы
Конституция Российской Федерации (12.12.93).
Гражданский Кодекс Российской Федерации (Принят Государственной Думой 21 октября 1994 года)
Федеральный Закон от 28.08.95 N 154-ФЗ (ред. от 17.03.97) "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (принят ГД ФС РФ 12.08.95)
Муниципальный менеджмент под редакцией Т.Г. Морозовой М., "Банки и биржи" Изд.объед. "ЮНИТИ"1997.
Гладышев А.Г. Правовые основы местного самоуправления. – М., 1996. – с.13-40,30,31.
1 Органы местного самоуправления
2 Местное самоуправление
1 подробнее права МС смотри Муниципальный менеджмент под редакцией Т.Г. Морозовой М., "Банки и биржи" Изд.объед. "ЮНИТИ"1997.
А.Г. Гладышев «Правовые основы местного самоуправления». –М., 1996 г.
1 Муниципальный менеджмент под редакцией Т.Г. Морозовой М., «Банки и биржи» Изд. Объед. «ЮНИТИ» 1997.
1 Федеральный Закон РФ N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» (от 28 августа 1995 года)
12
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |