Реферат по предмету "Государство и право"


Право Киевской Руси

План:





1. 
Влияние христианства на
укрепление государственности Киевской Руси. Соотношение
компетенции                              церкви и государства



2. 
Общественный строй
Киевской Руси.



3. 
Государственный строй
Киевской Руси.



4. 
Суд и процесс в Киевской
Руси.



5. 
Правовая система
Киевской Руси.                                    Преступление и наказание по
Русской Правде.                Гражданское право



6. 
Библиография.























Влияние христианства на укрепление
государственности Киевской Руси. Соотношение компетенции церкви и государства



1.
Предки наши в период господства языческой веры соприкасались со многими
религиями, которые заметно повлияли на их собственную веру, такими как
христианство, ислам, иудаизм и др. Вероятно, через их влияние они уже тогда
дошли до понимания еди­ного Бога. Что это действительно было так, подтвер­ждает
греческий историк VI века Прокопий, который писал о наших предках, что они
«признают владыкой всех единого Бога, который посылает молнию; в жер­тву ему
приносят коров или другую жертву».



Но
новая вера — христианство — с триумфом продвигалась по Европе и уже в IX веке
все соседние с Киевской Русью народы (кроме угров) приняли эту веру. Нельзя
сказать, что христианство было новой религией для руссов, оно имело своих
сторонников на землях Киевской Руси еще со времен Андрея Перво­званного. С
давних времен приходило оно разными путями: с греческих колоний, с Балканского
полуос­трова, с Хазарского каганата, с Великоморавского го­сударства. Но эту
веру принимала главным образом элита общества — князья, бояре, городская аристо­кратия,
которые не решались открыто стать христиа­нами, а тем более не допускали даже
мысли о креще­нии народа, который имел свою извечную веру. Так, христианами
были князь Оскольд, князь Игорь, его жена княгиня Ольга, которая не смогла
сделать хри­стианином своего сына Святослава, но привила лю­бовь к новой вере
внуку Владимиру, на плечи кото­рого и легла почетная задача — провозглашения
хри­стианства государственной религией Киевской Руси.



Владимир
был весьма мудрым политиком, чтобы не понимать, что старая вера не могла
объединить его государство — достаточно самостоятельным и демок­ратическим оно
было. Без сомнения, еще большее влияние на него оказывало то, с какой скоростью
хри­стианство завоевывало народы и страны. В 864 году приняла крещение
Болгария, в 928-935 годах — Че­хия, в 962-992 годах — Польша. Для Владимира ста­ло
очевидным, что, только приняв христианство. Ки­евская Русь сможет войти как
равноправная в число европейских государств.



Из
летописей неизвестно, где и при каких услови­ях принял христианство Владимир.
«Повесть времен­ных лет» утверждает, что сделал он это в Корсуни. В 987 году
Византийский полководец Варда Фока вос­стал против императоров Василия II и
Константина. Последние обратились к Владимиру за помощью. Как условие этой
помощи он изъявил желание прежде заключить брак с сестрой императоров Анной, а
они



как
предпосылку брака — его крещение. Тогда Вла­димир и крестился. С его помощью
Варда Фока был разбит. Однако, избавившись от опасности, византий­ские цари
отказываются от своего обещания — отдать в жены Владимиру свою сестру. Они
исполняли за­вещание своего деда — Константина Порфирородно­го, который писал:
«Когда хозары, турки или русы или какой иной северный народ... начнет просить
или добиваться... чтобы породниться с императором ро-меев, взять у него дочку
за себя или свою дочку от­дать за императора или его сына — нужно ответить на
такое позорное домогательство, что на то есть зап­рет, страшное и нерушимое
постановление святого и великого Константина».



В
ответ на это Владимир берет в осаду, а потом и захватывает одну из наилучших
византийских ко­лоний в Крыму — Корсунь. Это принудило Византию исполнить
обещание и направить Анну в Корсунь, где она была обвенчана с Владимиром. Это
был апогей его славы. Единовластный хозяин огромного государства, получивший
моральное благословение Второго Рима, он мог отважиться привести свой народ к
новой вере. Случилось это в 988 году.



Согласно
«Повести временных лет», крещение Руси происходило чрезвычайно просто: Владимир
прика­зал скинуть в Днепр старых богов и в назначенный день выйти всем к реке.
Люди с песнями входили в воду, а священники читали молитвы. И была «ра­дость на
небеси и на земли, толико душ спасаемых».



В
действительности же, не все было так просто. После крещения киевлян, кратко
замечает летописец, «начал Владимир ставить по городах церкви и свя­щенников, и
сгонять людей на крещение по всех го­родах и селах». Думается, что крещение
народа рас­тянулось не на один десяток лет.



Первыми
крещение получили киевские земли, главным образом, большие города, поскольку
села принимали новую веру довольно неохотно. Занялся Владимир также и крещением
северных земель го­сударства, тех, которые позже составили Московское
княжество. Здесь христианство натолкнулось на большие препоны. Так, в 991 году
Владимир послал епископа в Новгород с целью подготовить новгород­цев к новой
вере. Как рассказывают летописи, кре­щение проходило здесь силой: «Путята
(тысяцкий) крестил их мечом, а Добрыня (посадник) — огнем».



Крещение
Руси вызвало множество дискуссий по поводу того, какое духовенство крестило
народ. Изве­стные историки, в частности, историки церкви И. Го-лубинский, В.
Пархоменко придерживались взгляда, что крестить народ Владимиру помогало
византийское духовенство. Но эта концепция вызвала возражение. Во-первых, в
византийских источниках не упомина­ется такое важное событие, как крещение
Киевского государства при Владимире, тогда как во многих из них упоминается
крещение отдельных лиц при Ос-кольде. Во-вторых, трудно представить себе успехи
христианизации при помощи византийского духовен­ства, которое проповедовало
чужым для украинско­го народа языком.



Эти
несоответствия привели к появлению в 1913 го­ду гипотезы М. Приселкрва, который
доказывал, что первое духовенство в Киевскую Русь прибыло не с Ви­зантии, а из
Болгарии, с Охриды, где существовал не­зависимый патриархат. Вскоре эта точка
зрения ста­новится преобладающей, и не безосновательно. С Бол­гарией
Украина-Русь имела интенсивные отношения. В политическом отношении Болгария
была менее опасной, чем Византия. Весомым аргументом была близость языков, и
священники-болгары могли лег­ко достичь понимания с новой паствой. Интересную
черту в эту гипотезу добавил П. Куренной. Исследуя остатки Десятинной церкви,
которую построил Вла­димир в Киеве, он пришел к выводу, что техника по­



строения
этого здания аналогична храмам Охриды в Болгарии, а не Византии.



Все
это говорит о том, что первыми учителями христианства и церковными
проповедниками на Руси были болгары.



Следовательно,
сделаем некоторые выводы. При­знание христианства государственной религией от­крыло
перед Киевской Русью дверь богатой византий­ской культуры, которая переживала в
то время свое возрождение.



Новая
вера способствовала укреплению связей с другими христианскими государствами.
Киев ста­новится не только политическим, но и духовным цен­тром государства.



Христианство
внесло в жизнь народа высшую мо­раль, высшие идеалы и культуру, ячейками
которой и стали храмы.



2. Прежде всего, рассмотрим вопрос об
отношени­ях между церковью и государством. Ответ на него дал Христос, когда
сказал: «Царство мое не от мира сего». Или когда на вопрос фарисеев, платить ли
дань кеса­рю, ответил: «Отдайте кесарю кесарево, а Божие Бо­гу». Этим Христос
провел границу между церковью и государством. Эти две институции преследуют раз­ные
цели. Церковь должна, в первую очередь, заботить­ся о душах верующих, о
воспитании их в духе учения Христового, о приближении их к Христу, об единении
их с Христом. Государство должно заботиться о по­рядке и мире в обществе,
защищать права и свободы каждого из его членов, заботиться о материальном
благосостоянии граждан.



Отличаются церковь и
государство и объемом своей деятельности. Государство ограничивается
территорией, а церковь является вселенской. Нако­нец, есть разница и в способе
влияния на своих чле­нов. Государство часто применяет принудительные методы,
тогда как церковь не должна употреблять их никогда и действовать только путем
убеждения и примера.



Но
это не значит, что между церковью и государ­ством нет никакой связи. Христос не
запретил пла­тить дань кесарю, а апостол Павел писал: «Хозяин — Божий слуга
тебе на добро. А делаешь ты зло, то бой­ся, поскольку не зря он носит меч,
поскольку он — Божий слуга, мститель в гневе преступнику. Поэтому необходимо
подчиняться не только из-за гнева, но и из-за совести. Через это вы и налоги
даете, поскольку они слуги Божие, именно тем всегда занятые. Итак, отдай­те
надлежащее всем,.кому налог — налог, кому пошли­на — пошлина, кому страх —
страх, кому честь — честь» (поел. к Римлян., XIII, 4-7).



А
поскольку государственная власть, как сказано в Святом Письме, является от
Бога, то между церко­вью и государством должно быть сотрудничество.



Известия
об организации первой церкви в Украине очень скупые. Патриарх Фотий писал, что
в 864 году по просьбе князя был выслан в Русь епископ. Теперь мы с уверенностью
можем утверждать, что Владимир 14 августа 988 года не крестил Русь, а только
провоз­гласил христианство единой государственной религи­ей. Христианство
распространялось в Украине со вре­мен Андрея Первозванного. Иное дело, что в
течение почти ста лет украинская митрополия возглавлялась греками, которых
посылал Константинопольский пат­риарх, без согласования с киевскими князьями.



Согласно
с практикой Византии, митрополии не толь­ко пребывали в духовной зависимости от
патриарха, но и вся их территория подчинялась византийскому царю. Но это было
только теоретически, поскольку на прак­тике такой зависимости быть не могло:
Византии не ~ хватало реальной силы, чтобы воплотить это в жизнь.



Епископов,
как правило, назначал князь. При Изяславе II собор епископов вторично
самостоятель­но в 1147 году избрал митрополитом Клима Смоля-



тича.
Следовательно, мы видим стремление Киевской Руси к автономной церкви.



Православие
XI-XII веков в целом не было враж­дебно настроено против
других религий. Постоянные торговые отношения с иностранцами — варягами,
немцами, уграми, поляками, арабами, иудеями — спо­собствовали толерантности в
религиозных вопросах. Так, в XII веке ирландские купцы основали в Киеве костел
св. Девы.













































Общественный строй Киевской Руси



Для феодального общества характерно деление населения на
сословия.



Сословие
— это замкнутая социальная группа, име­ющая определенные законом права и
обязанности. В Киевской Руси процес формирования сословий толь­ко начался.



Все население Киевской Руси условно можно раз­делить
на три категории: свободные, полузависимые и зависимые люди.



Верхушку
свободных людей составляли князь и его дружина (княжи мужи). Из них князь
выбирал вое­вод и других должностных лиц. Сначала правовой статус «княжих
мужей» отличался от земской верхуш­ки — родовитой, знатной, местного
происхождения. Но в XI веке эти две группы соединяются в одну — бояртво. Бояре
принимали участие в работе боярских советов, вече, администрации, где занимали
высшие должности.



Боярство
не было однородным и делилось на раз­ные группы, принадлежность к которым
давала право быть привилегированной частью общества, и все пре­ступления,
направленные против бояр, наказывались более строго. Так, согласно Русской
Правде, жизнь бояр охранялась двойной вирой (вира — высший уголовный штраф). По
церковному уставу Ярослава, честь жен великих бояр защищалась штрафом в 5
гривен золо­та, меньших бояр — в 3 гривны золота, городских лю­дей — в 3 гривны
золота, а простых людей — в 60 резан (ст. 30). Бояре при отсутствии сыновей
были вправе передавать наследство дочерям, тогда как дочери про­стых людей
наследовать не могли. Бояре также были освобождены от уплаты налогов.



Боярство
не было закрытой кастой. За определен­ные заслуги в бояре мог попасть смерд и
даже ино­странец — варяг, половец и др.



В
Киевской земле боярство не отделялось от куп­цов, от городской элиты. Со
временем в городах со­здается патрициат, который был более связан с горо­дом,
чем с личностью князя. Интересно, что большая часть городских патрициев была из
евреев.



Украинские
города, особенно Киев, переживали ос­трый процесс борьбы городского населения
как с кня­жеской властью, так и с городским патрициатом. Так, ростовщичество
Святополка и лихоимство го­родского патрициата привели в 1113 году к восста­нию
в Киеве. После смерти Святополка киевляне ограбили двор тысяцкого Путяты и
дворы евреев-патрициев.



К
свободному населению относилось также духо­венство, которое представляло собой
отдельную группу населения и делилось на черное и белое. В то время ведущую
роль в государстве играло черное духовен­



ство
— монашествующее. В монастырях жили и ра­ботали лучшие ученые (Нестор,
Илларион, Никон), врачи (Агапит), художники (Алимпий), которые вели летописи,
переписывали книги, организовывали раз­личные школы. Первое место среди
монастырей Ки­евской Руси принадлежало Киево-Печерскому. Он стал примером для
других монастырей и имел огром­ное моральное влияние на князей и все общество.



К
белому духовенству принадлежали церковники:



священники,
диаконы, дьяки, паламари, причетники. Количество белого духовенства было очень
большим. По некоторым источникам, в Киеве в начале XI века



было более 400 церквей.



Влияние
христианства в Украине-Руси было дос­таточно сильным, и это еще раз дает
основание пола­гать, что его корни здесь проникали значительно глуб­же времен
Владимира.



Об
интересе к духовным вопросам в Киевской Руси свидетельствует «Поучение детям»
Владимира Моно­маха. Он советует регулярно посещать церковь, мо­литься днем,
ночью, в дороге повторять молитвы.



Среднюю
группу свободных людей давали города. Жители городов юридически были свободны,
даже равноправны с боярами, но фактически они зависели



от феодальной верхушки.



Низшую
группу свободного населения представля­ли крестьяне — смерды. Они владели
землей и ско­том. Смерды составляли подавляющую часть населе­ния Киевской Руси,
платили установленные налоги и отбывали воинскую повинность с личным оружием и
лошадьми. Смерд мог передавать по наследству свое имущество сыновьям. Русская
Правда охраняла, лич­ность и хозяйство смерда, как свободного, но наказа­ние за
преступление против смерда было меньшим, чем за преступление против бояр. В XII-XIII веках по всей Украине-Руси увеличивается боярское
земле­владение? и в связи с этим уменьшается число независимых смердов. Растет
количество смердов, кото­рые работают на боярской земле, оставаясь при этом
свободными.



Полузависимые
(полусвободные) люди. В Киев­ской Руси существовала довольно многочисленная
группа полусвободных людей — закупов. Так назы­вали смердов, которые по разным
причинам времен­но утрачивали хозяйственную самостоятельность, но при
определенных условиях имели возможность об­рести ее снова. Такой смерд брал в
долг «купу», в которую могли входить деньги, зерно, скот, и до того времени,
пока он не возвратит эту «купу», оставался закупом. Закуп мог иметь собственное
хозяйство, двор, имущество, а мог жить на земле того, кто давал ему «купу», и
работать на этой земле. Закуп отвечал сам за свои поступки, за преступление
против него винов­ный отвечал, как за преступление против свободного. За
несправедливое наказание, возложенное кредито­ром на закупа, последний мог
жаловаться в суд, и тогда кредитор нес ответственность. Попытка продажи за­купа
в холопы освобождала его от долга, а кредитор платил за это высокий штраф. В
случае воровства, осуществленного закупом или его побега от креди­тора без
уплаты долга, он превращался в холопа.



Зависимые(невольные)
люди назывались холопа­ми. Сначала этим термином называли лиц мужско­го пола
(хлопец — холопец — холоп), а со временем всех невольных людей.



Основными источниками холопства были:



• плен на войне;



• брак с невольным;



• рождение от холопов;



• продажа при
свидетелях;



• злостное банкротство;



• побег или воровство, осуществленные
закупом. Закон предусматривал условия, при которых холоп мог стать свободным:
если он выкупился на волю, если



хозяин
освободил его. Женщина-холопка, если хозя­ин ее изнасилует, после его смерти
получала волю с ее детьми. Холоп фактически не имел никаких прав. За ущерб,
нанесенный холопу, возмещение получал хозяин. Однако он нес и ответственность
за преступ­ление, совершенное холопом. Холоп не мог иметь своей собственности,
он сам был собственностью хозяина. С распространением христианства положение
холо­пов улучшилось. Церковь призывала к смягчению в отношениях с холопами,
советовала отпускать их на волю к «воспоминанию души». Такие холопы пере­ходили
в категорию изгоев.



К
изгоям относились люди, которые в силу различ­ных причин выбыли из той социальной
группы, к которой принадлежали ранее, но не вступили в дру­гую. Все эти люди
переходили под защиту церкви. Основная масса изгоев в Киевской Руси происходила
из холопов, которые получали свободу.







Государственный строй Киевской Руси



Киевская Русь сложилась в форме раннефеодаль-ной
монархии. На вершине государственной власти стоял Великий князь. К органам
власти относились также боярский совет (совет при князе), вече.



Князь.
Им мог быть только член семьи Владими­ра Великого. За все время существования
Киевской Руси был только один случай, когда в Галиче на кня­жеский престол сел
не член этого рода, а боярин Вла­дислав Кормильчич. В понимании населения того
времени Украиной правил весь род князей, и каждый член этого рода имел право на
власть. Это единство княжеского рода способствовало идее единства, собор­ности
Русской земли. Киевская Русь не имела четко определенного
престолонаследственного права. Сна­чала Великий князь правил с помощью сыновей,
ко­торые полностью подчинялись ему. После Ярослава устанавливается право всех
сыновей князя на насле­дование в Русской земле, но в течение двух столетий
ведется борьба двух подходов к наследованию: по очередности всех братьев (от
старшего к младшему), а потом по очередности сыновей старшего брата или только
по линии старших сыновей.



Компетенция
и власть князя были неограничен­ными и зависели от его авторитета и реальной
силы, на которую он опирался. Прежде всего князь был во­еначальником, ему
принадлежала инициатива воен­ных походов и их организация. Князь возглавлял ад­министрацию
и суд. Он должен был «володеть и су­дить». Он имел право принимать новые
законы, изменять старые. Так, Ярославичи решили отменить кровную месть, заменив
ее штрафом. Князь собирал налоги с населения, судебные сборы и уголовные штрафы.
Князь Киевский имел влияние на церков­ные дела. С летописей следует, что
Ярослав и Изя-слав II приказывали созывать собор епископов и вы­бирать
митрополита.



Боярский
совет, а сначала — совет дружины кня­зя, был неотъемлемой частью механизма
власти. Со­ветоваться с дружиной, а позднее — с боярами, было моральной
обязанностью князя. В своем «Поуче­нии...» Мономах указывает на совещания с
боярами как на постоянные, ежедневные. Несмотря на это, бо­ярские советы не
стали государственным органом, с



четко
определенным составом, компетенцией, функ­циями.



Вече
представляло собой орган власти, который сохранился с времен родоплеменного
строя. С ростом власти князя вече утрачивает свое значение и только тогда,
когда власть киевских князей приходит в упа­док, снова возрастает. В Киеве
первое известие о вече предоставляет летопись 1024 года: победитель Яро­слава,
Мстислав, не занял киевский престол, посколь­ку киевляне в лице вече не
пожелали этого.



Вече
имело право избирать князя или отказывать ему в княжении. Избранный населением
князь дол­жен был заключить с вече договор — «ряд». Содер­жание таких «рядов»
до нас не дошло. Скорее всего, в этом договоре указывались обязанности князя пе­ред
населением.



Вече
в Киевской Руси не приняло такие формы, как в Новгороде или Пскове. Оно не
имело определенной компетенции, порядка созыва. Иногда вече созывал князь, чаще
оно собиралось без его воли. Неясно, как проходили вечевые собрания, кто на них
председатель­ствовал. На вече голосов не подсчитывали, побежда­ла та идея,
которую поддерживало явное большинство. Участие в вече принимали главы семей
свободных людей. Следовательно, можно сделать вывод, что ни боярский совет, ни
вече в Киевской Руси не обрели парламентской формы и не превратились в постоян­ные
государственные органы.



Органы
управления. Четко определенных органов управления в Киевской Руси не было.
Длительное время существовала десятинная система (тысяцкие, сотские,
десятники), которая сохранилась от военной демократии и выполняла
административные, финан­совые и иные функции. Со временем ее вытесняет
дворцово-вотчинная система управления, т.е. такая система управления, при
которой княжеские слуги со временем превратились в государственных должностных
лиц, осуществлявших различные функции управ­ления государством i



В XII
веке к наиболее важным должностным ли­цам относились:



• дворский — ведал всем княжеским
хозяйством;



• воевода — командующий всеми
вооруженными силами княжества;



• тиун конюший — отвечал за княжеские
ко­нюшни;



• стольник — ведал организацией
снабжения кня­жеского двора продовольствием.



Более
мелкими должностными лицами были тиу­ны и старосты.



Разделение
княжеств на административные едини­цы не было четким. Летописи упоминают о
волости, погосте. Местное управление в городах и волостях князья осуществляли
через посадников и волостелей, которые являлись представителями князя. С середи­ны
XII века вместо посадников была введена долж­ность наместников.



В
подчинении у посадников и волостелей были должностные лица:



• тиуны,



• мытники (взимали торговую пошлину —
«мыть»),



• вирники (взимали виру — штраф за
убийство),



• данщики (сборщики дани),



• пятенщики (взимали пошлину за
продажу ло­шадей — «пятно»)и др.



Должностные
лица местной администрации не получали жалования от Великого князя, а содержа­лись
за счет поборов с населения. Такая система по­лучила название системы
кормлений.



Органом
местного крестьянского самоуправления была вервь — сельская территориальная
община.



Власть князя и его
администрации распростра­нялась на города и население земель, которые не были
собственностью бояр. Боярские вотчины по­степенно приобретают иммунитет и
освобождаются от княжеской юрисдикции. Население этих вотчин становится
полностью подвластным боярам-соб­ственникам.





































Суд и
процесс в Киевской Руси



Среди судебных органов Киевской Руси необходи­мо выделить
прежде всего суд общины, как наиболее древний судебный орган. Община судила в
соответ­ствии с обычным правом. Высшей мерой наказания при этом было изгнание
из общины.



Но с
укреплением государственности все большее количество дел подлежало княжеской
юрисдикции. Изгнание из общины, как самое тяжкое наказание, было включено в
Русскую Правду, но теперь имуще­ство приговоренных переходило не к общине, а
шло князю.



Князь
судил либо сам, либо через посадников и тиунов.



Значительное
количество дел проходило через цер­ковный суд, который рассматривал все
правонаруше­ния духовенства, а также те дела простых людей, ко­торые были
отнесены к юрисдикции церковного суда:



все преступления против
морали, нарушения церков­ных законов, прелюбодеяние, колдовство, семейные ссоры
и прочее.



Судебный
процесс носил состязательный характер. Он начинался с заклича — публичного
обращения потерпевшего «на торгу» к населению о пропаже и ее приметах.
Предполагалось, что заявление потерпев­шего не позднее чем через три дня станет
известно всем жителям общины или города.



Если
лицо, у которого была найдена чужая вещь, объявляло себя добросовестным
приобретателем, на­чинался «свод». Приобретатель указывал на того, у кого он
приобрел вещь, тот в свою очередь мог ука­зать на третьего и т.д. В границах
общины или горо­да истец вел дело до конца, до выявления преступни­ка. Если же
«свод» переходил на территорию другой общины или города, то истец вел его
только до тре­тьего лица и взыскивал с него стоимость украденной вещи,
предоставляя ему право вести «свод» до конца. Тот, на ком «свод»
останавливался, когда ответчик не мог объяснить, откуда у него чужая вещь,
возмещал убытки и оплачивал уголовный штраф.



Поиски
преступника могли проводиться и по ос­тавленным им следам («гонение следа»).
Если след приводил к общине, она или выдавала преступника, или платила штраф —
дикую виру. Поиски преступ­ника прекращались, если след терялся на большой
дороге или приводил к границам государства.



Основными
судебными доказательствами в Киев­ской Руси были: собственное признание,
показания свидетелей «послухов и видоков», суды Божий, при­сяга, жребий,
внешние приметы.



Ни
Русская Правда, ни иные памятники права не указывают на собственное признание
как судебное доказательство, но логика подсказывает, что это дока­зательство
стояло на первом месте. Не случайно на последующих этапах развития
государственности оно будет признано «царицей доказательств».



Послухами
Русская Правда называла свидетелей доброй или лихой славы подозреваемого, а видоками
— действительных свидетелей правонарушения.



К божьим судам относились
поле (поединок с ору­жием в руках), а также ордалии — испытания желе­зом или
водой.



При
испытании железом обвиненному давали в руки раскаленное железо, которое он
должен был пронести несколько шагов. Затем рука завязывалась, и если через
определенное время следов ожога не оставалось, то обвиненного оправдывали, а
если рана не заживала — обвиняли. Пространная редакция Русской Правды
предусматривала испытание раска­ленным железом обвиняемых в убийстве и в краже
значительных ценностей (стоимостью более полови­ны гривны золота). При ценности
украденного от двух гривен до половины гривны золота присуждалось испытание
водой (ст. 22).



При
испытании водой человека бросали связанным в воду, и если он не тонул, то его
обвиняли, так как считали, что вода не принимает его как виновного. Если же он
начинал тонуть, то его вытягивали и объявляли оправданным. При мелких кражах
достаточно было присяги, которая в украинских землях использовалась очень давно,
наверное, еще до Киевской Руси. Ее назы­вали ротой. Для христиан она
заключалась в словес­ной клятве и сопровождалась целованием креста.



Русская
Правда вспоминает о жребии как виде судебного доказательства. К нему прибегали
тогда, когда стороны в силу определенных обстоятельств отказывались от присяги.



Согласно
Русской Правде значение самостоятель­ных доказательств имели внешние приметы. К
ним относились: побои, синюшные и кровавые пятна на лице и на теле и некоторые
другие.



Форма,
в которой выносилось судебное решение, была устной. Судебное решение исполняли
различные княжеские агенты и вирники, мечники и др.





































Правовая система Киевской Руси. Преступление и наказание
по Русской Правде. Гражданское право



1.
Основными источниками права в Украине-Руси были: обычное право, договоры Руси с
Византией, те­кущее княжеское законодательство, каноническое (церковное)
законодательство. Русская Правда.



Древнейшим
источником было обычное право. Со временем нормы обычного права были
санкциониро­ваны государством и стали правовыми нормами. Но нормы обычного
права не погибли, например, они про­должали оставаться главным источником права
для общинного суда.



Важными
памятками права были договоры Руси с Византией: 907, 911, 945 и 971 годов. В
договорах Оле­га упоминается договор Оскольда 865 года, который не сохранился.
Не дошел до нас и текст договора Олега 907 года. В договорах Руси с Византией
мы находим нормы публичного, международного и частного пра­ва. В договорах оба
государства выступают как рав­ноправные партнеры. Важным является сноска в
договорах на русский закон. Необходимо подчеркнуть, что русское право содержит
первые три договора, ко­торые заключили Олег и Игорь. В договоре 971 года мы
находим только византийское право.



Русский
закон описывается как хорошо созданное, самобытное законодательство, которое
строго наказы­вает за преступление против личности, собственнос­ти. Система
права Киевской Руси отвечала развито­му обществу. Это свидетельствует о том,
что здесь законодательство существовало задолго до Русской Правды.



Из
анализа текстов договоров вытекает, что в них выражено смешанное
русско-византийское право. Здесь мы находим нормы уголовного, гражданского и
международного права.



Среди
норм уголовного права выделяются статьи, которые трактуют убийство (ст. 4
договора 911 года и ст. 13 договора 945 года). По ст. 4, если рус убьет
византийца или византиец убьет руса, виновный ум­рет на месте, где осуществлено
убийство. В договоре 945 года аналогичная статья приводится несколько в
измененном виде. В ней говорится, что убийца мо­жет быть задержан и лишен жизнь
близкими род­ственниками убитого.



Статьи
6 и 7 договора 911 года говорят об имуще­ственных преступлениях. Если рус
украдет что-нибудь у византийца, или византиец у руса, и пойманный потерпевшим
в момент воровства будет оказывать сопротивление, то его убийство не повлечет
за собой наказание убийцы, более того, потерпевшему возвра­щается украденное.



В
договорах есть ряд статей, которые относятся к гражданскому праву. Так, в
договоре 911 года есть статья о наследовании руссов, которые находились на
службе у византийского императора.



В
договоре 911 года помещена статья, которая регламентирует выдачу преступника. В
ней говорит­ся: если преступник совершит побег из Руси в Визан­тию, и русская
власть предъявит жалобу византийс­кому правительству, то последнее должно силой
воз­вратить преступника на Русь.



Профессор
М. Чубатый делает интересный вывод:



в
украинском законе проявляется более высокая, чем в европейских средневековых
законах культура бе­регового права. В Западной Европе имущество разби­того
корабля принадлежало владельцу берега, куда выбросили его волны, по украинскому
закону оно переходило под надзор государства, пока объявится его законный
владелец.



Текущее
княжеское законодательство имело мес­то в договорах князей с народом и княжих
грамотах. Сами договора не сохранились, но с летописей видно, что они
существовали. Очень мало сохранилось и юри­дических грамот князей. Самая
старшая из них — грамота Мстислава I от ИЗО года.



Отдельное
место среди памятников княжеского за­конодательства занимают церковные уставы,
которые содержали нормы канонического (церковного) права. Их сохранилось шесть.
Важнейшие среди них: церков­ный устав Владимира и церковный устав Ярослава. Они
имели огромное значение прежде всего для цер­ковного судопроизводства.
Каноническое право регу­лировало отношения: между церковью и государством,
внутри церкви, между церковью и паствой. Церков­ной юрисдикции подлежали также
брачно-семейные отношения и все нарушения моральных норм.



Важнейшее
значение среди правовых памятников Киевской Руси занимала Русская Правда. Она
дошла до нас более чем в трьохстах списках: в составе ле­тописей, в различных
юридических сборниках. Эти списки получали название либо по месту их нахож­дения
(Синодальный — в библиотеке Синода, Акаде­мический — в библиотеке Академии
наук), или по фамилии лиц, которые находили их (Карамзинский, Татищевский и
др.).



Все
эти списки принято подразделять на три редак­ции. Первая редакция связывается с
именем Яросла­ва, датируется периодом между 1016 и 1054 годами и



имеет
17 статей. Вторая редакция была результатом совместной деятельности братьев
Ярославичей — Изя-слава, Святослава и Всеволода, датируется периодом до 1068
года и имеет 26 статей. Третья редакция — не моложе 1113 года, принадлежит
авторству Владимира Мономаха и включает 121 статью.



Некоторые
ученые объединяют две первые редак­ции в одну — Краткую редакцию. Третья —
получи­ла название Пространной редакции. Существует еще четвертая, которая
является сокращением второй и третьей редакций. Как правило, ее называют Сокра­щенной
из Пространной редакцией.



В
Пространной редакции в отличие от Краткой мы выделяем устав о закупах и устав о
холопах. Следо­вательно, Пространная редакция отличается от Крат­кой прежде
всего уровнем развития норм граждан­ского права, а также нормами, которые
регламентиру­ют правовое положение полузависимого и зависимого населения.



2. Многие понятия, которые регулировали
отноше­ния людей при родоплеменном строе, были перенесе­ны в цивилизованное общество.
Это прежде всего от­носится к понятию «преступление», которое по Русской Правде
трактовалось как обида, причиняющая опреде­ленный материальный или моральный
ущерб.



Объектами
преступления были личность и имуще­ство. Объективная сторона преступления распадалась
на две стадии: покушение на преступление (обнажить меч) и оконченное
преступление. Русская Правда име­ла представление о превышении пределов
необходимой обороны (если вора убьют после его задержания). К смягчающим
обстоятельствам закон относил состоя­ние опьянения, к отягчающим — корыстный
умысел.



Субъектами
преступления могли быть только сво­бодные люди. Они отвечали за правонарушения:
оп­лачивали уголовные штрафы, могли быть изгнаны из общины, проданы в рабство.



С самого
начала уголовное право формируется как право-привилегия. Жизнь, честь и
имущество бояр и дружинников защищались значительно более строги­ми
наказаниями, чем жизнь, честь и имущество про­стого свободного человека. Холопы
же вообще не за­щищались законом.



Русская Правда ставила вопрос
и о субъективной стороне преступления, которая включала умысел или
неосторожность. Так, если убийство было осуществле­но в результате ссоры или «в
пиру», то виновный оп­лачивал уголовный штраф вместе с общиной (ст. 6). Если же
преступник был профессиональным граби­телем («стал на разбой») и убил
кого-либо, то общи­на не только не помогала ему в уплате штрафа, но и должна
была выдать его вместе с женой и детьми «на поток и разграбление» (ст. 7).
Убийство женщины наказывалось теми же наказаниями, что и убийство мужчины.



Русская
Правда знала следующие виды преступ­лений:



• преступления против личности, к
которым от­носились убийство, телесные повреждения, побои, ос­корбление словом;



• имущественные преступления, которыми
счита­лись разбой, татьба (кража), незаконное пользование чужим имуществом,
порча межевых знаков.



Виды
наказаний. Система наказаний по Русской Правде достаточно проста. В Киевской
Руси существо­вали следующие виды наказаний: поток и разграбле­ние и штрафы.



Возмещение
нанесенного вреда также осуществля­лось при помощи штрафов, которые назывались:
го-ловничество, урок, возврат похищенных вещей.



Поток
и разграбление было высшей мерой наказа­ния по Русской Правде. Его суть
заключалась в из­гнании преступника и его семьи из общины и конфис­кации его
имущества в пользу общины (позднее в



пользу
князя). Со временем, под потоком и разграб­лением стали понимать физическую
расправу и кон­фискацию имущества. Это наказание назначалось только в трех
случаях: за убийство в разбое (ст. 7), конокрадство (ст. 35), поджог (ст. 83).



Следующим
по тяжести видом наказания была вира — штраф, который назначался только за убий­ство.
Вира являлась денежным взысканием, которое шло в пользу князя. Наиболее
распространенный размер виры — 40 гривен. Это был очень тяжелый штраф. За эту
сумму можно было купить 20 коров или 200 баранов. Рядовой общинник, который
привлекался к уплате виры, попадал в тяжелое положение. Выхо­дом для таких
людей был институт дикой виры — штраф, который платила община сама или вместе с
правонарушителем (ст.4).



За
нанесение увечий, тяжких телесных поврежде­ний назначалось '«полувирье» — 20
гривен (ст. 27).



Все
остальные преступления наказывались «про­дажей». Под продажей понимался штраф в
размере от 1 до 12 гривен. Продажа поступала в княжескую казну, а потерпевший
получал «урок» — денежное возмещение за причиненный ему ущерб.



Родственники
убитого получали денежную компен­сацию, которая называлась «головничество».
Боль­шинство исследователей приходят к выводу, что го­ловничество взималось в
том же размере, что и вира.



Нужно
подчеркнуть, что в Русской Правде отсут­ствовала смертная казнь. Однако это не
значило, что на практике ее не было. Во-первых, в Киевской Руси довольно долго
существовала кровная месть. Очень интересна статья, которая позволяла убивать
вора в том случае, когда он был захвачен ночью на месте преступления или в
случае сопротивления с его сто­роны. Если же вор убит связанным или за предела­ми
двора, где он осуществит воровство, — убийца под­лежал наказанию.



При
Владимире Святославиче для разбойников была установлена смертная казнь, но
ненадолго, поскольку это отрицательно сказалось на доходах князя.



3. Многие статьи Русской Правды были
посвяще­ны охране частной собственности на землю. За пере­пахивание межи
предусматривался штраф в 12 гри­вен (ст. 34). Нормы Русской Правды не только
защи­щают частную собственность (движимую и недвижи­мую), но и регламентируют
порядок ее передачи по наследству, по обязательствам и договорам.



Достаточно
развитым было в Киевской Руси обя­зательственное право. Обязательственные
отношения могли возникать из причинения вреда или из дого­воров.



В
первом случае предусматривалось полное возме­щение стоимости. Так, если
кто-нибудь сломал копье или щит, то обязан был возместить их стоимость (ст.
18).



Для
обязательств из договоров характерным было то, что невыполнение обязательства
давало потерпев­шему право не на имущество лица, а на лицо, которое его не
выполнило. Это являлось пережитком родо­вых отношений, при которых имущество
принадлежа­ло не конкретному лицу, а всему коллективу (общи­не), и поэтому
взыскание могло обращаться только на само лицо.



Но
Русская Правда знает уже и имущественные взыскания. Так, добросовестный банкрот
получал от­срочку для погашения своих обязательств, а не про­давался в
холопство, как то было ранее.



Договор
имел название «ряд» и заключался, как правило, устно, но в присутствии
свидетелей или мыт­ника.



В
Русской Правде упоминаются договоры купли-продажи, займа, кредитования, личного
найма, хране­ния, поклажи, поручения.



Договор
купли-продажи движимого имущества заключался в форме устного соглашения о
передаче



вещи
лицу, которое платит за нее. Если кто-нибудь продавал чужую вещь, которая ему
не принадлежала, то соглашение считалось никчемным: вещь перехо­дила к ее
владельцу, а покупатель предъявлял про­давцу иск о возмещении вреда.



Договор
займа охватывал кредитные операции как деньгами, так и натурой. Взятое
возвращалось с над­бавкой в виде «присопа» (присыпки) при займе хле­ба и
«наставы» (добавки) при займе меди. Проценты при займе денег (серебра)
назывались «резами».



Заем,
как и другие гражданские соглашения, зак­лючался публично, в присутствии
свидетелей, исклю­чение допускалось только для некрупных займов до трех гривен.
Если долг превышал эту сумму, а свиде­телей не было, суд не рассматривал такой
иск (ст. 52).



Проценты
по краткосрочным займам взыскива­лись ежемесячно, размер их не ограничивался.



Договор
поклажи заключался в виде неофициаль­ного соглашения (без свидетелей), и споры,
которые возникали в связи с этим, решались простой прися­гой. Она основывалась
на обоюдном доверии сторон (ст. 49).



Высокий
уровень торговли в Киевской Руси заста­вил законодателя включить в Русскую
Правду целый устав банкротства. Различались три вида банкротства:



в случае несчастья, когда товар уничтожен в резуль­тате
стихийного бедствия, аварии судна, пожара или разбойного нападения (при этих
условиях купец по­лучал рассрочку в платеже); когда купец пропьет или проиграет
чужой товар (банкрот отдавался в руки кредиторов: они могли ждать возврата
долга, дать банкроту отсрочку или продать его в рабство (ст. 54); в случае
злостного банкротства, когда купец-должник, который не имел кредита, брал у
гостя из другого города или у иностранца товар и не возвращал за него деньги
(банкрот продавался вместе со всем его иму­ществом (ст. 55).



Русское
право знало и договор личного найма (в услужение, для выполнения определенной
работы). При этом наймитов, как правило, превращали в зави­симых людей.



Наследственное
право. Русская Правда различа­ет два вида наследования: по завещанию и по
закону (ст.92). Если умерший не оставил завещания, в силу вступало наследование
по закону.



До
совершеннолетия сыновей наследственным имуществом распоряжалась мать. Если она
во вто­рой раз выходила замуж, то назначался опекун из числа близких родственников.
Вознаграждением для опекуна было то, что он пользовался доходами с име­ния
опекаемых. Отцовский двор не делился и пере­ходил к младшему сыну (ст. 99-100).



Мать-вдова
получала в свое распоряжение часть имущества «на прожиток» (ст. 93), а сестру
братья дол­жны были выдать замуж, выделив ей приданое (ст. 95).



У
большинства народов мира при переходе от пер­вобытно-общинного строя к
государству существовал обычай, в соответствии с которым наследовать могли
только сыновья. В Киевской Руси община тоже была заинтересована в том, чтобы ее
богатства не шли на сторону, чтобы в случаях, когда девушка выходила замуж за
члена другой общины, унаследованное ею имущество не переходило в эту общину.
Вот почему Русская Правда подчеркивала, что ни мать, ни доче­ри не могут
претендовать на наследство (ст ст. 93, 95).



Из
этого общего права наследования Русская Прав­да делала исключение для бояр и
дружинников, ко­торые при отсутствии сыновей могли передавать на­следство
дочерям (ст. 91). Это делалось для того, что­бы имения всегда оставались за
знатными семьями.



















































































Библиография:







1.   
Брайчевський М. Ю. Походження Русі. — К., 1968.



2.    Греков Б. Д. Киевская Русь. — М., 1956.



3.    Грушевський М.С. Історія України - Руси. — К., 1913. —
Т. 8.



4.    Долгополова Л., Музыченко П. Роль православия в
становлении государственности Киевской Руси. — Одесса, 1998.



5.    История государства и права СССР // Под ред. Г.С.
Калинина, А.Ф. Гончарова. — М.» 1972. — Ч. 1.



6.    История государства и права Украинской ССР. — К.,
1987. —Т. 1.



7.   
Іванченко Р.
Історія без міфів. — К., 1996.



8.    Історія держави і права України. — Харків,
1993. — Ч. 1.



9.    Історія держави і права України: У 2 ч. // За ред. А.
Й. Рогожина. — К., 1996. — Ч. 1.



10.  Кульчицький В. С., Настюк М. I., Тищик Б. И. Історія держави і права
України. — Львів, 1996.



11.  Музиченко
П., Єрмошкін С., Нагуш О. Суд і процес в Київській Русі. — Одеса, 1995.



12.  Музиченко П.П. Історія держави і права
УкраиЇни. К.,1999.



13.  Музыченко П. П. История государства и права Ук­раины.
Одесса, 1999.— Ч. 1.



14.  Полонська-Василенко Н. Історія України. — К.» 1993. — Т. 1.



15.  Субтельний О. Україна: Історія. —"К.,
1994.



16.  Толочко Й. П. Древняя Русь. — К., 1987.



17.  
Юшков С. В.
Общественно-политический строй и право Киевского государства. — М., 1949.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.