Реферат по предмету "Государство и право"


Эффективность информационного диалога власти и граждан в РФ

Содержание


Введение. 2


1.Электронное правительство, как концепция осуществления государственного управления, присущая информационному обществу. 4


2. Эффективность информационного диалога власти и граждан в РФ.. 11


2.1 Создание единой государственной системы управления и передачи данных (ЕГСУПД) 12


2.2. Информатизация регионов. 14


2.3 Внедрение электронной системы государственных закупок на основе технологий электронно-цифровой подписи. 15


2.4 Создание информационных систем для предоставления гарантированного пакета электронных услуг деловым кругам и населению.. 18


Заключение. 19


Литература. 20


Введение


В современном постиндустриальном обществе информация становится стратегическим ресурсом, а информационные технологии являются одним из инструментов повышения эффективности государственного и муниципального управления.


В настоящее время наиболее активно развиваются технологии управления бюджетной, налоговой системами, технологии государственных информационных порталов, реализующих взаимодействие граждан и органов управления через компьютерные сети, технологии накопления информации в единых государственных базах данных, технологии муниципальных информационных систем, информационных систем жилищно-коммунальной сферы (в направлении создания единых расчетно-кассовых центров), геоинформационных систем (в направлении создания земельных и городских кадастров), электронного документооборота.


Актуальность темы вызвана, прежде всего, стремительным развитием современных информационно-коммуникационных технологий и общим ростом информационного взаимодействия, основанного на электронном обмене информацией. Внедрение информационных технологий в сферы государственного и муниципального управления является задачей стратегической важности. Именно поэтому разработана, утверждена и выполняется федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)», одним из направлений которой является развитие системы подготовки специалистов по информационным компьютерным технологиям и квалифицированных пользователей. Она выполняет проекты административной реформы по решению проблем межведомственного взаимодействия при предоставлении государственных услуг и исполнению других функций государства, а также создания «одной точки входа» для получения информации о структуре и функциях органов власти и государственных учреждений. Способствует повышению информационной открытости органов государственной власти и местного самоуправления для общества, рост эффективности их взаимодействия с гражданами и повышение качества услуг, оказываемых ими гражданам и организациям. Реформирование государственного управления, посредством внедрения электронного правительства – это системная и долгосрочная задача, итогом которой должно стать вхождение России в глобальное информационное общество.


Цель работы— оценить эффективность информационного диалога власти и граждан в РФ, изучить внедрения электронного правительства в органы государственной власти и местного самоуправления и в общество в целом.


1. Электронное правительство, как концепция осуществления государственного управления, присущая информационному обществу


Специалисты отмечают следующие проблемы современного российского информационного общества:


- отсутствие ориентации создаваемых органами власти информационных ресурсов на массовое информационное обслуживание населения по вопросам, связанным с деятельностью этих органов;


- отсутствие законодательных механизмов регулирования правовых отношений в области государственных информационных ресурсов;


- отсутствие координации создания федеральными и региональными органами государственной власти информационных фондов и баз данных о юридических и физических лицах и правоотношениях между ними. Это отрицательно отражается на полноте и актуальности этих ресурсов и приводит к значительному дублированию работ по их созданию и ведению;


- недооценка экономической значимости созданных государственных информационных ресурсов. Следствием этого является неполнота, а нередко и полное отсутствие бухгалтерского учета этих ресурсов в организациях и на предприятиях. Полного реестра созданных и действующих в стране государственных информационных ресурсов пока нет.


Решение перечисленных проблем требует выработки общегосударственных, согласованных решений в области управления государственными информационными ресурсами на основе четко сформулированной государственной информационной политики.


Перечислим функции государства в области управления информационными ресурсами:


- создание первичных и производных информационных массивов и продуктов, необходимых для выполнения всего комплекса задач государственного управления и реализации конституционных прав граждан на доступ к информации;


- надежное хранение и защита информационных ресурсов;


- эффективное использование информационных ресурсов в деятельности органов власти и государственных учреждений;


- обеспечение свободного доступа граждан и организаций к информационным ресурсам в соответствии с Конституцией и действующим законодательством Российской Федерации.


В соответствии с общей структурой государственного управления, можно выделить следующие уровни управления государственными информационными ресурсами:


- федеральный уровень;


- региональный уровень (субъекты Российской Федерации);


- локальный уровень (организации и предприятия).


Рассмотрим общие вопросы оценки эффективности внедрения информационных технологий государственного и муниципального управления.


Эффективность функционирования системы государственного управления может быть определена по следующим направлениям:


- взаимодействие с гражданами и предприятиями;


- внутренняя работа учреждения;


- взаимодействия органов власти между собой.


Внедрение иформационно-коммуникационных технологий позволяет повысить эффективность взаимодействия граждан и организаций с органом государственной власти. Достоверная, оперативная, полная и актуальная информация о деятельности органов власти размещается на веб-сайте. Это позволяет существенно упростить гражданам процесс поиска требуемой информации, снизить затраты времени государственных служащих на разъяснения, а также уменьшить количество ошибок.


Кроме того, граждане и организации должны иметь возможности посредством Интернета делать запросы и получать справки, передавать в органы государственного управления предусмотренную законом отчетность. При этом отслеживается состояние запросов.


На основе ИКТ возможна реализация так называемого «принципа одного окна», который предполагает наличие одной точки входа для взаимодействия с органами власти всех уровней. (рисунок 1)



Рисунок 1 – Направления информатизации органов государственного управления РФ


Прямой экономический эффект от внедрения ИКТ связан:


- с высвобождением площадей, затрачиваемых ранее на хранение документов;


- с сокращением числа сотрудников при росте объема работ с документами;


- с сокращением времени выполнения бизнес-процессов органов государственного и муниципального управления (связанным, в частности, с экономией времени на операциях с документами).


Большое значение имеет и косвенный эффект от внедрения, включающий:


- улучшение качества принимаемых решений;


- повышение доверия граждан к власти;


- снижение косвенных общественных издержек на содержание органов власти.


Направления информатизации органов государственного управления РФ приведены на рисунке 1.


Системы информационного обеспечения органов государственной власти и управления можно разделить на следующие виды [2]:


- федеральные системы информационного обеспечения;


- системы информационного обеспечения, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, ее субъектов и местных органов;


- системы информационного обеспечения субъектов Российской Федерации;


- негосударственные системы, используемые в интересах предоставления информационных услуг органам государственной власти и управления.


На федеральном уровне они создаются по решению федеральных органов государственной власти и управления. Системы совместного ведения – по решению федеральных органов и органов власти и управления субъектов Российской Федерации, системы информационного обеспечения субъектов Российской Федерации – соответственно на основании решений органов власти и управления этих субъектов [2].


Направления информатизации государственного управления с точки зрения реализации ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы)»


Рассмотрим актуальные направления информатизации государственного управления с точки зрения реализации ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы)», а именно вопросы, реализации которых наиболее часто обсуждаются в литературе (рисунок 2):



Направления информатизации государственного управления с точки зрения реализации ФЦП «Электронная Россия»


- внедрение технологий «электронного правительства» (1);


- создание единой государственной системы управления и передачи данных (ЕГСУПД) (2);


- информатизация регионов (3);


- разработка автоматизированной системы «Государственный регистр населения» (АС ГРН) (4);


- внедрение электронной системы государственных закупок на основе технологий электронно-цифровой подписи (5);


- создание информационных систем для предоставления гарантированного пакета электронных услуг деловым кругам и населению (6).


1. Внедрение технологий «электронного правительства»


«Электронное правительство» – это новая система внутренних и внешних отношений государственных организаций на основе использования возможностей Интернета, информационных и телекоммуникационных технологий с целью оптимизации предоставляемых услуг, повышения уровня участия общества в вопросах государственного управления и совершенствования внутренних процессов [3].


Инфраструктурой электронного правительства являются интегрированные государственные информационные ресурсы в сочетании с развитой системой информационных служб, обеспечивающей гражданам регламентируемый доступ к этим ресурсам.


Реализация концепции электронного правительства предполагает решение следующих основных задач.


1. Создание официальных сайтов в Интернете и их наполнение актуальной официальной информацией. К обязательной информации относится (судя по содержанию подобных сайтов других стран) общая, справочная и контактная информация государственных учреждений, статистика, сообщения о событиях в стране, законы и нормативные акты, правительственные отчеты, содержимое государственных архивов.


2. Создание интерактивных служб, позволяющих упростить процедуры взаимодействия государства с гражданами, обеспечить максимально комфортные условия для обращения в государственные учреждения. Среди таких служб, развиваемых во многих странах, можно выделить составление и подачу налоговых деклараций, оплату счетов, подачу заявлений, электронные торговые площадки для проведения государственных закупок.


3. Создание эффективной системы обратной связи с гражданами. Это так называемые электронные почтовые ящики для обращений граждан, открытые и закрытые интернет-форумы, системы голосования и социологических опросов.


Для реализации концепции электронного правительства необходимо соблюдение ряда принципов:


- высокое качество информации, размещенной в Интернете, в сочетании с ее доступностью для любых категорий граждан; служащих;


- тесное взаимодействие между органами государственного и муниципального управления, предпринимателями в сочетании с простотой его правил. Поэтому должны быть созданы общенациональные стандарты межведомственного взаимодействия и информационного обмена. Схема архитектуры «электронного правительства» приведена в соответствии с рисунком 3.


Технологии электронного правительства развивались от государственных «веб-витрин», реализующих, в большей или меньшей степени, чисто информирующие функции, до порталов, обеспечивающих более активное взаимодействие с гражданами и централизацию информационных ресурсов. Наиболее же современными являются так называемые «технологии одного окна» (Government Gateways).


2. Эффективность информационного диалога власти и граждан в РФ


Рассмотрим экономический эффект от создания государственных порталов [4]. (рисунок 3)



Рисунок 3 – Схема архитектуры «электронного правительства»


Сокращение затрат на бумагу и печать документов, экономия рабочих площадей (хранение электронных документов требует на порядок меньше места), снижение затрат на оплату телефонных переговоров и почтовых отправлений (документы могут быть размещены в Интернете или переданы по электронной почте).


Сокращение затрат времени на выполнение типовых операций, к которым относятся поиск информации, подготовка справок, отчетов, подготовка решений, телефонные переговоры, прием посетителей, исправление ошибок и разбор конфликтных ситуаций (для служащих, связанных с приемом граждан, может достигать 75 % рабочего времени).


Сокращение бюджетных расходов на проведение мероприятий, связанных с официальными уведомлениями, обязательным распространением нормативных материалов, изменением форм документов, разъяснительных и иных PR-мероприятий, направленных на обеспечение поддержки гражданами решений и позиции органов власти.


Повышение эффективности процесса осуществления государственных и муниципальных закупок.


Вышеперечисленное складывается в повышение эффективности работы учреждения, что также может выражаться в повышении числа обработанных заявлений, повышении собираемости налогов и т. д.


2.1 Создание единой государственной системы управления и передачи данных (ЕГСУПД)


Одной из первоочередных задач в области информатизации государственного управления является организация инфраструктуры межведомственного взаимодействия [5]. В связи с этим согласно ФЦП «Электронная Россия» осуществляется разработка и реализация единой государственной системы управления и передачи данных (ЕГСУПД). ЕГСУПД – это межведомственная система сбора, хранения, анализа и распространения финансовой, экономической, хозяйственной и другой социально значимой информации на базе единой технической политики и строго регламентированного информационного взаимодействия. ЕГСУПД является ключевым элементом электронного правительства России.


Федеральные ведомства строят свои информационные системы независимо и изолированно друг от друга, ориентируясь исключительно на собственные нужды (вертикальная интеграция). Такой подход обеспечивает защищенность этих систем, однако делает проблематичным организацию межведомственного (горизонтального) взаимодействия на любом уровне административно-территориального устройства государства (федерация, округ, регион, район). При этом происходит распыление значительных финансовых и материальных средств, осуществляется многократный ввод и обработка повторяющейся информации.


Ведомственные ИС изолированы от общественных сетей связи и не предусматривают прямого информационного взаимодействия с предприятиями, общественными организациями и населением. При этом ведомства не имеют достаточных ресурсов для технического сопровождения и развития своих ИС. Недостаток финансовых средств заставляет разработчиков региональных ИС использовать простые технологии, что снижает производительность ИС, их масштабируемость и защищенность.


Содержание и техническое обслуживание ЕГСУПД должно осуществляться централизованно из средств федерального бюджета. В этом случае для министерств и ведомств, а также территориальных администраций отпадает необходимость строить свои собственные телекоммуникационные сети, заботиться об их техническом обслуживании, прорабатывать вопросы информационного обмена со смежными структурами, что существенно экономит ресурсы, деньги и время.


ЕГСУПД как единая информационно-коммуникационная инфраструктура предоставляет для всех участников взаимодействия ряд стандартных сетевых услуг и сервисов. Среди них: виртуальные частные сети для безопасного обмена данными, услуга электронной почты, внутри- и межведомственная телефонная связь, факсимильная связь, потоковые видео- и аудиовещание, видео- и аудиоконференции, другие мультимедийные услуги, обеспечивающие работу современных мультимедийных приложений, таких как дистанционное обучение и телемедицина.



2.2 Информатизация регионов


При этом заключаются соглашения о сотрудничестве Министерства транспорта и связи Российской Федерации с администрациями регионов и подключение администраций муниципальных образований к компьютерным сетям.


Наиболее популярными направлениями автоматизации в регионах являются:


- создание БД по земельным ресурсам;


- создание БД по объектам недвижимости;


- создание БД нормативно-правовой документации.


В регионах начался процесс перемещения всей тяжести работ по информатизации с регионального уровня на муниципальный. Это вполне объяснимо, поскольку практически все информационные ресурсы создаются именно на муниципальном уровне и затем используются на региональном и федеральном.


Наиболее острыми проблемами информатизации в регионах являются:


- отсутствие единого государственного подхода в использовании информационных ресурсов органами власти и управления всех уровней;


- отсутствие единой системы классификаторов, кадастров и регистров;


- неоправданно высокие требования по закрытию информации;


- несовместимость информационных ресурсов;


- высокая стоимость программно-технических средств и доступа к информационным системам, в том числе к Интернету;


- недостаточность правового и методического обеспечения региональной информатизации;


- нерешенность вопросов информационного взаимодействия между органами государственного и муниципального управления, хозяйствующими субъектами, гражданами.


4. Разработка автоматизированной системы «Государственный регистр населения» (АС ГРН)


Отсутствие единой БД по населению приводит к трудностям в сборе налогов, необоснованным выплатам пособий, тратам на социально-демографические исследования, неоправданным сложностям при обслуживании населения в органах государственной власти и местного самоуправления. Предполагается создание общегосударственной интегрированной системы учета, предполагающей использование пластиковых карт гражданами страны.


2.3 Внедрение электронной системы государственных закупок на основе технологий электронно-цифровой подписи


Увеличение информационных потоков между государственными заказчиками и поставщиками приводит к необходимости создания электронной системы обеспечения городских закупок. В современных условиях использование традиционных методов взаимодействия участников приводит к потерям информации, что отрицательно сказывается на качестве и сроках выполнения городского заказа. Автоматизация бизнес-процессов осуществления сделки обеспечит прозрачность операций, следовательно, позволит усилить контроль проведения закупок. Экономический эффект внедрения системы выражается в экономии бюджетных средств, получаемой при повышении числа участников торгов, усилении конкуренции, более объективным выбором оптимальных поставщиков. По некоторым оценкам экономия составит до 20 % [6] бюджетных средств.


В России действуют как многоотраслевые универсальные электронные торговые площадки (ЭТП), так и специализированные отраслевые. Факторами, сдерживающими развитие электронной торговли, являются:


- слабое развитие телекоммуникационной инфраструктуры в целом по стране (особенно в отдаленных регионах);


- отсутствие исчерпывающей нормативно-правовой базы;


- недостаточное разнообразие банковских интернет-услуг.




Рисунок 4 – Схема функционирования ИМЦ


Как показывает мировой опыт, ядром системы электронной торговли в национальном масштабе является интегрированная информационная инфраструктура, обеспечивающая взаимодействие органов государственной власти всех уровней с предприятиями и организациями, осуществляющими поставки продукции и услуг.


На сегодняшний день определено главное звено интегрированной информационной инфраструктуры электронной торговли – это система информационно-маркетинговых центров (СИМЦ).


СИМЦ представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих информационно-маркетинговых центров, объединенных общим алгоритмом функционирования [7].


Для реализации целей и задач СИМЦ образована Национальная ассоциация участников электронной торговли (НАУЭТ), имеющая статус некоммерческого партнерства и являющаяся добровольным объединением юридических и физических лиц.


В некоторых регионах уже функционируют ЭТП, однако в их основе заложены разные программные решения. Также в каждом регионе разработано собственное правовое обеспечение работы ЭТП. Ассоциация должна, обобщив положительный опыт, объединить все эти площадки в структуру, которая будет работать в рамках единых нормативных правовых требований.


Основную часть учредителей Ассоциации составили государственные учреждения и унитарные предприятия, выполняющие для областных и краевых администраций функции организаторов и операторов торгов, проводимых с использованием ЭТП.


Создание и функционирование СИМЦ призвано уменьшить негативную роль информационных посредников и обеспечить естественное формирование массивов данных о текущем спросе и предложении на рынках товаров и услуг и свободный доступ к ним.


Производители продукции и услуг смогут оперативно получать систематизированную информацию о реальных и потенциальных товарных рынках, об организации транспортного обслуживания, о действующих нормативно-правовых актах в области ЭТ, а также консультации по осуществлению сделок купли-продажи, их страхованию и др.


Система классификации и кодирования информации в СИМЦ реализована с использованием общероссийских классификаторов технико-экономической информации.



2.4 Создание информационных систем для предоставления гарантированного пакета электронных услуг деловым кругам и населению


Осуществляется развитие информационной поддержки предпринимательства. Согласно некоторым исследованиям, необходимость инвестиций в информационные технологии не является для предпринимателя сдерживающим фактором их внедрения. К таковым, в действительности, относятся закрытость информационного рынка и сложность оценки эффективности внедрения информационных технологий. Формируются федеральные информационные ресурсы в сфере социальной защиты граждан (например, электронная биржа труда).


Перечислим некоторые результаты реализации ФЦП «Электронная Россия»:


- разработана концепция «электронного документооборота» в органах государственной власти;


- проведены работы по модернизации сети научно-технической информации (в ходе этих работ к магистральной телекоммуникационной инфраструктуре были подключены 13 вузов страны) [8];


- Федеральный закон № 126-ФЗ от 7.07.03 «О связи» предусматривает реализацию механизма «универсальные услуги связи», согласно которому в каждом населенном пункте России должен быть оборудован пункт общественного доступа к Интернету и установлен телефон (ст. 57). В связи с этим в 83 субъектах Российской Федерации на базе общеобразовательных школ и почтовых отделений созданы пункты общественного доступа к Интернету (в рамках проекта «Киберпочта») [8].


Заключение


Известно, что по своей объективной природе процессы информатизации должны способствовать демократизации общества и решить вопрос: власть для народа или народ для власти? В условиях наметившегося информационного обмена по линии "власть - общество" и возможности осуществления контроля и надзора за деятельностью местной власти на базе инфокоммуникационных технологий имеются серьезные основания полагать, что обозначенный вопрос может быть разрешен в пользу народа, что приведет к развитию демократии. Но для этого необходимо подготовить соответствующую нормативно-правовую базу, учитывающую возможности современных ИКТ и региональную специфику.


В заключении необходимо также отметить, что сегодня "Электронное правительство" , прошедшее стадию становления и представления в Сети, перешло к компьютеро-опосредованному взаимодействию между государственными и муниципальными структурам и между органами власти и гражданами, между органами власти и институтами гражданского общества, включая коммерческие структуры. Однако перенос в Интернет процессов, прежде решаемых в реальном режиме, еще не совсем понят населением, и здесь важно популяризировать программу "Электронное правительство" через СМИ и другие институты гражданского общества. Только осознание преимуществ Интернета при одновременном мониторинге угроз его использования обеспечит эффективное функционирование "Электронного правительства" в будущем.


Литература


1. Бондаренко Ю. Р. Современные направления информатизации государственного управления. [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.stavregion.ru/organi_vlasti/ministerstvo_promishlennosti/sem/bondarenko.pdf


2. Инфокоммуникации – человеку, бизнесу, обществу // Информационное общество. – 2003. – №2.


3. Интеграция государственных информационных систем и организация межведомственного взаимодействия // Информационный бюллетень Microsoft. 65 c. http://www.microsoft.com/rus/government/newsletters/.


4. Коротков А. В. Реализация Федеральной целевой программы «Электронная Россия» // Информационное общество. – 2003. – №2.


5. Концепция управления государственными информационными ресурсами http://www.minsvyaz.ru


6. Никитов В. А. и др. Информационное обеспечение государственного управления / Под ред. Ю. В. Гуляева. – М.: Славянский диалог, 2000.


7. Реализация проектов электронного правительства. Мировой и отечественный опыт // Информационный бюллетень Microsoft. 67 c. http://www.microsoft.com/rus/government/newsletters/.


8. Саак А. Э., Пахомов Е. В., Тюшняков В. Н. Информационные технологии управления: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008.


9. Систер В. Г. Информационные технологии на службе города // Информационное общество. – 2003. – №1.


10. Черешкин Д. С., Цыгичко В. Н., Смолян Г. Л. Система информационно-маркетинговых центров – базовый элемент информационной инфраструктуры электронной торговли // Информационное общество. – 2003. – №2.


11. Шубинин А. В., Есипов М. А., Кристальный Б. В. Единая государственная система управления и передачи данных (TUCEGL) и её законодательное обеспечение («Электронная Россия (2002 -2010 годы)») // Информационные ресурсы России. – 2002. – №7.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Відмороження Ступені відмороження
Реферат Государственная политика в рыночной экономике
Реферат Hawking Essay Research Paper Stephen Hawkings is
Реферат Международная аукционная торговля
Реферат Промышленное здание с ЖБ каркасом
Реферат Хронология вычислительных машин
Реферат Характеристика засобів діагностування електрообладнання АТЗ
Реферат Проектирование изготовления отливки
Реферат 11 класс. История Первые мероприятия большевиков
Реферат Облик допетровской Москвы
Реферат Организация досуга пожилых людей в стационарных учреждениях малой вместимости
Реферат Католицизм: особенности вероисповедания, культовые и организационные
Реферат Экономическое военно-политическое давление международного сообщества на правительство САР в нача
Реферат Інтегровані типи д-р 1-го порядку розвязаних відносно похідної
Реферат Синтез микропрограммного управляющего автомата