Реферат по предмету "Педагогика"


Деятельность образовательных учреждений

План
1. Понятие образовательного учреждения,определение, типы, виды.
2. Закон об образовании.
3. Школа как пример образовательного учреждения.
Заключение.

1.Понятиеобразовательного учреждения, определение, типы, виды
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ — по законодательству РФ учреждение, осуществляющее образовательныйпроцесс, т.е. реализующее одну или нескольких образовательных программ и (или)обеспечивающее содержание и питание обучающихся, воспитанников. ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ является юридическим лицом. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ по своиморганизационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными,негосударственными (частными, общественных или религиозных организаций). Кобразовательным относятся учреждения следующих типов: дошкольные;общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего общего образования);начального профессионального, среднего профессионального и высшегопрофессионального образования; специальные (коррекционные) для обучающихся,воспитанников с отклонениями в развитии; учреждения до школьного образования;учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; другиеучреждения, осуществляющие образовательный процесс.
2.Закон об образовании
Управлениеобразовательным учреждением осуществляется на основе соответствующейнормативно-правовой базы, которая в том числе определяет компетенцию, права,ответственность учредителей и самого образовательного учреждения.
Статья 12.Образовательные учреждения
1.Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, тоесть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или)обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
2.Образовательное учреждение является юридическим лицом.
3.Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут бытьгосударственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениямиобщественных и религиозных организаций, объединений).
Действиезаконодательства Российской Федерации в области образования распространяется навсе образовательные учреждения, на территории Российской Федерации независимоот их организационно-правовых форм и подчиненности.
4. Кобразовательным относятся учреждения следующих типов:
1)дошкольные;
2)общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного)общего образования);
3) учрежденияначального профессионального, среднего профессионального, высшегопрофессионального и послевузовского профессионального образования;
4) учреждениядополнительного образования взрослых;
5)специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями вразвитии;
6) учреждениядополнительного образования;
7) учреждениядля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законныхпредставителей);
8) учреждениядополнительного образования детей;
9) другиеучреждения, осуществляющие образовательный процесс.
5.Деятельность государственных и муниципальных образовательных учрежденийрегулируется типовыми положениями об образовательных учрежденияхсоответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством РоссийскойФедерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательныхучреждений.
Длянегосударственных образовательных учреждений типовые положения обобразовательных учреждениях выполняют функции примерных.
6.Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категорияобразовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем инаправленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается приего государственной аккредитации.
7. Филиалы,отделения, структурные подразделения образовательного учреждения могут по егодоверенности осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица,в том числе иметь самостоятельный баланс и собственные счета в банковских идругих кредитных организациях.
8.Образовательные учреждения вправе образовывать образовательные объединения(ассоциации и союзы), в том числе с участием учреждений, предприятий иобщественных организаций (объединений). Указанные образовательные объединениясоздаются в целях развития и совершенствования образования и действуют всоответствии со своими уставами. Порядок регистрации и деятельности указанныхобразовательных объединений регулируется законом.
9. Права иобязанности учреждений дополнительного образования, предусмотренныезаконодательством Российской Федерации, распространяются и на общественныеорганизации (объединения), основной уставной целью которых являетсяобразовательная деятельность, только в части реализации ими дополнительныхобразовательных программ.
Статья 13.Устав образовательного учреждения
1. В уставе образовательногоучреждения в обязательном порядке указываются:
1)наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес), статусобразовательного учреждения;
2)учредитель;
3)организационно-правовая форма образовательного учреждения;
4) цели образовательногопроцесса, типы и виды реализуемых образовательных программ;
5) основныехарактеристики организации образовательного процесса, в том числе:
а) язык(языки), на котором ведутся обучение и воспитание;
б) порядокприема обучающихся, воспитанников;
в)продолжительность обучения на каждом этапе обучения;
г) порядок иоснования отчисления обучающихся, воспитанников;
д) системаоценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения;
е) режимзанятий обучающихся, воспитанников;
ж) наличие платныхобразовательных услуг и порядок их предоставления (на договорной основе);
з) порядокрегламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся,воспитанников и(или) их родителей (законных представителей);
6) структурафинансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения, в томчисле в части:
а)использования объектов собственности, закрепленных учредителем заобразовательным учреждением;
б)финансирования и материально-технического обеспечения деятельности образовательногоучреждения;
в) источникови порядка формирования собственности образовательного учреждения;
г)осуществления предпринимательской деятельности;
7) порядокуправления образовательным учреждением, в том числе:
а)компетенция учредителя;
б)структура, порядокформирования органов управления образовательного учреждения, их компетенция ипорядок организации деятельности;
в) порядоккомплектования работников образовательного учреждения и условия оплаты ихтруда;
г) порядокизменения устава образовательного учреждения;
д) порядокреорганизации и ликвидации образовательного учреждения;
8) права иобязанности участников образовательного процесса;
9) переченьвидов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующихдеятельность образовательного учреждения.
2. Уставгражданского образовательного учреждения в части, не урегулированнойзаконодательством Российской Федерации, разрабатывается им самостоятельно иутверждается его учредителем.
3. Принеобходимости регламентации указанных в настоящей статье сторон деятельностиобразовательного учреждения иными локальными актами последние подлежатрегистрации в качестве дополнений к уставу образовательного учреждения.
4. Локальныеакты образовательного учреждения не могут противоречить его уставу.
Статья 14.Общие требования к содержанию образования
1. Содержаниеобразования является одним из факторов экономического и социального прогрессаобщества и должно быть ориентировано на:
обеспечениесамоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
развитиеобщества;
укрепление исовершенствование правового государства.
2. Содержаниеобразования должно обеспечивать:
·         адекватныймировому уровень общей и профессиональной культуры общества;
·         формирование уобучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательнойпрограммы (ступени обучения) картины мира;
·         интеграциюличности в национальную и мировую культуру;
·         формированиечеловека и гражданина, интегрированного в современное ему общество инацеленного на совершенствование этого общества;
·         воспроизводство иразвитие кадрового потенциала общества.
3.Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получениеобучающимся профессии и соответствующей квалификации.
4. Содержаниеобразования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми,народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной исоциальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов,способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений иубеждений.
5. Содержаниеобразования в конкретном образовательном учреждении определяетсяобразовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой,принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.
Государственныеорганы управления образованием обеспечивают разработку на основегосударственных образовательных стандартов примерных образовательных программ.
6.Образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачамиможет реализовывать дополнительные образовательные программы и оказыватьдополнительные образовательные услуги (на договорной основе) за пределамиопределяющих его статус образовательных программ.
7. Военнаяподготовка в гражданских образовательных учреждениях может проводиться толькона факультативной основе с согласия обучающихся и(или) их родителей (законныхпредставителей) за счет средств и силами заинтересованного ведомства.
8.Образовательное учреждение при реализации образовательных программ используетвозможности учреждений культуры.
Статья 15.Общие требования к организации образовательного процесса
1.Организация образовательного процесса в образовательном учреждениирегламентируется учебным планом (разбивкой содержания образовательной программыпо учебным курсам, по дисциплинам и по годам обучения), годовым календарнымучебным графиком и расписаниями занятий, разрабатываемыми и утверждаемымиобразовательным учреждением самостоятельно. Государственные органы управленияобразованием обеспечивают разработку примерных учебных планов и программкурсов, дисциплин.
2. Органыгосударственной власти, органы управления образованием и органы местногосамоуправления не вправе изменять учебный план и учебный график гражданскогообразовательного учреждения после их утверждения, за исключением случаев,предусмотренных законодательством Российской Федерации.
3.Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы,порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся.
4. Освоениеобразовательных программ основного общего, среднего (полного) общего и всехвидов профессионального образования завершается обязательной итоговойаттестацией выпускников.
5.Научно-методическое обеспечение итоговых аттестаций и объективный контролькачества подготовки выпускников по завершении каждого уровня образованияобеспечиваются государственной аттестационной службой, независимой от органовуправления образованием, в соответствии с государственными образовательнымистандартами.
6. Дисциплинав образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческогодостоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методовфизического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам недопускается.
7. Родителям(законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, воспитанников должнабыть обеспечена возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательногопроцесса, а также с оценками успеваемости обучающихся.
Статья 16.Общие требования к приему граждан в образовательные учреждения
1. Порядокприема граждан в образовательные учреждения в части, не урегулированнойнастоящим Законом, определяется учредителем и закрепляется в уставеобразовательного учреждения.
Учредительустанавливает порядок приема в государственные и муниципальные образовательныеучреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного)общего и начального профессионального образования, обеспечивающий прием всехграждан, которые проживают на данной территории и имеют право на получениеобразования соответствующего уровня.
2. При приемегражданина в образовательное учреждение последнее обязано ознакомить его и(или)его родителей (законных представителей) с уставом образовательного учреждения идругими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.
3. Приемграждан в государственные и муниципальные образовательные учреждения дляполучения среднего профессионального, высшего профессионального ипослевузовского профессионального образования производится на конкурсной основепо заявлениям граждан. Условия конкурса должны гарантировать соблюдение правграждан на образование и обеспечивать зачисление наиболее способных иподготовленных граждан к освоению образовательной программы соответствующегоуровня.
Вне конкурсапри условии успешной сдачи вступительных экзаменов в государственные имуниципальные образовательные учреждения среднего профессионального и высшегопрофессионального образования принимаются дети-сироты и дети, оставшиеся безпопечения родителей, а также инвалиды I и II групп, которым согласно заключениюврачебно-трудовой комиссии не противопоказано обучение в соответствующихобразовательных учреждениях.
3. Школа как примеробразовательного учреждения
Примеромобразовательного учреждения возьмем школу.
Широкое иинтенсивное развитие инновационных (новообразованных) процессов, наблюдаемое вотечественном образовании, реальные и практические изменения в деятельностишкол естественным образом сопровождаются и обеспечиваются существеннымиизменениями в управленческом сознании и мышлении.
Школу можносравнить со сложнейшим механизмом устроенного на достижения поставленных целейи которому свойствен режим стабильного стационарного функционирования. Речьидет о стабильной работе в заданном режиме: стабильные общепринятые планы,программы, технологии обучения, структуры организации учебно-воспитательногопроцесса, ориентация на цели образования, диктуемые социальным заказомсегодняшнего дня. Работая в этом режиме при благоприятных условиях, школа можетдостичь оптимальных, то есть наивысших возможных в имеющихся условияхрезультатов при рациональных расходах времени, сил и средств.
Структурыинновационного процесса делятся на: деятельную структуру, уровневую структуру,содержательную структуру, структура жизненного цикла, управленческая структура.Рассмотрим управленческую структуру. Она предполагает взаимодействие четырёхвидов управленческих действий:
1.        Планирование.
2.        Организация.
3.        Руководство.
4.        Контроль.
1.)Планированием называется – моделирование будущей совместной деятельности,состав и структура будущих действий.
2.)Организация управленческой структуры называется – распределение функциональныхобязанностей прав и ответственности, систему взаимодействия по вертикали и погоризонтали.
3.)Руководством – называется способность оказывать влияние на отдельных лиц и нагруппы, побуждая их работать на достижение целей.
4.) Контролем– называется процесс, обеспечивающий достижения поставленных целей.
Управлениеучреждением строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формамисамоуправления является общее собрание трудового коллектива, педагогическийсовет, общешкольная конференция с участием родителей и учащихся, совет школы.Непосредственное руководство учреждением осуществляет директор школы.Разграничение полномочий педагогического совета и общего собрания трудовогоколлектива, а также директора закреплено в Уставе образовательного учреждения.
Целиуправления учреждением согласованы с заказом со стороны общества. Анализ цели изадач управления показал, что они соответствуют потребностям населения,учащихся, их родителей, а также педагогов учреждения.
Структурауправления образовательным учреждением. Функции управления образовательнымучреждением. Функциональные обязанности участников управления образовательнымучреждением.
Новаяобразовательная ситуация предполагает отработку новой структуры и технологииуправления и, следовательно, изменения подходов в организации и содержаниядеятельности учреждения.
К настоящемувремени в учреждении сложилась следующая структура управления:
— уровеньдиректора школы;
— уровеньзаместителя директора;
— уровеньруководителей МО;
— уровеньпедагогических работников.
На каждом изуровней по горизонтали разворачивается своя структура органов, которыевзаимосвязаны с субъектами по вертикали и горизонтали. В организационнойструктуре представлены как профессиональные руководители /заместителидиректора, руководители методических объединений/, так и различные общественныесубъекты /председатель профкома, председатель совета школы/, что необходимо дляэффективного управления школой. В структуре управления школой отношение тогоили иного субъекта управления к определенному характеризуется координационнымии субординационными связями как по вертикали, так и по горизонтали. Системавзаимосвязи организационной структуры характеризуется:
Деятельностьдиректора и его заместителей регламентирована функциональными обязанностями,пересмотренными и откорректированными в соответствии с современнымитребованиями, что позволило регламентировать деятельность членовуправленческого звена с учетом выполнения основных управленческих функций иконкретно определить содержания деятельности каждого члена управленческогоаппарата.
Деятельностьструктурных подразделений регламентирована «Положением о педагогическомсовете», «Положением о методическом объединении».
Такимобразом, в системе внутри школьного управления выделены иерархическиевзаимосвязанные уровни управления, определены зоны функционирования органовуправления каждого уровня, связи между ними. Система управления на всех уровняхявляется открытой и развивающейся, что обеспечивает устойчивость координациидеятельности всех звеньев учреждения.
Информационноеи документационное обеспечение управления образовательным учреждением.Необходимым условием управления школой является его информационное обеспечение.Информационное обеспечение управления школой состоит в выборе и соответствующейобработке сведений, характеризующих состояние ее образовательной системы.
Основныефункции, которые выполняет система информационного обеспечения управленияшколой состоят в следующем:
 удовлетворятьпотребности учащихся, учителей, руководителей школы и ее структурныхподразделений в сведениях, необходимых в их деятельности и во взаимодействии;
 информироватьо состоянии образовательного пространства в школе, об обеспеченности средствамиобразования, об образованности учащихся, о профессиональной квалификацииучителей;
 передаватьучащимся, учителям, руководителям школы сведения и документы,адресно-направленные им;
 систематическивыявлять уровни развития интеллекта, эмоционально-психического и физическогоздоровья, образовательные потребности учащихся;
 информироватьпедагогических работников о вовлеченности родителей в процесс воспитания иобучения своих детей, затруднениях, которые они испытывают при этом.
Управленческаяпрактика показывает, что определение состава функций правления подобным образомпозволило добиться единообразных подходов субъектов правления к отбору иобработке сведений, которые подлежат передаче на все уровни управления. В школеимеется возможность варьировать информационное обеспечение в зависимости отиндивидуальных потребностей тех или иных участников образования.
В школесложилась система документационного обеспечения управления. Документационноеобеспечение управления школой включает комплекс взаимосвязанных документов:
 организационныедокументы;
 распорядительныедокументы;
 информационно-справочныедокументы;
 учебно-педагогическаядокументация.
Каждый изкомплексов представлен соответствующими документами, регламентирующимиструктуру, задачи и функции школы; организацию ее работы; права и обязанности,ответственность руководителя и работников; распорядительную деятельностьучреждения и т.д.
Одним изнаправлений совершенствования управления школой является совершенствованиеорганизационной структуры управления. В условиях демократизация управлениявозросла значимость перераспределения управленческих функций между всемисубъектами, задействованными в осуществлении образовательных задач.Делегирование прав и полномочий верхних уровней управления нижним в условияхшколы позволяет эффективно осуществлять образовательный процесс, что повышаетэффективность управления на любом уровне.
Директорсовместно с администрацией и руководителями подразделений определяютперспективы развития школы, определяют этапы и содержания работы, контролируютдеятельность школы в целом и отдельных его подразделений (структур), создаютусловия (нормативные, информационные, стимулирующие, эргономические) дляосуществления профессионально-педагогической деятельности. Особенностьюдеятельности субъектов уровня руководителей функциональных служб являетсяорганизация образовательного процесса, диагностика осуществления воспитательнойи учебной работы, отслеживание эффективности работы педагогических работников.
Ворганизационной структуре управления школой часть полномочий с верхних уровнейуправления делегированы субъектам на нижестоящие уровни управления. Например,коллегиальному органу (педагогическому совету) делегированы полномочия:
 утверждениеобразовательной программы и учебного плана школы;
 утверждениепрограмм учебных дисциплин и курсов вариативного компонента учебного плана;
 утверждениегодовых графиков учебного процесса;
 утверждениеструктуры управления, положений о структурных подразделениях штатногорасписания, функциональных обязанностей;
 утверждениесодержания и организационных форм дополнительного образования учащихся;
 утверждениепланов работы школы на учебный год и др.
Руководителямфункциональных служб делегированы полномочия в организации образовательногопроцесса в школе, в осуществлении внутришкольного контроля и анализа выполненияучебных программ и программ дополнительного образования учащихся. Кроме того, вих компетентности находится определение индивидуальных целей работы, впланировании определенного (в рамках функционала) участия педагогов в работетворческих групп, методических объединений, в общем руководстве своимподразделением.

Заключение
Управлениеобразовательным учреждением – это особая деятельность, в которой её субъектыпосредством планирования, организации, руководства и контроля обеспечиваюторганизованность совместной деятельности учащихся, педагогов, обслуживающегоперсонала и её направленность на достижения образовательных целей и целейразвития учреждения.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.