Реферат по предмету "Государство и право"


Политический государственный режим

Министерствообразования РФ
Байкальский ГосударственныйУниверситет Экономики и Права.
Филиал в г.Братске.
Юридическийфакультет
Курсоваяработа
по дисциплине«Теория государства и права»
Политическийгосударственный режим
Исполнитель:_______________ ЮР-04-2
(дата, подпись) ШапирьАнтон Николаевич
Руководитель:_______________И. о. заведующего кафедрой
(дата, подпись) Шинкевич ОльгаВладимировна
Братск, 2008

Содержание:
Введение
1.  Понятие исущность политического государственного режима
2.  Типы политическихгосударственных режимов
2. 1 Тоталитарный режим
2. 2 Авторитарный режим.
2. 3 Демократический режим
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Тема «Политическийгосударственный режим» на сегодняшний день не утратила своей актуальности.Формагосударства стала одной из актуальных проблем теории государства и права иполитологии. Актуальность данной темы определяется практическими потребностямигосударства т.к. форма государства во многом влияет на его содержание ифункции.
В последнее время в миреидут бурные политические процессы, в отдельных государствах происходит полнаяили частичная смена формы государства, в частности и политического режима.Такую картину мы можем наблюдать практически во всех бывших странах СоветскогоСоюза. Поэтому проблема установления политического режима в этих странах стоитнаиболее остро.
Если рассматривать даннуютему с точки зрения права, то тип политического режима оказывает прямое влияниена всё право любого государства. Ведь при определённом режиме и вся правоваясфера развивается в соответствующем направлении. Тип политическогогосударственного режима закрепляется в Конституции государства, а также вдругих нормативно-правовых актах. В частности, в России тип политическогогосударственного режима закреплен в статье 1 Конституции РФ, где сказано, что«Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовоегосударство с республиканской формой правления[1]».
Целью данной курсовойработы является рассмотрение всех основных типов политических режимовсовременности и выявление для каждого отдельного типа характерных для негоособенностей.
Задачи:
1.        Дать определениеполитического государственного режима.
2.        Определитьосновные типы политического режима.
3.        Определитьхарактерные черты и особенности каждого типа.
4.        Выявить основныепроблемы в классификации и определении политических режимов.
Эта тема на протяжениипоследних десятилетий поднималась и рассматривалась многими ведущимироссийскими теоретиками – Денисов А.И., Петров В.С., Лазарев В.В., АлексеевС.С., Липень С.В., Лаврененко В.Н., Перевалов и т.д. Каждый из них по-своемуразвивает эту тему, рассматривая ее в историческом аспекте на примере множествагосударств с различным государственным устройством. Однако, на мой взгляд этутему невозможно изучить полностью, потому что в мире постоянно происходяткакие-либо политические и общественные процессы и в некоторых случаях этоприводит к установлению всё новых неизученных элементов, дополняющих,изменяющих, модернизирующих уже существующий режим.
При написании даннойкурсовой работы использовались различные учебники по теории государства и праваи политологии, статьи из периодических изданий, нормативно-правовые акты ссоответствующим содержанием.

1. Понятие и сущностьполитического государственного режима
 
Термин «политический государственный режим» появляется в научном обороте в 60-е гг.XX века.
Однако ещё в Древней Греции зародились идеи об устройствегосударства, формах правления и политическом режиме. Хотя само понятие возниклозначительно позднее, но само его возникновение было в значительной степениподготовлено ходом политической мысли ученых и философов Античности.
Из трудов древних философов и ученых, дошедших до наших дней,особый интерес представляют идеи Платона и Аристотеля, выступавших во многом сотличных друг от друга позиций и пользовавшихся различными способамиаргументации. Однако оба внесли свой вклад в некоторые вопросы деятельности политическихрежимов[2].
Платон (427—347 гг. до н.э.) в своих трудах оставилинтересные наблюдения о формах государственного устройства. Проблемамгосударства посвящены его трактаты «Государство», «Законы», диалог «Политик».Платон выделяет четыре формы государства: тимократию, олигархию, демократию итиранию и связав их при этом с пятью видами душевного склада людей.
Тимократия – власть честолюбцев – отрицательная формагосударства. При тимократии еще сохраняются древние бескорыстные формы существованияобщества, но уже появляются и накапливаются богатства, появляется семья,которая отвлекает от государственных забот, появляется тяга к роскоши.
Олигархия – господство немногих. Властвуют только богатые, бедныене принимают участия в управлении государством. В олигархическом обществе естьлюди, которые в результате обнищания и распродажи своего имущества либо вообщеничего не делают, либо превращаются в преступников; другие не совершенствуютсвои способности, данные от рождения, а занимаются различными родами деятельностисразу.
Демократия – власть большинства – усиливает и закрепляетраскол и насилие в обществе. Зависть и злоба бедняков – бывших богачей приводитк восстаниям и делению власти между победившим большинством.
Тирания – наихудшая форма государства, вырождаетсядемократия. Избыток свободы приводит к рабству. Тиран, вознесшийся на волненародного представительства, начинает уничтожение своих врагов, пока около негоне останется никого.
Из всех четырех форм государства Платон считал наиболееприемлемой демократию, хотя далеко не идеальной.
Но его главный вклад состоит, конечно же, не в этом. Главноев том, что, будучи пессимистом и усматривая определенную деградацию в эволюцииполитических форм, Платон в трактате «Государство» и в«Законах» создал образ «идеального государства», которое, вдействительности, является продолжением легистских проектов и всестороннеобосновывает концепцию тоталитарного правления. По его мнению, в основе такогогосударства должна лежать идея справедливости. В благом государстве должныприсутствовать четыре истины: мудрость, мужество, благоразумие, справедливость.
Принципиально отличными были взгляды на политику у Аристотеля(384—322 гг. до н.э.), человека, донесшего до нас в своих сочинениях всеинтеллектуальное и нравственное богатство своего времени[3].
Чрезвычайно интересной представляется разработаннаяАристотелем типология политических государственных форм:
1.        Монархия – властьодного, первая и самая «божественная» форма государства.
2.        Аристократия –правление немногих «лучших».
3.        Полития –правление большинства или тех, кто представляет интересы большинства и владееторужием. Основой политии является средний класс.
Также он выделял правильные и неправильные режимы. Среди правильных,т.е. отвечающих интересам общества, он рассматривал монархию (власть одного),аристократию и политию. К неправильным он относил тиранию, олигархию идемократию. По мнению Аристотеля, возникновение неправильных форм связано свырождением правильных. Таким образом, писал Аристотель, монархия вырождается втиранию, аристократия — в олигархию, а полития — в демократию.Формы: Правители Один Несколько Множество Правильные Монархия Аристократия Полития Неправильные (или коррумпированные). Тирания Олигархия Демократия
Современные ученые определяют понятие «политический государственныйрежим» как совокупность используемых стоящими у власти группами, классами ислоями общества методов и способов осуществления государственной власти, атакже способ взаимосвязи государства с населением страны, выражающийся в общемхарактере применяемых им методов управления обществом[4].
Как и другие составныечасти формы государства, государственный режим имеет непосредственную связь свластью. Однако в отличие от них он не ассоциируется напрямую ни с порядкомформирования высших и местных органов государственной власти или организацией верховнойвласти в государстве, как это имеет место в случае с формой правления, ни свнутренним строением государства, административно-территориальной и национально-государственнойорганизацией власти, как это проявляется в форме государственного устройства.
Государственный режимвыступает как организационно оформленная власть, как процесс еёфункционирования.
Наиболее распространеннымпредставлением о государственном режиме в настоящее время являетсявышеназванное определение его как совокупности средств, методов, способовосуществления государственной власти. Это устоявшееся определение, однако, кнему примыкают аналогичные ему, но в то же время в определённой мереотличающиеся от общего определения.
Среди них можно выделитьблизко примыкающее к традиционному определению государственного режима, эторассмотрение его как системы или совокупности форм, методов, средств и способоввластвования « через которые государственная власть легитимирует своёсуществование и функционирование[5]»
Данное определение имеетдва обстоятельства, отличающих его от традиционного общего определения.Во-первых, то, что режим ассоциируется не только с процессом функционированиявласти, но и с её существованием. Во-вторых, то, что государственный режимсвязывается с процессом легитимации государственной власти. При этом подлегитимацией (легитимностью) власти понимается принятие власти со стороныподчиненных ей субъектов и их согласие с тем, что эта власть соответствуетобщим представлениям граждан о справедливой политической системе. Инымисловами, легитимность власти означает принятие и поддержку её со стороныграждан и их объединений как соответствующей их представлениям о справедливости.
Государственный режимрассматривают как наиболее динамичную составную часть формы государства, чуткореагирующую на все наиболее значимые процессы и изменения, происходящие вокружающей экономической и социально-политической среде, в частности, всоотношении социально-классовых сил. Государственный режим в значительной мереиндивидуализирует форму государства, определяя её роль вгосударственно-правовом механизме и её социально-политическую значимость, а такжеуказывает на ее известную организационную законность.
Немного иное определение дает другой отечественный ученый. Онпредставляет его как «метод осуществления политической власти, итоговоеполитическое состояние в обществе, которое складывается в результатевзаимодействия и противоборства различных политических сил, функционированиявсех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом[6]».
Другие авторы даютнесколько иное толкование политического государственного режима. Политическийгосударственный режим отражает уровень и формы развития демократии,политический климат в стране в определенный период. Это связано с тем, чтогосударство занимает центральное место в любой политической системе. Недаромполитические партии своей главной целью ставят борьбу за обладаниегосударственной властью[7].
 Состояние и характерполитических отношений определяют конкретный тип власти, функциональныепараметры политической системы и находят своё выражение в научной категории«политический режим».
Категория «политическийрежим» часто используется не только в политологии, но и в правоведении, а такжев социологии.
Рассмотрим политическийрежим с точки зрения правового подхода. Правовой подход понимает подполитическим режимом форму правления, связанную с особенностями разделениявластей большой вклад в развитие этой теории внес Шарль Луи Монтескье(1689-1755). В соответствии с ним выделяют:
1.        Режим слияниявластей. Абсолютная монархия, тоталитарные и авторитарные государства.
2.        Режим разделениявластей. Президентская республика.
3.        Режимсотрудничества властей. Парламентская республика.
Недостатком такогоподхода является его фиксация на формальных внешних факторах, а не накачественных различиях.
Качественное содержаниеполитического режима можно охарактеризовать, принимая во внимание следующиефакторы:
1.        Характер избирательнойсистемы (цензы, ограничения).
2.        Способформирования и положение представительных органов власти.
3.        Место и рольглавы государства в системе политических отношений.
4.        Взаимоотношениямежду различными ветвями власти, а также между центральными и местными органамивласти.
5.        Положение и рольорганов насилия в государстве.
6.        Условиядеятельности политических партий и движений.
Если на основе данной характеристики проанализироватьреальные политические права и свободы гражданина, то можно увидеть качественныеразличия между различными способами властвования. Качественное различие междуспособами властвования и составляет содержание определенного типа политическогорежима[8].
В литературе зачастую происходит отождествление понятий«политический режим» и «государственный режим» (государственно-правовой режим).Некоторые же исследователи разделяют понятие «политический государственныйрежим» на два, где первое понятие шире второго.
Так, применительно к Конституционному праву понятие «политическийрежим» постепенно заменяется понятием «государственный режим». В последниедесятилетия постепенно стал преобладать взгляд, согласно которому политическийрежим выходит за пределы формы государства, относится не только к такой форме,но и к политической системе общества в целом. Он не может быть сведен к методамдеятельности государственных органов, а включает, например, роль политическихпартий (в странах тоталитарного социализма невозможно понять существополитического режима без учета руководящей роли коммунистической партии),массовых общественных объединений, политическую, в том числе неорганизованную,деятельность различных социальных групп. Поэтому в конституционном праве всечаще говорится не о политическом режиме (это скорее категория политологии), а орежиме государственном, иногда государственно-правовом. Однако эти понятиянельзя «разводить» и тем более противопоставлять. При демократическомполитическом режиме и государственный режим будет демократическим, и наоборот[9].
Таким образом, получается, что существует две формы с однимсодержанием, когда и под политическим и государственным режимом понимается «совокупностьспособов и методов осуществления власти».
Однако существует и иная точка зрения о соотношении этих понятий.Являясь неотъемлемой составной частью формы государства, государственный режимне может отождествляться с политическим режимом. Государственный режим являетсятолько частью политического режима, охватывающий не только государство, но ивсе другие элементы политической системы общества. Политический режим, какболее широкое и более общее понятие, включает в себя не только методы и способыосуществления государственной власти, но и приемы, способы реализации властныхполномочий негосударственных общественно-политических организаций, которыесоставляют часть политической системы общества.
Таким образом, государственный режим есть более узкое понятие,нежели понятие «политический режим» и поэтому их не следует отождествлять другс другом[10].
Такой же точки зрения придерживается и другойученый-правовед. Политический и государственный режимы – явления нетождественные, как и связанные с ними понятия «политика» и «государство».Понятие «политический режим» шире по своему объему, чем государственный,поскольку включает в себя как средства и методы государственного принуждения,так и негосударственного воздействия на общество.
В отличие от политического государственный режим представляетсобой совокупность форм, методов, приемов реализации публичной властипосредством государственного механизма. Он выражает характер существующейвласти, её содержание. Обычно в понятие «государственный режим» заключаютсоотношение диктатуры и демократии, как принципов организации общественнойжизни.
Государственный режим не исчерпывает всех средствосуществления политической власти. Кроме государства, в любом обществе естьполитические силы не связанные напрямую с государственной властью, но оказывающиена неё существенное влияние. Например, промышленно-финансовые группы,профсоюзы, политические партии, средства массовой информации, церковь, творческиесоюзы.
После появления партий, движений, общественных организациймонополия государства на власть исчезает. Эти организации тоже становятсяучастниками политической жизни, борются за власть, влияют на нее. Поэтомупонятие «государственный режим» уже понятия «политический режим[11]»
На мой взгляд, понятия политический и государственный режим –это тождественные понятия. Потому что оба понятия являются характеристикойтолько формы государства и имеют свои способы, средства и методы осуществлениягосударственной власти в стране.
2. Типы политическихгосударственных режимов
На разных исторических этапах формируются различные политическиережимы, в каждом конкретном государстве формируется свой определенный типполитического режима. Они не одинаковы во всех государствах одного и того жепериода их существования.
Существует очень много видов политического государственногорежима, поскольку на ту или иную разновидность оказывает влияние множество факторов:
1.  Сущность и формагосударства.
2.  Характерзаконодательства.
3.  Фактическиеполномочия государственных органов власти и юридические формы их деятельности.
4.  Соотношениеобщественно-политических сил и форма их взаимоотношений.
5.  Политическоесознание и политическая активность общества.
6.  Состояниеэкономики.
7.  Уровень жизнинаселения.
8.  Формы классовойборьбы или классового сотрудничества.
Существенное влияние на вид политического режима оказываютисторические традиции страны и международная обстановка в мире.
Появление, начиная с XVIII века политических партий, общественных движений иорганизаций расширило число участников политической жизни, то есть тех, ктореально мог влиять на власть или осуществлять её в случае овладения этойвластью. В качестве основы для классификации политических режимов выступаетсоотношение диктатуры и демократии, которое выражает степень свободы личности,гарантированность её прав и свобод. В соответствии с этим критерием выделяютсятри основных типа политических режимов: тоталитаризм, авторитаризм, демократия.
Исходя из признаковкаждого типа, происходит классификация политического режима в любой конкретнойстране.
2.1 Тоталитарный режим
Термин тоталитаризмпроисходит от латинского слова totalis- абсолютный, безграничный. Тоталитарный режим характеризуется полным контролемгосударства над всеми сферами жизни общества, их жесткой регламентаций ипреимущественно репрессивными методами управления и принуждения[12].
 Как законченноесоциально-политическое явление тоталитаризм сформировался в XX веке. Впервые из политиков этопонятие было употреблено Б. Мусоллини, которое ввели итальянские либералы Д.Амендола и П. Габети в 1923 году.
Признаки тоталитаризма:
1.   Жесткая регламентация всех сторонжизни общества (как правило, на основе какой-либо идеологии).
2.   Тотальный контроль властей надобществом и за деятельностью отдельных его членов.
3.   Репрессивная система правосудия.
4.   Однопартийная система илинеконкурентная (фиктивная) многопартийная система.
5.   Правящая партия организовананедемократическим способом – власть распространяется от лидера к населению, ане от народа к лидеру.
6.   Развитая система доносов, наличиеорганов политического сыска и карательных отрядов.
7.   Монопольный контроль государства надпроизводством, экономикой, и другими сферами жизни, включая образование,средства массовой информации, искусство, литературу, театр, спортивные организации
8.   Постоянное и широкое применениетеррора по отношению к населению. Физическое насилие выступает как главноеусловие для укрепления и осуществления власти.
9.   В политической жизни обществаличность, как правило, ограничивается в правах и свободах, даже если онизакреплены в законе, то отсутствует механизм их реализации и возможностьпользоваться ими.
10. Милитаризация – идея военнойбезопасности становится необходимой для сплочения общества. Агрессивностьпроводимого курса внешней политики.
11. Культ вождя – лидер обожествляется ипользуется непререкаемым авторитетом.
12. Вся полнота власти сконцентрированав руках правящего клана.
13. Провозглашается бесклассовоеобщество и равное социальное положение всех его членов[13].
Тоталитарный режим имеетеще множество других отличительных признаков, но все они основаны на антидемократическихметодах управления государством и обществом. Особенно следует отметить такойпризнак, как абсолютная концентрация власти в руках вождя, опирающегося на властвующуюпартию. Принцип вождизма или фюрерства отражает низкий уровень развитиядемократического сознания, возникает как выражение потребности в символеединства нации в условиях социальной нестабильности.
Тоталитаризм в XX веке утвердился только при наличии определенных материальныхпредпосылок. Такими предпосылками являются:
1.    Фабрично-заводское производство,сконцентрировавшее большие массы населения в определенных местах, что облегчаетконтроль над ними, а также создает представления о том, что общество можноорганизовать по примеру большой фабрики или завода, где люди будут послушнымивинтиками этой большой организации.
2.    Развитие средств массовойинформации, связи и транспортных коммуникаций, что позволяет довести целигосподствующей идеологии до каждого.
3.    Глубокий общенациональный кризис.Кризис создает социальные и политические предпосылки для утверждениятоталитарного режима[14].
Социальная предпосылкасостоит в увеличении численности и влияния маргинального слоя общества.Маргиналы – это люди, потерявшие свой привычный социальный статус и не успевшиеприобрести новый. Наличие маргинального слоя является нормальным явлением длялюбого общества. Когда экономика развивается, имеется возможность оказыватьмаргиналам серьезную материальную помощь в приобретении новых профессий, втрудоустройстве и т.д. В условиях глубокого кризиса численность маргинальногослоя резко увеличивается, а возможности по оказанию помощи резко сокращаются.Их недовольство может взорвать социально-политическую стабильность, потому чтосознанием этого слоя можно легко манипулировать. Маргиналы, не имея устойчивыхинтересов, руководствуются в политическом поведении чувствами, эмоциями, настроениеми т.д.
Глубокий общенациональныйкризис имеет не только социальные, но и политические последствия. Онивыражаются в ослаблении демократических ценностей, традиционных политическихинститутов. Государственный бюджет резко сокращается, что дает большиевозможности хорошо организованным и финансируемым группам лоббировать своиинтересы, представляя интересы наиболее состоятельных групп населения. В такойситуации для большинства населения демократия, выборы представляются хитроумноймашиной, с помощью которой богатое меньшинство еще больше обогащается за счетбедного большинства. На этой основе все больше нарастают требования равенства исильного государства.
Серьезной причинойперехода к тоталитарным методам властвования может стать экономическое иполитическое отставание, запаздывание с модернизацией. Такая ситуацияспособствует попытке правящей группы перевести власть на путь чрезвычайныхметодов управления. Встав на путь чрезвычайных методов, правящая группа непозволяет обществу структурироваться на основе экономических интересов.Ликвидируются социальные и этнические группы, представляющие опасность длявласти на этом пути, проводятся постоянные чистки, рвутся социальные связимежду семьями, знакомыми, вводятся трудовые книжки, система прописки и всеначинают служить великой идеи. Примером может служить Германия, потерпев поражениев Первой мировой войне, подписав Версальский договор, страна должна былавыплачивать огромную контрибуцию. В совокупности с обязательствами подемилитаризации это поставило страну перед выбором: либо остаться второстепеннойстраной Европы, либо попытаться вырваться. Эта ситуация стимулировала приход квласти нацистов. Их основными требованиями стали: прекращение выплат порепарациям, возрождение и поддержание национальной экономики, восстановлениепоруганной чести страны, организация свободного рынка и борьба с коммунизмом,чистка национальной культуры от инородцев, исключение евреев из общественнойжизни, корректировка границ и воссоздание стабильного германского рейха[15].
Аналогичной была ситуацияи в России.
С установлениемтоталитарного режима правящие круги не только не скрывают, но и открытодемонстрируют различные методы насилия, резко и решительно подавляя любыепопытки сопротивления проводимому курсу. Значительно активизируетсядеятельность и вмешательство во все сферы общественной жизни силовых структур –армии, полиции, органов безопасности. Даже создаются специальные органы главнойзадачей, которых является выявление «неблагонадежных», «врагов народа» и ихнемедленная показательная ликвидация[16].
В экономической сферехотя и господствует монопольный контроль со стороны государства, но это неозначает полного отказа от проведения реформ, а также временных инезначительных уступок предпринимателям и наемным работникам в частном секторе.На государственных предприятиях может использоваться система внеэкономическогопринуждения[17].
Самым реакционнымявляется фашистский политический режим. Это открытая террористическая диктатурареакционных сил, отрицающая всякую демократию и законность. Для фашизмахарактерны крайний шовинизм и расизм, развязывание захватнических войн дляпорабощения «низших» наций и народов.
Нередко в литературетоталитаризм и фашизм отождествляют. Между ними очень много сходств, но имеетсяодно принципиальное различие: в отличие от фашизма типичный тоталитарный режимне стремится к порабощению других наций, хотя может осуществляться контроль надопределенной нацией или народом, они могут быть неугодны для существующей власти,но это не объявляется одной из целей тоталитаризма[18].
2.2 Авторитарный режим
Одним из наиболее распространенных вистории типов политической системы является авторитаризм. Авторитаризм (от лат.autoritas – решение, власть, влияние) по своимхарактерным чертам занимает как бы промежуточное положение между тоталитаризмоми демократией. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, неограниченный законами характер власти, с демократией — наличие автономных, нерегулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частнойжизни, сохранение элементов гражданского общества.
Авторитарный политический режим имеетряд отличительных признаков от тоталитаризма. Авторитаризм осуществляет жесткийконтроль только за политической сферой жизни общества — только здесь ограничиваютсяправа и свободы граждан, отсутствует единая четкая идеология. Могут допускатьсяи элементы демократии, при этом применяются такие цензы и ограничения, которыепозволяют правящей элите достаточно надежно контролировать власть[19].
Авторитарной политическойсистеме присущи следующие черты:
1.         Неограниченнаявласть в руках одного лица или правящей группы.
2.         Фиктивнаямногопартийная система, отсутствие конкурентоспособной оппозиции. Существованиепартий носит декоративный характер.
3.         Контролируемыевыборы в органы государственного управления.
4.         Неограниченностьвласти, её не подконтрольность гражданам, при этом власть может править спомощью законов, но их она принимает по своему усмотрению.
5.        Существованиенеполитических структур: союзы промышленников и предпринимателей, профсоюзов,спортивных организаций и всего остального, что находится вне политики.
6.         Опора (реальнаяили потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовымрепрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однакоон обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости по своемуусмотрению использовать силу и принудить граждан к повиновению.
7.         Отказ от тотальногоконтроля над обществом, невмешательство во внеполитические сферы и, преждевсего в экономику. Власть занимается главным образом вопросами обеспечениясобственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политикой,хотя она может влиять и на стратегию экономического развития, проводитьдостаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмырыночного самоуправления[20].
Указанные чертыавторитаризма свидетельствуют о некотором сходстве с тоталитарным режимом.Однако самое существенное различие между ними состоит в характере отношенийвласти с обществом и отдельным индивидом. При авторитаризме эти отношениядифференцированы и опираются на «ограниченный плюрализм», тоталитаризм жевообще отвергает всякий плюрализм и разнообразие социальных интересов, причемтоталитаризм стремится ликвидировать не только социальный, но и идеологическийплюрализм, инакомыслие. Авторитаризм не оспаривает право на автономное самовыражениеразличных групп общества[21].
Причины появленияавторитаризма могут быть различными: природная – харизма, то есть очевидныйталант и притягательность политического лидера, признанные обществом;рациональные – состояние войны, общественный кризис, которые постоянно требуютконцентрации власти в одних руках. Конечно же, это не все причины появленияавторитарного режима, но именно вышеперечисленные являются главными.
 В условиях авторитарнойвласти правительство остается вне реального контроля и влияния ни со сторонызакона, ни со стороны общества. При этом вероятность массового нарушения прав исвобод человека, несоблюдение правовых норм многократно увеличивается.
Существование партий,выборов и некоторых других элементов демократического устройства служит дляпридания демократического имиджа в глазах населения и международнойобщественности. Деятельность оппозиции, представляющая угрозу существующемустрою, сразу же жестко пресекается.
Многими исследователямиотмечается связь политического государственного режима с экономической сферойжизни общества, так как уровень развития и состояние экономики во всемгосударстве определяет и тип политического режима страны.
В слаборазвитых в экономическомотношении государствах невозможно достичь реальной демократии – этимгосударствам почти всегда соответствует та или иная форма недемократическогорежима[22].
В странах со слаборазвитой экономикой «мягкие» авторитарные режимы (когда граждане ограничены вполитических правах, как правило, не допускается политическая оппозиция, ногосударство воздерживается от применения насилия и террористических методов поотношению к населению) показали свою ценность и жизнеспособность. В условияхопределенного ограничения демократических прав и свобод эффективнее происходитгосударственное управление, быстрее развивается экономическая и социальная сферыжизни общества. В подтверждение сказанного можно привести в пример страныЛатинской Америки. Во второй половине XX в. Там существовали явно недемократические методы осуществления власти,однако именно в этот период Аргентина, Бразилия, Чили и другиелатиноамериканские государства существенно улучшили свое экономическоеположение и сейчас они являются ключевыми развивающимися странами.
Воздействие авторитаризмана ход социального развития далеко неоднозначно и имеет ряд достоинств, которыеярко проявляются в экстремальных для государства ситуациях. Несомненно,авторитарная власть обладает высокой способностью обеспечить общественныйпорядок и в случае необходимости сконцентрировать усилия и ресурсы на решениитаких назревших проблем, как, например, осуществление ускоренной экономическоймодернизации. С одной стороны это происходит эффективно и при определенномневмешательстве во внеполитические сферы жизни общества, с другой отсутствие уграждан возможностей для выражения своих интересов есть одно из самых уязвимыхположений авторитарных режимов[23].
В правдивости данноймысли можно убедиться, изучив опыт Южной Кореи, Тайваня и других «новыхиндустриальных стран», где после двух-трех десятилетий стремительного экономическогоразвития потенциал авторитарного управления исчерпывается и, по-видимому,наступает пора демократических реформ. Резкий взлет в образовании и культуре,рост численности среднего класса и его политического сознания, растущий потокинформации и новых идей, усиление контактов с развитыми демократическимистранами – все это стимулирует демократические преобразования и развивающемсямире.
2.3 Демократическийрежим
Демократия — (от древнегреческого demos — народ и crutos — власть) — народовластие — это одна из основных формустройства любой организации, основанной на равноправном участии ее членов вуправлении и принятии в ней решений по большинству; идеал общественногоустройства: свобода, равенство, уважение человеческого достоинства, солидарностьи т.д.; социальное и политическое движение за народовластие. С моментавозникновения демократия связана с государством, а значит с принуждением, и влучшем случае является властью большинства над меньшинством, а чаще всегоформой правления хорошо организованного привилегированного меньшинства, вбольшей или меньшей степени подконтрольного народу
Термином «демократия»обозначается форма государства только в том случае, если законодательная властьв нем представлена коллегиальным органом, выбранным народом, еслиосуществляются закрепленные законодательством широкие социально-экономические иполитические права граждан независимо от их пола, расы, национальности,имущественного состояния, образовательного уровня и вероисповедания.[24]
Предоставляя своим гражданам, широкие права и свободы, демократическое государство не ограничивается только их провозглашением, т.е. формальным равенством правовых возможностей. Оно обеспечивает для них социально-экономическую основу и устанавливает конституционные гарантии этих прав и свобод. В результате – широкие права и свободы становятся реальными не только формальными.
Демократия – это такой политический режим, когда народ тем или иным способом участвует в принятии решений и контроле над их выполнением, когда закон защищает народ от произвола власти, а власть – от произвола народа[25].
Демократический режим характеризуется высокой степеньюполитической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющимему оказывать влияние на государственное управление обществом. Политическаяэлита, как правило, довольно узка, но она опирается на широкую социальную базу.
Характерные черты демократическогорежима:
1.   Наличие Конституции, отвечающейинтересам и требованиям народа, принятой всенародным голосованием.
2.   Суверенитет народа: именно народвыбирает своих представителей власти и может периодически сменять их, а такжеосуществлять контроль над их государственной деятельностью.
3.   Периодическая выборность основныхорганов государства.Правительство рождается из выборов и на определенный, ограниченный срок. Дляразвития демократии недостаточно регулярно проводить выборы, необходимо, чтобы онаопиралась на выборное правительство.
4.   Демократия защищает права отдельныхличностей и меньшинства. Мнение большинства, выраженное демократическим путемна выборах, это лишь необходимое условие демократии, однако, отнюдь ненедостаточное. Лишь сочетание правления большинства и защита прав меньшинствасоставляют один из основных принципов демократического государства. Если же вотношении меньшинства применяются дискриминационные меры, режим становитсянедемократическим, независимо от частоты и честности выборов и смены законноизбранного правительства.
5.   Равенство прав граждан на участие вуправлении государством:свобода создания политических партий и других объединений для выражения своейволи, свобода мнений, право на информацию и на участие в конкурентной борьбе зазанятие руководящих должностей в государственных органах[26].
6.   Правовое государство, понимаемое каквысшая власть закона.
7.   Равноправность граждан с точки зренияих политических, экономических, социокультурных, экологических, и иных прав исвобод.
8.        Официальноепризнание принципа демократической законности и неукоснимое соблюдение этогопринципа в общественно-государственных отношениях.
9.   Принцип разделения властей назаконодательную, исполнительную и судебную при условии максимальнойнезависимости друг от друга.
10.Приоритет прав человека над правамигосударства.
11.Наличие открытой, конкурентной,многопартийной политической системы.
12.Наличие независимых, прежде всего отгосударства, средств массой информации.
13.Наличие легальной политической оппозиции[27].
 Демократический режимпредполагает существование действующей системы прав и свобод личности. Подсистемой прав и свобод личности понимают:
1.   Политические права и свободы – этовозможности человека в государственной и общественно-политической жизни,обеспечивающее его политическое самоопределение и свободу.
2.   Личные права и свободы – этовозможности человека, ограждающие от незаконного и нежелательного вмешательствав его личную жизнь и внутренний мир, призванные обеспечить существование,своеобразие, автономию личности.
3.   Социально-экономические права исвободы – это возможности личности в сфере производства и распределенииматериальных благ, призванные обеспечить удовлетворение экономических и тесносвязанных с ними духовных потребностей и интересов человека.
4.   Культурные права и свободы – этовозможности человека пользоваться духовными, культурными благами идостижениями, принимать участие в их создании в соответствии со своимисклонностями и способностями[28].
Социальная ценностьдемократии проявляется в том, что она воплощает в жизнь, в реальную практикумноговековую мечту человечества об установлении в обществе подлинной свободы иравенства, гуманизма и справедливости, о возвышении человеческого достоинства.Ведь именно человек во всех своих социальных и личных качествах, общественныхролях (как работник, гражданин, член семьи либо той или иной социальнойгруппы), обладающий своей неповторимой индивидуальностью, есть главноедействующее лицо всех общественных преобразований. Поэтому ценность демократиинадо определять, прежде всего, через призму интересов человека.
Демократия и свобода –важнейшие для человека ценности. За демократию и свободу человечество платилодорогой ценой – они достигались посредством революций, восстаний, жестокойборьбы с тиранией, фашизмом, тоталитаризмом.
Только в условияхдемократии человек полностью становиться личностью, может максимально проявитьи выразить себя в обществе, развить индивидуальную неповторимость своихзадатков и талантов, обогатить свои сущностные, интеллектуальные силы испособности. Личность тем духовно, нравственно богаче, чем шире и многообразнееее общественные связи, чем активнее она участвует в политической жизни социума.
Демократия – этовозвышение человеческого достоинства, уважение прав и свобод, чести и неприкосновенностичеловека. Она представляет собой своеобразный политико-психологическийфундамент, на котором формируется гражданин, свободный человек, не способныйунижать других и недопускающий собственного унижения никем и перед кем. Вусловиях дефицита демократии человек низводится до положения безропотногоисполнителя чужой воли, а его жизнь, неприкосновенность, свобода оказываютсянезащищенными. Демократия – это благородство, порядочность, справедливость,умение остро ставить и взвешенно решать любые принципиальные вопросы,поставленные жизнью. Она требует ответственности за слова и дела, за судьбыобщества и государства. Во все времена одной из главных опор демократии былоразвитое чувство гражданственности, неотделимое от умения и готовности человекаконтролировать собственные действия, отвечать за свои поступки перед самим собойи обществом[29].
Общеизвестныположительные стороны демократии, но в научной среде очень мало говориться обеё противоположных характеристиках.
При демократическом режиме необеспечивается выдвижение лучших на государственные должности, демократическиепроцедуры принятия решений очень громоздки и не всегда могут оперативно ипрофессионально ликвидировать какой-либо пробел в работе. Демократическиепроцедуры дорогостоящи, и в некоторых случаях неэффективны – в итогеотсутствует компетентное и качественное руководство обществом со стороны государства.
В XX веке все больше говорят обабсентизме — неучастии избирателей в выборах, о недоверии к политическимдеятелям, о том, что реально власть все равно находится в руках правящей элиты,которая приспособилась к демократическим требованиям. Правящая элита имеетвозможность оказывать серьезное влияние на исход выборов, референдумов и т.п.манипулируя общественным мнением с помощью средств массовой информации[30].
Соответствующий общемуопределению, реально действующий, демократический режим гарантирует защитуизбирательных и иных политических прав, выступает гарантией устойчивогоэволюционного развития конституционно-политической системы государства иполитической стабильности. В свою очередь, политическая стабильность – этогарантия стабильности в экономике, которая является главным фактором в развитииобщественных отношений, и иных сферах жизни общества и государства в целом,реализации всего объема конституционных и других предусмотренныхзаконодательством прав и свобод человека и гражданина[31].
Демократию и свободу,поскольку это явления социальные человек не воспринимает никакими органамичувств, и если они есть, пользуется ими, как бы не замечая их наличия.Напротив, человек начинает остро чувствовать отсутствие демократии и свободы,когда лишается их. Не случайно одна из самых суровых мер наказания за тяжкиепреступления — лишение свободы на определенный период времени.
Демократия исамоуправление – школа массового воспитания и обучения людей. Через демократию,участие в делах государства воспитывается гражданственность, формируютсяполитическое сознание и политическая культура масс, обогащается духовная жизньчеловека и общества.
Демократия исамоуправление служат социально-политической основой развития гражданскогообщества, самоуправляющихся структур и институтов, становления правовогогосударства. Они обеспечивают непрерывную и обратную связь населения игосударственных органов и органов местного самоуправления.
Демократический режим –это, пожалуй, единственно возможный способ выявления, концентрации воли народаи возведения её в закон, важная гарантия проведения законов в жизнь[32].
Демократия понимается какидеальная модель общественного устройства, определенное мировоззрение,основанное на ценностях свободы, равноправия, прав человека. Индивиды, группы,исповедующие данные ценности образуют движение за их реализацию[33].
Современныедемократические режимы далеки от идеала. Они не исключают возможностииспользования в той или иной ситуации авторитарных методов властвования. Влюбом демократическом государстве сохраняется аппарат принуждения и насилия,который может быть использован для подавления массовых антиправительственныхвыступлений. Хотя такие действия достаточно редки, но всегда сохраняетсявозможность их использования. Обычно взаимоотношения государственных институтовс гражданским обществом основывается на понимании того факта, что судьбанародных избранников, в конечном счете, зависит от воли избирателей, поэтомудля того чтобы получить или сохранить властные полномочия, необходимо заручитьсяподдержкой большинства имеющих право голоса, продемонстрировав преимущества нетолько своей программы, но и личных качеств по сравнению с оппонентами. Напервый план выдвигается тактика политического маневрирования, успех которого вомногом зависит от умения властей сыграть на общественном мнении, найтисоответствующие способы снятия социальной напряженности и, несмотря на уступки впоисках того или иного компромисса, контролировать экономическую и политическуюситуацию в стране[34].
Следовательно, демократияне означает полной свободы и независимости личности от государства. Государствовсегда может не только контролировать, но и корректировать, направлятьобщество, что не всегда может быть полезно самому обществу.
Важнейшим принципомданного режима является конституционное закрепление и иное законодательноезакрепление основных общечеловеческих, социально-экономических, политическихправ и свобод граждан, к числу которых в первую очередь относятся право нажизнь, право на собственность, право на участие в государственных делах путемголосования или занятия выборной должности, право на труд и образование,свобода слова и печати, собраний, а также свобода совести, подразумевающаяправо каждого исповедовать любую религию или придерживаться атеистических убеждений[35]
Вместе с тем закономпредусмотрены и ограничения, призванные предотвратить превращение этих свободво вседозволенность. Очевидно, что не может быть полной свободы печати:существует ответственность за разглашение в прессе и других средствах массовойинформации сведений, содержащих государственную или военную тайну, публикациюзаведомо ложных материалов, порочащих честь и достоинство граждан иорганизаций. В целях защиты нравственного здоровья общества во многих странахдействуют жесткие правила, запрещающие распространение порнографических изданийза пределами специально установленных мест и продажу такого рода печатной продукциинесовершеннолетним.
В современныхдемократических государствах законодательство закрепляет наличие у граждан техили иных прав и свобод, не всегда определяет, каким образом они будутреализованы. Зафиксированное в конституции право на труд[36]не является гарантией от безработицы и т.д.

Заключение
В результате изучениятемы «Политический государственный режим» я сделал некоторые выводы.
В теории государства иправа существуют различные мнения и подходы к определению понятия и сущноститермина «политический государственный режим», некоторые исследователи разделяютэто понятие на два, где государственный режим является частью политического,другие же не разделяют эти понятия, наоборот, они их отождествляют, так как, поих мнению речь идет об одном и том же явлении.
 Однако многиеисследователи в качестве классификатора определяют соотношение диктатуры идемократии, которое выражает степень свободы личности, гарантированность ееправ и свобод. В соответствии с этим критерием ученые выделяют три основныхтипа политического режима: тоталитарный, авторитарный, демократический.
Невозможно однозначноопределить тип политического режима в каком-либо государстве, так как почти всегосударства помимо основных черт, определяющих их политический государственныйрежим, имеют те или иные черты характерные для других режимов. Определить основнойтип помогает соответствие признаков государственного устройства власти конкретногогосударства тем чертам, которые присущи конкретному типу политического режима.
Политическийгосударственный режим является основным элементом формы государства. Подвлиянием определенного типа режима формируются остальные элементыгосударственной власти, общественные, экономические, международные и другие отношения.
Политическийгосударственный режим – очень динамичное, постоянно дополняющееся иизменяющееся явление. Он требует развития в соответствии с современнымиусловиями в мире и, в частности, России.
Невозможно выделить«плохие» и «хорошие» политические режимы. Каждый тип имеет свои положительные иотрицательные стороны, но для меня наиболее неприятными показались чертытоталитарного устройства государственной власти.
Постепенно в мире происходитдемократизация государств с жесткими формами правления.

Список использованнойлитературы:
 
1.   Конституция Российской Федерации.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004 – 32 с.
2.   Теория государства и права: Курслекций. / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп.М.: Юристъ 2001. – 776 с.
3.           Теориягосударства и права: Учебник для вузов. / Под ред. В. В. Лазарева и С. В. Липень.-2-е изд., испр. и доп. М.: Спарк, 2000.-511с.
4.           Политология:Учебник для вузов. / Под ред. Проф. В. Н. Лаврененко. – 2-е изд., перераб. идоп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 544 с.
5.           Политология:Учеб. пособие. / Под ред. Шалак А. В. Изд-во ИГЭА, 2001. – 224 с.
6.           Политология:Учебник. / Под ред. В. Д. Зотова и Ю. В. Ирхина. – М.: Юристъ, 2001 – 511 с.
7.           Теориягосударства и права: Учебник./ Под ред. М.Н. Марченко. – 2-е изд. перераб. идоп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. – с. 518.
8.           Теориягосударства и права. Учебник для вузов. / Под ред. Р.Т. Махаева. – «ИздательствоПРИОР», 2001. – с. 329.
9.        Общая теориягосударства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. / Под ред.В.С. Нерсесянца. – М.: Издательство Норма, 2000. – с. 432.
10.       Теориягосударства и права. Учебник для вузов. / Под ред. В.М. Корельского – М.:Норма, 2001. – 238.
11.       Курс лекций потеории государства и права. / Пол ред. М.Н. Марченко. – М.: БЕК, 2001. — с.193.
12.       Конституционноеправо зарубежных стран. Учебник. / Под ред. В.Е. Чиркина. — М.: Юристъ, 1999. –с.146.
13.      Государствоведение:Учебник. / Под ред. В.Е. Чиркина. — М.: Юристъ, 1999. – с.112.
14.      Философия.Учебник для вузов. / Под ред. Г.Г. Кириленко и Е.В. Шевцова. – М.: «ИздательствоЭКСМО», 2003. – с. 562.
15.      Общая теориягосударства и права. Учебник. / Под ред. В.В. Лазарева. – 3-е изд., перераб. идоп. – М.: Юристъ, 2002г.- 520 с.
16.      Журнал РАН.Государство и право. №9, 2003г. Защита избирательных прав граждан. М.С.Майтекович.
17.      Политология.Учебник для вузов. / Под ред. проф. В.Д. Перевалова. – М.: Издательство НОРМА,2001г. – 392 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.