Реферат по предмету "Экономика"


Йозеф Шумпетер - выдающийся американский экономист и социолог

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ
ЧЕРНИГОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
Заочный факультет
Реферат
по дисциплине «Экономическая история»
на тему:
«Йозеф Шумпетер — выдающийся американский экономист исоциолог»
СтуденткиБалабан В.М.
специальностьучет и аудит
КурсI, группа 992
__________________________
ПреподавательАлексеева С.В.
 
Чернигов1999

План
Введение
1.           Йозеф Шумпетер — выдающийся экономист. Его самые известные работы.
1.1.    «Теория экономического развития»:
а) теория полезности
б) деньги и капитал.
1.2.    «Экономические циклы»
1.3. Работа «Капитализм, социализм идемократия»
2. Йозеф Шумпетер — выдающийся социолог.
Заключение

Введение
Важность изучения экономическойистории обусловлена ее особым положением в системе экономических наук. В связис этим анализ трудов выдающихся учёных-экономистов прошлого имеет огромноезначение понимания сути экономики вообще. Выбор данной темы обусловленличностью самого Йозефа Шумпетера и огромным значением в экономической наукеего трудов, а также его достижений как социолога. Актуальность изучаемой темы состоитв том, что Шумпетер развивал свои учения для разных моделей экономики,рассматривал введение частной собственности, новые формы производства – все этоважно и применимо для современного развития экономики Украины.

1.Йозеф Шумпетер — выдающийся экономист и его известные работы
1.1«Теорияэкономического развития»
 
ЙозефШумпетер(1883—1950) — выдающийся экономист и социолог, родился вАвстрии, где приобрел известность как теоретик с выходом одной из самыхизвестных своих работ «Теория экономического развития» (1911, 1912). С 1932года Шумпетер жил и работал в США, являясь профессором ГарвардскогоУниверситета, где опубликовал не менее знаменитые работы «Экономические циклы»(1939) и «Капитализм, социализм и демократия» (1942).
Ужев работе «Теория экономического развития»[1]Шумпетер разрабатывает теорию экономического развития, ставя в центр анализа тевнутренние факторы, которые вызывают экономическое развитие системы. Само слово«развитие» — это уже новость для неоклассической теории, поскольку, как известно,она тяготела к рассмотрению статических задач. В центр ее внимания былипоставлены две фундаментальные идеи: наилучшее использование имеющихся ресурсови равновесие. И Шумпетер сначала, совершенно в духе неоклассической теории,начинает свой анализ со статической модели, где все параметры производства,обмена, распределения и потребления остаются неизменными. Все как бы движетсяпо кругу. Шумпетер так и называет это состояние — хозяйственный кругооборот.
Шумпетер рассматривает изолированнуюэкономику, где господствует частная собственность, разделение труда и свободнаяконкуренция. В такой экономике производство следует за потреблением, апроизводить — значит комбинировать имеющиеся в распоряжении производителейвещи и силы. Основная цель работы — «дать логически завершенную модельхозяйственных измененийво времени». Шумпетер полагает, что это невозможно сделатьбез изучения предпринимательства.
 
А) Теория полезности
Шумпетер— сторонник австрийскойверсии теории предельнойполезности. Исходным является для негопонятие добавочной полезности. Добавочнаяполезность товара Аизмеряется разностью между ценностью А ценностью товара В, не произведенногопотому, что ресурсы потраченына создание А..
Неудовлетворенные потребности,таким образом, оказывают давлениена экономику. И чем большепроизводится благ определенноготипа, тем сильнее возрастаетдавление не произведенныхблаг, а потому тем меньше приростстоимости, достигаемыйза счет продолжения производства. В состоянииравновесия добавочные полезности всех произведенных товаров равны нулю. В этом случае «последняя часть общего количества любого продуктапроизводится в условиях, когдауже более нет никакого превышения получаемого полезного эффекта над издержками» и потому не происходитникакого повышения стоимости.
Поэтому и прибыль в состоянии равновесияотсутствует. «Парадоксом является то, что народное хозяйство именно в самом совершенном состоянии должнобыло бы функционировать, не приносяникакой прибыли». Это не означает, конечно, что капиталв условиях равновесия не приносит дохода сверх обычных издержек. Это означает только, что такого рода прибыль Шумпетер рассматриваеткак заработную плату за управлениекапиталом, которую, как и всякую заработную плату, также необходимо отнести к издержкам. В условияхравновесия нулю равна подлинная,или предпринимательскаяприбыль, связанная «с успешнымвнедрением новых благ, новых методов производства или новых форм организации».
ВкладШумпетера в экономическую теорию по мнению многих учёных[2]заключается как раз в том, что он исследует те факторы, которые «взрывают»равновесие рыночной системы изнутри. Этими внутренними факторами становятсяновые производственные комбинации, которые и определяют динамические измененияв экономике. Шумпетер выделяет несколько видов принципиально новых комбинацийфакторов производства: — создание нового продукта, — использование новойтехнологии производства, — использование новой организации производства, —открытие новых рынков сбыта и источников сырья. Новые комбинации факторовпроизводства получили названия «нововведения». Следует подчеркнуть, что втерминологии Шумпетера «нововведение» не является синонимом слова«изобретение». Предпринимательская деятельность связана с применением ужеимеющихся средств, а не с созданием новых. Возможности нового применениясредств в избытке находятся сами по себе, они могут быть известны. Но, какполагает Шумпетер, это «мертвые» возможности. Предприниматель же осуществляетих на деле, преодолевая технологические и финансовые затруднения и открываетновые пути получения прибыли, которую следует рассматривать как избыток над темдоходом, который установился в процессе кругооборота. И именно предпринимателю— человеку, в функцию которого входит реализация новой комбинации факторов производства,отводится в концепции экономического развития Шумпетера особо важная роль.
Обычно предприниматель встречает противодействие со стороны окружающей среды. Он, по определению, внедряет новшества, но новшества вэкономике, как правило, внедряются не после того,как вначале у потребителястихийно возникнут новые потребности..., атолько тогда, когда само производство привьет потребителям новые потребности».
Процесспроизводства есть «осуществление новых комбинаций, охватывающих пять основных случаев: 1) создание нового блага; 2) внедрение нового метода производства; 3) освоение нового рынка сбыта; 4) получение новогоисточника сырья; 5)осуществление реорганизации. Предпринимателями «мыназываем хозяйственных субъектов, функцией которых являетсякак раз осуществление новых комбинаций и которые выступают как его активныйэлемент». При этом новая комбинациядолжна забрать необходимые ейсредства производства изтой или иной старойкомбинаций, и это представляет собой формуконкурентного вытеснения старыхпредприятий.
Рассматриваямотивы хозяйственной деятельности в статическом состоянии, Шумпетер выделяетмотив удовлетворения потребностей на основе рационального поведения(максимизации полезности или выгоды). Рассматривая же динамическую модель,Шумпетер считает, что мотивы предпринимательской деятельности иррациональны,ибо главными мотивами становятся саморазвитие личности, успех, радостьтворчества. Предпринимателем движет жажда деятельности и воля к победе.Любопытно отметить, что предприниматель, по мнению Шумпетера, не отягощенизбытком интеллекта и в данном случае это является положительным качеством. Именноотносительная ограниченность кругозора не дает ему возможности сравниватьмножество различных вариантов достижения цели и предаваться долгим колебаниям.Выделение иррациональных мотивов в поведении предпринимателя привело кпризнанию того, что теория предпринимательства именно та сфера, гдеэкономическая наука и психология нашли общий язык, что способствовало появлениютакой науки, как «экономическая психология».
Шумпетер формулируетосновную посылку своегоисследования. «В привычныхусловиях кругооборота каждыйхозяйственный субъект чувствуеттвердую почву подногами и может вести себя так же, как и все прочие,которые, в свою очередь,ожидают от него именно такого поведения. Тогда он действуєтбыстро и рационально.Но совсем по-иному обстоит дело, когда перед ним стоитнеобычная задача.… В рамках привычного кругооборота он плыветпо течению; если же он захочет что-то изменить, то ему придется плыть против течения. Чтобыло прежде опорой, теперь становится препятствием, прежде хорошоизвестная величина — неизвестной.Там, где кончается однаждызаведенный порядок, многие останавливаются,остальные же действуютсовершенно по-разному». Этимобъясняется выделение предпринимателей в особую группу, отличающую их от«просто хозяев» или владельцевкапитала.
Однакодля того, чтобы иметь возможность осуществлять новые комбинаций, предпринимателюнужны не только определенныеспособности и энергия, ему необходима также «покупательнаясила», которой он может обладать в виде дохода от предшествующей деятельности, а может и не обладать. Если предприниматель не обладает готовой покупательной силой, необходимой для реализациисвоего проекта, он должен ее у кого-нибудь «занять». Еслиему это не удается, онне может быть предпринимателем.Поэтому первой потребностьюпредпринимателя, говоритШумпетер, является потребность в кредите.
Стимуломноваторства служит предпринимательскаяприбыль, ее источник — рост доходов или уменьшение издержек в результате инновации.Шумпетер приводит такойпример. Допустим что кто-то начал использовать ткацкий станок вместоручного труда. «Отсюда возникаетразница между выручкой, измеряемой посредством цен, которые сформировались какцени устойчивого равновесияспроса и предложения в условиях повсеместного применения ручного труда, и затратами, которые в расчете на единицу продукцииу данного предприятия существенно ниже, чем у всех остальных».
Однаиз основных особенностейпредпринимательской прибыли(дохода тех, кто осуществил новую комбинацию)состоит в ее неусредняемости. Для нее не действует закон равенствацен издержкам и закон предельнойпроизводительности. Другая ее важнейшая черта — недолговечность.Она исчезает, как только новаторская форма производства превращаетсяв традиционную. Данная инновация, если она достаточноуспешна, начинает использоваться другими получаетширокое распространение.
Макроэкономическим результатом широкого использования инновацииявляется то, что экономика выходитиз прежнего состоянияравновесия, поскольку условияее функционирования становятсядругими. Постепенно новыецены сравняются сновыми издержками, предпринимательская прибыль исчезнет, аэкономика перейдет в новоеравновесное состояние. Переход экономики изодного равновесия в другое в результате действий новаторов и есть,собственно, то, что Шумпетер называет экономическим развитием.
Шумпетерспециально подчеркивает,что смысл экономического развитиязаключается не в новом состоянии равновесия, а в переходе к нему, поскольку любое новое состояние равновесия все равно будет разрушено. Поэтому рыночнаяэкономика, в которой действуют предприниматели, «неявляется и не может бить стационарнойи не растет устойчивымитемпами. Она непрерывно революционизируетсяизнутри благодаряновому предпринимательству, т. е. благодаря внедрению в существующуюна каждый данный моментвремени промышленную структуруновых товаров, новых методов производстваили новых коммерческих возможностей.Любые существующие структуры,равно как и все условия функционирования бизнеса, находятся в непрерывном процессе изменения. Любая сложившаяся ситуация подрывается… В этом беспорядке конкуренциядействует абсолютно иным образом, нежели в условиях стационарногопроцесса… Возможности получениядоходов благодаря производству новых предметов или тех же предметов,но более дешевымспособом непрерывно материализуются и требуют новых инвестиций. Эти новые продукты и новые методы конкурируют со старыми продуктами иметодами не на равных условиях; первые имеют решающие преимущества, означающие возможнуюсмерть для вторых. Так осуществляется«прогресс»».
Поскольку,далее, производимыйноватором продукт уникален, то каждый новаторявляется одновременно и монополистом(обратное неверно: можно быть монополистом, не будучи новатором). Монополию, обеспечивающую временную сверхприбыль за счет новаторской деятельности, Шумпетер называетэффективной. Сверхприбыль эффективной монополии, в отличие от обычной монопольной сверхприбыли, исчезает по мере того, как однажды использованные нововведения распространяютсяпо всей экономике. Дляполучения новой сверхприбыли необходимы новые инновации, и так далее до бесконечности. Каждая эффективная монополия преследует свои частные интересы, норезультатом, как и при совершенной конкуренции, являетсявыигрыш всего общества.
Б) Деньгии капитал
Длясоздания нового необходимы кредиты и коммерческие банки, а не просто наличные деньги. Междукредитом и наличными деньгами имеется существенное различие. Наличные деньги можно рассматривать как: 1) свидетельствоо завершенном производствеи вызванном им увеличении совокупного продукта и 2) ордер на получениечасти этого продукта.Напротив, у кредитных средств платежа отсутствует первое свойство. «Они не представляют собой свидетельства завершения производства… Это происходит лишь после удачного осуществления соответствующих новых комбинаций».Следовательно, банкирявляется и сопроизводителем нового товара. Поэтому неверно, что деньги представляют собойтолько средство обращениятоваров и услуг и не могутсамостоятельно порождатьникаких важных явлений. Напротив, они воздействуют на весь экономическийпроцесс.
С учетом этих функций денег и кредита получается, чтобез кредита нельзяпонять сам феномен экономического развития.
Шумпетеррассматривал кредит как важнейшее условие использования существующих факторовдля создания новых производственных комбинаций. Чтобы предприниматели-новаторымогли получить в свое распоряжение средства производства, они должны пользоватьсябанковским кредитом. Банки «создают» деньги для новаторов, и с этого начинаетсяперераспределение потока ресурсов, то есть общественного капитала. Такимобразом, банки, по мнению Шумпетера, являются особым феноменом развития,которые, выступая от имени народного хозяйства, выдают полномочия наосуществление новых производственных комбинаций. Они выступают как необходимыепосредники между желанием осуществить инновацию и возможностью сделать это.Плата за предоставление таких возможностей и представляет собой процент,который является ценой, уплаченной за приобретение новых производительных сил.По мнению Шумпетера, именно развитие в подлинном смысле этого слова (а некругооборот), в принципе нуждается в кредите.
Шумпетеротдает себе отчет в том, что увеличение денег в обращении благодаряпредоставленному банками кредиту вызывает общее повышение цен, в первую очередьна производственные ресурсы, в том числе и оплату труда. Но, по мнениюШумпетера, это не просто инфляция, как она рассматривается в количественнойтеории. В результате этой первоначальной инфляции течение хозяйственногокругооборота нарушается: предприятия, которые работают традиционно, терпятбанкротство (поскольку в новых условиях доходы не покрывают расходов),предприниматели-новаторы, наоборот, получают прибыль. Происходит не простоповышение цен, но и параллельное изменение экономической структуры, переход нановый виток спирали развития. Таким образом, банковский кредит оказываетсятесно связанным с феноменом экономического развития, а деньги выполняют функциюне просто средства обращения и измерителя ценностей, а играют роль катализатораэкономического роста, в том числе через посредство прибыли и процента.
Шумпетер признает лишь денежнуюформу капитала. Капитал— это платежные средства, которые, находясь в руках предпринимателя,изменяют структуру производства.Авансированный капитал, превратившийсяв средства производства, это уже не капитал, а имущество.Подлинный капитал существуетлить в денежной форме, и денежный рынок рождается для кредитования новых предприятий.«Капитал есть… рычаг, позволяющийпредпринимателю получитьв своё полное распоряжениенужные ему конкретныеблага..., средство, дающее предпринимателю возможность использовать этиблага для достижения новыхцелей, а также ориентировать производствов новом направлений.Это единственная функция капитала»[3].Рынком капитала является денежный рынок.
В экономике, где отсутствует развитие, денежного рынка в полном смысле этого слова быть не может. Имеется только бухгалтерияцентрализованных расчетов: выплаты заработной платы, уплата налогов и другое обслуживание хозяйственного оборота. В условиях развития к ним присоединяется использованиевременно свободнойпокупательной силы и появляетсяденежный (финансовый) рынок в подлинном смысле слова, на которомденьги продаются и покупаются. «На денежном рынке, в сущности, противостоят друг другу, с однойстороны, предприниматели,предъявляющие спрос наденьги, с другой — производители(и одновременно торговцы)покупательной силы — банкиры,формирующие предложениеденег».
Такой денежный рынокявляется весьма чувствительным. «С одной стороны, на него влияют все планы и прогнозы, какие только существуют в народном хозяйстве, с другой — вся совокупностьусловий жизни народа,все события, происходящиев экономике, политике и природе».Нет такой новости, которая не влияла бы на принятие предпринимательского решенияоб осуществлении новой комбинации, не меняла бы ситуацию на рынке и не воздействовала бы на взглядыи намерения руководителей.
 

1.2«Экономические циклы»
 
Сноваторской деятельностью Шумпетер связывает и циклическую форму развитияэкономики. Исследованию этой проблемы он посвящает работу «Экономические циклы»(1939 г.) Выделив и установив связь между тремя типами циклов (длительных,классических и коротких), Шумпетер выводит существование экономических цикловиз периодов внедрения изобретений. Последние осуществляются рывками, когда одноизобретение «тянет» за собой гроздь нововведений.
Почему экономика развивается не плавно, арывками, почему за поступательным движением следует возвратноеи лишь после него вновь возобновляетсяпоступательное движение? Ответна этот вопросШумпетер находит в существованиипрямой взаимной связимежду отдельными предпринимателями. «Появление одного или нескольких предпринимателей облегчаетпоявление других, а возникновениепоследних облегчает и тем самым способствует появлениюследующих и все болеемногочисленных».
Массовое появление новых комбинаций объясняет, почему рост капиталовложений является самым первым симптомом начинающегосяэкономического подъема,почему наибольшее оживлениеначинается прежде всего в отраслях, производящих средства производства, почему затем следует рост цен, увеличение заработной платы, повышение уровняпроцента, рост грузооборота, напряженность банковскихбалансов.
Подъём изменяет условия, в каких функционирует экономика. Отчастипроблема состоит в том, что«отдельный предприниматель,планируя деятельность только своего предприятия, не учитывает последующего массовогопоявления других предпринимателей и в результате этого попадает в затруднительноеположение». Массовое действиеделаєт ошибочным то,что правильно для отдельного предпринимателя.
Но главное состоит вдругом. Во-первых, в периодподъёма спрос предпринимателей на средствапроизводства взвинчивает ценына них. Во-вторых, через нескольколет на рынке появляются новыетовары и в результате конкуренции вытесняют старые, сокращая доход сначаластарых предприятий, а затем всех. В-третьих, планомерно достигаемыйуспех новых предприятий порождаеткредитную инфляцию.
В итоге для каждогопредприятия изменилась типичнаяситуация. Появляются новыеконкуренты, уже нет старых клиентов и поставщиков, необходимо приспособиться к новым методам хозяйствования, в любоймомент может произойти неожиданныйотказ в кредите. Перед «просто-напростохозяином» стоят необычные новые задачи,которые ему не по плечу. В этой обстановке он делаєт ошибки, которые впоследствиистанут важной вторичной причиной дальнейших неудач.
Невозможность сбыта произведенных и производимыхтоваров по ценам, покрывающим издержки, приводит к нехватке денег. Сокращениеспроса на средства производства и уменьшение денежных доходов вызывает в конечном счетесокращение спроса и на все другие товары, порождая общий экономический спад. Экономическийподъём, таким образом, сам порождает последующий спад, иследующую за подъёмом депрессию следует расцениватькак предпосылку для переходаэкономики в новоє состояние равновесия.
Экономическая эволюция,которую Шумпетер связываетс деловыми циклами, имеетдве фазы. В первой фазе она уходит от исходного состояния равновесия благодарямассовому применению инноваций предпринимателями. Во второй фазе экономикадвижется к новому равновесию,соответствующему новым условиямее функционирования.Это новое равновесие сохранитсядо тех пор, пока не будет внедрено достаточно большое число новых инноваций.Затем весь процесс повторится. Поэтому депрессиянормальна, аномален лишь сильный экономический кризис.
Депрессия,таким образом, имеет два положительных момента. Во-первых, она ведетк состоянию нового равновесия. Во-вторых,«депрессия осуществляет то, что обещал подъём»./>
 «Экономическая сущность процесса депрессии состоит в распространении— через механизм стремленияк равновесию — технических достиженийна все народное хозяйство».
Причинуже экономических кризисов Шумпетер видел в панике, связанной с прекращениемэкономического бума, выделяя психологический мотив как центральный в объясненииданного экономического явления.
 
1.3Работа «Капитализм, социализм и демократия»
Вработе «Капитализм, социализм и демократия»(1942 г.)капитализм,как и в ранней работе,понимается как система предпринимателей-новаторов,преобразующих экономикус помощью денежного напитала. Вновь подчеркивается, что такая система не может быть стационарной.Однако теперь Шумпетер подчеркивает,что крупные корпорации и государственноевмешательство в экономикуразрушают систему свободногокапиталистического предпринимательства.
НТП становится уделом организованных специалистов, вытесняющихпредпринимателя-новатора. Новаторство превращается в рутину. «Технологическийпрогресс все больше становится делом коллективов высококвалифицированных специалистов, которые выдают то, что требуется, заставляя его работать предсказуемым образом… Многоеиз того, что преждемогло дать лишь гениальноеозарение, сегодня можно получить врезультате строгих расчетов».
Экономический прогресс имееттенденцию стать деперсонифицированными автоматизированным. На сменуличности приходятбюро и комиссии. ПоэтомуШумпетер отрицательно отвечаетна вопрос: может ли капитализм (как система предпринимательства, основанная на индивидуальномтворчестве) выжить?Он просто рассыплется подгрузом собственных успехов, а также врезультате отделения функцииуправления капиталомот индивидуализированной частнойсобственности. Независимоот того, является ли бизнесмен-управляющийдержателем акций или нет, «его воля к борьбе и выживанию уже не та, дайне может быть такой, какойобладал человек, знакомый с тем, что такоесобственность и личнаяответственность в первозданномсмысле этих слов».
Болеетого, признание возможностипланомерногоуправленияпрогрессом. приводит Шумпетера к своеобразнойреабилитации социализма.Он делает вывод отом, что «социалистическое управление может по своему уровнюнастолько же превзойтикапитализм большого бизнеса,насколько последний превзошел капитализм эпохисвободной конкуренции».На самом деле планомерное управление прогрессомневозможно: можно планироватьработу над изобретением,можно даже в отдельныхслучаях успешнозавершить такую работу, но нельзя предвидеть всех более или менее отдаленных последствийвсех используемых изобретений.Поэтому реабилитациясоциализма Шумпетером ошибочна.
Обстоятельному разбору вкниге подвергается и демократия, которая понимается как определенный тип институциональногоустройства, применяемыйдля достижения техили иных политическихрешений, а не как ценностьсама по себе, претендующая на выражение общего блага путем предоставлениясамому народу возможности решать проблемы через выборы своих представителей. Насамом деле, говорит он, нет однозначно определяемого общего блага, приемлемогодля всех. Напротив, «читателигазет, аудитория радио,члены какой-либо партии…могут быть оченьлегко… приведены в безумноепсихическое состояние,когда любая попыткапривести рациональные аргументылишь будит звериные инстинкты»[4].Поэтому демократия лишь тогда эффективна, когда (в силу экономических,социальных и иных успехов общества) отсутствует необходимость принимать важныерешения.
Насамом деле при демократии «возрастают возможности групп,которые преследуют свои корыстные цели». Именно такие группы, добившиесявлияния, решают все вопросы, а вовсе не рядовые избиратели. Поэтомуреалистическое определениедемократии таково: «этотакое институциональное устройстводля принятия политическихрешений, в котором отдельныеиндивиды приобретаютвласть принимать решения путем конкурентной борьбы за голосаизбирателей». Й это ещене самое плохое, таккак при отсутствии конкурентной борьбы в политике из демократии может вырасти социализм с фашистским лицом.

2.Йозеф Шумпетер — выдающийся социолог
Шумпетербыл не только экономистом, но и социологом, которого интересовали перспективыразвития капитализма. Движущей силой развития у Шумпетера являетсяпредприниматель, новатор. Именно поэтому основу существования капитализмаШумпетер видел в частнопредпринимательской системеклассического типа, основанной на мелкой и средней собственности. Принакоплении же богатства, его институционализации,возникновении корпораций происходит деперсонализация инновационной деятельности,меняется культура и характер мышления. Главными фигурами в деловом мирестановятся менеджеры, управляющие крупныхкорпораций. Но менеджер обладает совершенно другими чертами, нежели предприниматель и вместо стремления к нововведениям,риску и независимости мы видим осторожность, стремление к продвижению по службеи власти, к согласованности принятия решений на всех уровнях. И это неслучайно, поскольку иерархическая (бюрократическая) структура крупнойкорпорации порождает как относительно слабые стимулы деятельности, которыенеадекватны стимулам к риску у предпринимателей, так и определенную потерюответственности за ведение дела. Да и само поведение «человека организации»,предполагающее верность, послушание, безотказность не имеет ничего общего споведением предпринимателя. Исчезает фигура предпринимателя — исчезает ивозможность экономического развития. Более того, уход со сцены предпринимателяозначает и скорую гибель буржуазии, посколькупроцент выплачивается из его прибыли.
Крометого, исчезновение фигуры предпринимателя приведет к разрушению социальной базыкапитализма, основой которой является индивидуальныйсобственник. Но главная причина скорой, по мнению Шумпетера, гибели капитализма лежит не в сфереэкономики, а в сфере культурной надстройки, так как в обществе формируетсявраждебное отношение к предпринимателям со стороны других социальных групп.Вину за это Шумпетер возлагает на радикальныхинтеллектуалов с их непомерной амбициозностью. Онотмечает, что одной из характерных особенностей цивилизации позднегокапитализма является растущая доступность образования, в том числе высшего.Число высокообразованных людей растет, но адекватного роста рабочих мест,соответствующих их притязаниям, не наблюдается. И тогда большая армияинтеллектуалов начинает искать причины своего неудовлетворительного положения внедостатках существующего общественного строя, реализуясь в его яростнойкритике. Таким образом, по мнению Шумпетера, формируется среда, непригодная дляпредпринимательства и оно исчезнет, а вместе с его исчезновением прекратитсясоциальный и общественный прогресс. Напрашивается парадоксальный вывод, чтокапитализм отомрет под бременем собственныхуспехов — высоких темпов экономического развития, приводящему к господству«большого бизнеса» и доступности образования.[5]
Заключение
ЙозефШумтерер как выдающийся экономист и социолог оставил неизгладимый след наисторическом поле своей эпохи.
Поучениям Шумпетера движущей силой развития является предприниматель, новатор.Поэтому основу существования капитализма учёный видел вчастнопредпринимательской системе классического типа, основанной на мелкой исредней собственности.
Причинуэкономических кризисов Шумпетер видел в панике, связанной с прекращениемэкономического бума, выделяя психологический мотив как центральный в объясненииданного экономического явления.
Изформ капитала, Шумпетер признает лишь денежную форму.
Многиеиз идей Шумпетера были новаторскими, отличались новизной и дальнозоркостью

Литература
1.       Агапова И.И.История экономической мысли. – М.: ЭКМОС,1998.
2.       Шумпетер Й. «Экономические циклы», М. «Неон» 1996.
3.       Костюк В.Н.История экономической учений. – М.: Центр, 1997.
4.       Титова Н.Е.История экономической учений. Курс лекций. – М.: ВЛАДОС, 1997.
5.       Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс,1982.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Проектирование производственной инфраструктуры МУПБО Бодрость
Реферат Практическая макроэкономика
Реферат Проблема формування ринку праці в сучасних умовах
Реферат Налог на дарение, на наследство
Реферат Инвестиционные проекты 4
Реферат Александр Солженицын. Раковый корпус
Реферат Завантажувач шрифтів
Реферат Линейные симметрии многогранника паросочетанийи автоморфизмы графа
Реферат Предпринимательство в Беларуси состояние и перспективы развития
Реферат Программа преодоления кризиса неплатежей Минтопэнерго РФ
Реферат Прибыль и рентабельность по ОАО Гомельская птицефабрика
Реферат Предмет і метод економічної теорії
Реферат Сферы духовной культуры. Культурный взлет России в XIX веке
Реферат Предпринимательский риск виды риска оценка факторов и способы его минимизации
Реферат Пресс-конференция как средство взаимодействия со СМИ